Туркменский город туркменбаши когда то назывался. История Туркменбаши

Экскурсия по городу Туркменбаши.

«От своего города я требую: асфальта, канализации и горячей воды. Что касается культуры, то культурен я сам»

Карл Краус .

В ноябре этого года исполняется 150 лет основанию города Красноводска (нынешний Туркменбаши). Красноводск старейший из современных городов Туркменистана.
История города, неразрывно, связана с историей российско-туркменских отношений, которые имели как белые, так и черные страницы.
Первые русские военно-научные экспедиции к восточному берегу Каспия были организованы ещё в начале XVIII века, в частности трижды в период с 1715 по 1717 года.
В 1716 году на восточном берегу Каспия были построены три крепости с не большими гарнизонами, одна из которых располагалась в заливе Кизыл-Су.
В 1717 году организуется большая экспедиция под руководством Бекович-Черкасского.
В ней приняли участие до 3 тысяч человек, 6 тысяч лошадей, большое количество верблюдов. Не смотря на то, что Бекович-Черкасский направил послов к хану Хивы Ширгази, что он посол Русского государства, последний в 120 километрах от Хивы напал на него.
В результате боев, хивинцы понесли большие потери, не смотря на многократное превосходство. Русские войска были лучше вооружены и дисциплинированы. Поняв, что победить в честном бою не получится, хан Хивы прибег к хитрости.
Он выразил сожаление произошедшем, и пригласил Бековича-Черкасского и весь его отряд в гости. Отряд разделился на пять частей. В скором времени с ними по отдельности расправились.
Самому Бековичу-Черкасскому отрубили голову. Так печально закончилась первая крупная русская экспедиция в Центральную Азию. События 1717 года не стали большим препятствием дальнейшего расширения отношений туркмен с Россией.
В 1719-ом и 1726 годах были снаряжены новые экспедиции, в результате которых была создана первая научная карта Каспийского моря. Во второй половине 18-го века Российское государство несколько раз направляло экспедиции на туркменское побережье Каспия.
В 1773-м и в 1781 годах на острове Челекен находились экспедиции под руководством С. Гмелина и графа М. Войновича. Они подчёркивали, что их людей туркмены побережья принимали радушно, дружественно.
В 1801 - 1802 годах представители туркмен Мангышлака прибыли в С. Петербург с прошением принять их в подданство России. В мае 1802 года Александр Первый специальным указом объявил о принятии туркмен Мангышлака под покровительство и подданство России.
В 1811 году часть туркмен Мангышлака переселяется в Астрахань, где их предки проживают и по ныне. По данным переписи населения 2002 года в Астраханской области проживало около 2200 туркмен.
Экспедиции организуются в 1819-1821 годах, 1832-м, 1836-м. В 1836 году в Эсенгулы состоялся Маслахат прикаспийских йомудов. В нём участвовали 118 представителей, выбранных приблизительно от 180-тысячного населения края.
После общего обмена мнениями было принято решение о необходимости просить у России покровительства. В 1859 году организована экспедиция по исследованию восточного побережья Каспия, а также подбор места для строительства форта.
Подробно обследован Красноводский
залив, произведён промер глубин. В ноябре 1869 года войсковой отряд под руководством Н.Г. Столетова заложил город Красноводск, на месте древнего колодца Шагадам. Начинается процесс вхождения Туркменистана в состав Российской империи, который не везде носил добровольный характер.
В 1870-1872 годах из Красноводска организованы несколько экспедиций в глубь туркменских земель. В 1874 году создается Закаспийский военный отдел, центром которого становится Красноводск.
Ранее в 1873 году создается Красноводское приставство. На базе отдела в 1882 году создается Закаспийская область. В июне 1880 года начинается строительство первой в истории Туркменистана железной дороги.
Магистраль начиналась от берега Михайловского залива Каспия и уже в сентябре 1881 года была доведена до Кизыларвата. Красноводск становится морским торговым портом.
Будучи важным перевалочным пунктом грузов, он превращается в «ворота Средней Азии». В 1908 году число рабочих в городе достигло 1,5 тысяч человек. В 1913 году по Закаспийской железной дороге перевезено около 1 млн. тонн грузов.
К 1913 году в Красноводске проживало 7000 человек. Этнический состав населения, как в то время, так и в последующем был пёстрым – русские, персы, татары, поляки, азербайджанцы, курды, казахи.
Туркмен проживало не много, преимущественно в близ лежавших аулах. В городе расположены торговые склады, базар, гостиницы, портовые сооружения, конторы компаний и сообществ, в том числе по добыче нефти.
В 1917 году после Октябрьской революции власть в городе переходит к большевикам. В июле 1918 года власть в результате переворота захватывают правые эсеры и меньшевики.
В феврале 1920 года Красная армия вновь овладела городом. В 30-тые годы в Красноводске, как и во всем Туркменистане, наблюдается быстрый рост промышленности. В 1939 году в городе проживает уже 21 тысяча человек.
Развитие города требовала квалифицированных специалистов. За счёт их притока и происходил рост населения города. В 1943 году в тяжелые годы войны первую продукцию дал Красноводский нефтеперерабатывающий завод.
Страна в то время особенно нуждалась в нефтепродуктах. В 1940 году в ТССР уже добывала 540 тысяч тонн нефти в год. В 50 - 60-тые годы Красноводск становится крупным индустриальным центром Туркменистана.
Здесь развивается нефтеперерабатывающая, пищевая промышленность, производства строительных материалов, энергетическая промышленность. В 1972 году в городе проживает уже 51 тысяча человек.
В Красноводске работают педагогическое и медицинское училище. В 1989 году численность населения приморского города достигло 58900 человек. Надо отметить, что в 70-80-тые годы рост населения значительно замедляется.
В Красноводске уже тогда стали отчетливы тенденции к оттоку населения в Ашхабад и центральные районы СССР. Город до 1987 года административный центр Красноводской области, которая в последующем упраздняется и вновь создается в январе 1991 года, но уже с центром в городе Небит-даг.
С 1992 года переименована в Балканскую. В 1993 году город переименован в честь президента Туркменистана – Туркменбаши. В 90-тые годы наблюдается сильный отток жителей в республики бывшего СССР и в Ашхабад.
По переписи 1995 года, Красноводск – единственный насёленный пункт Туркменистана, где русские составляли большинство населения (32,8%). Красноводск продолжал оставаться одним из самых многонациональных городов Туркменистана.
Здесь были представлены многочисленные общины азербайджанцев, армян, татар, украинцев, немцев, лезгин, узбеков, казахов. В 1999 году в городе рождается пятимиллионный житель Туркменистана.
В 2005 году в городе проживает 68300 жителей. Красноводск во многом уникальный город в Туркменистане. И дело не только в его приморском расположении. Он единственный, где сохранились целые кварталы, застроенные зданиями, которым по сто и более лет.
Оригинальна и архитектура города, которая имеет определенные кавказские черты, чем то схожую с Бакинской. Как и раньше, так и сейчас главная проблема города – водообеспечение.
Не смотря на то, что в этом плане проделана большая работа, подобная проблема продолжает иметь место. Во второй половине 20-го века Красноводск значительно вырос в размерах.
Построены новые микрорайоны – Черемушки, а также жилые кварталы западнее города. Однако, за последние 20 лет в городе не построено не одного нового многоэтажного жилого дома, но этому есть логические объяснения, в том числе ввиду сильного оттока населения в этот период.
Важная проблема для города – экология. Этот вопрос особенно актуален, из-за соседства городского КНПЗ и теплоэлектростанции. В 2010 году начата масштабная работа по очистке городского порта от старых судов.
Последних набралось десятки. В 2000 году в Красноводске и его окрестностях построены первые две современные гостиницы – Туркменбаши и Сердар. В 2007 году президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов выдвинул идею строительства Национальной туристической зоны в местечке Аваза, что в 12 километрах западнее Туркменбаши.
За эти 4 года здесь уже построены 10 новых отелей, несколько домов отдыха, два детских оздоровительных лагеря, котеджные дома отдыха, кафе, амфитеатры и прочие объекты.
Среди них семи километровый канал. В будущем запланировано строительство аквапарка, крытого лыжного комплекса, парков, отелей и прочих объектов туристического значения.
Есть планы и строительства нового города, озвученные президентом страны в 2008 году. Большим событием для города стало открытие нового аэропорта международного класса, отвечающего всем требованиям, с взлетно-посадочной полосой почти в 4 километра.
В настоящее время из аэропорта осуществляются международные и местные рейсы, в частности в Стамбул и Москву. В этом году открыта крупная транспортная развязка, а также новые шоссе.
В городе расположен один из старейших православных храмов, заложенного в 1895 году. Проходя по улицам старой части города погружаешься в своеобразную атмосферу, Красноводска прошлого, такого,каким он был при своем возникновении.
Не смотря, что многим зданиям по сто и более лет, все они функциональны. Многие и сейчас являются жилыми домами.

Город ТуркменбашиTurkmenbasy

в разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.Эта отметка установлена 28 ноября 2012 года.

Современное русскоязычное название города - Красноводск, по одной из версий, это перевод местного топонима Кызыл-Су, связанного с тем, что в воде Красноводского залива было много планктона с отчетливым розовым оттенком. Также имеются другие версии.

Административно-территориальное деление

В июле 2013 года в составе города Туркменбаши было создано 2 этрапа. В этрап Аваза площадью 9660 гектаров, вошли Национальная туристическая зона «Аваза», международный аэропорт и несколько небольших поселков. В этрап Кенар площадью 7262 гектара вошла основная часть города Туркменбаши и территория поселка Кенар.

История

Станция Бахми Транскаспийской железной дороги в 1890

Первая попытка закрепления Российской империи на восточном берегу Каспия относится к 1717 году, когда князь Бекович-Черкасский основал укрепление на побережье Красноводского залива («в устье Узбоя»), готовя поход на Хиву.

Закат в городе Туркменбаши

В 1869 году под руководством полковника Столетова был повторно основан укрепленный форт русской армии (ныне поселок Кенар, до переименования «УФРА»). Место где был основан Красноводск называлось Шага-дам. Форт использовался как база для операций против туркменских кочевников и для походов на Бухарское и Хивинское ханства. Была образована Закаспийская область, Красноводск был её центром до строительства Ашхабада (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Это был небольшой городок, заселённый русскими военными и чиновниками, а также торговцами - персами и армянами. После строительства Закаспийской железной дороги, начавшегося из Красноводска, из Средней Азии через паром в Баку в конце XIX - начале XX веков, Красноводск превратился в важный транспортный центр и стал расти.

Красная Армия овладела фортом в феврале 1920 года. 21 ноября 1939 года была образована Красноводская область с административным центром в Красноводске, она несколько раз ликвидировалась и восстанавливалась (23 января 1947 года ликвидирована, 4 апреля 1952 года восстановлена, 9 декабря 1955 года ликвидирована, 27 декабря 1973 года восстановлена, 25 августа 1988 года ликвидирована).

10 января 1991 года на территории бывшей Красноводской области образована Балканская область (с 18 мая 1992 года - велаят) с центром в Балканабаде. В 1993 году город переименован президентом Сапармуратом Ниязовым (Туркменбаши) в свою честь.

Современный Туркменбаши

Отель Туркменбаши Турецкий парк

За последние годы в городе произведены масштабные работы по реконструкции исторической части города, въездных магистралей, инфраструктуры жизнеобеспечения. Построен новый «турецкий» парк и каскад фонтанов. В конце 2012 года был полностью реконструирован проспект имени Махтумкули, новая трасса соединилась с городской набережной Бахры Хазар, обеспечив на западной автомобильной развязке «Балыкчи» двойной выезд из города по дамбе, проложенной через бухту Соймонова к скоростному автобану Аэропорт-Аваза.

Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов специализируются на выпуске полипропилена, дизельных и универсальных масел и других нефтепродуктов.

Здесь размещается Государственная служба морского и речного транспорта Туркменистана и Туркменбашинский международный морской порт.

В городе действуют 3 современных отеля.

Население

Изменение населения Туркменбашы

Год 1913 1939 1972 1979 1989 2005 2010

Население (чел,)

73 803

Транспорт

Боинг в аэропорту Туркменбаши

Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом.. Через город проходит транстуркменская трасса М37, связывающая Карабогаз, Ашхабад, Туркменбаши с Бухарой.

Аэропорт

Основная статья: Туркменбаши (аэропорт)

В 1990 г. аэропорт Красноводска отметил 50-летний юбилей. Первоначально располагался внизу в районе госпиталя. Во время ВОВ переведен на верх на плато и существовал на одном аэродроме с частями ВВС, как аэродром совместного базирования. Считался приписным аэропортом Ашхабадского предприятия. Как самостоятельное подразделение существует с 1959 г. после создания 225ООАЭ (отдельной объединённой авиа-эскадрильи), в 2010-м был реконструирован и получил статус международного. Имеет две взлетно-посадочные полосы, связывает город с Ашхабадом и Дашогузом. До аэропорта из города можно добраться на машине или автобусе. Время в пути до города на машине занимает 10-15 минут.

Железнодорожное сообщение

Туркменбашинский вокзал Основная статья: Туркменбашинский вокзал

Туркменбашинский вокзал был построен в 1895 году по проекту архитектора Алексея Бенуа. Бенуа - автор дворца Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте и многих других проектов в бывшем Туркестане.

Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны.

Морской транспорт

Составной частью транспортной системы Туркменистана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Туркменбаши - Баку, Туркменбаши - Астрахань. Туркменбашинский международный морской порт является крупнейшим морским портом в Туркменистане.

Туркменбаши - Баку

Основная статья: Паромная переправа Баку - Туркменбаши

Паромная переправа Туркменбаши - Баку - железнодорожно-пассажирская переправа на Каспийском море между городами Туркменбаши и Баку (Азербайджан). Расстояние - 306 км. Каждый из действующих паромов берёт на борт 28 железнодорожных вагонов и 200 пассажиров. Все восемь судов, работающих на переправе, ходят под азербайджанским флагом. Данная переправа входит в европейский маршрут E60.

Транспорт

Депо

География

Город расположен на берегу Красноводского залива, в 520 км к северо-западу от Ашхабада, с которым соединён автомобильной и железной дорогами.

С азербайджанским Баку на западном берегу Каспийского моря город соединяет паромная переправа (306 км).

Климат

Климат - субтропический пустынный. Осадков в год выпадает всего 125 мм, преимущественно в осенне-зимний период.

    Среднегодовая температура - +15,1 C° Среднегодовая скорость ветра - 3,8 м/с Среднегодовая влажность воздуха - 60 %

Климат Туркменбаши

Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год

Абсолютный максимум, °C 20,7 22,3 29,0 36,0 40,7 41,9 44,7 42,9 43,5 33,4 28,1 24,7 44,7

Средний максимум, °C 7,5 8,7 13,1 19,9 25,8 31,6 34,6 34,5 29,3 21,5 14,2 9,1 20,8

Средняя температура, °C 3,3 3,9 7,7 13,7 19,5 25,1 28,2 28,0 22,7 15,4 9,3 4,9 15,1

Средний минимум, °C ?0,3 ?0,2 3,2 8,5 13,6 18,9 22,2 22,0 16,7 10,0 5,0 1,2 10,1

Абсолютный минимум, °C ?21,5 ?21,9 ?12,6 ?2,6 2,7 6,6 14,1 10,2 3,3 ?2,9 ?12,1 ?16,3 ?21,9

Норма осадков, мм 12 13 17 16 9 3 2 5 5 11 19 13 125

Один из районов Красноводска

Новые фотодокументы из города Туркменбаши, присланные нашими источниками, свидетельствуют о том, что город на Каспии влачит жалкое существование. Рядом с помпезной туристической Авазой с серией беломраморных отелей и голубых ванн бассейнов, улицы, дома и дороги бывшего Красноводска напоминают трущобы, где коммунальная инфраструктура годами не видела ремонта, а местные жители каждый день испытывают острую . И это далеко не все проблемы жителей западного региона Туркменистана.

Район железнодорожной больницы

Район железнодорожной больницы (улицы Гоголя и Нагорная) напоминает место, куда упали авиабомбы или артиллерийские снаряды, хотя войны здесь, слава Богу, не было. Вглядитесь в эти снимки: ни нормальных дорог, ни тротуаров, ни детских игровых площадок. Все, что запечатлено на фотографиях наших читателей и еще осталось за кадром, результат абсолютного бездействия хякима города, его заместителей и других чиновников, занятых, по словам красноводчан, дележом прибыли от морского порта и строительством объектов, не являющихся первой необходимостью жителей города. Облеченные властью люди здесь попросту не появляются, а значит не нужны ни дороги, . Не пролегает по этим трущобам и маршрут первого лица государства, хотя он довольно часто наведывается в западный регион страны. Президент, на вмешательство которого в сложившуюся ситуацию так рассчитывают красноводчане, предпочитает любоваться своим детищем – .

Нехватка воды в Красноводске, да и Балканском велаяте – отдельная тема. В нынешние жаркие дни жителям подают воду в квартиры через день по вечерам на 3-4 часа. В день среды 24 июня воды нет уже четвертые сутки. В районе нового аэропорта живительной влаги не бывает и того дольше - и неделю, и десять дней.

Люди жалуются – пишут, звонят даже в Ашхабад, но никому до этой проблемы нет дела. Одна жительница города Туркменбаши, описывая жизнь своей семьи у моря без воды и света, рассказала, что ей приходится собирать в баул накопившее грязное белье и отправлять родственникам в Ашхабад, чтобы те там постирали.

Еще один проблемный аспект города – это чрезмерная дороговизна продуктов на местном рынке. Некоторые наши читатели винят в этом приезжих из других областей страны, в частности, из , которые сотнями работают на стройках Авазы.

«Их стало так много, что они теперь составляют половину всего населения нашего города. Местные говорят так: если всех трудовых мигрантов отправить домой, то и цены на базаре придут в норму, и на работу устроиться станет легче», — пишет наш читатель.

Но сами приезжие своей вины не чувствуют. Они говорят, что приехали сюда, оставив надолго дома и семьи не от хорошей жизни, а потому, что в том же Дашогузе дефицит рабочих мест.

В этом репортаже мы рассказали далеко не обо всех проблемах города у моря. В следующих материалах мы затронем еще одну головную боль красноводчан – , вернее, их отсутствие. А пока местные жители вопрошают, как при наличии таких проблем проходит день хякима и его заместителей, среди которых наверняка есть ответственные за решение социальных вопросов красноводчан.

Больше фотографий из Туркменбаши в разделе , на наших страницах в

Если Аваза - это что-то красивое и современное, то остальные города Туркменистана еще далеки . В этом посте я покажу город, называемый ранее Красноводском, а сегодня известный как Туркменбаши...

Туркменбашинский международный морской порт - крупнейший в стране. В прошлом году было начато строительство нового порта стоимостью 2 млрд. долларов:

3.

В каждом крупном населенном пункте у нас проходили мероприятия "народной дипломатии". Мы встречались с главами городов, министрами туризма (и даже спорта), словом, с официальными лицами. В этом был особый смысл, вокруг которого и родилась идея проекта: поднять тему дружбы прикаспийских государств.

Идея и организация принадлежит Астраханскому МИДу. С каждым государством велись отдельные переговоры по поводу виз, встреч и сопровождения. Возглавлял нашу команду Александр Башкин , всего в составе было 11 человек на четырех автомобилях + микроавтобус с доктором (Центр медицины катастроф).

В Туркменбаши познакомились с мэром города:

4.

Почтовые ящики родом из СССР. У нас, правда, синие висели:

5.

Несколько фотографий улиц. Временами попадаются дорогие машины, хотя в среднем по больнице автопарк в городе прямо скажем небогатый:

Капельный полив деревьев - к каждому стволу подведена трубка с опресненной водой:

7.

8.

Вокзал. Отреставрированное историческое здание:

9.

Автомобилей немного:

10.

Современных высотных зданий я не заметил:

11.

Народу на улицах тоже мало. Хотя стоит сделать поправку на субботнее утро:

12.

А вот административные здания выглядят очень прилично. Головной офис банка, например:

13.

14.

Мемориальный комплекс. Без деревьев выглядит как-то необычно:

15.

Российское консульство?

16.

Женщины ходят на улицах в национальной одежде:

17.

Тут, видимо, из частного сектора будут строить что-то современное:

18.

Компьютерный центр. Между тем, с компьютерами в стране негусто - мы вообще мало где видели их:

19.

Кафешка, бельишко:

20.

Некоторые объявления на русском языке. В Туркменистане многие (особенно старшее поколение) свободно говорят на нем:

21.

Лаваши и выпечка под названием Дюкан №1. К диете явно не имеет отношения:

22.

Типичный дворик:

23.

Большинство домов без подъездов, а лестницы на верхние этажи находятся снаружи здания:

24.

Это топчан, на который кладут дастархан - национальную трапезную скатерть. Вечерами собираются здесь и пьют чай. Подобие наших лавочек у подъездов:

25.

Местные жители:

26.

27.

Наш соотечественник Анатолий Петрович, мы познакомились у подъезда его дома. Говорит, жизнью в Туркменбаши доволен. Русских не притесняют, пенсии хватает. Коммунальных платежей в Туркменистане вообще нет:

28.

Отдых в теньке на подушке:

29.

Школьная форма для девочек:

30.

Во дворах часто встречается какое-то плодовое дерево. Не знаете с чем это едят?

31.

32.

Дорожки, деревца - по большому счету, все это возвели на голом и безжизненном песке:

33.

Два мужика встали на дороге и начали точить лясы, не обращая внимание на движение. Похоже, автомобилей тут действительно мало:

34.

Все ездят с четками на зеркалах:

35.

Туркменский студент:

36.

А это - будущее Туркмении. Сделал несколько портретов:

37.

38.

39.

40.

В следующем посте продолжение. Stay Tuned!

41.

Население города состоит в основном из туркменов (почти 90 %), русских (около 6 %), а также украинцев, казахов, узбеков и турков. Официальным языком считается туркменский. Практически все жители города исповедуют ислам, отдельная категория населения относится к христианской церкви.

Основу экономики Туркменбаши составляет нефтеперерабатывающая промышленность. На территории города располагается целый комплекс предприятий, занимающихся переработкой нефти и ее сопутствующих природных ископаемых. Также здесь находится крупнейший в Средней Азии судоремонтный завод. Стоит отметить, что порт Туркменбаши паромной переправой связан со столицей Азербайджана Баку.

В черте города располагается знаменитая курортная зона «Аваза», которая включает огромное количество отелей и гостиниц, развлекательных центров, игровых клубов и других заведений. Это место идеально подходит для молодежного отдыха, семейного отдыха с детьми, которым обязательно понравится плескаться в удивительно красивом и теплом Каспийском море.

Климат и погода

Климат Туркменбаши считается субтропическим пустынным. Практически круглый год здесь стоит невероятно жаркая и очень сухая погода. Количество осадков не превышает 125 миллиметров в год. Обычно их выпадение приходится на конец осени - начало зимы. Среднесуточная температура воздуха в это время составляет примерно +5 °C. Летом наблюдается удивительно жаркая погода. Днем воздух прогревается до +35 °C, а ночью столбик термометра опускается до +18 °C. В летний период количество осадков минимально.

Лучшим временем для поездки в удивительный Туркменбаши является период с конца весны по начало осени.

Природа

Прекрасный Туркменбаши отличается от других городов Туркменистана своей удивительной великолепной природой. Главной особенностью природных пейзажей города является Каспийское море - самое крупное на земле соленое море, которое не имеет связи с мировым океаном. На живописных берегах Каспия можно встретить грациозных фламинго, удивительных пеликанов, ленивого каспийского тюленя. Но главным богатством этого моря, конечно же, является осетр, популяцию которого призвана сохранить природоохранная служба Туркменистана.

С востока Туркменбаши окружен невысокими горами, на западе его берега омывают синие воды Каспия. К слову, прекрасные песчаные пляжи Туркменбаши считаются самыми лучшими на территории всего моря. Недаром на его побережье возле города располагается множество курортов и санаториев.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью Туркменбаши является Каспийское море, которое поражает воображение своей красотой и разнообразным подводным миром. Чтобы полюбоваться на живописные красоты этого водоема, в город приезжает большое количество иностранных туристов. Неподалеку от Туркменбаши создана совершенно уникальная курортная зона с многочисленными отелями, «плавучими» ресторанами, барами, развлекательными центрами, клубами и т.д.

В самом городе мало старинных достопримечательностей, зато окрестности Туркменбаши поражают своими историческими и культурными ценностями. Одним из важных центров всемирного женского паломничества является белая мечеть Парау-Биби, которая была построена на одной из скал величественного Копетдага и сегодня считается покровительницей беременных женщин и детей, Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч девушек, молящих о долгожданной беременности.

Большинство туристов предпочитает посетить известный мавзолей Шир-Кабир, дата постройки которого относится к X веку. Кроме этого, на территории древнего захоронения Машад находится мечеть Шир-Кабир, которая считается самой старой из сохранившихся мечетей во всем Туркменистане. Стены этого удивительного сооружения от его основания и до самого купола украшены резным ганчем с узорами и надписями, раскрашенными в красный, синий и фисташковый цвета. Некоторые паломники, приезжающие сюда, утверждают, что это священное место является вторым по значимости (после Мекки) из тех, что были благословлены Аллахом.

Самой посещаемой достопримечательностью вблизи Туркменбаши является удивительный Дехистан - это равнина, которая сохранила следы жизни людей, пришедших на эту территории еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Крупнейшим историческим памятником Дехистана считают городище Мисриан. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного здания и сооружения той эпохи, и приезжающие сюда туристы сегодня могут наблюдать только руины этого поселения.

Зато на территории Дехистана можно посетить два относительно хорошо сохранившихся минарета, высота которых достигает 20 метров.

В самом Туркменбаши многие иностранцы стремятся обязательно посетить Музей 26 бакинских комиссаров, рассказывающий об удивительной судьбе каждого из расстрелянных комиссаров.

Питание

Кухня Туркменбаши несколько отличается от гастрономии в других частях страны. Основным блюдом меню любого ресторана города является рыба. Обычно для угощения туристов используют осетровые виды рыб. Наиболее популярным блюдом в заведениях общественного питания Туркменбаши считается «Кавурдака» - это обжаренные в кунжутном масле кусочки рыбы. Кроме этого, многие иностранцы предпочитают заказывать знаменитую вяленую рыбу и потрясающий рыбный шашлык. Интересно, что этот вид шашлыка готовится так же, как и из мяса. Куски рыбы попеременно с луком нанизываются на вертел, после чего обжариваются на открытом огне. Во многих ресторанах можно даже наблюдать за процессом приготовления этого вкуснейшего блюда. Стоит отметить, что в Туркменбаши, как и во всем Туркменистане, рыбные блюда подаются с неповторимым кисло-сладким соусом.

Главным блюдом каждого ресторана Туркменбаши является, конечно же, знаменитый туркменский плов. Ни одно застолье не обходится без этого прекрасного угощения. Кроме этого, в меню ресторанов города включено несколько десятков блюд из мяса. Обычно здесь готовят баранину, курицу и говядину. Основными блюдами считаются «Говурма», «Гара чорба» и «Какмач».

Из напитков здесь стоит попробовать знаменитый туркменский «Айран».

Гостеприимный Туркменбаши предлагает своим посетителям прекрасно провести время в ресторанах, которые располагаются над водами Каспия. Неповторимая атмосфера, царящая в этих заведениях, окунает туристов в потрясающий мир туркменской кухни. Стоит отметить, что большинство кафе и ресторанов Туркменбаши предлагают своим клиентам не только угощения национальной кухни, но также блюда других стран мира.

Цены на питание в Туркменбаши держатся на том же уровне, как и во всей стране. Так, ужин в ресторане среднего класса здесь будет стоить около 7 $ за человека. А в удивительных ресторанах «над водой» за трапезу из двух блюд придется отдать несколько большую сумму - примерно 10–12$ за человека.

Проживание

Прекрасный город Туркменбаши всегда радушно встречал своих гостей. На его территории находится множество гостиниц самого разного класса. В курортной зоне «Аваза» можно встретить отели, уровень комфорта в которых соответствует четырем и пяти звездам.

Наиболее популярной у иностранцев гостиницей является «Туркменбаши». Этот отель первым на всем туркменском побережье Каспийского моря получил статус пяти звезд. Все номера гостиницы оснащены современной удобной мебелью, а также всеми необходимыми техническими средствами, например кондиционерами, телевизорами, холодильниками и телефонами с возможностью международного вызова.

Кроме того, все постояльцы могут дополнительно воспользоваться услугами ресторанов, фитнес-клубов, спортивных залов, саун, бассейнов, теннисного корта, автостоянкой, развлекательным центром и другими заведениями, находящимися на территории отеля. Стоимость проживания в гостинице «Туркменбаши» зависит от вида номера и его комплектации. Средняя цена размещения составляет около 150–200 $ за одну ночь.

На территории города можно найти большое количество небольших, но очень комфортабельных гостиниц. Проживание в подобных заведениях будет стоить значительно дешевле, чем в крупных отелях. За одну ночь можно заплатить не более 70 $.

Развлечения и отдых

Основные развлечения города Туркменбаши сосредоточены в курортной зоне «Аваза». Это потрясающий природный уголок, где располагаются учреждения санаторно-курортного лечения, а также многочисленные отели и гостиницы, отвечающие всем мировым стандартам. Кроме того, здесь находятся развлекательные центры, рестораны, клубы, дискотеки, игровые заведения. Каждый турист найдет в «Авазе» занятие по душе. В будущем здесь планируют построить горнолыжные трассы и огромный аквапарк. Уже сегодня многие называет «Авазу» национальной туристической зоной. Здесь особо популярны рыбалка, гребля и яхтинг.

Кроме того, в Туркменбаши для путешественников проводят увлекательные экскурсии по достопримечательностям города и его окрестностям. Самыми посещаемыми местами считаются Дехистан, мечеть Парау-Биби и Хазарский заповедник.

Покупки

В Туркменбаши существует огромное количество сувенирных лавочек и магазинчиков, которые продают различные памятные товары. Самыми популярными покупками среди иностранных туристов являются предметы национального костюма, изделия из шелка и шерсти, тюбетейки, тельпаки, ювелирные украшения, различные статуэтки. Как правило, большинство путешественников предпочитают приобретать статуи лошадей - символа государства. Ну и, конечно, мало кто из иностранцев возвращался домой без великолепного туркменского ковра. В Туркменбаши располагается большое количество лавок, специализирующихся на продаже ковров. Стоит отметить, что лучше всего приобретать такое дорогостоящее изделие (не менее 300 $) исключительно в государственных магазинах, поскольку только там продавцы могут выдать вам специальный сертификат, подтверждающий факт покупки. Кроме того, в стоимость ковра уже включается налог, который обязателен к уплате при вывозе ковра заграницу.

Ковровые изделия и войлочные циновки можно также приобрести на местных городских рынках. Правда, их качество будет несколько ниже, чем в государственных торговых точках.

Все расчеты за покупки производятся только в национальной валюте - манате.

Транспорт

Туркменбаши является крупным транспортным узлом. Здесь пролегает железная дорога с высоким грузо- и пассажирооборотом. Туркменбаши - это самый крупный порт Туркмении, а неподалеку от города располагается аэропорт.

Авиаперелеты осуществляются государственным авиаперевозчиком «Туркменские авиалинии». Воздушным сообщением Туркменбаши связан с Ашхабадом, Туркменабадом и Дашогузом. В основном авиаперелетами внутри страны пользуются иностранные туристы, которым путешествие по железной дороге в поездах кажется недостаточно комфортным. Цена на внутренние рейсы невысокая - всего 7–10 $.

Железная дорога является основным транспортом, связывающим Туркменбаши с другими крупными городами государства. По ней ежедневно перевозится несколько сотен тысяч грузов, привозимых в порт. Пассажирские поезда ходят в направлении Ашхабада, Дашогуза, Туркменабада, Мары. Стоимость билета составляет около 2,5 $ в плацкартном вагоне и чуть более 4 $ за проезд в комфортном СВ.

Как крупный морской порт, Туркменбаши связан паромной переправой с крупными портами других стран, в частности с Баку в Азербайджане и Астраханью в России. Интересно, что переправа является железнодорожной. Каждый из действующих паромов принимает на борт до 28 железнодорожных вагонов и около 200 пассажиров. Цена такой переправы колеблется от 20 $ до 40 $. Также между портами Баку, Астрахань и Туркменбаши отлично налажено грузовое сообщение.

Общественный транспорт города представлен автобусами и такси. При этом большинство иностранцев отдают предпочтение услугам последних извозчиков. Стоимость билета на проезд в общественном транспорте Туркменбаши составляет около 0,1–0,15 $. За поездку в такси придется заплатить чуть больше - примерно 1 $.

Связь

В Туркменбаши телефонная связь развита несколько слабее, нежели в столице государства. Здесь хоть и присутствуют уличные телефонные аппараты, но они пригодны только для городской связи. Кроме того, качество связи из этих автоматов оставляет желать лучшего. Для международного звонка можно воспользоваться телефонами, установленными в гостиницах, а также в любом отделении связи. Стоимость звонка заграницу составляет примерно 1 $.

Мобильная связь в Туркменбаши получила большее развитие, чем стационарная. Работу сотовой сети обеспечивают два оператора: TM CELL и «МТС-Туркменистан». К слову, эти компании прекрасно поддерживают роуминги всех крупных мировых операторов сотовой связи, в том числе и российских. Путешествуя по Туркменбаши, можно приобрести сим-карту любого местного оператора и разговаривать с родными по цене в 0,25 $ за минуту звонка.

Интернет-соединение в городе отлично налажено. На центральных улицах Туркменбаши, а также в крупных гостиницах есть уютные интернет-кафе. Интересно, что кроме указанных мест доступ в Сеть предоставляют также различные крупные заведения и аэропорт. Стоит отметить, что стоимость одного часа работы в интернете обойдется вам всего в 2 $.

Безопасность

Туркменбаши пользуется репутацией относительно спокойного и безопасного города. Правда, статус крупного транспортного центра с огромным пассажиропотоком делает его привлекательным для карманников и мошенников. Стоит отметить, что более тяжкие правонарушения в отношении иностранных граждан не фиксировались. Помните, что при нахождении в местах большого скопления людей необходимо быть предельно внимательным к своим вещам, кошелькам. Лучше всего ценные вещи оставлять в гостинице.

Однако в отношении санитарии все не так благополучно: как и в любом азиатском городе, в Туркменбаши есть риск заразиться такими серьезными заболеваниями, как дизентерия, малярия, гепатит, тиф. Перед приездом сюда необходимо сделать все требуемые прививки.

Кроме того, здешняя водопроводная вода является совершенно непригодной для употребления. Для начала рекомендуется ее прокипятить и только после этого пить или чистить зубы. Покупая продукты питания в местных магазинах или на базарах, после стоит тщательно мыть их. Особенно фрукты и овощи. А такие продукты, как мясо или рыба, перед приемом в пищу необходимо подвергнуть термической обработке.

Бизнес-климат

Приморский город Туркменбаши привлекателен для инвесторов в первую очередь нефтяным бизнесом - на территории города располагается целый комплекс нефтеперерабатывающих предприятий. Власти города и страны приняли ряд законов, регулирующих отношения иностранных инвесторов и государственных предприятий. Стоит отметить, что по этим законам совместные предприятия получают целый ряд дополнительных льгот по налогообложению и сертификации продукции.

Кроме того, в последнее время наметился рост интереса туристов к Туркменбаши, особенно после открытия курортной зоны «Аваза». Большинство иностранных инвестиций вкладывается именно в туристический бизнес. Открытие крупных гостиниц и развлекательных заведений является очень быстро окупаемым бизнесом.

Недвижимость

Недвижимость в Туркменбаши получила очень высокую оценку экспертов со всего мира. Стоит отметить, что повышенный интерес со стороны инвесторов обусловлен политикой, проводимой на рынке недвижимости (здесь отсутствуют ограничения в продаже жилья для иностранных граждан), а также осуществлением множества мер для привлечения туристов в город и его окрестности. В частности, огромное значение в развитии рынка недвижимости Туркменбаши оказало создание курортно-рекреационной зоны «Аваза».

Стоимость квадратного метра в Туркменбаши немного ниже, чем в столице государства, а в сравнении с остальными городами страны несколько превышает средние показатели. Для покупки небольшой квартиры в спальном районе Туркменбаши необходимо подготовить сумму в 25 000–30 000 $. Большинство бизнесменов, покупающих недвижимость для последующей организации гостиницы или хостела, отдают предпочтение загородным коттеджам. Стоимость недвижимости подобного рода заметно выше, чем простой квартиры. Цена дома средней величины вместе со стоимостью земельного участка составляет около 45 000 $. Замечено, что рынок загородного жилья сегодня испытывает определенные трудности, связанные с колебаниями цен на землю.

Прекрасный Туркменбаши очаровывает туристов своим радушием и гостеприимством. Для незабываемого и безопасного отдыха в этом великолепном городе необходимо соблюдать несколько важных правил.

Все туристы, приезжающие в Туркменбаши, обязаны останавливаться только в том отеле, который был указан в приглашении туристической фирмой и являлся основанием для оформления въездной визы. Путешествие иностранных туристов по некоторым районам, в основном по заповедным зонам, возможно только при сопровождении представителем туристической компании. Стоит отметить, что проведение видео- и фотосъемки также требует специального разрешения со стороны местных властей или населения.

Нахождение в Туркменбаши возможно только после проведения соответствующих профилактических прививок - против тифа, малярии, дизентерии и гепатита. К слову, в жаркий период года в городе особенно остро стоит проблема с профилактикой дизентерии.

Жаркая погода Туркменбаши для многих туристов является непривычной, поэтому во избежание неприятностей желательно при себе всегда иметь солнцезащитную косметику, головные уборы и репелленты, которые защитят вас от назойливых насекомых.

При покупке сувенирной продукции помните, что далеко не все товары разрешены для вывоза заграницу. Категорически запрещено вывозить любые виды рыб и черную икру. Кроме этого, при покупке ковровых изделий необходимо предоставить таможенным органам специальный сертификат, подтверждающий приобретение товара, выплату соответствующего налога, а также возраст ковра. Для вывоза заграницу допускаются изделия, возраст которых не превышает 50 лет.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх