Жд транспорт в италии. Trenitalia – итальянские железные дороги и особенности онлайн-билетов

А еще в этой стране совершенно очаровательные деревни. Как-то мне удалось неделю прожить в Борджо-Верецци – волшебное местечко. Но ко всем этим прекрасным городам и деревням нужно как-то добираться... Для меня, да и для многих путешественников самым удобным способом перемещения по территории Италии является железная дорога.

В свое время касательно железной дороги Италии у меня возникла целая масса вопросов. И я часами искала нужную информацию в Интернете или донимала вопросами друзей и знакомых, которые отдыхали в этой стране и ездили на поездах из одного города в другой. Если в данный момент вы такая же или такой же «почемучка» как я несколько лет назад, то мой рассказ для вас. Постараюсь донести максимум полезной информации, необходимой туристу для путешествия на поездах в Италии.

Какие бывают поезда в Италии

Свою историю современная железная дорога Италии начинает еще в XIX веке, когда в Неаполе (1839 год) была проложена первая железнодорожная ветка до Протези. Со временем итальянцы оценили удобство железной дороги, и она стала активно развиваться.

На данный момент протяженность железнодорожных путей в стране составляет порядка 16 тыс. километров. Государство (компания Тrenitalia) владеет 80 % перевозок в стране. Еще 20 % обслуживают различные частные железнодорожные компании, о двух из них, NTV и Circumvesuviana (Чиркумвезувиана), я расскажу сегодня, так как большинство путешественников пользуется услугами именно этих корпораций.

Поезда компании Тrenitalia

Во «владениях» компании Тrenitalia есть следующие категории поездов:

  1. Frecci.
  2. Intercity (IC).
  3. Interсity No.te (ICN).
  4. Eurocity (EC).
  5. Regionale Veloce (Rv).
  6. Regionale (R).

Перед путешествием нужно внимательно ознакомится со всем разнообразием типов поездов, чтобы потом во время поездки не было неприятных неожиданностей. Я расскажу о каждом отдельно.

Поезда категории Frecci

Название переводится как «стрела». И правда, стелы у нас ассоциируются со скоростью и стремительностью, а поезда Frecci ездят со скоростью 200–360 километров в час.


  • Frecciabianca,
  • Frecciargento,
  • Frecciarossa.
Поезда Frecciabianca

Frecciabianca («белая стрела») – это поезда, которые обслуживают направления из Милана до Венеции, Триеста, Удине. Также «под попечительством» «Белой стрелы» находятся местные прибережные линии Адриатики, Лечче и Бари. Отличительной чертой Frecciabianca является высокий комфорт, простота и лаконичность в оформлении вагона, а также весьма демократичные цены на билеты.

Что касается интерьера, в вагонах первого класса кресла располагаются по схеме «2 + 1» (слева одинарные кресла, а справа двойные). Таким образом получается широкий проход и хорошо продуманная система для багажа.


В вагонах второго класса кресла располагаются по схеме «2 + 2».


По сравнению с первым классом здесь и сами кресла немного уже, и проход более узкий. Если вы в плане веса догоняете Ниро Вульфа, боюсь, вам в таком вагоне будет некомфортно, а у людей средней комплекции никаких проблем не возникнет.

Лично я не могу найти какой-то особой разницы между классами, кроме количества посадочных мест и ширины прохода. Все вагоны в поезде чистые и уютные. Frecciabianca – самый медлительный поезд из тех, которые едут со скоростью 200 километров в час.

Как правило состав поезда Frecciabianca такой:

  • 2 вагона первого класса;
  • 6 вагонов второго класса;
  • 1 вагон для людей с ограниченными возможностями;
  • всего 9 вагонов.
Поезда Frecciargento

В переводе – «серебряная стрела». Ездят эти поезда как по стандартным, так и по скоростным линиям. Основные маршруты проходят через Верону, Венецию, Реджио Калабрию, Бари, Лечче.


В первом классе схема расстановки кресел «2 + 1», они идут по направлению движения поезда. В вагоне достаточно много свободного места, не возникает ощущения какой-то зажатости, когда в вагоне много людей. Во втором классе схема расстановки кресел «2 + 2».


Единственным недостатком этого класса (как и некоторых других классов в иных категориях поездов) считаю то, что кресла расположены друг напротив друга, то есть по ходу движения поезда сидит только половина пассажиров. Я как-то раз впервые ехала в таком вагоне, сидела против движения поезда, и меня немного укачало. Но пожилой итальянский господин заметил, что я побледнела, и предложил подменяться местами. Вскоре мне стало намного лучше. Поезда «Серебряная стрела» ездят со скоростью в 250 километров в час.

Как правило состав поезда такой:

  • 1–3 вагона первого класса;
  • 2–5 вагонов второго класса;
  • в некоторых поездах есть вагон-ресторан или вагон с баром;
  • всего 7–9 вагонов.
Поезда Frecciarossa

Frecciarossa («красная стрела») – это самые быстрые поезда в Италии, они разгоняются до 360 километров в час! Курсируют между крупными городами:

  • – (доехать можно всего за 3 часа);
  • – Больонья (всего 1 час в пути);
  • – (добраться можно за 1 час 10 минут) и т. д.

Первый и второй класс фактически не различаются. В первом пассажиров рассаживают по схеме «2 + 1», во втором – «2 + 2». Кресла одинаково удобные, проходы просторные. Можно разложить небольшие столики, присутствуют розетки для подключения ноутбуков и других устройств.

Также есть классы Executive и Business – они отличаются особым комфортом, однако билеты на них дорогие.



Путешественники классов Executive, Premium и Business могут заказать напитки. В поездах на некоторых направлениях имеется вагон-ресторан, так что проголодавшиеся пассажиры смогут отведать отменной итальянской кухни, наблюдая за проносящимися с неимоверной скоростью пейзажами за окном.

Как правило в поездах Frecciarossa:

  • Есть вагоны первого и второго класса. Хочу обратить внимание, что последние пять лет поезда Frecciarossa переоборудуют, заменяя вагоны первого и второго класса на вагоны с четырьмя уровнями обслуживания:
    1. standart,
    1. premium,
    2. executive,
    3. business.
  • В каждом поезде различное количество вагонов того или иного класса. Всего 11 вагонов.
  • Важно помнить, что вы можете ехать как в переоборудованном поезде с четырьмя уровнями обслуживания, так и в поезде старого образца с первым и вторым классом. Второй класс соответствует уровню standart, а первый класс, можно сказать, разделили на три уровня обслуживания, о которых я писала выше. С каждым годом поездов Frecciarossa с четырьмя уровнями обслуживания становится все больше, а поезда с первым и вторым классом скоро уйдут в небытие.

    Категория поездов Intercity

    Следующая категория поездов – Intercity (IC). Они подойдут для тех путешественников, которые любят смаковать поездки. Их трудно назвать сверхскоростными, да и делают они много остановок, но зато соединяют более двухсот городов. В путешествиях на них действительно можно проникнуться духом настоящей Италии.


    В большинстве случаев в один такой поезд входит 2 вагона первого класса и до 7 вагонов второго класса, как купейных, так и общих.

    Расстановка кресел в вагонах первого класса классическая «2 + 1». Во втором в купейном варианте расстановка «3 + 3» – шесть человек в купе, по три в ряду. Купе отделено от прохода стеклянными дверями.


    В общих вагонах в большинстве случаев действует схема рассадки пассажиров «2 + 2». Получается, в ряду, который разделен проходом, стоит четыре кресла. Однако, в зависимости от конкретного поезда может действовать и другая схема рассадки. Для того чтобы знать точно какой вагон вас ждет просмотрите на сайте компании Trenitalia схему поезда, который курсирует в нужном вам направлении.

    Как я уже говорила, такие поезда делают много остановок, и их максимальная скорость составляет 200 километров в час.

    Категория поездов Interсity Notte

    Interсity Notte (ICN) – отличный вариант для тех, кто любит путешествовать ночью. Вечером садитесь в комфортабельный поезд, а утром вы уже в нужном городе. Так вы сможете сэкономить на отеле и не терять драгоценное дневное отпускное время на длительные поездки.

    В поезде есть сидячие места (кресла удобные, в них вполне можно спать) и купе.


    Купе бывают двух типов: только для женщин (Donna) и смешанные (Promiscue).

    Количество мест в купе может быть разным. В первом классе это одноместные и двухместные купе, а во втором может разместиться от трех до четырех человек.

    Категория поездов Eurocity

    Eurocity (EC) – это международные поезда. Едут они как минимум через территорию двух стран, останавливаются только в самых крупных городах. Остановки длятся не более 5 минут, а в исключительных случаях – 15 минут.


    Во всех вагонах есть кондиционер, во время поездки доступны еда и напитки. Курсируют поезда только в дневное время. Проводники владеют двумя языками, один из них английский. В составах есть вагоны первого и второго класса, а также вагон-ресторан.

    Многие из поездов этого класса носят персональные названия по традиции прошлого века, когда роскошным поездам присваивали индивидуальные имена.

    Категории поездов Regionale и Regionale Veloce

    Regionale (R) и Regionale Veloce (Rv) – это, если выразиться проще, обычные электрички. Останавливаются, как говорит мой дядя, «возле каждого столба» – на всех станциях и во всех городах. Исключения из такого правила существуют, но они достаточно редкие.

    Если рассказывать о вагонах, то они очень «пестрые», бывают самые разные варианты рассадки пассажиров, есть как одноэтажные, так и двухэтажные поезда, как новые, так и старые вагоны. Есть первые и вторые классы.


    Поезда Regionale Veloce, отличаются от поездов Regionale, тем, что едут быстрее и имеют меньшее количество остановок.

    Поезда железнодорожного оператора NTV

    Помимо Тrenitalia, еще одним оператором, обслуживающим пассажиров, является NTV с поездами бренда Italo. Узнать их можно по логотипу – бегущему зайцу. Поезда эти, по моему мнению, технически опережают поезда Тrenitalia. Однако у них не такая большая зона охвата – курсируют только в крупные города:

    • Венецию,
    • Салерно и др.

    Поезда Italo - это, как говорится в известном фильме, просто «мечта поэта» - комфортабельные, быстрые и с отличным обслуживанием. Концепция создателей составов Italo подразумевает, что удобство, а также высокий уровень комфорта должны быть предоставлены каждому пассажиру. Именно поэтому в поездах нет разделения на классы. У каждого путешественника есть свои потребности и предпочтения, поэтому в поезде есть три категории вагонов, в каждой из которых свой спектр услуг. Общим является бесплатный Wi-Fi, розетки возле каждого кресла и телевидение.

    Вагоны поезда Italo разделены на такие категории:

    • Smart.
    • Prima.
    • Club.

    Расскажу более подробно о каждой из них, чтобы вы могли ориентироваться в уровне обслуживания и выбрали для себя самую подходящую.

    Категория smart

    В эту категорию входит базовый набор услуг, но вместе с тем очень комфортные условия поездки. Можно поесть непосредственно на своем месте, каждому пассажиру предоставлено меню Eataly. Выбрать блюда можно как заблаговременно, так и в поезде. Если хотите просто перекусить, то можно оценить изобилие закусок, печенья и конфет в автоматах, которые расположены в зоне snack.


    Естественно, вагоны поезда просторные, а кресла удобные и возле каждого из них расположена розетка, ведь гаджеты всегда разряжаются в самый неподходящий момент.

    Если вы быстро устаете от монотонного мелькания пейзажей за окном, то возьмите билет в вагон smart cinema. Это кино-вагон на 39 мест, в нем установлены 19-дюймовые телевизоры, всего их в вагоне восемь штук. Транслируют самые популярные ленты компании Medusa Film и другие развлекательные программы.

    Категория prima

    Если любите внимание к деталям и хотите, чтобы вагон поезда напоминал уютную гостиную, для вас подойдет категория prima. Здесь продумано все: от стильного дизайна до подставки для ног, которая регулируется. Для каждого пассажира установлен личный предметный столик, и в утренние часы вам предложат свежую прессу.


    Если в длительном пути вы устали, то немного размяться можно в специальной зоне отдыха break. Также при желании вы можете пообедать, не покидая своего кресла.

    Если хотите ехать в полной тишине, к вашим услугам вагон prima relax, где запрещены громкие разговоры и использование телефонов.

    Категория club

    Эта категория была создана для самых требовательных пассажиров. Вагоны Prima расположены в начале и конце поезда, это обеспечивает максимально тихую обстановку. Проводники особенно внимательны к пассажирам, по их просьбе приносят кофе или газеты. В вагоне есть всего 19 мест, поэтому каждому в поездке гарантировано личное пространство.

    Но если хотите особой приватности, то можете купить билет в один из специальных четырехместных салонов.

    Также пассажирам подается меню Eataly, изучив которое, они могут сделать себе заказ на обед. Также выбрать еду можно и заранее - во время покупки билета. Для каждого пассажира предусмотрен отдельный телевизор.

    Еще несколько лет назад туристы избегали путешествий на поездах Italo, мол, слишком дорого. Однако сейчас ситуация изменилась. Разница в стоимости билета на поезда компаний Trenitalia и Italo не такая уж и большая и иногда составляет всего несколько евро. А комфорт вагонов Italo и внимательность персонала к пассажирам уже покорила многих путешественников.

    Поезда компании Circumvesuviana (Чиркумвезувиана)

    Рассказывая о железной дороге Италии, невозможно не упомянуть о Чиркумвезувиане. Название этой железнодорожной компании дословно переводится как «вокруг Везувия». Поезда курсируют по побережью Неаполитанского залива и на север от Везувия. Сеть сравнительно небольшая – всего 142 километра.

    В поездах по два-три вагона, они могут перевозить до 450 человек за один рейс.


    Так как это фактически самая простая электричка, не стоит ожидать от поезда чего-то фешенебельного и сверхкомфортабельного.

    Вот такие основные виды поездов в Италии. Теперь, покупая билет на тот или иной маршрут, вы уже приблизительно будете знать, как выглядит тот или иной поезд и насколько комфортной может быть ваша поездка в нем.

    Разновидности билетов на поезда и основные тарифы на них

    После того как мы разобрались с поездами и классами вагонов, нужно определиться с еще одной не менее важной вещью – разновидностью тарифов на билеты. Всего в Италии их больше десяти. Но туристу для, так сказать, «свободного плавания» нужно иметь понятие о трех основных: базовый, экономный и суперэкономный. Расскажу обо всем по-порядку.

    Базовый тариф

    Еще его называют base ticket (базовый билет). Подойдет он, если вы «человек непостоянный», потому что дату поездки можно менять. Лично для меня это оптимальный вариант. У меня же семь пятниц на неделе, не могу все свои дела хорошо распланировать. Так иногда приходится покупать билеты на иную дату.

    Время и дату поездки разрешеноизменять вплоть до отхода поезда с платформы и еще в течение часа после этого. То есть вы имеете возможность уехать и другим поездом, а не тем, на котором планировали. В общем, если вы опоздали на поезд, но у вас на руках базовый билет, расстраиваться не стоит, уедете следующим рейсом.


    Если ваш билет стоил €10, и вы раздумали ехать, то просто верните его в кассу. Правда при этом вы потеряете 20 % от его стоимости. В случае, когда стоимость купленного вами билета составляла менее €10, он возврату не подлежит. Базовым билетом можно воспользоваться для проезда по другому маршруту, при этом доплатив разницу в стоимости билетов.

    Минусом базового тарифа является только то, что он не подразумевает никаких скидок.

    Экономный тариф

    Билет, купленный по такому тарифу, еще называют economy ticket. В этом билете изменить дату или время поездки можно только один раз. Воспользоваться им можно лишь на том маршруте, который на нем указан. Пересесть на другой поезд и оплатить разницу не получится. Отменить такой билет невозможно.

    Несомненный плюс тарифа – билеты по нему можно купить со скидкой вплоть до 50 %

    Суперэкономный тариф

    Он же – Super economy. Самый привлекательный тариф для туристов, которые любят сэкономить деньги на дороге и потратить их на посещение ресторана или покупку какой-либо милой вещички.

    Стоимость билетов по такому тарифу действительно минимальная. Однако к покупке нужно относится крайне ответственно, так как поменять дату поездки или время не получится. Также исключена возможность сдачи билета в кассу. Так что будьте бдительны, дешевизна дешевизной, но если наверняка не уверены в дате и времени, такой билет лучше не покупать.

    Как сэкономить на билетах

    Разобравшись с билетами и тарифами на них, продолжим постигать железнодорожную мудрость. Теперь я расскажу вам о том, как можно сэкономить свои кровно заработные в поездках на поездах.

    Основные методы:

    • заблаговременная покупка билетов;
    • приобретение проездных карт;
    • осведомленность о том, относитесь ли вы или ваш ребенок к льготным категориям пассажиров;
    • отслеживание акций на стоимость проезда.

    Давайте обо всем по порядку.

    Заблаговременная покупка билетов

    Как я уже говорила, тарифов на итальянской дороге около десятка. И один из них – Amica. Шикарнейший, как по мне. Предоставляет скидки до 60 % от стоимости билета. Однако, покупать такие билеты нужно не за три дня до поездки, а за 1–3 месяца до даты предполагаемого путешествия.


    К тому же, количество таких билетов строго лимитировано, так что нужно поспешить. «Кто успел, того и тапки», как говорит мой папа. Также важно помнить, что никакие возвраты или обмены билетов по тарифу Amica не предусмотрены.

    Проездные карты

    Если едете в Италию не на неделю, а на более долгий срок, вполне уместна покупка «Зеленой карты», она же Carta Verde. Обойдется вам она всего в €26 и даст право на скидку в 15 % на все поезда. И не на неделю или месяц, а на целый год. Так что, если на год у вас запланирована не одна поездка по этой стране, покупка такой карты является вполне оправданной.


    Однако, стоит помнить, что тут есть возрастные ограничения. Carta Verde могут купить только молодежь младше 26 лет, а также синьоры старше 60 лет.

    Для самых непоседливых туристов хороший вариант – карта Amicotreno. Она почти в два раза дороже, чем Зеленая карта, стоит €50. Но и скидки здесь соответствующие:

    • 50 % от стоимости проезда при региональных поездках.
    • 10–20 % от стоимости проезда на поездах Intercity.

    Купить карты можно в кассах железнодорожных вокзалов.

    Скидки для разных категорий пассажиров

    В первую очередь это дети. Если ребенку еще не исполнилось 4 года, билет ему можно не покупать. Однако и личного места у малыша не будет, ему придется сидеть на коленях у мамы или папы.

    А вот детишкам в возрасте от 4 до 12 лет предусмотрена скидка в размере 30 % от заявленной стоимости билета. А если у вас большая семья или компания друзей, которая состоит из 6 или более человек, то вы вполне можете рассчитывать на скидку 20 %.

    Отслеживание акций

    Если вы покупаете билеты на сайте Тrenitalia (а далее я проинструктирую вас о том, как это можно сделать), там есть вкладка Promotions, где вы сможете увидеть различные скидки на билеты или суперпредложения. К примеру, время от времени действует акция «2 х 1». Купив билет по такой акции, два человека смогут проехать по одному билету. Однако не забывайте, что билеты приобретенные по акционным предложениям, обменять или вернуть нельзя.

    Путешествуем как по маслу

    Чтобы поездка запомнилась вам как увлекательное путешествие, а не несчастный случай из вашего отпуска, нужно помнить о том, что нужно:

    • компостировать билет (не всегда),
    • беречь билет,
    • учитывать опоздания.

    Компостирование билета

    Некоторые билеты перед поездкой нужно прокомпостировать. Это касается проездных документов только на региональные поезда. Для компостирования на вокзалах установлены специальные аппараты, они могут быть желтого или зеленого цвета. Билет нужно поднести к щели аппарата, далее вы услышите характерное «урчание» – печатается дата и время поездки. Если «урчания» не слышно, это может свидетельствовать о том, что аппарат сломан, так что направляйтесь попытать счастья к следующему «ящичку».

    В том случае, если по какой-то причине не получится прокомпостировать билет, мне порекомендовали садиться в поезд и уже от руки чернилами писать на билете дату поездки и время. Прокомпостированный документ действует всего 6 часов, то есть в течение этого времени вам нужно сесть в один из региональных поездов, а по истечении срока билет становится недействительным. А если решите ехать с непрокомпостированным билетом, то есть зайцем, вам может грозить штраф. И вполне внушительный, вплоть до €100.

    Хранение билета

    Не стоит помещать билет в верхний карман сумки, где он может легко потеряться. В поездах регулярно ходят контролеры. Проездной документ лучше держать при себе. И когда контролер попросит его предъявить, то нужно это сделать, а не мило хлопать ресницами и уверять, что он у вас был, но его вывеяло в окно буквально минуту назад, или что его съел на завтрак ваш карликовый шпиц. Если билета у вас не оказалось, вас ждут неприятности, а именно:

    • Штраф за безбилетный проезд (в районе €100);
    • Покупка билета непосредственно у контролера;
    • Оплата сбора самому контролеру.

    И отдельное слово о подделках билетов. Тут мне почему-то вспомнился момент из моего, так сказать, «криминального прошлого». Это история о том, как я на своем принтере подделала приглашение на тестирование, так как оригинал утопила в луже. Если подобная оказия произошла с вашим билетом, то не повторяйте моего подвига, орудуя принтером, ксероксом или еще каким-то техническим приспособлением, а лучше купите новый. Ведь получить штраф в €200 выйдет гораздо дороже, чем любой билет по стране. Да и кому нужны проблемы с полицией?


    А история с приглашением закончилась хорошо. Меня впустили в аудиторию, и я успешно прошла тестирование. Но мой поступок – явно не пример для подражания, а скорее увещание в том, что подделки в любой сфере жизни – это очень рискованное предприятие.

    Учитывайте опоздания

    Тут я не говорю об опозданиях пассажиров и забавных для наблюдателей со стороны моментах, когда мужчины с высунутым языком и галстуком за плечом пытаются догнать поезд, а девушки пытаются на громадных каблуках успеть заскочить в вагон – это вообще сказка. Хотя и личную дисциплину по отношению к отправлению поезда тоже соблюдать нужно.


    Сами поезда часто опаздывают. Особенно это касается рейсов с пересадками. Не стоит отмерять себе на пересадку 5–10 минут, ведь ваш поезд может опоздать, и тогда останетесь ждать в «перевалочном пункте» следующий поезд, а в некоторых случаях еще потребуется потратиться на новый билет.

    Покупка билетов

    Вот и пришло время рассказать о том, как можно приобрести билеты на поезд. Купить билет на поезд в Италии можно тремя способами:

    • В автомате.
    • На сайте Тrenitalia .
    • В кассе вокзала.

    Вот об этих трех способах покупки билетов я вам и расскажу.

    Покупка билетов в автомате

    Автоматы для покупки билетов можно найти в помещениях вокзалов. Принцип работы у них схож с нашими широко распространенными банкоматами и терминалами.


    Схема достаточно проста. Первым делом выбираем английский, это если вы плохо владеете итальянским.

    Первое, на что нужно обратить внимание, это в графе «Отправление» (departure) будет по умолчанию стоять название станции/вокзала на которых расположен этот автомат. Так что если вы решите заблаговременно накупить себе билетов на целый отпуск, то будьте осторожны, чтобы все они не оказались с одной точкой отправления. Изменить точку отправления можно нажав кнопку Modify departure (на фото я обозначила ее стрелочкой).


    Когда разобрались с местом отправления и прибытия, определяемся с датой и временем отправления. Эти данные указаны немного ниже под «линейкой», где отображаются ваши действия во время покупки. Дату и время можно также легко изменить, нажав кнопку Modify date and time.


    На сетке с возможными вариантами поездки выбираете подходящий для вас и жмете Select. Появляется окошко с основной информацией про ваш билет, где указаны (слева направо):

    • тариф;
    • стоимость билета и в какой именно класс куплен билет;
    • количество пассажиров.

    В последнем «сегменте» экрана вы можете добавлять, нажав на «+», количество пассажиров, а также указывать число детей (им предполагается скидка в 30 %, как я уже говорила).



    Выбираем удобный для вас вариант оплаты – наличные или карточку (процедура стандартная: загрузить купюры в приемник или вставить карту и ввести код). Далее оплачиваем, забираем билеты (внизу автомата есть окошко для билетов).


    Готово, вы прекрасны! Однако перед тем как выбрать автомат проверьте, есть ли у него разъем для наличных, поскольку некоторые работают только с карточками.

    Покупка билетов в кассе

    Способ подойдет для тех, кто не хочет разбираться с сайтом Тrenitalia. Или же у вас нет карточки, чтобы рассчитаться в автомате, или же в наличии только крупные купюры. Собственно, нечего сложного в том, чтобы купить билет в кассе, нет; все мы это делали десятки раз у себя в стране. Однако там мы говорили с кассиром на родном языке. А тут языковой барьер. И если вы оба изъясняетесь на английском, это еще полбеды. Часто кассиры владеют только итальянским, а лично я на нем веду беседу так себе, мягко говоря. Поэтому перед тем, как покупать билет в кассе, внимательно изучаю информацию о рейсах и пишу кассиру записку, в нее вношу такие данные:

    • Дата поездки.
    • Желаемый маршрут.
    • Станция отправления.
    • Станция прибытия.
    • Количество пассажиров.
    • Время отправления.
    • Желаемый тариф.
    • Финальную стоимость билета.

    В большинстве случаев кассиры все без проблем понимают, а мои смайлики и цветочки на записке их умиляют, и они с улыбкой и без проблем меня обслуживают. Кстати, всю информацию о поездке вы можете узнать на том же сайте Тrenitalia или в автомате для покупки билетов, но если боитесь производить оплату, вот такая записочка кассиру станет отличной альтернативой.

    Регистрация на сайте Trenitalia

    Сейчас на дворе 2016 год, а Trenitalia все усложняет и усложняет процесс регистрации, в особенности для пользователей, которые живут за рубежом. Никакого логичного объяснения таким изменениям я не нашла. Поэтому, чтобы зарегистрироваться, придется пойти на некоторые хитрости. Но ничего криминального!

    Билет, конечно, можно купить и без этого. Но я бы рекомендовала вам все-таки пройти процесс регистрации, так как при покупке билета незарегистрированными пользователями часто возникают различные проблемы. Вплоть до того, что вам могут не прийти ваши билеты на почту.

    Процесс регистрации

    Для начала нам нужно сгенерировать итальянский ИНН, он же codice fiscale. Для этого переходим на этот . Далее заполняем появившиеся окошко своими достоверными данными. Пример можете увидеть на сделанном мной скрине.


    И вот, появляется готовый сгенерированный код!


    Для чего вам будет нужен codice fiscale, я расскажу немного ниже.

    Теперь переходим непосредственно на сайт Trenitalia и начинаем процесс регистрации. Для начала нужно выбрать наиболее понятный для вас язык. В моем случае это английский, так что и все мои скрины будут сделаны с английской версии сайта.

    Сразу сосредотачиваем свое внимание на разделе Customer area. Раздел это расположен как раз под вкладкой, где можно менять язык. Немного отходя от темы, замечу, что юзабилити у сайта, как по мне, просто отличное. Не нужно бороздить просторы страницы, чтобы найти ту или иную вкладку, все можно понять интуитивно.

    Открыв раздел Customer area, нужно нажать кнопку Register. Далее появится окно для регистрации нового пользователя.


    Оно, скажем так, немаленькое, и на заполнение всех нужных данных может уйти даже до часа времени, в особенности если вы впервые сталкиваетесь с регистрацией на подобном сайте.Оно, скажем так, немаленькое, и на заполнение всех нужных данных может уйти даже до часа времени, в особенности если вы впервые сталкиваетесь с регистрацией на подобном сайте.

    Заполнение блока Your personal data

    Первый блок, который нужно заполнить, это Your personal data , что в переводе значит «ваши личные данные». Их и нужно будет разместить по различным полям. Сначала вам нужно ввести свое имя и фамилию. Далее идут три поля, из которых, если вы не итальянец/итальянка, заполнить придется только одно – первое «Страна рождения». Как только вы укажете свою страну: Россию, Украину, Беларусь – следующие поля окрасятся в серый цвет и станут для вас недоступными, их нужно заполнять только итальянцам. Далее проставляете дату рождения и пол.

    И вот пришел звездный час ИНН, который мы с вами сгенерировали немного раньше. В графу Tax code/VAT нужно вписать эти цифры. Сразу скажу, что числа эти, в общем-то, мифические, и не нужны ни регистрирующемуся, ни самому сайту. Но лишний раз поморочить голову клиенту все-таки возможность не упустили.

    Заполнение блока Your document

    В этом блоке нужно прописать документ, который будет подтверждать вашу личность. К примеру, загранпаспорт. Нужно указать номер паспорта, а также дату, когда он был выдан, и срок действия. Последние три графы предназначены тоже для жителей Италии, но заполнить их нужно, так что заполняйте как хотите, прописанное там особой роли не играет.

    Заполнение блока Your account

    К заполнению этого блока нужно подойти ответственно и хорошенько запомнить данные, которые вы введете, потому что потом с их помощью вы будете входить на сайт. В первую графу вводите желаемый логин, а далее пароль. Потом еще раз пароль нужно подтвердить.


    Если не хотите заморачиваться с придумыванием логина, просто нажмите на кнопочку Suggest, и система предложит несколько логинов скомбинированных с вашего имени и фамилии. Поскольку имя у меня редкое, мне было из чего выбрать.

    Заполнение блока Your Home

    Самый нелогичный и ненужный раздел. Ведь нужно ввести место вашего постоянного проживания в Италии. Даже если вы вот уже тридцать лет наживаете добра в Кучугурах. Чтобы долго не заморачиваться, введите адрес первого попавшегося хостела или отеля. Отвечайте формальностью на формальность. Или же можете ввести настоящий адрес отеля, где планируете проживать.

    Заполнение блока For contacting

    Этот блок нужно заполнить обязательно. И сделать это без ошибок. Введите свой действующий емейл и номер телефона.Следующие три окошка вы можете проигнорировать. Разве что хотите, чтобы Trenitalia знала о вас больше, или же вы счастливый обладатель промо-кода, или же вас пригласил друг, и вы хотите ввести «дружеский код».

    Заполнение блока Privacy and declaration of consent

    Тут вспоминается фраза из фильма «Спортлото-82»: «Пытка апельсинами длилась третий час». Но мы уже подошли к концу, и это последний блок, который нужно заполнить. Тут все просто. Везде ставим галочки. Вы со всем согласны.


    Но для очищения совести и избавления сомнений типа: «а не согласился ли я выплачивать кредит на 500 тысяч» можно прочитать всю информацию, написанную мелким шрифтом. Далее нажимайте Confirm.

    Заключительный этап регистрации

    Далее страничка перезагрузится, и вы снова увидите все блоки с регистрационными данными. Перепроверяете данные, если все ввели верно, со всем согласны. Нажимайте кнопку «Окей». Как при стандартной регистрации на любом отечественном сайте появится сообщение о том, что для завершения регистрации вам нужно перейти на свою электронную почту и подтвердить регистрацию.

    Если зашли на свой емейл и не видите письма, загляните в папку «Спам». Вполне вероятно, что письмо отправилось именно туда. Далее, следуя инструкции, переходите по ссылке.

    Вуаля! Вы великолепны! И теперь можете как зарегистрированный клиент пользоваться всеми преимуществами сайта! Только логин и пароль не потеряйте.

    Покупка билетов через официальный сайт компании Тrenitalia

    Те, кто постоянно пользуются сайтом для покупки, говорят, что в этом нет нечего сложно, что все проще простого. А вот если вы впервые пытаетесь разобраться с сайтом, могут возникнуть трудности, и некоторые могут показаться вам непреодолимыми. Но нечего невозможного нет. Постараюсь рассказать вам об основных важных моментах, которые следует учесть при покупке билета на сайте Тrenitalia .

    Процесс приобретения билетов через сайт Trenitalia.com

    Зайдя на сайт, выбираем самый удобный язык. Как я уже говорила, для меня это английский. Если вы зарегистрировались, как я описывала вам выше, значит нужно авторизоваться, для этого введите свой логин и пароль в разделе Customer Area. Далее в личном кабинете жмем на кнопку Purchase. После этого можно приступать к самой покупке билетов. Для пользователей, которые решили себя не утруждать регистрацией, процедуру приобретения билетов можно начать непосредственно с главной страницы.

    Расскажу более детально о самом окошке поиска. Если поставить флажок на All Trains, система будет искать все поезда по заданому маршруту. Если вас интересуют только скоростные поезда, поставьте отметку возле Frecce, а если хотите ехать электричкой, то возле слова Regional.


    • One Way – для выбора поездки только в одну сторону.
    • Return – для выбора поездки туда и назад.
    • From – город из которого вы отправляетесь в путешествие.
    • To – пункт вашего назначения.

    Хочу на двух последних пунктах остановиться немного подробнее, ведь как раз там у меня и случились первые трудности во время покупки билетов. В графу From я усиленно пыталась ввести слово Venice. После пятой попытки я заподозрила, что что-то тут нечисто. Система все выдавала сообщение, что нет такого города. А я недоумевала, как же его может не быть. Только спустя несколько минут у меня зародилась идея ввести название города на итальянском языке – Venezia. И все заработало.

    Так что запомните, даже если вы выбрали английский интерфейс, названия городов и станций нужно вводить только на итальянском. Кроме того, если в городе, с которого вы отправляетесь или куда прибываете, есть несколько вокзалов, все они появятся в выпадающем списке, и, если вы живете в уютной квартирке на окраине города, вовсе не нужно ехать на Главный вокзал, который расположен в большинстве случаев в центре. Можно выбрать станцию, которая находится ближе к вашему дому.

    Далее нужно ввести дату поездки и желаемое время отправления. После этого нужно указать количество взрослых пассажиров (adult) и детей (children). Далее жмем кнопку Search, и сайт выдаст нужные результаты. Не удивляйтесь, если в строке браузера вместо адреса trenitalia.com , появится адрес lefrecce.it, он тоже относится к системе итальянских железных дорог, и на него происходит переадресация для покупки билетов. Вот так выглядит заполненное окошко поиска билетов:

    После нажатия кнопки «Поиск» откроется большая страница с результатами поиска. Перед вами появится десять вариантов поездки, но это вовсе не значит, что их всего столько. Просто на сайте по умолчанию отображается именно это количество рейсов.


    Чтобы посмотреть следующие десять вариантов поездок нужно нажать на Next Solution. Или же на View All Solutions, тогда на одной странице будут показаны все возможные варианты.

    В колонке Tain вы увидите все возможные варианты поездов на этом маршруте: и электрички, и скоростные Frecci. Напомню вам, что номер места в билете на электричку не указывается. Можно занимать любое свободное. А если такого нет, то придется стоять. В скоростных же поездах в каждого пассажира есть свое законное место. Ну, и ясное дело, такие поезда едут быстрее.

    В колонке Offer предложены тарифы, по котором можно купить билет.

    Их указано четыре вида:

    • Ordinaria,
    • Super Economy,
    • Economy,
    • Base.

    Тариф Ordinaria является стандартным для региональных поездов. Обо всех остальных тарифах я вам детально рассказала немного выше.

    Если решили ехать на региональном поезде, нужно нажать на цену билета, и станет видно, что есть только один тариф Ordinaria, а ехать можно только во втором классе. Но так как и во втором классе вполне комфортно, сетовать о том, что не предоставлен выбор первого класса, не стоит. Для продолжения процесса покупки нужно нажать на Continue.

    С покупкой билета на скоростной поезд дело обстоит немного иначе. Здесь можно выбрать не только тип билета и в каком классе вы хотите путешествовать, но и номера мест. При выборе поездки на скоростном поезде у вас появится вот такое окошко:


    Для того, чтобы выбрать место, необходимо поставить галочку возле Choose the seat. Выбрав подходящие условия поездки и стоимость, нужно нажать Continue.

    Далее перед вами появится план поезда, где вы укажете удобное вам место, и оно окрасится в красный цвет.

    Потом нужно нажать Confirm.

    После этого момента всегда в моем воображении начинает играть знаменитая тема из шоу «Форд Боярд» и звучит: «Фелиндра, поворачивайте голову тигра».

    Справа в окошке показывается секундомер, который отмеряет десять минут, и за них вам нужно закончить процедуру покупки билета. Так что это не самое лучшее время, чтобы идти готовить себе кофе.

    Процедура заполнения личных данных

    Если вы не регистрировались на сайте, то вам нужно выбрать вкладку Go on without log in. После этого указываете фамилию, имя, емейл и телефонный номер. Если вы покупаете билет для себя, то проставьте флажок возле слов I am a passenger too. Таким образом ваши данные продублируются на билете.


    Также нужно согласиться со всеми условиями перевозчика и в нужных местах проставить галочки, без этого процедуру покупки вы завершить не сможете.

    Процедура заполнения раздела Payment

    Получение билета

    Если вы ввели все данные правильно, пришло время заглянуть на электронную почту. Там вы обнаружите письмо от компании с прикрепленным файлом, который и является вашим билетом. Выглядит он примерно так:

    Самое важное в вашем билете это код PNR, который, собственно, и будет проверять контролер.Далее билет нужно распечатать и не потерять до того момента, когда контролер в поезде не попросит предъявить его. С помощью специального считывающего устройства сотрудник проверит билет (это занимает каких-то 15 секунд) и вернет вам.

    Ограничение по покупке билетов на сайте

    Кроме того, что вам нужно успеть оформить билет за десять минут, есть еще одно временное ограничение. За 24 часа можно провести только одну покупку билетов. Если, купив билеты из Венеции до Вероны, вы спустя пару часиков решили из Вероны отправиться в Геную и тут же захотели купить билет, у вас нечего не получится. Придется ждать сутки, и лишь спустя это время вы вновь сможете покупать билеты.

    Как одновременно купить билеты на несколько направлений

    Если, путешествуя по Италии, вы решили посетить несколько городов, то внимательно изучите все расписание и на листочке запишите все необходимые данные. Это вам поможет вложиться в десять минут.

    После того как вы выбрали один маршрут, и справа появился отсчет времени, не зевайте, а нажимайте на кнопку Add Trip, что в переводе значит «Добавить поездки». С этого момента ваш первый билет находится в корзине. Теперь идем по накатанной тропинке. Выбираете новый поиск и добавляете необходимый маршрут. Таким образом можно приплюсовать сколько хотите вариантов поездки, главное уложится в необходимое время.

    Если вы – зарегистрированный пользователь, вам в этом моменте будет несколько проще.

    В окошке личного кабинета просто выбираете вкладку Multiple Trips и, не отходя от кассы, указываете нужные вам направления.

    Вот, пожалуй, и все важные моменты, которые касаются покупки билетов непосредственно на сайте Trenitalia.

    Какой электронной почтой пользоваться при регистрации на сайте или покупке билета

    Часто сайт Trenitalia плохо взаимодействует с российскими почтовыми ящиками, в особенности с mail.ru. Поэтому лучше при работе с ним использовать gmail.com. Или же завести любой другой международный ящик.


    Это дело пяти минут, а может избавить вас от многих проблем при покупке.

    Заключение

    Подводя итог, хочу сказать, что железная дорога Италии весьма своеобразна. Без внимательного изучения всех ее особенностей ваше путешествие может не заладится. Но, думаю, после прочтения моей статьи у вас появилась хорошая база знаний, которую теперь нужно применить на практике.

    А на прощание хочу посоветовать вам быть внимательными при выборе билетов и их покупке, так как некоторые из них вернуть трудно. Также следите за скидками на проезд, так вы сможете неплохо сэкономить и потратить деньги на приятные покупки. Счастливого пути!

    Первая железная дорога появилась в Италии в 1839 г., еще до объединения раздробленных областей Италии в единое государство. Длина первой линии от Неаполя до крохотного городка Портичи составляла 7,5 км.

    Ныне общая протяженность итальянских железных дорог составляет почти 17 тыс. км. Главный перевозчик, совершающий 79% перевозок – государственная компания Trenitalia, кроме нее, в стране действуют еще 40 небольших железнодорожных компаний .

    Железные дороги Италии считаются одними из лучших в Европе , беда у них одна – регулярные опоздания поездов на 15-20 мин.

    Как купить билеты онлайн

    Покупка онлайн осуществляется на сайте www.trenitalia.com – официальном сайте итальянских железных дорог . Как это делается:

    • Нужно зайти на сайт и выбрать английскую версию, нажав значок с британским флажком вверху справа. Далее нажимайте кнопку Register. Появится форма .
    • В форме нужно заполнить поля Name и Surname (имя и фамилия) на латыни, в точности так, как записано на кредитной карте (ибо расплачиваться придется ею).
    • В графе Your Home (ваш адрес) нужно записать итальянский адрес – подойдет местоположение отеля, где планируется провести отпуск. Затем заполняются графы E-mail (почта) и Telephone Mobile (сотовый).

      Ставятся 2 галочки напротив слов I agree и галка, подтверждающая прочтение «Regolamento». Нажимается кнопка Confirm .

    • На следующий день (не ранее) на почту приходит письмо со ссылкой, которую нужно кликнуть, чтобы активировать аккаунт. Пароль нужно поменять на новый.
    • После этого нужно перелогиниться с новым паролем и можно выбирать билеты, предварительно заполнив колонку Ticket. Выбрать Single (билет в одну сторону) или Return (туда-обратно).

      Заполнить графы From и To (откуда и куда), Depart (время отправления), Return (время возвращения), Adults (кол-во взрослых), Children(дети). Нажать Search и можно подбирать маршрут и билеты.

    • Важно! Названия городов (From… To) придется вводить на итальянском , например, Firenze, но не Florence, Roma, а не Rome.
    • Билеты есть всегда, но выбирать их следует, как минимум, за 2 мес до начала поездки, иначе все билеты дешевых классов Economy и SuperEconomy будут раскуплены, и придется довольствоваться более дорогим тарифом Base.

      Для сравнения: поездка из Рима во Флоренцию по тарифу Base 2-м классом обойдется в 43 евро , Economy – 29, SuperEconomy – 19.

    • Графа Cartafreccia со скидками и прочим, увы, только для граждан Италии.
    • В графе Prices (цены) указана минимальная цена – обычно это либо SuperEconomy, либо Base 2 класса. Нажав Select (выбрать), можно приобрести билеты и подороже, например, проехаться 1-м классом, бизнес-классом или в шикарном вагоне Executive .
    • Оплата производится картами Visa или Mastercard.
    • Билеты прибудут на почту в PDF, их нужно распечатать. Крайне желательно отдельно записать PNR (Booking Code) и бережно сохранить.

      Фактически, контролеру в поезде потребуется только этот код , чтобы пробить по его базе и выдать чек, удостоверяющий оплату и заслуженное право на проезд.

    Поезда с пометкой Regionale – местные электрички, медленные и дешевые. Поездка из Рима во Флоренцию на таком regionale обойдется в 21 евро 2-м классом, 32 евро – 1-м классом.

    Цена билетов на электрички одинакова – онлайн, в кассах и автоматах. Приобрести их онлайн можно за 1 неделю до поездки, но никак не раньше, и сэкономить на них не получится.

    Классификация итальянских поездов и типы мест

    Поезда в Италии делятся на следующие разновидности:

    • Скоростные. Это роскошные поезда Eurostar Italia и поезда серии Frecci (стрела), курсирующие между главными городами Италии . Билеты недешевы, места после покупки бронируются.
    • Междугородние. Это поезда Intercity и Eurocity – первые курсируют по стране, вторые – по всему ЕС. Покупка билета не означает автоматической брони . Место резервируется дополнительно за 3 евро либо можно сесть на любое свободное место в своем вагоне (хотя бронь предпочтительней).
    • Regionale – пресловутые электрички, довольно медлительные и недорогие. При покупке билета место не бронируется, садиться можно где угодно. Преодолевают расстояния в пределах 200 км.

    Поезда строго делятся на дневные и ночные . В дневных – только сидячие места. Ночные начинают курсировать примерно с 19.00, там бывают и сидячие места, и «лежачие» (Cuccette).

    Купе в привычном понимании имеются лишь в ночных поездах – двухместные (самые дорогие), четырехместные и шестиместные. Бывают и одноместные купе, и трехместные.

    Купе делятся на смешанные (promiscuo), сугубо женские (donna) и сугубо мужские (uomo). Это важно учитывать при заказе или покупке билетов.

    Ночные поезда курсируют, например, из Рима в Палермо и обратно, время в пути примерно 11-12 ч, ночью можно выспаться (и сэкономить на отеле). А вот ночных regionale не существует.

    Вагоны бывают 1-2 класса, если сесть в вагон 1-го класса с билетом 2-го, придется доплатить разницу . Впрочем, стремиться в 1-й класс не имеет особого смысла – отличаются классы незначительно.

    Разве места поудобней, в дороге могут угостить кофе и предложить прочесть свежую итальянскую прессу. Едва ли стоит переплачивать за это.

    Расписание поездов в Италии

    Расписание итальянских поездов можно узнать 4-мя способами :

    На нашем сайте вы также сможете найти . Она вам обязательно пригодится в путешествии по городу!

    Выгоды путешествия на поезде, скидки, льготы и проездные

    Путешествовать на поезде по Италии куда проще и быстрей , чем на самолете (учитывая регистрацию, проверку багажа и т.д.) и очень часто (хотя не стопроцентно) дешевле.

    Поезд явно предпочтительней автомобиля – достаточно упомянуть, что парковка в Венеции на 1 день обойдется в 50 евро, к этому нужно прибавить стоимость бензина и плату за проезд по автобанам.

    Автобусами ездить не слишком удобно , поскольку большинство маршрутов – локальные.

    Как дополнительно сэкономить, предпочтя поезд прочим видам транспорта:

    • Малыши до 4-х лет могут ездить бесплатно, при условии, что не занимают отдельных мест. Детям с 4 до 12 предоставляются скидки в 30% .
    • Подробней о скидках можно прочесть в разделе OFFERS www.trenitalia.com либо узнать в кассах итальянских вокзалов.
    • Проездной InterRail Italy Pass можно купить в самой Италии либо заказать по интернету (доставка 7-10 дней) . Дает право 3,4,6 или 8 дней в месяц неограниченно пользоваться поездами. Цена на 8 дней – 216 евро, детям и студентам – скидки.

    Билеты: где приобрести и как прокомпостировать

    Где и как приобрести билеты, не считая покупки онлайн :

    • В кассах на вокзале, что не слишком удобно, поскольку кассиры не всегда понимают по-английски, возможны очереди. Этот способ подойдет, если нет банковской карты или в наличии только очень крупные купюры.

      Следует учитывать, что кассы работают до 20.00 (а порой и до 18.00).

    • Можно купить в газетных или табачных киосках , иногда в баре на станции (если касса уже закрыта).
    • Самый удобный способ – автомат, оплата производится наличными или картой, имеется английский интерфейс.
    • Купленный билет нужно пропустить через компостер (новые модели – бирюзовые, старые – желтые). Компостеры на вокзалах есть повсюду .

      Нужно опустить билет в прорезь и подождать, пока автомат «заурчит» и проставит дату и время. Прокомпостированный билет годен 6 часов, непрокомпостированный – 2 мес., его можно сдать (правда, с уценкой в 20%).

    Не нужно компостировать билеты, в которых указаны вагон и места, например, билеты на поезда Eurostar. Любые билеты, приобретенные онлайн, включая и билеты на региональные поезда, тоже не нужно компостировать .

    Несколько простых советов значительно облегчат жизнь тем, кто путешествует по Италии на поездах:

    • Итальянцы, включая сотрудников железных дорог, любят и умеют бастовать, ведь само слово «забастовка» итальянского происхождения.

      Обычно забастовки не затрагивают туристов, но стоит свериться с сайтом scioperi.mit.gov.it/mit2/public/scioperi , где находится актуальное расписание всех забастовок .

    • При толике везения на региональных поездах можно проехать «зайцем», но сильно полагаться на удачу не стоит, билеты проверяют часто. Если поймают, придется заплатить 100 евро и приобрести билет.
    • Если по каким-то причинам не удалось прокомпостировать билет на вокзале или станции, нужно, зайдя в поезд, разыскать контролера (capotreno). Он сам валидирует билет. Иначе придется заплатить штраф , как за проезд «зайцем».
    • Питание в поездах даже высокого класса оставляет желать лучшего, поэтому едой лучше запасаться на вокзалах. Туалеты на станциях и вокзалах платные (0,5-1 евро).
    • Все бывалые путешественники по Италии сходятся на том, что железные дороги – наиболее практичный и удобный способ передвижения по стране. Единственной альтернативой может послужить собственная, или позаимствованная в прокате машина (подробнее ). Автобусы здесь, конечно, тоже имеются, но понять систему их рейсов сходу довольно непросто: ходят они редко и нерегулярно. Зато железнодорожная система Италии отлично слажена: это особый мир со своими законами и правилами. Единая сеть соединяет между собой все крупные и наиболее привлекательные для путешественников города и достопримечательности.

      Большинство железных дорог Италии , связывающих города, являются высокоскоростными и обслуживаются единой транспортной компанией Trenitalia. Впрочем, есть и исключения: железные дороги вокруг вулканов Этны и Везувия (подробнее о Везувии ), а так же провинцию Апулия организуются частными транспортными компаниями. Сами итальянские поезда подразделяются на несколько типов, на каждом из которых можно остановиться подробнее.

      Их можно было бы назвать поездами высшего класса, поскольку как по скорости, так и по уровню комфорта они стоят планкой выше остальных. Такой поезд способен развивать скорость более 250 км/ч (для примера: из Рима во Флоренцию на таком поезде вы доберетесь за полтора часа, из Венеции в Милан – за два с половиной). В названии каждого типа поездов Eurostarприсутствует слово «стрела» (итал. «freccia»), что довольно точно передает как скоростные способности, так внешний облик поезда. Обтекаемая и заостренная форма состава как нельзя лучше соответствует этой ассоциации. Внутри категории существует деление на подвиды поездов:

      • Красная стрела. Даже среди себе подобных ей нет равных: на определенных промежутках пути молниеносный поезд развивает скорость вплоть до 360 км/ч. Следует по маршрутам Турин-Милан-Болонья и Рим-Неаполь-Салерна.
      • Серебряная стрела. В отличии от предыдущего, этот поезд может использоваться не только как высокоскоростной, но и в качестве обычного. Объединяет Рим, Венецию, Верону и еще ряд городов помельче. Максимальная скорость поезда – 250 км/ч.
      • Белая стрела. Скорость у данного типа скромнее, чем у других – 200 км/ч, однако он не уступает собратьям по уровню комфорта и удобства для пассажиров. Соединяет Милан и Венецию, кроме того, обслуживает еще несколько линий, в том числе и Адриатическое побережье.

      Вне зависимости от подтипа, поезда Eurostar отличаются исключительным комфортом и современной оснащенностью внутреннего салона. В вагонах имеется Wi-fi, места оснащены розетками для зарядки мобильных телефонов и иных устройств. К мягким и удобным креслам прилагаются столики, в салоне достаточно просторно, имеется возможность заказывать напитки. Кроме того, в поездах есть вагон-ресторан, доступный для посещения, специальный вагон для пассажиров с ограниченными возможностями.

      Совет эксперта! Итальянским поездам свойственна непунктуальность, и к этому лучше быть готовым. Даже на табло изначально запрограммирована строка «ritardo» — опоздание, и загораться ей приходится нередко. В то же время, расслабляться не стоит, и лучше выходить из дома заблаговременно.

      Этот тип считается более простым и бюджетным: поезд едет медленнее (200 км/ч его потолок), выглядит проще, и цены на него значительно ниже. Не так давно, после укрепления положения поездов Eurostar , рейсы Intercity были значительно сокращены, в связи с чем цены на билеты сильно упали. Однако, как и Eurostar, этот тип ориентирован на межрегиональные поездки, которые совершает с минимальным количеством остановок. Салоны также весьма комфортабельны: имеются обычные и купейные вагоны, вагоны первого и второго класса.

      Поезда категории Regional

      Их проще было бы назвать электричками. Это поезда, которые преодолевают небольшие расстояния внутри одного региона. Как и в наших электричках, места на билетах в этом случае не проставляются, поэтому в час-пик или на выходных есть риск не успеть занять место. Зато в любой момент можно выйти из поезда и пересесть на другой, или даже вовсе поехать в другой день. Билеты в Италии универсальны, ими можно воспользоваться в любом поезде соответствующего класса. Правда, в случае, если билет уже прокомпостирован, придется постараться уложиться в 6 часов.

      Совет эксперта! Компостировать билеты на региональные поезда нужно обязательно. Контролеры не дремлют, и настроены довольно решительно: за проезд с пустым билетом налается солидный штраф. Поставлять на билеты штампы нужно в автоматах-компостерах, которые располагаются неподалеку от платформ. Если автомат не сработает (в Италии это частое явление), или же вы попросту не успеете к нему подобраться, дату и время поездки нужно написать на билете самостоятельно.

      Поезда дальнего следования ICN

      В таких поездах предусмотрены спальные места, однако уровень комфорта оставляет желать лучшего: в купе размещаются по 6 пассажиров, вместо белья – нечто, напоминающее спальные мешки. Возможно, для путешествия в другой конец страны удобнее будет воспользоваться услугами авиалиний. Это значительно быстрее и комфортнее, к тому же, имеется большое количество бюджетных тарифов.

      Билеты можно приобрести двумя способами: через кассу или в специальном автомате. Покупая билет в кассе, лучше обращайтесь к кассиру на итальянском – английский здесь знают не все. Обратите внимание, что если покупатель не уточняет, какой класс поезда или вагона его интересует, здесь принято по умолчанию продавать самый дешевый билет. Поэтому все свои предпочтения следует высказывать сразу. То же самое касается времени: если вы не конкретизируете, вам продадут билет на ближайший поезд.

      Большинство путешественников предпочитают покупать билеты именно в кассе, потому что местные автоматы имеют обыкновение показывать характер: зависать или не выдавать сдачу. Если вы все же решите рискнуть, рекомендуем расплачиваться карточкой, это уменьшит риск возникновения проблем.

      На некоторых небольших вокзалах может не найтись ни автомата, ни открытой кассы – в этом случае билеты могут продаваться в баре или другом соседнем отделе.

      Совет эксперта! Билеты на поезда Eurostar лучше приобретать заранее через интернет. Во-первых, в горячие сезоны их довольно быстро раскупают, и вы рискуете остаться без места, во-вторых, выйдет гораздо дешевле. При бронировании на сайте за продолжительный срок до предполагаемой поездки можно купить билет по самому экономичному тарифу: такие билеты стоят от 9 евро. Правда, сдать или обменять такой билет будет невозможно. Продажа билетов начинается за 4 месяца до поездки.

      К слову, совсем недавно в Италии ввели несколько совершенно новых железнодорожных маршрутов удивительного предназначения. Это железные дороги, стилизованные под старину, начиная от медленного созерцательного движения и заканчивая внешним видом поезда. Маршруты поездов проходят по самым живописным местам страны и мимо восхитительных памятников архитектуры: мостов, замков, развалин. Неспешное движение поезда позволяет внимательно рассмотреть каждую деталь, что будет крайне интересно ценителям старины и истории.

      Пусть у итальянских железных дорог и есть свои минусы вроде низких платформ, отсутствия автоматических дверей и частых опозданий — но все-таки путешествие по стране на поезде вам непременно придется по душе. Главное – уточнять все детали и не стесняться спрашивать местных жителей, если что-то вам непонятно. Итальянцы люди радушные, они с удовольствием вам подскажут и помогут. Приятного путешествия!

      Где лучше искать билеты на поезда в Италии и как купить билеты на trenitalia.com, чтобы не испортить собственный отпуск и впечатления от поездки. Сегодня BlogoItaliano расскажет о малоизвестных моментах главного железнодорожного сайта Италии, нюансах, с которыми часто сталкиваются новички, и как их обходить, чтобы поездка прошла максимально комфортно и безопасно. Все таки поезда были и остаются самым популярным способом путешествий по стране.

      Особенности покупки билетов на сайте Trenitalia

      Перед тем, как мы перейдем непосредственно к процессу покупки билета онлайн, важно отметить следующее : билеты на поезда в Италии вполне можно приобрести на самом вокзале. Сделать это можно как в кассе, так и автомате. Тут, правда, есть несколько “Но”:

      • Чем ближе к дате отправления, тем дороже, как правило, обходится билет. Непосредственно перед отправкой поезда проездной документ стоит дороже всего. Поэтому чем раньше Вы его приобретете, тем больше сэкономите.
      • На целом ряде популярных направлений вполне может возникнуть ситуация с отсутствием билетов перед отправлением. Все-таки Италия – страна популярная, а вместительность поездов – ограничена

      Покупать билеты загодя можно на официальном сайте железной дороги Trenitalia.com, где преимущественно закупаются местные, или , которым в большей степени пользуются русскоязычные путешественники. Причины, почему туристы часто предпочитают Omio официальному сайту железной дороги, связаны с их нежеланием рисковать отпуском, а также стремлением сэкономить.

      Не Трениталией единой

      Из тех, кто никогда раньше не пользовался итальянскими железными дорогами, об этом знают немногие. Но Trenitalia – не единственный железнодорожный оператор в стране. Наряду с ней, на многих популярных маршрутах бегают не менее скоростные и комфортные поезда Italotreno.

      Поскольку это 2 совершенно разные компании, то расписание, продажа билетов и различные акции для пассажиров у них тоже разные. Так что при планировании путешествия имеет смысл, как минимум, изучить обоих операторов.

      Билет… не пришел

      Да, такое может быть вполне. Вы выбрали поездку, оплатили, а электронный билет не пришел. На общение с техподдержкой Trenitalia могут уйти не то что часы, а недели, учитывая языковые барьеры и все прочее. Поэтому, несмотря на то, что покупать билеты можно без регистрации, настоятельно рекомендуем все-таки зарегистрироваться. Тогда, даже если билеты вам не придут на почту, вы их сможете просто скачать в своем личном кабинете. Но с регистрацией тоже не все просто.

      «Заморочки» с регистрацией

      Зарегистрироваться на сайте Trenitalia, чтобы получить все преимущества, достаточно просто, да не совсем. Первое, обо что «спотыкаются» наши соотечественники – это необходимость вводить свой адрес проживания… в Италии . Это нужно лишь для того, чтобы на указанный адрес вам выслали почтой накопительную карту CartaFRECCIA.

      Но вам она без надобности, так как воспользоваться ею могут только резиденты Италии. Выходом может стать введение произвольного адреса или адреса гостиницы, где вы проживаете или собираетесь проживать, чтобы ваша карта не пришла какому-нибудь синьору Франческо в сицилийской деревушке.

      Вторая «непонятка» – это паспортные данные. Здесь нужно указывать кроме номера и даты выдачи, еще и орган, который выдал документ. И тоже итальянские. Выкрутиться можно реальным номером заграничного паспорта, датой выдачи и истечения срока годности, а остальное выбирать произвольно.

      Наконец, самое «вкусное» – «Codice Fiscale» – ваш ИНН в Италии. Да, именно в Италии. Его можно официально получить в итальянском консульстве. Готовы попробовать? Если нет, то можно обойтись без всех этих сложностей и дополнительных документов, но об этом ниже.

      Пока же, для тех, кто решил заморочиться с адресом отеля и итальянским ИНН, разберемся с процессом покупки на официальном сайте Trenitalia.

      Покупка билетов на сайте Trenitalia

      Итак, для того, чтобы купить билет на поезд в Италии, заходим на официальный международный сайт государственного перевозчика – www.trenitalia.com .

      Главная страница сайта trenitalia.com на итальянском языке

      Проиллюстрируем поиск и покупку билетов онлайн на сайте Trenitalia на примере условной поездки из Рима в Милан. Первое, что мы видим на открывшемся сайте, – это форма запроса поиска билетов. Пройдемся детально по всем полям формы:

      TUTTI I TRENI – все поезда;

      FRECCE – скоростные поезда («Стрелы»);

      REGIONALI – региональные поезда («электрички»).

      SOLO ANDATA – в одну сторону;

      ANDATA E RITORNO – «туда и обратно»;

      Da – откуда;

      В полях отправления и прибытия набираем первые буквы интересующих нас мест, и далее конкретное место мы можем выбрать из появившегося списка. Надо иметь в виду, что названия станций итальянских железных дорог на сайте поданы на итальянском языке, независимо от выбора языка сайта (на момент написания статьи актуальны итальянская, английская, французская, немецкая и китайская версии). Также во многих городах есть далеко не один вокзал, и это тоже нужно учитывать при планировании поездки.

      В полях «Adulti» и «Ragazzi» отмечаем количество взрослых пассажиров и детей соответственно. Дети до 4 лет едут бесплатно, от 4 до 12 лет – с 50% скидкой.

      Нажимаем кнопку «CERCA» (поиск), которая перенесет нас на страницу с результатами поиска. Осуществится переадресация на сайт lefrecce.it – пусть вас это не смущает, никакой «подмены» здесь нет, просто вы перешли с международного сайта итальянских железных дорог на местный.

      Результаты поиска представлены в виде таблицы

      Мы получили список возможных вариантов нужной нам поездки с указанием ключевых параметров. По умолчанию выводится 10 предложений на страницу, и если их в сумме больше, вы можете переключаться между страницами при помощи стрелок внизу таблицы, или нажать кнопку «Altre solucioni», чтобы вывести на экран все предложения на указанный день.

      В колонке «Partenza» указывается время отправления и место, в колонке «Arrivo» – время и место прибытия, «Durata» – время в пути; «Treno» – тип поезда (здесь в произвольном порядке могут идти и региональные поезда, и скоростные), «Offerta» – тип билета, и «Prezzo» – цена.

      Каждая графа в таблице находится в свернутом виде. Развернув подходящую графу, мы увидим ряд дополнительных опций в рамках одного конкретного маршрута.

      Выбираем тип билета и класс вагона

      Здесь мы можем изменить тип билета и класс вагона. Основные типы билетов, которые предлагают итальянские железные дороги – это Base, Economy и Super Economy. Последний тип – это самые дешевые билеты. Их же быстрее всего раскупают. Чуть дороже – Economy и еще дороже – Base. Разница в цене образуется от условий возврата или обмена. Так, к примеру, билет типа Super Economy нельзя ни вернуть, ни поменять, что и делает его максимально дешевым.

      Варианты выбора класса вагона зависят от типа поезда. Так, к примеру, в Frecciargento и EuroCity есть два класса – первый и второй. Они мало чем принципиально отличаются, но разница в цене может быть существенной.

      В поездах FRECCIAROSSA («Красная стрела») классов больше – Standard, Premium, Business Salottino, Business Area Silenzio, Business, Executive. Подробные разъяснения о преимуществах того или иного класса вагонов в поездах Trenitalia вы можете получить, просто наведя курсор на значок «i» в интересующей графе.

      Окончательно определившись с выбором типа билета и класса вагона, ставим галочку в соответствующем нашему выбору месте и жмем «CERCA».

      Открывается страница, где нам нужно указать персональные данные пассажиров и выбрать способ оплаты.

      Вводим персональные данные пассажиров. Не забываем следить за счетчиком времени

      Выбираем удобный способ оплаты

      С того момента, как мы перешли на страницу подтверждения бронирования, начинает «щелкать» время, отведенное на эту процедуру. Подтвердить покупку и совершить оплату нужно успеть за 10 минут . Об этом нам будет постоянно напоминать виджет в верхней правой части экрана.

      Причина такого ограничения очевидна – на время, пока вы подтверждаете бронирование, выбранное предложение «замораживается», и его никто не сможет купить раньше вас. Это особенно актуально для поездов и вагонов с возможностью выбора конкретных мест.

      Кстати, выбор места осуществляется достаточно просто с доступной визуализацией вагона и плана расположения кресел. Свободные места отмечены зеленым цветом, выбрать их вы можете простым кликом.

      Выбрать место в вагоне не сложно: достаточно кликнуть на любом свободном, обозначенном зеленым цветом

      Напоминаем, в самом бюджетном варианте – в региональных поездах итальянских железных дорог, возможности выбора места нет по определению, и, если, зайдя в вагон, вы не найдете свободного кресла, это не значит, что вам продали билет сверх «нормы», тем самым ущемив ваши права. Вам просто придется ехать стоя, это нормально.

      Вернемся к подтверждению бронирования. Если вы не зарегистрированы на сайте Trenitalia, выбираете поле «Proseguo senza fare il login». Откроется форма, в которой нужно будет указать ваши данные – имя, фамилия, электронная почта и контактный телефон с кодом страны, но без «плюса» в начале.

      Заметим – это форма для заполнения ваших данных, как покупателя билетов. Форма данных пассажиров находится сразу под ней. Если вы входите в число пассажиров, заполнять свои данные второй раз не надо – достаточно поставить галочку «Sono anche un passeggero del viaggio» (Я тоже пассажир), и ваши данные продублируются в форме ниже.

      Теперь спускаемся ниже, где подан список способов оплаты. Выбираем подходящий и жмем «Continua».

      На этом этапе заполняем платежные данные и совершаем оплату.

      В электронном билете самое важное PNR-код

      После успешной оплаты на указанный вами электронный ящик должны прийти, собственно, билеты. Они будут в формате pdf. Вот этот pdf-файл нужно будет распечатать и взять с собой в поездку. Самое ценное в таком электронном билете – это PNR-код. Собственно, это единственное, что будет интересовать контролера.

      В экстренных случаях вы можете даже не иметь распечатанного файла, а просто показать контролеру билет на экране смартфона. Он запросит билет по PNR-коду в базе данных, и на этом контроль будет закончен. Процесс занимает считанные секунды. Регистрировать где-то или, тем более, компостировать электронный билет, естественно, не нужно.

      Как купить билеты проще: альтернативный способ

      Если все описанное выше кажется вам слишком сложным или вы пока не готовы общаться со службой поддержки Trenitalia на итальянском языке, Вы можете воспользоваться . Здесь Вы сможете проверить актуальное расписание и забронировать билеты на поезда Trenitalia без итальянского адреса, ИНН, паспорта и т.п. усложнений.

      Кроме того, Omio отслеживает расписание не только поездов Trenitalia, но также Italotreno и других компаний. А поскольку они используют одни и те же вокзалы, но при этом у каждой имеются свои цены, акции и “плюшки” для клиентов, то так у Вас будет гораздо больше шансов купить билет по выгодной цене.

      Наконец, если Вы еще не пользовались раньше Omio, то можете получить скидку 10 Евро на свою первую покупку. Чтобы получить купон нужно зарегистрироваться в системе по специальной ссылке-приглашению . Скидка становится доступной сразу же после регистрации. Единственное условие – сумма покупки должна быть больше 40 Евро.

      Более подробно об этом малоизвестном лайфхаке BlogoItaliano написал в отдельной статье .

      Цены при этом аналогичны кассам на вокзале. В Рунете создал, пожалуй, наиболее удобное подобное решение. Раньше, чтобы проверить цены сразу всех операторов, приходилось пользоваться аналогичными ресурсами на английском языке. При этом, у них часто были такие комиссии, что все удобство сводилось на нет.

      Интерфейс системы интуитивно понятен и здесь нет ограничений на количество купленных билетов. Достаточно лишь ввести необходимые данные, оплатить покупку и получить на e-mail заветный проездной документ. Его останется только распечатать и взять с собой на вокзал.

      Категория Красная Стрела (Frecciarossa)

      Этот тип поездов на отдельных участках маршрута достигает крейсерской скорости в 360 км/ч. Поезда используют новые скоростные линии и соединяют города Турин - Милан - Болонья, Флоренция - Рим - Неаполь - Салерно. Исключительный комфорт и Wi-Fi связь. Направления:

      Милан - Рим - Милан: 24 прямых и 30 с остановками в Болонье и Флоренции. Время в пути: 3 часа и, соответственно, 3 часа 30 мин. для второй группы.

      Милан - Неаполь - Милан: 4 поезда с остановками в Риме и Милане и 7 поездов с остановками на Рома Термини. Время в пути: 4 часа 10 мин. и, соответственно, 4 часа 25 мин. для второй группы.

      Турин - Рим - Турин: 8 поездов с остановками в Милане, Болонье и Флоренции преодолевают расстояние за 4 часа 13 мин. 4 поезда с единственной остановкой в Милане преодолевают путь за 4 часа 20 мин.

      Болонья - Флоренция - Болонья: 44 поезда, время в пути - 37 минут.

      NB Италия -

      Красная Стрела - интерьер и услуги

      Вы можете купить билеты на Красную стрелу он-лайн по адресу www.lefrecce.it или в новых автоматах Self-service "Biglietto veloce". Место в билете зарезервировано.

      Поезда Милан - Флоренция - Рим - Неаполь включают вагон-ресторан. Пару лет назад этой услугой могли пользоваться только пассажиры первого класса и топ-менеджеры.

      В вагонах первого класса все пассажирские места оборудованы контактами для переносных компьютеров и мобильных устройств. Пассажиры могут заказать кофе, соки и шампанское. Компоновка пассажиров 2+1.

      Вагоны второго класса не уступают по комфорту и оснащенности. Компоновка пассажирского пространства - 2+2.


      Категория Серебряная Стрела (Frecciargento)

      Эти поезда могут использовать как скоростные, так и обычные линии, и достигают скорости 250 км/ч. Серебряные стрелы соединяют города Рим, Венеция, Верона, Бари, Лечче и Реджо Калабрия. Направления:

      Рим - Венеция - Рим: 28 поездов с минимальным временем 3 часа 30 мин. и максимальным - 3 часа 43 мин.

      Рим - Верона - Рим: 6 поездов, из которых 2 - через Больцано и 4 - через город Брешия. Время в пути - 3 часа.

      Рим - Бари - Рим: Один поезд с остановками в Беневенто, Казерте и Фодже. Время в пути - 4 часа.

      Рим - Реджо Калабрия: 2 поезда с остановками в Неаполе,Салерно, Паола и Вилла Сан Джованни. Время в пути - 4 часа.

      Серебряная Стрела - интерьер вагонов


      Категория Белая Стрела (Frecciabianca)

      Поезда данной категории развивают скорость 200 км/час и обслуживают линии Милан - Венеция, Удине, Триест, а также местные линии побережья Адриатики, Бари и Лечче. Отличаются высоким комфортом и чистотой, простором интерьеров и выгодными ценами на билеты.

      В состав Белой Стрелы входят несколько вагонов первого класса, а также специально приспособленный вагон для пассажиров, которые не могут передвигаться самостоятельно по состоянию здоровья.

      Интерьер вагонов Белой Стрелы

      Компоновка кресел 2+1, широкий проход и более продуманная система для личного багажа. Все билеты первого и второго класса включают резервацию места в вагоне.

      Компоновка пассажиров 2+2, дизайн кресел менее свободен, использованы более экономные материалы для интерьера и туалетов. Все пассажирские места оборудованы контактами для переносных компьютеров и мобильных устройств.

      Поезда Интерсити (IC)

      Эта категория поездов появилась в Италии в 80-х годах. Интерсити поезда считались люксом и предназначались для перевозки пассажиров между крупными итальянскими городами. Фактически они стали дорогостоящим вариантом межрегиональных поездов. До введения скоростных поездов Евростар поезда ИС обслуживали дальние направления с малым количеством остановок в пути.

      Как правило в компоновку поезда входят 2 вагона первого класса и до 7 вагонов второго, включая купейные и общие варианты компоновки пассажиров. Поезда развивают максимальную скорость 200 км/час. Поезда Интерсити, связывающие города соседних стран, называются Eurocity .

      С 14 декабря 2008 года практически все поезда этой категории были заменены Стрелами Евростар. Как следствие, цена билетов на Интерсити намного ниже и выгоднее. До последнего времени покупка билета не предполагала резервации места в вагоне. В связи с ускоренной модернизацией этих поездов такая опция, скорее всего, появится также в режиме бронирования он-лайн.

      Интерьер вагонов Интерсити

      Региональные и локальные поезда

      Как видно из названия, речь идет о категории поездов местного назначения без возможности резервации места в вагоне. Региональные и местные поезда, за редкими исключениями, останавливаются в каждом населенном пункте или вокзале.

      Региональные и местные поезда могут быть двухэтажными, включать старые и новые вагоны, разные типы локомотивов, а пестрый ассортимент вагонов трудно описать в двух словах. Отличительный символ вагонов - R или REG (regionale).

      Максимальная скорость поездов - до 150 км/час, но лишь на отдельных участках.

      Инвестиции

      За последние несколько лет итальянские железные дороги инвестировали более 5 млрд евро в проекты новых скоростных линий и системы безопасности движения поездов. Поезда являются основным конкурентом авиалиний на рынке внутренних перевозок, в ряде случаев выигрыш во времени очевиден. Системы контроля за движением поездов, реализуемые на базе операторов GSM, позволяют контролировать скорость поездов на расстоянии, остановить поезд или довести его до точки назначения в автоматическом режиме при любых атмосферных условиях.

      Официальный сайт итальянских железных дорог

      Roma Termini. Адрес: P.zza dei Cinquecento , 00185 Roma, Italia

      Читателям будет полезно узнать, что вторым после Гарибальди объединителем Италии стали именно железные дороги. Их день рождения официально зафиксирован 21 апреля 1905 года, хотя первые поезда появились более 170 лет назад. Краткий видеорепортаж об истории итальянских железных дорог вернет вас на минутку в прошлое:

      Вокзалы Италии

      Италию в прошлом шутливо называли страной ста городов. Теперь ее называют страной 2000 вокзалов. В точности их 2260. Они распределены по категориям и подчиняются разным административным уровням. Существуют четыре категории вокзалов, каждая из которых включает классификационные атрибуты по объему пассажирских перевозок, инфраструктуре услуг, туристической загруженности, архитектурной комплексности, оригинальности и уровню развитости бизнес-услуг.

      Платиновая категория включает вокзалы с дневным количеством пассажиров от 6000 человек в день, с густой сетью дестинаций и частотным интервалом отправления и прибытия поездов. Города являются важными туристическими и культурными центрами, инфраструктура вокзалов включает супермаркеты, книжные магазины, офисы турагентств и др. В платиновую категорию входят 11 итальянских городов: Милан, Венеция (вокзалы Mestre, Santa Lucia), Верона, Болонья, Торино, Генуя (вокзалы Principe, Brignole), Флоренция, Рим, Неаполь, Бари и Палермо.

      Золотые вокзалы размером от среднего до большого отличаются от платиновых объемом траффика пассажиров и меньшим количеством бизнес-услуг.

      Бронзовые вокзалы обслуживают исключительно поезда местного назначения с небольшим региональным траффиком пассажиров.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх