Что говорят люди пережившие авиакатастрофу. Выжившие в авиакатастрофах: истории тех, кому «повезло

Выжить в авиакатастрофе... Действительно, за всю историю гражданской авиации было множество пассажиров, которым удалось избежать трагедий. Кто-то из них проспал или опоздал на злополучный рейс и благодаря этому остался живым. Но есть и по-настоящему чудесные спасения, объяснить которые просто невозможно. Мы сдеали подборку самых невероятных историй о людях, переживших крушение самолетов.

1. Жуткая авиакатастрофа, произошедшая в Перу в декабре 1971 года, унесла жизни 92 человек. В самолет Lockheed L-188A попала молния, когда он летел над тропическим лесом на высоте 3 км. Лайнер развалился на части и, казалось, в живых никого не осталось. Но спустя 9 дней после трагедии нашелся выживший пассажир "смертельного рейса" LANSA 508 - 17-летняя Джулиана Маргарет Кепке (на главном фото - примеч. Ред. ). У школьницы была сломана ключица, разбито лицо, все тело в синяках. И это - после падения с высоты 3000 метров! Ее нашли не сразу - больше недели Джулиана выживала одна в диких условиях джунглей. Как позже признавалась сама Джулиана, во время крушения самолета ряд сидений, к которому она была пристегнута, вращался, как лопасть вертолета, что и замедлило скорость падения. Повезло ей и в том, что сидения вместе с ней рухнули в густые кроны деревьев, чем смягчили "посадку". Кстати, история, произошедшая с Джулианой Кепке, легла в основу итальянского фильма "Чудеса еще случаются".

2. Как раз эту самую картину "Чудеса еще случаются" вспомнила пассажирка Ан-24 Лариса Савицкая в 1981 году. Женщина возвращалась с мужем из свадебного путешествия, но, к сожалению, их красивая история любви прервалась на высоте 5 км на Дальнем Востоке. 24 августа 1981 года самолет, на котором они летели, столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 ВВС СССР . Из 32 человек уцелела лишь 20-летняя Лариса. В момент катастрофы женщина крепко спала, прижавшись к мужу. Очнулась Савицкая от сильного удара - самолет разломился на части. Ее выбросило в проход и несмотря на весь ужас от происходящего, Лариса успела крепко ухватиться за ближайшее кресло и вжаться в него, как героиня фильма «Чудеса еще случаются».

Уже очутившись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мертвого мужа. Рядом с ним она прождала спасателей на месте крушения самолета ровно два дня.

Лариса Савицкая дважды упомянута в Книге рекордов Гиннеса: как выжившая в авиакатастрофе и как получившая самую маленькую компенсацию – 75 рублей!

3. Трагедия, произошедшая в Андах, также легла в основу художественного фильма. «Живые» вышли на экраны в 1993 году - через 21 год после печально известной истории. Рейс 571 Уругвайских авиалиний с 45 регбистами и их близкими разбился 13 октября 1972 года. 10 человек погибли сразу, остальным же пришлось 72 дня выживать в горах без еды.

Это страшно представить, но несчастным пришлось даже питаться мясом умерших товарищей. Спустя несколько дней в живых остались лишь 16 человек. Остальные погибли от голода и холода. Выжившие пассажиры были спасены 23 декабря 1972 года.

4. 1972 год был омрачен еще одной авиакатастрофой - 26 января над чешским городком Сербска-Каменице террористы взорвали пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-3, который летел из Копенгагена в Загреб . Бомба была заложена в багажном отделении и сдетонировала на высоте 10 160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли. Спаслась лишь 22-летняя стюардесса Весна Вулович . У женщины был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, но тем не менее она была жива.

Последующие 27 дней Весна находилась в коме, а после этого еще 16 месяцев была под присмотром врачей в больнице. Чудесное спасение Вулович занесено в Книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта.

5. Одна из самых масштабных катастроф в истории японской гражданской авиации произошла 12 августа 1985 года. Boeing 747SR-46 авиакомпании Japan Airlines рухнул около горы Такамагахара в 100 км от Токио .

Из 520 пассажиров удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34-летней пассажирке самолета и ее 8-летней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве.

6. Фотография маленькой Сесилии Сичан в 1987 году облетела весь мир. 4-летняя девочка чудом выжила во время крушения самолета в Детройте 16 августа. Трагедия унесла жизни 156 человек, но как в таком происшествии выжила Сесилия - до сих пор большая загадка. McDonnell Douglas MD-82 не смог набрать высоту - лайнер понесло в столб, затем он опрокинулся и, проскользив по дороге, влетел в путепровод.

Во время спецоперации спасатели стали свидетелями душераздирающей картины: крохотная девочка с огромными от страха глазами сидит в своем кресле, а рядом тела ее родителей и 6-летнего брата.

7. В 2009 году мир потрясла еще одна трагедия: у побережья Коморских островов в Индийский океан упал Airbus A310. На борту самолета, совершавшего рейс из столицы Йемена Саны в город Морони, находились 142 пассажира и 11 членов экипажа. Найти кого-то в живых просто не представлялось возможным.

Но чудо все же случилось: спустя 10 часов после трагедии спасатели обнаружили в океане маленькую девочку, которая все это время провела в воде без спасжилета. Кроме того, как позже признался отец малышки, она даже не умела плавать! Бахиа Бакари держалась за обломки самолета.

Примерно 16% людей боятся летать на самолетах. Статистика говорит, что попасть в катастрофу гораздо больше шансов, путешествуя по земле, чем по воздуху. Но все же в некоторых случаях риск авиакатастроф вполне оправдан.

После каждого крушения люди, чудом не успевшие на рейс или сдавшие свой билет, благодарят бога за такое счастливое стечение обстоятельств. Ведь шанс выжить в авиакатастрофе очень мал. В журнале Popular Mechanics была опубликована статистика, согласно которой люди, выбравшие место в хвосте самолета, повышают свои шансы на спасение на 40%. Но Эд Галея, профессор математического моделирования и инженерии в Университете Гринвича в Лондоне, убежден, что в авиалайнерах нет «безопасных» мест. При воздушном крушении все пассажиры одинаково оказываются в зоне риска.

Людей, выживших в авиакатастрофах, очень мало. Как они живут, получив второй шанс?

Сесилия Сичан (Крокен)

В 1987 году лайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании Northwest Airlines потерпел крушение. На борту была четырехлетняя Сесилия Сичан, которая вместе с матерью и братом возвращалась с отдыха. Самолет не смог набрать высоту, в результате чего произошло чудовищное столкновение со столбом, пострадало левое крыло. Лайнер упал на землю и разломился, проскользив по поверхности несколько метров. Авария произошла по вине экипажа – пилоты не смогли проконтролировать угол взлета и скорость воздушного судна. Также не было сигнала о том, что самолет не готов к взлету.

Погибли 153 человека – экипаж, пассажиры и двое очевидцев трагедии. Сесилия Сичан стала единственной выжившей после крушения. Своим спасением девочка обязана матери – женщина прикрыла малышку своим телом. Столкновение Сесилия не помнит. Хоть девушка думает об этом ежедневно и даже сделала себе татуировку на запястье в виде небольшого самолета, но говорить о трагедии смогла лишь через четверть века:

«Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу».

Маленькая Сесилия получила ожоги третьей степени, у нее был переломан череп, ключица и нога. После семинедельного лечения в клинике малышку забрала тетя Рита, сестра матери, и дядя Франклин Лумпкин. Чтобы избавиться от назойливого внимания журналистов, им пришлось переехать в Алабаму из Аризоны.

Сесилия только в средней школе узнала о том, что стала единственной выжившей на борту самолета:

«Я чувствовала себя виноватой. Почему я? Почему мой брат не выжил? Почему не кто-то другой?», — рассказывает девушка в фильме Sole Survivor.

Сесилия не боится летать, но желания становиться стюардессой у нее тоже никогда не возникало. В свое время Сичен прозвали «главной американской сиротой». Через многие годы удалось разыскать пожарного Джона Тие – именно он отыскал девочку среди обломков лайнера и передал ее медикам. В 2012 году Сичен пригласила своего спасителя на свадьбу. Кроме того, девушка поддерживает связь с семьями погибших. Сесилия пытается жить нормальной жизнь, но один взгляд в зеркало возвращает ее мыслями к той ужасной катастрофе, пробуждая чувство вины, за то, что именно она выжила при крушении.

Весна Вулович

Весна Вулович попала на страницы Книги рекордов Гиннесса, как выжившая после падения с 10 тысяч метров высоты.

Девушка работала стюардессой «Югославских авиалиний». 26 января 1972 года она летела рейсом Копенгаген-Загреб, на борту было 28 пассажиров. Самолет был в воздухе уже около часа, когда неожиданно носовая часть с кабиной пилота отсоединилась от остальной конструкции. Согласно заключению экспертов, на борту сработало взрывное устройство. Служба государственной безопасности Чехословакии через 10 дней после авиакатастрофы представила детали взрывного механизма в виде будильника. Были установлены даже имена взрывателей, но найти их самих не удалось.

22-летняя Весна вообще не помнит ничего о крушении. Последнее воспоминание – как уборщица чистит борт самолета, а спустя несколько часов Вулович нашли на обломках этого лайнера.

«Громкий взрыв, очень яркий свет и невыносимый холод - вот и всё, что я помню о той катастрофе. На меня наткнулся местный житель, немец Бруно. Нащупал пульс, понял, что у меня сломан позвоночник, поэтому не стал двигать моё тело, а сразу вызвал помощь», — рассказывает Весна в одном из интервью.

Помимо множественных переломов у стюардессы была также потеря памяти. Когда она пришла в себя в больнице, то ровным счетом ничего не помнила об аварии и не понимала, почему ее родители плачут. Когда Весне рассказали о том, что произошло, стюардесса ощутила чувство вины – она не могла понять, почему выжила, в то время, как все пассажиры и ее коллеги погибли.

«Я сломала левую руку и левую ногу, три позвонка (один из них был просто раздавлен), в нескольких местах проломила череп», — вспоминает о своих травмах Вулович.

Девушке удалось спастись благодаря низкому давлению – на такой высоте сердце человека с нормальным давлением просто не выдержало нагрузки. Стюардесса потеряла сознание, что также сыграло ей на руку.

Посла аварии Весне предстояло заново учиться разговаривать и ходить, к тому же необходимо было вернуть память. Четыре с половиной года ей понадобилось, чтобы снова встать на ноги, а от хромоты Вулович не смогла избавиться до конца своей жизни.

После выписки из больницы девушка снова хотела работать стюардессой, но ей отказали, даже не приняв в учет аргументы, что «снаряд дважды в одну воронку не падает» и что Вулович «является гарантом безопасности на борту». Впрочем, взамен ей предложили работу в офисе авиакомпании, где она и проработала до пенсии. В 200\16 году весны Вулович не стало, она скончалась в своем доме в Белграде.

Камил Баженов

В апреле 2012 году лайнер авиакомпании UTair, направляющийся в Сургут, упал с высоты 200 метров через 42 секунды после взлета. Крушение произошло под Тюменью, погибло 33 человека, 10 остались в живых.

Авиакатастрофа произошла в результате решения КВС не проводить противообледенительную обработку, хотя на самолете в тот момент был снег. После инцидента авиакомпания приняла решение проводить эту процедуру в обязательном порядке, раньше решение оставалось за капитаном.

Одним из выживших стал 27-летний Камил Баженов, которые летел на деловую встречу. Камил мог полететь совсем на другом рейсе, так как перепутал очереди. Но в последний момент все же взял билет в хвостовой части на этот злополучный самолет.

Полет начался как обычно, ничто не предвещало беды, как вдруг самолет стало сильно трясти. Очнулся Камил уже на земле – парень поднял руку, чтоб его заметили спасатели. Баженов хоть и находился в сознании, но не может вспомнить ничего, что происходило дальше.

В авиакатастрофе Камил получил десять переломов и четыре разрыва связок, парню пришлось учиться ходить заново.

«До катастрофы у меня был довольно тяжёлый период в жизни. Я работаю в жёстких условиях. В личном плане было нелегко… Но я не унываю. Чёрная полоса сменится белой. Если с человеком такое случилось, то надо бороться», — рассказывает Баженов.

И правда – уже через год после аварии Камил женился и стал успешным предпринимателем. Об этой странице в его биографии напоминают лишь две фотокарточки из электронного альбома «Новая жизнь» и запись, сделанная после катастрофы: «Всем огромное спасибо за поддержку, она мне очень помогла, особенно когда я был в реанимации».

Лариса Савицкая

20-летняя Лариса с мужем возвращались из свадебного путешествия из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолет Ан-24 находился на высоте 5220 метров, как неожиданно в лайнер врезался бомбардировщик Ту-16. Самолет разлетелся на обломки, намертво вцепившись в пассажирское кресло, Савицкая полетела вниз.

«Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала - от горя не успела осознать страх. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно», — вспоминает в интервью Лариса.

Девушка даже не думала, что сумеет выжить, хотелось лишь умереть без боли. Но столкновение с деревом спасло ей жизнь. При ударе Ларисе выбило все зубы, она повредила позвоночник в пяти местах, сломала ноги, ребра и руку.

Три дня девушка провела в беспамятстве. Когда ей наконец-то удалось открыть глаза, то первое, что она увидела, было тело ее погибшего мужа.

«Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они кроме «му-му» ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека».

Родные Ларисы тоже не ожидали увидеть девушку живой. Они даже заказали ей гроб и вырыли могилу. Савицкой пришлось пройти длительный курс лечения ипериод реабилитации, но и сейчас, спустя годы, при перемене погоды боли усиливаются, напоминая о том чудовищном дне.

За несколько дней до вылета Лариса посмотрела фильм «Чудеса случаются», где рассказывалось о спасении Джулианы кепке. Савицкая не знает, было ли это предупреждением.

«Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: «Я любимая девочка у Бога». Живу как жила».

В 1985 году у Ларисы родился сын. Через два месяца после этого счастливого события в автокатастрофе погибла мать Савицкой. Лариса жила на пособие в 32 рубля, перепечатывала тексты, торговала книгами. В 90-е годы ее парализовало – причиной стали травмы, полученные при крушении лайнера. Но Савицкая смогла выкарабкаться и даже устроилась работать офис-менеджером в риелторскую фирму.

О крушении женщина старается не вспоминать, но любое упоминание об авиакатастрофах вновь возвращает ее в тот день. Кроме того, Лариса теперь отмечает два дня рождения – 24 августа она считает днем своего спасения, когда ей был подарен второй шанс.

Джулиана Кепке

24 декабря 1971 года в Перу произошла страшная авиакатастрофа с огромным количеством жертв – при крушении самолета Lockheed L-188 Electra погибло 92 человека.

17-летняя Джулиана Маргарет Кёпке стала единственным выжившим пассажиром. Девушка вместе с матерью – орнитологом Марией Кепке – направлялась к отцу. Ганс Кепке был зоологом и как раз проводил исследования в южноамериканских джунглях. Семья хотела вместе встретить Рождество.

За 20 минут до окончания рейса самолет влетел в облако, пассажиры почувствовали сильную тряску. По салону летал багаж, пассажиры плакали и кричали.

«Внезапно мы вошли в очень тяжёлое тёмное облако. Моя мать беспокоилась, но я была в порядке, мне нравилось летать», — рассказывала Джулиана в интервью ВВС.

Девушка не выпускала руку матери, последние слова, которые Джулиана услышала, были: «Это конец, все кончено».

Самолет вошел в штопор и девушка потеряла сознание. Очнулась она уже в больнице и первое, о чем подумала, было: «Я пережила авиакатастрофу».

Кепке порвала связки в коленном сустава, ее ключица была сломана в нескольких местах. Но после аварии Джулиана находилась в состянии аффекта и не чувствовала боли, все ее силы были направлены на то, чтобы выжить:

«До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу. Я слышала, как кружат поисковые самолёты, но не могла их видеть из-за густого леса».

Девушке пришлось пробираться практически наощупь – она потеряла очки и почти ничего не видела. В течение дня она смогла выйти к ручью, который должен был привести ее к цивилизации. На поиски людей у нее ушло 10 дней. По дороге она то и дело натыкалась на изувеченные тела пассажиров, в каждом из них она пыталась разглядеть мать и каждый раз, когда убеждалась, что перед ней другие люди, вздыхала с облегчением.

У Джулианы было множество ран, в которых уже завелись личинки, девушка вытаскивала их руками, превозмогая сильнейшую боль. Но наконец-то пришло спасение:

«В какой-то момент я услышала голоса нескольких мужчин. Это было похоже на голоса ангелов. Когда они увидели меня, они встревожились и прекратили говорить. Они думали, что я была своего рода водной богиней - фигурой из местной легенды».

Сначала местным жителям пришлось оказывать выжившей пассажирке помощь своими силами, только через сутки Джулиана попала в руки спасателей. Мать девушки нашлись через две недели после крушения. Женщина выжила, но получила много травм. Врачи боролись за ее жизнь, но Мария Кепке скончалась в больнице.

Джулиана хотела одного – забыть катастрофу как кошмарный сон, но ей это не удавалось из-за настойчивого внимания журналистов. История спасения девушки легла в основу фильма Miracles Still Happen, снятого в 1974 году. Устав от преследований корреспондентов, Джулиана полностью отказалась от интервью.

Только в начале 2000-х девушка смогла снова говорить о крушении. Она вышла на связь с режиссером Вернером Херцогом, который задумал снять документальный фильм «Падение Джулианы в джунгли». А через десять лет, в 2011 году Кепке написала книгу «Когда я упала с неба».

Девушка стала маммалиологом (раздел зоологии, изучающий млекопитающих). По каким причинам произошла та страшная авиакатастрофа, так и не объяснили, поэтому Джулиану до сих пор интересует вопрос, почему вообще происходят крушения подобного рода:

«С тех пор как это со мной случилось, я слежу за авиакатастрофами. Для меня очень важно знать, почему они происходят. Мне важно, чтобы нашлось объяснение. Наше падение так и не объяснили».

Летать Кепке не боится, но не любит. Когда самолет попадает в зону турбулентности, у нее начинают потеть ладони и сильно сдавливает сердце.

6 января 2012, 15:59

23 декабря 1971г. самолет Lockheed L-188A авиакомпании LANSA с 92 пассажирами на борту вылетел из столицы Перу Лимы и взял курс на город Пукальпа. В 500 км к северо-востоку от столицы страны лайнер попал в обширную грозовую область, развалился в воздухе и упал в джунгли. Выжить в страшной катастрофе удалось лишь 17-летней Джулиане Дилер Копке, которую выкинуло из самолета.
Джулиана Дилер Копке «Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес» . Затем девушка, падая, вновь потеряла сознание. При падении с высоты около 3-х км. она сломала ключицу, повредила правую руку, а ее правый глаз закрыло опухолью от удара. «Возможно, я выжила из-за того, что я была пристёгнута к ряду сидений,» – рассказывает она. «Я вращалась как вертолет, что возможно замедлило падение. Кроме того, место, где я приземлилась было густо покрыто растительностью, что уменьшило силу удара». 9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы. 26 января 1972г. хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-32 , принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км. Весна Вулович Самолет упал на заснеженные деревья, а через несколько часов после трагедии на месте катастрофы оказался квалифицированный медик, который и распознал у Весны признаки жизни. У неё был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, из-за чего нижняя часть ее тела была парализована. Быстро оказанная помощь спасла девушке жизнь. Она 27 дней находилась в коме, а после еще 16 месяцев лежала в госпитале. После выхода из него, Вулович продолжила работать в своей авиакомпании, но уже на земле. Чудесное спасение Весны Вулович занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта. 13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие были найдены только 22 декабря 1972 года.
13 октября 1972 года команда регбистов из Монтевидео отправилась на соревнования в столицу Чили Сантьяго. В самолете "Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD" уругвайской авиакомпании "Таму", кроме них, находились еще пассажиры и 5 членов экипажа - всего 45 человек. По пути им предстояло совершить промежуточную посадку в Буэнос-Айресе. Однако "борт" T-571 попал в сильную турбулентную зону. В условиях сильного тумана пилот совершил навигационную ошибку: самолет, шедший на высоте 500 м, направился прямо на одну из горных вершин аргентинских Анд. Экипаж слишком поздно среагировал на ошибку. Через несколько мгновений "борт" налетел на скалы, пропоров стальную обшивку самолета. Фюзеляж разрушился; от страшного удара несколько кресел оторвало от пола и вместе с пассажирами выбросило наружу. Семнадцать человек из 45 погибли мгновенно, когда самолет "Фэрчайлд-Хиллер" рухнул в снег. В результате авиакатастрофы люди провели два месяца в снежном аду - на высоте 4 тысячи метров, при температуре минус 40 градусов. Обнаружили их только 22 декабря!
"После катастрофы в живых остались 28 человек, но после схода снежной лавины и долгих изнурительных недель голодания их осталось только шестнадцать. Проходили дни, недели, и люди, не имея теплой одежды, продолжали жить при сорокаградусном морозе. Питания, что хранилось на борту разбившегося самолета, хватило ненадолго. Скудные запасы приходилось делить по крохам, чтобы растянуть на большее время. Под конец остались только шоколад и наперсточная норма вина. Но вот кончились и они. У выживших голод взял свое: на десятый день они стали есть трупы". 24 августа 1981г. на Дальнем Востоке на высоте 5км. столкнулись пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании "Аэрофлот" и бомбардировщик Ту-16 ВВС СССР . Среди 32-х человек, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая , возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Лариса с мужем В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 C до −30 C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила. Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться. Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Лариса, тела её мужа и ещё двух пассажиров были обнаружены последними из всех жертв катастрофы. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Лариса Савицкая Из интервью Ларисы: - Как это произошло на самом деле? - Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх. - Вы так и упали в этой "лодочке"? - Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась... - И пристегнулись? - Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло. - Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы. - Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста". - Сколько времени вы провели в тайге? - Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам. 12 августа 1985г. Boeing 747SR-46 японской авиакомпании Japan Airlines потерпел крушение близ горы Такамагахара в 100 км от Токио в районе горы (префектура Гунма). Из 520-ти человек удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34 летняя пассажирке самолета и ее восьмилетней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве. Все четверо счастливчиков сидели в центральном ряду кресел в самом хвосте самолета. Для остальных 520 пассажиров и членов экипажа этот полет стал последним. По количеству жертв катастрофа японского "Боинга-747" уступает только катастрофе в Тенерифе в 1977 году, когда столкнулись два "Боинга". Ни на одном лайнере так много людей еще не погибало. 16 августа 1987 года Самолет McDonnell Douglas MD-82 , совершая вылет из аэропорта Metro, самолет потерял управление и сначала задел левым крылом линии электропередач, находящиеся в 800 метрах от взлетной полосы, затем крышу пункта проката машин, после чего разбился о землю.
На борту находилось 155 человек. 4-х летняя Сеселия Сичан была найдена спасателями в своем кресле, в нескольких метрах от тел своих родителей и 6-ти летнего брата. До сих пор ни один специалист не может объяснить, как, и при помощи какого чуда, она смогла выжить. Возможной причиной этой авиакатастрофы считают небрежность пилота и экипажа в следовании траектории взлета. 28 июля 2002г . в московском аэропорту "Шереметьево" сразу после взлета рухнул Ил 86 , на борту которого находились 16 человек: четыре пилота, 10 бортпроводников и два инженера. Через 200 м после того, как самолет оторвался от земли, произошла потеря мощности двигателей, самолет завалился на левое крыло и рухнул, после чего произошел взрыв.
Выжить удалось только двум бортпроводницам: Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой . Виноградова через некоторое время после выписки из больницы и прохождения реабилитационного курса вернулась к работе, а Моисеева решила не искушать судьбу и остаться на земле. 30 июня 2009г. у побережья Коморских островов потерпел крушение самолет А310 йеменской авиакомпании Yemenia , совершавший рейс из столицы Йемена Саны в столицу Комор город Морони. На борту A310 находились 153 человека. Единственным выжившим пассажиром разбившегося лайнера оказалась двенадцатилетняя девочка Бахия Бакари , имеющая французское гражданство. При ударе о воду её буквально выкинуло из самолета. В течение нескольких часов, девочка, практически не умеющая плавать, без спасательного жилета и в полной темноте, старалась держаться за обломки самолета, чтобы не утонуть. Сначала она старалась ориентироваться по голосам других пассажиров, но вскоре они стихли. Когда рассвело, она поняла, что она в полном одиночестве в центре масляной лужи на поверхности воды. К счастью, ей удалось взобраться на большой обломок и заснуть, несмотря на переутомление и жажду. В какой-то момент она увидела корабль на горизонте, но он проплыл слишком далеко, и ее не заметили. Команда частного корабля Sima Com 2, обнаружили Bakari лишь 13 часов после авиакатастрофы. Еще 7 часов спустя она оказалась на суше, где была направлена в госпиталь. Девочка получила многочисленные ушибы, у нее была сломана ключица и обожжены колени. 12 мая 2010г. Airbus-330 ливийской авиакомпании Afriqiyah Airways, прибывший из Йоханнесбурга (ЮАР), разбился при заходе на посадку в международном аэропорту Триполи. В условиях тумана экипаж принял решение уйти на 2-й круг, но не успел. На борту находились 104 человека. Среди обломков выжившего нашли только восьмилетнего мальчика с переломами обеих ног. Его придвило креслом, что, возможно, спружинило удар. 6 сентября 2011г. В Боливии разбился самолет частной авиакомпании потерпевшего катастрофу в амазонских джунглях. В результате изначально посчитали, что погибли все 9 человек, находящихся на борту. Через 3 дня поисков был найден чудом уцелевший пассажир - 35-летний продавец косметики боливиец Минор Видалью. Он отделался ушибами головы и переломами ребер. Минор Видальо рассказал, что он более 15 часов находился под обломками самолета, а когда ему удалось выбраться, он пошел вглубь леса в поисках людей.
Выжившего в авиакатастрофе обнаружили в нескольких километрах от места крушения самолета. "Мы увидели человека на берегу реки, который подавал нам сигналы, - рассказал капитан Давид Бустос, руководивший спасательной операцией. - Когда мы подошли поближе, он склонился на колени и начал благодарить Бога".

Несмотря на то, что в автомобильных авариях ежегодно погибает в тысячи раз больше людей, чем в крушениях самолетов, в массовом сознании живет страх именно к полетам. В первую очередь, это объясняется масштабностью трагедий – упавший лайнер это десятки и сотни одновременно произошедших смертей. Это шокирует значительно сильнее, чем несколько тысяч сообщений о смертельных ДТП, растянутых на месяц.

Вторая причина страха авиакатастрофы – осознание собственной беспомощности и неспособности хоть как-то повлиять на ход событий. Практически всегда это действительно так. Однако история воздухоплавания накопила небольшое количество исключений, при которых люди выживали, падая вместе с самолетом (или его обломками) с высоты нескольких километров без парашюта. Этих случаев настолько мало, что у многих из них есть собственные странички в Википедии.

Наездница на обломках

Стюардессе авиакомпании Jugoslovenski Aerotransport (сегодня она называется Air Serbia) Весне Вулович принадлежит мировой рекорд по выживанию в свободном падении без парашюта. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса потому, что осталась жива после взрыва самолета DC-9 на высоте 10 160 метров.

В момент взрыва Весна работала с пассажирами. Она сразу же потеряла сознание, поэтому ни момента катастрофы, ни ее деталей не запомнила. Из-за этого у стюардессы не появилось страха полетов – все обстоятельства она воспринимала с чужих слов. Оказалось, что в момент разрушения самолета Вулович зажало между сиденьем, телом другого члена экипажа и тележкой из буфета. В таком виде обломки упали на покрытый снегом склон горы и скользили по нему до полной остановки.

Весна осталась жива, хотя и получила тяжелые травмы – сломала основание черепа, три позвонка, обе ноги и таз. В течение 10 месяцев у девушки была парализована нижняя часть тела, в целом лечение заняло почти 1,5 года.

После выздоровления Вулович пыталась вернуться на прежнюю работу, но к полетам ее не допустили и дали должность в офисе авиакомпании.

Выбор цели

Выжить как Весна Вулович в коконе из обломков значительно проще, чем в одиночном свободном полете. Однако и во втором случае есть свои удивительные примеры. Один из них датируется 1943 годом, когда военный летчик из США Алан Мэги летал над Францией на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17. На высоте 6 км его выбросило из самолета, и падение затормозила стеклянная крыша вокзала. В итоге Мэги упал на каменный пол, остался жив и тут же был взят в плен потрясенными увиденным немцами.

Отличной целью падения будет большой стог сена. Известно несколько случаев, когда люди выживали в авиакатастрофах, если на их пути оказывался плотно растущий кустарник. Густой лес тоже дает некоторые шансы, но тут появляется риск напороться на сук.

Идеальным вариантом для падающего человека будет снег или болото. Мягкая и сжимающаяся среда, поглощающая набранную в полете к центру земли инерцию при удачном стечении обстоятельств может сделать травмы совместимыми с жизнью.

Почти не остается шансов на выживание при падении на водную гладь. Вода практически не сжимается, поэтому итог соприкосновения с ней будет таким же, как при столкновении с бетоном.

Спасение порой могут принести самые неожиданные объекты. Одна из главных вещей, которым учат любителей прыжков с парашютом – держаться подальше от линий электропередач. Однако известен случай, когда именно высоковольтная линия спасла жизнь скайдайверу, оказавшемуся в свободном полете из-за нераскрывшегося парашюта. Он попал прямо на провода, отпружинил и упал на землю с высоты нескольких десятков метров.

Пилоты и дети

Статистика выживания в авиакатастрофах показывает, что значительно больше шансов обмануть смерть у членов экипажа и пассажиров, не достигших совершеннолетия. С пилотами ситуация понятна – в их кабине системы пассивной безопасности более надежны, чем у остальных пассажиров.

Почему чаще других выживает дети – до конца не понятно. Однако несколько достоверных причин исследователи этого вопроса установили:

  • повышенная гибкость костей, общая расслабленность мышц и больший процент подкожного жира, защищающего внутренние органы от травм наподобие подушки;
  • небольшой рост, из-за которого голова закрывается спинкой кресла от летящих обломков. Это крайне важно, так как основная причина смертей при авиакатастрофах – травмы мозга;
  • меньший размер тела, снижающий вероятность напороться в момент приземления на какой-то острый предмет.

Непобедимая сила духа

Удачное приземление еще не всегда означает положительный исход. Не каждого чудом выжившего мгновенно находят благожелательно настроенные местные жители. Например, в 1971 году над Амазонкой на высоте 3 200 метров из-за пожара, вызванного попаданием молнии в крыло с топливным баком, разрушился самолет Lockheed Electra. 17-летняя немка Юлиана Копке пришла в себя в джунглях, пристегнутая к креслу. Она была ранена, но могла передвигаться.

Девушка вспомнила слова отца-биолога, который рассказывал, что даже в непроходимых джунглях всегда можно найти людей, если идти за течением воды. Юлиана пошла вдоль лесных ручьев, постепенно превращавшихся в реки. Со сломанной ключицей, пакетом конфет и палкой, которой она разгоняла на мелководье скатов, девушка через 9 дней вышла к людям. В Италии по этой истории сняли фильм «Чудеса еще случаются» (1974).

На борту, включая Копке, летело 92 человека. Впоследствии было установлено, что кроме нее падение пережили еще 14 людей. Однако в течение нескольких следующих дней все они умерли еще до того, как их нашли спасатели.

Эпизод из фильма «Чудеса еще случаются» спас жизнь Ларисе Савицкой, которая в 1981 году летела вместе с мужем из свадебного путешествия рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5 200 метров пассажирский Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К.

Лариса с мужем сидела в хвосте самолета. Фюзеляж разломился прямо перед ее креслом, и девушку отбросило в проход. В этот момент она вспомнила фильм о Юлиане Копке, которая при крушении добралась до кресла, вжалась в него и выжила. Савицкая сделала то же самое. Часть корпуса самолета, в котором осталась девушка, упала на смягчившую удар березовую рощу. В падении она находилась около 8 минут. Лариса оказалась единственной выжившей, она получила серьезные травмы, но осталась в сознании и сохранила способность самостоятельно передвигаться.

Фамилия Савицкой два раза вписана в российский вариант Книги рекордов Гиннеса. Она значится человеком, выжившим после падения с наибольшей высоты. Второй рекорд скорее печальный – Лариса стала той, кто получил минимальную компенсацию физического ущерба. Ей выплатили всего 75 рублей – именно столько по нормам Госстраха тогда полагалось выжившим в авиакатастрофе.

В статье представлена информация об авиакатастрофах гражданских воздушных судов (ВС) и летательных аппаратов (ЛА) военно-воздушных сил (ВВС), в которых из всех пассажиров и экипажа выжил всего 1 (один) человек. Дата публикации: 29.07.2011 (обновлено 03.11.2015).

Авиакатастрофа, приведшая к наибольшему числу жертв, из включенных в этот список, произошла 16 августа 1987 года в США. Из 155 человек на борту самолета DC-9-82 в живых осталась только 4-летняя Сесилия Сичан, потерявшая во время ЧП свою семью.

1936 год

Первый зафиксированный случай единственного выжившего после авиакатастрофы - 5 сентября 1936 года. Во время обзорного полета над Международным аэропортом Питтсбурга, США, разбился самолет авиакомпания Pittsburgh Skyways - тип самолета неизвестен. Десять человек погибло, выжила одна 17-летняя девушка, пассажир самолета Линда Макдональд (Linda McDonald).

1941 год

30 октября 1941 года возле американского города Мурхед, штат Миннесота, из-за обледенения крыла с высоты 200-300 метров упал почтовый самолет компании Northwest Airlines. Из 15 человек, находившихся на борту, выжил только пилот Кларенс Бейтс (Clarence Bates).

На фото: самолет Short S.25 Sunderland

1942 год

При невыясненных обстоятельствах 25 августа 1942 года в Шотландии разбился самолет Short S.25 Sunderland, «летающая лодка» Королевских ВВС Великобритании. Среди 14 погибших - член королевской семьи, герцог Кентский Георг, что стало основой версии о теракте. Единственный выживший - 24-летний лейтенант Эндрю Джек (Andrew Jack), летевший пассажиром самолета.

1943 год

Джон Ховард (John Alfred Howard) - 26-летний пассажир рейса 9 авиакомпании Панагра, единственный выживший после авиакатастрофы 22 января 1943 года. Самолет Douglas DC-3 столкнулся с горой в провинции Каравели, Перу, на высоте около 4 тысяч метров. Из-за недостаточной подготовки диспетчеров погибло шесть человек.

«Летающая крепость» Boeing B-17C ВВС США разбился 14 июня 1943 года в районе города Маккай, Австралия. Самолет взлетел во время утреннего тумана и после непродолжительного полета на небольшой высоте упал на землю. Причины катастрофы, во время которой погибло 40 человек, не установлены. Единственный выживший - 22-летний пассажир Фой Робертс (Foye Kenneth Roberts).

Чешский пилот, 32-летний Эдуард Прчал (Eduard Prchal) 4 июля 1943 года оказался единственным выжившим в катастрофе над Гибралтаром при крушении на 16 секунде после взлета самолета 511 эскадрильи Королевских ВВС B-24 «Либерейтор II» (бортовой номер AL 523). В катастрофе 16 человек, включая командующего польскими войсками и премьер-министра польского правительства в изгнании генерала Владислава Сикорского, его дочь, а также начальника штаба генерала Тадеуша Климецки. Во время расследования Прчал не смог внятно объяснить, почему в этот вылет он надел спасательный жилет, хотя обычно не прибегал к такой мере предосторожности, и кем был второй человек, которого видели на крыле упавшего самолёта.

1946 год

5 сентября 1946 года при подлете к аэродрому назначения самолет Douglas DC-3, авиакомпания Trans-Luxury Airlines, столкнулся с землей. Погибло 20 человек. Вероятная причина катастрофы в округе Элко, штат Невада, - ошибка пилота при пространственной ориентировке в условиях сильного тумана. Выжил только двухлетний мальчик Питер Линк (Peter Link), который сидел на руках у матери.

1947 год

Douglas DC-3, рейс 665 авиакомпании Eastern Air Lines, врезался в холм возле города Гэлакс, США, 12 января 1947 года. Из 19 человек на борту самолета выжил только 25-летний Уильям Кис мл. (William Ellis Keyes, Jr.). Причина катастрофы не установлена, предположительно - ошибка пилота.

28 января в Китае, возле города Ухань, спустя 30 минут после взлета разбился самолет Curtiss-Wright C-46 Commando. Погибло 25 человек, выжил только 15-летний подросток Пол Вик (Paul Ashton Vick). Причины падения самолета, вероятно, скрыты, официально - не установлены.

На фото: самолет Douglas DC-3 авиакомпании Air France

1 февраля 1947 года по невыясненным причинам упал и разбился Douglas DC-3 авиакомпании Air France. Катастрофа произошла в Португалии, неподалеку от Лиссабона. Единственный выживший - 38-летний Юджин Леонард (Eugene Leonard). Погибло 15 пассажиров и членов экипажа.

1948 год

10 марта 1948 года, Чикаго, катастрофа Douglas DC-4, рейс 705 авиакомпании Delta Air Lines. Вскоре после взлета (курс на Майами), на высоте 60-100 метров, самолет стал резко задирать нос, пока не стал в почти вертикальное положение. Затем, набрав высоту до 250 метров, перешел в сваливание на правое крыло и в итоге носовой частью врезался в землю. Точные причины потери продольного управления самолетом не установлены. Погибло 12 человек, выжила 33-летняя пассажирка Триполина Мэо (Tripolina Meo).

Ирландия, вблизи международного аэропорта «Шаннон», 15 апреля 1948 года. В ночное время самолет Lockheed L-049 Constellation, рейс 1-10 авиакомпании PanAm, снизился раньше торца ВПП, задел шасси каменный забор и разрушился. В результате катастрофы погибло 30 человек, единственный выживший - Марк Уорст (Mark Worst).

На фото: самолет Douglas DC-4 в Конго

12 мая 1948 года, Douglas DC-4 бельгийской государственной компании в ДР Конго на высоте около 220 метров попал в центр грозового фронта, резко потерял высоту и рухнул в лес, унеся жизни 31 человека. Выживший - пассажир по имени Мутафиш (Moutafis).

Хуан Юй (на кантонском - Вонг Ю) - единственный 24-летний выживший пассажир рейса компании Cathay Pacific, разбившегося 17 июля 1948 года на мысе Макао. Погибло 25 человек.

1949 год

20 ноября 1949 года из-за сложных метеоусловий в Норвегии упал в лес и разбился голландский самолет Douglas DC-3 (компания Aero Holland). На борту было 10 взрослых и 26 детей, из которых выжил только 12-летний Исаак Алляль (Isaac Allal).

1950 год

10-летняя Ольга Рада (Olga Rada) - единственная выжившая в авиакатастрофе 24 мая 1950 года, которая произошла возле города Пасто в Колумбии с самолетом Douglas C-47 Skytrain, авиакомпания LANSA. Самолет по неустановленной причине разрушился в воздухе недалеко от вулкана Галерас, погибло 25 человек.

Япония, 130 километров от Токио, 27 июля 1950 года. Через 20 минут после взлета самолет Douglas C-47 Skytrain, ВВС США, упал в Тихий океан. Причины катастрофы не установлены, обломки опустились на глубину свыше 1500 метров. Из 26 человек выжил только пассажир, 23-летний сержант Хару Садзаки (Haru Sazaki).

На фото: самолет Douglas C-47 Skytrain

30 августа 1950 года возле индонезийского острова Джемаджа разбился еще один Douglas C-47 Skytrain, самолет британских ВВС. По неустановленной причине «Дуглас» упал в Южно-Китайское море, следуя по маршруту Сингапур - Гонконг, погибло девять человек. Единственный выживший - майор Дэвид Лоутер (David Lowther).

1954 год

Деревня Олдбри, графство Хартфордшир, Великобритания. Через четыре минуты после взлета 6 января 1954 года, во время снежной бури, потерял высоту и врезался в деревья самолет Vickers Valetta T.3 Королевских ВВС. Погибло 16 человек, выжил - сержант ПиДи Клифф (P.D. Cliff). Причины катастрофы окончательно не установлены.

На фото: самолет Vickers Valetta T.3

Пауль Олсен (Paul Olsen) получил свой второй шанс в жизни 28 марта 1954 года, когда остался единственным выжившим после авиакатастрофы у острова Медвежий, Шпицберген. Во время падения почтового самолета Королевских ВВС Норвегии погибло 8 человек.

На фото: пассажиры самолета Ли-2 Дальневосточного отделения «Аэрофлота»

26 августа под Южно-Сахалинском потерпел крушение, врезавшись в сопку при заходе на посадку в условиях низкой облачности, самолет Ли-2 компании «Аэрофлот» (Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Хабаровская авиагруппа). В результате катастрофы погибло 26 человек, выжил неизвестный подполковник советской армии. Мужчина около 40 лет доставлен в больницу в тяжелом состоянии.

1956 год

Кончетта Финаморе (Concetta Finamore) - единственная выжившая пассажирка рейса LAI Flight 451 компании Linee Aeree Italiane, который разбился 24 ноября 1956 года. 34 человека погибло.

На фото: место крушения президентского самолета Филиппин

1957 год

17 марта 1957 года на Филиппинах, остров Себу, потерпел крушение президентский самолет Douglas C-47 Skytrain. В результате недостаточного набора высоты из-за неисправности электроприборов самолет врезался в гору через 40 минут полета. Погибли 25 человек, включая 7-го президента Филиппин Рамона Магсайсая. Выжил только находившийся в хвосте самолета 31-летний Нестор Мата (Néstor Mata).

На фото: самолет авиакомпании Eagle Aviation Limited

1 мая 1957 года при падении самолета Vickers VC.1 Viking компании Eagle Aviation Limited в районе аэропорта Блэкбуш, графство Гемпшир, погибло 34 человека, в основном, военнослужащие и члены их семей. После падения четыре человека были обнаружены живыми и направлены в больницу, но выжил только один пассажир, имя которого не называется.

1959 год

Из-за ошибки экипажа 30 октября 1959 года самолет Douglas C-47 Skytrain, рейс 349 авиакомпании Piedmont Airlines, врезался в 950-метровую гору Бакс Элбоу, Уайт Холл, Вирджиния, на 100 метров ниже ее пика. Выжившего Фила Брэдли (Phil Bradley) во время удара выбросило из фюзеляжа вместе с сиденьем, на котором он и ожидал спасателей, пристегнутый ремнем безопасности. Остальные 26 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: самолет Martin 2-0-2 авиакомпании Allegheny Airlines

1 декабря 1959 года, США, Вильямспорт, штат Пенсильвания. При заходе на посадку самолета Martin 2-0-2, рейс 371 авиакомпании Allegheny Airlines, экипаж сбился с курса и самолет врезался в гору. Погибло 25 человек, выжил - Луис Матараццо (Louis Matarazzo).

1967 год

Лейтенант Джозеф Гинет (Joseph «Leo» Guenet), 29 лет, член экипажа Lockheed EC-121H Super Constellation ВВС США - единственный выживший в авиакатастрофе 25 апреля 1967 года. Спустя 8 минут после взлета «Локхида» экипаж сообщил о пожаре в третьем двигателе и попросил экстренную посадку на острове Нантакет в Атлантическом океане. Однако самолет не долетел до ВПП, а упал в воду в нескольких километрах от острова. Погибло 15 человек.

1968 год

Неизвестный солдат срочной службы был единственным выжившим в катастрофе Ил-18 в Чунском районе Иркутской области 29 февраля 1968 года. Самолет рейса 15 «Аэрофлота» по невыясненной причине упал с высоты около 8000 метров. На высоте 1000 м из-за запредельных нагрузок Ил-18 разрушился. В результате катастрофы погибло 83 человека.

1970 год

Во время разбега по ВПП в городе Куско, Перу, 9 августа 1970 года у самолета Lockheed L-188 Electra авиакомпании LANSA (рейс 502) заглох и загорелся третий двигатель. «Локхид» все-таки взлетел, и пилоты запросили экстренную посадку. Во время разворота самолет накренился, потерял высоту, упал на землю и загорелся. В результате ненадлежащей эксплуатации самолета и ошибочных действий экипажа погиб 101 человек (2 на земле). Единственный выживший в этой авиакатастрофе - 26-летний пилот Хуан Лоо (Juan Loo).

1971 год

6 июня 1971 года пилот, лейтенант Кристофер Шисс (Christopher E. Schiess) единственный выжил при столкновении самолета ВМС США и гражданского рейса 706 авиакомпании Hughes Airwest. Погибло 50 человек.

На фото: Джулиана Кёпке на месте авиакатастрофы

Перу, Арекипа, 24 декабря 1971 года, трагедия рейса 508 авиакомпании LANSA, ставшая основой для фильма «Чудеса еще случаются». Самолет Lockheed L-188 Electra попал в зону сильной турбулентности через несколько минут после взлета. Через 20 минут полета в «Локхид» ударила молния. Самолет начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса. Получив перелом ключицы, единственная выжившая пассажирка Джулиана Кепке (Juliane Koepcke) через 9 дней самостоятельно вышла к людям.

1972

Весна Вулович (Vesna Vulović), 22-летняя стюардесса, единственная выжившая в авиакатастрофе самолета DC-9-30 (рейс JAT 367) 26 января 1972, рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии. После катастрофы Вулович 27 дней находилась в коме, а затем еще 16 месяцев оставалась в госпитале. Она продолжила работать в авиакомпании, но уже на наземной работе (у нее были повреждены череп, ноги и три позвонка).

Весна Вулович занесена в Книгу рекордов Гиннесса как выжившая при свободном падении без парашюта с рекордной высоты: 10 160 метров (33 316 футов).

1973 год

22 июля 1973 год, возле города Папеэте на Таити упал в Тихий океан Boeing 707-321B рейса 816 компании Pan Am. При взлете самолет поднялся на высоту 100 метров, а затем завалился влево и рухнул в воду. Погибло 78 человек - все, кроме Нила Кэмпбелла (Neil James Campbell). «Боинг 707» опустился на глубину около 700 метров, бортовые самописцы не были найдены, причины катастрофы не установлены.

На фото: носовая часть разбившегося Ту-134А

1979 год

22 марта, СССР, Лиепая. Из-за ошибки экипажа и УВД, допустивших нарушение центровки самолета, произошла катастрофа грузового рейса Ту-134А компании «Аэрофлот». Погибло четыре человека, выживший член экипажа - бортмеханик Юрий Дмитриевич Степанов, который, в отличие от своих товарищей, был пристегнутым при взлете.

30 мая 1979 года разбился самолет DHC-6 (De Havilland Canada) Twin Otter, рейс 46 авиакомпании Downeast Airlines. По неустановленной причине при посадке в аэропорту города Рокланд, штат Мэн, США, самолет зацепил деревья и разбился. Погибло 17 человек, в живых из находившихся на борту «Ди-эйч-си» остался только 16-летний пассажир Джон Маккаферти (John McCafferty).

1981

Савицкая Лариса Владимировна, единственная выжившая в катастрофе самолета Ан-24 (рейс «Аэрофлот» 811), произошедшей 24 августа 1981 года возле Комсомольска-на-Амуре. Молодая 20-летняя девушка находилась в хвосте и осталась в живых после столкновения самолетов в воздухе: АН-24 столкнулся с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м. Погибло 37 человек.

Лариса Савицкая была включена в российское издание Книги рекордов Гиннесса как выжившая после падения с высоты более 5000 метров и получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба (75 руб. в деньгах 1981–1982 годов).

2 сентября 1981 года, Колумбия, город Пайпа. Из-за перегрузки не смог набрать необходимую высоту и при совершении левого поворота врезался в холм самолет Embraer EMB 110 Bandeirante авиакомпании Taxi Aereo el Venado. Погиб 21 человек, выжил только 26-летний пассажир Ремберто Апарисио (Remberto Aparicio).

1983 год

30-летняя Мелисса Келли (Melissa Kelly) - единственная выжившая в катастрофе 30 апреля 1983 года, которая произошла с самолетом военно-морских сил США Convair CV-340 возле города Джэксонвилл во Флориде. Экипаж принял решение о возврате в аэропорт вылета, когда вскоре после взлета загорелся один из двигателей самолета, но Convair CV-340 упал в воду за 125 метров до начала ВПП. Погибло 14 человек.

На фото: Ту-154 компании «Аэрофлот»

23 декабря 1984 года в катастрофе Ту-154, летевшего рейсом Красноярск - Иркутск, погибло 110 человек. Имя единственного выжившего при крушении самолета рейса 3519 «Аэрофлота» 27-летнего мужчины, не называется.

1985 год

Вскоре после взлета Lockheed L-188A Electra с аэродрома Рино в штате Невада в самолете началась сильная вибрация из-за открывшегося лючка на крыле. Экипаж рейса 203 авиакомпании Galaxy Airlines совершил ошибку: решив, что детонация вызвана сбоем в работе турбин, пилоты снизили тягу двигателей, самолет потерял скорость и упал на территории кемпинга. Единственного выжившего пассажира, 17-летнего Джорджа Лэмсона (George Lamson), вместе с сиденьем выбросило из фюзеляжа за секунды до взрыва, в котором погибло 70 человек.

Как мы видим, самолеты становятся с годами больше, соответственно и количество пассажиров увеличивается...

1987 год

Кот-д’Ивуар, Абиджан, 3 января 1987 года. Авиалайнер Boeing 707, рейс 797 авиакомпании Varig, разбился при заходе на аварийную посадку после отказа двигателя. Погибло 50 человек, в живых остался только один пассажир, профессор Неуба Йессох (Neuba Yessoh).

16 августа 1987 года при взлете из аэропорта Детройт Метрополитан, штат Мичиган, экипаж не выпустил закрылки и предкрылки самолета рейса 255 авиакомпании Northwest Airlines. В результате лайнер McDonnell Douglas DC-9-82 потерял скорость и разбился за пределами ВПП. Причиной неисправности системы предупреждения о готовности полета стало сознательное отключение электрического предохранителя неизвестным лицом. В этой катастрофе погибло 156 человек (два на земле), единственная выжившая - четырехлетняя девочка по имени Сесилия Сичан (Cecelia Cichan).

На фото: Сесилия Сичан через несколько лет после катастрофы

8 декабря 1987 года погибли футболисты и другие члены спортивного клуба «Альянса», а также болельщики команды, возвращавшиеся в Лиму. При повторном заходе на посадку (из-за неисправности шасси) в Международном аэропорту Джорджа Чавеса самолет ВМС Перу Fokker F27-400M слишком рано снизил высоту, правым крылом зацепил поверхность океана, перевернулся и разрушился. Жертвами авиакатастрофы в Перу стали 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Эдильберто Вильяр (Edilberto Villar), который числился членом экипажа, но странным образом его роль в экипаже установлена не была.

1988 год

Неизвестный мужчина оказался единственным выжившим в авиакатастрофе 11 декабря 1988 года, произошедшей под Ленинаканом с самолетом Ил-76М Военно-воздушных сил СССР. Этот везунчик находился в кабине КамАЗа, погруженного в самолет, когда тот врезался в гору при заходе на посадку. Погибло 77 человек.

1990 год

Туркменская СССР, Ашхабадская область, близ Бахардока, 19 ноября 1990 года. Из-за производственного дефекта произошло разрушение главного редуктора несущего винта Ми-8Т, борт СССР-22389, компании «Аэрофлот». Вертолет упал с высоты 1200 м, столкнулся с землей и взорвался. Командир воздушного судна А. Бурмистров выжил, благодаря тому, что его выбросило через остекление кабины при взрыве, остальные 15 человек, находившиеся на борту, погибли.

На фото: выживший в авиакатастрофе индонезиец Бамбанг Сумади

1991 год

Самолет Lockheed C-130 Hercules, борт A-1324 ВВС Индонезии, возвращался с празднования Дня вооруженных сил 5 октября 1991 года. На борту находились летчики, принимавшие участие в официальных мероприятиях. По неустановленной (или скрытой) причине самолет потерял управление и врезался в учебный центр Министерства труда в районе аэропорта Халим Перданакусума, город Джакарта. В результате крушения «Локхида» погибло 135 человек (2 на земле), выжил - Бамбанг Сумади (Bambang Sumadi).

1992 год

Ливийский лидер Ясир Арафат - единственный выживший в авиакатастрофе, произошедшей 7 апреля 1992 года. Обстоятельства крушения малоизвестны: самолет летел из Хартума в Триполи, попал в песчаную бурю и упал в пустыне. Погибло не менее четырех человек.

На фото: Аннет Херфкенс, пассажирка вьетнамского самолета рейса 474

14 ноября 1992 года при заходе на посадку в условиях тропического шторма отклонился от курса к международному аэропорту Камрань и врезался в вершину горного хребта самолет Як-40 Вьетнамских авиалиний (рейс 474). Погибли все члены экипажа и пассажиры (30 человек), кроме 31-летней Аннет Херфкенс (Annette Herfkens). Спасателям понадобилось 8 дней, чтобы добраться до обломков самолета.

На фото: Эрика Дельгадо с родственниками

1995 год

Девятилетняя Эрика Дельгадо (Erika Delgado), юная пассажирка рейса 256 Колумбийских международных авиалиний, стала единственной выжившей после катастрофы самолета McDonnell Douglas DC-9 возле города Боливар 11 января 1995 года. По неустановленной причине самолет потерял управление и упал с высоты в 3000 метров. Погибло 52 человека.

24 сентября 1995 года в катастрофе самолета MIAT Mongolian Airlines погибло 42 человека, спасся единственный человек - 27-летний Улзиибаяр Санджаа (англ. Ulziibayar Sanjaa).

1997 года

Штурман Сергей Петров, 37 лет, остался в живых после авиакатастрофы в районе аэропорта Шарджа, ОАЭ. В тот день, 15 декабря 1997 года самолет Ту-154, рейс 3183 Таджикских авиалиний, при заходе на посадку из-за ошибки летчика опустился ниже необходимой высоты, потерял скорость и упал в пустынной местности. В результате падения лайнера погибло 85 человек.

На фото: обломки рухнувшего Boeing-737 в пустыне

2003

Юсеф Джиллали (англ. Youcef Djillali), 28 лет, гражданин Алжира, военнослужащий. 6 марта 2003 года летел из Таманрассета в Гардаю (Алжир). Из-за отказа двигателя при взлете самолет Boeing 737-200 Алжирских авиалиний (рейс 6289 компании Air Algérie) потерпел крушение в пустыне Сахара. На борту находилось 97 пассажиров и 6 членов экипажа, все, кроме одного, погибли.

Мухамед эль-Фатех Осман (англ. Mohammed el-Fateh Osman), 3 года, гражданин Судана. 8 июля 2003 года летел с мамой из Порт-Судан в Хартум. Самолет Boeing 737-200 (бортовой номер ST-AFK) Суданских авиалиний (рейс 139) потерпел крушение в Красном Море, не долетев до аэропорта Хартум. На борту находилось 117 пассажиров и членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Самолет загорелся в воздухе. Очевидцы говорят, что падающий самолет был похож на гигантский огненный шар. На месте падения спасатели обнаружили маленького мальчика.

На фото: лейтенант Фаркаш с женой после катастрофы

2006 год

Преждевременное снижение высоты и ошибка в пространственном ориентировании привела к авиакатастрофе 19 января 2006 года, которая произошла в Приштине, Сербия, с бортом 5605 Воздушных сил Словакии. В результате падения самолета Ан-24 погибло 42 человека. Единственный выживший - лейтенант Мартин Фаркаш (Martin Farkaš), бывший пассажиром самолета.

27 августа 2006 года, при взлете с аэропорта города Лексингтон, штат Кентукки, пилоты авиакомпании Delta Connection перепутали номер ВПП и начали взлет по более короткой полосе. В результате самолету Bombardier Canadair Regional Jet (рейс 5191) не хватило длины разбега, он выкатился за пределы ВПП, протаранил железное ограждение, врезался в деревья, разрушился и загорелся. Катастрофа унесла жизни 49 человек. Единственный выживший - 44-летний второй пилот Джеймс Полехинке (James Polehinke).

На фото: бывший летчик Джеймс Полехинке с супругой

2007 год

Ирак, город Балад, 9 января 2007 года. Абдулькадир Акыз (Abdülkadir Akyüz) остался единственным уцелевшим пассажиром Ан-26 (борт ER-26068) молдавской авиакомпании AerianTur-M. Самолет разбился при посадке в аэропорту, погибло 34 человека. Существует несколько версий причин катастрофы, включая плохие погодные условия и теракт (есть основания полагать, что молдавский Ан-26 был сбит ракетой).

На фото: спасатели эвакуируют Франческу Льюис, что заняло около 4 часов, до места, доступного вертолету

12-летняя Франческа Льюис (Francesca Lewis) - единственная выжившая в авиакатастрофе самолета Cessna 172, который врезался в склон вулкана Бару в Панаме 23 декабря 2007 года. В трагедии погибли все, находившиеся на борту, включая мультимиллионера Майкла Кейна и его 13-летнюю дочь Талию. Франческу обнаружили через два дня после падения «Сессны» в труднодоступном горном районе.

2008 год

В условиях плохой видимости 8 октября 2008 года в районе аэропорта им. Тэнцинга и Хиллари в городе Лукла, Непал, пилот сбился с курса и самолет De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (рейс 103) авиакомпании Yeti Airlines врезался в гору. В результате катастрофы оборвались жизни 18 человек. Единственный выживший - командир экипажа Сурендра Кунвар (англ. Surendra Kunwar).

2009 год

Канада, остров Ньюфаундленд, 12 марта. Вертолет Sikorsky S-92, обслуживавший нефтяное месторождение Хайберния, упал в океан во время полета к нефтяной платформе. Выжил только 28-летний Роберт Декер (Robert Decker), 17 человек погибло.

На фото: Байя Бакари на больничной кровати в июле 2009 года

Байя Бакари (англ. Bahia Bakari), 14 лет, гражданка Франции. 30 июня 2009 года летела вместе с матерью из Марселя на Коморские острова. Самолет Airbus А-310-300 Йеменских авиалиний (рейс IY 626) потерпел крушение в Индийском океане вблизи Коморских островов. На борту находилось 153 пассажира, все, кроме девочки-подростка, погибли. Байя не получила при катастрофе физических травм, пострадала только от переохлаждения после пребывания в воде в течение 14 часов. В 2010 году она опубликовала автобиографию «Выжившая».

На фото: 9-летний Рубен ван Ассоу в госпитале после операции

2010 год

Рубен ван Ассоу (Ruben van Assouw), 9 лет, гражданин Нидерландов. 12 мая 2010 года летел вместе с родителями из Йоханнесбурга в Триполи. Самолет Airbus A330-200 ливийской компании Afriqiyah Airways (рейс 771) потерпел крушение при заходе на посадку аэропорта Триполи из-за ошибки пилотов. На борту находилось 93 пассажира и 11 членов экипажа, все, кроме одного, погибли. Ребенка обнаружили в сознании среди обломков. У мальчика сломаны ноги, но основные жизненные показатели в норме.

25 августа 2010 года при подлете к аэродрому Бандунду в ДР Конго врезался в дом борт 9Q-CCN авиакомпании Filair, самолет Let L-420UVP. Из-за недостатка топлива или технической неисправности погибли 20 человека. К сожалению, нет данных по единственному выжившему в этой катастрофе.

2011 год

4 апреля в городе Киншаса, Демократическая Республика Конго, не справился с управлением Bombardier CRJ 100 в сложных метеоусловиях грузинский пилот Georgian Airways, перевозивший груз и пассажиров по заказу ООН. В результате удара о DGG самолет раскололся на две части и загорелся. Погибло 32 человека. Единственный выживший - Франсис Муамба (Francis Mwamba).

Александр Сизов, 42 года, инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию самолета Як-42 (рейс AKY-9633), потерпевшего катастрофу 7 сентября на маршруте Ярославль - Минск. Самолет разбился при взлете с аэропорта «Туношна» из-за ошибки экипажа. Самолет выкатился за ВПП, не успел набрать высоту, столкнулся с радиомаяком, врезался в землю и взорвался. Погибло 44 человека, включая игроков хоккейного клуба «Локомотив».

На фото: Як-42 за пять лет до катастрофы

2014 год

11 февраля 2014 года разбился военно-транспортный самолет Lockheed C-130H-30 Hercules, летевший из Таманрассет в Константину, алжирская провинция Умм-эль-Баваки. Не долетев до места назначения, самолет разбился в гористой местности, погибло 77 человек. Спасся 21-летний Нимер Джеллул (англ. Nimer Djelloul).

2015 год

Самолет Ан-2 компании «Казахмыс», совершая 20 января перелет из Балхаша в Шатырколь, Шуский район Жамбылской области Казахстана, разбился на подлете к месту назначения. Погибло шесть человек, выжила Асем Шаяхметова.

По материалам Википедии - свободной энциклопедии

Безопасность пассажиров самолетов

Специалисты Университета Гринвича (Лондон) в 2008 году провели исследование, данные для которого брали из анализа обстоятельств гибели 105 человек в авиакатастрофах. Также были опрошены почти 2 тыс. человек, выживших при крушении самолетов.

Результаты показали: наиболее безопасны кресла у прохода, не более чем в пяти рядах от аварийного выхода.

По мнению ряда специалистов, кресла бортпроводников безопаснее кресел пассажиров, поскольку они расположены спинкой вперед. Предлагалось даже развернуть кресла пассажиров, но нововведение не было внедрено из-за нежелания пассажиров летать спиной вперед. Кроме того, при полете самолета на крейсерском режиме с положительным углом атаки, пассажиры, сидящие лицом против полета, будут «сползать» из кресел, так как при таком положении самолета подушка кресла находится под отрицательным углом к горизонту.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх