Подводная лодка тип 21 немецкая. Немецкие подводные лодки XXI серии

Появление подводных лодок XXI серии ознаменовало рывок немцев в проектировании и строительстве. Эти сверхсовременные подлодки были первыми, при серийном производстве которых использовались девять готовых модулей. Изготовленные на разных заводах Германии секции корпусов лодок на верфях тщательно состыковывали и сваривали за минимальное время. Теоретическая оценка времени, затрачиваемого на строительство одной подводной лодки XXI серии, составляла 176 дней, при этом на сборочной верфи она должна была проводить только 30 дней.


В апреле 1943 года был утвержден детальный план по переделке с минимумом изменений базового проекта XVIII серии (подводная лодка водоизмещением 1600 тонн с турбиной Вальтера и дизельными двигателями) в XXI серию "Elektroboot". На этой серии двойная двигательная установка была заменена новыми дизелями с турбонаддувом и электродвигателями с улучшенными характеристиками вместе со специальными электродвигателями "подкрадывания", позволявшими подбираться к противнику бесшумно, а в нижней части прочного корпуса вместо цистерн для перекиси водорода появилась возможность разместить большое количество аккумуляторных батарей, благодаря чему существенно увеличивалась дальность подводного хода лодки. Конечным результатом стала подводная лодка, равная по величине IXD, но с неизмеримо возросшими возможностями. Хотя подводная лодка XXI серии имела меньший радиус действия и более низкую скорость надводного хода по сравнению с лодкой типа IXD2, ее подводная скорость была выше надводной. Способная развить 12 узлов под шноркелем и 17,2 узла при движении в подводном положении на электродвигателях против соответственно 6 и 7 узлов подводной лодки IX серии, она могла погружаться глубже границы в 130 м вплоть до глубины 280 м и идти под водой двое суток при нормальной скорости и одиннадцать суток - на малом ходу без подъема шноркеля.

Будучи первым в мире типом действительно подводной лодки, подводные лодки XXI серии были оборудованы в соответствии с этой задачей. Благодаря обтекаемым обводам корпуса и практически бесшумному ходу их гораздо труднее было обнаружить противнику. Корпус был просторным со множеством усовершенствованных приборов, в нем были установлены системы кондиционирования воздуха и удаления отбросов, а также имелся холодильник для хранения запасов продовольствия. Подводные лодки XXI серии могли вести войну, находясь в подводном положении. Все шесть торпедных аппаратов были размещены в носовой части лодки и имелся боевой запас из двадцати трех совершенных торпед с курсовыми и акустическими системами наведения. Оснащенные гидрофонами с дальностью действия до 50 миль и сложной эхо-камерой "Balkon Gerat", с помощью которой можно было легко сопровождать, идентифицировать и разделять групповые цели в подводном положении, лодки XXI серии были предназначены для проведения атак, не приближаясь к поверхности ближе чем на 50 м. Они обладали всеми качествами, чтобы повернуть ход битвы за Атлантику в пользу Германии.

Однако при всем своем совершенстве подводные лодки XXI серии не были лишены недостатков. Главным недостатком лодок являлась слабая конструкция. Спешно изготовленные на разных заводах, восемь корпусных секций не стыковались между собой надлежащим образом, в связи с чем прочный корпус не смог бы противостоять взрывам глубинных бомб на небольшом от лодки расстоянии и выдерживать давление на больших глубинах. Вторым серьезным недостатком являлось несовершенство гидравлических систем. Трубопроводы многих гидравлических систем лодки располагались между прочным и легким корпусом, поэтому они были подвержены повреждениям при близких разрывах бомб и их нельзя было отремонтировать при нахождении лодки в подводном положении. Кроме того, поскольку наружные соединения невозможно было сделать полностью водонепроницаемыми, со временем в трубопроводах гидравлических систем появлялись утечки и на поверхности появлялся маслянистый след жидкости. И хотя отдельные узлы этих систем были улучшены, основные недостатки оказались не устраненными. Третьим серьезным недостатком являлось отсутствие возможности использования компрессоров турбонаддува. На лодках XXI серии совместно с дизелями предполагалась установка компрессоров для предварительного сжатия воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Однако по причине просчетов в проектировании и постройке использование компрессоров не представлялось возможным. В связи с этим мощность каждого двигателя снизилась с 2000 до 1200 л.с., что в конечном итоге привело к уменьшению скорости в надводном положении до 15,6 узлов и увеличению времени перезарядки аккумуляторных батарей с одного до двух часов. Достоверно известно, что U-2518 была единственной из всех захваченных британцами подводных лодок XXI серии, на которой были установлены дизели с турбонаддувом.

Всего было введено в строй 118 подводных лодок XXI серии, но только одна из них - U-2511 (командир - корветтен-капитан Адальберт Шнее) - отправилась в боевой поход в Карибское море 3 мая 1945 года. Еще одна лодка, U-3008 , готовилась к первому боевому походу в последние дни войны.

КОНСТРУКЦИЯ

Подводные лодки XXI серии были первыми, при серийном производстве которых использовались готовые секции. На предприятиях и заводах, зачастую удаленных от моря, в секциях корпусов производился монтаж внутренних механизмов и узлов, после чего они отправлялись на сборочные судоверфи. На верфях секции корпусов тщательно состыковывали и сваривали. Конструктивно прочный корпус имел модульную конструкцию и состоял из девяти отдельных секций: кормовой, электродвигателей, дизельных двигателей, кормовой жилой, центрального поста, носовой жилой, хранилища торпед, торпедных аппаратов и рубки.

Подводные лодки XXI серии были двухкорпусными; в поперечном сечении прочный корпус имел вид цифры "8": верхнюю и нижнюю части. Корпус лодки имел полностью обтекаемые обводы, без каких-либо выступающих частей, способных увеличить лобовое сопротивление воды. В отличие от подводных лодок более ранних серий, у подводных лодок XXI серии отсутствовали "седельные" цистерны и палубное вооружение. Двуствольные 20-мм зенитные пушки встраивались во вращающиеся обтекатели, установленные в передней и задней частях боевой рубки. Перископы, шноркель, мачты радиолокаторов и прочие устройства являлись выдвижными. Все средства управления, находившиеся на мостике, прикрывались одним обтекателем с хорошей гидродинамической конфигурацией. В-общем, делалось все возможное для снижения лобового сопротивления и увеличения скорости подводного хода.

Рассмотрение расположения отсеков начинается с кормы лодки, во избежание путаницы в расположении оборудования относительно правого или левого борта.

Первым отсеком в прочном корпусе являлся кормовой отсек. На подводных лодках XXI серии кормовые торпедные аппараты отсутствовали. В кормовом отсеке по левому борту располагалась небольшая ремонтная мастерская с токарным станком и трюмная помпа, а по правому борту – гальюн. Под полом верхней части отсека располагалась цистерна машинного масла, а в нижней части отсека в прочном корпусе – две дифферентные цистерны.

Следующим от кормы к носу лодки располагался отсек электродвигателей. В нем находилось два гребных электродвигателя 2 GU 365/30 фирмы Siemens мощностью 2500 л.с. каждый при 1675 об./мин. и два электродвигателя "подкрадывания" мощностью 113 л.с. каждый при 350 об./мин. Над гребными электродвигателями устанавливались два вентилятора системы воздушного охлаждения. В передней части отсека возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека дизельных двигателей, по обе стороны от прохода располагались две приборные панели гребных электродвигателей подводной лодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна дистиллированной воды и цистерна машинного масла.

Следующим после отсека электродвигателей от кормы к носу лодки располагался отсек дизельных двигателей. В нем находилось два 6-цилиндровых дизельных двигателя M6V 40/46 с турбонаддувом системы Бюхи фирмы MAN мощностью 2000 л.с. каждый при 520 об./мин. В центральной части отсека над проходом между двигателями располагались расходные баки дизельного топлива, а в передней части отсека справа и слева по борту – два вентилятора и воздуховоды для снабжения свежим воздухом отсеков подлодки. Под полом верхней части отсека располагались цистерна сбора дизельного топлива, цистерна сбора машинного масла, цистерна машинного масла и цистерна отработанного машинного масла.

Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек матросов. На подводных лодках более ранних серий центральный проход разделял два ряда двухъярусных коек, однако на подводных лодках XXI серии койки размещались в четыре ряда, по два вдоль каждого борта. В жилом отсеке матросов вдоль каждого борта находилось три двухъярусных койки и две трехъярусных койки, разделенные узким проходом, всего двадцать четыре койки. В нижней части отсека располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе, и трубопроводы отбора газов аккумуляторных батарей. Батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания.

Следующим после жилого отсека от кормы к носу лодки располагался отсек центрального поста с установленной на нем рубкой. Отсек центрального поста также включал в себя и камбуз, располагавшийся в задней части отсека возле переборки, отделявшей отсек центрального поста от отсека дизельных двигателей. По левому борту лодки в камбузе была установлена электрическая плита, а по правому борту – кладовая для продуктов и холодильная камера для хранения свежих продуктов. Отсек центрального поста отделялся от камбуза легкой переборкой. В средней части отсека располагались шахты командирского и зенитного перископов, рабочие части которых находились в боевой рубке. В передней части отсека, ближе к переборке, возвышалась большая цилиндрическая труба с внутренней лестницей, ведущей наверх в рубку. Справа по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижного шноркеля и напротив нее справа по борту – панель контроля и управления работой вспомогательных механизмов, далее в сторону носа лодки – группы вентилей, регулирующих подачу сжатого воздуха в цистерны. После них справа по борту располагались электрические приводы управления кормовыми и носовыми горизонтальными рулями глубины. Далее справа по борту в углу отсека находился гирокомпас и перед передней переборкой – пост управления вертикальным рулем, включавший в себя электрический привод управления рулем, машинный телеграф управления двигателями и репитер гирокомпаса. Слева по борту в задней части отсека у переборки располагалась шахта выдвижной мачтовой антенны, вдоль левого борта – группа из двух баллонов сжатого воздуха. Далее слева по борту размещался штурманский стол, над которым находился индикатор ультразвукового эхолота "Atlas", а возле передней переборки – два масляных насоса гидравлической системы. Отличительной особенностью размещения оборудования лодки XXI серии явилось наличие отсека вспомогательных механизмов, находившегося под центральным постом. В правой части отсека располагались вентилятор системы вентиляции аккумуляторных батарей, трюмная помпа и система трубопроводов; ближе к передней части отсека устанавливался трап, ведущий в отсек центрального поста. В левой части отсека вспомогательных механизмов располагалась группа из трех баллонов сжатого воздуха и электрический воздушный компрессор HK 1,5 фирмы Крупп мощностью 16 л/мин. при давлении 205 кг/кв.см.

Следующим от кормы к носу лодки располагался жилой отсек офицеров и унтер-офицеров. Слева по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, находилась "каюта" командира лодки, более просторная, чем на лодках более ранних серий. После "каюты" командира лодки слева по борту располагалась гидроакустическая рубка, за ней в сторону носа лодки – ряд двухъярусных коек вдоль борта и ряд трехъярусных коек у центрального прохода для старших унтер-офицеров, и ряд трех двухъярусных коек вдоль борта и ряд двух трехъярусных коек у центрального прохода для унтер-офицеров. Справа по борту возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека центрального поста, располагалась радиорубка, за ней в сторону носа лодки – довольно просторная "каюта" главного инженера. После "каюты" главного инженера в два ряда располагались койки офицеров подводной лодки: одноярусная вдоль борта и двухъярусная у центрального прохода, а возле переборки, отделявшей этот отсек от отсека торпедных аппаратов – гальюн. В нижней части отсека по левому борту под "каютой" капитана, гидроакустической рубкой, койками старших унтер-офицеров и по правому борту под радиорубкой и "каютой" главного инженера располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. В нижней части отсека по левому борту под койками унтер-офицеров и по правому борту под койками офицеров и гальюном также располагались аккумуляторные батареи из 124 элементов в два яруса, включавшие по 62 элемента 44 MAL 740 емкостью 11300 ампер/часов при 20-часовой разрядке в каждом ярусе. Обе группы аккумуляторных батарей также были оборудованы трубопроводами отбора газов аккумуляторных батарей и в обеих группах батареи верхнего яруса из 62 элементов разделялись узким проходом для их обслуживания. Общее количество элементов аккумуляторных батарей на подводной лодке XXI серии составляло 372 элемента, что в три раза превышало количество элементов батарей на подводной лодке VII или IX серии.

Последним от кормы к носу лодки был отсек торпедных аппаратов. В задней части отсека располагалось хранилище торпед, состоявшее из трех стеллажей для торпед вдоль каждого борта. На верхних и средних стеллажах хранилось по три торпеды, на нижних – по две торпеды. Еще одна торпеда хранилась между стеллажами на дне прочного корпуса. Боезапас торпед составлял двадцать три единицы: семнадцать – в хранилище торпед, и шесть – в торпедных аппаратах. В легком корпусе под хранилищем торпед находились две торпедозаместительные цистерны. В сторону носа лодки располагались шесть торпедных аппаратов, расположенных вертикально в два ряда по три аппарата. Подача торпед в торпедные аппараты осуществлялась при помощи полуавтоматической гидравлической системы перезарядки, которая обеспечивала перезарядку аппарата за 20 минут. Под торпедными аппаратами в нижней части отсека в прочном корпусе находились две дифферентные цистерны. В носовой оконечности лодки вне прочного корпуса находились носовая балластная цистерна и цистерна быстрого погружения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1 Размеры длина, метров ширина, метров
    76,7 8,0
2 Осадка, метров 6,3
3 Водоизмещение, тонн в надводном положении в подводном положении
    1621 1819
4 Глубина погружения, метров рабочая предельная
    135 280
5 Максимальная скорость, узлов в надводном положении в подводном положении
    15,6 17,2
6 Радиус действия, миль в надводном положении в подводном положении
    15500 (10) 340 (5)
7 Двигатели, колич. х мощн. л.с. дизельные электрические
    2 (MAN) х 2000 2 (SSW) х 2500; 2 х 113
8 Вооружение (торпедное) количество носовых ТА количество кормовых ТА
    6 -
9 Вооружение (минное) количество минных труб
    -
10 Боезапас торпед мин
    23 -
11 Вооружение (артиллерийское) палубное орудие зенитное
    - 2 х 20-мм
12 Экипаж, человек 57

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ XXI СЕРИИ

U-2501 U-2502 U-2503 U-2504 U-2505 U-2506 U-2507 U-2508 U-2509 U-2510
U-2511 U-2512 U-2513 U-2514 U-2515 U-2516 U-2517 U-2518 U-2519 U-2520
U-2521 U-2522 U-2523 U-2524 U-2525 U-2526 U-2527 U-2528 U-2529 U-2530
U-2531 U-2533 U-2534 U-2535 U-2536 U-2538 U-2539 U-2540 U-2541 U-2542
U-2543 U-2544 U-2545 U-2546 U-2548 U-2551 U-2552 U-3001 U-3002 U-3003
U-3004 U-3005

Любые другие типы подводных лодок в любой стране безнадежно устарели в тот же момент, когда новое детище конструкторов рейха увидело свет. Воплощая в себе лучшие инженерные разработки того времени, лодка XXI серии становится самым совершенным и самым опасным подводным оружием в мире. При движении под водой на аккумуляторах она может развивать скорость в 17,2 узлов, что позволяет преследовать любые конвои. Причем она может не всплывать даже под шнорхель в течение 48 часов при нормальной скорости и 11 суток на экономичном ходу. Благодаря обтекаемым обводам корпуса и практически бесшумному ходу, субмарина теперь незаметна для противника, при этом сама она отлично "видит" свои цели и легко может атаковать с 40-метровой глубины. Весь боезапас - 23 торпеды (в основном самонаводящиеся) - может быть "расстрелян" в течение получаса. Потенциальными жертвами становятся как транспортные суда, так и боевые корабли, которых прежде подводники боялись, как черт ладана. Но и это не всё: после атаки субмарина может опуститься на глубину до 300 м и маневрировать там на высокой скорости: шанс попадания в нее глубинной бомбой близится нулю.

Еще одна деталь. При умеренном подводном ходе в 4-8 узлов лодке достаточно лишь раз в 2-3 дня всплывать под шнорхельную глубину, чтобы подзарядить аккумуляторы в течение 3-5 часов. Таким образом, длительные подводные переходы даже через контролируемые противником районы (как, например, Бискайский пролив) становятся для нее практически безопасными. Защититься от высокотехнологичной "немки" союзникам попросту нечем.

Устройство

Подводная лодка XXI серии. Сечение по 32,0 шп. (см. в нос)

1 - аккумуляторная яма; 2 - топливная цистерна; 3 - цистерна главного балласта; 4 - жилое помещение; 5 - воздухозаборная шахта для дизелей; 6 - ограждение рубки; 7 - 20-мм зенитная установка; 8 - трубопровод корабельной вентиляции; 9 - заместительная цистерна.

Поскольку основное время субмарина должна двигаться под водой, конструкторы постарались максимально снизить ее лобовое сопротивление. Для этого уменьшили соотношение длины корпуса к ширине, убрали верхнюю палубу, обводы рубки сгладили, зенитное вооружение "спрятали" в обтекаемые турели. Все перископы, трубы шнорхеля и мачты радиолокаторов - выдвижные. В итоге по сравнению с ПЛ серии IXD/42 адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более, чем в 3 раза (156 против 49).

Прочный корпус, как и на других немецких лодках, сварной. Толщина его деталей, изготавливавшихся из стали марки St52KM с пределом текучести 3400 кг/см2, достигает 26 мм (вспоминаются наши лодки тех времен с толщиной копуса 12 мм). Предельная глубина погружения - 220 м, расчётная разрушающая глубина - 330 м.

Подводные лодки типа XXI имели полуторакорпусную конструкцию. Кормовой, электромоторный, дизельный и носовой отсеки прочного корпуса имели цилиндроконическую форму. Аккумуляторные отсеки и центральный пост, находившиеся в средней части прочного корпуса и занимавшие 40% его длины, имели в сечении форму, близкую к цифре "8" - с круглой верхней частью и полукруглой нижней (см. рисунок). Кроме этого, верхняя часть этих отсеков дополнительно разделялась на две палубы. Отсеков-убежищ, в отличие от более ранних серий подлодок, тип XXI не имел.

Описание функций отсеков, начиная с кормы:

1. Кормовой отсек: приводов рулей, балонов воздуха высокого давления, корабельная мастерская.

2. Электромоторный отсек: основные электродвигатели и двигатели подкрадывания.

3. Дизельный отсек: дизельные двигатели и устройства шнорхеля.

4. Кормовой аккумуляторный отсек: жилые и бытовые помещения экипажа в верхней части (в т.ч. камбуз), аккумуляторные ямы в нижней.

5. Центральный пост и выдвижные устройства в верхней части, судовые устройства и заместительные цистерны в нижней.

6. Носовой аккумуляторный отсек: жилые и бытовые помещения экипажа в верхней части, аккумуляторные ямы в нижней.

7. Носовой отсек: торпедные аппараты, запасные торпеды и торпедозаместительные цистерны.

Силовая установка

В состав силовой установки входили два рядных (не верьте тем, кто говорит, что V-образных) 6-цилиндровых четырёхтактных дизеля с турбинами M6V 40/46 фирмы MAN, каждый мощностью в 2000 л.с. при 520 об/мин. Двигатели оборудовались выдвижным шнорхелем с радиопоглощающим покрытием надводной части.

Два главных электродвигателя - модели GU 365/30, каждый мощностью в 2500 л.с. при 1675 об/мин. Помимо них, на лодках имелись два электродвигателя подкрадывания, модели CV 323/28, развивавшие мощность в 113 л.с. при 350 об/мин каждый и присоединённые непосредственно к гребным валам через клиноременную передачу. До скорости в 6 узлов, лодка под двигателями подкрадывания фактически не производила шумов, уловимых гидроакустической аппаратурой того времени. Аккумуляторные батареи лодок состояли из шести групп (а не из двух, как было на прежних моделях) по 62 элемента типа 44-MAL 740 в каждой, общая их масса составляла 225 тонн. Такое увеличение энерговооруженности значительно увеличило ресурс подводного хода.

Вооружение

Торпедное

Торпедное вооружение лодок типа XXI составляли шесть торпедных аппаратов калибра 533,4 мм, обеспечивавших пуск торпед с глубины до 30-45 метров. Они размещались в носу лодки, внутри прочного корпуса. С каждого борта было по три аппарата (располагались один над другим).

Штатный боекомплект лодок составлял 23 торпеды, включая 6 находившихся в торпедных аппаратах и 17 - на стеллажных укладках перед ними. Лодки оборудовались электромеханическим устройством быстрого заряжания, состоявшим из передвигавшихся по рельсам зарядных тележек. Устройство позволяло после первого залпа перезарядить все 6 торпедных аппаратов и дать второй залп уже через 4-6 минут: итого 12 торпед за 6 минут; на знаменитой немецкой "семерке" этого времени не хватило бы для перезарядки даже одного торпедного аппарата. Еще 6 торпед могли быть выпущены через 20 минут.

Артиллерийское

Зенитное вооружение лодок типа XXI составляли четыре 20-мм автоматические пушки Flak C/38. Орудия размещались в спаренных башенных установках, имевших лёгкое противопульно-противоосколочное бронирование, и располагавшихся в оконечностях ограждения рубки, будучи вписаны в её обводы. Управление башнями могло осуществляться как непосредственно, так и при помощи гидравлических приводов изнутри прочного корпуса. Боекомплект пушек составлял 3450 патронов.

Средства обнаружения

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция "GHG-Anlage", антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась в нижней части носовой оконечности (под форштевнем), и гидролокационная станция "S-Basis" с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось шумопеленгаторной станцией, а точное целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-под воды по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Обитаемость

Штатный экипаж подводной лодки типа XXI состоял из 58 человек: 6 офицеров, 19 старшин и 33 матросов. Спальные места подводников размещались на 49 койках, при этом жилые помещения были, насколько это возможно, освобождены от хождения через них занятых своими обязанностями членов экипажа. Другие новшества включали в себя систему кондиционирования воздуха, опреснительную установку и холодильник (где-то читал, что имелся душ и даже небольшой бассейн, но что-то сомневаюсь. Буду в Бременсхафене - обязательно проверю).

От проекта к строительству

19 июня 1943г. все материалы по XXI серии предоставлены гросс-адмиралу К. Дёницу и его штабу. Проект оценивают высоко и немедленно утверждают для массового производства.

6 июля 1943г. принята очередная программа кораблестроения Германии на период до 1945 г., в которую включена постройка лодок XXI серии (102 лодки на шести верфях). Три первых субмарины должна сдать в ноябре 1944 г. бременская верфь "Deschimag AG Weser". Остальные верфи поставят первые лодки в марте 1945 г. К маю объем их выпуска должен будет достичь уровня 15 кораблей в месяц. С учетом времени, необходимого для освоения "электролодок" экипажами и проведения цикла боевой подготовки, вступление новых ПЛ в битву за Атлантику должно будет состояться... в 1946 году!

Дёниц, конечно же, категорически против: новая программа предусматривает слишком мало лодок и слишком поздно. Гросс-адмирал обращается к министру вооружения Альберту Шпееру. Тот подключает своего помощника - Отто Меркера, который разрабатывает технологию ускоренной модульной постройки лодок (не путать с секционной: модули - это полностью оборудованные и готовые к состыковке секции). Модульная сборка, характерная для автомобильной промышленности, для таких проектов еще никогда не применялась.

Плюсы модульной сборки:
1. Расчеты показали, что первая ПЛ XXI серии может быть сдана уже к апрелю 1944 г., то есть на 7 месяцев раньше, чем при традиционных методах строительства. Серийное производство лодок может начаться сразу же после этого и выйти на уровень 30 лодок в месяц.
2. Снижается трудоемкость операций, а значит, и стоимость лодки (несмотря на значительное усложнение конструкции и большую ресурсоемкость, новая лодка будет незначительно дороже лодки VII серии: 5,75 против 4,7 млн. рейхсмарок).
2. Заказы на строительство отдельных секций и оборудования можно разместить среди среди машиностроительных заводов по всей стране. Их разбросанность значительно повысит устойчивость производства от воздушных налетов, а сборка подлодок из почти готовых секций позволит привлечь большое количество верфей, в том числе и небольших, которые никогда раньше подводным судостроением не занимались.

Однако подобная технология требует значительного повышения качества строительства: привычная "подгонка по месту" в условиях модульной сборки становится невозможной. Кроме того, предприятия, собирающие секции воедино, попадают в зависимость от тех, кто эти секции изготовляет, а они, в свою очередь - от поставщиков оборудования для секций. По этим причинам внедрение поточно-сборочной технологии натолкнется на неприятие и противодействие верфей, не желающих ломать привычный порядок работ. Но благодаря упорству О. Меркера верфи вынуждены будут согласиться на переход к новым методам строительства.

В сентябре 1943г. создается специальное бюро по разработке полной технической документации для новой лодки. Штат бюро в итоге составил 1200 человек. Работая ускоренными темпами, они выполняют свою задачу и уже в начале декабря 1943г. предоставляют 18400 чертежей. 1 ноября 1943г. технология утверждена.

Корпус лодки разделяется на 9 блоков (девятый - надстройка и ограждение рубки).
Разработанный график отводит на строительство каждой лодки 176 дней (менее 6 месяцев):
16 дней - прокат металла и транспортировка готовых листов на 32 машиностроительных завода.
40 дней - изготовление деталей и корпусных конструкций.
5 дней - транспортировка корпусных блоков на верфи.
5 дней - монтаж оборудования в блоках с почти 100% насыщением приборами и механизмами и даже с покраской.
4 дня - транспортировка блоков на сборочную верфь.
50 дней - сборка подводной лодки из блоков.
- спуск на воду.
6 дней - достроечные работы на плаву.
5 дней - заводские ходовые испытания.

Первоначально планируется выйти к концу 1944г. на объем выпуска 38 лодок в месяц. 1 июня 1944 г. программа строительства XXI серии будет уменьшена до 33 лодок в месяц (при одновременном производстве лодок XXIII серии). Затем программу опять поменяют: теперь ежемесячный план - 10 лодок XXIII серии, 12 лодок Вальтера XXVI серии, и 22 лодки XXI серии. В результате вместо 652 в плане будут 580 лодок XXI серии.

Невыполнимые планы

Детальные чертежи поступают на верфи поздно. Подготовленные в спешке, они местами неполные или неверные, что приводит к проблемам при сборке. В результате спуск на воду первой лодки происходит 19 апреля 1944г. Это U-3501, собранная на верфи "Шихау" к 55-летию Гитлера. Лодка оказывается "сырой": ее будут дорабатывать и передадут флоту только в июле 1944г.

А 15 июня 1944г. вместо 18 лодок флоту передана только U-2501. Она была спущена на воду 12 мая 1944г., но вскоре возвращена на верфь для срочного ремонта. У новых лодок обнаруживаются свои детские болезни.

При реверсе гребных электродвигателей дизели через систему газовыхлопа начинают засасывать забортную воду. Это обнаружили сразу, но успели повредить три лодки. При ходе под дизелями вращение передается на якоря электродвигателей, что приводит к потере мощности. Под шнорхелем невозможно развить полную мощность дизелей. У шнорхеля и перископов повышенная вибрация при скорости выше 10 узлов. Есть проблемы с зарядкой батарей. Неэффективна система дожигания водорода, который выделяют аккумуляторы (на U-3002 произошел взрыв). При работе на максимальной мощности электродвигатели создают мощное магнитное поле, что сводит на "нет" защиту от магнитных мин. Недоработана гидравлика.

Только в конце 1944г. (ноябрь-декабрь) проводятся первые испытания на полной скорости. Лодки показывают надводную и подводную скорость меньше расчетной. После некоторых доработок их характеристики улучшены. В декабре 1944г. построено 28 новых лодок. Однако авианалеты союзников выбивают немцев из всех планов.

Так, несколько лодок уничтожены в доках Гамбурга. В феврале 1944г. главные поставщики дизелей и электродвигателей - фирмы MAN и Siemens - в результате бомбардировок срывают поставку двигателей. Часть сборочных линий приходится переместить с верфей в железобетонный бункер для подводных лодок "Валентин" рядом с Бременом. Весной 1945г. две авиабомбы повреждают построечные позиции бункера, и сборка лодок становится невозможной.

На судоверфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге должны были собрать 262 подводные лодки с U-2501 по U-2762, но фактически сдали только 47.
В Бремене на верфи фирмы "AG Weser" должны были собрать 100 единиц с U-3001 по U-3100, но собрали 43.
Фирма "Вулкан-Верке" в Вегезаке должна была собрать 195 единиц с U-3101 пo U-3295, однако достройку их частично прекратили из-за нехватки средств, а частично даже не начинали.
Фирма "Шихау-Верфт" в Данциге должна была собрать 95 единиц с U-3501 по U-3595, но собрали 29. U-3531 - U-3571 так и не были спущены на воду, а сборка U-3572 - U-3595 не была начата, хотя все подготовительные работы провели.

Всего построено и передано флоту 119 подводных лодок XXI серии. Их спешно доводят до ума. Первая необходимого уровня боевой готовности достигает в марте 1945 г. лодка U-2511. В начале мая должны спешно завершить боевую подготовку еще 12 лодок. Предполагается, что они перейдут из тыловых баз Балтийского и Северного морей в Норвегию (где уже находится U-2511), чтобы оттуда прорваться в океан.

30 апреля 1945г. U-2511 под командованием известного аса Адальберта Шнее выходит в боевой поход из порта Бергена (Норвегия) в западную Атлантику. 1 мая у восточного побережья Великобритании, двигаясь на перископной глубине, она встречается с группой британских охотников за подводными лодками, но благодаря эффективным навигационным средствам и преимуществу в скорости, уходит от них.

4 мая гросс-адмирал Дёниц отдает приказ о прекращении боевых действий. U-2511 ложится на обратный курс. В районе Фарерских островов она встречает группу британских кораблей, в т.ч. тяжёлый крейсер "Норфолк" и несколько эсминцев. Лодка, двигаясь на моторах подкрадывания, выходит на позицию для атаки крейсера, но приказа на открытие огня командир не отдает. U-2511 скрывается, так и оставшись незамеченной британцами. Позже командиру лодки выпадет случай поговорить с офицерами, которые находились на крейсере "Норфолк". Они будут в шоке, узнав, что подвергались в тот момент смертельной опасности от лодки, находившейся всего в 500 метрах от них.

3 мая еще одна новая лодка - U-3008 - вышла из Вильгельмсхафена и направилась в Норвегию. В тот же день, проходя через пролив Скагеррак у берегов Норвегии, она выходит в атаку на неустановленный крупный британский корабль, но, как и U-2511, отказывается от своих намерений. Командир лодки Х.Мансек не ошибся: на следующий день война для него официально закончилась.

Без преувеличения можно сказать, что если бы не задержки в строительстве, эти лодки сделали бы революцию в войне на море. Но чуда не состоялось. Около десятка новых субмарин, пытавшихся в последние дни войны уйти в Норвегию, были потоплены в балтийских проливах авиацией союзников. 17 лодок капитулировали. 85 лодок затоплено экипажами.

Послевоенный период

лодка-музей в Бременсхафене

Всё, что осталось после операции "Дедлайт", было разделено между США, СССР и Англией. В долю Великобритании из 8 лодок XXI серии вошли U-25I8 и U-3017. Вскоре Великобритания передала U-25I8 Франции. Лодка была укомплектована французским экипажем и находилась в составе французского флота под названием "Roland Morillot" до 1968г.

В ноябре 1945г. англичане привели в Лиепаю подводные лодки, подлежащие передаче Советскому Союзу. Среди них были четыре ПЛ XXI серии: U-2529, U-3035, U-3041 и U-3515. Все они вошли в состав Балтийского флота и прослужили там в качестве боевых субмарин до 1955г. После этого лодки использовались в качестве блокшива (U-3515), плавучих зарядовых станций (U-2529 и U-3035) и опытовой ПЛ (U-3041). В 1958-1959гг. все электролодки, кроме U-3515, были переданы на слом. U-35I5 использовалась в качестве учебно-тренировочной станции вплоть до 1972г., просуществовав, таким образом, 27 лет.

Кроме этих лодок, наши войска захватили в Данциге на стапелях верфи "Schichau" 20 недостроенных ПЛ XXI серии и значительное количество блоков, приготовленных для сборки лодок. Летом 1945г. подводные лодки с номерами от U-3538 до U-3557 были спущены на воду и переведены в СССР. Их предполагалось достроить по проекту 614 с использованием вместо недостающего оборудования комплектующих отечественного производства. Но под давлением бывших союзников советское руководство отказалось от этих планов. U-3538 - U-3540, находившиеся в наибольшей степени готовности, затопили в августе 1947 г. в Балтийском море в 20 милях к северо-западу от маяка Ристна. Остальные лодки в 1947-1948 гг. сдали на разборку.

Американцы взяли для изучения U-2513 и U-3008. Они тоже провели тщательное изучение трофеев в Ки Вест во Флориде. U-3008 списали в 1947г., а оборудование с лодки использовалось для ремонта U-2513. В июле 1949г. U-2513 была исключена из состава американского флота. Какое-то время обе лодки находились на приколе, а затем использовались в качестве мишеней для испытаний морского оружия. U-2513 была потоплена в октябре 1951г., а U-3008 - к июлю 1954г.

В 1957г. в районе Фленсбурга немцы подняли затопленную ПЛ XXI серии U-2540. За ее восстановление в первоначальном виде взялась кильская верфь "Howaldtswerke". Но осенью 1958г. было решено переоборудовать U-2540 в опытную ПЛ для испытаний новой техники. Переоборудованная под новые цели, U-2540 вошла в состав Бундесмарине в сентябре I960г., под наименованием "Wal" (тип 241). В 1984г. лодку под наименованием "Вильгельм Бауэр" установили в музее немецкого мореплавания в Бременхафене (под Бременом). Там она находится и ныне.

Ещё три лодки типа XXI, U-2505, U-3004 и U-3506, считались пропавшими без вести, но в 1987 году были обнаружены во взорванном Гамбургском бункере "Эльба II". Все три лодки находятся в плохом техническом состоянии. U-3506 придавлена и повреждена упавшими бетонными балками перекрытий.

Опередившие время

Немецкие "электролодки" совершили переворот в своей сфере, разделив все подводные лодки на корабли двух эпох - до создания XXI серии и после него. Послевоенные разработки лодок в СССР, Англии и США технически во многом повторяли немецкую лодку, используя ее, как прототип. Отметим следующие родственные проекты:

СССР - проект 611, проект 613;

Швеция - тип "Хайен";

Великобритания - модернизация лодок типа "Т";

Франция - тип "Нарвал";

США - тип "Tang" (1949-1952).

Принципы, заложенные в XXI серию, были усовершенствованы, но по существу остались теми же и поныне. Что касается модульного производства субмарин, этот опыт немцев так и не был повторен ни одной из стран мира.

Подводные лодки XXI и XXIII серий были самыми совершенными подводными кораблями созданными в годы Второй Мировой Войны. Значительная глубина погружения и большая дальность действия, сильное вооружение и прекрасные гидродинамические характеристики, бесшумность и невиданная ранее скрытность. Комплекс этих качеств превратил нацистские подводные лодки в исключительно опасных противников. Но они появились слишком поздно, что бы повлиять на ход боевых действий на морских просторах.


Океанские подводные лодки XXI серии.

Для выпуска конструкторской документации и координации работ предприятий, участвующих в строительстве лодок и поставках оборудования в сентябре 1943 г. было организовано специальное конструкторское бюро Ingenieurbüro Gluckaüf. Его директором был назначен один из инициаторов создания ПЛ XXI серии — Х. Эльфкен. К концу 1943 г. в штат бюро входили 1200 человек, рабочий день которых длился 12 часов при трех выходных днях в месяц. Оно расположилось в центре Германии в безопасных от бомбардировок горных городках Бланкенбурге (конструкторские подразделения бюро) и Хальберштадте (отделы по координации работ и управлению программой строительства серийных ПЛ). Оперативные группы специалистов бюро имелись на всех верфях и крупных предприятиях-поставщиках, участвующих в создании ПЛ XXI, XXIII и XXVI серий.

В начале декабря 1943 г. бюро в основном завершило разработку проектных материалов ПЛ XXI серии, выпустив менее чем за 4 месяца 18400 рабочих чертежей. В Бланкенбурге изготовили деревянный макет ПЛ в натуральную величину, на котором отрабатывалась компоновка помещений, уточнялась последовательность монтажа оборудования, снимались шаблоны для предварительного изготовления всех трубопроводов, имевших диаметр более 30 мм.

Согласно разработанной в бюро документации, корпус лодки XXI серии делился на 9 блоков. Корпусные конструкции («сырые» секции) для каждого из них изготавливались на четырех предприятиях, большая часть которых располагалась в центральной Германии. Как правило, это были машиностроительные предприятия, ранее не связанные с кораблестроением. Например, корпусные конструкции носовой оконечности (блок №: 8) изготавливал завод саперного оборудования. Каждое предприятие (кроме одного) специализировалось на производстве единственного типа блоков. Таким образом, к изготовлению корпусных конструкций было привлечено 35 предприятий. В отличие от остальных, блок №: 9 (надстройка и ограждение рубки) изготавливался сразу полностью, минуя фазу насыщения. При изготовлении корпусов широко применялась сварка. Проверка качества сварных швов прочного корпуса осуществлялась их стопроцентным рентгенографированием.

Заказы на производство корпусных конструкций.были выданы уже в августе 1943 г., и далее порядок их изготовления подчинялся жесткому расписанию. Его девизом было «точно в срок», не допуская ни опозданий (что понятно), ни опережений. Последнее условие имело целью исключить риск уничтожения секций при хранении на верфях, подвергавшихся авианалетам

Окончательную сборку и сдачу лодок XXI серии должны были вести 3 сборочные верфи: «Blohm & Voß» (Гамбург), «Deschimag AG Weser» (Бремен) и «Schichau» (Данциг). Блоки с установленными в них механизмами и оборудованием выстраивались на стапеле друг за другом. Точность установки блоков контролировалась по двум световым линиям носовых и кормовых отсеков. Для этого в переборках высверливались находившиеся на одной оси отверстия малого диаметра. При соединении блоков через эти отверстия из концевого отсека должен был быть виден свет в центральном посту. После соединения и сварки блоков устанавливались забойные части легкого корпуса, закрывающие районы монтажных стыков прочного корпуса, производился монтаж валопровода, соединение трубопроводов и сращивание магистральных кабелей, устанавливались перископы, антенны, «шнорхель», загружались элементы аккумуляторной батареи.

Лодка окрашивалась и спускалась на воду. На плаву монтировалось артиллерийское вооружение и мелкое оборудование.

Внедрение новой технологии позволило существенно (на 20-40% чем у близких к ним по водоизмещению ПЛ IXD2 серии) сократить трудоемкость строительства ПЛ XXI серии. По своей стоимости (5,75 млн. марок) ПЛ XXI серии практически не отличались от лодок среднего водоизмещения VIIC серии.

Первоначально к концу 1944 г. намечалось выйти на темп ежемесячной сдачи флоту тридцать восемь ПЛ. Однако параллельное развертывание программы строительства малых лодок XXIII серии уменьшило этот показатель до 33 лодок в месяц. В 1944 г. темп строительства вторично подвергся корректировке и был сокращен до 22 ПЛ в месяц в связи с включением в программу кораблестроения Г. Вальтера средних лодок XXVI серии.

Несмотря на высокий темп работ, планы О. Меркера по сдаче первых ПЛ XXI серии в апреле 1944 г. не оправдались. График срывался как из-за сбоев в поставках оборудования и отставания в готовности блоков, так и из-за потерь, наносимых бомбардировками авиации союзников. В результате спуск на воду первой лодки XXI серии состоялся в Данциге только 19 апреля.

Во время испытаний головных ПЛ XXI серии стали выявляться недостатки проекта, которые обуславливались, главным образом, спешкой развертывания строительства и недостаточной отработкой вновь созданного оборудования. Правда, по шести первых подводных лодок на каждой верфи изначально предполагалось использовать в качестве опытных кораблей для проведения испытаний, выявления замечаний, отработки конструкции и подготовки экипажей.

Выяснилось, что у лодок XXI серии имеется ряд серьезных недостатков в проектных решениях по энергетической установке. При ходе под дизелями вращение передавалось и якорям главных электродвигателей, что приводило к непроизводительной потере мощности. В режиме движения под «шнорхелем» оказалось невозможным развить полную мощность дизелей. Кроме проблем с конструкцией самого «шнорхеля» и высокой шумностью компрессоров испытания выявили повышенную вибрацию «шнорхеля» и перископов на скоростях свыше 10 уз (16 км/ч), требуемая скорость — 12 уз. Угроза повреждения подъемно-мачтовых устройств и невозможность вести наблюдение за окружающей обстановкой заставили ограничить скорость движения лодки под «шнорхелем» шестью узлами.

При зарядке последовательно соединенных групп батарей заряжалась сначала наименее разряженная группа, а после нее более разряженные. В результате в реальных боевых условиях, при ограниченном времени зарядки, оказалось практически невозможным полностью и равномерно зарядить все группы батареи.

В подводном положении лодки XXI серии также не сумели развить расчетную скорость и получить требуемую дальность плавания. ПЛ U-3507 удалось развить скорость 17,2 уз. В конце ноября эта же лодка с сокращенной на одну треть площадью шпигатов сумела развить скорость 16,8 уз и поддерживать ее в течение 20 мин; в течение часа ПЛ U-3507 поддерживала скорость 16,5 уз(26.5 км/ч). Такая площадь шпигатов была рекомендована и для других лодок XXI серии. При этом достигнутая скорость полного подводного хода была на 1,5 уз меньше расчетной. Под электродвигателями подкрадывания была получена расчетная скорость 6,1 уз(9.6 км/ч) при частоте вращения винтов 123 об/мин. Однако в этом режиме лодку практически было невозможно обнаружить.

U-2506 без особых проблем погрузилась на глубину 220 м, превысив на 10% величину проектной испытательной глубины. В реально-боевой ситуации ПЛ погрузившаяся на глубину 200 не обнаруживалась и её поражение средствами ПЛО могло быть только случайным.

Подвергались бомбардировкам сборочные верфи и лодки, находившиеся на стапелях и в достройке на плаву. В июле 1944 г. в Гамбурге была повреждена U-2503, в Бремене — U-3009, в ноябре получили повреждения U-2529 и U-2532. Особенно ожесточенными и целенаправленными действия английской авиации стали в конце 1944 г.

С февраля 1944 года и до конца войны на предприятия «Siemens Schukert Werke AG» и «MAN», верфи и тыловые базы подводных лодок было совершено около 140 авианалетов. Удалось уничтожить 17 и повредить более 20 подводных лодок XXI серии.

Из почти 180 новых океанских и прибрежных «электролодок» очень немногие к концу войны находились в боеспособном состоянии и имели экипажи, завершившие полный курс боевой подготовки. Причинами столь длительной задержки введения кораблей в боевой состав стали неотработанность их оборудования и принятых технических решений, которые выявились в ходе испытаний и потребовали продолжительной доводки. Сложившаяся ситуация стала обратной стороной спешки при создании ПЛ. Кроме того техническая сложность и новизна приемов боевого применения океанских лодок XXI серии требовали больших сроков для подготовки их экипажей.

Среди ПЛ XXI серии в марте-апреле 1945 г. к боевым действиям удалось подготовить только одну ПЛ U-2511. Только 30 апреля U-2511 смогла покинуть Берген. 4 мая, когда был получен приказ о прекращении подводной войны, она находилась на переходе в районе Фарерских островов. U-2511 стала одной из немногих среди 45 германских ПЛ, находившихся в море а начале мая, которая сразу же подчинилась приказу своего главнокомандующего. Тем не менее, обнаружив в этот же день британский крейсер в охранении эсминца, «электролодка» заняла позицию атаки, но стрелять не стала и скрылась, так и оставшись необнаруженной.

Еще одна лодка XXI серии в те же дни имела боевое соприкосновение с противником. Это была U-3008 под командованием капитан-лейтенанта Х. Мансека, вышедшая 3 мая из Вильгельмсхафена и направлявшаяся в южную Норвегию. В проливе Скагеррак она обнаружила большой британский корабль и попыталась выйти на него в атаку. Однако, учитывая предстоящую капитуляцию, командир U-3008, как и А. Шнее, отказался от применения оружия.

Малые лодки XXIII серии.

Предложения по малой «электролодке» были высказаны Х. Эльфкеном гроссадмиралу К. Деницу в июне 1943 г. во время рассмотрения проекта XXI серии. Главнокомандующий одобрил идею, но поставил два условия: лодка должна вооружаться стандартными семиметровыми торпедами (вместо специальных укороченных торпед длиной 5,5 м у малых ПЛ XXII серии) и должна быть приспособлена к транспортировке по железной дороге. Этим был дан старт разработке проекта, получившего обозначение XXIII серия. На проектные работы, выполнявшиеся под руководством А. Грима, отводилось чуть больше месяца.

В начале августа 1943 г. проект ПЛ XXIII серии был готов. Энергетическая установка прибрежной лодки строилась на тех же принципах, что и у океанской ПЛ XXI серии. Но в части вооружения и средств наблюдения малое водоизмещение не позволило применить в проекте многие технические нововведения, и в этом отношении ПЛ XXIII серии сохранила черты традиционных лодок.

Как и на ПЛ XXI серии, привод на валопровод от главных двигателей осуществлялся через понижающий редуктор, а от ГЭД подкрадывания — с помощью текстропной передачи. Лодка оснащалась «шнорхелем», повышавшим ее скрытность при зарядке батареи и на переходах в перископном положении под дизелем.

Ожидалось, что в подводном положении лодка XXIII серии будет развивать скорость до 13 уз, что было в 1,75-1,8 раза больше, чем у других малых ПЛ. По дальности плавания - 2500миль,«электролодка» XXIII серии в 3-5 раз превосходила малые ПЛ II серии. Полученная дальность надводного хода была признана достаточной для подводной лодки прибрежного действия.

ПЛ XXIII серии вооружалась только двумя торпедными аппаратами для семиметровых торпед. Их зарядка производилась в базе через передние крышки, для чего требовалось создать дифферент на корму около 5°. Запасных торпед и зенитно-артиллерийского вооружения лодка не имела. Малый боекомплект торпед был, пожалуй, одним из самых серьезных недостатков. Имея две торпеды, «электролодка» могла выполнить, как правило, только одну атаку, после чего должна была возвращаться в базу даже без оружия для самообороны. В результате время совершения переходов могло превосходить продолжительность нахождения ПЛ в районе боевых действий. Кроме того, известно, что наибольшие потери лодки несли именно на переходах из базы в район боевой позиции и обратно. Фактическая же вероятность уничтожения могла снижаться за счет высокой скрытности этих ПЛ.

В отличие от лодок XXI серии, малая «электролодка» оснащалась сокращенным комплектом средств наблюдения. Первичный поиск целей осуществлялся с помощью шумопеленгаторной станции «GHG-Anlag». Активного гидролокатора ПЛ XXIII серии не имела и необходимые для применения торпедного оружия данные целеуказания могли быть получены, как и на предшествующих ПЛ, только визуально с помощью перископа. Лодка не имела и поискового радиолокационного вооружения, что не особо снижало боевые возможности ПЛ. Лодки типа XXIII применялись для атак рядом с базами противника. Корабли конвоя уже не охраняли транспорты и противостоять ударам из-под воды должны были катера-морские охотники, РЛС и ГАС которых не отличались особой мощностью и избирательностью.

С конца 1944 г. была начата облицовка корпусов лодок XXIII серии противогидролокаци-онным покрытием «Alberich», получившим свое название в честь обладателя шапки-невидимки из сказания о Нибелунгах. Покрытие представляло собой резиновые листы толщиной 4 мм с внутренними воздушными полостями (рупорами) и обеспечивало снижение уровня отраженного эхо-сигнала. К началу 1944 г. специалистам концерна «IG Farbenindustrie» удалось решить технологические проблемы нанесения покрытия.

ПЛ XXIII серии были способны чрезвычайно быстро погружаться. Система погружения была предельно упрощена. Достаточно было открыть клапаны вентиляции, и бескингстонные цистерны главного балласта (ЦГБ) за 20 сек. заполнялись водой. На ходу при использовании горизонтальных рулей полное погружение происходило всего за 14 сек. При этом лодка обычно имела крутой дифферент на нос. Эта особенность, полезная в боевых условиях, требовала от экипажа особой четкости в выполнении маневра погружения. Рабочая глубина погружения составляла 100 м, разрушающая — 250 м.,т.е. лодки могли штатно погружаться до 150 м.

Под ГЭД подкрадывания ПЛ XXIII серии показала скорость 4,8 уз(7.7 км/ч) и могла пройти до 215 миль с экономической скоростью 2,5 уз. При этом шумность лодки была столь мала, что ее практически невозможно было обнаружить корабельными шумопеленгаторными станциями. В ходе испытаний выяснилось, что под «шнорхелем» ПЛ XXIII серии может идти со скоростью около 11 уз(17.6 км/ч), то есть быстрее, чем в надводном положении.

Маленьких убийц было практически невозможно обнаружить после их выхода на позиции. У лодок XXIII серии было ещё одно неоспоримое преимущество.- весьма малая стоимость, предполагалось ежемесячно строить до 20 лодок XXIII серии, что по затратам было эквивалентно 5-6 океанским ПЛ. Основным строителем определили «Deutsche Werft» в Финкенвердере. В августе 1943 г. этой верфи выдали контракт на постройку 140 ПЛ XXIII серии.

Однако и в этот раз первоначальные планы оказались нарушенными. Причины срыва становились стандартными — задержки изготовления и поставок оборудования, сложности освоения новой технологии, потери от авианалетов союзников. Кроме того, в ходе строительства выяснился серьезный просчет проектантов — фактическая нагрузка лодок превысила расчетную. Для компенсации перегрузки и увеличения плавучести в районе носовых помещений потребовалось врезать дополнительную секцию 3А длиной 2,2 м, получившую «в честь» виновника просчета, директора бюро «Glückauf» название «Эльфкен-секция». И хотя водоизмещение возросло почти на 20 т (около 10%), в результате такого конфуза условия размещения аккумуляторной батареи и жилых помещений заметно улучшились. Блочный метод проектирования и постройки позволил без существенных конструктивных проблем пережить эту метаморфозу.

По мере дальнейшей утраты Германией своего промышленного потенциала происходила корректировка и этой программы кораблестроения. Как и вся экономика третьего рейха, она сжималась подобно шагреневой коже. После потери Рура стал остро сказываться дефицит стали, которая прежде всего направлялась на изготовление танков. Не хватало квалифицированной рабочей силы, все больший урон наносили налеты авиации. Новым акцентом сентябрьской программы стал постепенный перевод сборки ПЛ XXIII серии с «Deutsche Werft» в бункеры-укрытия, находящиеся в районе Киля, где строительство лодок должно было вестись силами «Germaniawerft». В укрытии «Kilian» предполагалось производить установку в блоках оборудования и механизмов, а в укрытии «Conrad» — вести блочную сборку. С мая 1945 г. ПЛ XXIII серии планировалось строить только в защищенных железобетонных бункерах-укрытиях.

В отличие от океанских «электролодок» более простая конструкция и привычная тактика боевого использования ПЛ XXIII серии позволили экипажам сравнительно быстро освоить их. Поэтому малые «электролодки» приняли реальное участие в боевых действиях. Начиная с февраля 1945 г., они совершили 10 походов из норвежских баз Северного моря Кристиансанн и Ста-вангер к восточному побережью Британии и к устью Темзы. Их действия оказались вполне успешными. Малые «электролодки», имевшие только по 2 торпеды, потопили 4 грузовых судна и несколько судов повредили, а сами потерь не имели. Характерно, что продолжительность походов лодок XXIII серии, как правило, достигала месяца, что втрое превышало проектную автономность. Командиры так отзывались о них: «...это идеальная лодка для непродолжительных действий вблизи побережья. Она быстроходна, обладает хорошей маневренностью, проста в управлении. Незначительные размеры лодки затрудняют возможность обнаружения ее противником. Он может лишь предполагать о присутствии лодки, но установить точно ее местоположение трудно» .

Германские подводные лодки XXI серии, без преувеличения, являются лучшими в мире кораблями этого класса той эпохи. Во всех ведущих военно-морских державах они стали образцом для подражания. Что же в них было революционного? Создание подлодок XXI серии началось в 1943 г. Тогда тактика «волчьих стай», основанная на групповых ночных атаках подлодок, которые действовали из надводного положения, перестала приносить результаты. Лодки, преследующие конвои в надводном положении, обнаруживались с помощью радаров и подвергались упреждающим контратакам. Подводные лодки, вынужденные действовать из надводного положения, так как в подводном они уступали конвоям в скорости хода и имели ограниченный запас энергоресурсов, обрекались на проигрыш.



Устройство подводной лодки XXI серии:
а - продольный разрез; б - расположение гребных электродвигателей; в - план палубы.
1 - вертикальный руль; 2 - обтекатель гидроакустической станции (ГАС) «Sp-Anlage»; 3 - контейнеры спасательных плотов; 4 - электродвигатель подкрадывания; 5 - устройство для работы дизеля под водой («шнорхель»); 6 - дизель; 7 - жилые помещения; 8 - шахта подачи воздуха для дизелей; 9 - кранцы первых выстрелов; 10 - 20-мм артиллерийская установка; 11 - газовыхлопная шахта; 12 - выдвижная мачта радиоантенны; 13 - антенна радиолокационной станции; 14,15 - командирский и навигационный перископы; 16 - обтекатель ГАС «S-Basis»; 17 - торпедопогрузочный люк; 18 - запасная торпеда; 19 - торпедный аппарат; 20 - обтекатель ГАС «GHG-Anlage»; 21 - аккумуляторные ямы; 22 - редуктор гребного вала; 23 - гребной электродвигатель; 24 - рубка гидроакустики; 25 - радиорубка; 26 - центральный пост; 27 - стабилизатор; 28 - кормовые горизонтальные рули

Решение проблемы лежало в кардинальном улучшении качества подводной лодки, причем именно качества подводного корабля. А это можно было обеспечить только созданием мощной энергетической установки и источников энергии большой емкости, не требующих атмосферного воздуха. Однако работы над новыми газотурбинными двигателями шли медленно, и тогда приняли компромиссное решение - создать дизель-электрическую подводную лодку, но все усилия сосредоточив прежде всего на достижении наилучших показателей элементов подводного плавания.

Особенностью новой лодки стало применение мощных электродвигателей (в 5 раз больше, чем у предшествующих больших подлодок IX серии, имевших такое же водоизмещение) и аккумуляторных батарей с увеличенным втрое количеством групп элементов. Предполагалось, что сочетание этих отработанных решений и совершенной гидродинамики обеспечит подлодке необходимые подводные качества.

Подлодка изначально оснащалась усовершенствованным устройством для работы дизеля под водой «шнорхель». Это позволяло лодке, находясь под перископом и резко сократив свою радиолокационную заметность, заряжать аккумуляторную батарею, совершая переходы под дизелями. Приближение ведущих поиск противолодочных кораблей обнаруживалось подводной лодкой с помощью установленной на «шнорхеле» антенны приемника сигналов работающих радиолокационных станций. Комбинация этих двух устройств на одной выдвижной мачте позволяла своевременно предупреждать подводников о появлении противника и уклоняться от него погружением на глубину.

Общая масса аккумуляторной установки составила 225 т, а ее доля в водоизмещении достигла 14 %. Кроме того, емкость элементов, ранее созданных для подлодок IX серии, была повышена за счет применения более тонких пластин на 24 % в режиме двухчасового разряда или на 18 % двадцатичасового разряда. Однако при этом срок службы аккумуляторов сократился вдвое - с 2-2,5 до 1-1,5 года, что примерно соответствовало среднестатистической «продолжительности жизни» участвующих в боевых действиях подводных лодок. В этомотношении лодки XXI серии рассматривались проектантами как корабли военного времени, в качестве своеобразного «расходного » с относительно коротким жизненным циклом, такое же как танк или самолет. Они не имели избыточных ресурсов, характерных для кораблей мирного времени, находящихся в строю 25-30 лет.

Размещение столь мощной аккумуляторной батареи стало возможно только благодаря оригинальной форме прочного корпуса с поперечными сечениями в виде «восьмерки». На лодках XXI серии аккумуляторные ямы занимали около трети длины прочного корпуса и располагались в два яруса - в нижнем сегменте «восьмерки» и над ним, с центральным проходом между аккумуляторами.

Прочный корпус подводной лодки XXI серии делился на 7 отсеков. Но, в отличие от предшествующих лодок VII и IX серий, в ней отказались от выделения сферическими переборками повышенной прочности отсеков-убежищ, которыми, как правило, являлись концевые отсеки и отсек центрального поста. Опыт войны показал, что в условиях боевых действий концепция спасения подводников из отсеков-убежищ практически нереализуема, особенно для лодок океанской зоны. Отказ от отсеков-убежищ позволил избежать технологических и компоновочных издержек, связанных со сферическими переборками.

Принятые для достижения высоких скоростных качеств обводы кормовой оконечности не позволяли разместить кормовые аппараты. Но это никак не влияло на способы применения новых подлодок. Предполагалось, что, обнаружив конвой, она должна занять позицию впереди него, а затем, сближаясь в подводном положении на максимально возможной скорости, прорвать охранение и занять место под судами внутри ордера (взаимного расположения кораблей на переходе морем и во время боя). Затем, двигаясь вместе с судами конвоя на глубине 30-45м и прикрываясь ими от противолодочных кораблей, лодка, не всплывая, выполняла атаки самонаводящимися торпедами. Расстреляв боезапас, она уходила на большую глубину и малошумным ходом уклонялась в корму от конвоя.

Артиллерийское вооружение предназначалось только для противовоздушной самообороны. Две спаренные 20-мм артустановки располагались в башенках, органично вписанных в обводы ограждения рубки. В отличие от предшествующих кораблей подлодки XXI серии впервые оборудовались устройством быстрого заряжания, позволявшим перезарядить все торпедные аппараты за 4-5 минут. Таким образом, технически стало возможно выполнить стрельбу полным боекомплектом (4 залпа) менее чем за полчаса. Это становилось особенно ценным при атаках конвоев, требующих большого расхода боезапаса. Глубину торпедной стрельбы довели до 30-45м, что диктовалось требованиями обеспечения безопасности от таранных ударов и столкновений при нахождении лодки в центре ордера, а также соответствовало оптимальным условиям работы средств наблюдения и целеуказания при выполнении бесперископных атак.

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция, антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась под каплеобразным обтекателем в килевой части носовой оконечности, и гидролокационная станция с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось на шумопеленгаторной станции, а точное - целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-подводы по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Для обнаружения наиболее опасных противников - противолодочных самолетов - лодка вооружалась радиолокационной станцией (РЛС), которая использовалась только в надводном положении. Впоследствии на лодках, намечавшихся к сдаче флоту летом 1945 г., планировалось устанавливать новую РЛС с антенной на выдвижной мачте, поднимавшейся в перископном положении.

Большое внимание было уделено гидродинамическим качествам. Форма корпуса обеспечивала малое сопротивление в подводном положении, но в то же время позволяла сохранить и хорошие надводные мореходные качества. Выступающие части сводились к минимуму, им придавалась обтекаемая форма. В итоге, по сравнению с предыдущими большими подлодками серии IXD/42, адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более чем в 3 раза (156 против 49).

Рост скорости подводного хода потребовал увеличения устойчивости подлодки в вертикальной плоскости. Для этого в состав кормового оперения ввели горизонтальные стабилизаторы. Примененная схема кормового оперения оказалась весьма удачной. В послевоенный период она получила широкое распространение и была применена на ряде дизельных, а затем и атомных подлодок первого поколения.

Гидродинамическое совершенство благоприятно сказалось на подводной шумности корабля. Как показали послевоенные испытания, проведенные ВМС США, шумность лодок XXI серии при движении под главными электродвигателями со скоростью 15 узлов была эквивалентна шумности американских подлодок, идущих со скоростью 8 узлов. При движении со скоростью 5,5 узла под электродвигателями подкрадывания шумность германской подлодки была сопоставима с шумностью американских лодок на самом малом ходу (около 2 узлов). На малошумном режиме движения лодки XXI серии в несколько раз превосходили в дальности взаимного гидроакустического обнаружения эсминцы, охранявшие конвои.

Предусматривались специальные меры по существенному улучшению обитаемости новых подводных лодок. Понимая, что в условиях длительного крейсерства боеспособность подлодки во многом зависит от физического состояния и самочувствия экипажа, конструкторы применили на них такие новинки, как кондиционирование воздуха и водоопреснительную установку. Ликвидировалась система «теплых» коек, и каждый подводник получал свое индивидуальное спальное место. Были созданы благоприятные условия для несения службы и отдыха экипажа.

Традиционно большое внимание германские конструкторы уделяли эргономическим факторам - удобству работы экипажа, наиболее эффективному боевому использованию им технических средств. Степень продуманности этих «деталей» характеризует такой пример. Маховики на клапанах корабельных систем в зависимости от назначения имели свою, отличную от других, форму (например, маховики клапанов на магистралях, выходящих за борт, имели рукояти с шаровой наделкой). Такая, казалось бы, мелочь позволяла подводникам в аварийной ситуации даже в полной темноте действовать безошибочно, на ощупь управляя клапанами и перекрывая или пуская в действие необходимые системы.

До завершения Второй мировой войны германская промышленность за 1944- 1945 гг. передала флоту 121 подлодку XXI серии. Однако только одна из них 30 апреля 1945 г. вышла в свой первый боевой поход. Это объясняется тем, что после выхода подлодки из завода предусматривалась 3-месячные испытания, а затем еще 6-месячный курс боевой подготовки. Даже агония последних месяцев войны не смогла нарушить это правило.

15.09.2009


U-21: скрытая угроза

Текст: Маргарита Сафонова

Немецкие подводные лодки типа U совершили настоящий мировой переворот в тактике ведения морского боя. История началась в 1906 году. Именно тогда первая подводная лодка такого типа - U-1 была спущена на воду. Однако, успех пришёл не сразу. Большинство моделей подлодок были несовершенны, а возможность проверить все недочёты была только на практике. U-9 и прочие модели подводили керосиновые моторы, U-15 была с лёгкостью потоплена англичанами, и только U-21 стала первой в мировой истории подводной лодкой, потопившей крейсер.

Технические характеристики подводного «монстра»

Подводная лодка U21 принадлежала к серии «Ш 9» и вместе с двумя другими лодками того же проекта — U20 и U22 — была построена в Данциге. Спуск лодки на воду состоялся 8 февраля 1913 года. Вместо керосиновых двигателей, использовавшихся ранее на всех немецких подводных лодках, U21, как и остальные лодки серии, была оснащена дизелями, серийно выпускаемыми германской промышленностью. Субмарины серии «U19» приняли активное участие в Первой Мировой войне.

Страна: Германия
Дата спуска на воду: 8 февраля 1913г.
Экипаж: 35
Водоизмещение: надводное — 650 т, подводное — 837 т
Размеры 64,2x6,1x3,5
Вооружение: четыре 500-мм торпедных аппаратов, одно 88-мм палубное орудие
Силовая установка: двухвальная, дизель-электрическая, мощностью 1700/1200 л.с.
Скорость: при надводном ходе — 15,4 узла, при подводном ходе — 8,1 узла



Капитан Отто Херзинг

В истории это имя упоминается намного реже, нежели имя тёзки Херзинга Отто Веддингена. Однако, нельзя забывать, что именно командир U-21 капитан-лейтенант Отто Херзинг первым добился успеха. 5 сентября 1914 года немецкая подводная лодка U-21 под его командованием уничтожила английский бронепалубный крейсер Pathfinder («Следопыт»).

Несмотря на то, что U-21 сильно качало из-за шторма, торпеда попала в маленький крейсер под передней трубой. Носовая часть корабля взорвалась, охваченная пламенем, кормовая часть поднялась из воды, пораженный корабль накренился и за 4 минуты пошел ко дну, погружаясь носом вместе с командой в 259 человек.

Из воспоминаний капитана U-21 Отто Херзинга:

«Мой напарник смотрел в перископ, а я стоял, затаив дыхание. Винты военного гиганта были прямо над нами. А мы двигались практически наощупь.

Торпеды! Огонь! - закричал я, и моё сердце чуть не выскочило из груди.

Раздался страшный взрыв, огромное чёрное облако дыма появилось на поверхности моря. Я увидел, что торпеда попала в цель, а так как мы были прямо под кораблём, вероятность двойной катастрофы была почти неизбежна. Это было безрассудно, я согласен, но я должен был рискнуть.

Полный вперёд! - скомандовал я и мы нырнули так глубоко, и поплыли так быстро, насколько это вообще было возможно. Сумасшедший маневр спас нас. Когда я осмелился посмотреть в перископ, мы были уже далеко от места крушения.» (Отчёт немецкого капитана Херзинга от 25 мая 1915 года.)

Выстрел Херзинга открыл новую страницу в истории морской войны. И U-21 посчастливилось перевернуть эту страницу. Теперь надводные корабли (как военные, так и торговые) перестали чувствовать свою неуязвимость от ударов из-под воды.

Этот рисунок показывает сечение одной из 380 немецких подводных лодок, участвовавших в Первой мировой войне. Здесь изображена модель U-21. Лодка U21 затонула 22 февраля 1919 года в Северном море во время перехода из Германии в Великобританию.

Статистика
Всего за время Первой мировой войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины.

Во время Второй мировой войны Германия построила до 1945 года 1157 подводных лодок. Немецкие подводники потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн тонн. В результате чего погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота союзников.

За годы Второй мировой было уничтожено 789 германских субмарин (по англо-американским данным) или 651 (по немецким данным).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх