На что похожа жизнь простого гражданина Северной Кореи (30 фото). Жизнь в кндр и южной корее в девяти графиках: кто счастливее? Корея жизнь простых людей

Примерно год назад мы рассказывали историю пермского путешественника Эльнара Мансурова, который уже несколько лет ездит по самым разным уголкам мира. Сейчас его заметки выросли в полноценный проект о путешествиях mishka.travel . Сегодня представляем вашему вниманию отчет о поездке в Северную Корею, в котором Эльнар рассказал, как ходил в мавзолей Ким Ир Сена, знакомился с корейскими девушками и чуть не был принят за шпиона.

(Всего 12 фото)

Спонсор поста: Регистрация на aliexpress : Для того чтобы зарегистрироваться на Aliexpress.com вам нужно совсем немного – иметь email и желание заказывать недорогие вещи из Китая.Источник: furfur.me

1. В самолете мы летели вместе с Деннисом Родманом, который, погостив у Ким Чен Ына, решил возглавить сборную КНДР по баскетболу. Сюрреализм какой-то: я лечу на новом АН-124 в Пхеньян, стюардесса приносит на обед бургер, а недалеко от меня сидит большой темнокожий парень, которого я помню еще по игре NBA на приставке Sega.

Многое, что пишут в СМИ о Северной Корее, - неправда. Даже информация, которая поступает на телевидение и ведущие СМИ в России, сильно искажена. Например, по сообщениям некоторых из них, в День независимости 9 сентября в Пхеньяне состоялся военный парад, которым руководил лично Ким Чен Ын. На самом деле военной техники в тот день в городе не было, праздников в этой маленькой стране много, а любой военный парад - затратное мероприятие, поэтому 9 сентября перед нами была трудовая армия ополчения (это что-то вроде армии в запасе) или рабоче-крестьянская красная гвардия КНДР. Я почувствовал себя в хрониках военной киноленты, словно провожаю бойцов Северной Кореи на войну. Сотни ЗИЛов с людьми в форме, девушки с автоматами Калашникова, медсестры, военный оркестр и один длинный черный лимузин с портретом великих вождей на крыше. Корейцы плачут, запускают в небо воздушные шары и кидают ополченцам искусственные цветы. Живых цветов в этой стране нет, в аэропорту мы также наблюдали, как близких встречали с искусственными цветами.

2. В отчетах о посещении КНДР можно прочитать про культ личности, запрете фотографирования из окон автобуса и полном отсутствии автомобилей на дорогах. Времена меняются, большинство фактов становится мифами, а правда такова, что в Пхеньяне мы даже стояли в небольшой автомобильной пробке. На дорогах встречаются автомобили в основном китайского производства, иногда наши уазики и «Приоры». В деревнях можно встретить легендарные грузовики с газогенератором, топят их дровами или углем. По дороге в Вонсан мы неоднократно их встречали, но корейцы довольно ревностно реагируют, когда начинаешь их фотографировать.

При въезде теперь не отбирают телефоны - наоборот, вы можете купить сим-карту местного оператора и звонить домой, правда, дешевле звонить из гостиницы.

3. Фотографировать по-прежнему нельзя военных, военные объекты, работающих людей, а также те места, о которых скажет гид (например, внутри мавзолея или какого-нибудь музея). Обычных людей фотографировать можно, но гиды просят не пугать северокорейцев, а попросить разрешения сфотографировать их. Я путешествую по всему миру с головой медведя, но делать фотографии в ней на фоне монумента двум вождям мне запретили. Также запрещено снимать скульптуры, пародируя вождей или обрезая части тел на снимке. Их могут попросить удалить. Фотографии с головой медведя тайком все же удалось сделать.

В КНДР запредельный коллективизм и стукачество, система доносов работает отлаженно. Поэтому даже если вы сбежите из гостиницы от надзора вашего гида, простые горожане тут же вас сдадут. Возле ресторана после обеда я отошел к трамвайной остановке, пытался познакомиться с местными, пообщаться; первое, что они сделали, - это разбежались. А на следующий день гид спросила: «Эльнар, а зачем вы пытались пообщаться с корейцами? Поймите, что они редко видят туристов». То есть информацию об этом ей уже доложили, и со мной провели дружественную разъяснительную беседу.

4. Водитель нашего автобуса гордился, что за 25 лет не попал ни в одну аварию. Наверное, потому что машин в последние 25 лет практически на дорогах не было, а сами дороги - шести- или восьмиполосные «бетонки». Сейчас на улицах Пхеньяна можно встретить такси, а также начинают появляться частники на мотоциклах. Вполне возможно, что через лет десять Пхеньян не будет полупустым городом, а станет обычным азиатским шумным мегаполисом со всеми выхлопными газами и мототаксистами, кричащими и спорящими друг с другом из-за очередного клиента.

Для меня все путешествие было сплошным фильмом со шпионами. И, надо сказать, я не был разочарован. В диктофон на телефоне я иногда записываю путевые заметки, но как-то раз гид после нашей с ней беседы увидела значок микрофона на телефоне и заподозрила меня в том, что я веду запись всех наших бесед. Я ждал, что при вылете из страны ко мне будет особый интерес спецслужб, поэтому попрятал карты памяти с фотографиями. Но обошлось.

5. А вот Игорю, представителю тогда еще никому не известной украинской партии «Удар», повезло меньше. Он любил шутить над вывесками и лозунгами, шутливо переводя их на свой манер, корейцы юмор не оценили и заподозрили его в знании корейского языка. Во время посещения мавзолея «чекисты» выловили Игоря и допрашивали на тему «настоящей цели его визита в КНДР».

6. Мы были очарованы одной корейской девушкой, ее звали Ун Ха, она была гидом-практиканткой в другой туристической группе. Попросили нашего гида организовать свидание с моим холостым другом, шутки шутками, а провернуть встречу нам удалось. Правда, свидание было вчетвером: помимо их двоих, были я и наш гид. По-другому нельзя. Друг взял французского вина (я думаю, вы представляете, сколько оно стоит в закрытой стране), я взял пива, чтобы с наслаждением наблюдать за происходящим. Кореянки пили только воду, смущение нарастало, мы обсуждали общие темы о том, бывают ли они в интернете, собираются ли снова посетить Россию, попадаются ли вредные туристы из нашей страны. Похоже было все на пионерлагерь и знакомство с другим отрядом. Через 20 минут скучной монотонной беседы нашему гиду стало плохо и она ушла в номер, за ней тут же последовала Ун Ха.

В тот вечер мы позвали отметить наш отъезд нашего гида Дзо, который по своему возрасту больше всего походил на представителя спецслужб, поскольку наш гид, товарищ Пак, была, по общему мнению, действительно гидом, что подтверждалось и появлением ее в других отчетах. Третий наш гид, практикант Ким, был весьма молод, его знание языка было заметно хуже, поэтому Дзо (мы называли его Джо или Цой) в наших глазах был из органов. В тот вечер наши «шпионские игры» продолжились. После того как мы решили, что все мы братья, и ушли в наш номер за виски, началось самое интересное. Считается, что каждый номер в гостинице прослушивается, Дзо прибавил звук телевизора, чтобы пообщаться с нами начистоту. Спрашивал, кто в нашей группе «хороший», а кто «плохой», говорил, что Игорь явно тут неслучайно. Говорили о запрещенных книгах, о реальном положении дел в России, а не о том, что говорит их пропаганда. Обменялись с ним денежными купюрами на память, которые, как впоследствии оказалось, вышли из оборота.

7. Желание угодить туристам, чтобы сломить негативный фон вокруг КНДР, чувствуется. Электричество в гостинице не отключают, круглые сутки доступна горячая вода. Но проколы бывают в самых простых мелочах. Например, пакетик черного чая на завтрак не дают, его лишь смачивают в кипятке. Затем два пакетика складывают вместе и макают их следующим туристам, а когда чай перестанет завариваться, десять использованных пакетиков заливают кипятком и заваривают. Несмотря на это, питание туристов было отличным, а пиво и лимонады считаю одними из лучших в мире.

В КНДР отличное пиво, самое распространенное - Taedonggang, несмотря на свою цену, оно нравится всем туристам. Легкий освежающий лагер без посторонних привкусов, возможно, именно таким было «Жигулевское» в СССР в первое время. Про их завод ходит много легенд, якобы они выкупили пивной завод в Англии, разобрали его и перевезли в Пхеньян. Пиво «Тендоган» - один из немногих продуктов, которые даже рекламировались на государственном телевидении. Говорят, его можно найти в Южной Корее, но вряд ли за 1 евро, как для туристов в самой Северной Корее.

8. В КНДР в рационе обычного местного жителя собачатины практически нет, хотя в декабре этого года в пермском аэропорту и задержали корейца, пытавшегося провезти восемь килограммов мяса. Туристы едят собак гораздо чаще, половина нашей группы рискнула попробовать. Мясо собаки богато легкоусвояемыми белками и считается полезным и вкусным, и мы всем столом согласились с этим, когда принесли суп. Если холодную закуску многие не ели, то суп был просто хитом. В КНДР в меню данный суп называется танкогичжан или танкогикук.

9. Впечатлили шикарные пустынные пляжи Японского моря (его, кстати, называют Восточно-Корейским, и никак иначе, а Желтое море - Западно-Корейским). Вдоль моря построен забор с колючей проволокой под напряжением, чтобы коварные империалисты из Японии не смогли высадиться на корейский берег. Понятно, что построен он, чтобы свои не разбежались.

Интернет в КНДР - крайне привилегированная штука, для туриста он с перебоями бывает доступен только в одном месте - в отеле в Алмазных горах. Стоимость одной минуты - один доллар.

10. В мавзолее есть традиция почтить память «великих товарищей» и проявить к ним уважение, поклонившись им. Кланяются перед вождем три раза: в пол, находясь к нему лицом, и еще дважды - зайдя сбоку. Очень забавно наблюдать за американскими туристами, которые кланяются северокорейским лидерам, ведь именно об этом вожди и мечтали. Туристические визы американцам дают спокойно, страна нуждается в деньгах от туризма.

Корейцы тщательно мониторят интернет, гиды чувствительно реагируют на плохие отзывы о них и стране в целом. Я обещал, что расскажу только правду. Чего не отнять у корейцев, это гостеприимства и наивной простоты.

11. Северокорейцы стараются показать любые свои технологические достижения, поэтому мы побывали на заводе, где производят минеральную воду (на итальянском оборудовании), ездили в город Нампхо, чтобы увидеть ГЭС (построенную с помощью советских инженеров).

Из интересных фактов: КНДР объявила о смене календаря, теперь эра отсчитывается не с момента рождения Христа, а с момента рождения Ким Ир Сена. Самого вождя причислили к «вечному президенту», чей дух продолжает править государством из мавзолея, где хранится его тело.

12. Мы обещали нашим гидам, что не будем писать ничего плохого, а напишем только правду. Перед получением визы мы давали расписку, что обязуемся не публиковать в СМИ заметки о КНДР. Я буду честен: страна прекрасная. Отличная природа: восхитительные Алмазные горы, озера и шикарные пляжи. Гостеприимные люди. А самое главное - это, пожалуй, последняя страна из прошлого, КНДР - осколок и эхо холодной войны, что пережила и Берлинскую стену, и СССР. В любой момент коммунистический диктаторский режим может рухнуть, а туристы уже никогда не увидят этот памятник истории. Успевайте.

Журналисту Роману Суперу удалось встретиться и откровенно поговорить со стариком, который четырнадцать лет назад смог бежать из Пхеньяна в Южную Корею. Узнать о реальности жизни и быта простых северокорейцев удается не каждому. К примеру, из россиян это удалось лишь одному журналисту, не считая Романа.

Перебежчики из Северной Кореи, опасаясь быть вычисленными властями КНДР, общаться с журналистами не торопятся. А рассказы тех перебежчиков, кто соглашается на интервью западным СМИ, как правило, напоминают пропагандистские байки, говорит сам автор. На поиски беженца, который сможет без утайки рассказать о самой закрытой стране мира, ушло целых четыре года.

«Выживший»

Джон Хен Му (имя вымышленное) сейчас 60 лет, проживает в городе Сеул. В 2003 году ему чудом удалось бежать из КНДР в соседнюю Южную Корею. Мужчина родился в столице Пхеньян в семье среднего достатка. Его родители - самые обычные люди, не относящиеся к элите или имеющие высокие чины. Мать тридцать лет работала в ассоциации женщин Северной Кореи. Отец работал в художественной академии, потом поменял еще два учебных заведения. По рассказу героя, семья жила скромно, без излишеств. Как и все остальные они не имели права на частную собственность.


Джон согласился на интервью при условии, что его не будут снимать и фотографировать
Фото: автора статьи

«В девяностые - ситуация начала меняться: появились четыре категории людей, кому позволялось владеть личным автомобилем: Вернувшиеся на родину японские корейцы, сотрудники дипломатических служб, т.е, кто получил машину в подарок от руководства страны и дети высокопоставленных лиц»

Жители столицы могли пользоваться благами цивилизации: холодильник, телевизор и другая нехитрая бытовая техника. До девяностых годов, рассказывает старик, никаких операций с покупкой, продажей или обменом жилья быть не могло. На это стоял строгий запрет партии. Однако, в 90-е, начало формироваться подобие черного рынка недвижимости. Государство знало об этом, иногда показательно наказывая участников рынка. Но рынок при этом только развивался. При Ким Чен Ире за пределами Пхеньяна продажа и покупка квартир стала довольно частым явлением, делится воспоминанием герой. В середине девяностых начались проблемы с перебоями электроэнергии. Вначале стали отключать на час. Потом на четыре часа. Потом по полдня могло быть темно. Регулярные перебои есть и сейчас.


Фото: kchetverg.ru

При ком было лучше?

Вопросы журналиста касались и смежных с советским союзом политических веяниях. К примеру, уместны ли в КНДР такие термины как «оттепель» или «заморозка»?

“В Северной Корее тоже наблюдались такие явления. Мы все это чувствовали. Я помню жизнь при молодом Ким Ир Сене. Это был очень жесткий режим. Когда Ким Ир Сен стал старше, где-то после шестидесяти, он стал смягчаться. Это не явно, но проявлялось. Но с Россией сравнивать эти изменения нельзя все равно. В КНДР рисунок перемен совсем другой: нет четкого разделения на оттепель и заморозки”

Джон Хен Му это объясняет тем, что политическая линия партия всегда менялась с приходом к власти очередного вождя. К примеру, в годы правления уже постаревшего Ким Ир Сена в стране как будто бы наблюдалось послабление. Однако как только к власти пришел Ким Чен Ир, подобные веяния тут же улетучились, если не сказать, что стало еще жестче, чем было.

«Северокорейцы в возрасте говорят, что при Ким Ир Сене было лучше, что не было таких уж жутких репрессий. Сам я так не считаю. Во время жесткого периода правления Ким Ир Сена я был ребенком и репрессий на себе не испытал. Но я вспоминаю свое окружение, друзей родителей, знакомых людей, многие из которых пострадали. Из шестидесяти трех человек, которые учились со мной в школе, осталось только тринадцать»

Особой разницы в режиме правления двух вождей герой не видит. Ведь нельзя сравнивать количеством пропавших или ликвидированных людей. При этом, Джон приводит параллель между СССР и КНДР.

«Ким Ир Сен и Ким Чен Ир были в десять раз суровее Сталина»

Партиец с фигой в кармане

После университета Джон устроился работать поваром в гостиницу. Далее после трех лет службы в армии смог стать членом партии. Партийная принадлежность помогла ему устроиться в ту же гостиницу, но уже не поваром, а управляющим. Разговаривать с иностранными постояльцами было строго запрещено. Да и вообще, законодательно запрещено выходить на связь с внешним миром, узнавать о том, что происходит за пределами страны. Даже радио нельзя слушать без санкции государства. Иначе тюрьма.


Фото: tourweek.ru

Однако ближе к двухтысячным годам появилось много контрабанды из Китая: диски с фильмами, usb-карточки с южнокорейскими сериалами. Это была настоящая подпольная культурная революция.

«После того как тебе десятки лет показывают одну и ту же передачу, кино из Сеула - это праздник»

Далее Джон начинает рассказывать об огромной пропасти между богатыми и бедными в КНДР. Такой разброс есть во многих странах мира, однако в отиличе от них в Северной Корее богатые - это всего-навсего один процент от всего населения. При том, что огромное количество населения понимают эту несправедливость, аргументируя это воспоминаниями девяностых годов: вот был же страшнейший голод в стране, а сейчас его нет, поэтому сейчас стало лучше!

Карточная система

По рассказам Джон Хен Му раньше существовало два типа карточек: продуктовые, на которые приобреталась еда, и те, на которые можно было получить одежду. У каждого гражданина были свои нормы. У рабочих - семьсот грамм риса, у студентов- триста грамм. Всем по потребностям. Проблема значилась в том, что нормы не соблюдались. В Пхеньяне за этим следили и выдавали людям еду так, как надо. В провинциях давали меньше, чем положено. По карточкам можно было получить только базовые продукты: соевая паста, рис, сахар. А то, что не входило в обязательную корзину, можно было купить за деньги. Но какое-то минимальное разнообразие было только в Пхеньяне.


Фото: repin.info

Одежду выдавали редко, к примеру, набор нижнего белья и носки можно было получить единовременно на всю семью. Один раз в квартал. Обувь реже. Выдавали и ткань. Все строго фиксировалось: такой-то человек за такой-то срок взял столько-то трусов, столько-то метров ткани. В восьмидесятые одежду стабильно выдавали. В девяностые были большие перебои с распределением, рассказывает герой.

Частное предпринимательство началось тогда, когда в стране стало заканчиваться продовольствие, предметы первой необходимости. Люди пошли в сторону бизнеса исключительно из-за острой необходимости, чтобы не умереть с голода, а не из любви к частному предпринимательству. В девяностые годы, когда свирепствовал голод, это уже вовсю процветало.

«Я бы даже сказал, что в девяностые годы северокорейские граждане были большими капиталистами, чем южане. Только в КНДР партия этого не признавала. Северная Корея вводила систему частного бизнеса по образцу СССР. Все по возможности пытаются что-то продавать, но официально этого нет. Валюта была запрещена, но на черном рынке она точно есть. В 2002 году, когда открылся индустриальный комплекс в Кэсоне, партия признала, что в Северной Корее появилась новая предпринимательская система»

Все бизнесмены в Северной Корее государством подсчитаны, все про всех все знают. В КНДР у власти существует четкое правило: если человек, по мнению государства, стал зарабатывать слишком много, то этот бизнесмен рано или поздно садится в тюрьму.. Потому что, по логике государства, честно заработать много денег человек не может. Эта логика является достаточным основанием для тюремного срока. Или устранения.

Сам Джон в свое время торговал поддержанными велосипедами, поддержанной списанной одеждой. Ему удалось заработать колоссальные суммы: 87 000 долларов и еще 1 300 000 японских иен, при среднемесячной зарплате в несколько долларов.

Все бы хорошо, но жить хочется

При таких доходах у Джона и в мыслях не было бежать из страны, где у него так все хорошо складывалось. Но после серии исчезновений, а в последствии и убийств своих компаньонов, бизнесмен решил спасаться бегством.


Фото: newsader.com

Понимая, что побег всей семьей (жена и двое детей) - это откровенная смерть, он решил подстроить свою кончину. Сделал ложные документы, что погиб в автокатастрофе. Это единственный безопасный вариант для них. Если бы они знали, что я жив и бежал, и не сказали бы об этом властям, их могли бы жестоко наказать. Больше он никогда не общался со своими родными.

«Я смогу увидится с семьей, если только режим Северной Кореи рухнет. Я думаю, что он рухнет. Но на это может уйти много времени. Скорее всего, я не доживу, поэтому семью не увижу»

Побег из родины

Притворившись, что едет за очередной партией товара выехал в Китай. Джону понадобилось 4 месяца, чтобы купить поддельный южнокорейский паспорт. Вернее, в настоящий чужой паспорт специальные люди ювелирно вклеили его фотографию. Признавшись в посольстве Южной Кореи о своем бегстве он оказался на Филиппинах. Это обычная практика, перебежчиков почти всегда отправляют в Южную Корею через какую-то другую страну, не напрямую. На Филиппинах он провел два часа в аэропорту, просто пересев на самолет до Сеула.

Далее следовала череда проверок со стороны южнокрейцев на предмет того, не является ли он шпионом и является ли действительно беженцем. После этого его направили в техникум по переподготовке, где учат приспосабливаться к жизни в Южной Корее. Для этого прежде всего нужно освободиться от прежних идеологических установок. Людям, всю жизнь прожившим в социалистическом обществе, трудно перестроиться на капиталистический режим существования. Эта адаптация - очень непростая вещь. Во всех смыслах. Быт очень сильно отличается.

«Север на уровне партии всю жизнь говорит тебе четко, что ты должен делать, и ты не принимаешь никаких решений. Юг вынуждает тебя принимать все решения самому. Поначалу это невероятно трудно понять, принять и применить к жизни»

Новая жизнь


Фото: arhinovosti.ru

В Сеуле Джон попробовал заниматься ювелирным делом, потом устроился работать на радиостанцию в отдел, где готовят передачи для КНДР. Однако он не уверен, что даже в 2016 году это радио все еще возможно услышать.

Есть две причины, когда перебежники возвращаются в КНДР: Первая причина - это семья. Люди выходят на связь с близкими, это очень быстро раскрывается, семье начинают поступать реальные угрозы, тогда беженцы возвращаются, чтобы смягчить государственный удар по родным. Вторая причина - это проблемы северян с законом в Южной Корее. По возвращению кого-то отпускают, кого-то сажают, кого-то ликвидируют.

На вопрос что больше всего удивило Джона в Южной Корее он говорит, что в Северной Корее всю жизнь рассказывали, что Южная Корея находится в полном подчинении у американцев. На уроках географии в школе говорили, что горы есть только в Северной Корее, а в Южной их нет. Я слышал, что существует интернет, но никогда не пользовался даже просто компьютером. Сейчас у него есть своя почта и соцсети, однако пользуется он ими очень аккуратно, опасаясь, что жена и двое детей могут пострадать.

«Если партия узнает, что я живой, да еще и в Южной Корее, у родных будут большие проблемы. Пока я "мертв", они живы. Это то, о чем я думаю каждый день»

Диссиденты

«В Пхеньяне диссидентские движения просто невозможны. Юг, несмотря на жесткое авторитарное прошлое, уже давно мог позволить себе суд, мог рассчитывать на внимание мирового сообщества, мог обеспечить элементарные права граждан с помощью институтов. Южане не отправляли людей в концлагеря без суда и следствия в таких масштабах. Южане не убивали людей из-за больной мнительности власти».

По мнению бывшего северянина, переворот изнутри невозможен. Сейчас в Северной Корее уже третий лидер. И все это время недовольства у людей копятся. Копятся, копятся, копятся, но наружу этот "газ" не выходит. Боится, что этот газ выйдет только тогда, когда кто-то снаружи поднесет зажженную спичку, война к примеру. Вот тогда перемены будут неизбежны, считает Джон.

«Люди не будут сражаться даже за божественного Ким Ир Сена. Одно дело - безмолвно плыть по течению в ситуации, когда говорить страшно. Другое дело - воевать. Никто не будет воевать. Но, воспользовавшись военной ситуацией, наружу выйдет недовольство. Наружу начнут выходить и слова»


Фото: kchetverg.ru

Что касается толп людей рыдающих на площади после смерти Ким Чен Ира, то Джон говорит, что это были разные люди. Были и слезы карьеристов, которые пытались таким образом выслужиться. И тех, кто просто патологически боятся не проявлять лояльность.

«Расскажу вам, как эти слезы и цветы воспитывает северокорейская власть. Первое слово, которое ребенок произносит вслух в КНДР, это "мама". Второе слово - это слово восхваления Ким Ир Сена. Эта пропаганда буквально с молоком матери приходит к человеку и сопровождает его всю жизнь. Это религия. В религиозных семьях дети воспитываются в конкретной традиции. В Северной Корее эта религиозная традиция называется чучхе».

Сам Джон нисколько не скучает по своей родине. Даже спустя 14 лет жизни в Южной Корее, чучхе продолжает сниться ему в страшных снах.

На вопросы о том, знает ли он о России, Джон говорит, что это его мало волнует. Он больше думает о Китае, ведь это, по его мнению, единственная страна, которая реально может повлиять на Северную Корею.

«Никаких серьезных связей у Москвы с Пхеньяном нет. Москва гораздо больше сотрудничает с Сеулом»

Разговоры о беженцах

Как рассказывает герой, в Южной Корее проживают около 30 тысяч беженцев из КНДР. В основном они «кучкуются» и держатся вместе. Но все люди разные. Тот, кто хорошо жил в Северной Корее, хорошо живет и в Южной Корее. Тот, кто плохо жил в Северной Корее, плохо живет и теперь. Общественный строй, система - это очень важно. Но внутренние проблемы человека - важнее, делится наблюдениями Джон.

Девять из десяти бегут из страны от нищеты, в поисках лучшей доли.


Современный Пхеньян
Фото: reuters

В прошлый раз я тоже писал об одной из восточных стран: . И про Северную Корею здесь, на сайте . Почитайте еще.

Человеческое общество постоянно экспериментирует - как бы ему обустроиться так, чтобы большинству его членов было максимально удобно.

Со стороны это, наверное, похоже на попытки ревматического толстяка устроиться поуютнее на хлипкой кушетке с острыми углами: как ни повернется бедняга, а непременно что-нибудь себе то прищемит, то отсидит.

Не выразить глубокого почтения изображению вождя - это поставить под удар не только себя, но и всю свою семью.

Некоторые особенно отчаянные эксперименты обходились дорого. Взять, например, XX век. Вся планета представляла собой гигантский полигон, на котором сшиблись в соперничестве две системы. Общество - против индивидуальности, тоталитаризм - против демократии, порядок - против хаоса. Победил, как мы знаем, хаос, что неудивительно. Сам понимаешь, нужно приложить массу усилий, чтобы испортить хаос, в то время как разрушить самый идеальный порядок можно одной удачно перевернутой миской с чили.

Порядок не терпит ошибок, а хаос… хаос ими питается.

Любовь к свободе - гнусное качество, мешающее упорядоченному счастью

Показательный разгром состоялся на двух экспериментальных площадках. Были взяты две страны: одна в Европе, вторая - в Азии. Германию и Корею аккуратно поделили пополам и в обоих случаях в одной половинке учинили рынок, выборность, свободу слова и права личности, другую же половинку отрядили строить идеально справедливую и четко отлаженную социальную систему, в которой у личности есть единственное право - служить общему благу.

Впрочем, германский эксперимент с самого начала пошел неудачно. Культурные традиции свободолюбивых германцев до конца даже Гитлер не истребил - куда там Хонеккеру! Да и трудно создавать социалистическое общество прямо посредине болота загнивающего капитализма. Неудивительно, что ГДР, сколько бы ни вливали тут сил и средств, никакого блестящего успеха не продемонстрировала, экономишку вырастила самую прежалкую, а обитатели ее вместо того, чтобы преисполняться соревновательным духом, предпочитали сбегать к западным родственникам, маскируясь на границе под содержимое чемоданов.

Корейская площадка обещала большие успехи. Все-таки азиатский менталитет исторически более расположен к подчинению, тотальному контролю, а уж тем более если речь идет о корейцах, которые почти полвека жили под японским протекторатом и о всяких свободах давно и прочно забыли.

Чучхе навсегда

Ким Ир Сен в начале правления.

Практически единоличным правителем КНДР после ряда довольно кровавых политических пертурбаций стал бывший капитан Советской Армии Ким Ир Сен. Когда-то он был партизаном, сражавшимся с японской оккупацией, затем, как и многие корейские коммунисты, попал в СССР и в 1945 году вернулся на родину - строить новый порядок. Хорошо зная сталинский режим, он сумел воссоздать его в Корее, причем копия во многом превзошла оригинал.

Все население страны было разделено на 51 группу по социальному происхождению и степени лояльности к новому режиму. Причем, в отличие от СССР, даже не замалчивалось, что преступлением может быть сам факт твоего рождения в «неправильной» семь­е: в ссылки и лагеря здесь уже более полувека официально отправляют не только преступников, но и всех членов их семей, в том числе малолетних детей. Основной идеологией государства стала «идея чучхе», что с некоторой натяжкой можно перевести как «опора на собственные силы». Суть идеологии сводится к следующим положениям.

КНДР - самая великая страна в мире. Очень хорошая. Все остальные страны - плохие. Есть очень плохие, а есть плохонькие, которые находятся в рабстве у очень плохих. Есть еще страны не то чтобы плохие, но тоже плохие. Например, Китай и СССР. Они пошли по пути коммунизма, но извратили его, а это неправильно.

Характерные черты европеоида - это всегда признаки врага.

Только северокорейцы живут счастливо, все остальные народы влачат жалкое существование. Самая несчастная страна в мире - Южная Корея. Ее захватили проклятые империалистические сволочи, и все южнокорейцы делятся на две категории: шакалы, подлые прислужники режима, и угнетенные жалкие нищие, которые слишком трусливы для того, чтобы прогнать американцев.

Самый великий человек в мире  - великий вождь Ким Ир Сен*. Он освободил страну и изгнал проклятых японцев. Он самый мудрый человек на Земле. Он - живой бог. То есть уже сейчас неживой, но это не важно, потому что он вечно живой. Все, что у тебя есть, тебе дал Ким Ир Сен. Второй великий человек - это сын великого вождя Ким Ир Сена, любимый руководитель Ким Чен Ир. Третий - нынешний хозяин КНДР, внук великого вождя, блистательный товарищ Ким Чен Ын. Свою любовь к Ким Ир Сену мы выражаем ударным трудом. Мы любим трудиться. А еще мы любим учиться идеям чучхе.

  • Кстати, за эту фразу в Корее нас бы сослали в лагерь. Потому что корейцев с детского сада учат, что имя великого вождя Ким Ир Сена должно стоять в начале предложения. Блин, и за эту тоже бы сослали…

Мы, северокорейцы, - великие счастливые люди. Ура!

Волшебные рычаги

Ким Ир Сен и ближайшие его помощники были, конечно, крокодилами. Но у этих крокодилов были добрые намерения. Они действительно пытались создать идеально счастливое общество. А когда человек счастлив? С точки зрения теории порядка человек счастлив, когда он занимает свое место, точно знает, что ему делать, и доволен существующим положением дел. К несчастью, тот, кто создавал людей, допустил в своем творении много промахов. Например, вложил в нас тягу к свободе, независимости, авантюризму, риску, а также самолюбие и стремление выражать свои мысли вслух.

Все эти гнусные человеческие качества и мешали состоянию полного, упорядоченного счастья. Но Ким Ир Сен хорошо знал, с помощью каких рычагов можно управлять человеком. Эти рычаги - любовь, страх, незнание и контроль - задействованы в корейской идеологии на все сто. То есть во всех прочих идеологиях они тоже задействованы понемножку, но за корейцами тут никому не угнаться.

Незнание

До начала 80-х телевизоры в стране распределялись только по партийным спискам.

Любая неофициальная информация в стране совершенно вне закона. Тут нет доступа ни к каким иностранным газетам и журналам. Практически нет литературы как таковой, кроме официально одобренных творений современных северокорейских писателей, которые в общем и целом сводятся к восхвалению идей чучхе и великого вождя.

Более того, даже северокорейские газеты тут нельзя хранить слишком долго: по утверждению А. Н. Ланькова, одного из немногих специалистов по КНДР, газету пятнадцатилетней давности практически невозможно получить даже в спецхране. Еще бы! Политике партии порой приходится меняться, и ни к чему, чтобы обыватель мог следить за этими колебаниями.

У корейцев есть радиоприемники, но каждый аппарат обязательно должен быть опломбирован в мастерской так, чтобы он мог ловить только несколько государст­венных радиоканалов. За хранение дома неопломбированного приемника ты сразу отправляешься в лагерь, причем вместе со всей семьей.

Телевизоры есть, но стоимость аппарата, сделанного на Тайване или в России, но с приляпанной поверх марки изготовителя корейской маркой, равна примерно пятилетней зарплате служащего. Так что смотреть телевизор, два государственных канала, могут немногие, особенно если учесть, что электричество в жилых домах включается всего на несколько часов в день. Впрочем, смотреть там нечего, если, конечно, не считать гимнов вождю, детских парадов в честь вождя и чудовищных мультфильмов про то, что нужно хорошо учиться, чтобы потом хорошо воевать с проклятыми империалистами.

За границу северокорейцы, понятное дело, не ездят, кроме крошечного слоя представителей партийной элиты. Выходом в Интернет по спецразрешениям могут пользоваться некоторые специалисты - в нескольких учреждениях есть подключенные к Сети компьютеры. Но чтобы сесть за них, ученому нужно иметь кучу пропусков, и любой визит на любой сайт, естественно, регистрируется, а потом внимательно изучается службой безопасности.

Элитное жилье для избранных. Тут даже есть канализация и по утрам работают лифты!

В мире же официальной информации творится сказочное вранье. То, что рассказывают в новостях, не просто искажение дейст­вительности - это не имеет к ней никакого отношения. Ты знаешь, что паек среднего американца не превышает 300 граммов зерновых в день? При этом пайков как таковых у них нет, свои триста граммов кукурузы они должны заработать на фабрике, где их бьют полицейские, чтобы американцы лучше работали.

Ланьков приводит очаровательный пример из северокорейского учебника для третьего класса: «Южнокорейский мальчик, чтобы спасти от голода умирающую сестренку, сдал литр крови для американских солдат. На эти деньги он купил для сестры рисовую лепешку. Сколько литров крови он должен сдать, чтобы по пол-лепешки досталось также ему, безработной маме и старенькой бабушке?»

Северокореец практически ничего не знает об окружающем мире, он не ведает ни прошлого, ни будущего, и даже точные науки в здешних школах и институтах преподаются с искажениями, которых требует официальная идеология. За такой информационный вакуум, конечно, приходится платить фантастически низким уровнем науки и культуры. Но дело того стоит.

Любовь

Северокореец не имеет почти никакого представления о реальном мире

Любовь приносит счастье, и это, кстати, очень даже неплохо, если заставить человека любить то, что надо. Северокореец любит своего вождя и свою страну, и ему всячески в этом помогают. Каждый взрослый кореец обязан носить на лацкане значок с портретом Ким Ир Сена; в каждом доме, учреждении, в каждой квартире должен висеть портрет вождя. Портрет ежедневно нужно чистить щеткой и протирать сухой тряпочкой. Так вот, для этой щетки есть особый ящичек, стоящий на почетном месте в квартире. На стене, на которой висит портрет, не должно быть больше ничего, никаких узоров или картинок, - это непочтительно. За порчу портрета, пусть даже неумышленную, до семидесятых годов полагалась казнь, в восьмидесятых это уже могло обойтись ссылкой.

Одиннадцатичасовой рабочий день северокорейца ежедневно начинается и заканчивается получасовыми политинформациями, на которых рассказывается о том, как хорошо жить в КНДР и как велики и прекрасны вожди самой великой в мире страны. В воскресенье, единственный нерабочий день, коллегам полагается встречаться вместе, чтобы еще раз обсудить идеи чучхе.

Самый важный школьный предмет - изучение биографии Ким Ир Сена. В каждом детском саду, например, есть бережно охраняемый макет родной деревни вождя, и дошколята обязаны без запинки показывать, под каким именно деревом «великий вождь в пятилетнем возрасте размышлял о судьбе человечества», а где «тренировал свое тело спортом и закалкой для борьбы с японскими захватчиками». В стране нет ни одной песни, в которой не было бы имени вождя.

Контроль

Вся молодежь в стране служит в армии. Молодых людей на улицах просто нет.

Контроль над состоянием умов граждан КНДР осуществляют МОГ и МОБ, или Министерство охраны государства и Министерст­во общественной безопасности. Причем МОГ ведает идеологией и занимается только серь­езными политическими проступками жителей, а обычный контроль над жизнью корейцев находится в ведении МОБ. Именно патрули МОБ совершают рейды по квартирам на предмет их политической благопристойности и собирают доносы граждан друг на друга.

Но, естественно, никаких министерств не хватило бы на неусыпное бдение, поэтому в стране создана система «инминбанов». Любое жилье в КНДР входит в тот или иной инминбан - обычно это двадцать, тридцать, редко сорок семей. В каждом инминбане есть староста - лицо, ответственное за все происходящее в ячейке. Еженедельно глава инминбана обязан отчитываться перед представителем МОБ о том, что происходит на вверенном ему участке, нет ли чего подозрительного, не произносил ли кто крамолы, нет ли незарегистрированной радиоаппаратуры. Староста инминбана имеет право входить в любую квартиру в любое время дня и ночи, не пустить его - преступление.

Каждый человек, который пришел в дом или квартиру больше чем на несколько часов, обязан зарегистрироваться у старосты, особенно в том случае, если он намерен остаться переночевать. Владельцы квартиры и гость должны предоставить старосте письменное объяснение, чем вызвана ночевка. Если во время рейда МОБ в доме будут найдены неучтенные постояльцы, на спецпоселение поедут не только хозяева квартиры, но и староста. В особо явных случаях крамолы ответственность может лечь на всех членов инминбана разом - за недоносительство. Например, за неразрешенный визит иностранца в дом к корейцу в лагере могут оказаться сразу несколько десятков семей, если они его видели, но информацию скрыли.

Дорожные пробки в стране, где нет частного транспорта, - явление, как видим, редкое.

Впрочем, неучтенные гости в Корее редкость. Дело в том, что переезжать из города в город и из села в село тут можно только по спецпропускам, которые старосты инминбанов получают в МОБ. Таких разрешений можно ждать месяцами. А в Пхеньян, например, никто не может поехать просто так: из других районов в столицу пускают только по служебной надобности.

Страх

С империалистической гадиной КНДР готова сражаться автоматами, калькуляторами и томиками «Чучхе».

По данным правозащитных организаций, примерно 15 процентов всех северокорейцев живут в лагерях и спецпоселениях.

Существуют разные по строгости режимы, но обычно это просто обнесенные колючей проволокой под напряжением территории, где в землянках и лачугах живут заключенные. В строгих режимах женщины, мужчины и дети находятся отдельно, в обычных - семьям не возбраняется проживать вместе. Заключенные возделывают землю либо трудятся на фабриках. Рабочий день тут продолжается 18 часов, все свободное время отведено на сон.

Самой сильной проблемой в лагере является голод. Перебежчик в Южную Корею Кан Чхоль Хван, сумевший сбежать из лагеря и выбраться из страны, свидетельствует, что нормой питания для взрослого обитателя лагеря были 290 граммов проса или кукурузы в день. Заключенные едят крыс, мышей и лягушек - это редкий деликатес, крысиный трупик тут большая ценность. Смертность достигает примерно 30 процентов в первые пять лет, причина тому - голод, истощение и побои.

Также популярной мерой для политических преступников (впрочем, как и для уголовных) является смертная казнь. Она автоматически применяется, если речь идет о таких серьезных нарушениях, как неуважительные слова в адрес великого вождя. Смертные казни проходят публично, путем расстрела. На них приводят экскурсии старшеклассников и студентов, дабы молодежь получила правильное представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Так они и жили

Портреты драгоценных руководителей висят даже в метро, в каждом вагоне.

Жизнь пока еще не осужденного северокорейца тоже, впрочем, малиной не назовешь. В детстве он почти все свободное время проводит в садике и школе, так как родителям некогда с ним сидеть: они всегда на работе. В семнадцать лет он призывается в армию, где служит десять лет (женщинам срок службы снижен до восьми). Только после армии он может поступать в институт, а также жениться (брак запрещен для мужчин моложе 27 лет и женщин - 25).

Живет он в крошечной квартирке, 18 метров общей площади тут весьма комфортабельное жилье для семьи. Если он не житель Пхеньяна, то с вероятностью 99 процентов у него в доме нет ни водоснабжения, ни канализации, даже в городах перед многоквартирными домами стоят колонки и деревянные туалеты.

Мясо и сладости он ест четыре раза в год, в дни общенациональных празд­ников, когда жителям раздают талоны на эти виды питания. Обычно же он кормится рисом, кукурузой и просом, которые получает по карточкам из расчета 500–600 граммов на взрослого в «сытые» годы. Раз в год ему разрешено получить по карточкам 80 килограммов капусты, чтобы замариновать ее. Небольшой свободный рынок тут в последние годы завелся, но стоимость тощего цыпленка равна месячной зарплате служащего. Партийные чиновники, впрочем, питаются вполне прилично: они получают продукты в спецраспределителях и отличаются от весьма поджарого прочего населения приятной полнотой.

Женщины практически все коротко стригутся и делают завивку, так как великий вождь сказал однажды, что именно такая прическа очень идет кореянкам. Теперь носить иную прическу - это все равно что расписываться в собственной нелояльности. Длинные волосы у мужчин категорически запрещены, за стрижку длиннее пяти сантиметров могут арестовать.

Результаты эксперимента

Парадные, разрешенные к показу иностранцам детишки из привилегированного пхеньянского садика.

Плачевные. Нищета, практически нефункционирующая экономика, убыль населения - все эти приметы неудавшегося социального опыта вышли из-под контроля еще при жизни Ким Ир Сена. В девяностых годах в страну пришел настоящий голод, вызванный засухой и прекращением поставок продовольствия из развалившегося СССР.

Пхеньян старался замолчать истинный размах катастрофы, но, по мнению специалистов, изучавших в том числе спутниковую съемку, от голода в эти годы скончались приблизительно два миллиона человек, то есть умер каждый десятый кореец. Несмотря на то что КНДР была государст­вом-изгоем, грешившим ядерным шантажом, мировая общественность принялась поставлять туда гуманитарную помощь, чем занимается до сих пор.

Любовь к вождю помогает не сойти с ума - это государственный вариант «стокгольмского синдрома»

В 1994 году Ким Ир Сен скончался, и с тех пор режим принялся поскрипывать особенно громко. Тем не менее кардинально ничего не меняется, если не считать некоторой либерализации рынка. Есть приметы, позволяющие полагать, что партийная элита Северной Кореи готова отдать страну в обмен на гарантии личной неприкосновенности и счета в швейцарских банках.

Но теперь уже Южная Корея не высказывает немедленной готовности к объединению и всепрощению: все-таки принять на борт 20 миллионов человек, не адаптированных к современной жизни, - рискованное дело. Инженеры, которые в глаза не видели компьютера; крестьяне, которые отлично умеют варить траву, но незнакомы с основами современного земледелия; госслужащие, наизусть знающие формулы чучхе, но не имеющие ни малейшего представления о том, как выглядит унитаз… Социологи прогнозируют социальные потрясения, биржевики - пляску святого Витта на биржах, простые южнокорейцы резонно опасаются резкого снижения уровня жизни.

Даже в магазине для иностранцев, куда корейцам вход закрыт, ассортимент товаров не блещет разнообразием.

Так что КНДР пока еще существует - разваливающийся памятник большому социальному эксперименту, еще раз показавшему, что свобода, невзирая на всю ее неопрятность, - это, пожалуй, единственный путь, которым может идти человечество.

Напополамная страна: историческая справка

Ким Ир Сен

В 1945 году советские и американские войска заняли Корею, освободив ее таким образом от японской оккупации. Страну поделили по 38-й параллели: север отошел СССР, юг – США. Некоторое время было потрачено на попытки договориться об объединении страны обратно, но так как у партнеров были разные взгляды на все, то никакого консенсуса, естественно, достигнуто не было и в 1948 году официально объявили о формировании двух Корей. Нельзя сказать, чтобы стороны сдались вот так, без усилий. В 1950 году началась Корейская война, немножко смахивающая на третью мировую. Со стороны севера сражались СССР, Китай и спешно сформированная северокорейская армия, честь южан защищали США, Великобритания и Филиппины, а кроме всего прочего по Корее еще разъезжали туда-сюда миротворческие силы ООН, которые вставляли палки в колеса и тем и другим. В общем, было довольно бурно.

В 1953 году война закончилась. Правда, никаких соглашений подписано не было, и формально обе Кореи продолжали оставаться в состоянии войны. Северные корейцы называют эту войну «Отечественной освободительной», южные –«Инцидентом 25 июня». Довольно характерное различие в терминах.

В конце концов разделение по 38-й параллели осталось в силе. Вокруг границы стороны образовали так называемую «демилитаризованную зону» – район, который до сих пор напичкан необезвреженными минами и остатками военной техники: официально война не закончена. Во время войны погибли примерно миллион китайцев, по два миллиона южных и северных корейцев, 54 000 американцев, 5000 англичан, 315  солдат и офицеров Советской Армиии.

После войны США навели порядок в Южной Корее: взяли под контроль правительство, запретили расстреливать коммунистов без суда и следст­вия, понастроили военных баз и навливали в экономику денег, так что Южная Корея довольно быстро превратилась в одно из самых богатых и успешных азиатских государств. В Северной же Корее начались куда более интересные вещи.

http://www.maximonline.ru/
Фото: Reuters; Hulton Getty / Fotobank.com; Eyedea; AFP / East News; AP; Corbis / RPG.

Прилавки Северной Кореи

Жизнь простых корейцев в КНДР оберегают от посторонних, как военную тайну. Журналисты могут лишь смотреть на неё с безопасного удаления - через стекло из автобуса. И прорваться сквозь это стекло - задача невероятно сложная. Самостоятельно поехать в город нельзя: только с гидом, только по согласованию, а согласования нет. Пять дней пришлось уговаривать сопровождающих прокатиться до центра.

В центр ездят такси. Водители несказанно рады пассажирам - у гостиницы их услугами почти никто не пользуется. Заказать такси иностранцу в КНДР невозможно. Везут в торговый центр на проспекте Кван Бо - что-то вроде Нового Арбата в Москве. Магазин особый - над входом две красные таблички. Дважды здесь был Ким Чен Ир и один раз приезжал Ким Чен Ын. Торговый центр напоминает типичный советский ЦУМ: трёхэтажный бетонный куб с высокими окнами.

Внутри обстановка как в главном универмаге небольшого российского города. На первом этаже супермаркет. У касс очередь. Людей много, может быть, даже неестественно много. Все активно заполняют большие тележки продуктами.

Изучаю цены: килограмм свинины 22 500 вон, курица 17 500 вон, рис 6700 вон, водка 4900 вон. Если убрать пару нулей, то цены в Северной Корее почти как российские, только водка дешевле. С ценами в КНДР вообще странная история. Минимальная зарплата рабочего 1500 вон. А пачка лапши быстрого приготовления стоит 6900 вон.

Как так? - спрашиваю я переводчика.

Тот долго молчит.

Считай так, что у нас просто забыли про два нуля. - подумав, отвечает он.

Местные деньги

И в ценах официальная жизнь КНДР не уживается с реальной. Курс вона для иностранцев: 1 доллар - 100 вон, а реальный курс 8900 вон за доллар. Проиллюстрировать пример можно на бутылке северокорейского энергетика - это негазированный отвар женьшеня. В гостинице и в магазине он стоит совершенно разных денег.

На цены в магазине местные жители смотрят через прицел деноминации. То есть вычитают от ценника два нуля. Или, скорее, добавляя к зарплате два нуля. При таком подходе ситуация с зарплатами и ценами более менее нормализуется. И либо лапша стоит вместо 6900 - 69 вон. Или минимальный оклад рабочего выходит не 1500, а 150 000 вон, примерно 17 долларов. Остаётся вопрос: кто и на что скупает в торговом центре тележки еды. Похоже, не рабочие и точно не иностранцы.

Иностранцы в КНДР не пользуются местной валютой вон. В гостинице цены хоть и указаны в вонах - расплачиваться можно долларами, евро или юанями. Причём может быть такая ситуация, что платишь ты в евро, а сдачу получаешь китайскими деньгами. Северокорейские деньги под запретом. В сувенирных магазинах можно приобрести воны старого образца 1990 года. Настоящие воны найти сложно - но можно.

Отличаются они только постаревшим Ким Ир Сеном.

Впрочем, от реальных денег КНДР иностранцу толку немного - продавцы их просто не примут. А вывозить национальные деньги из страны запрещено.

На втором этаже торгового центра продают цветастые платья. На третьем родители плотным строем выстроились у детского игрового уголка. Малыши катаются с горок и играют с шариками. Родители снимают их на телефоны. Телефоны разные, пару раз в руках мелькают довольно дорогие мобильные известной китайской марки. А один раз замечаю телефон, похожий на южнокорейский флагман. Впрочем, КНДР умеет удивлять и вводить в заблуждение, и порой случаются странности - на экскурсии в красный уголок косметологической фабрики у скромного экскурсовода в руках неожиданно мелькает, кажется, яблочный телефон последней модели. Но стоит присмотреться - нет, показалось, это похожий на него китайский аппарат.

На верхнем этаже типичный для торговых центров ряд кафе: посетители едят бургеры, картошку, китайскую лапшу, пьют светлое разливное пиво "Тэдонган" - один сорт, без альтернативы. Но снимать это не разрешают. Насладившись народным изобилием, выходим на улицу.

Пхеньян на стиле

На тротуаре как бы невзначай припаркована новая "Лада". Отечественные машины редкость для КНДР. Совпадение ли это - или машину поставили сюда специально для гостей.

По улице гуляют люди: много пионеров и пенсионеров. Прохожие не пугаются видеосъёмки. Мужчина и женщина, на вид 40 лет, ведут за руки маленькую девочку. Говорят, что гуляют с дочкой. Корейцы женятся поздно - не раньше 25–30 лет.

Мимо проезжает велосипедист в чёрных очках и рубашке цвета хаки. Проходят девушки в длинных юбках. Девушкам в КНДР запрещены мини-юбки и откровенные наряды. Улицы Пхеньяна стерегут "модные патрули". Пожилые дамы вправе ловить модниц-нарушительниц и сдавать в милицию. Единственная по-настоящему яркая деталь в гардеробе кореянок - это зонтик от солнца. Они могут быть даже кричаще пёстрыми.

Корейские женщины любят косметику. Но в основном это не макияж, а средства ухода за кожей. Как и повсюду в Азии, здесь в моде отбеливание лица. Косметику делают в Пхеньяне. И за ней пристально следит государство.

В недрах главной косметической фабрики Пхеньяна есть тайный стеллаж. Сотня бутыльков и флаконов: итальянские тени, австрийские шампуни, французские кремы и парфюм. "Запрещёнку", которую в стране не купишь, присылает на фабрику лично Ким Чен Ын. Он требует, чтобы корейские косметологи и парфюмеры брали пример с западных брендов.

Мужчины в Корее носят чаще серый, чёрный и хаки. Яркие наряды редки. В целом мода однотипная. Нет тех, кто ярко противопоставляет себя окружающим. Даже джинсы вне закона, только брюки чёрного или серого цвета. Шорты на улице также не приветствуются. А мужчина с пирсингом, тату, крашеными или длинными волосами в КНДР невозможен. Украшательства мешают строить светлое будущее.

Другие дети

Другое дело - северокорейские дети. Маленькие жители КНДР не похожи на скучных взрослых. Они носят наряды всех цветов радуги. У девочек розовые платья. На мальчишках рваные джинсы. Или футболка, где нацеплен не портрет Ким Чен Ира, а значок американского Бэтмана. Дети выглядят так, словно сбежали из другого мира. Даже говорят они о другом.

Что тебе больше всего нравится в КНДР? - спрашиваю я малыша с Бэтменом на кофте. И жду услышать имена вождей.

Мальчик смущённо смотрит на меня исподлобья, но вдруг улыбается.

Игрушки и гулять! - несколько растерянно произносит он.

Корейцы объясняют, почему детишки выглядят так ярко, а взрослые так пресно. К малышам не предъявляют серьёзных требований. До школьного возраста они могут одеваться во что угодно. Но с первого класса детей приучают к правильной жизни и объясняют, как всё в мире устроено. Правила поведения, образ мышления и взрослый дресс-код меняют их жизнь.

Уличная жизнь

У торгового центра стоит ларёк. Корейцы покупают DVD-диски с фильмами - там новинки КНДР. Есть история про партизан, и драма про новатора на производстве и лирическая комедия про девушку, которая стала экскурсоводом в музее имени великого Ким Ир Сена. DVD-проигрыватели в КНДР очень популярны.

А вот флешки с фильмами, запрещёнными партией, - это статья. Под статью, например, попадают южнокорейские сериалы. Конечно, простые корейцы находят такие фильмы и смотрят втихаря. Но государство борется с этим. И постепенно переводит местные компьютеры на северокорейский аналог операционной системы Linux со своим кодом. Это чтобы нельзя было воспроизвести сторонние носители.

В соседнем лотке продают закуски.

Вот эти булочки в перерыве покупают рабочие, - радостно сообщает продавщица и протягивает пакет с пирожными, напоминающими порции песочного печенья с повидлом.

Всё местное, - добавляет она и показывает штрих-код на упаковке "86" - произведено в КНДР. На прилавке лежит "песот" - популярные самодельные пирожки, по форме напоминающие хинкали, но с капустой внутри.

На остановку приезжает трамвай. Его обступает толпа пассажиров. За остановкой стоит велопрокат. Чем-то он похож на московский.

Одна минута - 20 вон. Взять велосипед можно по такому жетону, - объясняет мне условия миловидная девушка в окне.

Рассказав это, она достаёт толстую тетрадь. И протягивает её моему переводчику. Тот делает запись в тетради. Видимо, это каталог учёта иностранцев. У обочины стоит велосипедист в чёрных очках и рубашке цвета хаки. И я понимаю, что это тот же самый велосипедист, который проехал мимо меня больше часа назад. Он внимательно смотрит в мою сторону.

Нам пора в отель, - говорит переводчик.

Интернет и сотовая связь

Тот Интернет, что показывают иностранцам, напоминает локальную сеть, которые раньше были популярны в спальных районах. Она связывала несколько кварталов, и там менялись фильмами и музыкой. Доступа в глобальный Интернет у корейцев нет.

Во внутреннюю сеть можно выйти со смартфона - есть даже северокорейский мессенджер. Но больше особо ничего нет. Впрочем, сотовая связь всего десять лет как стала доступной для жителей страны.

Внутренний Интернет КНДР - не место для забав. Там есть сайты государственных учреждений, вузов и организаций. Все ресурсы отсмотрены в Министерстве госбезопасности. Своих блогеров или правдорубов в Интернете КНДР не существует.

Мемасики, соцсети, ругань в комментариях - это чуждые понятия капиталистического мира. Я осматривал разные компьютерные классы. Некоторые работают на Windows, некоторые на Linux. Но ни с одного компьютера не выйти в Cеть. Хотя браузеры там стоят общеизвестные, а есть даже местный браузер КНДР. Но истории поиска - не имена сайтов, а наборы IP-адресов. Хотя Интернет для журналистов есть: глобальный, быстрый и безумно дорогой.

Собачий ужин

Корейцы едят собак. Южные корейцы немного стыдятся этого. А вот на севере этим гордятся. На все возмущённые замечания спрашивают, а почему съесть собаку - хуже, чем съесть говяжью котлету, свиной шашлык или бараний суп. Козы, овцы и коровы тоже милые, домашние животные. Как и собаки.

Для корейцев собачье мясо не только экзотическое, но и целебное. По традиции его ели в жару, в разгар полевых работ "для изгнания жара из тела". Тут, видимо, работает принцип "клин клином вышибают": острая и пряная похлёбка из собачатины настолько обжигала организм, что следом наступало облегчение и работать становилось легче.

Корейцы едят не всех собак - и домашние питомцы под нож не отправляются. Хотя на улицах Пхеньяна собаку (с хозяином или без) увидеть не удалось. Собак к столу выращивают на специальных фермах. И для иностранцев подают в гостиничном кафе. В обычном меню их нет, но можно попросить. Блюдо называется Таньгоги. Приносят бульон из собаки, жареное и острое собачье мясо, а также набор соусов. Всё это необходимо перемешать и есть с рисом. Запивать можно горячим чаем. Впрочем, корейцы частенько запивают всё рисовой водкой.

На вкус собака, если попытаться описать блюдо, напоминает пряную и пресную баранину. Блюдо, честно говоря, безумно острое, но очень вкусное - да простят меня особо щепетильные собаководы.

Сувенир, магнит, плакат

Сувенир из КНДР - само по себе странное сочетание. Кажется, что из столь закрытой и регламентированной страны нельзя привезти милые туристические радости. На деле можно, но немного. Во-первых, вольготно будут чувствовать себя в КНДР поклонники женьшеня. В стране из него делают всё: чаи, водку, лекарства, косметику, приправы.

Любителям алкогольных напитков особо не разгуляться. Крепкий алкоголь - или специфический, вроде рисовой водки, дающий, по словам людей знающих, сильное похмелье. Или экзотический, вроде напитков со змеёй или пенисом тюленя. Напитки вроде пива существуют в двух-трёх разновидностях и немногим отличаются от средних российских образцов. Виноградного вина в КНДР не производят, есть сливовое.

Видов магнитиков в КНДР катастрофически мало, точнее сказать один - с государственным флагом. Никакие другие картинки - ни с вождями, ни с достопримечательностями - не украсят ваш холодильник. Но можно купить статуэтку: "монумент идеям Чучхе" или летающего коня Чоллима (ударение на последний слог) - это такой северокорейский Пегас, несущий идеи Чучхе. Также есть марки и открытки - там как раз можно найти изображения вождей. Знаменитые значки с Кимами, к сожалению, не продаются. Значок с государственным флагом - вот единственная добыча иностранца. В целом, и все - ассортимент не велик.

Любители экзотики могут купить себе сувенирный паспорт КНДР. Это уж точно номинация на самое оригинальное двойное гражданство.

Светлое завтра

Такое ощущение, что сейчас КНДР стоит на пороге больших перемен. Какими они будут, неизвестно. Но кажется, что с неохотой, немного испуганно, страна приоткрывается. Меняются риторика и отношение к окружающему миру.

С одной стороны, власти КНДР продолжают строить свой обитаемый остров. Крепость-государство, закрытое от всех внешних сил. С другой стороны, всё больше говорят не о борьбе до победного конца и до последнего солдата, а о благосостоянии народа. И народ тянется к этому благосостоянию.

За соседним столиком кафе сидят и выпивают трое корейцев. Они в невзрачных серых брюках. В однотонных рубашках поло. Над сердцем у каждого алеет значок с вождями. А на руке у того, кто ближе, золотятся швейцарские часы. Не самые дорогие - ценой в пару тысяч евро.

Но при средней зарплате в КНДР работать на этот аксессуар придётся пару жизней без выходных. А вечно живут только Ким Ир Сен и Ким Чен Ир. Однако обладатель часов носит их спокойно, воспринимая как нечто нормальное. Для него это уже новая, сложившаяся реальность страны Чучхе.

Конечно, в обществе показательного всеобщего равенства всегда есть те, кто значительно равнее. Но кажется, что страна стоит перед закрытой дверью в новый мир. Этим миром жителей КНДР долго пугали, но в ближайшее время им, возможно, придётся открыть эту дверь и столкнуться с новым миром один на один.

Мы не пытаемся переплюнуть ту пропаганду, что направлена против Южной Кореи их северными соседями. Только личные ощущения человека, проживающего в Стране Утренней Свежести.

1. Повышенное внимание

Если ты европейского вида, то на тебя бесконечно пялятся, каждый раз отводя взгляд или голову, притворяясь,что просто смотрят куда-то в твою сторону. Что ж такова участь белокурых людей, другим же желаю всецело насладиться красотами Кореи.

2.Закрытость людей

Понятия настоящей дружбы в Корее и странах бывшего СССР сильно отличается. У нас, к примеру, далеко не каждого называют другом, а лишь тех, кто уже временем и поступками доказал, что он стоит твоего доверия. Корейцы же называют другом почти каждого знакомого, пусть даже того, с кем особо близких отношений и нет.

Однако, это не значит, что корейцы такие дружелюбные и открытые люди. Они просто пытаются поддерживать статус-кво всеобщего человеколюбивого отношения друг к другу (я не мешаю тебе, а ты не мешаешь мне). Часто же корейцы дружат из-за корыстных мотивов, таких как выучить английский, показаться в выгодном свете перед друзьями тем, что дружишь с иностранцем, или же просто из-за денег.

Поэтому мне хотелось бы посоветовать не полагаться всецело на слово, данное корейцем, особенно если это ваш бизнес партнер или сотрудник, потому что велика вероятность, что раз доверившись, можно попасть в неудобное положение, а тот кореец сделает вид, что это всё ваша вина. К сожалению, настоящие крепкие отношения в Корее встречаются очень редко.

3.Коллективизм

Если же в западном мире прежде всего люди ценят индивидуальность и творческий подход ко всему, то в Корее всё наоборот: более всего ценится умение не выделятся и быть как все. В школе, к примеру, даже в условиях высокой конкуренции многие школьники не реализуют свой потенциал, лишь потому что не хотят выделиться или показаться выскочками или «умниками». Сильна также традиция формировать свой узкий круг, в котором все следуют одним правилам и моде.

Другой же пример можно часто увидеть на улицах: если чуть-чуть стал накрапывать дождик, то корейцы достают или бегут скорее покупать зонты, даже если дождь не сильный. Однако, если вы идете под дождем и просто решили насладиться осенней погодой, то прохожие корейцы будут коситься на вас, ведь вы явно выделяетесь.

Ко всему прочему, очень трудно завести дружбу с корейцами, если ты не принадлежишь той же группе, что и они, будь то класс или клуб. Очень часто корейцы избегают выражать свое мнение публично или открыто в лицо, вместо этого, чтобы не выделяться, они вероятнее всего с улыбкой согласятся со всем, и уже впоследствии не при лишних свидетелях выплеснут свое негодование или злость.

4.Неумение говорить прямо

Очень редко кореец попросит вас о чем-то напрямую, в основном же он будет ходить вокруг да около, пытаясь извиниться тысячу раз, и спрашивая:»вы уж извините, но ничего если я вас потревожу своей просьбой?» и тд. И лишь после череды долгих объяснений и извинений кореец намекнет на то, о чем он собственно и хотел попросить.

И вот тут кроется самая большая трудность для иностранцев, особенно для тех, кто не знаком с культурой Востока: иностранцы попросту не понимают, что от них хотят, притом тратя их время на бессмысленные объяснения. В итоге, может произойти конфликт, или же одна из сторон(корейская) может почувствовать себя оскорбленной, ибо да как этот иностранец смеет не понять, если я тут полчаса распинаюсь перед ним.

Однако, то же самое касается и иностранцев: по возможности при разговоре, или же если вам необходима помощь корейца, будьте самой скромностью и наивностью, будто у вас нет другого выхода как по беспокоить вашего корейского друга. В таком случае, будучи скромным и вежливым, обе стороны могут прийти к взаимному согласию. И напоследок самое главное — учитесь читать намеки, никогда кореец не скажет вам прямо “да” или “нет”, его ответ почти всегда будет находиться где-то посередине.

5.Возраст имеет значение

Возможно самое первое, о чем вас спросят в Корее, это ваш возраст. Даже в эпоху колоссального прогресса и высоких технологий Корея сохраняет конфуцианский уклад общества. Это означает, что все межличностные отношения четко структурированы в соответствии с понятиями этики и старшинства. Даже при минимальной разнице в возрасте люди обращаются к друг другу по-разному, используя разные стили вежливости. Может показаться, что это очень почтительно и вежливо, но, как показывает мой опыт, в большинстве своем это ничто иное как слепое следование традициям.

6.Этика и манеры

По идее это тема для отдельной статьи, поэтому постараюсь быть краток. Даже при всей напускной вежливости, корейцы очень редко умеют вести себя за столом, особенно это касается старшего поколения. Я и мои друзья частенько замечали, как корейцы (чаще всего старики) громко чавкают, разговаривают с полным ртом, и создают всяческие другие непотребные звуки. К сожалению, я не понимаю, почему такое поведение никем напрямую не осуждается, и является дозволенным.

Другим же примером плохих манер может служить то, что корейцы не знают рамок личного пространства. Для них норма стоять и жевать жвачку, притом громко чавкая в лифте, или же подойти к вам вплотную в общественном транспорте. Самое интересное, что, согласно корейскому стереотипу, такое поведение больше присуще китайцам, за что корейцы смеются над ними и смотрят на китайцев свысока.

7.Система образования

Если вы планируете семейную жизнь в Корее, то скорее все вам придется познакомиться с корейской системой образования. Не думаю, что каждому оно будет по душе, ведь, по моему мнению, образование, лишенное всякого творчества и основанное на постоянной зубрежке, попросту не имеет будущего и не способно конкурировать с другими странами. К тому же, в период выпускных экзаменов вся страна впадает в истерию, когда родители посещают храмы и церкви, молясь о высоких баллах для их детей, а школьники в беспамятстве пытаются подзубрить то, что пропустили.

В это время школьники испытывают огромный стресс и давление со стороны родителей, школы и общества, поскольку твердо убеждены, что если они не сдадут экзамен на самый высший балл, то 12 лет обучения, деньги родителей и часы самоподготовки были потрачены зря.

Поэтому я советую крепко задуматься, собираетесь ли вы обречь свое чадо на 12 кругов академического ада? Думаю, нет.

8.Продукты питания

Если вы поклонник корейской кухни, то многочисленные закусочные, разбросанные по всем улицам городов, к вашим услугам. Однако если же вы приверженец своей национальной кухни и хотите готовить себе сами, то возникает несколько проблем. Во-первых, цена на продукты порядком выше, чем в Казахстане. Во-вторых, таких привычных нам продуктов, как кефир, сметана или творог тут просто нет. В-третьих, отвратительное качество хлеба.

Корейцы просто не делают хороший хлеб, а если и есть булочные, которые готовят хороший вкусный хлеб, то цена на одну буханку может превышать 4 доллара, что лично для меня выглядит, как полнейшее безумие.

9.Отсутствие разнообразия в кухне

Если вы являетесь строгим мусульманином, буддистом или вегетарианцем, то Корея — абсолютно не та страна, где вы будете чувствовать себя комфортно. Корейская кухня изобилует свининой и многими другими видами мяса, поэтому если вы в силу своей религии не можете есть тот или иной вид мяса, то питание может стать одной из проблем.

Недостаточное количество мусульманских ресторанов и закусочных делает жизнь многих студентов довольно сложной, поскольку требуется время, чтобы найти хорошее мясо и приготовить его, либо чтобы найти ресторан, в котором не подают свинину, маскируя ее под говядину.

То же самое касается вегетарианцев: в большинстве городов, за исключением Сеула и Пусана, очень сложно найти хороший вегетарианский ресторан, поэтому скорее всего придется готовить еду самостоятельно.

10.Борщ!!!

Я, будучи студентом русской национальности, волею судьбы заброшенным на чужбину, невыносимо скучаю по маминым супам,а в частности по борщу.

Как-то раз была у меня идея сварить борщ (всё по маминому рецепту), и тут начались проблемы.

В Корее почти нет свеклы, естественно без которой хорошего борща не сварить. Так что, чтобы отведать тарелку борща (пусть даже самого невысокого качества), придется отдать раза в три больше денег, чем за обычный обед в закусочной.

Я постарался перечислить основные проблемы жизни в Корее, которые по моему скромному мнению могут стать препятствием для комфортной жизни или путешествия по Корее.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх