Императорские хоромы: история Зимнего дворца. Зимний дворец Что сейчас находится на месте зимнего дворца

Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.

// Часть 38

1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.

2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.

3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.

4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.

5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.

6.

7.

8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.

9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.

10. Дворовые фасады не уступают парадным.

11.

12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.

13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.

14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.

15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.

16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.

17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.

18.

19.

20.

21.

22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.

23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.

24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.

25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.

26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.

27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.

28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.

29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.

30. Интерьеры оформлены в разных стилях.

31. Строгая классика.

32.

33.

34. Пышное барокко.

35.

36.

37. Имперский стиль Александра I.

38.

39. Готика.

40.

41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.

42.

43.

44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.

45.

46.

47. Инкрустированная перламутром столешница.

48.

49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.

50. Иногда можно заметить забавные вещи.

51. А вот подчёркнуто русский интерьер.

52. И даже будуар с восточным колоритом.

53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.

54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.

55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.

56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.

57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.

58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.

Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам - ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж . Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733 – 1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки . В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию , но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход – они делали козырек и надстраивали сверху 1-2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зеленому тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади - это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры» , после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.

Ну начнем с самого великолепного и главного царского дворца - Зимнего!

Зимний дворец, по словам архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, создавался "... для одной славы всеросcийской" и должен был олицетворять величие и силу России, ставшей в середине XVIII века могущественной европейской державой.


В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли.

Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих.

Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью.

Зимний дворец поражает грандиозностью масштаба, богатством и разнообразием декора и вместе с тем цельностью и соразмерностью частей. В этом сооружении нашли яркое выражение черты творчества Растрелли, создателя стиля русского барокко: величавая парадность форм, предельная насыщенность декоративными деталями, неудержимое стремление к яркости, пышности, мажорности. Зодчий решил дворец как городское сооружение - колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими, фасадами. Главный фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор. Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе.

Фасады дворца оформлены с присущим творчеству Растрелли разнообразием и выдумкой, вся система украшений подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания - оно господствовало над городом. Архитектор зрительно усилил это впечатление, расположив колонны в два яруса друг над другом. На уровне кровли, венчая дворец, шла балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами, продолжающими вертикали колонн. Первоначально стены дворца были окрашены светло-желтой краской, а декор и колонны выделены белым цветом, что можно увидеть на рисунках и картинах XVIII - первой четверти XIX века.

Внутренняя планировка здания отличалась ясностью и логичностью. Главные помещения дворца - парадная лестница, тронный зал, собор и театр - должны были находиться в четырех угловых корпусах (ризалитах). Соединяя их, располагались остальные большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые - общим числом, по свидетельству самого автора, более четырехсот шестидесяти.

Парадные интерьеры второго этажа были решены в стиле русского барокко середины XVIII века. Для него характерны анфиладное построение парадных покоев, огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный рокайльный декор. В настоящее время только некоторые интерьеры дворца дают представление о первоначальном убранстве залов, созданных по рисункам Растрелли. Среди них - Парадная лестница, в XVIII веке называвшаяся Посольской.

Восстанавливая лестницу после пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов сохранил замысел Растрелли и повторил композицию почти без изменений. Как и в XVIII веке, высота огромного раззолоченного помещения, пронизанного потоками света, зрительно увеличена искусной перспективой живописного плафона. Стасов включил в композицию потолка плафон XVIII века с изображением Олимпа, найденный в кладовых Императорского Эрмитажа. Во втором ярусе на пьедесталах у парных пилястр высятся статуи: Верность, Справедливость, Мудрость, Величие, Изобилие, Правосудие, а также Меркурий и Муза. Основанием композиции служит нижний ярус лестницы со стенами, покрытыми орнаментом.

В.П. Стасов использовал декоративные средства стиля барокко, но внес некоторые изменения в облик лестницы. Вместо деревянных колонн, облицованных розовым мрамором, были воздвигнуты монолитные колонны из серого сердобольского гранита, резные золоченые балясины перил заменили мраморной балюстрадой, во всем помещении стал преобладать белый цвет с золотом. Один из современников восстановления дворца писал, что у Стасова убранство лестницы, "не отступая в формах своих от стиля Растрелли, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка".

Возрождая после пожара Большую церковь, В.П. Стасов руководствовался немногими сохранившимися рисунками и чертежами Б.Ф. Растрелли.

Созданный им интерьер свидетельствует о глубоком проникновении в своеобразие барокко. Большая церковь была одним из самых пышных помещений в Зимнем дворце. В ее убранстве все пронизано светской жизнерадостностью и торжественной приподнятостью. Стены церкви декорированы прихотливо вьющимися орнаментами и порхающими обнаженными "путти".

Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен. Завершает композицию плафон на тему "Воскресение Христово". С максимальным приближением к первоначальному облику, был воссоздан архитектором интерьер Предцерковного зала.


Отделка Большого Тронного (Георгиевского) зала почти полностью погибла в огне пожара. Однако, чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об убранстве этого зала, созданного Дж. Кваренги в 1787 - 1795 годах, - одного из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными колоннами коринфского ордера был необыкновенно эффектен. Стасов полностью сохранил архитектурные членения и пропорции зала Кваренги, и, тем не менее, придал интерьеру совершенно иной характер. Вместо полированных колонн цветного мрамора появились колонны из белого каррарского мрамора, плитами которого покрыты и стены. Вместо лепных медальонов во втором ярусе - мраморные парные пилястры. Вместо расписных плафонов с изображениями парящих фигур на фоне безоблачного неба и аллегорических сцен на античные сюжеты - кессонированный потолок с литыми, чеканными, золочеными тягами и орнаментами из бронзы. Устройство не деревянного, как обычно, а медного потолка, подвешенного к железным конструкциям, было смелым инженерным решением.

Строгая и величавая архитектура Георгиевского зала была созвучна торжественности официальных церемоний, которые проходили здесь вплоть до конца царствования династии Романовых.

Созданный Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века, определил неповторимый архитектурный облик дворцового ансамбля на берегу Невы. Каждое царствование становилось новым этапом в жизни парадной царской резиденции. Интерьеры дворца, созданные самыми знаменитыми архитекторами XVIII-XIX веков, отражали смену архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох.

Это грандиозное здание, расположенное в Санкт-Петербурге, как и все архитектурные творения города, отличается своей изысканностью соединенной с пышностью, помпезностью. Зимний дворец Санкт-Петербург служит центром искусства и туризма Российской Федерации, ее великой достопримечательностью. Это сооружение имеет многовековую, загадочную историю, окутанную легендами и мифами. Пышность дворца очаровывает и заставляет перенестись в далекие времена императоров, балов и светской жизни того времени. Архитектурные решения, примененные при строительстве, поражают своим великолепием. Конструкция прошла ряд изменений, она перевоплощалась несколько раз и пришла в своем окончательном облике в наше время. Расположено данное творение на Дворцовой площади, соединившись с ней в единое целое и воссоздав грандиозный ландшафт.

Зимний дворец: описание здания

Стиль, в котором выполнено здание – елизаветинское барокко. С периода советских времен в этом помещении размещается основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Зимний дворец всю свою историю был резиденцией российских императоров.

Многие туристы на память создали зимнего дворца фото. Эта необычайная красота завораживает. Дворец шикарен как снаружи, так и внутри. Далее об этом поподробнее.

История грандиозного дворца

Еще в далеком 1712 году при правлении Петра І, земельные участки запрещалось отдавать в распоряжение простым людям. Такие земельне зоны предназначались для моряков высшего класса. Петр взял для себя этот участок.

Сначала был построен деревянный, обычный дом. Ближе к холодам перед фасадом дома прорили канавку, которую назвали Зимней. Вот откуда и пошло в дальнейшем название дворца.

Спустя годы Петр назначал многих известных архитекторов к работе над реконструкцией, улучшением дома. Так, из деревинного он превратился в каменный дворец.

В 1735 году за дело принялся именитый архитектор Франческо Растрелли. Он предложил Анне Иоановне, которая была при власти, викупить близлежащие земельные участки с домами и провести тотальную реконструкцию. Так был построен нынешний Зимний дворец, который через некоторое время приобрел несколько иной вид.

С приходом к власти Елизаветы Петровны, Зимний дворец стал другим, тем, который могут лицезреть современники. По ее мнению дворец не отвечал требованиям, которые необходимы для резиденции императрицы. Растрелли создал новый проект.

Великий архитектор за небольшой промежуток времени сделал свое творение по-настоящему великолепным. Были задействованы лучшие мастера, 4 тысячи рабочих. Франческо Растрелли индивидуально проработал каждую деталь дворца, которые не были похожи друг на друга.

Архитектура дворца

Архитектура Зимнего дворца поражает своей многогранностью. Высота здания подчеркнута двухъярусными колоннами. Стиль барокко сам по себе является примером пышности и богатства.

Это сооружение имеет 3 этажа, внутренний двор, в плане форму каре, состоящую из 4 флигелей. Фасады дворца обращены к реке Неве, Дворцовой площади и Адмиралтейству.

Фасады отделаны очень изысканно, главный – прорезан аркой. Торжественность и великолепие создают необычные архитектурны решения Растрелли: выступы ризалитов, неравномерное распределение колон, разнообразная компоновка фасадов, акценты на ступенчатых углах здания.

Зимний дворец состоит из 1084 различных комнат, имеющих в общей сложности 1945 окон. Предусмотрено 117 лестниц. Для мировой практики того времени это здание было необычным тем, что в стротельстве было применено огромное количество металла.

Колористика дворца такова, что соответствует песчаным оттенкам. Такой ход задумал архитектор Растрелли. Местные власти после всяческого выбора цветовых решений пришли к выводу, что нужно воссоздать ту цветовую гамму, которая была продумана и выполнена Растрелли.

Зимний дворец изнутри

К сожалению, того оригинального великолепия, созданного великим архитектором, в современное время нет. Причиной тому послужил пожар 1837 года. Смогли сохраниться только несущие стены и полуколонны на первом этаже, в отличии от отделки всех залов.

Зимний дворец имеет следующие залы:

  • Фельдмаршальский зал (его украшают портреты 6 фельдмаршалов, по традиции 7-я ниша пустует);
  • Иорданская галерея (выполнена в стиле русского барокко, название получила в честь крестного хода из Большой церкви Зимнего дворца через это помещение);
  • Петровский/Малый тронный зал (посвящен памяти Петра I);
  • Гербовый зал (после пожара восстановлен В.П. Стасовым в стиле русского позднего классицизма, предназначен был для приемов господ, имеет гербы российских губерний);
  • Георгиевский/Большой тронный зал (расположен белый мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона»);
  • Военная галерея (посвящена войне с Наполеоном и победе над ним);
  • Пикетный/Новый зал (посвящен истории русской армии);
  • Большая церковь (сооружена звонница с 5 колоколами, выполнена в стиле барокко);
  • Покои императрицы Марии Александровны (состоят из Золотой гостиной, Танцевального зала, Синей спальни, Будуара, Малинового кабинета);
  • Александровский зал (в настоящее время находится коллекция серебра западноевропейского происхождения);
  • Аванзалы Невской парадной анфилады (состоит из концертного зала, Аванзала, Николаевского зала);
  • Белая столовая (отличается разнообразием интерьера, выполнена в стиле рококо);
  • Малахитовая гостиная (было использовано для отделки 125 пудов малахита, вся гостиная обрамлена в него).

Заключение

Зимний дворец всегда был и будет символом величия Российского государства. Это непоколебимый лидер среди туристических объектов мирового масштаба. Ради такой исторической красоты немало ошеломленных туристов ставят первым в списке по посещению именно Зимний дворец с его чарующим летним садом , разбитым на берегу Невы.

Адрес: Дворцовая площадь, д.2 / Дворцовая набережная, д.38. Как добраться: станции метро "Адмиралтейская" или "Невский проспект". Время работы: с 10:30 до 18:00 (кассы работают до 17:00), понедельник - выходной день. Стоимость колеблется в зависимости от посещаемых выставок (комплексный билет порядка 600 руб.).

Зимний дворец - потрясающее по размерам и красоте здание. Его богатый внешний облик очаровывает, и, кажется, дворец скрывает множество тайн. В сочетании с Дворцовой площадью образуется уникальный архитектурный ансамбль, имеющий огромное значение для ценителей объектов мирового туризма.

Исторические этапы строительства Зимнего дворца

История Зимнего Дворца многогранна и длинна - за века его существования сменился не один правитель государства. Здание дворца несколько раз полностью перестраивалось. Но обо всем по порядку.
Первое здание ("Зимний дом") возведено для Петра I в 1708 году. Сооружение возвели на земельном участке, расположенном на Милиционной улице около Невы. Конечно, его внешний вид был очень далек от современного. Он представлял собой деревянный дом в два этажа. Своеобразным украшением его стало крыльцо и крыша из черепичного материала. В 1712 году сооружены Свадебные палаты, подаренные Петру губернатором Петербурга.
Второй по счету Зимний дворец построен по указу Петра I в 1716 году, на месте пересечения Невы и Зимнедомного канала. Через несколько лет вся семья царя переехала сюда жить. Именно в этом здании в 1725 году Петр Великий умер.
После его смерти было решено достраивать дворец, возвести уже третий. Анна Иоанновна не была удовлетворена размерами здания, считая его слишком маленьким для проживания царских особ. Она одобрила проект перестройки, представленный известным уже в то время, талантливым архитектором Ф.Б. Растрелли. Однако, план строительства предусматривал приобретение нескольких домов на соседних территориях. Это было сделано очень быстро, дома знатных личностей куплены, снесены, после чего стартовало строительство огромного царского дворца. Ударными темпами за несколько лет стройка была закончена. В 1735 году Анна Иоанновна уже смогла переехать на постоянное место жительства в новое 4-этажное здание. Сооружение было действительно очень масштабным, в нем находились не только 70 парадных залов, более сотни спален с непохожими друг на друга интерьерами, но и помещения театра, галереи. Было много и служебных помещений - часть их отведена дворцовой канцелярии, часть - обслуживающему персоналу, караульной службе. Фасады здания выходили на несколько сторон: на Неву, здание Адмиралтейства, главную Дворцовую площадь. Немногим позже начали пристраивать еще несколько служебных помещений с луговой площади.
После кончины Анны Иоанновны руководство перестройкой дворца взвалила на свои плечи Елизавета Петровна. По ее решению, в 1752 году началось возведение новых пристроек. Выбранная для них территория принадлежала двум состоятельным господам, у которых в скором порядке земля была выкуплена. Строительство велось под руководством Растрелли, который считал уместным возведение пристроек в едином стиле с внешним видом всего дворца. В конце 1752 года у императрицы появилась еще одна мысль - изменить размеры дворца, сделав их более внушительными. Архитектор посчитал, что легче построить дворец заново в другом месте, чем выполнить пожелание Елизаветы. На первый взгляд, это не совсем логично, но такому решению есть объяснение. Елизавета Петровна однажды посмотрела на дворец со стороны и увидела, что он стал похож на курятник - обезображен выстроенными там и тут хозяйственными постройками. По мнению императрицы, главное предназначение дворца - демонстрировать мощь государства, это было неосуществимо имеющейся конструкцией. Поэтому был подписан проект, согласно которому предполагалось снести существующий дворец и на этом же месте построить новый.
В 1755 году возведен еще один дворец, который строился на время. Он был необходим для проживания императорского двора в период, пока шли строительные работы на берегу Невы. Временное здание появилось на пересечении Невского проспекта и набережной реки Мойки. Через 7 лет его демонтировали.
Современный дворец на берегу Невы - это пятый по счету Зимний дворец. Его строительство началось в 1754 году. Размеры очень внушительны. Площадь его составляла более 60 тысяч кв. метров, внутри располагалось полторы тысячи комнат и залов. За время строительства на престоле сменилось несколько правителей: началось оно при Елизавете, продолжилось при Петре III, завершилось при Екатерине II.
Освятили дворец в праздник Светлой пасхи, в 1762 году. В пасхальную неделю он стал основным местом пребывания императорского двора.
Вошедшая на трон императрица Екатерина освободила Растрелли от дальнейших работ, назначив главным зодчим Бецкого. Именно он руководил отделкой внутреннего интерьера.
В 1837 году произошел крупный пожар, который мог уничтожить уникальные ценности, в избытке находящихся здесь. С огромным трудом удалось потушить огонь и вынести царское имущество. Примерно два года продолжались ремонтные работы.
Вплоть до 1904 года основное предназначение дворца - использование в качестве зимней резиденции первых лиц государства. Николай II изменил этому правилу, пользуясь Александровским дворцом в Царском селе. В 1914 году основную часть экспонатов перевезли в Москву. Нетронутой осталась лишь Картинная галерея. Примерно в этот же период во дворце разместили военный госпиталь, а в период Октябрьской революции он стал местом дислокации войск восставших.
В 1920 году Зимний дворец и Эрмитаж назвали Государственным музеем революции. С 1941 года в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, спрятали музейные ценности со всей ленинградской области, которые не смогли вывезти в Москву. Частично поврежденные залы еще долго восстанавливали, а часть дворца, наиболее хорошо сохранившуюся, уже в 1944 году открыли для посещения.
Сегодня Зимний дворец - один из лучших музеев мира. Здесь хранится огромное количество ценнейших произведений искусства, число экспонатов достигает трех миллионов единиц.

Архитектура Зимнего дворца

Зимний дворец - сооружение, являющееся ярким представителем традиционного русского барокко. Нарядное внешне, оно воспринимается со всей присущей к подобного рода зданиям торжественностью - и на расстоянии, и вблизи. Перед зодчими стояла важная задача - выполнить строительство уникального сооружения, которое будет доминировать в ансамбле центральной части северной столицы. Растрелли предложил проект здания, имеющего форму прямоугольника с открытым внутренним пространством - двором.
Каждый из четырех фасадов играл свою роль. Со стороны набережной Невы стена создает впечатление бесконечной, продольной колоннады благодаря выделению крайних частей от середины. Вход, расположенный в центре стены, особенно не выделяется, таким образом делается акцент на масштабность сооружения.
Противоположный, южный фасад, выглядит по-иному. Здесь зодчий главным образом выделяет вход - арку, являющуюся основным въездом во дворец. Колонны, расположенные между тремя арками, зрительно увеличивают их высоту и придают некое величие, подчеркивают торжественность. Фасад со стороны адмиралтейства слегка углублен, что делает его связующим звеном между двумя главными фасадами. С востока, по Миллионной улице, фасадом образован большой двор.

Внешне фасады искусно украшены всевозможными фронтонами, вазами, статуями. Окна обрамлены наличниками разнообразной формы, каждый из которых - уникален. Вся лепнина выполнялась вручную, прямо на месте. Расстояние между колоннами везде различно. Сделано это для того, чтобы придать «жизненности» фасадам, то зрительно удлиняя их, то укорачивая.
По всему периметру дворца расставлены изящные скульптуры и вазы. Первоначально они были изготовлены из камня, а на рубеже XIX-XX веков заменены на металлические копии.
Внутренние работы не были завершены на момент завершения строительства. Растрелли запланировал настолько изящное оформление помещений, что мастеров, способных выполнить его, не нашлось. Например, 27 узоров набивных полов, которые, по плану зодчего, должны были украсить 95 комнат, предполагали использование многих сортов ценной древесины, а найти их не представлялось возможным. С приходом к власти Екатерины Великой, Растрелли был освобожден от оформления внутренних помещений дворца.
Планировка претерпела некоторые изменения с момента постройки, но основная идея Ф.Б. Растрелли сохранена. Во дворце наряду с основными тремя этажами существует полуподвальный и антресольные. Первоначально перекрытия были деревянными, однако, в период реконструкции после пожара, их заменили на металлические. Для того времени было нонсенсом использование металла в таких огромных количествах в строительной отрасли. Кровля - луженая.
Цвет фасадов много раз изменялся, но всегда был ярким, привлекающим внимание. В 1934 году первый раз фасады окрасили масляной краской, но это вызвало порчу камня, пришлось удалять весь слой. Изумрудный оттенок с белой отделкой фасады приобрели в послевоенные годы. О внутреннем убранстве дворца стоит рассказать отдельно - оно роскошное, кричащее, рассказывающее о мощи российского государства.

Помещения и залы

К сожалению, большинство оригинальных интерьеров утрачены в 1837 году в результате пожара. Среди сохранившихся - лишь Растреллиевская и Иорданская полуколонны на первом этаже, несущие стены из кирпича.

Иорданская галерея

Первоначально она называлась главной, т.к. именно через нее все гости шли в Парадную. входили во дворец. Знаменита она тем, что через нее в Крещение верующие шли крестным ходом к купальне - иордани. Путь лежал по Иорданской лестнице к Неве. Сейчас ее не существует - творение Растрелли полностью выгорело при пожаре. Сегодня на ее месте находится совсем другая, в стиле классицизма. Изменен цвет, скульптуры и статуи, украшающие ее.

Фельдмаршальский зал

Это результат творческого труда Огюста Монферрана. В 1834 году, после завершения работ над интерьерной композицией, которая состояла из портретных ниш, они были заполнены. С портретов, словно живые, смотрят на экскурсантов российские фельдмаршалы разных эпох. Однако, одна из ниш осталась пустой. Пустует она и сейчас, после реставрации 2012 года.

Гербовый зал

Основное предназначение - проведение торжественных церемоний. Доминирующий декор - бронзовые люстры с изображениями гербов губерний. При входе расположены скульптуры древних воинов. В руках они держат знамена со щитками, на которых можно разглядеть гербы российских губерний.

Военная галерея 1812 года

Создавалась в память о победе русского народа над Наполеоном. Торжественное открытие произошло через год после знакового события. На приеме присутствовали не только первые лица государства, но и вся военная элита, начиная от генералов до простых солдат, ставших героями войны. Галерея уникальна - на ее стенах размещены 332 портрета русских военачальников, героически проявивших себя в битвах и походах 1812-1814 годов.

Большой тронный (Георгиевский) зал

Здесь с 1795 года проходили все торжественные мероприятия, церемонии, приемы. Автор проекта - Джакомо Кварнеги. По приказу Николая I во время реставрационных работ, зал был украшен итальянским белым мрамором. Над троном установили барельеф из мрамора, изображающий Георгия Победоносца, расправившегося с драконом. В годы советской власти трон убрали, а на его месте появилась уникальная карта из драгоценных камней (45 тыс. единиц) с изображением республик Советского Союза. Сейчас она находится в горном музее, а в зале снова установили тронное место.

Придворный собор Спаса Нерукотворного

Расположен в юго-восточном углу дворца. Сначала, в 1761 году, церковь освящена в честь Воскресения Христова, а через год - во имя Нерукотворного Образа спасителя. Внутреннее помещение церкви было богато украшено лепниной, трехъярусным иконостасом, живописью с сюжетами библейских сцен. В конце XIX века кровля была обновлена - здесь появилась звонница, с нее звонили 5 колоколов. Сегодня мало, что осталось от первоначального убранства церкви.

Пикетный зал

На месте этого зала первоначально размещались 2 маленьких комнаты и лестничная площадка. Здесь проходил развод пикета (так называли внутренний караул). После пожара комнаты объединили и получился зал, рассказывающий историю армии России. Оформление его пронизывает военная тематика. На рельефах стен расположены контуры всевозможной воинской символики - медальоны, доспехи, орудия. В конце XX века зал закрыли и использовали как склад для экспонатов, а в 2004 году здесь вновь приняли посетителей.

Александровский зал

Проект выполнил А. Брюллов, предполагалось оформить интерьер в память об императоре Александре I. Сегодня здесь выставлена экспозиция серебра западной Европы XVII - XVIII. Большие шкафы совершенно искажают и портят впечатление от обстановки зала. Изначально с северной стороны установили огромный, во весь рост, портрет императора. Портрет был обрамлен красивым позолоченным подрамником, расположенном на фоне малиновой материи с вышивкой изображения двуглавого орла.

Золотая гостиная

Проектировалась для Марии Александровны, когда еще та была княгиней. Автор проекта - А.П. Брюллов. Завершена отделка была не сразу, а лишь через 20 лет А. Штакеншнейдером. Здесь до наших дней сохранена мебель, специально выполненная для гостиной. Настенные панели утратили тот лоск, которым они были отделаны первоначально. Сейчас барельефы имеют сплошное золочение, а раньше оформление их было более сложным, расположенном на беломраморном фоне. Именно в этом помещении решалась судьба реформ в стране императором Александром II.

Будуар

Очень оригинальное помещение, похожее на изящную табакерку. Архитекторы, выполняющие оформление комнаты (в разные годы это были А.П. Брюллов и Гаральда Боссе), старались стилизовать ее в стиле рококо, добавив роскошности зеркалами, барельефами, узорами, текстильными элементами и оригинальной мебелью.

Николаевский зал

Очень внушительный по размерам, появился в конце XVII века вместо трех залов Растрелли. Его площадь более 1100 квадратных метров. После кончины Николая I здесь установили его портрет, украшенный большой рамой с двуглавым орлом. Куда делся портрет в 1930 году, неизвестно. К сожалению, сейчас насладиться великолепием интерьера получается редко: с советской эпохи его стали использовать для проведения временных и передвижных выставок, чем вызывают порчу внешнего облика. К тому же, зал часто закрывается для посетителей, его отделку порой разглядеть невозможно за фанерными стеллажами и перегородками с экспонатами.

Концертный зал

Сооружен по проекту зодчего В. П. Стасова в период реставрации после пожара. Оформлен в тематике искусства: стены украшены множеством статуэток муз и богинь античного периода. Сегодня здесь находятся ценнейшие экспонаты традиционного русского серебра, включая знаменитую серебряную раку Александра Невского.

Малахитовая гостиная

Была любимой комнатой супруги Николая I. Название говорит само за себя - интерьер оформлен натуральным малахитом. После пожара проведена реконструкция, в результате которой колонны были сдвинуты из центра помещения ближе к стенам, что послужило зрительному увеличению пространства. Во время проведения пышных церемоний и балов в Николаевском зале, отсюда к гостям выходил император с приближенными. В 1917 году здесь заседало Временное Правительство.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх