Военные эксперты: Азербайджан продемонстрировал серьезное усиление своих военно – морских сил. Военно-морская база ВМС Азербайджана

Военно-морским силам Азербайджана исполнилось 15 лет.

Катер проекта 10410. Фото из энциклопедии «Оружие и технологии России»Об авторе: Константин Чуприн - журналист.


Из обретших независимость союзных республик распавшегося СССР – соседей России по Каспию только Азербайджан имел некоторое право на свою долю в кораблях и имуществе Каспийской флотилии советского ВМФ. Это объясняется не только тем, что ее главной базой был Баку, но и определенными историческими предпосылками.

ДВА РОЖДЕНИЯ

В 1918 году практически вся Каспийская флотилия рухнувшей Российской империи перешла под юрисдикцию мусаватистской Азербайджанской республики. В состав ее военно-морских сил вошли мореходные канонерские лодки «Карс» и «Ардаган», посыльные суда «Астрабад» и «Геок-Тепе», гидрографическое судно «Аракс» и портовый буксир «Баилов». Затем англичане передали Азербайджану часть своих боевых кораблей и вспомогательных плавсредств – некогда русских коммерческих судов, вооруженных и соответствующим образом переоборудованных.

Однако офицеры-азербайджанцы – в недавнем прошлом моряки торгового флота – явно тяготились службой. Не лучше относились к ней и оставшиеся на кораблях немногочисленные русские офицеры, а уж о нижних чинах и говорить было нечего. С такими экипажами корабли и вспомогательные суда под флагом с полумесяцем и восьмиконечной звездой практически потеряли боеспособность.

Весной 1920 года азербайджанские ВМС поддержали местных большевиков, при прямой поддержке советской России поднявших восстание против мусаватистов, и были переименованы в Красный флот Советского Азербайджана, который возглавил коммунист инженер Чингиз Ильдрым. Летом 1920-го этот флот вошел в состав Морских сил Каспийского моря (с 1931 года – Каспийская флотилия).

Раздел Краснознаменной Каспийской флотилии бывшего ВМФ СССР между Баку и Москвой состоялся в июле 1992 года, и с этого времени началась новая история национальных военно-морских сил Азербайджана. Нынешняя численность их личного состава – порядка 2500 человек. Показатель, конечно, скромный, если учесть, что вооруженные силы страны насчитывают свыше 70 тыс. военнослужащих (а с военизированными формированиями значительно больше). Но, например, в ВМС Бельгии служит практически столько же моряков.

Система воинских званий азербайджанских военных моряков советско-российская: дянизчи – матрос, баш дянизчи – старший матрос, учюнчжи, икинчжи, биринчжи – соответственно старшины 3-й, 2-й и 1-й статьи, кичик (младший) мичман, мичман, баш (старший) мичман, кичик (младший) лейтенант, лейтенант, баш (старший) лейтенант, капитан-лейтенант, учюнчжи дярячжяли капитан (капитан 3 ранга), икинчжи дярячжяли – капитан 2 ранга, биринчжи дярячжяли – капитан 1 ранга, контр-адмирал, вице-адмирал и адмирал.

В настоящее время ВМС Азербайджана (командующий – вице-адмирал Шахин Султанов) включают бригаду надводных кораблей, состоящую из дивизиона охраны водного района, дивизиона десантных кораблей, дивизиона тральщиков, дивизиона поисково-спасательных судов, дивизиона учебных судов. Есть также отдельные отряды вспомогательных судов (по другим данным, дивизион охраны водного района в настоящее время преобразован в бригаду, а в бригаду надводных кораблей введен дивизион «сторожевых кораблей»).

Практически все корабли и суда базируются в Баку (исторический военно-морской район Баилов). В состав ВМС входят батальон морской пехоты и морской диверсионно-разведывательный центр специального назначения – войсковая часть 641 (отряд боевых пловцов) в районе Зых на окраине Баку. Уместно подчеркнуть, что в становление отряда азербайджанских боевых пловцов, созданного на материально-технической базе морского разведывательного пункта Каспийской флотилии, где также готовился иностранный спецконтингент, внесли большой личный вклад его бывший командир (1969–1983 гг.) капитан 1 ранга в отставке Виталий Пашиц и некоторые другие русские офицеры ВМФ СССР. На вооружении в/ч 641 состоят оставленные Азербайджану сверхмалые подводные лодки (групповые носители боевых пловцов) типа «Тритон-1М» и «Тритон-2», а также индивидуальные подводные средства движения водолазов-разведчиков.

ДОСТАВШИЕСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ И ПОДАРЕННЫЕ

Из доставшихся Азербайджану боевых кораблей Краснознаменной Каспийской флотилии наиболее крупным был 1040-тонный сторожевик «Бакинец» проекта 159А. Однако освоить эксплуатацию этого дизель-газотурбинного противолодочного СКР ВМС Азербайджана не удалось. Об этом наглядно свидетельствует жалкий вид корабля (бортовой номер 404), пришвартованного – во всяком случае, до недавнего времени – к стенке военного судоремонтного завода (бывший СРЗ № 23 ВМФ СССР) в Баку. Впрочем, есть сведения о том, СКР поставлен на капитальный ремонт, в ходе которого с него сняты 400-мм торпедные аппараты и РБУ-6000, а за рубкой установлены два 30-мм автомата АК-230. По азербайджанской национальной классификации (а-ля НАТО), прежний сторожевик отнесен к классу фрегатов (по-азербайджански «фрекат»), хотя это скорее корвет.

Как наиболее современный и боеспособный корабль ВМС Азербайджана, если верить, например, российскому справочнику «Военные флоты мира» (издан в 2005 году), оценивается бывший советский пограничный артиллерийско-противолодочный катер проекта 10410 – впрочем, другие источники никак не подтверждают наличия его у этой страны.

Сомнительную боевую ценность имеет противолодочный катер «Араз» – бывший турецкий АB-34 типа «Тюрк» 1969 года постройки (такие же катера ввиду ненадобности для нужд своих ВМС щедрые турки подарили Казахстану и Грузии).

С ракетного катера проекта 205У (бывший Р-173) азербайджанцы сняли контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет П-15У, и теперь он составляет одну группу сторожевых катеров с довольно слабым артиллерийским вооружением – по паре 30-мм спаренных зенитных автоматов АК-230 на каждом – вместе с двумя катерами проекта 205П (бывшие АК-234 и АК-374). Еще два или три катера проекта 205П входят в состав береговой охраны морских частей пограничных войск Азербайджана. Видимо, ввиду отсутствия противолодочных торпед и специалистов по их применению и обслуживанию с катеров проекта 205П, по сведениям автора, сняты 400-мм торпедные аппараты, хотя азербайджанцы первоначально отнесли данные боевые единицы к классу «торпедо катерляри».

Чтобы пополнить состав корабельных сил, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (КРХ-1), установив на нем две 14,5-мм спаренные зенитно-пулеметные установки 2М7 (он получил бортовой номер Р212) и бывший спасательный катер проекта 368У (бортовой номер Р219). Последний вооружили по мобилизационному варианту, предусмотренному для данного проекта. В результате получился эдакий «малый охотник» со спаренными 25-мм зенитным автоматом 2М3М и зенитно-пулеметной установкой 2М7, а также двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200 – уровень середины 50-х годов прошлого века. Но, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Есть еще в азербайджанском флоте и патрульный катер (бортовой номер 137) хорошо известного «пограничного» проекта 1400М с 12,7-мм спаренной пулеметной установкой «Утес-М» – бывший АК-55.

Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены более или менее отвечающими современным требованиям кораблями – тремя базовыми тральщиками проекта 12650 (бывшие БТ-16, БТ-103, БТ-155) и двумя рейдовыми проекта 1258 (бывшие РТ-136 и РТ-473). По-азербайджански тральщики называются «минатуфан гямиси».

Возможно, по одному тральщику обоих проектов уже выведены из боевого состава флота, и у него остались только два корабля проекта 12650 (бортовые номера М325 и М326) и один проекта 1258 (борт М237). Некоторые же источники утверждают, что у азербайджанцев имеются не два-три, а четыре тральщика проекта 12650, а также один базовый тральщик проекта 1252 (бывший БТ-177), принадлежащий к малой экспериментальной серии искателей мин – первых в мире стеклопластиковых кораблей противоминной обороны.

В группу амфибийных сил флота входят малые десантные корабли («десант гямиси») – три польской постройки (бывший МДК-107 проекта 771А – D-431, борт 309, бывшие МДК-37 и МДК-687 проектов 770Т и 770МА – D-432 и D-433, борта 291 и 380) и два проектов 106 и 106К, известные среди моряков под непочтительным прозвищем «мыльницы». Дурная слава «мыльниц» на Каспии обязана имевшему место в начале 1960-х гг. случае, когда в ходе учений недалеко от Баку внезапно налетевший шквал утопил несколько таких плоскодонных корабликов с мотострелками и танками на борту.

В целом имеющийся в наличии наряд десантных кораблей ВМС Азербайджана может принять на борт 22 танка типа Т-55 или до 800 морских пехотинцев, т.е. их с лихвой хватает на всю азербайджанскую морскую пехоту. Есть также десантный катер проекта 1785 (бывший Д-603), вместимость которого – один танк Т-72 или 20 морпехов.

Для обеспечения морской практики курсантов Военно-морской академии Азербайджана используется учебный корабль («идаряэдичи гямиси») Т-710 проекта 888, построенный для ВМФ СССР в Польше (бывший «Ока»). Т-710 применяется также в качестве корабля управления. Для учебных целей служат и три учебно-разъездных катера проекта УК-3, также польского происхождения.

Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов, из которых можно отметить мелкосидящий танкер проекта 10470, аналогичного типу «Олег Кошевой» (бывший бункеровщик Каспнефтефлота «Свияга»), принятый уже после распада СССР от гражданского флота с присвоением бортового номера А671, малый базовый танкер проекта 1844 (бортовой номер, возможно, Т752), два малых гидрографических судна проектов 871 и 872 (тоже «поляки»), два противопожарных судна (бывшие ПЖС-551 и ПЖС-552) проекта 1893 – еще одно такое судно «Генерал Гамидов» с советских времен имелось в составе морского пожарного отряда МВД Азербайджана, два противопожарных катера проекта 364 (бывшие ПЖК-12 и ПЖК-179), малое кабельное судно (бывшее «Эмба») проекта 1172, построенное в Финляндии (бортовой номер T750) и санитарно-госпитальный катер (с лазаретом на 12 мест) польского проекта СК-620 (бортовой номер 385).

РЕЗЕРВ ПЛЮС «НОВЫЕ ДРУЗЬЯ»

Действующим резервом ВМС Азербайджана является береговая охрана морских пограничных частей страны, организационно включающая бригаду патрульных кораблей. Помимо двух или трех сторожевых катеров («сярхяд катерляри») проекта 205П, доставшихся от бывшей Бакинской отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей КГБ СССР, в ее состав входит списанный Береговой охраной США патрульный катер S-201 постройки 1969 года (бывший «Point Brower» типа «Пойнт» серии «D»). Возможно, американцы подарили Азербайджану еще один «Пойнт» (такой же – «Мерджен» – есть и у Туркменистана). Кроме того, от США получены два-три патрульных катера типа «Силвер Шип 48-футовый» и более мелкие плавсредства.

Недостаток современных пограничных кораблей заставил командование морской пограничной службы Азербайджана принять в состав береговой охраны крупные морские буксиры-снабженцы (водоизмещением порядка 3000 тонн), ранее принадлежавшие Каспнефтефлоту– в какой-то мере это аналоги российских пограничных сторожевых кораблей проекта 745П вдвое меньшего водоизмещения. Речь идет о двух судах польской постройки типа «Вихрь» и «Нефтегаз» (проекты В-92 и В-99) – «S-0» и «S-703». Особенностью этих судов является возможность применения их в качестве вспомогательных десантных транспортов, поскольку они могут использоваться для перевозки войск и боевой техники. Так, на палубе судна типа «Нефтегаз» можно разместить 13 плавающих бронетранспортеров БТР-60/70/80, при этом не исключено десантирование подобной бронетехники сходом в воду с кормы. Во всяком случае, этот прием отрабатывался на учениях во времена существования СССР.

Мобрезервом ВМС следует считать самый крупный на Каспии коммерческий флот Азербайджана. Это более полусотни судов водоизмещением от 1000 брт и более, в том числе ролкеры «Бестекар Кара Караев» и «Бестекар Фикрет Амиров», могущие перевозить войска и военную технику– достаточно отметить, что вместимость каждого ролкера составляет 84 грузовика типа «КамАЗ». Есть также 14 сухогрузов и 40 танкеров. Сюда следует также прибавить суда азербайджанского рыболовного и технического гражданского флота – потенциальные вспомогательные тральщики, патрульно-дозорные корабли, спасатели и т.д.

Очевидным недостатком ВМС Азербайджана является отсутствие у них собственной специализированной авиации – доставшиеся в свое время Баку несколько вертолетов Ка-27ПС (применявшиеся в поисково-спасательном обеспечении действий азербайджанской авиации во время войны в Карабахе) и гидросамолет-амфибия Бе-12 уже исчерпали свой ресурс. Впрочем, для поддержки и воздушного прикрытия флота Азербайджан может задействовать боевые самолеты и вертолеты ВВС (например, штурмовики Су-25, L-39, истребители МиГ-25 и недавно приобретенные МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-24), однако их возможности следует рассматривать как ограниченные, особенно на фоне мощи военной авиации Ирана. Мобилизационным резервом морской авиации являются вертолеты Ми-8, Сикорский S-76, Еврокоптер «Супер Пума» и «Дофэн» гражданской авиакомпании «Азалгеликоптер», которая активно использует их для снабжения каспийских нефтяных платформ. Некоторые пилоты «Азалгеликоптера» имеют опыт боевых действий в Карабахе.

В целом военный флот Азербайджана пока не смог стать серьезным силовым фактором на Каспии, хотя номинально он и превосходит по боевому составу ВМС Казахстана и Туркмении вместе взятые.

Элементом ВМС Азербайджана, достойным особого внимания, является диверсионно-разведывательный центр боевых пловцов (в/ч 641) – особенно с учетом того, что ныне эстафету в подготовке азербайджанского морского спецназа у бывших советских офицеров приняли инструкторы из стран НАТО, в частности, военнослужащие-спецназовцы ВМС США. Так что изрядно напоминающий (издали) флаг ВМФ СССР азербайджанский военно-морской флаг – красный полумесяц с восьмиконечной звездой и голубой якорь на белом фоне над голубой волной по нижней кромке – не должен вводить в заблуждение тех, кто вдруг вообразит, что в Баку ностальгируют по советскому прошлому.

Курс своего флота в Баку выбрали, и лежит он в фарватере США и НАТО. Инициативы России по совместной «военно-морской эксплуатации» Каспия под предлогом противостояния «международному терроризму» Азербайджаном вежливо, но твердо отвергаются. Наоборот, благодаря его сотрудничеству с Западом на Каспии под тем же предлогом уже появились американские военные. Недаром SEAL – американские «морские котики» – уже проводили совместные с ВМС Азербайджана учения на Каспийском море. Тем более что от советского морского спецназа «новым друзьям» достался полигон на острове Вульф в Бакинской бухте?

| Фотогалерея | |



В частности - отразить нападение прибывших на многочисленных ладьях русов, пытавшихся овладеть городом.

С развалом в середине XVIII века персидской империи Надир-шаха, в которую входили и земли Азербайджана, появилось несколько враждовавших друг с другом мелких ханств, в том числе и Бакинское, правителем которого с 1747 по 1768 год был Мирза Мухаммад-хан - человек, не чуждый морскому делу. При нем в Баку была начата постройка судов, причем не только торговых, но и военных.

О древних азербайджанских мореплавателях известно мало. Вряд ли их корабли были шедеврами судостроения, но факт остается фактом: попытки создания собственного военного флота в Азербайджане уходят в глубь веков.

ГЛАВНАЯ БАЗА КАСПИЙСКОЙ ФЛОТИЛИИ

Бакинский военный порт расположился в западной части Бакинской бухты (район Баилов). В 1867 году в Баку из Астрахани была переведена главная база русской Каспийской флотилии. Февральская революция и октябрьский переворот 1917 года разлагающе подействовали и на Каспийскую флотилию - так, по требованию матросской братвы был изгнан командующий контр-адмирал Е. В. Клюпфель.

Революционные матросы поддержали большевистскую Бакинскую коммуну. Затем лихие братишки с такой же легкостью поддержали меньшевистско-эсеровский Центрокаспий (Центральный комитет Каспийской флотилии). После падения Бакинской коммуны, а вслед за ней - недолговечной диктатуры Центрокаспия практически вся Каспийская флотилия бывшей Российской империи перешла под юрисдикцию мусаватистской Азербайджанской республики.

Поначалу, во время оккупации Азербайджана турками, которые в сентябре 1918 года взяли Баку, привезя сюда правительство мусаватистов, у Азербайджана военного флота не было. В ноябре того же года потерпевших поражение в Первой мировой войне турок сменили в Баку англичане - 5-тысячный гарнизон во главе с генералом Томсоном. Англичане передали правительству Азербайджана корабли и суда русской Каспийской флотилии, уведенные было по приказу Центрокаспия в Петровск (ныне Махачкала), но возвращенные в Баку после ухода турок.

В конце августа 1919 года началась эвакуация английских войск из Баку. Завершили свою миссию на театре и действовавшие на Каспии с 1918 года силы английского военного флота (Royal Navy Caspian Flotilla - Каспийская флотилия Королевских ВМС), возглавлявшиеся коммодором Норрисом. ВМС Великобритании передали ВМС Азербайджана часть своих боевых кораблей и вспомогательных плавсредств - судов русского коммерческого флота, захваченных и вооруженных англичанами. В их числе, в частности, оказались вспомогательный крейсер "Пушкин", канонерская лодка "Греция", посыльные суда "Курск" и "Орел" и госпитальное судно "Алесгерье".

В конечном итоге весной 1920 года азербайджанские ВМС в полном составе перешли на сторону большевиков. Возглавил их азербайджанский большевик, инженер, этнический курд Чингиз Ильдрым. После победы большевиков Ильдрым стал народным комиссаром Азербайджанской Советской Социалистической Республики по военным и морским делам и командующим Красным флотом советского Азербайджана - так теперь именовались национальные ВМС.

Летом 1920 года Красный флот советского Азербайджана был объединен с Каспийским военным флотом РСФСР в Морские силы Каспийского моря (с 1931-го - Каспийская флотилия). На этом история собственно национального азербайджанского военного флота прервалась на 72 года.

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Распад СССР коснулся и Каспийской флотилии. Летом 1992 года состоялся раздел ее главных сил, базировавшихся в Баку, между Россией и Азербайджаном. Кроме боевых кораблей и судов практически всех имевшихся у флотилии классов и вспомогательных судов Азербайджан получил в свое распоряжение обустроенную Бакинскую военно-морскую базу с большими запасами боеприпасов и материальных средств, военный судоремонтный завод № 23 и другие элементы флотской инфраструктуры.

Первым кораблем, поднявшим государственный флаг Азербайджана, стал сторожевой корабль "Бакинец". Произошло это 26 июля 1992 года. Эта дата ознаменовала возрождение национальных ВМС Азербайджана. Командующим стал ничем себя особенно не проявивший на этом посту капитан 1-го ранга Рафик Аскеров, а в 1999-м ВМС Азербайджана возглавил выпускник штурманского факультета Каспийского высшего военно-морского краснознаменного училища имени С. М. Кирова, ныне вице-адмирал Шахин Султанов.

В первые годы независимости азербайджанскому руководству, погрязшему во внутренних политических и экономических неурядицах и бесславной войне с Арменией из-за Нагорного Карабаха, было не до национального военного флота и содержания в надлежащем порядке его кораблей. А военные моряки направлялись на сухопутный фронт.

Бакинские умельцы, обнаружив на доставшихся им складах Каспийской флотилии несколько старых 130-мм корабельных артиллерийских установок Б-13, расположили их на железнодорожных платформах и отправили для обстрела армянских позиций с участка железной дороги Евлах - Степанакерт. Корабли ВМС Азербайджана 
привлекались для подавления мятежа сепаратистов на юге страны, где те пытались провозгласить Талышскую Муганскую республику.

В 1994 году по инициативе тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева были прекращены боевые действия в Нагорном Карабахе, что спасло эту страну от национальной катастрофы. Вместе с тем Алиев - талантливый политик и опытный государственный деятель - предпринял энергичные усилия по наведению порядка в вооруженных силах, и именно при нем Азербайджан приступил к планомерному военному строительству.

Примечательно, что в 1997 году Милли меджлис (парламент) Азербайджана утвердил систему военно-морских флагов и вымпелов, в дизайн-концепции которых прослеживается явное влияние советской системы. С эстетической точки зрения бело-голубой с якорем и красным полумесяцем кормовой флаг ВМС Азербайджана можно отнести к числу самых красивых в мире. Для кораблей и судов морских частей пограничных войск сегодня принят флаг также традиционного советского дизайна (зеленое поле с военно-морским флагом в крыже).

С назначением на должность командующего ВМС энергичного Шахина Султанова начался качественно новый этап в их истории. Вице-адмирал Султанов оказался толковым организатором: при нем была восстановлена боеспособность доставшихся Азербайджану кораблей и, кроме того, превращены в боевые единицы некоторые суда вспомогательного назначения.

СИЛЫ, СРЕДСТВА, ЧИСЛЕННОСТЬ

Личный состав ВМС Азербайджана сегодня - порядка 2500-3000 человек. Подготовка офицерских кадров флота и морчастей погранвойск осуществляется в Военно-морской академии Азербайджана (бывшее КВВМКУ имени С. М. Кирова) и военно-учебных заведениях Турции, а мичманов и чавушей (старшин) контрактной службы - в учебном центре ВМС.

Флагман ВМС Азербайджана - построенный в 1967 году 1040-тонный сторожевой корабль "Бакинец" ("СКР-16") проекта 159А, переименованный в G121 "Кусар" (по названию азербайджанского города Кусар, в советское время - Кусары). В ходе длительного ремонта с корабля были сняты два 400-мм пятитрубных противолодочных торпедных аппарата ПТА-40-159 (некоторое время спустя в корме были установлены две торпедные трубы), сохранена пара реактивных бомбометных установок РБУ-6000, а артиллерийское вооружение усилено - в дополнение к двум штатным двухорудийным 76-мм артиллерийским установкам АК-726 азербайджанцы установили на нем пару двуствольных 30-мм зенитных автоматов АК-230.

С ракетного катера Р-173 проекта 205У "Цунами" азербайджанцы сняли контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет П-15У, переименовали его в S-008 и передали в береговую охрану морских частей пограничных войск. Туда же была передана пара артиллерийских катеров проекта 205П "Тарантул" (бывшие АК-234 и АК-374). С катеров проекта 205П сняты 400-мм противолодочные торпедные аппараты.

Чтобы пополнить состав боевых корабельных сил, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (бывший КРХ-1), установив на нем две 14,5-мм спаренные зенитно-пулеметные установки 2М7 (он получил бортовой номер Р212), и бывший спасательный катер проекта 368У (бортовой номер Р219). Последний вооружили более серьезно: спаренными 25-мм зенитным автоматом 2М3М и 14,5-мм зенитно-пулеметной установкой 2М7, а также двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200. Получился своеобразный малый охотник уровня 50-х годов.

Зенитно-пулеметные "спарки" 2М7 получили и три бывших учебно-тренировочных катера Каспийской флотилии польского проекта УК-3 - теперь они также относятся к классу сторожевых и носят бортовые номера Р213, Р214 и Р215. Имеются и два сторожевых катера Р217 и Р218 проекта 722 польской постройки (бывшие советские посыльные катера, после приема в состав ВМС Азербайджана также вооруженные каждый установкой 2М7).

Есть еще в азербайджанском флоте и патрульный катер Р222 хорошо известного во многих странах мира советского проекта 1400М "Гриф" с 12,7-мм спаренной пулеметной установкой "Утес-М".

Единственным дальнезарубежным приобретением азербайджанских ВМС стал старый, 1949 года постройки противолодочный катер Р223 "Араз" - бывший турецкий АB-34 типа "Тюрк".

Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены более или менее отвечающими современным требованиям кораблями: тремя базовыми тральщиками проекта 12650 "Яхонт" (М325, М326 и М327) и двумя рейдовыми проекта 1258 "Корунд" (М237 и М328).

В группу амфибийных сил флота входят малые десантные корабли - четыре польской постройки (проекта 771А - D433, проектов 770МА и 770Т - D431, D432 и D434) и два проекта 106К (D435 и D436). Есть также десантный катер D437 проекта 1785.

Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов, из которых можно отметить судно обеспечения глубоководных водолазных работ А671 (бывшее "Свияга") проекта 10470, рейдовый танкер Т752 проекта 1844, два малых гидрографических судна проектов 871 (бортовой номер Н561) и 872 (оба польской постройки), два противопожарных судна (бывшие ПЖС-551 и ПЖС-552) проекта 1893, два противопожарных катера А643 и А644 проекта 364, малое кабельное судно T750 (бывшее "Эмба") финского проекта 1172, водолазные катера проекта 1896 (А641) и проекта 1415 (А648), санитарно-госпитальный катер А649 польского проекта СК-620, рейдовые буксиры проекта 737 (Т757) и проекта 9.8057 (постройки ГДР - Т758) и т. д. Имеется также 106-метровый несамоходный ремонтный плавучий док.

ПЛОВЦЫ, ПОДЛОДКИ, САМОЛЕТЫ

Практически все корабли и суда базируются в Баку (исторический военно-морской район Баилов). В состав ВМС также входят батальон морской пехоты и морской диверсионно-разведывательный центр спецназначения - войсковая часть 641 (отряд боевых пловцов), дислоцирующаяся на берегу моря, в районе Зых на окраине Баку (недалеко от Военно-морской академии). В некоторых источниках эта часть называется бригадой. Она создана на материальной основе бывшего морского разведывательного пункта Каспийской флотилии ВМФ СССР.

На вооружении в/ч 641 состоят оставленные Азербайджану сверхмалые подводные лодки (групповые носители боевых пловцов) типа "Тритон-1М" и "Тритон-2", а также индивидуальные подводные средства движения водолазов-разведчиков - торпедообразные носители типа "Сирена" и другие. Ныне эстафету в подготовке спецназа ВМС Азербайджана у бывших советских офицеров приняли инструкторы из стран НАТО, в частности "морские котики" диверсионно-разведывательных подразделений SEAL ВМС США и инструкторы частной американской компании Blackwater USA.

Очевидный недостаток ВМС Азербайджана - отсутствие у них собственной специализированной авиации: доставшиеся в свое время Баку несколько вертолетов Ка-27ПС и три гидросамолета-амфибии Бе-12 уже исчерпали свой ресурс. Впрочем, для поддержки и воздушного прикрытия флота Азербайджан может задействовать боевые самолеты и вертолеты ВВС (например фронтовые бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты L-39, фронтовые истребители 
МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-24). Мобилизационный резерв морской авиации - вертолеты Ми-8, Сикорский S-76, Еврокоптер "Супер Пума" и "Дофэн" гражданской авиакомпании "Азалгеликоптер", которая активно использует их для снабжения каспийских нефтяных платформ. В интересах ВМС может использоваться и приобретенный недавно в России новейший спасательный гидросамолет-амфибия Бе-200ЧС министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджана.

Действующим резервом ВМС Азербайджана является береговая охрана морских частей пограничных войск страны. Помимо трех сторожевых катеров (по советской классификации - пограничные сторожевые корабли 3-го ранга, в ВМФ - артиллерийские катера) проекта 205П (ныне S-005, S-006 и S-007), доставшихся от Каспийской флотилии и 17-й отдельной бригады сторожевых кораблей Пограничных войск СССР, а также упомянутого выше бывшего ракетного катера S-008 проекта 205У, в ее состав входит списанный береговой охраной США патрульный катер S-201 постройки 1969 года (бывший Point Brower типа "Пойнт" серии D).

Некоторые бакинские историки утверждают, что подобие военного флота появилось в феодальном государстве Ширван, располагавшегося на территории современного Азербайджана, в XII веке - в период правления ширваншаха Ахситана I. Располагая боевыми кораблями и опираясь на стены Бакинской крепости, Ахситан I смог отразить нападение прибывших на многочисленных ладьях русов, пытавшихся овладеть городом.

С развалом в середине XVIII века персидской империи Надир-шаха, в которую входили и земли Азербайджана, появилось несколько враждовавших друг с другом мелких ханств, в том числе и Бакинское, правителем которого с 1747 по 1768 год был Мирза Мухаммад-хан - человек, не чуждый морскому делу. При нем в Баку была начата постройка судов, причем не только торговых, но и военных.

О древних азербайджанских мореплавателях известно мало. Вряд ли их корабли были шедеврами судостроения, но факт остается фактом: попытки создания собственного военного флота в Азербайджане уходят в глубь веков.

Главная база Каспийской флотилии

Бакинский военный порт расположился в западной части Бакинской бухты (район Баилов). В 1867 году в Баку из Астрахани была переведена главная база русской Каспийской флотилии. Февральская революция и октябрьский переворот 1917 года разлагающе подействовали и на Каспийскую флотилию - так, по требованию матросской братвы был изгнан командующий контр-адмирал Е. В. Клюпфель.

Революционные матросы поддержали большевистскую Бакинскую коммуну. Затем лихие братишки с такой же легкостью поддержали меньшевистско-эсеровский Центрокаспий (Центральный комитет Каспийской флотилии). После падения Бакинской коммуны, а вслед за ней - недолговечной диктатуры Центрокаспия, практически вся Каспийская флотилия бывшей Российской империи перешла под юрисдикцию мусаватистской Азербайджанской республики.

Поначалу, во время оккупации Азербайджана турками, которые в сентябре 1918 года взяли Баку, привезя сюда правительство мусаватистов, у Азербайджана военного флота не было. В ноябре того же года потерпевших поражение в Первой мировой войне турок сменили в Баку англичане - 5-тысячный гарнизон во главе с генералом Томсоном. Англичане передали правительству Азербайджана корабли и суда русской Каспийской флотилии, уведенные было по приказу Центрокаспия в Петровск (ныне Махачкала), но возвращенные в Баку после ухода турок.

В конце августа 1919 года началась эвакуация английских войск из Баку. Завершили свою миссию на театре и действовавшие на Каспии с 1918 года силы английского военного флота (Royal Navy Caspian Flotilla - Каспийская флотилия Королевских ВМС), возглавлявшиеся коммодором Норрисом. ВМС Великобритании передали ВМС Азербайджана часть своих боевых кораблей и вспомогательных плавсредств - судов русского коммерческого флота, захваченных и вооруженных англичанами. В их числе, в частности, оказались вспомогательный крейсер "Пушкин", канонерская лодка "Греция", посыльные суда "Курск" и "Орел" и госпитальное судно "Алесгерье".

В конечном итоге весной 1920 года азербайджанские ВМС в полном составе перешли на сторону большевиков. Возглавил их азербайджанский большевик, инженер, этнический курд Чингиз Ильдрым. После победы большевиков Ильдрым стал народным комиссаром Азербайджанской Советской Социалистической Республики по военным и морским делам и командующим Красным флотом советского Азербайджана - так теперь именовались национальные ВМС.

Летом 1920 года Красный флот советского Азербайджана был объединен с Каспийским военным флотом РСФСР в Морские силы Каспийского моря (с 1931-го - Каспийская флотилия). На этом история собственно национального азербайджанского военного флота прервалась на 72 года.

Распад СССР коснулся и Каспийской флотилии. Летом 1992 года состоялся раздел ее главных сил, базировавшихся в Баку, между Россией и Азербайджаном. Кроме боевых кораблей и судов практически всех имевшихся у флотилии классов и вспомогательных судов Азербайджан получил в свое распоряжение обустроенную Бакинскую военно-морскую базу с большими запасами боеприпасов и материальных средств, военный судоремонтный завод № 23 и другие элементы флотской инфраструктуры.

Первым кораблем, поднявшим государственный флаг Азербайджана, стал сторожевой корабль "Бакинец". Произошло это 26 июля 1992 года. Эта дата ознаменовала возрождение национальных ВМС Азербайджана. Командующим стал ничем себя особенно не проявивший на этом посту капитан 1-го ранга Рафик Аскеров, а в 1999-м ВМС Азербайджана возглавил выпускник штурманского факультета Каспийского высшего военно-морского краснознаменного училища имени С. М. Кирова, ныне вице-адмирал Шахин Султанов.

В первые годы независимости азербайджанскому руководству, погрязшему во внутренних политических и экономических неурядицах и бесславной войне с Арменией из-за Нагорного Карабаха, было не до национального военного флота и содержания в надлежащем порядке его кораблей. А военные моряки направлялись на сухопутный фронт.

Бакинские умельцы, обнаружив на доставшихся им складах Каспийской флотилии несколько старых 130-мм корабельных артиллерийских установок Б-13, расположили их на железнодорожные платформы и отправили для обстрела армянских позиций с участка железной дороги Евлах - Степанакерт. Корабли ВМС Азербайджана привлекались для подавления мятежа сепаратистов на юге страны, где те пытались провозгласить Талышскую Муганскую республику.

В 1994 году по инициативе тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева были прекращены боевые действия в Нагорном Карабахе, что спасло эту страну от национальной катастрофы. Вместе с тем Алиев - талантливый политик и опытный государственный деятель - предпринял энергичные усилия по наведению порядка в вооруженных силах, и именно при нем Азербайджан приступил к планомерному военному строительству.

Примечательно, что в 1997 году Милли меджлис (парламент) Азербайджана утвердил систему военно-морских флагов и вымпелов, в дизайн-концепции которых прослеживается явное влияние советской системы. С эстетической точки зрения бело-голубой с якорем и красным полумесяцем кормовой флаг ВМС Азербайджана можно отнести к числу самых красивых в мире. Для кораблей и судов морских частей пограничных войск сегодня принят флаг также традиционного советского дизайна (зеленое поле с военно-морским флагом в крыже).

С назначением на должность командующего ВМС энергичного Шахина Султанова начался качественно новый этап в их истории. Вице-адмирал Султанов оказался толковым организатором: при нем была восстановлена боеспособность доставшихся Азербайджану кораблей и, кроме того, превращены в боевые единицы некоторые суда вспомогательного назначения.

Силы, средства, численность

Личный состав ВМС Азербайджана сегодня - порядка 2500-3000 человек. Подготовка офицерских кадров флота и морчастей погранвойск осуществляется в Военно-морской академии Азербайджана (бывшее КВВМКУ имени С. М. Кирова) и военно-учебных заведениях Турции, а мичманов и чавушей (старшин) контрактной службы - в учебном центре ВМС.

Флагман ВМС Азербайджана - построенный в 1967 году 1040-тонный сторожевой корабль "Бакинец" ("СКР-16") проекта 159А, переименованный в G121 "Кусар" (по названию азербайджанского города Кусар, в советское время - Кусары). В ходе длительного ремонта с корабля были сняты два 400-мм пятитрубных противолодочных торпедных аппарата ПТА-40-159 (некоторое время спустя в корме были установлены две торпедные трубы), сохранена пара реактивных бомбометных установок РБУ-6000, а артиллерийское вооружение усилено - в дополнение к двум штатным двухорудийным 76-мм артиллерийским установкам АК-726 азербайджанцы установили на нем пару двуствольных 30-мм зенитных автоматов АК-230.

С ракетного катера Р-173 проекта 205У "Цунами" азербайджанцы сняли контейнерные пусковые установки противокорабельных ракет П-15У, переименовали его в S-008 и передали в береговую охрану морских частей пограничных войск. Туда же была передана пара артиллерийских катеров проекта 205П "Тарантул" (бывшие АК-234 и АК-374). С катеров проекта 205П сняты 400-мм противолодочные торпедные аппараты.

Чтобы пополнить состав боевых корабельных сил, азербайджанцы переоборудовали в сторожевые катера бывший корабль радиационно-химической разведки проекта 1388Р (бывший КРХ-1), установив на нем две 14,5-мм спаренные зенитно-пулеметные установки 2М7 (он получил бортовой номер Р212), и бывший спасательный катер проекта 368У (бортовой номер Р219). Последний вооружили более серьезно: спаренными 25-мм зенитным автоматом 2М3М и 14,5-мм зенитно-пулеметной установкой 2М7, а также двумя реактивными бомбометными установками РБУ-1200. Получился своеобразный малый охотник уровня 50-х годов.

Зенитно-пулеметные "спарки" 2М7 получили и три бывших учебно-тренировочных катера Каспийской флотилии польского проекта УК-3 - теперь они также относятся к классу сторожевых и носят бортовые номера Р213, Р214 и Р215. Имеются и два сторожевых катера Р217 и Р218 проекта 722 польской постройки (бывшие советские посыльные катера, после приема в состав ВМС Азербайджана также вооруженные каждый установкой 2М7).

Есть еще в азербайджанском флоте и патрульный катер Р222 хорошо известного во многих странах мира советского проекта 1400М "Гриф" с 12,7-мм спаренной пулеметной установкой "Утес-М".

Единственным дальнезарубежным приобретением азербайджанских ВМС стал старый, 1949 года постройки противолодочный катер Р223 "Араз" - бывший турецкий АB-34 типа "Тюрк".

Минно-тральные силы ВМС Азербайджана представлены более или менее отвечающими современным требованиям кораблями: тремя базовыми тральщиками проекта 12650 "Яхонт" (М325, М326 и М327) и двумя рейдовыми проекта 1258 "Корунд" (М237 и М328).

В группу амфибийных сил флота входят малые десантные корабли - четыре польской постройки (проекта 771А - D433, проектов 770МА и 770Т - D431, D432 и D434) и два проекта 106К (D435 и D436). Есть также десантный катер D437 проекта 1785.

Вспомогательный флот ВМС Азербайджана представлен более чем двумя десятками разных судов, из которых можно отметить судно обеспечения глубоководных водолазных работ А671 (бывшее "Свияга") проекта 10470, рейдовый танкер Т752 проекта 1844, два малых гидрографических судна проектов 871 (бортовой номер Н561) и 872 (оба польской постройки), два противопожарных судна (бывшие ПЖС-551 и ПЖС-552) проекта 1893, два противопожарных катера А643 и А644 проекта 364, малое кабельное судно T750 (бывшее "Эмба") финского проекта 1172, водолазные катера проекта 1896 (А641) и проекта 1415 (А648), санитарно-госпитальный катер А649 польского проекта СК-620, рейдовые буксиры проекта 737 (Т757) и проекта 9.8057 (постройки ГДР - Т758) и т. д. Имеется также 106-метровый несамоходный ремонтный плавучий док.

Пловцы, подлодки, самолеты

Практически все корабли и суда базируются в Баку (исторический военно-морской район Баилов). В состав ВМС также входят батальон морской пехоты и морской диверсионно-разведывательный центр спецназначения - войсковая часть 641 (отряд боевых пловцов), дислоцирующаяся на берегу моря, в районе Зых на окраине Баку (недалеко от Военно-морской академии). В некоторых источниках эта часть называется бригадой. Она создана на материальной основе бывшего морского разведывательного пункта Каспийской флотилии ВМФ СССР.

На вооружении в/ч 641 состоят оставленные Азербайджану сверхмалые подводные лодки (групповые носители боевых пловцов) типа "Тритон-1М" и "Тритон-2", а также индивидуальные подводные средства движения водолазов-разведчиков - торпедообразные носители типа "Сирена" и другие. Ныне эстафету в подготовке спецназа ВМС Азербайджана у бывших советских офицеров приняли инструкторы из стран НАТО, в частности "морские котики" диверсионно-разведывательных подразделений SEAL ВМС США и инструкторы частной американской компании Blackwater USA.

Очевидный недостаток ВМС Азербайджана - отсутствие у них собственной специализированной авиации: доставшиеся в свое время Баку несколько вертолетов Ка-27ПС и три гидросамолета-амфибии Бе-12 уже исчерпали свой ресурс. Впрочем, для поддержки и воздушного прикрытия флота Азербайджан может задействовать боевые самолеты и вертолеты ВВС (например фронтовые бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25, учебно-боевые самолеты L-39, фронтовые истребители МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-24). Мобилизационный резерв морской авиации - вертолеты Ми-8, Сикорский S-76, Еврокоптер "Супер Пума" и "Дофэн" гражданской авиакомпании "Азалгеликоптер", которая активно использует их для снабжения каспийских нефтяных платформ. В интересах ВМС может использоваться и приобретенный недавно в России новейший спасательный гидросамолет-амфибия Бе-200ЧС министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджана.

Действующим резервом ВМС Азербайджана является береговая охрана морских частей пограничных войск страны. Помимо трех сторожевых катеров (по советской классификации - пограничные сторожевые корабли 3-го ранга, в ВМФ - артиллерийские катера) проекта 205П (ныне S-005, S-006 и S-007), доставшихся от Каспийской флотилии и 17-й отдельной бригады сторожевых кораблей Пограничных войск СССР, а также упомянутого выше бывшего ракетного катера S-008 проекта 205У, в ее состав входит списанный береговой охраной США патрульный катер S-201 постройки 1969 года (бывший Point Brower типа "Пойнт" серии D).

Кроме того, от США получены два малых патрульных катера типа "Силвер Шип 48-футовый" (S-11 и S-12) и более мелкие плавсредства, в том числе надувные моторные катера с жестким каркасом S-09 и S-10 типа RIB-36.

В состав береговой охраны Азербайджана приняты крупные океанские буксиры и суда-снабженцы, ранее принадлежавшие Каспнефтефлоту. Это четыре судна польской постройки: типа "Вихрь" (проект В-99) - S-703 и типа "Нефтегаз" (проект В-92) - S-701, S-002 и S-003. Особенность судна-снабженца морских нефтяных платформ типа "Нефтегаз" - возможность применения его в качестве вспомогательного десантного транспорта. На палубе "Нефтегаза" можно разместить 13 плавающих бронетранспортеров БТР-60/70/80, при этом не исключено десантирование подобной бронетехники сходом в воду с кормы. Один из "Нефтегазов" береговой охраны имеет вертолетную площадку под вертолет Ми-8, другой оборудован мощной антенной системой, что позволяет сделать предположение о выполнении им функций корабля радио- и радиотехнической разведки и управления.

Самый мощный в постсоветском Закавказье экономический потенциал, основу которого составляет нефтедобыча, вполне позволяет Азербайджану иметь небольшой, но значимый в качестве фактора силы на Каспийском море военный флот.

В ВМС Азербайджана текущий этап.

25 июня 2015 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в открытии новой базы Военно-Морских Сил в поселке Пута Гарадагского района Баку состоялось открытие новой базы и Н-ской воинской части Военно-морских сил.

Текущий вид базы, видно, что строительство ее еще не закончено.


Другой вид базы

Строительство административных, служебных зданий, сооружений новой базы Военно-морских сил, являющейся самым крупным и современным военным объектом в Каспийском бассейне, и Н-ской воинской части началось в октябре 2010 года.


Схема базы.

Личный состав ВМС на плацу.

Командный пункт базы осуществляет управление Военно-морскими силами, создает все возможности для осуществления контроля за надводной обстановкой в принадлежащем Азербайджанской Республике секторе Каспийского моря. Оперативные данные о надводной обстановке принимаются в пункте посредством радиолокационных станций, установленных на принадлежащих Военно-морским силам береговых и островных радиотехнических постах. Все обнаруженные цели отражаются на мониторах в режиме реального времени. Данные, полученные от береговой охраны Государственной пограничной службы и Государственной морской администрации в связи с надводной обстановкой в принадлежащем Азербайджану секторе Каспийского моря, также собираются на командном пункте Военно-морских сил, анализируются и принимается соответствующее решение. Установка здесь оборудования, основанного на самых современных технологических новшествах, позволяет построить работу пункта на высоком уровне.


На отведенном в поселке Пута Гарадагского района земельном участке площадью 254,5 гектара созданы штабные здания, 2 служебных жилых здания, 10 прибрежных матросских общежитий, солдатские столовые, контрольно-пропускные пункты, котельная и банно-прачечный комплекс, причалы для кораблей, автостоянки ангарного типа для Военно-морских сил и воинской части.

Также имеется хорошо оборудованная поликлиника. В которой можно проводить как лечение, так и обследование солдат и офицеров. В поликлинике созданы 11 функциональных отделений и 4 функциональных кабинета. Функционирующие здесь кабинеты офтальмологии, физиотерапии, неврологии, ЛОР, стоматологии, хирургии, терапии, ультразвукового исследования, дерматологии и рентген-кабинет оснащены современным медицинским техническим оборудованием. В поликлинике также созданы лаборатория, где будут проводиться биохимические, химические и серологические обследования, процедурные, аптека, столовая. В этом медицинском учреждении есть также 7 палат на 32 койки. Созданные в палатах условия позволяют проводить лечение военнослужащих на высоком уровне.

На территории базы построены два пятиэтажных здания для личного состава Военно-морских Сил страны. В каждом из пятиблочных зданий имеется 50 трехкомнатных квартир. Общая площадь каждой квартиры, оснащенной всем необходимым инвентарем, превышает 110 квадратных метров. Оба здания снабжены централизованной системой вентиляции. На прилегающей территории проделана широкомасштабная работа по благоустройству, проведено озеленение, созданы уголки отдыха.

На втором этапе строительства воинской части планируется создание участков технического обслуживания и ремонта кораблей и автомобилей, дополнительных причалов, складов, дома офицеров, детского сада и школы, клуба и спортивного городка.

Корабли ВМС

СКР G121 - бывший сторожевой корабль СКР-16 «Бакинец»
Штабной корабль Т710 - бывший учебный корабль «Ока»


Еще вид на корабли.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Флот Советского Азербайджана
    • 1.2 Второе рождение
  • 2 Организационный состав
  • 3 Пункты базирования
  • 4 Боевой состав
    • 4.1 Военно-морской флот
    • 4.2 Морская пехота
    • 4.3 Спецназ ВМС
  • 5 Техника и вооружение
    • 5.1 Военно-морской флот
    • 5.2 Морская пехота
  • 6 Префикс кораблей и судов
  • 7 Флаги кораблей и судов
    • 7.1 Флаги должностных лиц
  • 8 Знаки различия
    • 8.1 Адмиралы и офицеры
    • 8.2 Старшины и матросы
    • 8.3 Знаки на на головные уборы
  • Примечания

Введение

Флаг ВМФ Азербайджана

Военно-морской флот Азербайджана (азерб. Azərbaycan Hərbi Dəniz Qüvvələri ) - один из видов вооруженных сил Азербайджана.

По данным Международного института стратегических исследований, на 2005 год численность ВМC Азербайджана составляла 1750 человек . По данным на 2007, численность ВМC Азербайджана составляла 2500 человек .


1. История

В 1867 году в Баку из Астрахани была переведена главная база российской Каспийской военной флотилии . После распада Российской империи корабли Каспийской военной флотилии перешли под контроль правительства Центрокаспия.

Весной 1920 года азербайджанские ВМС поддержали местных большевиков, свергших власть мусаватистов, и были переименованы в Красный флот Советского Азербайджана, который возглавил Чингиз Ильдрым . 1 мая корабли Волжско-Каспийской военной флотилии вошли в Баку, где вскоре был образован Каспийский военный флот в составе 3 вспомогательных крейсеров, 10 миноносцев, 4 подводных лодок и других кораблей . 18 мая корабли Волжско-Каспийской и Азербайджанской флотилий и десантные отряды заняли Энзели, захватив также уведённые белогвардейцами и интервентами корабли и суда . Летом того же года Каспийский и Азербайджанский флоты были объединены в Морские силы Каспийского моря, переименованные 27 июня 1931 года в Каспийскую флотилию ВМС СССР . Российский военный специалист Александр Широкорад отмечает, что Азербайджанский флот прекратил своё существование не ранее 1921 года .


1.2. Второе рождение

После распада Советского Союза был произведён раздел имущества Каспийской флотилии между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Летом 1992 года завершился раздел Каспийской флотилии, в результате чего под командование министерства обороны Азербайджана перешло 30 % плавучей и 100 % береговой базы Каспийской флотилии . Азербайджанским ВМС достались сторожевой корабль «Бакинец» (проект 159A), ракетный катер (проект 205У), два артиллерийских катера (проект 205 М), патрульный катер (проект 1400М), три базовых (проект 12650) и два рейдовых (проект 1258) тральщика, три малых (проект 770Т и 770МА) и средний (проект 771А) десантных корабля, гидрографическое судно «Резонанс» и другие плавсредства .


2. Организационный состав

Организационно в состав ВМС Азербайджана входят:

Главный штаб

  • Бригада надводных кораблей
    • Дивизион охраны водного района
    • Дивизион десантных кораблей
    • Дивизион тральщиков
    • Дивизион поисково-спасательных судов
    • Дивизиона учебных судов
  • Бригада патрульных кораблей
  • Морская пехота
  • Морская диверсионно-разведывательная бригада
  • Резерв
    • Береговая охрана Азербайджана
      • Бригада патрульных кораблей
  • Мобилизационный резерв
    • Торговый флот Азербайджана
  • Учебные заведения
    • Азербайджанское высшее военно-морское училище - подготовка офицерских кадров флота и морских частей пограничных войск.
    • Учебный центр ВМС Азербайджана - подготовка мичманов и старшин контрактной службы.

3. Пункты базирования

  • ВМБ Баку (Главный штаб ВМС).
  • ВМБ Зых (морская пехота)

4. Боевой состав

По состоянию на 2006 год в составе ВМС числилось :


4.1. Военно-морской флот

[уточнить ]

Тип Бортовой номер Наименование В составе флота Состояние Примечания
Сторожевые корабли
сторожевой корабль проекта 159А G121 Qusar нет данных в строю
Ракетные катера
ракетный катер проекта 205У S-008 нет данных нет данных в строю бывший РКА "Р-173"
Торпедные катера
торпедный катер проекта 205П S-004 нет данных нет данных в строю
торпедный катер проекта 205П S-005 нет данных нет данных в строю
торпедный катер проекта 205П S-006 нет данных нет данных в строю
ракетный катер проекта 205П S-007 нет данных нет данных в строю
Сторожевые катера
сторожевой катер проекта 1388Р P212 нет данных нет данных в строю бывший корабль радиационно-химической разведки (КРХ-1)
сторожевой катер проекта 368Т P219 нет данных нет данных в строю
сторожевой катер проекта 1400М P222 нет данных нет данных в строю бывший АК-55
сторожевой катер типа Тюрк P223 нет данных нет данных в строю бывший турецкий АВ-34
сторожевой катер типа Point S14 нет данных нет данных в строю
Минные тральщики
M325 нет данных нет данных в строю
базовый тральщик проекта 1265 M326 нет данных нет данных в строю
M327 нет данных нет данных в строю
рейдовый тральщик проекта 1258 M328 нет данных нет данных в строю
Десантные корабли
D433 нет данных нет данных в строю бывший СДК-107
малый десантный корабль проекта 771A нет данных нет данных нет данных в строю
малый десантный корабль проекта 771A нет данных нет данных нет данных в строю
D431 нет данных нет данных в строю бывший СДК-36
малый десантный корабль проекта 770 D432 нет данных нет данных в строю бывший СДК-37
малый десантный корабль проекта 770 нет данных нет данных нет данных в строю
D435 нет данных нет данных в строю
малый десантный корабль проекта 106К D436 нет данных нет данных в строю
малый десантный корабль проекта 106К нет данных нет данных нет данных в строю
Десантный катер 1785 D-437 нет данных нет данных в строю бывший Д-603
Танкеры
мелкосидящий танкер типа???? нет данных нет данных нет данных в строю
малый базовый танкер типа???? нет данных нет данных нет данных в строю
Вспомогательные корабли и суда
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных в строю
малое гидрографическое судно типа???? нет данных нет данных нет данных в строю
нет данных нет данных нет данных в строю
противопожарное судно типа???? нет данных нет данных нет данных в строю
кабельное судно типа???? нет данных нет данных нет данных в строю
саниторно-госпитальный катер типа???? нет данных нет данных нет данных в строю
Учебные корабли
нет данных нет данных нет данных нет данных в строю

4.2. Морская пехота

4.3. Спецназ ВМС

5. Техника и вооружение

5.1. Военно-морской флот

5.2. Морская пехота


6. Префикс кораблей и судов


7. Флаги кораблей и судов


7.1. Флаги должностных лиц

Президент Азербайджана Главнокомандующий ВМС Начальник Главного штаба ВМС Командир группы кораблей
Брейд-вымпел командира группы кораблей Брейд-вымпел командира дивизиона кораблей Брейд-вымпел старшего на рейде

8. Знаки различия

8.1. Адмиралы и офицеры

Категории Адмирал Старшие офицеры Младшие офицеры
Погон
Нарукавный знак
Азербайджанское звание Admiral Vitse-Admiral Kontr-Admiral Birinci Dərəcəli Kapitan İkinci Dərəcəli Kapitan Üçüncü Dərəcəli Kapitan Kapitan-Leytenant Baş Leytenant Leytenant Kiçik Leytenant
Российское
соответствие
Адмирал Вице-адмирал Контр-адмирал Капитан 1-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 3-го ранга Капитан-лейтенант Старший лейтенант Лейтенант Младший лейтенант

8.2. Старшины и матросы

Категории Мичманы Старшины Матросы
Погон
Азербайджанское звание Baş Miçman Miçman Kiçik Miçman Birinci Starşina İkinci Starşina Üçüncü Starşina Baş Dənizçi Dənizçi
Российское
соответствие
Старший мичман Мичман Главный корабельный старшина Главный старшина Старшина первой статьи Старшина второй статьи Старший матрос Матрос

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх