Пропавшие подводные лодки. Анализ потерь атомных подлодок вмф ссср и вмс сша Поиск затонувших подводных лодок

Тайна гибели подводной лодки К-129

24 февраля 1968 г. дизельная подводная лодка К-129 (бортовой № 574) вышла из пункта базирования в восточной части Тихого океана, неся на борту три баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, а также две торпеды с ядерными зарядами. Две недели спустя в поворотной точке своего маршрута в 12 тысячах миль от побережья Камчатки и на 350 миль севернее Гавайских островов по невыясненным причинам она не вышла на связь…

Над тайной исчезновения К-129 повис железный занавес. Пресса хранила гробовое молчание. Офицерам Тихоокеанского флота было запрещено вести какие-либо разговоры на эту тему.

Чтобы приоткрыть завесу тайны гибели подлодки, нужно вернуться на 45 лет назад, когда все участники этой трагедии были еще живы.

К-129 не должна была выходить тогда в море, потому что всего за полтора месяца до этой трагедии вернулась из планового похода. Экипаж был измучен продолжительным рейдом, а материальная часть требовала восстановительного ремонта. Однако подлодка, которой предстояло выйти в плавание, оказалась не готова к походу. В связи с этим командование Тихоокеанского флота приняло решение вместо нее вновь отправить К-129 на патрулирование. Ситуация сложилась по принципу «за себя и за того парня». До сих пор не известно, понес ли наказание командир неподготовленной подлодки. Ясно только, что он своим разгильдяйством спас не только свою жизнь, но и жизни всех членов вверенного ему экипажа. Но какой ценой!

В срочном порядке К-129 приступила к подготовке нового похода. Из отпуска удалось отозвать лишь часть офицеров. Недостающий состав вынужденно доукомплектовали специалистами с других субмарин. Кроме того, на борт приняли группу матросов-учеников из подплава. Свидетели тех событий вспоминают, что экипаж уходил в море в плохом настроении. Подводная лодка покидала землю из бухты, название которой переводилось с французского как «Могила».

8 марта 1968 года оперативный дежурный на центральном командном пункте ВМФ объявил тревогу – К-129 не подала сигнал о проходе контрольного рубежа, обусловленный боевым приказом. И тут же выяснилось, что на КП эскадры нет даже списка экипажа, подписанного лично командиром подлодки и заверенного корабельной печатью. С военной точки зрения, это тяжкое должностное преступление.

С середины марта и по май 1968 года проводилась невиданная по размаху и секретности операция по поиску исчезнувшей субмарины, в которой были задействованы десятки кораблей Камчатской флотилии и авиация Северного флота. Упорно искали в расчетной точке маршрута К-129. Слабая надежда на то, что подлодка дрейфует в надводном положении, не имея хода и радиосвязи, через две недели не оправдалась. Переполненность эфира постоянными переговорами привлекла внимание американцев, которые точно указали координаты большого масляного пятна в океане, расположенного в советских водах. Химический анализ показал, что пятно соляровое и идентично топливу, используемому на подводных лодках ВМФ СССР. Точное место гибели К-129 в официальных документах получило обозначение как точка «К».

Поиски подводной лодки продолжались в течение 73 суток. После их завершения родные и близкие всех членов экипажа получили похоронки с циничной записью «признан умершим». О 98 моряках-подводниках словно забыли. А главком ВМФ СССР С. Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись признать гибель субмарины и всего экипажа. Официальный отказ правительства СССР от затонувшей К-129 привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. И конечно, всего, что находится внутри подводного корабля. Если учесть, что в те времена всем субмаринам, уходящим в поход от берегов СССР, номер закрашивался, то при обнаружении К-129 даже не имела бы опознавательных знаков.

Тем не менее, для расследования причин гибели ПЛ К?129 были созданы две комиссии: правительственная под руководством председателя Совета Министров СССР Л. Смирнова и ВМФ, которую возглавил один из опытнейших подводников, первый заместитель Главнокомандующего ВМФ В. Касатонов. Выводы, которые сделали обе комиссии, были похожи. Они признали, что вины экипажа подлодки в гибели корабля нет.

Наиболее достоверной причиной катастрофы мог быть провал на глубину ниже предельной из-за обмерзания поплавкового клапана воздушной шахты РДП (режим работы дизелей под водой). Косвенным подтверждением этой версии было то, что командование штаба флота предписывало командирам максимально возможно использовать режим РДП. Впоследствии процент времени плавания в этом режиме стал одним из критериев успешности выполнения задач похода. Следует отметить, что К-129 никогда не была отстающей в этом показателе при длительном плавании на предельных глубинах. Второй официальной версией было столкновение с иностранной субмариной в подводном положении.

Кроме официальных существовал и ряд неофициальных версий, высказываемых в разные годы различными специалистами: столкновение с надводным судном или транспортом на перископной глубине; провал на глубины, превышающие предельную глубину погружения, и нарушение из-за этого расчетной прочности корпуса; попадание на склон внутренних волн океана (природа возникновения которых до сих пор точно не установлена); взрыв аккумуляторной батареи (АБ) во время ее зарядки в результате превышения допустимой концентрации водорода (американская версия).

В 1998 году в США вышла книга Шерри Зонтага и Кристофера Дрю «Игра в жмурки. Неизвестная история американского подводного шпионажа». В ней были представлены три основные версии гибели К-129: экипаж не справился с управлением; техническая авария, переросшая в катастрофу (взрыв АБ); столкновение с другим кораблем.

Версия взрыва АБ на подлодке являлась заведомо ложной, потому что во всей истории подводных флотов мира было зарегистрировано множество таких взрывов, но ни один из них не повлек за собой разрушения прочных корпусов лодок, хотя бы из-за забортной воды.

Наиболее правдоподобной и доказанной является версия о столкновении ПЛ К-129 с американской подлодкой «Суордфиш» (в переводе «меч-рыба»). Уже ее название дает возможность представить себе строение этой субмарины, боевая рубка которой защищена двумя «плавниками», похожими на акульи. Эту же версию подтверждают снимки, сделанные на месте гибели К-129 с американской атомной подводной лодки «Хелли-бат» при помощи глубоководного аппарата «Гломар Эксплорер». На них запечатлен корпус советской субмарины, на котором с левого борта в районе переборки между вторым и третьим отсеками видна узкая глубокая пробоина. Сама же лодка лежала на грунте на ровном киле, и это означало, что столкновение произошло, когда она находилась под водой на глубине, безопасной для таранного удара надводного корабля. По всей видимости, «Суордфиш», следившая за советской подлодкой, потеряла гидроакустический контакт, что вынудило ее следовать в точку нахождения К-129, а кратковременное восстановление контакта между ними за несколько минут до столкновения уже не могло предотвратить трагедии.

Хотя сейчас и эта версия подвергается критике. Журналист газеты «Совершенно секретно» А. Мозговой отвергает ее, ссылаясь прежде всего именно на повреждения К-129, ведь угол крена «Суордфиш» не позволял ей нанести такие повреждения советскому подводному кораблю. А. Мозговой отстаивает версию, что К-129 погибла в результате столкновения с надводным транспортом. И этому тоже есть доказательства, хотя в них опять фигурирует та же «меч-рыба». Весной 1968 года в иностранной прессе начали появляться сообщения о том, что через несколько дней после исчезновения ПЛ К-129 в японский порт Йокосука зашла со смятым заграждением боевой рубки и стала на аварийный ремонт «Суордфиш». Вся операция была засекречена. Лодка простояла на ремонте лишь одну ночь, за которую ей был сделан косметический ремонт: наложены заплаты, подкрашен корпус. Утром она покинула стоянку, а с экипажа была взята подписка о неразглашении тайны. После этого случая «Суордфиш» полтора года не выходила в плавание.

Американцы старались объяснить факт повреждения своей подлодки ее столкновением с айсбергом, что явно не соответствовало действительности, так как в марте в центральной части океана айсберги не встречаются. Да и вообще они не «заплывают» в этот район даже в конце зимы, а не то что весной.

Еще в защиту версии столкновения двух подлодок говорит тот факт, что американцы на удивление точно и оперативно определили место гибели К-129. На тот момент исключалась возможность засечь его с помощью американского спутника, между тем они указали район с точностью до 1–3 миль, что, по мнению военных экспертов, могла установить лишь подводная лодка, находящаяся в той же зоне.

В период между 1968 и 1973 годами американцы обследовали место гибели К-129, ее положение и состояние корпуса глубоководным батискафом «Триест-2» (по другим данным, «Мицар»), что позволило ЦРУ сделать вывод о возможности подъема советской субмарины. ЦРУ была разработана секретная операция под кодовым названием «Дженифер». Все это осуществлялось в надежде добыть шифродокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи и с помощью этой информации прочитать весь радиообмен советского флота, что позволило бы вскрыть систему развертывания и управления ВМФ СССР. А самое главное, это давало возможность найти ключевые основы разработки шифров. В связи с неподдельным интересом к советскому ракетному и ядерному оружию в годы «холодной войны» такая информация представляла особую ценность. Об операции были осведомлены только три высокопоставленных лица в США: президент Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хьюз, финансировавший эти работы. Их подготовка заняла почти семь лет, а затраты составили около 350 млн долларов.

Для подъема корпуса К-129 было спроектировано два специальных судна: «Гломар Эксплорер» и док-камера НСС-1, которая имела раздвигающееся днище, снабженное гигантскими клещами-захватами, напоминающими форму корпуса советской подлодки. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях западного и восточного побережья США, словно повторяя тактику создания «Наутилуса» капитана Немо. Важен и тот факт, что даже при окончательной сборке инженеры не имели представления о предназначении этих судов. Все работы велись в полной секретности.

Но как ни пыталось ЦРУ засекретить эту операцию, активность американских кораблей в определенном месте Тихого океана не осталась незамеченной. Начальник ВМФ СССР вице-адмирал И. Н. Хурс получил шифрограмму о том, что американское судно «Гломар Эксплорер» завершает этап подготовительных работ по подъему К-129. Однако он ответил следующее: «Обращаю ваше внимание на более качественное выполнение плановых задач». Это в принципе означало – не лезьте со своими глупостями, а занимайтесь своим делом.

Как впоследствии стало известно, в Вашингтоне под дверь советского посольства было подброшено письмо следующего содержания: «В ближайшее время спецслужбы США предпримут действия по скрытому подъему советской ПЛ, затонувшей в Тихом океане. Доброжелатель».

Операция по подъему К-129 была технически очень сложной, так как лодка покоилась на глубине более 5000 м. Вся работа продолжалась 40 суток. При подъеме советская субмарина разломилась на два куска, поэтому поднять удалось только один, состоявший из первого, второго и части третьего отсеков. Американцы ликовали.

Из носовой части корабля были извлечены тела шести погибших подводников и похоронены в море согласно принятому на советском флоте ритуалу. Саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки государственного гимна Советского Союза. Отдав последние почести советским морякам, американцы приступили к поиску так интересовавших их шифров, но не достигли желанной цели. Причиной всему был русский менталитет: в период ремонта К-129 в 1966–1967 годах в г. Дальзаводе главный строитель по просьбе командира подлодки капитана 1-го ранга В. Кобзаря перенес шифр-рубку в ракетный отсек. Он не мог отказать этому высокому, плотно сложенному человеку, мучавшемуся в тесной и крохотной каюте второго отсека, и поэтому отступил от проекта.

Но тайна подъема затонувшей подлодки не была соблюдена. Вокруг операции «Дженифер» разразился международный скандал. Работы пришлось свернуть, и ЦРУ так и не добралось до кормовой части К-129.

Вскоре с политической арены сошли и основные действующие лица, организовавшие эту операцию: Ричард Никсон был смещен со своего поста в связи с уотергейтским скандалом; Говард Хьюз сошел с ума; Уильям Колби оставил разведку по неизвестным причинам. Конгресс запретил ЦРУ впредь заниматься такими сомнительными операциями.

Единственное, что сделала родина для погибших подводников после подъема лодки – МИД СССР направил Госдепартаменту США ноту, в которой обвинил американцев в нарушении международного морского права (подъем с океанского дна чужого корабля) и в осквернении братской могилы моряков. Однако ни то ни другое не имело под собой никакой правовой базы.

Только в октябре 1992 года пленка, на которой было заснято захоронение шести тел советских подводников, была передана Борису Ельцину, но никакой информации, проливающей свет на причины трагедии, не дала.

Позднее был снят американо-российский фильм «Трагедия ПЛ К-129», который раскрывает только двадцать пять процентов фактического материала, изобилует ошибками и привычным для американцев приукрашиванием действительности. В картине много полуправды, которая намного хуже откровенной лжи.

По представлению министра обороны И. Сергеева указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 года все члены экипажа подводной лодки К-129 были награждены орденами Мужества (посмертно), но награды были вручены только восьми семьям погибших моряков. В городе Черемхове установили памятник героям-подводникам ПЛ К-129, которые родились и выросли в Иркутской области.

Таким образом, до сих пор неизвестны обстоятельства, которые привели к трагедии на борту подводного ракетоносца. Его гибель причисляют к одной из самых больших загадок периода холодной войны, развернувшейся между двумя сверхдержавами – СССР и США.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

Гибель подводной лодки «Трешер» В известной русской «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке» говорится: «На третий день прилетел Ворон Воронович и принес с собой два пузырька: в одном – живая вода, в другом – мертвая, и отдал те пузырьки Серому волку… Серый

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

ГИБЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «ТРЕШЕР» В известной русской «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке» говорится: «На третий день прилетел Ворон Воронович и принес с собой два пузырька: в одном – живая вода, в другом – мертвая, и отдал те пузырьки Серому волку. Серый волк

автора Доценко Виталий Дмитриевич

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

СТОЛКНОВЕНИЕ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-56 С НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ СУДНОМ «АКАДЕМИК БЕРГ» Столкновение надводного и подводного судов, произошедшее в 1973 году в Японском море, отнесено к разряду навигационных происшествий с тяжелыми последствиями. Погибло 27 человек, из

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ПРОТОТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «Жимнот» – первая подводная лодка, напоминающая по своей конструкции современные, – была спроектирована Дюпюи де Ломом для французского военно-морского флота и построена в 1888 г. Ее сигарообразный корпус, изготовленный из

Из книги Морские дьяволы автора Локвуд Чарльз

23. Добыча подводной лодки «Скейт» Полуостров Ното расположен на западном побережье Хонсю, примерно посредине этого острова. Вдоль полуострова, имеющего очертания бумеранга, тянется отлогий горный хребет. На восточном берегу полуострова, вдающегося в море на 30 миль,

автора

Гибель подводной лодки «Месть» Поздней осенью 1956 года подводные лодки, базировавшиеся в Палдиски, готовились к переходу в Балтийск и Лиепаю. Дело в том, что находящийся в устье Финского залива Палдиски очень рано замерзал, в отличие от незамерзающих более западных

Из книги ТАСС уполномочен… промолчать автора Николаев Николай Николаевич

Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец» 7 апреля 1989 года в результате аварии в Норвежском море на глубине 1700 м в 180 км юго-западнее острова Медвежий и в 490 км от норвежского берега затонула атомная подводная лодка «Комсомолец».Она находилась на боевом дежурстве в

Из книги Десятая флотилия МАС автора Боргезе Валерио

МЫ ВОЮЕМ ПЕРВЫЙ ПОХОД ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ “ИРИДЕ” В АВГУСТЕ 1940 ГОДА 10 июня 1940 года Италия вступила в войну против Англии и Франции на стороне Германии, которая имела с Россией договор о ненападении. Естественно, что итальянский флот испытывал всю тяжесть английского

Из книги Командир субмарины. Британские подводные лодки во Второй мировой войне автора Брайант Бен

Глава 3 Я КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Для того чтобы стать командиром подводной лодки, следовало пройти кратковременные курсы, на которых отрабатывалось управление подводной лодкой во время атаки. Как и раньше, приборы и оборудование были слишком простыми, поэтому успех

Из книги История подводного шпионажа против СССР автора Зонтаг Шерри

Глава 5 СМЕРТЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ 27 мая 1968 года. После длинного рабочего дня Джон Крейвен ехал вдоль реки Потомак на автомашине, возвращаясь домой, когда по радио сообщили, что подлодка «Скорпион» (бортовой номер SSN-589) пропала вместе с 99 членами экипажа. К тому времени прошло

автора Франк Вольфганг

Глава 1 РОЖДЕНИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ (1624 – 1919 гг.) Тут пишут, Корнелиус-сын сотворил Голландцам невидимого угря, И те на нем ходят до порта Дюнкерк И топят все тамошние корабли. Бен Джонсон. Рынок новостей, акт III, сцена 1 Бен Джонсон вставил эти строки в третий акт своей комедии,

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Глава 3 ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ (1935 – 1939 гг.) Первоначальная ячейка подводного флота состояла из плавбазы «Саар» и трех «малюток» под командованием лейтенантов Гроссе, Лооса и Фрайвальда. Дёниц установил два фундаментальных принципа: во-первых, все учебные задачи

Из книги Мифы и легенды Российского флота автора Доценко Виталий Дмитриевич

ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОМАНДИР ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С-13 Историки, писатели, журналисты и ветераны флота опять начали полемику относительно личности командира подводной лодки С-13 капитана 3 ранга А. И. Маринеско и его подвигов в годы Великой Отечественной войны. В канун 50-летия победы

автора Ковалев Сергей Алексеевич

Приложение 1. Список экипажа подводной лодки Д -1, вышедшего в море 13 ноября 1940 года 1. Капитан-лейтенант Ельтищев Федор Максимович, командир подводной лодки Д-1 с 29 декабря 1939 года. Родился 8 апреля 1912 г. в селе Ильинки Богородицкого (Узловского) уезда Тульской области. После

Из книги Свастика над Таймыром автора Ковалев Сергей Алексеевич

Приложение 2. Список подводников, погибших при катастрофе подводной лодки Щ-424 20.10.1939 года 1. Военинженер 3-го ранга Норицын Геннадий Федорович, командир электромеханического сектора подводной лодки ГЦ-321 (с 17 июня 1939 года - Щ-424) 2-й Бригады подводных лодок КБФ. По другим

В середине 1980-х годов Советский Союз построил суперлодку, подобной которой не было нигде. Эта подводная лодка «Комсомолец», принятая в боевой состав флота в 1984 году, обладала большой скоростью и могла вести бой на огромных глубинах. В советском ВМФ настала новая эпоха.

Но прошло пять лет, и «Комсомолец» со своим ядерным оружием оказался на дне океана, а две трети его экипажа погибли из-за очередного проявления советской некомпетентности.

История «Комсомольца» началась еще в 1966 году. Коллектив конструкторского бюро «Рубин» под руководством Н. А. Климова и главного конструктора Ю. Н. Кормилицына получил задание начать реализацию проекта 685, или подводной лодки глубокого погружения. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжались восемь лет. Очевидно, это было связано с отсутствием подходящего металла, который мог бы выдержать колоссальное давление на глубине. Но в 1974 году было завершено строительство двойного корпуса, причем внутреннюю его часть сделали из титанового сплава.

Лодка проекта 685 (она же К-278) должна была стать опытным образцом для проведения испытаний в рамках строительства глубоководных советских субмарин будущего. Строительство начали на заводе «Севмаш» 22 апреля 1978 года, а официально закончили 30 мая 1983 года. Необычайно длительный период постройки был связан с трудностями, возникшими при обработке титана.

Контекст

За 10 лет не появилось планов поднять затонувшую АПЛ

The Independent Barents Observer 08.09.2013

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

В первый раз в новейшей истории России

ABC Nyheter 04.07.2016
Длина лодки К-278 была 110 метров, а ширина 12,3 метра. Внутренний корпус был шириной примерно восемь метров. Водоизмещение субмарины составляло 6 500 тонн, а благодаря применению титана вместо стали она оказалась заметно легче. Внутренний корпус был разделен на семь отсеков, два из которых были усилены, став безопасной зоной для экипажа. Там также находилась встроенная в рубку всплывающая спасательная камера, позволявшая экипажу покинуть корабль, находящийся на глубине до 1 500 метров.

Лодка была оснащена водо-водяным реактором ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт, который приводил в действие два парогенератора мощностью 45 тысяч лошадиных сил на валу. Это позволяло лодке развивать подводную скорость 30 узлов, а надводную 14 узлов.

Субмарина была оснащена низкочастотным пассивно-активным гидроакустическим комплексом МГК-500 «Скат» — тем самым, который сегодня используется в ударных подводных лодках проекта «Ясень». Он передавал данные на боевую информационно-управляющую систему «Омнибус-685». Вооружение лодки состояло из шести стандартных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом из 22 торпед типа 53 и противолодочных ракето-торпед «Шквал», движущихся в кавитационной полости.

Подводная лодка «Комсомолец» вошла в боевой состав Краснознаменного Северного флота в январе 1984 года и начала серию экспериментов по глубоководному погружению. Под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского она установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. Это было выдающееся достижение с учетом того, что американская субмарина ее класса «Лос-Анджелес» имела показатель по максимальной глубине погружения 450 метров. Расчетная глубина погружения у этой субмарины составляла примерно 1370 метров. У лодки имелась специальная система всплытия «Иридий» с газогенераторами для продувки балластных систем.

В советском ВМФ лодку К-278 считали неуязвимой на глубинах более тысячи метров. На таких глубинах чрезвычайно трудно обнаружить любую торпеду противника, особенно американскую Mark 48, максимальная глубина у которой составляет 800 метров. Первоначально лодку планировалось сделать испытательной, но к 1988 году она стала в полной мере боеготовым кораблем. Ей присвоили название «Комсомолец», как звали членов коммунистического союза молодежи.

7 апреля 1989 года, находясь на глубине 380 метров, «Комсомолец» столкнулся с проблемами прямо посреди Норвежского моря. По словам Нормана Полмара (Norman Polmar) и Кеннета Мура (Kenneth Moore), на борту находился второй экипаж, только что прошедший обучение. Кроме того, это была испытательная лодка, в связи с чем на ней не было аварийной команды, обеспечивающей борьбу за живучесть.

В седьмом отсеке в кормовой части начался пожар, и пламя повредило клапан подачи воздуха, из-за чего в огонь начал поступать сжатый воздух. Меры борьбы с огнем результатов не дали. Реактор заглушили, и продули балластные цистерны, чтобы лодка всплыла. Но пожар продолжал распространяться, и экипаж боролся с ним еще шесть часов, прежде чем поступила команда покинуть лодку. По словам Полмара и Мура, огонь был настолько сильный, что из-за высокой температуры от наружного корпуса начали отслаиваться плиты резинового покрытия, повышающие скрытность корабля.

Командир корабля капитан первого ранга Евгений Ванин вместе с четырьмя членами экипажа вернулся внутрь лодки на поиски тех членов экипажа, которые могли не услышать приказ об эвакуации. Далеко Ванин со своей спасательной командой продвинуться не сумел, потому что лодка дала дифферент на корму 80 градусов, и он был вынужден забраться в спасательную камеру. Сначала камера не могла отстыковаться от смертельно раненой лодки, но затем оторвалась от нее. Когда она оказалась на поверхности, от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море двоих подводников. Камера, где находился командир и члены спасательной команды, ушла под воду.

На тот момент погибли лишь четыре человека, но после того, как лодка затонула, многие моряки подверглись переохлаждению в воде, температура которой составляла всего два градуса Цельсия. Через час подошла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и рыболовное судно «Ома», которые спасли 30 человек. Часть из них позже скончалась от переохлаждения и от ран. Из 69 находившихся на борту членов экипажа погибли 42 человека, в том числе, командир лодки капитан 1-го ранга Ванин.

«Косомолец» погрузился на дно на глубину 1600 метров вместе с ядерным реактором и двумя торпедами «Шквал» в ядерном оснащении. В период с 1989 по 1998 годы было проведено семь экспедиций, чтобы обезопасить реактор и изолировать торпедные аппараты. Российские источники утверждают, что во время этих экспедиций были обнаружены следы несанкционированного проникновения на лодку «иностранных агентов».

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и The Daily Beast; он также является одним из основателей Japan Security Watch — блога, посвященного вопросам обороны и безопасности.

Подводная лодка К-129 после переоборудования по проекту 629А. Фото Николая Баймакова, предоставлено автором

В нашей предыдущей публикации мы достаточно обстоятельно показали, почему американская атомная подводная лодка (АПЛ) «Суордфиш» (USS Swordfish, SSN-579) не имеет отношения к гибели советской подводной лодки К-129 в марте 1968 года (см. «Кто виновен в гибели К-129», «НВО» от 24.11.17). В действительности в ночь с 24 на 25 февраля 1968 года, когда К-129 покинула акваторию Авачинской губы и, приняв подводное положение, двинулась на юг, слежение за советскими военно-морскими силами на подходах к военно-морской базе (ВМБ) Петропавловск-Камчатский в ходе своей 70-суточной миссии осуществляла другая американская многоцелевая субмарина - АПЛ «Барб» (USS Barb, SSN-596) типа «Пермит». Однако она не смогла зафиксировать выход К-129 и слежение за ней не устанавливала. В то же время после начала поисковой операции пропавшей К-129 именно АПЛ «Барб» обнаружила выход группы советских кораблей и донесла об этом своему командованию.

Согласно полученному заданию, К-129 двигалась на юг по 162-му меридиану до 40-й параллели, после чего повернула на восток. Движение вдоль 40-й параллели имело целью свести к минимуму вероятность обнаружения подлодки американской базовой патрульной авиацией, поскольку в ВМС США была установлена так называемая бесполетная зона между параллелями 39 и 41 градусов с.ш. с целью избежать помех в работе между самолетами P-3 «Орион», вылетающими с авиабазы Адак (о. Адак, Алеутские острова), и самолетами, вылетающими с авиабазы Барберз Поинт (о. Оаху, Гавайские острова).

В полночь 26 февраля К-129 передала радиодонесение (РДО) в режиме сверхбыстрого действия. Силами пунктов радиоразведки США в западной части Тихого океана РДО было зафиксировано и определена его принадлежность к советской подводной лодке № 722. Но само РДО расшифровано не было, и американские специалисты посчитали, что его передала возвращавшаяся из очередного выхода в море К-129. Ошибка была вызвана тем, что К-129 с бортовым № 722 была ранее зафиксирована в море в ходе ее контрольного выхода, и усугублена тем, что АПЛ «Барб» не обнаружила выход К-129 на боевую службу.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПЕРАЦИИ «АЗОРИАН»

Несмотря на сокрытие в свое время советским правительством факта гибели К-129 и особые меры секретности, принятые американской стороной и сопровождавшие операцию по ее подъему, сегодня в свободном доступе имеется довольно обширный материал, проливающий свет на катастрофу. Кроме того, к настоящему времени рассекречена и опубликована часть материалов, в том числе и некоторое количество фото- и видеоматериалов из архива специальной операции «Азориан» (Project Аzorian; ранее длительное время в зарубежных и отечественных источниках некорректно упоминалась под названием «Дженнифер»).

Длительное время наиболее вероятными первопричинами гибели лодки рассматривались:

– столкновение при плохой видимости с надводным судном (кораблем) с последующим поступлением воды через пробоину внутрь прочного корпуса;

– провал подлодки вследствие ошибок экипажа либо аварийного происшествия внутри подводной лодки по аналогии с ситуацией, возникшей на борту подводной лодки С-80 проекта 644 в январе 1961 года, когда принятые меры по аварийному продуванию, даче полного хода и перекладке рулей на всплытие оказались запоздалыми и неэффективными.

По мнению многих командиров и командиров электромеханической боевой части (БЧ-5), служивших на подводных лодках проекта 629, субмарина К-129 погибла из-за непреднамеренного провала за предельную глубину. Дело в том, что для своего водоизмещения подлодки проекта 629 имели недостаточную энерговооруженность, что не позволяло экипажу применять энергичные противоаварийные маневры, доступные другим дизельным лодкам.

В то же время для подлодок проекта 629А существующими в то время нормативами предписывалось не менее 90% времени боевой службы находиться в подводном положении или на перископной глубине. Осложняла ситуацию необходимость иметь заряд аккумуляторных батарей не ниже 2/3 номинальной емкости для обеспечения в любой момент немедленной предстартовой подготовки, которая вынуждала командиров или часто производить зарядку аккумуляторных батарей, или использовать для движения дизель. Принимая это во внимание, становится очевидным, почему большую часть времени лодки этого проекта находились в режиме РДП – очень сложном и опасном режиме, требующем от ходовой вахты непрерывного напряжения сил и неослабного внимания.

ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ

Статистика известных аварий с подводными лодками в послевоенный период только лишь подтверждает версию о внутренней причине гибели К-129. Ни одна из лодок, имевших под водой столкновения с другими подводными лодками, обстоятельства которых достоверно известны, не погибла. Но в то же время известно о гибели многих субмарин, провалившихся на глубину без воздействия извне: советская C-80 (1961), американская «Трешер» (USS Thresher, SSN-593, 1963), израильская «Дакар» (INS Dakar, 1968) и др.

Интересное совпадение: за два дня до гибели К-129 официально было объявлено об окончании другой безуспешной поисковой операции по поиску без вести пропавшей на переходе из Портсмута в Хайфу израильской подводной лодки «Дакар». Лодка затонула 25 января 1968 года в Средиземном море и была обнаружена лишь в мае 1999 года на глубине около 3 тыс. м. Точная причина гибели до сих пор не установлена. Вероятными считались три версии: как основная – провал подводной лодки за предельную глубину погружения по техническим причинам, не исключая человеческого фактора; воздействие противолодочного оружия со стороны советских кораблей 5-й оперативной эскадры или столкновение с неустановленным надводным судном (кораблем). После рассекречивания данных расследования, осмотра корпуса затонувшей субмарины с помощью подводного робота Remora 6000 и подъема на поверхность рубки «Дакара» родственникам погибших были предоставлены материалы для ознакомления, из которых следовало, что внешнее воздействие на лодку исключалось.

Также можно отметить еще одно трагическое совпадение: погибшая С-80 была головной дизельной ракетной подводной лодкой с крылатыми ракетами проекта 644, а К-129 при начале модернизации назначалась головной дизельной ракетной подводной лодкой с баллистическими ракетами с подводным стартом проекта 629А. Обе они погибли со всем экипажем, обе при этом легли на дно и обе впоследствии были обнаружены и подняты.

ПОИСКОВАЯ ОПЕРАЦИЯ И ДАННЫЕ АМЕРИКАНЦЕВ

10 марта 1968 года после объявления тревоги по флоту была задействована разведывательная авиация, в том числе и переброшенная с Северного флота. С аэродромов Елизово и Буревестник было выполнено более 280 вылетов самолетами Ту-95РЦ и Ту-16Р.

Только лишь 14 марта в операцию по поиску погибшей К-129 включилась группа судов, которой командовал недавно назначенный заместитель командира 29-й дивизии подводных лодок (дипл) капитан 1 ранга Валентин Иванович Бец. Входившие в состав группы СБ-43, ледокол «Вьюга», спасательное судно СС-23 и два океанографических исследовательских судна первыми направились по маршруту развертывания. В последующие сутки к ним присоединились другие корабли и подводные лодки. Тем не менее совместные поиски с воды никаких результатов не принесли и никаких признаков пропавшей лодки обнаружено не было.

Рассекреченные к настоящему времени материалы операции «Азориан», а также свидетельства и воспоминания участников событий, проливающие свет на обстоятельства гибели К-129, дают основания для опровержения предположений, согласно которым гибель лодки была внезапной и скоротечной.

Советские источники однозначно свидетельствуют, что несостоявшееся плановое РДО с борта К-129 было назначено в ночь с 7 на 8 марта, а днем 8 марта командование дивизии и флота уже было оповещено об отсутствии связи с К-129. Так, командир 29-й дивизии контр-адмирал Виктор Ананьевич Дыгало впоследствии вспоминал, что, когда он находился дома вместе с сослуживцами и их женами по случаю празднования 8 Марта, его срочно вызвали по телефону в кабинет к командующему 15-й эскадрой контр-адмиралу Якову Ионовичу Криворучко на совещание, где обсуждались возможные причины потери связи с К-129.

В то же время американские источники дают следующую информацию: звуки взрывов на борту К-129 были зафиксированы кабельным судном «Альберт Дж. Майер» (USNS Albert J. Myer, T-ARC-6) 11 марта 1968 года в восточной части Тихого океана из точки с координатами 29 градусов 32 минуты с.ш. и 147 градусов 06 минут з.д., то есть на расстоянии в 1730 морских миль от места гибели К-129. Судно осуществляло плановые работы по обследованию гидрофонов, установленных на морском дне. Первое акустическое событие было зафиксировано около полуночи с 11 на 12 марта по местному времени (около 12:00 11 марта по Гринвичу), второе – через 6 минут после первого. Записи с гидрофонов системы SOSUS в период с 1 по 15 марта никаких конкретных результатов не дали, поскольку система имела слабые возможности по фиксации кратковременных акустических событий, а предназначалась для накопления, обработки информации и выявления длительно шумящих источников.

Однако в ведении ВВС США имелась и другая система, собирающая акустическую информацию. 1 апреля 1948 года была запущена в действие система наблюдения за ядерными взрывами под управлением Центра технических применений ВВС США (Air Force Technical Applications Center – AFTAC). Система имела в своем распоряжении космические и воздушные датчики обнаружения факторов ядерных взрывов, а также сейсмические и подводные акустические. Подводная составляющая в Тихоокеанском регионе была развернута у побережья атолла Эниветок (архипелаг Ралик), атоллов Мидуэй, Уэйк и острова Оаху (Гавайские острова). Центр AFTAC получил в свое распоряжение и гидрофоны системы SOSUS центра наблюдения, расположенного на острове Адак.

Специалисты американской военно-морской разведки 14 мая провели совещание с руководством центра AFTAC по вопросу исследования информации, связанной с двумя акустическими сигналами, зафиксированными 11 марта. Специалистами AFTAC были вычислены точные данные о времени фиксации этих сигналов различными пунктами. Мидуэй: 12:14:30Z – 12:20:28Z, Адак: 12:18:56Z – 12:24:55Z, Уэйк: 12:30:12Z – 12:36:10Z, Оаху: 12:33:22Z – 12:39:20Z, Эниветок: 12:40:30Z (Z – символ приведения времени по Гринвичу. – И.К.).

Сравнение данных с четырех пунктов наблюдения AFTAC и пункта наблюдения SOSUS, проведенные в техническом центре AFTAC, дали место источника акустических событий с точностью в 2 морские мили: 40 градусов 06 минут с.ш. и 179 градусов 57 минут з.д. 9 июня для проверки расчетов была взорвана контрольная серия из четырехкилограммовых зарядов в северной части Тихого океана, показавшая точность полученных данных.

В 2009 году техническими специалистами были детально проанализированы записи акустических событий, сделанные 11 марта 1968 года системой наблюдения AFTAC. Их вывод сводился к следующему: двум основным акустическим событиям продолжительностью 155 секунд с интервалом в 6 минут, которые можно определить как взрывы ракетных шахт № 2 и № 3 в подводном положении, предшествовали еще три акустических события в 11:58:58Z, 11:59:43Z, и 11:59:47Z. Каждое из них состоит из энергетических импульсов длительностью 0,7, 1,5 и 0,7 секунды соответственно. Эти кратковременные импульсы были локализованы внутри прочного корпуса, поскольку не имели «акустического портрета» характерного для подводного взрыва, который более продолжителен за счет эффекта «пузырькового импульса» и легко идентифицируется операторами SOSUS. Характерных звуков разрушений прочного корпуса наподобие тех, что фиксировались при идентификации записей системы SOSUS в период поиска пропавшего американского атомохода «Скорпион» (USS Scorpion, SSN-589), обнаружено не было. Все это может говорить о том, что подлодка К-129 проваливалась на глубину с уже частично затопленным прочным корпусом.

Таким образом, при сопоставлении информации от советской и американской сторон можно сделать важное предположение, ранее не рассмотренное и не обсуждавшееся специалистами: К-129 как минимум трое суток до момента затопления 11 марта находилась в аварийном состоянии с невозможностью передать РДО и сигнал об аварии. Предполагать же, что американская сторона сфальсифицировала дату обнаружения акустических сигналов в точке гибели К-129, веских оснований нет. Во-первых, дорогостоящее и затратное прикрытие и легендирование операции прикрытия поиска и подъема лодки закончилось в 1974 году, а, во-вторых, нет как такового смысла фальсифицировать эту дату в рассекреченных документах.

ЦРУ ИДЕТ ЗА СОВЕТСКИМИ СЕКРЕТАМИ

Решение о поиске затонувшей советской подводной лодки было принято летом 1968 года. Имеющееся в распоряжении ВМС США поисковое судно «Мицар» (USNS Mizar, T-AGOR-11), с помощью которого были обнаружены затонувшие американские атомные подлодки «Трешер» и «Скорпион», для поиска К-129 не годилось, поскольку работа этого судна в точке гибели К-129 однозначно нарушала секретность всей операции.

В то же время в распоряжении военно-морской разведки США находилась атомная подводная лодка специального назначения «Хэлибэт» (USS Halibut, SSN-587), предназначенная для поиска затонувших объектов. Лодка прошла программу испытаний и уже имела опыт поиска затонувшего советского вооружения с помощью управляемых аппаратов «Фиш» (Fish) в марте 1968 года. Использование подводной лодки хотя и имело меньше шансов на обнаружение К-129, но полностью обеспечивало скрытность поисков.

В ходе поисковой операции, получившей кодовое название «Бархатный кулак», подлодка «Хэлибэт» в августе 1968 года все же обнаружила обломки К-129 и сделала около 22 тыс. фотоснимков. Советская подлодка с сильно деформированным и переломленным корпусом лежала на правом борту, кормовая часть, начиная с 5-го отсека, находилась в 100 м от носовой части.

При сопоставлении информации о взрывах на борту с имеющимися фотоматериалами видно, что часть ограждения рубки К-129 в месте расположения ракетных шахт сильно повреждена, обшивка рубки вывернута далеко в стороны, а шахты № 2 и 3 выше палубы надстройки как таковые отсутствуют, угадываются лишь нагромождения бесформенных металлических конструкций. Боеголовки и сами ракеты внутри шахт тоже отсутствуют. Из этого можно сделать следующий вывод: уже на запредельной глубине внутри шахт произошел взрыв ракетного топлива, что привело к разрушению шахт и кормовой части ограждения боевой рубки.

Аналогичная ситуация произошла на борту подводного ракетоносца К-219 проекта 667АУ из состава 19-й дипл Северного флота в октябре 1986 года с похожей по конструкции жидкотопливной ракетой Р-27У. Проникшая через неплотность неисправной верхней крышки забортная вода привела к созданию избыточного давления внутри шахты, в результате чего были раздавлены баки с топливом и окислителем. При смешивании компонентов произошел взрыв. После затопления К-219 со всеми остальными ракетами произошло то же самое, но через некоторое время. Осмотры глубоководными обзорно-поисковыми роботами комплекса «Лортодромия» в 1987 году затонувшей К-219 показали, что все шахты, в которых оставались ракеты, имеют разрушения. Таким же образом, как и в случае с К-219, понадобилось колоссальное давление вокруг погружающейся ниже предельной глубины К-129, чтобы произошло поступление воды в шахты и разрушение топливных баков ракет. Сами шахты имеют сопоставимый с прочным корпусом запас прочности, и поэтому они сначала потеряли герметичность от забортного давления, а полностью были уничтожены от взрыва топлива и окислителя.

В то же время шахта № 1 хоть и имела повреждения от взрывов в шахтах № 2 и 3, но ее крышка оставалась в закрытом положении с прижатым кремальерным замком, что свидетельствовало о нахождении боеголовки ракеты внутри шахты. Этого факта оказалось достаточно, чтобы Центральное разведывательное управление (ЦРУ) приняло решение о дорогостоящем подъеме части корпуса длиной 42 м.

Кроме моноблочной боеголовки Р-21 в поднимаемой части также находились:

– две торпеды 53-56 с атомным специальным боевым зарядным отделением (АСБЗО);

– две торпеды СЭТ-53М;

– комплект секретной боевой и эксплуатационной документации в секретной части, находящейся на 1-й палубе 4-го отсека;

– аппаратура связи, в том числе и аппаратура ЗАС (засекречивающая аппаратура связи) в рубке связи, объединенной с постом ЗАС на 1-й палубе 2-го отсека.

Пост СПС (связь повышенной стойкости) с шифровальной аппаратурой и шифрокодами располагался в 5-м отсеке. Часто повторяемое в различных публикациях свидетельство, что по просьбе командира К-129 при модернизации корабля пост СПС был перенесен из 2-го отсека в 4-й для увеличения площади командирской каюты, является не чем иным, как художественным вымыслом. Перенести в другой отсек боевой пост, имеющий допуск к документам с грифом «СС» (совершенно секретно) и «ОВ» (особой важности), по своему усмотрению и без рабочих чертежей от проектанта судоремонтный завод действующими регламентами уполномочен не был. Шифропост находился в 5-м отсеке в соответствии с проектной документацией конструкторского бюро – проектанта.

По свидетельству американской стороны, в момент подъема произошли разлом захватов и разрушение поднимаемого корпуса. В захватах остался только 1-й отсек с торпедным боезапасом.

Впрочем, о составе вооружений и секретов, попавших в руки американцев, нет никаких достоверных сведений. В то же время капитан «Хьюз Гломар Эксплорер» (Hughes Glomar Explorer) впоследствии под присягой свидетельствовал, что его судно сделало шесть операций по опусканию захватов, и лишь две из них были тренировочными.

Останки советских моряков, обнаруженные внутри корпуса подлодки, были захоронены с борта судна «Хьюз Гломар Эксплорер» 4 сентября 1974 года примерно в 90 морских милях к юго-западу от острова Оаху, в точке с координатами 18 градусов 29 минут c.ш. и 157 градусов 34 минуты з.д.

Михайлов Андрей 15.05.2013 в 17:00

Гибель, точнее, неожиданное исчезновение подводной лодки "Эридис" французского флота в свое время вызвала большой резонанс в мире. Трагедия произошла ранним утром 4 марта 1970 года. Несмотря на то, что место ЧП было установлено почти сразу, субмарину не могли найти почти два месяца. И это не единственная загадочная деталь этой катастрофы.

Вообще о погибшей французской субмарине "Эридис" написано почему-то очень мало. Вспомним - о гибели российского "Курска" написаны десятки книг и снято несколько документальных фильмов. Один из самых известных снят известнейшим французским журналистом Жан-Мишелем Карре. А поводом и основой для фильма, между прочим (и это признает сам автор фильма), стал материал, опубликованный в "Правде.Ру" через три года после гибели "Курска".

Во время проведения Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов "Море зовет!", который проходит в Санкт-Петербурге, автору этих строк довелось побеседовать с бывшим командиром третьей по счету атомной подлодки Франции, контр-адмиралом Жаном Мари Матэ. Однако и адмирал не раскрыл каких-то особенных тайн об "Эридис", отличных от тех, которые содержатся в весьма немногочисленной открытой прессе. Хотя Жан Мари Матэ совершенно справедливо отметил, что подводники, будь они какой угодно национальности и государственной принадлежности, все равно всегда остаются героями. Национальность у них как бы одна и вытекает она из профессии, трудной и опасной на всех флотах мира.

Но все-таки почему гибели субмарины "Эридис" уделено так мало внимания в прессе, книгах и кино? Ведь исчезновение и гибель этой подлодки в Средиземном море было в свое время тоже мировой сенсацией…Тайна тайн. Впрочем, кое-какую информацию мы все-таки нашли. Пришлось прибегнуть к помощи переводчиков с французского и залезть в архивы российского, точнее, советского ВМФ (наши военные тоже исследовали эту катастрофу). Ну, и основательно перелопатить франкоязычный и русскоязычный интернет. И вот что мы выяснили.

"Эридис" (по нашему - "Эвридика") принадлежала к дизель-электрическим подводным лодкам класса "Дафне", которых для ВМС Франции, было построено 11 единиц, и все они носили имена мифических богинь, нимф и дриад. Подводные лодки этого класса строились также для ВМС Испании, Португалии, Южно-Африканской Республики и Пакистана. Полное подводное водоизмещение подлодки составляло чуть более тысячи тонн, длина около 58 метров, на ней было 12 торпедных аппаратов (кстати, это немного больше, чем на любой российской подлодке этого класса).

Согласно исторической справке, которая есть в русскоязычных первоисточниках, субмарина S-644 "Eurydice" была заложена в июле 1958 года на верфи "Direction des Constructions et Armes Navales" в Шербуре. Спуск субмарины на воду состоялся 19 июня 1960 года, а 26 сентября 1964 года лодку ввели в состав ВМС Франции. Ее подводная служба была обычной для подлодок Франции: боевая подготовка экипажа в базе и в море, патрулирование у южных берегов Франции и Северной Африки, сопровождение гражданских судов с важными для Франции грузами. За акваторию Средиземного моря "Эридис" никогда не выходила.

Ранним утром 4 марта 1970 года "Эридис" вышла из базы Сан-Тропе, на борту находилось 57 человек. В море субмарина должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника, для чего "Эридис" держала связь с базовым патрульным самолетом "Атлантик", вылетевшим с морской авиабазы Ним-Гарон. Море было вроде бы поначалу довольно спокойным. Интересно, что с самолета несколько раз видели бурун от перископа "Эридис", когда лодка находилась в семи милях к юго-востоку от мыса Камара. Связь была нормальной. Но вдруг рано утром, в 7.13 по местному времени, любые сообщения с борта "Эридис" как-то очень резко прекратились! Самолет "Атлантик" полностью потерял радиолокационный контакт с лодкой…

В последней радиограмме командир субмарины сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. Очень быстро, почти сразу же после обрыва связи, лодку начали искать не только флотские самолеты, но и корабли противолодочной обороны. Французский флот направил в море все, что только было возможно на тот момент: надводные корабли "Сюркуф", "Дюпер", "Пикар", "Вандея", "Алерт", "Араго", "Жан Шарко" и шесть тральщиков, а также подводные лодки "Дафне" и "Дорис", самолеты и вертолеты. Спасательные силы в предполагаемый район пропажи "Эвридис" поспешили со всего Средиземного моря. В поисках приняли участие и итальянцы, которые направили в район поисков четыре тральщика, и американцы, которые выслали на помощь военное спасательное судно "Скайларк".

Достаточно быстро был определен приблизительный район гибели "Эридис" площадью четыре квадратные мили. Было установлено место, где патрульный самолет "Атлантик" наблюдал субмарину во время последнего сеанса связи. Спустя некоторое время рядом с этим местом было обнаружено большое пятно соляра, а несколько позже и клинья, куски фанеры и перфокарту с кодом "Эридис". Это были останки субмарины и вместе с тем доказательства страшной правды: подводная лодка погибла. Далее к работе подключились эксперты, было проведено идентификационное исследование дизельного топлива, взятого из пятна, обнаруженного в море. Оказалось, что соляр имеет высокое содержание серы и это как раз характерно для топлива, использовавшегося на "Эридис".

Спустя четверо суток с момента начала поиска руководство французского флота объявило "Эридис" и 57 членов ее экипажа погибшими. Офицеры, находившиеся на спасательных судах, сняли фуражки, а корабли всего флота Франции в одно и то же время включили тифоны - устройства, дающие громкий и отнюдь не радостный звук. Этот своеобразный салют был своеобразным прощанием с субмариной…Уже несколько позже, после анализа показателей сейсмографов береговых геодезических лабораторий, было установлено, что в 7.28 четвертого марта они зарегистрировали взрыв. А наложения пеленгов на зону взрыва с различных сейсмостанций позволило определить точное место, где произошла трагедия. Но что тоже является некой тайной, саму подводную лодку долгое время обнаружить не удавалось! Поднялась, можно сказать, волна общественного недовольства.

Родственники погибших подводников требовали любой ценой найти подводную лодку и установить причину ее гибели. Правительство Франции обратилось к США с просьбой оказать помощь в поиске "Эридис". В Тулон спешно прибыло американское спасательное судно "Мизар", успешно зарекомендовавшие себя при поисках подводной лодки "Трешер" и потерянной у Паломареса водородной бомбы. И лишь 22 апреля, более чем чере полтора месяца после гибели субмарины, американцами были обнаружены и идентифицированы несколько крупных обломков "Эридис", разбросанных на глубинах от 600 до 1100 метров…

Анна ТРОФИМОВА

На борту были 47 молодых мужчин со всего Союза.После того как власти Крыма обнародовали списки экипажа, журналисты разыскали родственника единственного крымчанина с советской подлодки, найденной крымскими аквалангистами в районе Тарханкута, сообщает ВГ .

"Щука" мешала фашистам вывозить награбленное добро - охотилась на немецкие суда и топила их, пока не попала под обстрел быстроходных немецких кораблей. С пробоиной в жилом отсеке она залегла на дно, экипаж, слабея от недостатка кислорода, безуспешно пытался запустить моторы. 17 февраля 1944 года с "Щуки" пришел последний радиосигнал. 69 лет спустя ее на глубине 52 метра случайно обнаружили водолазы. Сенсационная находка породила массу вопросов: почему ее нашли только сейчас, кто являлся членами экипажа, и правда ли, что внутри "щуки" сухо. С помощью специалистов попробуем на них ответить.

Почему подлодку нашли только сейчас?

Почему? Ну, эта не последняя, еще целых 16 подлодок в Черном море числятся пропавшими без вести, - рассказывает Сергей Воронов, руководитель Черноморского центра подводных исследований. - А 52 метра - большая, техническая глубина. В тот квадрат мы пришли, чтобы продолжить начатые в прошлом году поиски палеоследов на дне Черного моря - тогда мы наткнулись на целое поле метановых фонтанов и грязевых вулканов и в этом году вернулись, чтобы отснять видео. Вдруг мы зафиксировали объект. Оказалось, что это единственная воевавшая в то время в Черном море "щука" проекта Х-бис номер "Щ-216". Всего "щук" было построено 41, 36 затонули в сражениях, и ни одна в целости не сохранилась. Эта может быть первой. Еще одну нашли в Черном море, возле острова Змеиный, но торпеды в таком состоянии, что там страшно даже ластой двинуть!

Лодка мешала фашистам вывозить награбленное

В черноморском флоте был целый дивизион, состоящий из "щук" разных типов, в 1944 они препятствовали войскам Вермахта, вывозившим награбленное добро в порты Румынии и Одессы, - рассказывает Воронов. - Базировались в Феодосии и Грузии. "Щ-216", по данным сайта submarine-at-war.ru, 3 июля 41-го перешла в Севастополь, в августе - в Феодосию. Потопила румынский транспорт "Карпати" и повредила германский танкер "Фируз". 16 февраля 1944 года она торпедировала один из немецких транспортов, и после этого она на связь не вышла. Ее атаковали два военных немецких судна, наши хотели залечь на дно и переждать, пока они уйдут, но, увы, немцы попали. Вторая наша подлодка передала, что слышала в этом районе 34 взрыва глубинной бомбы, а после на поверхности моря появились большое масляное пятно, папиросные пачки, обрывки одежды и книги. В 12 дня 17 февраля на следующий день немцы передали, что затоплена советская подводная лодка,

Экипаж "Щуки" - кто они?

По словам председателя Рескома по охране культурного наследия Ларисы Опанасюк, командиром подлодки был сочинец, капитан III ранга Григорий Карбовский, ровесник первой в истории России субмарины "щука", выпущенной в 1904 году. Экипаж - 47 молодых мужчин со всего Союза, преимущественно россияне, а комендор - единственный на корабле крымчанин Николай Иванович Нудьга, родившийся 18 сентября 1923 года в селе Борогань Раздольненского района, беспартийный. Родственников героически погибших моряков уже ищут с помощью специальных баз данных.

Если она целая и сухая - это будет чудо

Заместитель председателя Совета Министров Крыма Азиз Абдуллаев в свое время на камчатке в Авачинской бухте командовал взводом по обслуживанию подводных кораблей. По его мнению, в шести отсеках субмарины действительно может быть сухо, но это при очень большом везении.

Надо учитывать, что резинки на крышках люков не могли сохраниться за столько лет, соленая вода ведь - среда агрессивная. А если герметики уже не было, могла сохраниться только мягкая нержавейка, из нее делают корпус субмарины. - сообщил Азиз Рефатович, добавив, что экипаж потопленной лодки мог продержаться еще 3-4 дня пока не кончился кислород.

Капитан 1 ранга Анатолий Югов, командовавший в 90-е отдельным дивизионом подводных кораблей ВМС Украины считает, что на "Щуке" сейчас все может быть так, как на момент гибели экипажа.

Когда лодка в море, все переборки задраены, и в случае аварии их моментально герметизируют. Другое дело, что швы могла "побить" коррозия, и тогда вода, возможно, стала просачиваться. Но случаи, когда подлодки поднимали и находили останки моряков, реальны, в 1968 году нашу подлодку американцы подняли с глубины 5 тысяч метров.

Журналист Леонид Пилунский, служивший в 70-е капитаном подводного научного аппарата "Гидронавт I", наоборот, уверен, что "Щука" не уцелела.

Мне очень трудно поверить, что в лодке за 70 лет остались не затопленными все отсеки, кроме одного. Зная хорошо, как устроена подлодка, я вам говорю, что это фантастика. Трубопроводы пронизывают всю лодку от кормы до носовой части, где расположены торпедные аппараты, поэтому за семь десятилетий она была бы давным-давно затоплена полностью.

Родственник крымчанина с "Щуки" живет в Евпатории.

Молодого человека зовут Андрей Нудьга, и он очень хочет, чтобы Николай Иванович оказался его прапрадедом.

Да, я почти уверен, что это мой родственник, все совпадает! Бабушка и дедушка мои рассказывали, что один из наших, родственник по линии деда, после войны числился пропавшим без вести. Я с вами сейчас говорю, и мурашки по коже! - возбужденно говорил нам в трубку Андрей. Он пообещал вечером сходить к дедушке, чтобы выяснить все точно.


Субмарина типа "Щ" (Щука)

Советская дизель-электрическая подводная лодка. За всю историю субмарин этого типа было построено 86 единиц.

Скорость - надводная 13 узлов (25 км.ч.), подводная 8 (15 км.ч.);
- Предельная глубина погружения 90 метров;
- Автономность - 20 суток;
- Длина 58,8 метра;
- Ширина 6,2 метра;
- Вооружение - торпеды и 45-мм. артиллерийское орудие на палубе.

ПОЛНЫЙ СПИСОК ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

1. Карбовский Григорий Евстафьевич, 1903 г.р., командир корабля.

2. Ларионов Геннадий Алексеевич, 1917 г.р., старший лейтенант, помощник командира корабля.

3. Любимов Евгений Васильевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-1.

4. Глотов Никифор Васильевич, 1919 г.р., старший лейтенант, командир БЧ-2-3.

5. Лейн Илья Абрамович, 1919 г.р., старший инженер-лейтенант, командир БЧ-5.

6. Савин Павел Андрианович (ошибочно, Андреянович), 1915 г.р., капитан медицинской службы, начальник санитарной службы ПБ "Нева".

7. Швец Иван Константинович, 1915 г.р., главный старшина, боцман.

8. Бубнов Алексей Иванович, 1914 г.р., старшина 1 статьи, боцман ПЛ "Щ-207".

9. Белоусов Степан Трифонович, 1920 г.р., старший краснофлотец, рулевой.

10. Минчев Пётр Николаевич, 1923 г.р., краснофлотец, рулевой.

11. Плаксин Григорий Сергеевич, 1924 г.р., краснофлотец, рулевой.

12. Кузнецов Павел Фомич, 1921 г.р., краснофлотец, рулевой.

13. Лесников Пётр Иосифович, 1921 г.р., краснофлотец, командир отделения штурманских электриков.

14. Косульников Евгений Александрович, 1919 г.р., старшина 1 статьи, командир отделения комендоров.

15. Нудьга Николай Иванович, 1923 г.р., краснофлотец, комендор.

16. Горохов Василий Дмитриевич, 1917 г.р., старшина 1 статьи, старшина группы торпедистов.

17. Морозовский Алексей Владимирович, 1914 г.р., старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.

18. Пересыпкин Николай Фёдорович, 1921 г.р., старший краснофлотец, старший торпедист.

19. Литвиненко Иван Петрович, 1923 г.р., краснофлотец, торпедист.

20. Ефимов Герман Агафьевич, 1914 г.р., главный старшина, старшина группы радистов.

21. Сомов Алексей Николаевич, 1919 г.р., краснофлотец, командир отделения радистов.

22. Фадеев Андрей Михайлович, 1922 г.р., краснофлотец, радист.

23. Самойленко Виктор Иванович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

24. Гришкин Сергей Анисимович, 1924 г.р., краснофлотец, гидроакустик.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх