Как путешествовать по Китаю и делать покупки без знания китайского языка? Пешком в Китай (путешествие в одиночку).

Отдельно расскажу о нашем железнодорожном опыте и о том, как мы добывали еду в этой поездке. Все свои перемещения между городами в Китае мы совершали на поездах.

Это были наши требования к блюдам. Хорошо, когда в кафе есть меню с картинками. Мне, в общем-то, нравятся и блюда со сладким соусом, хотя я не могу их есть много. Но Лене они не понравились.

Вообще у китайцев особая любовь к сладкому - даже найти не сладкий хлеб практически не возможно. Хлеб в нашем понимании мы там вообще не нашли.

Все сосиски, какие мы пытались пробовать, хоть внешне и были похожи на наши, но на вкус были гадко сладкими.

Картофель там тоже весь сладкий.

Кстати, китайское пиво нам понравилось.

В итоге у нас сложился свой набор требований к блюдам:

  • 不辣 - búlà - не острое,
  • 不甜 - bùtián или 不加糖 - bùjiātáng - не сладкое,
  • 没有豆腐 - méiyǒudòufu - без тофу.

Еще иногда нужно сказать, чтобы блюдо нам упаковали с собой. Мы просто показывали эту фразу, написанную по-китайски. Пора бы нам уже ее выучить:

请把这到菜给我包 - Qǐng bǎ zhèdàocài gěi wǒ bāo.

Может, вам пригодится в вашем путешествии.

Однажды мы пытались заказать баоцзы. Меню было без картинок. Узрели знакомый иероглиф 鸡 - Jī - курица. Обрадовались - решили заказать баоцзы с начинкой из курицы. Они были вкусными, но курицы мы там не нашли. Там было 鸡蛋 - Jīdàn - яйцо. Мы знали, как это слово звучит, но не помнили, как оно пишется.

Хороший обзор о китайской еде написала хозяйка блога Way2China Анна в статье Что и как едят китайцы .

Успела за 65 минут до вылета. Зареклась подъезжать к вылету на поезде впритык по времени.

УРОК

  • Перед большими переездами-перелетами оставляйте денек в городе вылета - всегда ведь есть, где там погулять, и точно не опоздаете на самолет.

Задача этой книги – ответить на два вопроса: «Как самостоятельно путешествовать по Китаю, не зная китайского?» и «Почему Китай – это интересно?» Автор использует привычный пользователю Интернета нелинейный способ подачи информации, позволяющий показать Китай во всем его многообразии.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель путешественника по Китаю (Дмитрий Финоженок, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Едем по Китаю

Как путешествовать по Китаю самостоятельно

Идея самостоятельного путешествия по стране, чей язык вы не понимаете, кажется чистым безумием. Но если с этим легко справляется китайский крестьянин из глухой деревни, то стоит ли пасовать жителю большого города? Тем более что транспортная система Китая рассчитана на огромные пассажиропотоки, а потому хорошо продумана и удивительно дружественна к пассажирам.

По визовому режиму для граждан России территория Китая делится на две неравные части: материковый Китай и специальные административные районы (Гонконг и Макао).

О материковом Китае

Формально этот термин не вполне корректен: два района Гонконга (Коулун и Новые Территории) расположены на материке.

Для посещения материкового Китая россиянам требуется виза (самые популярные визы – туристические на 15 и 30 дней), Гонконг и Макао позволяют безвизовый въезд на период до 14 и 30 дней соответственно. Помните: посещая специальный административный район, вы покидаете зону действия основной китайской визы. Поэтому, если Гонконг или Макао – промежуточный пункт вашего путешествия по Китаю, то вам потребуется двукратная китайская виза.

Крупные международные аэропорты Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Чэнду, Чунцин, Далянь, Шэньян, Харбин, Гуйлинь) предлагают безвизовый транзит с возможностью выхода в город на срок до трех суток. Важно помнить, что при оформлении транзитной визы электронные билеты на русском языке не считаются документами, подтверждающими вылет.

Туристическая виза в Китай – единственная вещь, которую нельзя сделать без помощи турфирмы. Даже если вы оформляете визу самостоятельно, вам потребуется приглашение от китайского туристического агентства или отеля. Все остальное при подготовке к путешествию можно сделать самому.

Выбор маршрута

Несмотря на огромный рывок, который Китай совершил за последние тридцать лет, лишь малый процент китайцев владеет английским языком и еще меньше – русским. Все, на что остается надеяться туристу, – это глобализация. Чем современнее китайский город, тем дружественнее он к иностранцам и тем проще жить в нем.

Как узнать современный город

Американский социолог Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, установил прямую зависимость между уровнем толерантности и инновационным потенциалом города. Современный город формирует открытую к изменениям среду, которая привлекает не только творческих людей, но и богему, мигрантов, разнообразные субкультуры и меньшинства. Поэтому самый простой способ найти современный город – следовать за ними. Хотите найти богему – посмотрите на ночные спутниковые снимки (чем ярче светится город, чем интенсивнее ночная жизнь); хотите найти гиков – ищите места проведения Comic-Con и т. д.

Вторым ограничивающим фактором в выборе маршрута является климат. В большинстве районов Китая летом достаточно жарко. Поэтому разумным выбором являются города восточного побережья, где близость моря смягчает зной. Следует помнить, что на самом юге Китая возможны не только тропические ливни, но изредка и тайфуны.

Cледует также обратить внимание на уровень загрязнения воздуха в городах, которые вы собираетесь посетить. Постарайтесь долго не задерживаться там, где индекс загрязнения превышает 100 пунктов. Данные о степени загрязнения воздуха обновляются ежедневно и доступны на сайте http://aqicn.org.

Чем дальше на юг, тем разнообразнее и ярче становится природа. Каждый, кому приходилось возвращаться домой с южных курортов, помнит гнетущее впечатление от серого и безжизненного, по сравнению с югом, города. Поэтому лучше начинать путешествие с севера Китая и двигаться на юг.

Между городами

По размеру Китай занимает третье место в мире, его площадь всего в два раза меньше России. Тем не менее, транспортная система страны выстроена так, что практически любой уголок страны отделяет от столицы день пути.

Картографическая иллюзия величия

Если посмотреть на обычную политическую карту мира, то может показаться, что на территории России уместится четыре-пять Китаев. Но это всего лишь результат искажений, неизбежных при переносе изображения с поверхности сферы на плоскость. Чем ближе к полюсу расположена территория, тем сильнее этот эффект. К примеру, Китай в пять раз больше Гренландии, а на карте они кажутся почти одинаковыми.

Основных видов транспорта два: самолет и поезд. Высокая плотность населения в Юго-Восточной Азии позволяет эффективно работать множеству авиакомпаний-лоукостеров. К сожалению, при моем росте в два метра самолет с подпирающими колени передними сидениями – не самый удобный способ передвижения, я предпочитаю поезда, тем более что полки в них ощутимо длиннее российских, да и ночевать приходится всего лишь раз.

CHR (China High-Speed Railroad)

Еще тридцать лет назад основным видом локомотивов в Китае являлся паровоз. Первый скоростной поезд появился в Китае в 2007 году. Сегодня протяженность скоростных линий (200 км/ч и выше) составляет 16 тысяч км, это больше, чем у всех остальных стран мира, вместе взятых. Скоростные поезда следующего поколения, проходящие сейчас тестовые испытания, разгоняются уже до 500 км/ч. Поезда стали серьезными конкурентами самолетам и практически вытеснили их на коротких маршрутах (до 500 км).

Большинство номеров поездов в Китае начинается с буквы, обозначающей категорию поезда. Основных типов шесть: C, D, G, K, Т, Z. Категория K присваивается скорым поездам, есть определенная ирония в том, что в настоящее время это один из самых медленных поездов в Китае (максимальная скорость – 120 км/ч). Категория Т обозначает экспрессы, это те же самые скорые, но с меньшим количеством остановок. Категория D предназначена для скоростных поездов, их скорость доходит до 250 км/ч. Категории G и С присвоены поездам-пулям, чья максимальная скорость составляет 350 км/ч. По соображениям безопасности, поезда последних трех категорий ходят только в светлое время суток, в ночное время эти пути используют поезда категории Z, ночные экспрессы повышенной комфортности.

Прекрасное далеко

Если бы поезд-пуля ходил по маршруту Владивосток‒Москва, время в пути составило бы всего 32 часа. Сейчас РЖД для этого требуется более шести суток.

Жизнь на колесах

В скоростных поездах (D, C, G), как правило, есть только сидячие места, в ночных поездах категории Z – только купе. И только в скорых поездах и обычных экспрессах есть и купе, и плацкартные, и сидячие места.

Пропускной режим

Для входа на платформу и для выхода из вокзала требуется предъявить билет на поезд. Не выбрасывайте билеты до тех пор, пока не покинете здание вокзала.

Нумерация мест в китайских поездах отличается от российской, полки с одной стороны купе имеют один и тот же номер. Чтобы различить их, указывается тип места: нижнее, среднее и верхнее. Третья, верхняя полка есть только в плацкартных вагонах. Она расположена достаточно высоко, чтобы спокойно вытянуть ноги, но так как расстояние до потолка не велико, на нее приходится буквально вползать. Чем ниже расположена полка, тем дороже билет, поэтому пассажиры нижних полок чувствуют себя людьми зажиточными.


Так на билетах обозначены нижние, средние и верхние места соответственно.


Во время поездки в поезде выдается пластиковая карточка – заменитель билета. Она является вашим пропуском в вагон, если вы захотите выйти погулять на остановках. Если вы потеряете этот кусок пластика, вам придется купить билет заново. За полчаса до прибытия пассажира в пункт назначения карточки-заменители собираются, а билеты возвращаются, так что не бойтесь, что вы пропустите свою станцию.

Как найти свой поезд

Китайские вокзалы рассчитаны на огромный пассажиропоток, поэтому ориентироваться в них просто. Пройдя входной контроль, найдите на главном табло номер зала ожидания для вашего поезда (если на вокзалах есть несколько залов ожидания), в зале ожидания – по номеру поезда найдите выход на платформу. За 20-30 минут до посадки ворота открываются, лестница ведет только на вашу платформу. Если вы не уверены в своем решении, просто покажите билет любому служащему вокзала, он обязательно поможет.


Ехать в китайском поезде достаточно приятно. Все поезда дальнего следования оснащены кондиционерами, тихая традиционная китайская музыка создает спокойную атмосферу, а большие окна позволяют любоваться пейзажами.

Брать еду с собой в поезд не обязательно, тележки с горячей едой регулярно ездят по вагону. Еда ориентирована на китайцев, но коробка с обедом содержит пять-шесть блюд, из которых, возможно, три-четыре будут вкусны. Чай и кофе придется готовить самому, в конце вагона есть кран с кипятком, а в каждом купе имеется термос.

Постельное белье в поездах не продают, один комплект белья используется на протяжении всего маршрута поезда. Поэтому никогда не покупайте билеты с посадкой на промежуточных станциях. Полотенце в комплект белья не входит.

Китайцы производят много мусора, но его регулярно убирают. Каждые пару часов проводник наводит порядок, включая влажную уборку. Если вы не хотите, чтобы по вашим чемоданам прошлись половой тряпкой, не ставьте их под сидение, используйте специальные полки для багажа.

В Китае купить билеты на поезд можно не ранее, чем за 20 дней до даты отправления, поэтому, отправляясь в длительное путешествие по этой стране, вы с высокой степенью вероятности не будете иметь на руках полный набор билетов. Как решить эту проблему с наименьшими затратами отпускного времени?

Самый комфортный вариант – заранее заказать билеты с доставкой в отель. Плюсы такого подхода очевидны: все, что от вас требуется, – это забрать билеты у портье. Главный недостаток – доставка работает только в крупных городах. Кроме того, поскольку вы заказываете доставку билета на дату, а не конкретное время, то вам придется останавливаться в гостинице, как минимум, на две ночи. Из нескольких билетных сервисов с доставкой, которыми мне пришлось пользоваться, наилучшие впечатления оставил http://www.chinatripadvisor.com.

Одна страна, одно время

С 1949 года на всей территории Китае (кроме автономных районов Синьцзян и Тибет) действует единое время, GMT +8. Это существенно упрощает планирование путешествий, но чем дальше на восток, тем больше смещается светлое время суток. Летом в Шанхае солнце заходит в семь вечера.

Если ваше путешествие лежит вдали от больших городов или если вам просто не хочется терять день в каком-то городе, вы можете заранее заказать покупку электронного билета, например, через http://www.china-diy-travel.com. Все, что вы получаете, – это номер вашей брони. Распечатав присланный вам документ, вы отправляетесь на вокзал, и в специальной кассе получаете обычный билет. Если вам нужна помощь в поиске этой кассы, найдите любого служащего вокзала и просто покажите ему вашу распечатку, он подскажет, куда идти – проверено на собственном опыте.

Конец ознакомительного фрагмента.

Как организовать самостоятельную поездку в Китай в 2020 году! Виза, билеты, отели, еда, транспорт, безопасность. Сколько стоит съездить в Китай? Расчет стоимости, советы и наблюдения.

Материал подготовлен на основе личного опыта самостоятельного путешествия в Китай автора текста: три месяца жизни в Шенчьжене, а также поездки в Гонконг и Гуанчжоу.

Китай огромен и очень разнообразен, поэтому четко сказать, где какие цены и условия, невозможно. Буду отталкиваться от Шеньчженя - центра всей электроники, молодого и быстро растущего города на самом юге Китая, который граничит с Гонконгом. Я расскажу, что пригодиться туристу при планировании самостоятельной поездки в Китай в 2020 году, а также приведу собственные наблюдения о стране и советы путешественникам.

Как сделать визу в Китай самостоятельно

Виза в Китай для россиян нужна, за исключением редких случаев. Обычная однократная стоит 1500 рублей, двукратная - 3000, многократная - 4500 рублей. Плюс взимается банковская комиссия 2,5% с человека.

Срочная однократная - 2400, срочная двукратная - 3900, срочная многократная - 5400. Еще есть экспресс-рассмотрение, стоит дороже.

Лучше останавливаться в сетевых отелях, так как они заботятся о своей репутации. Сутки в таком отеле стоят от 30-40$ за двухместный номер. Сетевые отели в Шеньчжене: Greentree Inn , Sheraton, Novotel и т. д.

Советы:

  • Ищите отель с хорошей звукоизоляцией - китайцы шумные.
  • Фотографии отелей не всегда соответствуют действительности.
  • Иногда номер может быть чистый и уютный, но иметь посторонние запахи, например, сырости. Или окнами выходить во внутренний двор, где свалка или китайская уличная кафешка (которая производит запахи не лучше).

Аренда. Если хочется личного комфортного жилья, ищите комнату, квартиру или дом на Airbnb . Выбор жилья огромен. Аренда квартиры в Пекине стоит примерно 30-50$ в сутки, в Шеньчжене - от 27$. На месяц на Airbnb снять квартиру можно за 600-1500$ (комнаты - 500-900$). Цена зависит от города, района и состояния дома. Например, в Шеньчжене возле пляжа в курортном районе отличную квартиру сдавали за 600$. При длительной аренде бывают скидки.


Вход в Shenzhen Novotel Watergate (Фото © booking.com / Shenzhen Novotel Watergate)

Еда и кухня Китая

Другая трудность, с которой вы столкнетесь при самостоятельной поездке в Китай в 2020 году - это еда. Она здесь очень специфична, поэтому с походом в кафе возникают проблемы, особенно если не знать языка. Но тут на помощь приходят McDonald"s и KFC. Также есть много европейских известных сетей, в которых можно по картинкам заказать еду. Однако и цены в них значительно выше - например, гарнир с мясом стоит от 6$. Иногда в стоимость входит чай. В McDonald"s Биг Мак (картошка, кола, дабл чизбургер) обойдется примерно в 5$.

В целом в кафе можно поесть на 5$ и больше, в ресторанах простое блюдо стоит от 10$.

Где можно недорого и вкусно поесть в Китае:

  • Кафе для местных. В них можно за 1,5$ плотно поесть, но никто не гарантирует качество продуктов и соблюдение санитарных норм. Минус - сложно заказывать блюда, так как зачастую картинки отсутствуют или их мало, а если и есть, то непонятно, что это.
  • "Мусульманки" - это местные кафе, которые держат китайцы-мусульмане. Еда там приготовлена с соблюдением всех норм и действительно очень вкусна. Очень люблю их лапшу и советую попробовать. Они готовят ее при тебе, и за этим процессом интересно наблюдать. Стоимость от 1,5$ за огромную порцию.
  • Супермаркет. Килограмм бананов стоит 1-2$, яблоки 2-3$, мандарины 1-2$. Не советую покупать колбасные изделия. Это совсем не то, что мы ожидаем: китайские сосиски сделаны из сои с кучей специй и добавок. На вкус они сладкие и со специфичным запахом, но ради любопытства разок можно попробовать.

(Фото © Jo@net / flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)

Интернет и сотовая связь в Китае

Все sim-карты продаются только по паспорту в специализированных местах. Стоимость мобильной связи достаточно высока - от 20$ в месяц, плюс за покупку карточки и выбор тарифного плана берут столько же. Чтобы приобрести нормальный тариф и разобраться во всем, нужно знать китайский язык. Если вам нужен интернет в Китае, в поездке проще пользоваться Wi-Fi - в больших городах его можно найти повсюду.

Есть еще одна неприятность, с которой многие сталкиваются - это блокировка всех служб Google, YouTube, Instagram. Для доступа к ним необходимо установить себе специальную программу VPN.


China Mobile - крупнейший оператор мобильной связи в мире (Фото © Open Grid Scheduler Grid Engine / flickr.com)

Транспорт в Китае

С транспортом в Китае все отлично. Очень развита инфраструктура. Самолеты, паромы, поезда (в том числе скоростные), автобусы, метро и такси. В любую точку добраться можно без проблем. Проезд в автобусах - от 0,3$, в метро - от 0,5$.

Если собираетесь поехать в Китай на месяц, покупайте проездной. Пластиковую карточку можно пополнять и использовать в метро и автобусах, а затем вернуть и получить деньги обратно. Стоимость 4$. Это очень удобно: не нужно узнавать стоимость билетов, покупать жетоны, стоять в очередях. Соответственно, пропадает и проблема языка. На поездки в пределах одного города хватит 10-30$ на месяц.

Очень распространенный вид передвижения - электромопеды. По сути это такси, только менее комфортное, более экстремальное и дешевое - от 2$. Основное преимущество - отсутствие пробок, так как ездят мопеды, где хотят. Единственный минус - это язык. Нужно договориться о цене и месте назначения.

(Фото © Lαin / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Банкоматы и карты

Будьте готовы, что во многих магазинах вашу карту Visa или MasterCard могут не принять, так как в Китае другая платежная система - UnianPay. Эту карту можно оформить в любом банке бесплатно. Если нужно снять деньги со своей, то есть множество банкоматов для этого.

Менталитет китайцев

Не удивляйтесь, если в Китае вы будете чувствовать себя обезьянкой, с которой все хотят сфотографироваться. Для китайца иметь фото с европейцем - это показатель крутости, статуса, так что вы всегда будете в центре внимания. На вас всегда будут оборачиваться и, не стесняясь, смотреть в упор. Помимо повышенного интереса, китайцы будут пробовать заработать на "белом человеке". Для них мы ходячие деньги, так что торгуйтесь во всех магазинах. К примеру, однажды мы сбили цену на рубашку с 35$ до 5$.

О культуре и воспитании большинства китайцев говорить можно долго. Уступить место девушке, пропустить ее вперед, пропустить выходящих из транспорта, мусор выбросить в урну - это все не про них. Также у них нет чувства такта. Не удивляйтесь, если при первой же встрече вас будут расспрашивать про личную жизнь, зарплату и здоровье. Сами же китайцы очень хитрые и предприимчивые, но в то же время добродушные.

Полезные слова на китайском для путешественника:

Безопасность в Китае

Знаете, откуда пошла традиция носить рюкзак спереди? Из Китая. Там очень распространено мелкое воровство. В больших городах везде можно встретить полицейского, который с радостью поможет в любой ситуации. Также во всех автобусах, метро, торговых центрах, да и просто на улице висят камеры, поэтому в больших городах нечего боятся, гуляя вечером по улицам. Из личного опыта: я гуляла с фототехникой, и ни разу никто не пытался пристать.

Также в Китае есть негласное правило, что животным, детям и лаоваям (иностранцам) можно все.

(Фото © Today is a good day / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Сколько стоит самостоятельная поездка в Китай из России

Давайте посчитаем, сколько стоит поездка в Китай на двоих на 10 дней при вылете из Москвы:

  • Однократная виза - 52$.
  • Авиабилеты из Москвы в Пекин и обратно - от 586$. Найти билет >>
  • Отель в центре Пекина в низкий сезон - 130$. Найти отель >>
  • Питание в забегаловках для местных - 120$.
  • Страховка - 23$.
  • Транспорт и достопримечательности - примерно 200$.

Итак, сколько же стоит съездить в Китай самостоятельно? Минимальная стоимость поездки, если вы готовы экономить - примерно в 1111$ на двоих на 10 дней.

Если же вы привыкли жить с комфортом, то путешествие будет стоить примерно 1711$ на двоих (проживание в отеле 3* - 250$ и питание в кафе и ресторанах - 600$). Мы в месяц на двоих тратили 1500$.


Фрагмент купюры в 100 юаней (Фото © super.heavy / flickr.com)

Воспользуйтесь нашими полезными советами по самостоятельной поездке в Китай в 2020 году:

  • Посмотрите перед путешествием, как китайцы считают на пальцах. Совпадение с нашим счетом только до 4, дальше все по-другому.
  • Обязательно скачайте в телефон переводчик.
  • Возьмите нужные лекарства, так как в китайских аптеках вы вряд ли сможете найти что-то знакомое. Скорее встретите засушенную жабу, нежели активированный уголь.
  • Скачайте на телефон программу Baidu и карты городов, где собираетесь жить. Эта программа поможет подобрать маршрут, время и вид транспорта, определить лучший вариант пути. С ней не потеряетесь. Очень советую!

Надеюсь, общее представление о ценах и условиях у вас составилось. И проблема языка, как видите, не столь страшна. Путешествуйте, ведь в мире столько всего интересного!

(Фото © monkeylikemind / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Источник вступительного изображения: © mandylovefly / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.

Как и куда лучше ездить в Китай

Китай – жемчужина Азии. Страна, в которой умещается не только миллиард человек, но и всевозможное туристическое разнообразие. Учитывая, что КНР – достаточно большая страна, первым делом надо обозначить свой маршрут и что следует посмотреть. В Поднебесной можно найти как мегаполисы, так и заповедные зоны, древние города.

Пекин — поездка в столицу

Главной отправной точкой в путешествии по Китаю является Пекин. Надо помнить – это самый дорогой город Китая. Его ценовая политика превышает цены в других городах в несколько раз. Это связано с тем, что он является одной из главных туристических зон.

Не стоит посещать туристические места во время национальных праздников. Так как они будут забиты не только туристами, но и самими китайцами. Если вас интересуют природные достояния Китая – вам точно не в Пекин. Несмотря на то что столица достаточно дорогой город, не будет проблемы с бюджетным жильём. За небольшую сумму вы вполне сможете остановиться в трёхзвёздочном отеле недалеко от центра города.


Если вы оказались в Пекине, можете посмотреть такие достопримечательности, как Летний дворец, Великая Китайская стена, Запретный город и прилегающий к нему парк Бэйхай, Храм Неба, буддистский храм Юнхэгун и площадь Тяньаньмэнь. Эти туристические достопримечательности обойдутся вам вполне дёшево. При этом, посещая Великую Китайскую стену, вы сможете бесплатно посетить несколько прилегающих музеев.

Главное, что следует помнить в Пекине, что это основной центр мошенничества с туристами. Одна из популярных схем – вас приглашают в небольшую чайную, какой-то незнакомый китаец начинает интересоваться тем фактом, что вы турист. Он хочет познакомиться с вашей культурой и рассказать вам о Китае. Такие люди часто достаточно неплохо знают английский и, скорее всего, заведение, в которое он вас приведёт, будет практически пустое. Китаец предложит вам сделать заказ, не смотря при этом на цены, и порекомендует, что следует заказывать. Поэтому обязательно смотрите в меню.


В итоге вам принесут счёт на большую сумму, а новый друг предложит оплатить большую часть. Но при этом всё равно ваша часть будет стоить больше, чем по меню. Такие люди часто договариваются с владельцами подобных чайных заведений, чтобы обманывать туристов. Поэтому всегда смотрите на цены и не доверяйте китайцам.

Шанхай

Еще один город Китая, в котором обязательно стоит побывать – это Шанхай. Что смотреть здесь? Например, Жемчужину Востока – так называют огромную телебашню высотой 468 метров, которая давно стала визитной карточкой этого города. На эту башню стоит подняться для того, чтобы полюбоваться видами ночного города – там есть смотровая площадка и даже вращающийся ресторан для особых ценителей.


Если же вы ищите развлечений, то прогуляйтесь по улице Нанкин Лу, которая простирается на 14 километров от набережной внутрь города. Часть улицы – это пешеходная зона, здесь вы найдете рестораны, магазины, лавочки уличных торговцев и другие развлечения, которые всегда привлекают туристов. Впрочем, автомобильные дороги и многоярусные развязки здесь также поражают своим размахом и масштабностью.


Также Шахай известен парком Юйюань, он же – парк Радости. Если вам нравится традиционный китайский парковый стиль, то в этом парке вы точно не останетесь равнодушными. Здесь есть и скалы, и живописные мостики, и различные растения необычных форм и видов, и павильоны, украшающие парк и создающие атмосферу хорошего настроения.

Еще в Шанхае можно зайти в храм нефритового Будды, который был построен аж в 1882 году или побывать в монастыре Лунхуасе, который является и самым древним и самым крупным монастырским комплексом.

Но это не только шикарные магазины и небоскребы миллионеров, есть в Китае и бедные кварталы. И если вы хотите познакомиться поближе с этой страной, стоит взглянуть не только на лицевую сторону, но и на изнанку.


Гонконг

Это не сам Китай, а специальный его административный район. Но здесь можно узнать о его культуре не меньше, чем в его других провинциях. Является немаловажным моментом тот факт, что Гонконг – это достаточно дешёвая территория Китая. Больший интерес представляет его южная часть, так как север Гонконга – это экономическая зона. Южная часть – это тот район, где можно найти то же, что и в Китае, но дешевле. Здесь большие города, природные красоты, буддистские храмы. Находится на острове.


Одной из гордостей Гонконга является собственный Диснейленд. Он намного компактнее других Диснейлендов в мире, в нём присутствуют восточные мотивы, но по развлечениям и тематическим зонам он не уступает своим более крупным собратьям. Но выигрывает у них за счёт более демократичных цен.

Также тут можно посмотреть на пик Виктория – это самая высокая точка Гонконга, ее высота 552 метра, а чтобы попасть наверх, вам нужно будет проехаться на канатно-рельсовом трамвае, и это уже само по себе может статьи интересным приключением.


Если вы хотите отдохнуть от большого города, посетите деревушку рыбаков Абердин. Здесь можно пообедать в водном ресторанчике, нанять лодку, чтобы прокатиться по деревушке и посмотреть на сампаны – это традиционные лодки-дома, которые были популярны в Китае в ранние века и сохранились до сих пор. Заодно посмотрите, как же живут простые местные жители – помогает понять страну.


Дополнительный бонус – виза в Гонконг для россиян не нужна, если срок пребывания не больше 14 дней и если вы не планируете уезжать куда-то. А вот если вы соберетесь в тот же Пекин или Шанхай, придется оформлять китайскую визу. Обычные районы Гонконга похожи на все остальные в Крупных городах Китая — тесно, многолюдно, куча вывесок и нагромождения домиков друг на друга:


Макао

Макао, он же Аомынь – это еще один отдельный административный район Китая наравне с Гонконгом. Находится в южном Китае, так что сюда вполне можно приехать отдыхать и зимой, в это время здесь около +15 градусов, но если вы хотите, чтобы было тепло и солнечно – приезжайте в Макао в ноябре-декабре.


Раньше это место принадлежало Португалии (являлось ее колонией), так что здесь вы можете наблюдать занятное столкновение европейского и китайского стиля в архитектуре, а также в укладе жизни.


Тут стоит посмотреть на странные крепости, особняки и другие здания, а также попробовать неординарную местную кухню. Между прочим, Макао возвратили Китаю только в 1999 году.


Чем заняться в Макао? Конечно же играть во всевозможные азартные игры, не зря этот район считается игровой столицей Китая. Здесь легализованы казино и другие азартные игры, так что не мудрено, что сюда приезжают тысячи авантюристов со всего мира, так почему бы не поехать и из России? Фактически, Макао – это китайский Лас-Вегас с не меньшим размахом.


Тибет

Это лучшее место для одухотворения своей личности и возможность узнать горный Китай. Большой плюс в том, что множество храмов вы сможете посетить бесплатно. Единственное, что рекомендуется – это оставлять небольшие подношения. Также вы сможете загадать желание, купить достаточно дешёвый сувенир на удачу.


И, как бонус, гуляя по горам, можно бесплатно наслаждаться прекрасными видами. Но в этом случае всё же следует воспользоваться услугами гида, поскольку там легко потеряться. Чтобы это обошлось дешевле, можно объединиться в большие группы с другими иностранцами.

Одной из главных туристических зон Тибета является дворец Потала. Дворцовый комплекс, в который входит сам дворец, храм и большой парк. Можно нанять проводника и отправиться в короткий или продолжительный трек по горным тропам, останавливаясь в небольших гостиницах для туристов, но тут вам понадобится некоторое специальное снаряжение, например, трекинговые палки, а также подходящая для таких походов одежда и обувь.


Впрочем, Тибет не зря называют Крышей мира – сюда стоит приехать ради того, чтобы понять себя, отправившись в это духовное путешествие. Забудьте про развлечения, рестораны, шикарные отели – приезжайте в Тибет и получите нечто гораздо более важное для вашего саморазвития.


. Арендовать автомобиль советую через два сервиса:
Заказать шикарный фотоальбом про путешествие лучше всего на сайте . Невероятный выбор форматов, дизайнов и возможность создать свой неповторимый стиль.

Побывать в Китае и не посетить Великую Китайскую стену – преступление. Правда, здесь как и везде в Китае стоит проблема выбора: ехать самим или с организованным туром, но тут она еще усугубляется вопросом: куда именно ехать, на какой участок стены? Поделимся своими пробами и ошибками в этом вопросе.

Как ехать?

Китай, наверно, единственная страна из всех нами посещенных, где я готова ратовать за организованные экскурсии. За 2 месяца, проведенные здесь, уже порядком поднадоело то, что ничего не получается с первого раза, а информация в путеводителях, очень часто значительно отличается от того, что есть на самом деле. Но с другой стороны, экскурсии для иностранцев на английском языке у официальных туристических агентств стоят каких-то космических денег, а при бюджетном варианте есть риск ехать в автобусе, битком набитом галдящими китайцами или посветить большую часть времени не прогулке по стене, а посещению магазинов чая и оникса.

Кроме того, экскурсия на Великую Китайскую стену – это одна из самых популярных разводок пекинских “Остапов Бендеров”. Выглядит она следующим образом: на улице к вам липнет зазывала, который убеждает вас купить у него экскурсию на Великую Китайскую стену. Рассказывает, что он на этом месте работает со времен самого товарища Мао, его экскурсии самые лучшие и дешевые, демонстрирует фото довольных клиентов и утверждает, что к нему очередь из туристов выстраивается, но ты ему понравился и поэтому тебя он завтра с удовольствием повезет.

Вещает он это весьма красноречиво и убедительно и ты уже почти согласен, тем более что добрый «гид» даже не просит с тебя всю стоимость экскурсии сразу, процентов 20-30, чтобы зарезервировать тебе место. Он «мамой клянется», что не обманет и завтра в назначенное время заберет тебя прямо из отеля. Но вот наступает завтра, а автобуса нет, гида на «его месте» нет, денег тоже нет.

О возможности такой разводки, так же как и о мы были заранее предупреждены, и поэтому сразу отклоняли подобные предложения, а их, хочу отметить, было не мало. Сравнив все «за» и «против» мы в очередной раз выбрали самостоятельный осмотр, и ни разу не пожалели, почти…

Куда ехать?

В настоящее время для осмотра открыто несколько участков стены: Бадалин, Мутяньюй, Сымытай, Цзиньшаньлин, Хуанхуа, Цзюгулоу. Изучив путеводители, бескрайние просторы интернетов и туристических форумов, мы пришли к выводу, что самостоятельно одним днем можно добраться только до первых двух: Бадалин и Мутяньюй. Бадалин – самый доступный участок стены и потому самый посещаемый, поэтому изначально мы решили поехать в Мутяньюй.

Мутяньюй

Итак, в теории, чтобы добраться до Мутяньюй сначала нужно найти автобусный терминал , который находится на станции метро Донгжимен . Всё усугубляется тем, что вам нужен не основной терминал, который находится у метро, а некий дополнительный. Найти его не просто, так как никаких указателей нет, да и все многословные описания в Интернете на самом деле мало помогают. Хорошо, что мы стараемся всегда дать точное местоположение искомых объектов на карте, и у вас подобных проблем уже не возникнет.

После того как вы с горем пополам нашли автостанцию, нужно пройти в самую глубь, там будет остановка нужного вам автобуса, а точнее автобусов, так как мы нашли информацию, о том, что до Мутяньюй с этой станции идут автобусы либо 867 либо 936. Ещё одна немаловажная деталь, если верить найденной нами информации, автобусы маршрута 867 отходят в 7:00 и 8:30 утра, так что придется встать пораньше. Мы же пришли на станцию где-то 7:30 и автобус 867 уже (или ещё) стоял на остановке, мы показали водителю записанные заранее иероглифы, на что он, жестами как мог объяснил, что до Мутяньюй он не едет, а едет до места от куда мы должны дальше ехать на такси. Ок, решили мы, значит 936-й точно идет куда нам надо. И стали ждать его (кстати 867-ой автобус отправился в 8:00).

Помимо нас на остановке были какие-то японцы, китайцы с фотоаппаратами и европеец с путеводителем Lonely Planet. Он, кстати, покрутился немного между автобусами и быстренько ретировался куда-то. Где-то в 8:30 подъехал заветный автобус и мы туда весело погрузились. Причем было реальное ощущение, что вокруг тебя копошится малышня, на моей памяти столько раз менять свое место могут разве что школьники. Перед отправлением к нам подошла кондуктор и поинтересовалась куда мы едем, на китайском, естественно. Кстати, в Сиане, когда мы ездили смотреть терракотовую армию, кондуктор прекрасно говорила на английском, во что значит .

В ответ на это мы, как и в случае с предыдущем автобусом, продемонстрировали ей заранее заготовленные иероглифы и приготовились к отправлению. Но не тут-то было. Наши иероглифы её чем-то не устроили, она вместе с водителем начала что-то шуметь, кричать и фактически выпихнули нас из автобуса. Что это было и почему, осталось для нас загадкой, как впрочем и весь Китай)))
Привыкнув, что ничего с первого раза в Поднебесной у нас не получается, мы решили попытать счастье на следующий день, а пока сходить посмотреть олимпийские объекты. Так как мы не хотели еще раз испытывать судьбу с кондукторшами и Мутяньюй, и поэтому решили воспользоваться планом Б, т.е. поехать в Бадалин.

Бадалин

Безусловно, это самый туристический из всех возможных вариантов стены, но зато туда ходит поезд. А поезд для нас – лучший способ добраться до сложных достопримечательностей, который неоднократно нас выручал, например в Куньмине, когда мы .

Итак, поезда на Бадалин оправляются с северного ЖД вокзала , он находится на станции Ксинхимен . Все поезда нужного нам направления имеют 4-х значный номер, начинаются с «S2», а дальше 01-99. При этом нечетный номера едут в Бадалин, а четный в Пекин. Кстати, это направление появилось не так давно – его построили к летней олимпиаде в Пекине.

Расписание поездов вывешено на стенде, но в Китае все так быстро меняется, что я не порчусь за его актуальность. Билеты продаются день в день, то есть заранее их приобрести не получится. Процедура поездки что в ту, что в другую сторону примерно одинаковая.

Покупаешь в кассе билетик (кстати стоит всего 6 CNY), проходишь внутрь вокзала и упираешься в очередь. У китайцев прям нереальная любовь к очередям: они её сначала создают на пустом месте, а потом пытаются всех обмануть и пролезать в обход. Но тут ничего не поделаешь – приходится стоять, так как металлические направляющие весьма жестко регулируют очередность самых прытких туристов. На платформу пускают минут за 15 до отправления, и тут начинается самое веселое…

Дело в том, что поезд стоит достаточно далеко от здания вокзала. Поэтому выйдя на платформу все весело бегут к поезду, надеясь занять места. Аттракцион тот еще, особенно учитывая, что бордюрная плитка на платформе весьма скользкая и эта пробежка легко может закончиться серьезными травмами.
Интересное наблюдение, китайцы почему-то предпочитают залазить в самый первый вагон, ближайший к ним, а потом уже переходить дальше внутри поезда. Если не полениться и добежать до конца поезда, вероятность занять места существенно возрастает.

Полтора – два часа в поезде и мы на месте. Дальше вся толпа весело вываливается из поезда и идет в сторону стены, примерно минут 10-20, в зависимости от скорости и количества фоток сделанных по дороге. Важно помнить, что Бадалин – это не конечная станция, но так как основная масса пассажиров выходит именно здесь

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх