Кто создал летний дворец петра 1. Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации

Летний дворец Петра I был построен в 1710–е годы на территории летней резиденции государя (Летнего сада ) по проекту ведущего архитектора той поры Д.Трезини.

Летний сад всего на девять месяцев старше Санкт-Петербурга. Именно это место было выбрано для устройства резиденции по нескольким причинам. Во-первых, этот участок среди болот и лесов был давно обжит. Еще при шведах, в 60-е годы XVII века здесь находилась мыза с садом, принадлежавшая шведскому майору Конау. Во-вторых, место находилось довольно далеко от шума стройки Петропавловской крепости, а Петр хоть и был великаном с богатырской силой, страдал нервным расстройством и просыпался от малейшего шороха.

К осени 1710 года был разобран небольшой деревянный дом, остававшийся на территории Летнего сада от усадьбы Конау, на его месте началось строительство летнего дворца для Петра I.

Скромный дворец в своем облике воплотил все черты архитектуры петровской поры (стиля Петровское барокко). Прямоугольное в плане двухэтажное здание было завершено высокой четырехскатной крышей.

Фасады дворца оформлены предельно просто: стены прорезают прямоугольные окна в наличниках очень характерной для раннего барокко формы (в верхней их части находятся выступы, т. н. «уши»). Мелкая расстекловка окон, так же характерна для архитектуры начала XVIII века. Между этажами, на всех четырех фасадах размещены 29 терракотовых рельефов в прямоугольных рамах.

На рельефах, выполненных в 1714 году, изображены сцены из античной мифологии, связанные с темой моря, в аллегорической форме эти рельефы раскрывают, вероятно, о Северной войне. В создании этих рельефов принимал участие выдающийся немецкий мастер А.Шлютер.

Вероятно, именно он был автором декоративного рельефа, оформляющего вход во дворец. Здесь изображена богиня мудрости Минерва в окружении военных трофеев и победных знамен. Так же на фасадах можно встретить таких морских персонажей, как нереиды, тритоны, морские кони- гиппокампы с чешуйчатыми рыбьими хвостами. Здесь же древние боги и герои, а так же дельфины, которые воспринимались как символы спокойного моря. Водостоки по углам крыши выполнены в виде крылатых драконов. Венчал дворец флюгер-фигурка древнего покровителя русского воинства Георгия Победоносца.
В начале XVIII века берег Невы еще не был подсыпан и Летний дворец стоял прямо у воды. От Фонтанки к ступеням главного входа вел небольшой канал - «гаванец» для подхода лодок. Окрашенный в светло-желтый цвет дворец словно вырастал из воды.

Петр I очень любил этот уютный дворец, предназначенный не для официальных визитов, а для семейной жизни. На каждом этаже расположены были по шесть комнат. В верхнем этаже покои Екатерины Алексеевны, а в первом – покои самого Петра.

После смерти государя здание фактически не использовалось, лишь поддерживалось периодическими ремонтами.

Благодаря этому, интерьеры сохранились в практически первоначальном виде. Зеркала врезных рамах, голландские изразцы на печах, дубовые панели, мебель, привезенная из Европы, многочисленные предметы быта начала XVIII века, все это передает дух петровской эпохи.

Среди других помещений сохранилась и токарная комната, заполненная токарными станками и слесарными инструментами, компасами, различными приборами. Здесь Петр своими руками частенько мастерил разные вещи, например стул, или модель корабля.

Ведал всем этим хозяйством, как и токарными в других дворцах Петра, а были они почти повсюду, где он жил – А.К.Нартов, изобретатель и конструктор.

В июне 2009 года Летний сад был закрыт на реконструкцию, которая предположительно продлится два года, в связи с этим и Летний дворец закрыт для посетителей.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Семенникова Н.Летний сад.Искусство.Л.,1978

© Е. А. Паршина, 2009

Адрес: Летний сад, Лит.А

Режим работы: в 12.00, 14.00, 16.00

Стоимость: 200-400 руб

Среди дворцовых сооружений Петербурга петровской эпохи начала 18 века Летний дворец Петра Первого занимает достойное место. Уникальность его в том, что он дошел до наших дней практически в состоянии первоисточника, таким, каким был при Петре. И где, как не в этом дворце можно прикоснуться ко времени Петра , к его личности, которая выражается в скромности бытовой обстановки, в предметах быта и в интерьерах.

Дворец сохранился в не переделанном виде благодаря тому, что после Петра и Екатерины Первой в нем не жили следующие правители. Каждая новая императрица, а их после Петра было несколько, строила себе индивидуальное жилье. Особенно хорошо в Летнем дворце сохранились помещения Зеленого кабинета, столовой и фрейлинских покоев. Главными экспонатами музея стали уцелевшие личные вещи Петра Первого и его супруги.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.


Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны , которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

"Гаванец" занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Что посмотреть в Летнем дворце

Из-за чисто семейного проживания парадные залы для балов и торжественных приемов во дворце отсутствуют и на каждом из двух этажей размещено по 7 небольших жилых помещений . Сам Петр занимал первый этаж, покои его супруги находились на втором, более теплом этаже. Всего во дворце было 14 комнат и 2 кухни (поварни).

Все комнаты дворца с восстановленным интерьерным дизайном хранят атмосферу семейного уюта, царившую в Летнем дворце. Здесь долгое время проживал сам Петр, его жена, находились и их дети. В этих небольших комнатах Петр Первый вел семейные разговоры, отвлекался от императорских дел и чувствовал себя просто отцом семейства.

Вход в Летний дворец находится со стороны бывшего «гаванца», а его осмотр начинается с вестибюля первого этажа.

Комнаты первого этажа

Вестибюль первого этажа украшен панелями из резного дуба, которые расчленены пилястрами. Здесь находятся портреты самых выдающихся сподвижников Петра – Меньшикова, П.Толстого и других деятелей петровских реформ.


Чуть дальше можно увидеть Приемную Петра, где он принимал посетителей с письменными и устными жалобами. Рядом находилась секретарская и комната дежурного офицера. В Приемной стоит рабочий стол Петра с письменными приборами, предметы кабинетной мебели.

Наибольший интерес у всех посетителей Петра и сегодняшних туристов вызывает находящийся в Приемной уникальный Ветровой прибор , показывающий время суток, силу ветра и его направление. Он являлся очень точным навигационным прибором и имеет скрытое соединение с флюгером, установленным на крыше. Кстати, данный прибор находится в рабочем состоянии до сих пор! Три его стеклянных табло расположены среди резной деревянной фигуры, очень похожей на корму уходящего корабля.


Находился на первом этаже и Карцер для наказанных за провинности, в который сажал под арест сам император, и сам же потом выпускал их на свободу.

Несомненный интерес из комнат первого этажа представляют Столовая и Кухня (поварня). Они расположены рядом, что довольно необычно для того времени. Столовая – чисто семейная зона принятия пищи, хотя Петр обычно приглашал на обеды одного или двух гостей – любил пообщаться во время застолья. Во время экскурсии посетители узнают, что Петр очень любил каши (гречневую и перловую) и другие незамысловатые блюда.



Кухня дворца – это весьма передовая для того времени территория приготовления пищи. Здесь можно увидеть огромную вытяжку , которая не позволяла пищевым запахам расползаться по личным императорским покоям. Место приготовления пищи отделано голландской плиткой и выглядит весьма презентабельно.

На Кухне сегодня все также, как было при Петре Первом

Интересно, что здесь было проведено водоснабжение, о чем нам рассказывает большая гранитная черная раковина в углу Кухни. Есть здесь и большой разделочный стол. Готовые блюда подавались через окошечко в двери, соединяющей Кухню со Столовой.


Одним из интересных помещений первого этажа является и Спальня Петра. Его кровать сохранилась, но в данный момент она находится на реставрации, а в его опочивальне выставлены экспонаты верхней одежды царя - Парадный камзол, Плащ и любимая им форма голландского матроса (в центре).


Во всех комнатах можно видеть тканевые обои, кафельную плитку голландского производства, удивительные предметы меблировки эпохи начала 18 столетия. Когда-то здесь, как и в Зимнем дворце Петра Первого, находился токарный станок, на котором император любил поработать в свободное время. Есть здесь и Нужный кабинет – так называл Петр Первый Туалетную комнату, которая была оборудована канализационной системой из протока Фонтанки.

В некоторых дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля , резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Комнаты второго этажа

В покои императрицы, находящиеся на втором этаже, ведет довольно крутая Лестница, которая немного напоминает корабельный трап. Ведь Петр хотел видеть свой дворец неким подобием фрегата!


Второй этаж, отведенный Екатерине с детьми, делился на гардеробную, Спальню, Детскую, комнату для фрейлин, танцевальный и тронный залы. Из всех этих небольших комнат особенно выделяется Зеленый кабинет , оформленный вставками живописи и лепными с позолотой украшениями.

В многочисленных шкафах Зеленого кабинета Петр выставлял различные зарубежные диковинки, которые он привозил из-за границы сам, или которые поступали к нему в виде подарков. В некотором роде, Зеленый кабинет стал предшественником Кунсткамеры, созданной Петром в виде первого естественнонаучного русского музея.


Так же на втором этаже можно увидеть Спальню Екатерины Первой, кровать которой в данный момент так же находится на реставрации. Одним из интересных экспонатов Спальни является зеркало , окантованное деревянной резной декоративной рамой. Считается, что эта рама вырезана собственноручно Петром Первым! Ведь царь-реформатор владел 14-ю ремеслами и не чурался никакой работы.


Есть на втором этаже Детская комната , в которой подрастал сын Петра и Екатерины, очень резвый и шустрый мальчик, должный со временем стать российским императором. К сожалению, ему суждено было прожить всего 4 года. Есть Танцевальная зала , в которой дочерей Петра учили современным танцам, ибо Петр, любивший танцевальные вечера, хотел, чтобы его дочери умели хорошо танцевать. Есть на втором этаже и еще одно кухонное помещение.


Как уже отмечалось, во многих дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля, резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Из окон второго этажа можно полюбоваться аллеями Летнего сада и представить себе, что когда-то сам Петр смотрел из этих окон на формирующийся «русский Версаль».


О чем мечтал Петр, глядя в эти окна? Как представлял себе будущее России и создаваемого им города?

Летний дворец – филиал Русского музея

Летний дворец Петра является одним из старейших сооружений Петербурга и уникальным памятником русской истории и культуры. Интересно, что уже при Александре Первом дворец Петра был открыт для публичного осмотра. А в 1840 году была проведена частичная реставрация и систематизация имеющихся исторических ценностей.

В период Великой Отечественной войны дворцовое здание было сильно повреждено, особенно крыша и оконные рамы. Сразу же после войны начался ремонт дворца, который перерос в крупномасштабную реставрацию. Новая реставрация была проведена в 2014-2018 годах . Сегодня Летний дворец является филиалом Русского музея и открыт для многочисленных туристов Северной столицы все дни, кроме вторника .

Находится Летний дворец в Летнем саду , но побывать в нем можно только в составе экскурсионной группы, которые организуются в 12, в 14 и в 16 часов. Со временем планируются и вечерние экскурсии. Группы организуются небольшие и билеты быстро заканчиваются, поэтому при желании посетить музей, лучше сначала купить билет, а потом в ожидании экскурсии, погулять по удивительным аллеям Летнего сада.


Летний дворец Петра I - одна из наиболее интересных достопримечательностей Северной Пальмиры, имеющая более чем 300-летнюю историю. В момент основания города так назывался маленький деревянный дом, в котором жил император. В дальнейшем, это название перешло и к зданию, расположенному между речками Фонтанкой и Мойкой на Адмиралтейском острове. Летний дворец является пионером каменных зданий в городе. В его создании участвовали известные европейские архитекторы Д. Трезини и немецкий скульптор Андреас Шлютер.

Царь велел выстроить здание таким образом, чтобы оно наглядно символизировало готовность России к эффективному сотрудничеству как с Востоком, так и с западными странами. Для реализации подобного рода идеи шесть окон дома выходили на Запад, а шесть других - на Восток, показывая уважение России к интересам стран обеих частей света.

Здание Летнего дворца не отличается вызывающей роскошью - строгое, с четырехскатной крышей, выстроенное в точных пропорциях стиля барокко. Оно символизирует собой возможность отдыха и работы, нежели обстановку для роскошных балов и светских приемов. Кстати, именно в Летнем дворце была запущенная первая канализация в городе, чей движущей системой была река Фонтанка.

Наружное убранство дворца

Фризы фасадов, внешне разграничивающих между собой этажи, красиво украшены барельефами, рассказывающими об успехах России на военном поприще. В образе древнегреческого героя Персея мы можем узнать самого Петра I. На барельефе над парадным входом со стороны сада изображена греческая богиня мудрости, покровительница наук и ремесел, Афина (рим.- Минерва) в окружении всевозможных знамен и трофеев.

Внутренний интерьер

Внутренний интерьер таков, что на всех этажах располагается по семь комнат. На первом находились покои царя, приемная, его рабочий кабинет, комната для денщика, Ассамблейная (большая комната, вторая приемная), гардеробная, поварня и кухня. Как известно, Петр владел 14-тью ремеслами и любил работать в токарне, которая тоже была оборудована во дворце на первом этаже. На втором этаже располагались покои жены и детей императора, столовая, гардеробная. Большой интерес вызывает Зеленая комната, сохранившая свой облик и по сей день. Она украшена позолоченными пилястрами, деревянной резьбой и другими уникальными барельефами и скульптурами.

После смерти императора во дворце стал заседать Верховный тайный совет Екатерины I, который обсуждал все указы. После недолгих лет ее царствования здание было заброшено и не участвовало в перестройке города. Возможно, поэтому мы можем сейчас любоваться истинными интерьерами 18 века. В 1934 году в здании открылся историко-художественный музей. После Великой Отечественной войны пострадавшее от бомбежек строение заново восстановили. Сейчас резиденция императора вместе с Летним садом входит в состав экспозиции Русского музея.

Санкт-Петербург богат на достопримечательности. Летний дворец находится в сердце города. Поэтому, можете с экскурсией посетить Русский музей, находящийся поблизости, погулять по Марсову полю, Михайловскому и Летнему саду или же просто постоять на Дворцовой набережной. В особенности летом, в период белых ночей, здесь никогда не бывает скучно.

Как добраться:

Ближайшие станции метро - «Невский проспект», «Гостиный Двор» и «Чернышевская». Ближайшая к достопримечательности остановка наземного транспорта – «Летний сад» на набережной Лебяжьей Канавки. Доехать до нее можно на автобусах 46 и 49, на трамвае под номером 3 и маршрутном такси №76.

Летний дворец, одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, был построен на небольшом участке земли между Невой и Фонтанкой, на месте бывшей усадьбы шведского подданного, майора Коннау. Автором проекта дворца был Доменико Трезини, в оформлении принимали участие Захаров, Матвеев, Шлютер. Двухэтажный дворец скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Дворец стал летней резиденцией императора: Петр I отдыхал здесь каждое лето начиная с 1714 года и до самой смерти в 1725 году.

Поскольку здание использовалось только в летнее время, то серьезного отопления в нем не было. Тонкие стены дома, ординарные рамы в окнах, а рядом — две большие реки. Все это в непростом северном климате Петербурга создавало дополнительные сложности для сохранения памятника истории и культуры. В результате к моменту начала реставрации Летний дворец, по мнению специалистов, находился уже в катастрофическом состоянии. Но, хотя общая сумма на реставрацию уникальной постройки в ходе работ была сокращена почти в четыре раза (по словам главного архитектора Государственного Русского музея Ирины Тетериной, от 891 млн руб. осталось 220 млн руб.), на качестве реставрации это не сказалось и она была выполнена в установленные сроки.

Дворец Петра I в Летнем саду. Фото: Наталья Шкуренок

Особый предмет заботы составили музейные объекты, качественная реставрация которых не проводилась с XVIII века. Из-за ограниченности в средствах реставраторы (работу выполняли специалисты Русского музея, в комплекс которого с 2004 года входит Летний дворец) часть экспонатов отреставрировали полностью, в том числе дубовые панели с барельефом «Минерва», ветровой прибор с флюгером на крыше и ряд предметов мебели, включая кухонный стол и 3 шкафа, а часть — тщательно расчистили от следов более ранних реставраций и ремонтов и законсервировали — это 11 живописных потолочных плафонов, 7 из которых имели размер приблизительно 2х4 м, 4 настенных живописных медальона, деревянные панели и живописные панно Зеленого кабинета.

Были проведены полная замена коммуникаций и гидроизоляция фундамента. К сожалению, пришлось полностью заменить старые, исторические рамы в окнах: и потому, что они пришли в полную негодность, и по той причине, что зданию требуются усиленные меры защиты от внешней среды, и по соображениям безопасности.

Дворец Петра I в Летнем саду. Фото: Наталья Шкуренок

Реставрация Летнего дворца Петра I стала второй очередью проекта по реставрации всего Летнего сада, начавшейся еще в 2009 году. В 2012 году, после окончания реставрации и реконструкции Летнего сада, был объявлен конкурс на проектную документацию по реставрации Летнего дворца. По предварительным планам она должна была завершиться к 2015 году, но из-за проблем с финансированием и организационных сложностей к работе приступили только в конце 2014-го, сроки сдачи переносили несколько раз. И только к концу мая 2018 года работы окончательно завершили. Вскоре в Летнем дворце Петра I возобновятся экскурсии.

К. П. Беггров. Вид дворца Петра I в Летнем саду. Литография по рисунку В. С. Садовникова. 1830 год

О петровской резиденции в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Кажется, редкий исследователь, занимающийся «Летним домом» — так называли в начале XVIII века дворец Пет­ра I, — не сетовал на дефицит источников, имеющих отношение к этому зданию архитектора Д. Трезини. «О постройке [Летнего дворца] не сохранилось верных сведений», — писал в 1839 году литератор А. П. Башуцкий. «История Летнего дворца еще не выяснена», — резюмировал в начале XX века искусствовед И. Э. Грабарь. «Ранняя история царской летней резиденции овеяна легендами», — вторит им археолог В. А. Коренцвит. Задвинутый в угол Летнего сада небольшой двухэтажный дом царя менее всего походил на резиденцию всесильного монарха. «Петр I заложил его скорее для своего развлечения, нежели имея в виду построить императорский дворец», — отмечал в 1735 году шведский ученый К. Р. Берк. Прусский чиновник И. Г. Фоккеродт, видимо, бывавший во дворце еще при жизни Петра, и вовсе называет трезиниевское творение «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». Причиной тому Фоккеродт считал плохой вкус русского монарха, любившего маленькие низенькие покои. «Чертеж, представленный одним голландским зодчим, с тесными комнатами и удачно выгадывавший свободное место, — пишет чиновник о каком‑то петровском строении, — навсегда удержал у Петра преимущество перед тем планом, который начертил с большим вкусом один итальянский или французский зодчий». Иногда высказывается мнение, что царь, построивший себе столь неприметный внешне дворец, желал жить в нем как частное лицо, между тем как дворец князя А. Д. Меншикова имел «представительские функции». Едва ли это верно. Источники сообщают: летнюю резиденцию Петра I посещали иностранные послы, видные сановники, архитекторы. Например, в октябре 1722 года «в Летнем доме Его Императорского величества <…> был консилиум» о каменном строительстве в Петербурге, где, помимо царя, присутствовали начальник канцелярии городовых дел У. А. Синявин и архитекторы Д. Трезини и Стефан ван Звитен. Здесь же проходили и увеселения: шотландец П. Г. Брюс, служивший при Петре I, сообщает, что тот часто давал балы и устраивал приемы в своем Летнем дворце, «а не у князя Меншикова, как прежде». Аудиенции послов тоже проходили в Летнем дворце, о чем упоминает один из участников польского посольства, посетившего Петербург в 1720 году. Свидетельство неизвестного автора, фигурирующего в литературе как «поляк‑очевидец», чрезвычайно ценно, поскольку является единственным описанием внутренних покоев Летнего дворца эпохи Петра I. Царь повел посла за собой во дворец, «очень красиво украшенный различной китайской обивкой». В трех комнатах поляк увидел бархатные кровати с широким позументом, множество зеркал и украшений. Пол — мраморный. Кухня — «как комнаты в других дворцах». В поварне — насосы для подачи воды, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Знакомясь с «оснащением» царской кухни, невольно приходишь к выводу: именно со строительством Летнего дворца Петр получил наконец хорошо налаженный быт. Во всяком случае, теперь уже анахронизмом представляются слова датского посланника Ю. Юля, писавшего в 1709 году о первом Зимнем дворце следующее: «Царь кушал у себя дома. Любопытно, что повар его бегал по городу из дома в дом, занимая для хозяйства у кого блюда, у кого скатерти, у кого тарелки, у кого съестных припасов, ибо с собою царь ничего не привез». Обращает на себя внимание и такой факт: хотя Петр уже несколько лет жил в своей новой резиденции, она все еще не была закончена — очевидно, постоянное отсутствие в столице в связи с войнами мешало Петру контролировать процесс отделки дворца. Вместе с тем монарх не мог не заметить, как быстро перестраивался и видоизменялся дворец А. Д. Меншикова, что вызвало высочайшее недовольство. Австрийский резидент в России О. Плейер сообщает о нагоняе, который Петр I устроил светлейшему князю в день именин последнего 23 ноября 1714 года. Упрекнув фаворита в многочисленных растратах, царь в гневе бросил ему: «Ты, князь, всегда хорошо строишь: в конце лета ты велел снес­ти у себя половину дома, а к зиме он уже снова отстроен, и не как старый, а лучше и выше. Ты начал и дом для гостей в конце лета, который больше моего, и твой больше чем наполовину готов, а мой нет». Исследователи нередко сходятся во мнении, что дворец Петра I в Летнем саду является подражанием загородным голландским виллам. Действительно, в экспликации к плану 1740‑х годов из коллекции Тринити‑колледжа в Дублине (Ирландия), этот дворец обозначен как «голландская усадьба, в которой царь Петр I cо всей своей семьей проживал». Сохранилось, кстати, высказывание на сей счет самого хозяина «голландской усадьбы», слышанное очевидцем. Судя по всему, Петр не рассматривал трезиниевские палаты как окончательный вариант, а помышлял в будущем — вероятно, после окончания войны со Швецией — возвести в саду более соответствующую своему сану резиденцию: «Поживем пока, как добрые голландские граждане живут, — говорил он Екатерине, — а как с делами управлюсь, построю тебе дворец, и тогда заживем, как государям жить пристало». Согласно «Походным журналам» Пет­ра I, монаршее семейство перебиралось из Зимнего в Летний дворец в апреле или в мае (видимо, в зависимости от погоды). Например, в 1715 году переезд состоялся 16 апреля, а в 1720‑м — 21 мая. Возвращались на «зимние квартиры» с первыми холодами, которые наступали в октябре. Вслед за семьей переезжала «Кабинет-Канцелярия» во главе с А. В. Макаровым, занимавшая, очевидно, первый этаж соседних с дворцом Людских покоев (в описи этого здания на первом этаже под № 11 значится: «Казенные от Макарова»…

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх