Тайна Балаклавы. Как секретная база подводных лодок стала музеем

Юго-западное побережье Крыма привлекает многими курортами. Но есть среди них особое и удивительное по красоте место – Балаклава, Крым.

Где находится?

Она одновременно и город, и район Севастополя. Расположение у Балаклавской бухты – самой глубокой и удобной на побережье, защищённой от штормов и непогоды, в окружении скал, определяет неповторимость этого курорта.

Как доехать?

Из Севастополя до Балаклавы расстояние всего 17 км, и добраться сюда можно на прямом рейсовом автобусе. Он курсирует несколько раз в день. Также можно выбрать маршрут до Севастополя. Автобусы отправляются каждые 30 минут.

На маршрутном транспорте нужно доехать до остановки «5-ый» километр и пересесть на маршрутный автобус «Севастополь - Балаклава». Дорога из Ялты в курортный поселок также предполагает заезд в Севастополь, а потом в Балаклаву. Карта маршрута:

Самое давнее описание бухты с узким проходом и острыми скалами по обеим её сторонам дал Гомер в «Одиссее». В своём труде «География» Страбон назвал её Сигнальная бухта.

Жившие здесь в I т. до н. э. тавры, использовали узкий и почти невидимый со стороны моря проход в бухту для своих целей. Они заманивали огнями плывущие корабли и затем их грабили. С этого времени известно название поселка как Palakia, что значило город царя Палака.

Выгодное географическое расположение гавани привлекло греков. «Сюмболон-лимне» или бухта Символов - так стали называть ее они.

После разгрома тавро-скифских войск в 60-х годах н. э. легионами под командованием Плавтия Сильвана на несколько столетий здесь обосновались римляне. Раскопки XX века открыли на одном из холмов остатки храма Юпитера. Одноэтажное здание с девятью комнатами, покрытое черепицей с эмблемами, предположительно казарму легионеров и разного достоинства монеты.

Больше исторических памятников сохранилось в Балаклаве от пребывания генуэзцев.

Средние века cвязаны с владычеством турок. В этот период поселение называлось Балык-Юв, что означало Рыбье Гнездо.

Кючюк-Кайнарджийский мирный договор принес освобождение от власти Османской империи и протекторат России. Удобная гавань становится главным местом базирования российского флота. А турецкое название поселка закрепилось и за бухтой. И постепенно превратилось в привычное - «Балаклава».

Как и когда появился курорт?

После разрушений, которые принесла Крымская война, город медленно восстанавливался. После того как в конце XIX в. императором Александром II была приобретена Ливадия, побережье Крыма на юго-западе становится популярным местом летнего отдыха русской аристократии. Для развития города много сделал К. Скирмунт. С его именем связан первый пансионат и первая грязелечебница.

Стали строиться гостиницы и дачи. Построенная в неогреческом стиле прямо из скалы, окруженная садами возвышалась дача графа М.Апраксина. В начале XX века появился гостевой домик дворян Юсуповых, а затем строятся дачи известных деятелей культуры. За короткое время их становится более сотни.

Две мировые войны не прошли бесследно для Балаклавы. Важное стратегическое положение привело к созданию накануне 1914 г. сухопутных укреплений. Это был «Северный» форт и «Южный». В советское время особенности бухты были использованы для создания подземной базы для подводных лодок – «Объект 825 ГТС». А также известный «Объект 820». Расположенный внутри скалы у западного побережья, этот объект стал местом хранения некоторых видов ядерного оружия. Все это привело к тому, что Балаклава долгое время была закрытой территорией. Сегодня здесь расположился «музей подводных лодок Балаклавы».

Отдых в Балаклаве

Последние годы открыли богатые возможности Балаклавы для отдыха и туризма. Старый город расположился на берегу залива, а современный все ближе подбирается к горам.

Комфортный отдых в курортном городе создает хорошо развитая инфраструктура и высокое качество сервисного обслуживания. Большой выбор квартир и комнат в частном секторе. Номер в гостинице или отеле лучше забронировать заранее. В стоимость проживания могут входить и комплексные обеды. Но при насыщенной экскурсионной программе отдыха многочисленные кафе, чебуречные и бары помогут восстановить силы и порадовать разнообразным меню. В основном все они расположены на набережной. В ресторанах «Капрал», «Избушка рыбака» и «Балаклава» гостям предложат блюда из рыбы, выловленной в тот же день. Разнообразен и интерьер этих ресторанов. Одни оформлены в виде трактира, другие в морской тематике. Можно выбрать верхнюю или нижнюю палубу с видом на бухту. Однако наибольшей популярностью у туристов обладают пляжи Балаклавы.

Какие здесь есть пляжи?

Начать пляжный отдых можно с морской прогулки, чтобы выбрать тот пляж, который больше понравится. Они расположены в двух направлениях. Севастопольское направление (направо от бухты) – это пляжи на мысе Фиолент. Южное направление (налево от бухты) - в районе мыса Айя. Все пляжи покрыты галькой, но чистейшее море с прозрачной водой, восхитительные виды на окрестности и условия, созданные для отдыха, скрасят этот маленький недостаток.

Еще одной особенностью пляжей Балаклавы есть то, что добраться до них можно только по морю или горным тропам. Самым популярным на мысе Фиолент считается Яшмовый пляж. Чтобы попасть сюда, надо будет преодолеть 800 ступеней каменной лестницы. Очень живописная дорога ведет на Серебряный пляж. Узкая извилистая горная тропа добавит дозу адреналина, романтики, поможет ощутить себя настоящим путешественником лучезарная Балаклава.

Погода в Балаклаве

Достопримечательности и экскурсии

Культурная часть отдыха в Балаклаве связана с историческим прошлым, прикоснуться к которому можно пройдясь по части сохранившегося древнего поселка.

Крепость Чембало

Заложена она была в 1343 году генуэзцами. Они умело использовали местоположение горы Кастрон в оборонительных целях. Неприступная со стороны моря и высокого обрыва, она была укреплена стеной со стороны суши. Крепость начиналась от набережной, где располагался порт, и окружала жилые кварталы ремесленников. Вершину горы венчала цитадель. Вокруг нее размещалось 8 башен, а внутри был консульский замок, церковь и таможня.




Храм Двенадцати Апостолов

Эта церковь также памятник далекого XIV века. Но во время героической обороны крепости периода Крымской войны она была разрушена и восстановлена только в 1875 г. После запустения в советское время вновь восстановлена и на сегодняшний день это подворье Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.




Природные достопримечательности

Впечатление от Балаклавы будет неполным без морской прогулки на яхте. Трехчасовой маршрут проходит вдоль величественных скальных обрывов, вдоль прибрежных гротов и пещер мыса Ай-я, диких пляжей, природного заповедника «Затерянный мир». Уголком нетронутой человеком природы предстает мыс Фиолент, демонстрируя все оттенки леса, оправдывая значение своего названия - Тигровый мыс.

Балаклава – уникальный курорт. Особенности климата позволяют прекрасно провести время не только летом, но и в другое время года. Необычная природа, особая атмосфера морского побережья, край истории и легенд достоин того, чтобы сохраниться в памяти надолго.



Балаклава (Крым) в фото






В юго-западной части Крымского полуострова, в 12 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет. Балаклава – уникальная по красоте глубоководная бухта, защищенная со всех сторон высокими крутыми и неприступными скалами, веками служила надёжным укрытием многих поколений торговых и военных кораблей во время черноморских зимних штормов и ураганов.

Античность.

Гомер, рассказывая о путешествии древнегреческого героя Одиссея в I веке до н. э., даёт описание гавани и крепости, напоминающее Балаклавскую гавань и город, названный Гомером «высокий город» Ламос, город Великанов лестригонов, которые защищались от непрошеных гостей, бросая со скал огромные камни-Валуны, пытаясь потопить корабли Одессея. (Одиссея, X, 80-132). Многие исследователи считают, что Гомер описал именно Балаклавскую бухту:

«В гавань прекрасную там мы вошли. Её окружают
Скалы крутые с обеих сторон непрерывной стеною.
Около входа высоко вздымаются друг против друга
Два выбегающих мыса, и узок вход в эту гавань.
<…> никогда не бывало в заливе
Волн ни высоких, ни малых, и ровно блестела поверхность».

Балаклава с древнейших времён была мощной крепостью, созданной самой природой. С трёх сторон Балаклавская бухта закрыта высокими скалами, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. Балаклава испокон века служила надёжной морской крепостью, обладала сильной флотилией и гарнизоном, способным держать оборону города.

В «Истории» Геродот сообщает о том, что в горах Тавриды жили многочисленные воинственные племена тавров, знающих толк в воинском искусстве.

Название «Балаклава» происходит от слова ведического санскрита энергия, сила, военная сила, войско, армия». «Абала» - abala - «слабость». «Балабала» - balabala - «сила и слабость». От корней слов Ведического санскрита (Риг-веды - RV) происходят все современные включая и русский язык. Очевидно, название гавани «Бала+клава» происходит от слов ведического санскрита: «Бала» - военная, «Клап, калпате» - klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава - Военная Крепость.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. - 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и крепости БалаКлава с именем сына скифского царя Скилура (II в. до н. э.) На «борисфенитов» имя Палак - означает «сильны, мощный».

В русском эпосе известны воинственные, палица Перуна — «камень многоценный аки огнь»; в день бога-громовика Перуна — бьются палицами — «дрекольем», клинообразной дубинкой; сказочные герои русских сказок были вооружены богатырской палицей, от па-лиги — пламя, запалить, мечом - ударить. Палица, как знамение карающего божественного орудия, сделалась символом власти и перешла в царский скипетр, жреческий и судейский жезл.

Одно из имён древнегреческого бога Войны было Паллас (Pallas, от пали - πάλη - борьба ), которое также имеет связь со словом санскрита «Бала» - «мощь, военная сила, войско, армия».

Рождение Афины-Палады в военном снаряжении из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. 550 г. до н.э.

Богиню Афину греки называют Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος - «Афина-Дева»), в её честь в Афинах был построен величественный храм Парфенон (448 - 438 г.г. до н. э.).

Второе имя богини — Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ -Афина-Воительница) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны.

Имена Паллас, Палада, Палак, Балаклава происходят из корня ведического санскрита: «Бала» — bala - «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия».

По свидетельству древнегреческого историка Страбона , военную крепость Палакион (Плакия), то есть Балаклаву, основали в 112 - 110 гг. до н. э. скифские цари для борьбы с полководцами понтийского царя Митридата VI Евпатора. Скифская крепость Палакион была основана до прихода греков в эти края.

В музее национального заповедника «Херсонес Таврический» хранится надгробие херсонесита, погибшего у стен военной крепости Палакиона.

Западнее Балаклавской гавани, на высоте Таврос, археолог А. К. Тахтай в 1938 году обнаружил раннее таврское поселение, относящееся к VIII веку до н. э.

Генуэзская колония

В I веке н. э. Плиний Старший в «Естественной истории» при перечислении окрестных городов Херсонеса называет «Symbolum portus » (Естественная история, IV, 86).

Греческий язык относится к Индоевропейской группе языков, основу которых составляет Ведический санскрит Риг-Веды, именно отсюда происходит слово Сима -«siMha» – мощная; Бала - «-bala» - власть, сила. О гавани «СимБолум портус» - «Symbolum portus» – «Мощная сила» или «Сильная власть» порт, Страбон пишет: «гавани с узким входом, где тавры обычно собирали свои разбойничьи банды, нападая на тех, кто спасался сюда бегством», под названием «Symbolum portus» (Сим+бало Лимин) (География, VII, 4, 2). В греческом языке НЕТ шипящих звуков «ч», «ш», «щ» и др., поэтому можно предположить, что более позднее название крепости – это «Чим-бала» - «cimbala» - с тем же значением - «Мощная сила».

Удобная в военном и оборонительном значении морская гавань Чимбала (или Палакион), ныне Балаклава, была надёжным местом для поселения, кроме того, здесь в тихой, спокойной воде гавани водилось много рыбы. Племена тавров и скифов жили в поселениях на берегах Балаклавской бухты вплоть до нашествия римлян.

В Михайловской балке на Северной стороне в Севастополе, найдены остатки святилища фракийских (скифских) богов.

Римская военная крепость.

В I веке н. э. (63-66 годы) римские легионеры под командованием Плавтия Сильвана, легата провинции Нижняя Мёзия , разгромили тавро-скифское войско, осаждавшее греческий город-полис Херсонес. Для усиления своего влияния в Херсонесе, римский гарнизон построил военный лагерь крепость Харакс на мысе Ай-Тодор в гавани «Symbolum portus», то есть в гавани Балаклавы. О римской крепости Харакс упоминает древнегреческий учёный Птолемей Клавдий, живший около 87-165 г.г.

Судя по архитектурным деталям ионических колонн, капитель, Храм Юпитера Долихена реконструировали в 139 - 161 гг. н. э., во время правления Антонина Пия и Марка Аврелия, храм существовал до 223 года н. э.

В святилище Юпитера Долихена найдены медные и серебряные античные греческие, херсонесские, боспорские и римские монеты, культовые терракотовые статуэтки богини Коры-Персефоны и сатира, светильники, фрагменты амфор, и другой столовой и кухонной керамики.

В Балаклавском святилище Юпитера Долихена обнаружены статуя Геркулеса и фрагменты изображений орла, быка, Луны, Минервы, Геракла, Митры и несколько священных алтарей, для жертвоприношений Вулкану и Геркулесу.

На постаменте статуи Геркулеса имеется надпись на латинском языке: «Геркулесу посвящено. За здравие императора Антонина Августа и Марка Аврелия Цезаря Антоний Валенс, военный трибун I Италийского легиона (поставил) с помощью Новия Ульпиана центуриона, того же легиона, т. е. I Италийского».

Археологические находки Херсонеса Таврического доказывают факты римского военного присутствия на территории союзного греческого города в Крыму.
Во время проведения раскопок 1992-1999 годов, археологи обнаружили надгробный памятник римского кавалериста, золотую монету с изображением императора Нерона (I в. н. э.), каменные укрепления римской военной базы I Италийского Легиона, и святилище Юпитера Долихена.

В Кадыковке на северной окраине Балаклавы и на Казацкой высоте Гераклейского полуострова открыты неизвестные ранее археологические памятники, свидетельствующие о пребывании римских войск.

Археологи обнаружили фрагменты кухонной посуды, краснолаковые греческие амфоры II -III вв. н. э., светильники, обломки римской черепицы с клеймами, кованые железные гвозди. Неожиданной находкой археологов был клад из 57 римских серебряных динариев, за 30 лет раскопок была собрана древняя нумизматическая коллекция римских монет, относящихся к периоду прибывания в крепости римлян — с 193 до 223 года нашей эры.

В верховьях Казачьей бухты на Гераклейском полуострове, найден фрагмент застройки II -III вв. н. э. с одиннадцатью клеймами XI Клавдиева легиона на черепицах с городища в селе Заветное.

В 240-х годах н. э. Римские легионеры покинули крепость Харакс в гавани «Symbolum portus». Греческое поселение оставалось в Херсонесе до 370-х годов, город Чимбало (Палакион) был разрушен под натиском нашествия кочевников гуннов.

В 700-х годах греки вновь заселяют берега Балаклавской гавани, возникает посёлок с тем же названием «Симбало» -Чимбало или «Ямболи». В 702 году в крепости «Симбало» скрывался, бежавший из Херсонеса, византийский император Юстиниан II.

Османская империя

Хаджи Герай, родившийся в 1397 году в Тракае, столице Великого княжества Литовского, где проживали татары, бежавшие в Литву во время смуты в Золотой Орде.

При поддержке великого князя литовского Витовта, в 1428 году 16-тысячное войско Хаджи Герая захватило Крымский улус. Хаджи Герай занял Старый Крым, ему подчинились крымские мурзы из рода Ширин и «еврейская крепость» (cufut - еврей, qale - крепость, от корня ведического санскрита «kḷp» - «Клап, калпате» - klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость», например в слове БалаКлава) .

В 1475 году турецкая Османская империя захватила итальянские владения в Тавриде, греческие генуэзские колонии на побережье и христианское , укрепившееся в горах Тавриды. Османская империя принудила третьего крымского хана Менгли Гирея признать себя вассалом турецкого султана , и зависимость от Турции, крымские татары обязаны были отправлять 100 тысяч человек в турецкое войско, воевавшего с Россией и Польшей.

Русский купец и путешественник Афанасий Никитин побывал в Балаклаве за три года до захвата крепости Чембало турками . В своих путевых заметках Афанасий Никитин отметил в 15 веке , что татары называют Балаклаву на свой манер «Балыкълава», найдя в своём словаре слово: «балык» - «рыба», созвучное древнейшему названию античной крепости тавров (Tursi, греч. *Ταυρο-ρως = ) Балаклава, существовавшей за 1500 лет до прихода турок и татар в Таврию (Крым).

Российская империя.

В 1624 году 10 000 запорожских черкасов и 2-3 тысячи донских казаков ходили походом в Крым, захватили Балаклаву и Кафу (Феодосия)

23 июня 1773 года во время первой Русско-турецкой войны близ Балаклавы произошёл 6-часовой морской бой, в котором турецкая эскадра из четырёх кораблей была побеждена двумя русскими кораблями «Корон» и «Таганрог» - это была первая победа российского флота на Чёрном море.

По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Крымское ханство обрело независимость от Османской империи под протекторатом России. С 1774 года начался процесс присоединения к Российской империи территории Северного Причерноморья (Новороссии), завершённый в 1812 году, после присоединения к России Бессараби.

Турецкие войска покинули Балаклаву 1774 г и вошли русские казаки. Балаклавская бухта вновь стала военной крепостью, и местом дислокации русского флота в Крыму .

По приказу Императрицы Екатерина II в Балаклаве был размещён Греческий батальон Балаклавы, призванный охранять южное побережье Крыма. Вблизи Балаклавы греческому войску были выделены земли в пожизненное пользование.

Совершила своё первое путешествие в Крым и Новороссию. Известно, что в Балаклаве российскую Императрицу встречало «амазонское войско» под командованием Елены Ивановны Сарандовой, жены капитана Греческого батальона.

Балаклава - живописный уголок в нескольких км к югу от центра Севастополя. Даже если свой отпуск вы планируете провести в другом районе главного портового города Крыма, сюда обязательно стоит приехать хотя бы на пару часов. Балаклава - симпатичный курорт, популярный среди туристов летом - в его округе находится множество живописных пляжей, куда можно добраться на катере. Насладившись морем и солнцем, можно уделить немного времени богатой истории этих мест - подняться к генуэзской крепости и спуститься в штольни бывшей секретной военно-морской базы. В завершении знакомства с городком рекомендуем заглянуть в один из местных ресторанчиков и отведать блюда из свежайшей рыбы и морепродуктов.

Название города имеет две версии происхождения: с турецкого «рыбный мешок», а с крымско-татарского - «рыбная погода». Кроме того, «балаклавой» называют шапку-шлем, которые в массовом порядке скупаются туристами как сувенир.

Украшение города - Балаклавская бухта, расположенная меж высоких гор. Узким извилистым проливом в 1,5 км она соединяется с морем, а поскольку при входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, со стороны открытого моря гавань вообще не заметна. Здесь во времена Крымской войны была построена красивейшая набережная, носившая изначально название Английской, а сегодня - набережной им. Назукина, в честь героя гражданской войны.

Как добраться до Балаклавы

Балаклава - один из самых удаленных от центра районов Севастополя , поэтому дорога сюда приравнивается к поездке в пригород. Помимо самого Города-героя, попасть в знаменитую бухту можно из Симферополя , а также ряда других крымских городов, но уже с пересадкой.

Прямых рейсов Севастополь - Балаклава всего 4, автобусы отправляются с автовокзала, расположенного в центре города, на месте будете уже через 30-40 минут. В летние месяцы это направление пользуется особой популярностью, поэтому шанс уехать невелик. К счастью, есть другой способ, правда, придется сделать пересадку, за счет чего дорога займет больше времени.

Проезд в автобусах и маршрутках Севастополя стоит 15 RUB (при оплате единой городской картой).Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Сначала нужно добраться до остановки «5-й км Балаклавского шоссе». Из центра города сюда идет много автобусов - №№ 14, 20а, 12, 120, 2а и другие. Они отходят от ж/д вокзала, автостанции и пл. Нахимова. Далее нужно пересесть на маршрутное такси № 9. Остановка находится чуть в стороне от той, на которую прибывают автобусы из Севастополя. Рейсов до Балаклавы много, так что долго ждать не придется. Нужная вам остановка, «Пл. 1-го Мая», находится неподалеку от Балаклавской бухты. Как добраться до Севастополя читайте .

Балаклаву связывает прямое автобусное сообщение с Симферополем. Транспорт с автостанции «Аэропорт» отправляется ежедневно, правда, рейсов немного. Летом спрос на билеты увеличивается, поэтому вводятся дополнительные рейсы. Билеты обойдутся в 230 RUB, в пути придется провести около 2 часов. Как добраться до Симферополя читайте .

Поиск авиабилетов в город Севастополь (ближайший а/п к Балаклаве)

Транспорт

Балаклава - сравнительно небольшой район, общественный транспорт нужен лишь для того, чтобы попасть в центр или одно из близлежащих сел. Сам городок можно обойти пешком за несколько часов. С туристической точки зрения интерес представляет автобус № 126 перевозчика ООО «Рубин», связывающий Балаклаву с Инкерманом , где находится одноименный завод марочных вин . На 119-м маршруте можно доехать до пляжей в бухтах Омега и Камышовая.

Чтобы добраться до других достопримечательностей Севастополя , нужно сначала попасть на остановку «5-й км Балаклавского шоссе», откуда отправляются автобусы в большинство районов и пригородов.

В летние месяцы особое значение приобретает морской транспорт - он связывает город с множеством живописных пляжей. Доехать до них по суше не так-то просто - путь пролегает через горы. Согласитесь, 20-минутная прогулка на катере гораздо приятнее часового восхождения под солнцепеком. Сегодня городские катера курсируют между причалом в Балаклавской бухте и пляжами «Васили», «Яшмовый», «Серебряный» и «Золотой». В зависимости от удаленности билет в одну сторону обойдется в 150-250 RUB.

Добраться до пляжей можно и на частных яликах - небольших моторных лодочках. Проезд стоит примерно столько же, но отправляются они чаще. К тому же, официальный транспорт перестает ходить довольно рано, и тогда ялик становится единственным способом вернуться в бухту.

Аренда авто

Пляжи Балаклавы

Живописные пляжи - одна из главных достопримечательностей, из года в год привлекающая в эту бухту тысячи туристов. В ее окрестностях мест для купания, наверное, больше чем во всем Севастополе. Более того, они считаются лучшими в городе.

В пешей доступности от Центральной набережной находятся 3 пляжа, путь к остальным пролегает через море или горы.

Самый близкий, но далеко не самый интересный, «Городской» пляж находится в центре, неподалеку от остановки «Пл. 1-го Мая». Из инфраструктуры - скамейки и навесы от солнца, проката инвентаря нет. Отдыхающие располагаются на полотенцах, прямо на бетонном покрытии. К воде ведут каменные ступени, что не очень удобно для купания малышей.

В 4 км от центра находятся еще 2 пляжа, до которых легко добраться пешком. «Мраморный» и «Матросский» благоустроены лучше «Городского» - есть прокаты лежаков, зонтов и спасательные вышки. К воде на «Матросском» ведут бетонные платформы, заканчивающиеся отвесной железной лестницей. Песчано-галечный пляж «Мраморный» с пологим спуском вполне подойдет для отдыха с маленькими детьми.

Множество пляжей расположены на берегах по обеим сторонам от входа в Балаклавскую бухту. Самые известные из них - «Золотой» («Дальний») , «Серебряный» («Ближний») , «Васили» (в Васильевой балке) и «Яшмовый». Все они омываются волнами открытого моря и покрыты галькой, поэтому вода здесь всегда чистая и прозрачная, но более прохладная, чем в бухте. Пляжи ухоженные и благоустроенные - кафе, вышки спасателей, пункты проката зонтиков и лежаков.

На «Яшмовом» можно прокатиться на гидроцикле или банане, а любителям подводного плавания лучше отправиться на «Золотой» - там есть представительство дайвинг-клуба. Погружения производятся и в других частях побережья - подводный мир в этих местах очень интересен, а благодаря кристально чистой воде его можно рассмотреть в мельчайших подробностях.

Лечение в Балаклаве

Балаклава привлекает не только приверженцев пляжного отдыха, но и тех, кто заботится о своем здоровье. И это не удивительно, ведь сухой и мягкий климат этих мест уже сам по себе считается лечебным, а воздух, насыщенный морскими солями и йодом, оказывает оздоровительное действие на весь организм. Бухта со всех сторон окружена скалами. Пешая прогулка по холмистой местности укрепит опорно-двигательную и сердечно-сосудистую системы.

Отдых в этом районе особенно полезен людям с заболеваниями дыхательных путей. Кроме того, сюда стоит приехать с детьми, если те часто подхватывают всевозможные вирусы и инфекции - морской климат поможет укрепить иммунитет.

Есть в Балаклаве и санатории-профилактории, предлагающие своим гостям целый комплекс лечебных процедур. В них оборудованы спортивные залы, площадки, бассейны и теннисные корты. Из оздоровительных услуг - сауна, массаж и лечебная физкультура.

Карты Балаклавы

Дайвинг в Балаклаве

В Балаклаве есть все для любителей дайвинга - богатый подводный мир, чистая прозрачная вода, красивые скалы и интересные объекты. В окрестностях бухты большой выбор мест погружения - мыс Айя, пляжи «Батилиман», «Фиолент», «Золотой» и др.

Делать выбор в пользу того или иного района погружения стоит исходя из того, что вы хотите увидеть.

А посмотреть в глубинах близ Балаклавы есть на что - складывающиеся из обломков скал морские пейзажи и бурлящая подводная жизнь - водоросли и актинии, стайки разноцветных рыбок, несколько разновидностей крабов. Еще одна особенность подводного рельефа - многочисленные расщелины, пещеры и гроты. Рэк-дайверы тоже останутся довольны - итальянские, французские, русские и немецкие суда времен Крымской и Второй мировой войн, а также фрагменты древней керамики и другие объекты щедро рассыпаны по морскому дну.

Заняться дайвингом в Балаклаве может любой желающий - большинство клубов предлагают специальные пробные погружения с инструктором для новичков. Обучение не требуется, проводится инструктаж. Все удовольствие, вместе с прокатом оборудования, обойдется в 2650-3500 RUB. Для сертифицированных опытных дайверов выбор районов погружения больше, а цена меньше - от 1200 RUB. В нее входят услуги гида и снаряжение - баллон и грузовой пояс.

Гостиницы Балаклавы

Ввиду особой популярности курорта среди туристов, в маленькой Балаклаве выбор вариантов размещения довольно велик - отели, гостевые дома и апартаменты. С бюджетным жильем дела, правда, обстоят не очень хорошо. Хостел здесь всего один, и тот на 3 общих номера. Зато оборудованы они вполне прилично - спутниковое телевидение, кондиционеры и бесплатный Wi-Fi. Да и местоположение удачное - всего в 5 минутах ходьбы от Центральной набережной. Кровать в общем номере обойдется в 700 RUB за ночь.

Большинство отелей сосредоточены в центре, но есть варианты и на окраинах. Впрочем, это отнюдь не значит, что на проживании получится сильно сэкономить. Цены за номер в трехзвездочной гостинице на берегу - от 2500 RUB.

В центральном районе много гостиниц среднего класса. Сутки в номере эконом-класса стоят от 1200 RUB с человека, двухместный - раза в 2 дороже. Впрочем, рядом можно найти и отели без категории, но с довольно высокой стоимостью размещения - от 4000 RUB за ночь.

Что привезти

Сувенирные магазинчики и лавки в Балаклаве долго искать не придется. Большинство из них сосредоточены на набережной Назукина. Одним из главных символов города считаются одноименные шапки.

Своим названием они обязаны теплолюбивым английским солдатам, носившим их во времена Крымской войны для защиты от сильных морозов.

Другие традиционные балаклавские сувениры - эфирные масла и чаи, приготовленные из местных целебных трав. Также среди туристов популярны изделия из дерева и керамики - кухонная утварь, украшения и магниты. Поскольку этот район славится красивыми горными и морскими пейзажами, их здесь можно найти в любых ипостасях - на магнитах и тарелках, сумках, футболках и полотенцах, фотографиях и холстах.

В Балаклаве находится один из двух фирменных магазинов вин Инкермана, поэтому в качестве сувенира отсюда частенько привозят бутылочку «Легенды Инкермана» или «Крымской Ривьеры». Неподалеку от него - магазин завода шампанских вин «Золотая Балка».

Разброс цен на сувениры довольно большой - от 100 RUB за магнит или брелок до нескольких тысяч за картину маслом. Что касается шоппинга, то за ним в Балаклаву ехать точно не стоит - каких-либо крупных ТЦ и брендовых бутиков здесь нет.

Кафе и рестораны Балаклавы

Несмотря на миниатюрность Балаклавы, на ее улицах есть множество кафе, баров и ресторанов. Еще в 19 веке эти места славились гостеприимством и изысканной кухней. К слову сказать, большинство ресторанов современной Балаклавы сосредоточены на набережной Назукина, в сохранившихся с тех времен зданиях.

Визитной карточкой ресторанов считаются блюда из морепродуктов. Рыбное меню вы найдете почти в каждом заведении, причем готовят горячее и закуски в большинстве своем из свежайшей, недавно пойманной рыбы. Тем, кто хочет попробовать все разнообразие местной кухни, стоит посетить один из ресторанчиков на Центральной набережной. Цены, правда, могут кусаться - средний чек порой доходит до 3000 RUB.

Желающим сэкономить лучше отправиться в кафе, причем, подальше от центра. Там можно найти довольно неплохую кухню и позавтракать за 300-400 RUB, а в столовых - и того меньше. Золотая середина - кафе и бары с разнообразным и вкусным рыбным меню, но довольно простым интерьером. Средний чек в них - от 1000 RUB. Для тех, кто предпочитает итальянскую или японскую кухни, в Балаклаве есть пиццерия и суши-бар.

Развлечения и достопримечательности Балаклавы

Несмотря на то, что Балаклава приобрела славу курорта еще в 19 веке, для наших современников она была недоступна вплоть до распада СССР. В середине 20 века советские власти разместили здесь подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок. Объект был секретный, а вместе с ним засекретили и Балаклаву.

Сегодня базу сменил Военно-морской музейный комплекс - одна из главных исторических достопримечательностей города. Его экспозиция находится там же, в недрах горы Таврос. Гостям предлагается посетить пешеходную экскурсию или отправиться в путешествие по судоходному каналу на катере.

Военно-морская база в бухте была секретной, а вместе с ней засекретили и Балаклаву.

Впрочем, секретный завод относится к сравнительно недавней истории, а ведь в Балаклаве сохранились памятники гораздо более ранних событий. Один из них - руины Генуэзской крепости Чембало , некогда гордой и неприступной. Сегодня от былого величия остались несколько полуразрушенных башен и фрагменты крепостных стен.

Чембало стоит на горе Крепостная, и путь к ней нельзя назвать легким. Однако, это стоит того - древние камни хранят в себе память о прошлых сражениях, а на крутом обрыве, некогда надежно защищавшем генуэзцев от врагов, буквально дух захватывает. К тому же, оттуда открывается чудесный вид на горы и Балаклавскую бухту.

Чуть поодаль от набережной, на ул. Рубцова, находится старейший в крыму православный храм - церковь Двенадцати Апостолов . Она была построена еще в середине 14 века генуэзцами. Здание претерпело несколько перестроек и реконструкций, до наших дней дошел облик, который оно приобрело в 18 веке. Туристов привлекает архитектура церкви, а также ее главные святыни - мощи св. блаженного Василия и св. преподобного Сергия Радонежского.

Неподалеку от бухты, близ м. Фиолент, есть еще одна религиозная достопримечательноcть - Свято-Георгиевский монастырь . Согласно преданиям он был основан еще в 9 веке. Монастырь знаменит длинной лестницей в 800 ступеней, ведущей к живописному «Яшмовому» пляжу.

Курортный сезон начинается в мае и длится до середины сентября. Лето в Балаклаве жаркое и сухое, осадки выпадают редко, но очень обильно. Отдыхать лучше всего в конце августа - начале сентября. К этому времени температура воздуха падает до комфортной, а вода остается теплой.

Б алаклава. Название маленького городка в 15 км. от Севастополя известно практически во всем мире. Ведь именно на этой земле рождались завораживающие легенды, шли кровавые военные сражения и случались самые красивые романтические истории.

Тихая бухта, окруженная горами и ближайшее соседство с морем привлекло тавров — древних жителей Балаклавы еще в VIII вв. до н. э. Именно с ними и их домом связан миф Гомера об Одиссее, где одним из мест, посещенных главным героем, является именно Балаклавская бухта.

История Балаклавы поистине удивительна. Начиная с VI века до н.э на нее претендовали практически все правившие в то время империи. Греческий, римский, византийский, турецкий периоды сменялись один за другим в жизни этой живописной бухты. Она терпела разрушения, а затем процветала, ее осаждали и снова освобождали, засекретили как военную базу и в итоге — сейчас это первоклассное туристическое место, со своей уникальной историей и достопримечательностями прежних эпох.

Сейчас Балаклава — это район Севастополя, входящая в состав Севастопольских бухт. Бухта удивительно напоминает европейский портовый город. Возможно, кристально белыми яхтами, и расположенными вдоль пирса разноуровневыми рыбными ресторанчиками, мягкой атмосферой и доброжелательными лицами туристов. Для ознакомительной прогулки можно взять экскурсию на маленькой яхте по заливу.


…Не везде в Балаклаве «очень кристально белые яхты», но многие очень красивые и веселые. Фото: travel-hystory.com

Экскурсоводы знают этот городок как самих себя и с искренним удовольствием ответят на все возникающие вопросы путешественников. После их слов такая загадочная Балаклава становится новым ярким открытием, ведь каждое здание или оставшиеся от него руины, возвышающие над уровнем моря, наполнены событиями многовековой давности, у каждого своя драма или счастливая история.

Интересным для посещения будет Военно-морской музей.


Военно-морской музей Балаклава, Фото: static.panoramio.com

Строительство комплекса началось в 1957 году и относилось к секретному государственному уровню. Проект представлял собой подводную гавань для укрытия и ремонта подводных лодок. Строение было оборудовано складами для хранения продовольственных продуктов, топливными хранилищами, тайниками для военного снаряжения и боевых снарядов.


Музей подводных лодок в Балаклаве Фото: krym4you.com
Комплекс представляет собой сооружение колоссальных размеров и скрывается под 120-метровой толщиной горных пород и таким образом рассчитан на устойчивость к попаданию атомной бомбы.

В скрытых от окружающего мира штольнях работали почти 1000 человек. По своему назначению сооружение использовали почти 30 лет, а сейчас это музейный комплекс, готовый принять всех желающих.

Балаклава — город военной славы и на всей его территории расположены памятники и стелы воинам и морякам — героям, державшим оборону Севастополя, воевавших в Балаклавском сражении и отважно пожертвовавших своими жизнями для спасения многих людей.


Балаклава. Стела посвящённая мужеству и стойкости советских подводников, фото: Sergey Nikitin

С восточной стороны бухты, на вершине мыса расположена генуэзская крепость, именуемая Чембало. Первые упоминание о создании именно этих крепостных укреплений обнаружены в 1343 году. На протяжении веков, крепость захватывали, поджигали и разрушали бесчисленное количество раз, но с таким же рвением происходило ее восстановление и строительство более мощных ее элементов. В настоящее время от генуэзской крепости остались руины, но именно в них заложено столько эпохальных событий и местные старожилы и экскурсоводы с удовольствием расскажут подробно о всех исторических секретах.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вхождение Крыма в состав России в мире оценивается неоднозначно. Во многих западных государствах это событие рассматривается как акт оккупации Россией полуострова Крым. Игнорируется воля большинства крымчан, проголосовавших на референдуме за воссоединение с Россией.

В современном мире присоединение Крыма к России - самый актуальный вопрос. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России, в соответствии с которым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты— Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Владимир Познер в своем интервью сказал, что «никакого экономического интереса Крым не представляет. Дело в городе Севастополе, где расположен российский Черноморский флот. Вот что имеет большое значение». По мнению специалистов, Черноморский флот не может тягаться по мощи с Тихоокеанским, а уж тем более с Северным. Но в историческом плане существование российского флота на Черном море, по словам доктора исторических наук Андрея Союстова, себя полностью оправдывает и будет оправдывать.

"Во-первых, это средство, которое могло позволить державе прибрать к рукам черноморские проливы и - вековечная мечта - выбраться в Средиземное море из бутылки черноморского бассейна. Второе - это всегда та сила, что препятствует неприятелю добраться до наших южных границ кратчайшим путем, по морю» . Автор данной работы целиком и полностью согласен с мнением тех ученых и публицистов, которые считают, что Крым был и является стратегической базой России в Причерноморье. В Крыму находятся немало таких объектов, которые могут усилить обороноспособность нашего государства. Одним из таких объектов является Балаклава.

Летом 2014 г. мы посетили ряд мест на Крымском полуострове. Экскурсии произвели на меня огромное впечатление. Особенно поразил город Балаклава, а именно секретный объект 825, историю которого я постарался отобразить в данной работе.

После распределения кораблей и баз Черноморского флота, Балаклава вместе с заводом досталась Украине. Но сегодня наша страна получила весь Крым, а значит, и Балаклаву в состав Российской Федерации.

Научное исследование мы посвящаем «Объекту 825 ГТС». Поскольку многие архивные документы до сих пор засекречены, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Кроме того, летом мы с семьей съездили в Крым, чтобы посетить Балаклаву и на месте узнать некоторые подробности.

Цель работы : определить место секретного «Объекта 825 ГТС» в историческом и современном аспектах.

В соответствии с целью работы мы определили задачи исследования:

    Проследить историю селения Балаклава с древности до наших дней.

    Исследовать историю секретного объекта Балаклавы с 1953 по 2014 годы.

    Сопоставить полученные данные с результатами практических наблюдений.

    Охарактеризовать современное состояние и перспективы развития балаклавского объекта.

Перспективы исследования.

В процессе проведения исследования нами были изучены документальные материалы, обобщены и систематизированы сведения по личным наблюдениям, анализу документальной литературе, Интернет-ресурсам, СМИ.

Материал работы можно использовать в качестве дополнения на уроках истории, обществознания, географии.

Глава 1. Из истории местечка Балаклава

Балаклавская бухта - уникальное творение природы. Узкой лентой вдается она в глубину суши, отделяясь от моря узким входом. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов. Поэтому со стороны открытого моря гавань не видна. За право обладать удобной Балаклавской гаванью непрерывно боролись азиатские и европейские народы

Первый исторический народ Крыма, оставивший следы своего пребывания на древней земле Балаклавы именуется таврами. Античные писатели характеризуют тавров как дикий народ, приносящий человеческие жертвы.С Балаклавой связан один из знаменитых мифов древней Греции - о посещении Одиссея страны лестригонов (так называл тавров Гомер).

Первое историческое упоминание о Балаклаве датируется 1 веком н.э. Плинием Старшим. Путешествуя по Тавриде (одно из первых названий Крыма, просуществовавшее до средневековья), описывает Балаклаву как рыбацкий поселок и местом сбора пиратов[ 6, 21].

В конце 1-го века нашей эры, римское войско под предводительством ПлавтияСильвана победило Тавро- скифов под Херсонесом. После победы римляне возводят в Балаклаве храм Юпитеру и называют город Сюмболон.

В 145 году н.э. император Антонин Пий помогает правителям Херсонеса в сражениях с остатками Тавров и скифов, последние были отброшены в северную и восточную часть Крыма. В это время в Балаклаве усиливается крепость и упрочняется римское господство. Все важные должности занимают римляне, греки занимаются в основном торговлей. Римляне живут в Балаклаве до 240 года, в этом году они покидают территорию Таврии и передают город грекам.

В 1204 г. пала Византия и генуэзцы захватили торговые пути в Крым. В Балаклаве начинают строить крепость и защитные сооружения для охраны торговых судов, крепость носит стратегическое назначение, является ключом к столице, Херсонесу. В Балаклавской бухте постоянно несут дежурство военные корабли, готовые в любой момент отбить вражеское нападение.

В 1475 г. город, после долгой осады, пал под натиском Османской империи, летописцы приписывают к этому периоду появление первого упоминания названия Баликайя. И на долгие годы Османская империя закрепилась там.

В 1624 г. Балаклаву захватили казаки, город был частично разграблен, греческие поселения в городе практически не пострадали, Османские были разграблены и сожжены. Крепость и город казаки долго не удерживали, после разграбления вернулись с награбленным в свою столицу, на остров Хортицу.

В 1773 году 23 июня турецкие корабли были атакованы возле Балаклавы 2-мя русскими кораблями "Корона" и "Таганрог", и после 6 часов сражения турецкие корабли полностью разгромленные - отступили. Это была первая Русско-Турецкая Война и первая морская победа на Черном море, выигранная в меньшинстве она принесла большую славу Русскому морском флоту. После сражения Балаклава стала первым в истории портом Российского флота на территории Крыма.

В 1787 г. Балаклаву посетила Императрица Екатерина II, она писала, что Балаклава это ключ к Крыму и распорядилась обустроить военные укрепления.

В 1854 г., в октябре, в Балаклаву вошла эскадра Английского морского флота, после ожесточенного сопротивления часть оборонявшихся сдалась, часть, сумев выбраться из окружения, добралась до места базирования русской армии в Ялте. Те, кто сдался на милость победителей, были или убиты или занимались черновыми работами по восстановлению или обустройству города.

В 1855г. возле Балаклавы состоялось кровавое сражение, хотя русские войска не одержали в нем победы, боевой дух англичан был подавлен, с огромными потерями англичане удержали Балаклаву, а место сражения назвали "Долина смерти".

В период 1-й мировой войны Балаклава была оккупирована Германией, потом перешла под интервенцию Франции и в двадцатые годы перешла под власть большевиков. Население города было не большое, с началом первой мировой войны около 400 человек. Город практически опустел.

В 1931 году было построено первое водолазное училище в СССР, город снова как феникс возрождался.

Во время второй обороны Севастополя в годы Великой Отечественной войны Балаклава с ее удобной гаванью оказывается столь же привлекательной для немцев, как и для англичан в 1854 г. На ее захват немцы бросили 72-ю пехотную дивизию, поддержанную танками. Первый удар врага принял на себя батальон НКВД, прорвавшийся к городу 4 ноября 1941, а также бойцы 514-го стрелкового полка Приморской армии и морские пехотинцы. Понеся большие потери, защитники Балаклавы были вынуждены отступить в район Генуэзской крепости. Крепость Чембало вновь, как и в древности становится последним оборонительным рубежом Балаклавы. Защитники Генуэзской крепости, заняв 20 ноября оборону, за несколько месяцев отбили до 70-ти штурмов фашистов, не потеряв ни одного человека. Оборона Балаклавы длилась с 4 ноября 1941года по 29 июня 1942г. А в 1944 году, 15-16 апреля, советские войска вышли к оборонительным рубежам противника,и уже 18 апреля Балаклава была освобождена.

В 1945 году город посетил английский премьер Уинстон Черчилль, с коротким визитом, почтить память воинам погибшим в "Долине смерти".

После войны жизнь в Балаклаве круто изменилась. В бухте была размещена дивизия подводных лодок, и Балаклава превратилась в одну из секретнейших военных баз в стране. Размещенные в Балаклаве субмарины оснастили в 60-е годы ядерным оружием, а на западном берегу бухты был построен в толще скалы подземный завод по ремонту подводных лодок. В 1953 - 63 гг. в Балаклаве построена под скалой база для подводных лодок, секретное название - «Объект 825 ГТС», одно из монументальных сооружений СССР. Там находились тактические подводные лодки с ядерным вооружением.

В 1957 г. Балаклаву из-за секретности объекта перевели под юрисдикцию г. Севастополь.

В 1990, после распада СССР, Балаклава вошла в состав Украины, секретный бункер был разграблен, корабли РФ, были передислоцированные на другие базы РФ. В марте 1995г. из Балаклавы была выведена последняя российская подводная лодка, а в 2003году ушла в Севастополь подводная лодка «Запорожье», принадлежащая Военно-морским силам Украины

В 2014 году Балаклава вместе с Крымом вошла в состав РФ и получила новый виток своей истории.

Невозможно описать все стороны истории Балаклавы. Для этого мы рекомендуем вам книгу Шавшина Владимира Георгиевича «Балаклава: Исторические очерки». В ней можно узнать более подробно обо всех периодах истории Балаклавы, вплоть до начала 90-х годов ХХ века.

Глава 2. История Балаклавской бухты и объекта 825 ГТС

Балаклава - небольшой городок на побережье Черного моря. Балаклавская бухта - уникальная бухта Чёрного моря, идеально подходящая для организации порта, базирования подводных лодок. Ширина бухты составляет 200-400 метров, а глубина не более 17 метров. Географическая уникальность бухты способствует отсутствию в ней штормов, что является отличным условием для швартовки. Благодаря уникальности входной части бухты — её извилистости она абсолютно незаметна со стороны открытого моря, что является огромной стратегической выгодой(Приложение 1).

Во времена Советского Союза, это было супер засекреченное место - база подводных лодок с уникальным заводом по ремонту подводных лодок, который был выдолбленный в скале Балаклавской бухты. Сейчас Балаклава, это база Черноморского военного флота и город, где сохранилось много интересных исторических памятников.

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы— СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович Сталин утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус— город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь[ 7].

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз— со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. В этом же году было создано специальное строительное управление №528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом. Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты(Приложение 2).

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы .

Глава 3. Описание, внутреннее строение и назначение объекта

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями(Приложение 3).

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра.

Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же батопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, батопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной батопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома(Приложение 4).

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Глава 4. Балаклавский объект в 90-е годы

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом (Приложение 5).

Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривен.

Сегодня о былой подземной мощи напоминает лишь облезлая надпись "Счастливого плавания!", расположенная, вероятно, на месте бывшей казармы. Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными "волчьими ямами" почти на каждом шагу. В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие "кладоискателей", но вполне способные покалечить незадачливого туриста. Единственное, что не угрожает, - это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание. Заброшенный южный батопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход. На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого батопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить (Приложение 4).

Глава 5. Современное состояние секретного объекта

На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла. Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей - "в назидание потомкам". Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2012 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса.

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

Сегодня к осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений из Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, которое прекратило свое существование в 1993 году в результате распада СССР. Модели созданы курсантами и передавались в дар музею училища(Приложение 6).

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины.

В недавнем интервью заместитель Председателя Правительства РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин высказал уверенность о том, что в в Крыму все оборонные объекты будут восстановлены и использованы по назначению. Не известна судьба Балаклавы. Если честно, мне бы хотелось, чтобы этот объект оставили под музей. Пусть будет мир. Не надо войны.

Заключение

Данное исследование мы посвятили секретному «Объекту 825 ГТС», находящемуся в городе Балаклава. Мы проанализировали и проследили историю этого секретного объекта с 1953 по 2016 годы. В целях получения более точной информации я посетил местечко Балаклава и сам секретный объект, изучил доступные документы, зафиксировал особо важные сведения с помощью фотоаппарата и аудиозаписи. Всё это дало возможность охарактеризовать современное состояние объекта и увидеть перспективы его

развития.

Секретный объект в Балаклаве - это уникальная постройка не только в истории нашего государства, но и всего мира.

Все поставленные в работе задачи были в основном выполнены

Была исследована история Балаклавы и ее секретного объекта, охарактеризовано современное состояние объекта и определены перспективы его дальнейшего развития.

Считаем, что данная работа будет интересна не только специалистам, но и обычным людям.

Многие вопросы остались за страницами исследования, однако надеюсь его продолжить в заданном направлении.

Список используемой литературы

    Андреев А.Р., История Крыма.-М., 1997.- 254с.

    Верхотуров Д.Н., Крым. Военная история: От Ивана Грозного до Путина.-М., 2014.-288с

    Военно-энциклопедический словарь.-М., 2012.-506 с.

    Прохоров Д., Храпунов Н., Краткая история Крыма.- Симферополь., 2013.-400с.

    Сухоруков В., Знаете ли вы Крым.- Симферополь., 2013.-324с.

    Черкашин Н.А. Подземная гавань субмарин.Совершенно СЕКРЕТНО №8/147 - 2001г. Статья о знаменитом объекте №825 в Балаклаве.

    Шавшин В.Г., Балаклава: исторические очерки., 2004.- 264 с.

    Эхо Москвы: На Украине могут появиться новые базы Черноморского флота (радиоинформация)

    www.pomnivoinu.ru/home/reports/1259/

    virtual-sevastopol.ru/balaklava-muzei.html

    http://anastgal.livejournal.com/909772.html

    http://fishki.net/30823-7-zabroshennyh-chudes.html

    http://www.viza-yalta.com/country.php

    http://ru.wikipedia.org

    http://www.youtube.c

Приложение 1

Географическое месторасположение Балаклавы (Крым)

Приложение 2

История создания объекта (редкие кадры-фото автора)

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта.

Приложение 3

Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.

Приложение 4

Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.

Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.

505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.

Со стороны бухты— вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы

Выход при необходимости перекрывался батопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.

Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...

Это заброшенный темный коридор, сохранившийся с 50-х гг.

Головная часть торпеды.

Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.

Действующая радиоуправляемая модель противолодочного корабля.

В одном из стендов

Модель современного корабля

Вход в подводную лодку

1-2.Вход в секретный объект. Можно проехпть на катере, но мы пошли пешкоь, чтобы дучше увидеть и прочувствовать.

Торпеда и тележка для перевоза торпед

Туннели, по которым проплывали подлодки.

Карта Балаклавской бухты с военными обозначениями

Торпеды лежат на тележке, которая стоит на специальном вращающемся перекрёстке.

Пульт управления и рабочие готовы к загрузке торпеды

Одна из подводных лодок.

Моряки проверяют: всё ли сделано правильно.

Место, откуда в море ночью выплывали подводные лодки.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх