Основные типы мегалитических сооружений их характеристика. Гигантские древние мегалиты

Истоки архитектуры берут свое начало во времена позднего неолита. Именно тогда уже использовался камень для сооружения монументальных строений. Но назначение большинства из дошедших до нас памятников того периода - не известно.

Мегали́ты (от греч.- большой камень) - сооружения из огромных каменных глыб, характерные для позднего неолита. Все мегалиты можно разделить на две категории . В первую входят древнейшие архитектурные сооружения доистори-ческих (дописьменных) обществ: менгиры, кромлехи, дольмены, храмы острова Мальта,). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти памятники, так и называют - мегалитические. К мегалитической культуре также относят лабиринты (сооружения из небольших камней), и отдельные камни с петроглифами (следовики). Также мегалитической архитектурой считают сооружения более продвинутых обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).

Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры. Это в основном сооружения из очень крупных камней, которым, придана геометрически правильная форма. Такая мегалитическая архитектура характерна для ранних государств, но сооружалась и в более поздние времена. Это памятники Средиземноморья- египетские пирамиды, сооружения микенской цивилизации, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке - некоторые сооружения в Тиуанако, Ольянтайтамбо, Саксайуамане. Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.

Менгир это обычно отдельно стоящий камень со следами обработки, иногда каким-то образом ориентированный или отмечающий определенное направление.

Кромлех – это круг стоящих камней, разной степени сохранности и с различной ориентацией. То же значение имеет термин «хендж». Этот термин принято использовать по отношению к сооружениям такого типа на территории Великобритании. Тем не менее, аналогичные сооружения существовали в доисторическую эпоху также на территории Германии (Голоринг, Госекский круг) и в других странах.

Дольмен представляет собой нечто вроде каменного домика.

Всех их объединяет название «мегалиты », что переводится просто как «большие камни». Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Гёбекли-Тепе, Турция Комплекс на Армянском нагорье считается самым древним из крупнейших мегалитических сооружений (ориентировочно X–IX тысячелетие до н.э.). В то время люди еще занимались охотой и собирательством, но кто-то смог воздвигнуть круги из огромных стел с изображениями зверей.Форма храма напоминает концентрические окружности, которых насчитывается около двадцати. Как утверждают специалисты, комплекс был в седьмом тысячелетии до нашей эры преднамеренно засыпан песком, поэтому больше девяти тысяч лет храм был скрыт холмом Гёбекли-Тепе, высота которого составляла почти пятнадцать метров, а диаметр – около трехсот метров.

Некоторые мегалитические сооружения представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань), Франция. Мегалиты высотой до четырех метров расставлены стройными аллеями, ряды идут параллельно друг другу или расходятся веером, кое-где образуют круги. Комплекс датируется V–IV тысячелетием до н.э. В Бретани ходили легенды, что великий Мерлин заставил окаменеть шеренги римских легионеров.

Мегалиты в Карнаке (Бретань) Франция

Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне б ыло найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Этот археоастрономический памятник на 1000 лет старше Стоунхенджа. Расположение мегалитов позволяет определять день летнего солнцестояния. Археологи считают, что люди здесь жили сезонно, когда в озере была вода, поэтому нуждались в календаре.

Обсерватория Набты, Нубия, Сахара

Cтоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. Ученые предполагают, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе.

Стоунхендж, Великобритания, Солсбери.

Математическое сравнение параметров различных геометрических фигур кромлеха позволило установить, что все они представляют собой отражение параметров различных планет нашей системы, и моделируют орбиты их вращения вокруг Солнца. Но самое удивительное,что Стоунхендж изображает орбиты 12 планет Солнечной системы, хотя на сегодняшний день считается, что их всего 9. Астрономы уже давно выдвинули гипотезу, что за внешней орбитой Плутона есть еще две неизвестные нам планеты, а пояс астероидов, который находится между орбитами Марса и Юпитера, это останки когда-то существовавшей двенадцатой планеты Солнечной системы. Как об этом могли знать древние строители?

Есть еще интересная версия о назначении Стоунхенджа. Раскопки тропы, по которой в древние времена шли ритуальные процессии, подтверждают гипотезу о том, что Стоунхендж выстроили вдоль рельефа ледникового периода, который очутился на оси солнцестояния. Место было особенным: удивительный природный ландшафт располагался на самой оси солнцестояния, как бы соединяя землю и небо.

Кромлех Броугар или Храм Солнца , Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал. Кромлех Броугара или кольцо Бродгара археологи датируют 2500 - 2000 годом до н.э. Местность, где находится монумент Бродгар, -ритуальная, сакральная, коммуникативная. Она буквально нашпигована курганами, групповыми и отдельными захоронениями, даже «собором», а также жилищами и деревнями людей неолита. Все эти памятники объединены в единый комплекс, охраняемый ЮНЕСКО. В настоящее время на Оркнейских островах проводятся археологические исследования.

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова

Дольмены. Ученые считают, что примерный возраст дольменов 3–10 тыс. лет. Самые известные дольмены находятся в Скандинавии, на Атлантическом и Средиземноморском побережьях Европы и Африки, на Черноморском побережье Кавказа, на Прикубанье, в Индии. Однако больше всего их на Кавказе - около 2,5 тысячи! Здесь вдоль побережья Черного моря (мегалиты вообще тяготеют к морям) можно встретить «классические» плиточные дольмены, монолитные дольмены, целиком выдолбленные в скале, дольменные сооружения из комбинации каменных плит и блоков, положенных в два и более рядов. Говорят и о духовной начинке этих удивительных сооружений, их энергетических зарядах.

Дольмен в долине реки Жане

Мальтийские храмы были построены задолго до египетских пирамид - в бронзовом веке. Их возраст насчитывает более 5000 лет. Любопытно, что все эти сооружения были построены без применения железных инструментов. Масштабы всех мегалитов настолько грандиозны, что местные жители полагали, что их построили великаны-гиганты. До сих пор остается открытым вопрос, каким образом древним людям удалось сложить такие высокие постройки из громадных камней размером до 7 метров и весом до 20 тонн, не используя связующего раствора, если вспомнить, что храмы были сооружены еще до изобретения колеса. Ученые установили, что культуры доисторической Мальты во многом связаны с Сицилией, поэтому, возможно, что Мальта была культовым центром народов сицилийского неолита.

Нет ни одного храма, который бы дошёл в первозданном виде до наших дней. Считается, что только четыре из всех сохранились сравнительно неповрежденными - храмы Джгантия, Хаджар Квим, Мнайдра и Таршин. Хотя и их постигла печальная участь не совсем достоверной реконструкции.

Храмы Джгантия в Шаре (Xaghra – ”гигант”) находятся в центре острова Гозо и являют собой одну из важнейших археологических достопримечательностей мира. Как считают сегодня, храмы Джгантия были построены примерно в 3600 году до н.э.

Сооружение представляет собой два отдельных храма с разными входами, но общей задней стеной. Каждый из храмов имеет несколько вогнутый фасад, перед которым устроена платформа из больших каменных блоков. Самый древний храм комплекса состоит из трех полукруглых комнат, расположенных в форме трилистника.

Нынешние учёные считают, что такая троичность символизирует прошлое, настоящее и будущее или рождение, жизнь и смерть. По распространенной версии храмовый комплекс являлся святилищем для поклонения богине плодородия. Такой вывод помогают сделать находки, обнаруженные в ходе археологических работ. Но есть еще одна версия, согласно которой Джгантия не что иное, как гробница. Люди мегалитической эпохи действительно слишком много сил и времени отдавали соблюдению традиций. Почитая своих предков, они возводили грандиозные гробницы, а уже позднее, эти места использовали как святилища, где поклонялись богам.

На поверхности земного шара, за исключением Австралии, находится множество загадочных и древних построек. Современные исследования показали, что возведены они были в эпоху неолита, энеолита и Ранее считалось, что все они представляют одну общую культуру, но сегодня все больше ученых подвергают эту теорию сомнению.

Итак, кем и зачем были созданы подобные мегалитические сооружения? Почему они имеют ту или иную форму и что означают? Где можно увидеть эти памятники древней культуры?

Прежде чем рассматривать и изучать мегалитические сооружения, нужно понять, из каких элементов они могут состоять. Сегодня принято считать самой малой единицей конструкций подобного типа мегалит. Этот термин был официально введен в научную терминологию в 1867 году, с подачи английского специалиста А. Херберта. Слово «мегалит» греческое, в переводе на русский язык значит «большой камень».

Точного и исчерпывающего определения, что же такое мегалиты, пока не существует. Сегодня под этим понятием подразумеваются древние сооружения, выполненные из каменных блоков, плит или простых глыб различной величины без использования каких-либо цементирующих или связывающих составов и растворов. Простейший вид мегалитических сооружений, состоящих всего из одного блока, - это менгиры.

Основные особенности мегалитических конструкций

В разные эпохи различные народы возводили огромные сооружения из больших камней, блоков и плит. Храм в Баальбеке и египетские пирамиды тоже являются мегалитами, просто их не принято так называть. Таким образом, мегалитические сооружения - это различные конструкции, созданные разными древними цивилизациями и состоящие из больших камней или плит.

Однако, у всех сооружений, считающихся мегалитами, есть ряд особенностей, их объединяющих:

1. Все они сложены из камней, блоков и плит гигантских размеров, вес которых может составлять от нескольких десятков килограммов до сотен тонн.

2. Древние мегалитические сооружения возводились из крепких и устойчивых к разрушению горных пород: известняков, андезитов, базальтов, диоритов и других.

3. При строительстве не использовался цемент - ни в растворе для крепления, ни для изготовления блоков.

4. В большинстве построек поверхность блоков, из которых они сложены, тщательно обработана, а сами глыбы плотно подогнаны друг к другу. Точность такова, что между двумя мегалитическими блоками из вулканических пород нельзя просунуть лезвие ножа.

5. Довольно часто сохранившиеся фрагменты мегалитических строений более поздние цивилизации использовали в качестве фундамента для собственных построек, что хорошо видно в зданиях на в Иерусалиме.

Когда были созданы?

Большинство мегалитических объектов, расположенных в Великобритании, Ирландии и других странах Западной Европы, датируются V-IV тысячелетиями до н. э. Расположенные на территории нашей страны самые древние мегалитические сооружения относятся к IV -II тысячелетиям до Р. Х.

Все многообразие мегалитических построек условно может быть разделено на две большие группы:

  • погребальные;
  • не погребальные:
  • профанные;
  • сакральные.

Если с погребальными мегалитами все более-менее понятно, то вот о назначении профанных сооружений, таких как различные гигантские выкладки стен и дорог, боевые и жилые башни, ученые строят гипотезы.

Нет точных и достоверных сведений о том, как использовали древние люди сакральные мегалитические сооружения: менгиры, кромлехи и другие.

Какими они бывают?

Наиболее распространенными видами мегалитов являются:

  • менгиры - одиночные, вертикально установленные камни-стелы высотой до 20 метров;
  • кромлех - объединение нескольких менгиров вокруг наиболее крупного, образующее полукруг или круг;
  • дольмены - наиболее распространенный вид мегалитов в Европе, представляют собой одну или несколько больших каменных плит, уложенных на другие глыбы или валуны;
  • крытая галерея - одна из разновидностей дольменов, соединенных между собой;
  • трилит - каменное сооружение, состоящее из двух или более вертикальных и одного, уложенного на них сверху горизонтально, камней;
  • таула - конструкция из камня в виде русской буквы «Т»;
  • каирн, также известный как «гурий» или «тур» — сооружение подземное или наземное, выложенное в виде конуса из множества камней;
  • каменные ряды - это вертикально и параллельно установленные блоки из камня;
  • сейд - каменный валун или глыба, установленный тем или иным народом в особом месте, как правило, на возвышенности, для проведения различных мистических церемоний.

Здесь перечислены только наиболее известные виды мегалитических сооружений. Остановимся более подробно на некоторых из них.

В переводе с бретонского на русский язык означает «каменный стол».

Как правило, состоит из трех камней, один из которых лежит на двух вертикально установленных, в виде буквы «П». Древние люди при сооружении таких конструкций не придерживались какой-то единой схемы, поэтому вариантов дольменов, несущих различные функции, - множество. Самые известные мегалитические сооружения этого типа находятся на Средиземноморском и Атлантическом побережьях Африки и Европы, в Индии, Скандинавии, на Кавказе.

Трилит

Одним из подвидов дольмена, состоящего из трех камней, ученые считают трилит. Как правило, такой термин применяется не к отдельно расположенным мегалитам, а к памятникам, являющимся составными частями более сложных конструкций. Например, в таком известнейшем мегалитическом комплексе, как Стоунхендж, центральная часть состоит из пяти трилитов.

Еще одной разновидностью мегалитических построек является каирн, или тур. Это конусообразная насыпь из камней, хотя в Ирландии под этим наименованием понимают конструкцию только из пяти камней. Располагаться они могут как на поверхности земли, так и под нею. В научных кругах под каирном чаще всего подразумевают мегалитические сооружения, находящиеся под землей: лабиринты, галереи и погребальные камеры.

Древнейший и простейший вид мегалитических сооружений - менгиры. Это одиночные, установленные вертикально массивные валуны или камни. От обычных, природных каменных глыб менгиры отличаются поверхностью со следами обработки и тем, что их вертикальный размер всегда больше горизонтального. Они могут быть как отдельно стоящими, так и входить в состав сложных мегалитических комплексов.

На Кавказе менгирам придавали форму рыб и называли вишап. На на территории современной Франции, в Крыму и Причерноморье сохранилось довольно много антропоморфных магалитов - каменных баб.

Постмегалитическими менгирами являются и созданные значительно позднее рунические камни и каменные кресты.

Кромлех

Несколько менгиров, установленных в виде полукруга или окружности и накрытых сверху каменными плитами, называют кромлехами. Наиболее известный пример - Стоунхендж.

Однако, кроме круглых, встречаются кромлехи и прямоугольные, как, например, в Морбиане или Хакасии. На острове Мальта храмовые комплексы-кромлехи выстроены в форме «лепестков». Для создания таких мегалитических сооружений использовался не только камень, но и дерево, что подтвердили находки, полученные во время археологических работ в английском графстве Норфолк.

«Летучие камни Лапландии»

Наиболее распространенные мегалитические сооружения России, как это ни странно звучит, - сейды - огромные валуны, установленные на небольшие подставки. Иногда основную глыбу украшает один или несколько небольших камней, сложенных в «пирамиду». Этот вид мегалитов широко распространен от берегов Онежского и Ладожского озер вплоть до побережья Баренцева моря, то есть по всему части России.

На и в Карелии встречаются сейды размером от нескольких десятков сантиметров до шести метров и весом от десятка килограммов до нескольких тонн, в зависимости от горной породы, из которой они изготавливались. Кроме российского Севера, довольно много мегалитов этого вида встречается в таежных районах Финляндии, северной и центральной Норвегии, горах Швеции.

Сейды могут быть одиночными, групповыми и массовыми, включающими в себя от десятка до нескольких сотен мегалитов.

Каменные сооружения, возраст которых насчитывает тысячи лет, разбросаны по всему миру. Очень многие из них появились еще до изобретения письменности, поэтому о строителях и целях возведения этих сооружений не осталось никаких свидетельств. Однако, несмотря на отсутствие письменных исторических источников, специфика структуры древних мегалитов позволяет ученым сделать достаточно основательные предположения насчет того, с какой целью строились эти сооружения и какую функцию выполняли.

На северо-западе Ирландии, недалеко от городка Рафо, находится простой на вид круг, который в прошлом мог выполнять самые разные функции — от ритуальных до научных. Вокруг насыпи, по окружности диаметром 45 метров расположены 64 камня, высота которых в среднем составляет два метра. По оценкам ученых, каменный круг был построен примерно в 1400-1800 году до нашей эры. По свидетельствам Оливера Дэвиса, который занялся исследованием древнего памятника в 30-е годы, в зоне каменного круга присутствовали признаки того, что кто-то пытался вести раскопки кустарным способом, но внезапно, возможно от страха, покинул это место.

Несмотря на изучение каменного круга Белтани, его предназначение выяснить пока не удается. Согласно одной из версий, разгадка кроется в названии мегалита. Слово Белтани, возможно, связано с названием языческого праздника Белтайн, во время которого на вершине холма зажигали костры, символизировавшие обновление сил Солнца. Другие гипотезы связывают каменный круг Белтани с кругами на Кэрроуморском кладбище, полагая, что круг Белтани использовался в ритуалах захоронения усопших. Некоторые считают, что весь комплекс из камней и насыпи, которую они обрамляют, скрывает под собой нечто вроде гробницы, но что там на самом деле, никому пока выяснить не удалось.

Мегалиты долины Бада

В индонезийской можно увидеть интересные мегалиты, которые напоминают статуи моаи и отличаются высоким скульптурным мастерством. Ученые не могут назвать ни точный возраст каменных изваяний, ни их предназначение. Расспросы местных жителей не помогли пролить свет на загадку мегалитов, аборигены утверждают, что «они всегда здесь были». Однако с этими каменными статуями у местных жителей связан целый ряд легенд.

Некоторые утверждают, что мегалиты установлены на местах массовых человеческих жертвоприношений. Другие говорят, что каменные статуи стерегут злых духов. А еще существует поверье, что эти статуи – окаменевшие злодеи, и некоторые даже верят, что они способны передвигаться. Ставит в тупик и еще один удивительный факт, связанный с мегалитами Бада: дело в том, что статуи изготовлены из камня, который не добывается в округе.

Колесо духов

Руджм эль-Хири или «колесо духов», представляет собой мегалитическую структуру, расположенную на территории Голанских высот, на границе Сирии и Израиля. Структура состоит из четырёх концентрических кругов и центрального каирна. Наибольший внешний диаметр равен 158 м (520 футов). Круги выложены из камней базальтовой породы. Кольца связаны между собой перемычками. Были предположения, что место в центре предназначалось для захоронения, но при изучении постройки никакого захоронения внизу обнаружено не было. Существует версия, что в далеком прошлом здесь хранились драгоценности, которые были разграблены мародерами.

Ученые считают, что каменное колесо не строилось как крепость или место, в котором могли жить люди. Судя по структуре строения и тому, как восход солнца и солнцестояние соотносится со «спицами» колеса», была выдвинута версия, согласно которой данное сооружение выполняло функцию календаря.

Некоторые исследователи полагают, что в круге проводились обряды освобождения усопших от всего плотского, предполагающие отделение плоти от костей. Кости после проведения ритуала перемещались в другое место, этим можно объяснить отсутствие в круге захороненных останков. Однако никаких доказательств проведения подобных мероприятий в Руджм эль-Хири не найдено. Какое бы ни было предназначение «колеса духов», видно, что на его строительство было потрачено немало сил и времени, и этот объект был очень важен для людей, которые им пользовались.

Радстонский монолит является самым высоким одиночным камнем в Британии. Такие каменные монолиты называют менгирами. Этот менгир расположен на церковном кладбище деревушки Радстон и его высота составляет 7,6 метров. Возраст монолита относят к 1600 году до нашей эры. Учитывая размеры и почтенный возраст монолита, нет ничего удивительного в том, что местные люди из поколения в поколение передают предания и легенды, связанные с этим камнем. По одной из них, этот камень прежде был копьем, которое дьявол метнул в церковь, но попал в землю церковного кладбища. Другая история рассказывает о том, что каменное копье метнули сверху, целясь в кладбищенских вандалов.

Сэр Уильям Стриклэнд ископал всю округу в поисках каких-либо археологических свидетельств истинной истории камня. По его данным, половина монолита находится глубоко под землей, соответственно, реальная его высота вдвое выше известной цифры. Также исследователь обнаружил немало человеческих черепов, намекающих на то, что это место могло использоваться для человеческих жертвоприношений и отправления религиозных ритуалов. Однако как бы там ни было, ни черепа, ни местный фольклор не проливают свет на то, что в действительности происходило у камня в Радстоне.

Отдельные стоящие мегалитические памятники в Корнуолле носят название Пайперс и Веселые Девы. Пайперс – это два отдельно стоящих камня, а Веселые Девы неподалеку от Пайперс образуют каменный круг совершенной формы. В восточной стороне сооружения находится вход, что теоретически может указывать на использование мегалитов в астрономических целях. В окрестностях мегалитического комплекса расположено множество могильников, что в свою очередь позволяет ученым предположить, что камни имели отношение к духовным ритуалам или похоронным обрядам. Возможно, что установленные в строгом порядке камни выполняли сразу несколько функций.

Несмотря на то, что Пайперс и Веселые Девы стоят отдельно друг от друга, эти сооружения неизменно упоминаются в едином контексте. Согласно одной из местных легенд, два волынщика играли для танцующих девушек в одно из воскресений, но так как подобное поведение было запрещено в такой день, то музыканты и веселые танцовщицы превратились в камни. Звучит красиво, но правда ли это?

В графстве Голуэй, что в Ирландии, все желающие могут полюбоваться на удивительный камень, которой в свое время был помещен в область кольцевого форта Фирвор. Позже камень был перемещен в окрестности дома Туруа. Камень имеет округлую форму и украшен узорами, выполненными в старинной кельтской технике «ла тене». Камень Туруа представляет собой наиболее яркий и хорошо сохранившийся образец этой декоративной работы по камню на территории Европы.

Однако каким целям служил этот камень? Никто не знает точного ответа на этот вопрос. Учитывая характерную, близкую к фаллической, форму камня, некоторые эксперты предполагают, что камень использовался в ритуалах, направленных на повышение плодородия во всех его проявлениях.

Другая версия связывает английское написание названия Туруа (Turoe) со словосочетанием «Cloch an Tuair Rua», которое означает «камень красной пустоши». Присутствие слова «красный», по мнению исследователей, может намекать на то, что у камня практиковались жертвоприношения, в том числе и человеческие. Существует мнение, что этот камень изначально находился во Франции, а в Ирландию попал позже.

На территории высокогорной равнины в центре Иберийского полуострова, а также на севере Португалии и Галисии можно встретить больше 400 гранитных, довольно грубых, но реалистичных скульптур животных – чаще всего, кабанов, поэтому испанцы называют их «веррако» (от исп. verraco – дикий кабан), а также медведей и быков. Ученые датируют их IV-I вв. до н. э. Предполагается, что создателями веррако были веттоны — древний кельтский народ Испании.

Быки Гисандо являются, пожалуй, самыми известным из веррако. Это скульптурный комплекс из 4 изваяний, датированный примерно II веком до н. э. Считается, что когда-то у этих быков были рога, но под действием атмосферных осадков и ветра они разрушились. Некоторые историки полагают, что каменные фигуры быков изготовлены отдельно друг от друга, а собраны вместе были много позже.

Ученые не уверены в истинном предназначении каменных быков, но замечено, что веррако расположены в местах, где их хорошо видно окружающим. Возможно, скульпторы просто хотели привлечь внимание к своим работам. Расположение быков на хорошо обозримом месте также могло быть связано с какими-то религиозными моментами. Некоторые верят, что веррако защищают деревни и фермы от злых духов.

Серые бараны — уникальная в своем роде мегалитическая структура. Ее оригинальность состоит прежде всего в том, что это сооружение представляет собой два круга, расположенных рядом друг с другом. В каждом круге насчитывается по 30 камней, диаметр каменных кругов составляет 33 метра. При раскопках каменных кругов был обнаружен тонкий слой древесного угля, что может свидетельствовать об обширных пожарах в этом месте. Очевидно, что внутри кругов что-то происходило, но что именно – неизвестно.

Есть версия, которая связывает круги с духовными концепциями. То есть, один круг связан с миром живых, а другой — представляет тех, кто отошел в мир иной. Ритуалы, отправляемые в «круге живых», были направлены на создание порталов между двумя мирами. Другая теория не делает акцента на духовной природе каменных кругов, а связывает их с половой принадлежностью их посетителей: один круг предназначался мужчинам, другой — женщинам. Есть и те, кто считает, что в этом месте встречались представители разных племен, здесь они торговали, пировали и решали насущные вопросы. А причем же тут бараны, спросите вы.

Местная легенда объясняет название мегалитов следующим образом: как-то в Дартмур приехал один фермер и сразу начал критиковать качество овец на местном рынке. После пары стаканчиков местным удалось убедить приезжего фермера в том, что у них есть товар, способный удовлетворить его изысканный вкус. Подвыпившего фермера вывели на поле, где, якобы, паслись овцы. Погода была туманная, и фермер, увидев в тумане неясные силуэты, поверил продавцам. Расплатившись, наутро бедняга обнаружил, что купил он не настоящих овец, а камни, стоявшие в поле.

Местные называют этот мегалитический комплекс «алтарем друидов». Дромберг состоит из 17 менгиров, происхождение которых неизвестно. Но о предназначении этих камней можно сделать определенные предположения: один из камней ориентирован по точке заката солнца во время зимнего солнцестояния. Возможно, это был календарь.

Кроме этого, в Дромбрге обнаружили еще одну интересную находку: в разбитом сосуде были найдены останки кремированного человека, причем сосуд был намерено разбит во время погребения. Возраст захоронения датируется 1100-800 годом до нашей эры. Археологами было установлено, что в окрестностях каменного круга когда-то жили люди, которые по каким-то причинам приходили в Дромберг и вынуждены были там оставаться на некоторое время.

На севере Монголии можно увидеть покрытые удивительной резьбой мегалиты, которые устанавливались на месте захоронений воинов или на месте жертвоприношений, и служили своеобразными памятниками погребенным. В общей сложности было найдено 1200 отдельно стоящих камней, высота которых составляет от одного до пяти метров. Датируются они поздним бронзовым и началом железного веками.

Практически на всех камнях есть изображения оленей как реалистические, так и фантастические. Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солнца, птиц, предметов вооружения, различные геометрические фигуры.

Некоторые историки полагают, что подобное взаимодействие природных элементов — оленя, солнца и птицы, может символизировать путь, который душа проходит при переходе в мир иной. Дух уходит с земли (олень), попадает на небо (птица), а за тем на небеса, то есть на тот свет (солнце). Возможно, изображения оленей на каменных глыбах обеспечивали защиту от злых духов.

Использованы материалы сайта:

Мегалиты – это древнейшие возведения, состоящие из блоков либо единичных модулей. Определение мегалит не носит чёткого характера и включает в себя группы различных построений. Примером тому являются такие сооружения, как менгир, кромлех, дольмен , таула, трилит, сейд, каирн. А так как большая часть подводных поверхностей океанов так и остается неисследованной по сей день, утверждать, что мы знаем хотя бы малую часть об этих постройках и их создателях было бы опрометчиво. Ведь именно в соленой воде постройки такого типа сохраняются лучше всего. Но стоимость подобных научных изысканий непомерно высока, потому пока археологи вынуждены довольствоваться наземными исследованиями.

Предназначение мегалитов

Широкое распространение мегалиты имеют в паралических территориях. По данным учёных, предназначение мегалитических строений весьма разнообразно. Так, в некоторых областях они служили для погребений, в других – для объединения ёмких общин, в-третьих представляли собой церемониальные постройки, культивировавшие духи мёртвых, а также они могли использоваться для астрономических целей. Однако общей картины нет, ученые спорят по сей день и не могут прийти к одному решению. На данный момент существует больше десятка противоречивых теорий, и все они в равной степени и вероятны, и недостоверны.

В Европе мегалиты относят к временному отрезку с третьего по второе тысячелетие до нашей эры. В Англии особенностью является то, что мегалитические постройки датируются новокаменным веком. Нынешний анализ учёных мужей опровергает существовавшие ранее попытки привязать мегалиты к единой крупной мегалитической культуре.

Мегалиты и народные предания

Во многих странах мира о мегалитах слагают легенды, если быть точнее, то в большей степени они повествуют о существах, которые занимались данным титаническим трудом. Если верить полинезийцам, то существа представляли собой карликов, ростом не более девяноста сантиметров. Чрезвычайная сила, переполнявшая их, помогала им всего одним взглядом повалить огромнейшие деревья. Отличались они крайней доброжелательностью к людским созданиям и потому помогали им в энергозатратных трудах.


Гавайские мегалиты
Фото: http://earth-chronicles.ru/Publications_9/17/5/SamosirMegalith.jpg

По поверьям мегалитические построения менехуны, как их называли в Полинезии, сооружали в ночное время, так как солнечный свет был им невыносим, а порой и губителен. Повсеместно распространившийся народный фольклор не позволяет скептически настроенным учёным мужам полностью опровергнуть данные домыслы.
Потому пока данное мистическое происхождение мегалитов остаётся глубочайшей тайной предков. А точнее их легендами, так как доказательств, сохранения в фольклоре достоверных фактов тоже нет.

Классификация мегалитов

Наиболее простейшим представителем мегалитов предстаёт перед археологами различных времён менгир. Менгир представляет собой неизящно обработанный столб, широкий у основания и сужающийся к вершине.

Чаще всего встречаются менгиры, установленные группами, в некоторых областях они выставлены целыми аллеями. Также к менгирам принято относить кромлехи. Термин кромлехи закрепился лишь в континентальной Европе. Кромлехи в свою очередь являются сооружениями, возводимыми вплоть до раннего Средневековья.


Кромлех с менгиром.
Гончарский дендрологический парк им. П.В. Букреева: Гончарка,Гиагинский район, Адыгея
Автор: BubukaGala – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49107361

Термин, характеризующий данную конструкцию, произошёл от кельтского наречия и отдалённо напоминал дольмены, потому на территории России часто археологические сообщества их так и именуют, что создаёт некоторую путаницу в формулировках. В Великобритании, неподалёку от городка Солсбери, располагается самый популярный для туристов и более чем загадочный для исследователей кромлех под названием Стоунхендж.

Габариты менгиров также весьма разнообразны и могут достигать двадцати метров в высоту с весом около трехсот тонн.

Загадка мегалитов

На более молодых мегалитах со временем начинают встречаться не только изображения, но и резные орнаменты, чем они выгодно отличаются от более древних сооружений.
Практически до XIX века, не имея должных возможностей для полноценных исследований, предполагали, что друиды использовали данные сооружения для жертвоприношений.



Автор: Alexandr frolov – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=57324831

На сегодняшний день сооружения мистического характера до сих пор оставляют за гранью понимания современного человека цели их установки. А также остается только гадать, как столь громоздкие и тяжелые сооружения могли быть возведены, с учетом того, что чем более развита цивилизация, тем больше следов ее существования остается на планете. А мы имеем дело с редкими, хоть и чрезвычайно интересными следами погибшей цивилизации.

Расположение мегалитов

Наиболее часто менгиры встречаются в Западной Европе, также они широко представлены в Азии и Африке. Можно их встретить также и на территории РФ, например, в Прибайкалье, Кавказе и Крыму



Автор: Rost.galis – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48934260

Горизонтальная установка камней является менее прочной, потому современное общество, используя мудрость древнейших, и по сей день прибегает к более прочной и долговечной вертикальной практике в сооружениях, например, желая увековечить какое-либо событие в конкретной области.

Историю этих построек еще только предстоит разгадать. А может быть, она так и останется интригующей тайной древности.

Изучение мегалитических сооружений позволит раскрыть технологии прошлого. Сколько цивилизаций существовало в древности и можем ли мы найти их следы, которые позволят дополнить наши представления об истории нашего мира?

Кто построил огромные мегалитические сооружения, возраст которых ученые не всегда могут точно определить? Какие технологии использовались при их постройке и какие секреты обработки камня мы потеряли? Что скрывают современные ученые, сознательно уничтожая многие древние артефакты? Александр Колтыпин, кандидат геолого-минералогических наук, уверен, что ответы на эти вопросы может дать новый подход к исследованию памятников древности.

Александр Колтыпин: Единый подземно-наземный мегалитический комплекс, как фундамент, основание какого-то предыдущего разрушенного катастрофой мира. Я даже не уверен, что это одного мира, поскольку, если сопоставлять геологические и фольклорные предания катастроф, разрушающих прежние миры, то их было минимум 4, потому что миров, например, по преданиям ацтеков, по преданиям майя, индийским предания было 5 или 6, а по джайнским чуть ли не 7 религиозным текстам, и их разрушали глобальные катастрофы.

Поэтому вот этот вот комплекс, который состоит из подземных сооружений, подземных городов, из руин и каких-то мегалитических построек, переходящих плавно через подземные сооружения, причем, между ними иногда даже не видно каких-то стыков, скреплений, как бы, вот мегалитические блоки, как будь-то, сами вырезались из скального основания и дальше продолжали его. Возможно, это единый какой-то последний мир разрушенный, предыдущий предшествующий нашему, возможно, в разных местах разные миры, то есть не только предпоследний мир, но еще и предшествующие этому предпоследнему миры. Это трудно сказать, потому что эти комплексы немые, они не содержат никаких полезных ископаемых, и определять абсолютный его возраст, я пока вижу только одну возможность, это соскребать мономинеральные фракции с корок вторично измененных пород подземных городов и выделять там, например, калиевые минералы, проводить калий-аргоновым методом анализ, мы определим не возраст постройки этих сооружений, а только время, когда образовалась вот эта корка вторично измененных пород.

По крайней мере, определять его возраст по найденным в них уголькам пород, как это делают сейчас, по лоскуткам одежды, там, остаткам каких-то корзин, скелетных останков, которые могли попасть туда, допустим, через 50, через 10 миллионов лет, вот, это совершенно неправильно. Получается, что эти мегалитические сооружения, они, хотя и слагают, на мой взгляд, один комплекс по всему миру, который глобально распространен по всему миру, охватывает весь земной шар, он также развит и на дне океанов. Он представлен в генеральном плане 3 разным образованиями. Это подземные сооружения, причем, некоторые подземные сооружения, они просто потрясают четкостью исполнения, явно здесь работали ни зубила, ни какие-то кустарные инструменты, абсолютно идеально вырезанные куполовидные пещеры, с совершенно ровными стенами, что это явно какие-то машины, машинная обработка. В районе Израиля Гаврин в колокольных пещерах, высотой 30 метров в высоту, и диаметров около сотни метров, видны следы сверления, причем, сверху шел какой-то бур, расширяющегося диаметра, они отчетливо видны. Какая цивилизация все это сделала? На многих сооружениях, например, таких же сооружениях Мареши и еще в Израили, вырезаны пирамидальные или трапециевидные отверстия, которые идут по периметру. Для какой цели? Для чего? Акустика в этих помещениях, как правило, ошеломляющая, там проводятся оперы. Или, например, как в этом году мы видели в Болгарии на наружной части таких сооружений часто видны, наоборот, трапециевидные отверстия, которые тоже по определенной системе расположены, а там вообще нет никакой акустики, там просто нет эха, они называются «глухие камни», в связи с этим.

То есть это тоже, наверное, не случайное какое-то совпадение, в одном случае там эхо такое, что просто трудно его выдержать, в другом эха нет вообще, вот, то есть древние цивилизации строили эти сооружения, с учетом явно использования их каких-то акустических свойств. Второй этот комплекс мы просто мегалитические, руины мегалитических каких-то построек, замков, строений, чаще всего они часто сложены из базальтов, индезитов, известняков, совершенно разных камней, причем, разные блоки бывают и квадратной формы, бывают и сложно вырезанные совершенно, вот как, например, в Хаттушаш, и каких-то в виде лестниц, там, уступов вырезаны. Бывают иногда прямоугольные блоки, там, по 500, по 600, по 1000 даже тон, как в Леване лежит такая махина, которые прислонялись. И третий тип - это вот на вершинах гор, которые мы видели, я называю их Перфейские крепости, по периферии мегалитические блоки, иногда они бывают несколько тон, иногда бывают десятки тон, причем многие десятки тон. Как правило, на площадке идут круглые колодцы, какие-то арки, которые опускаются вниз, которые, на наш взгляд, кем-то совершенно сознательно кем-то засыпаны были, чтобы их не изучали.

Как правило, экскурсии туда не водят, в справочных материалах, например, в туристических гидах о них вообще ничего не говорится. Например, вот когда я начал говорить про Хаттушаш, забыл сказать, что при описании Хаттушаш, то, что там есть мегалитические сооружения, не сказано ни слова ни в одном туристическом гиде, ни в одном описании в интернете, ни в одном археологическом материале об этом, которые я читал, тоже не сказано ни слово. Мы лишь поехали туда, предполагая, что мы можем встретить такие блоки, потому что там до нас была экспедиция Склярова, которая описала вот то, что там есть мегалитическая кладка, причем, в соседнем месте в Алаки-Хаю, и такое обилие мы увидели. То ли идет замалчивание, то ли не знают, то ли действительно археологи, которые работают, они понимают, что этот комплекс не вписывается в эту датировку, которую они проводят, и пытаются просто замолчать о его присутствии. Это касается и каменных статуй, например, в музеи Анкары, в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре стоят и каменные сфинксы, и каменные львы, они же есть и на месте, которое тоже датируется хеттской эпохой. Когда мы сопоставляем эти разрушенные сфинксы, которые с оторванными ушами, головами, съеденные эрозией, мощной коркой вторичных изменений, когда мы сопоставляем с идеально сохранившейся керамической вазой, ну, что они одного возраста, возникает очень большое, мягко говоря, сомнение. Строили эти сооружения совершенно разные люди или существа, то есть вот те вот сооружения, которые сложены в блоках, которые весом под сотню, по десяткам и сотням тон, загружены на гору, или же где-то мы видим в таких, ну, не совсем на горе, в горных местностях, но которые большую территорию раньше занимали. Вот создается впечатление, что их строили действительно какие-то гиганты, причем, существует много преданий о гигантах, которые с помощью своей психической энергии, с помощью левитации эти камни перемещали, даже не сами затрачивая на это усилия, а обладая какими-то сверхчеловеческими способностями.

Второе, это, несомненно, вот в Турции, во Фригийской долине мы это видели, когда ездили по ряду объектов, многие сооружения были построены людьми или существами, близкого к человеку телосложения, и подземные сооружения. Потому что, например, комнаты, которые сохранились, окна сохранились, двери в эти комнаты сохранились, в них совершенно нормально проходишь, в них совершенно комфортно себя чувствуешь, это все вырезанные в камне. Вот, то есть строили существа, но то, что они затягивали эти блоки на гору, а это не только блоки, это вот комнаты, в которой комфортно, в которой мы сидим, примерно такого размера, вырезанная целиком из камня. Вот камень, вот такая глыба были, и вырезано отверстие, потом окошки вырезаны и так далее, все это затаскивалось на гору. То есть это, опять-таки, существа, которые обладали какой-то немыслимой сверхчеловеческой способностью. Также точно многие подземные сооружения, потому что, например, в Такларине я видел под землей туалет сохранившийся, который явно был для существ обычного, нормального человеческого телосложения, примерно, был построен по сходному принципу. И в то же время, некоторые сооружения, такие как в Каппадокии, видимо, строились какими-то карликами. Я не могу привести лучшего сравнения, чем это Чудь, которая на Урале, и, кстати, о том, что там людей была Чудь, об этом нам говорили еще на первом курсе института так неофициально, что все медные месторождения находили по следам этого загадочного карликового народа, Чудь. В сказках это называется гномы, то есть какой-то гномий приют, потому что по многим подземным сооружениям приходится буквально проползать чуть ли не на четвереньках. Особенно это видно в Каппадакии, в Израили в городах подземных, что их строительство часто происходило в несколько этапов.

То есть вначале какие-то работали машины, механизмы делали залы, великолепные сводчатые арки, колонны, вырезанные в камне, скульптуры, судя по всему, стояли. Я даже вот нашел в одном таком зале какой-то надаркой письменность, причем показывал специалистам, выбитая письменность явно того времени, когда это строилось. Трактовка их была разная, один специалист из Сербии сказал, что это, примерно, дата древнеславянская, которая, примерно, соответствует третьему тысячелетию до нашей эры. Вот, а учитывая то, что это сооружение, поскольку там много выбито крестов барельефов, официально датируется византийской эпохой. Ну, сами понимаете, уже наша христианская эра. Другие специалисты вообще сказали, что это не дата, а написана, типа, я сейчас дословно не помню, «наследие от прошлых к будущим цивилизациям». Вот, то есть, как бы, вот это мы умрем, или мы погибнем, а это вот переживет века и останется вечно, то есть вот такой вот перевод есть этого строения, но это вот достаточно интересно. И, судя по всему, стояли какие-то статуи, причем, например, в Долине Любви в Каппадокии я видел место, где барельефы этих статуй сохранились. Они изъедены сильной эрозией, сглажены, в плато Большой Язиликая в Турции во Фригийской долине, это между Афиньонкарахисара городом и Шехиром, к западу от Анкары примерно 200 километров. На плато Большой Язиликая, там тоже сглаженная эрозия, сохранились и достаточно хорошо они видны на фотографиях монументы каменные львов, слонов, птиц каких-то и других мифических животных, с трудом узнаются их контуры, но они с разных углов узнаются, потому что, видимо, прошло миллионы лет с тех пор, как они изготавливались. Сохранились там каменные троны, колодцы и так далее, то есть все вот это наследие древних цивилизаций.

Цивилизации, как я сказал, скорее всего, были разные, то есть великаны, цивилизация, часть этих строили, часть строили существа, близкие к нам по телосложению, по крайней мере, те города, которые называю эльфийскими. Возможно, это мифические эльфы, которые обладали сверхспособностями. Гномья, просто дальше пришли обычные люди, которые… Каждая цивилизация, которая происходила, вносила изменения в подземные города, достраивала их. Например, если вначале работали машины, дальше начинали работать с помощью зубил обычных каких-то каменных, и часто это вводит в заблуждение. Кроме того, вот, например, мы в Турции опять-таки в районе Чавушин наблюдали, как какие-то современные силы ездят и с помощью зубил портят эту каменные, идеально вырезанные вот эти сооружения. Видимо, чтобы тоже внести иллюзию у туристов, может быть, у специалистов, что это не давнее строение каких-то примитивных дикарей, а какой-то высокой цивилизации.

* Дополнительная информация:
На сайте « » вы найдете подробнейший рассказ об артефактах и свидетельствах древнейшей истории человечества. -

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх