Что такое капитолий в риме. Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия

Капитолий хоть и уступает по размерам остальным шести холмам Рима, однако, именно его можно назвать сердцем Вечного города.

По легенде, Ромул решил строить Рим, начиная именно с этой возвышенности. Рем выбрал другой холм - Авентин, но в пылу спора брат убил его и начал строить всё-таки с Капитолия. Позже здесь стояли главные храмы античного Рима, а затем холм стал центром Рима христианского.

И сейчас Капитолий по-прежнему считается самым главным холмом Рима: здесь расположена мэрия города, одна из самых важных церквей Рима, знаменитые Капитолийские Музеи и другие достопримечательности. Отсюда же открывается красивая панорама на Римские Форумы.

Достопримечательности Капитолия: что посмотреть

Лестницы Капитолийского холма

Чтобы осмотреть по очереди все достопримечательности Капитолия, прогулку логичнее всего начать с площади Арачели (Piazza D"Aracoeli), откуда к вершине холма поднимаются две лестницы: та, что справа - Cordonata - построена самим Микеланджело, а та, что слева - Scalinata dell"Ara Coeli - не им, но она не менее знаменита, потому что, как считается, приносит удачу. Правда, только в одном деле - в выигрыше в лотерею.

Слева от этой чудодейственной лестницы заметны скромные развалины. Руины эти могут многое рассказать о том, как жилось в Риме простым смертным. Это инсула - кондоминиум по-древнеримски: жилой дом в 5-6 этажей, комнаты в котором сдавались в аренду. В начале нашей эры Рим был застроен такими вот невзрачными многоэтажками. Их было около 50 000.

По большей части, инсулы служили жильем для малоимущих граждан. Ради экономии строили их из чего попало, к тому же в них часто случались пожары, отчего почти все из инсул древнего Рима до наших дней не дожили. Insula dell’Ara Coeli у подножия Капитолия - исключение. Построена была эта коммуналка во II веке нашей эры, проживало в ней порядка 400 человек.

Храмы Капитолия

Миновав останки античной многоэтажки, лестница Scalinata dell"Ara Coeli выходит к фасаду базилики Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica of Santa Maria in Ara Coeli). Место, на котором она построена в IX веке, знаковое: до христианской эпохи здесь стоял храм Юноны Монеты, богини весьма почитаемой у римлян. То, что ее именем стали называть денежные знаки неслучайно: их чеканили при этом храме. А еще, на территории этого храма держали гусей - их приносили в жертву Юноне. Эти гуси и предупредили коменданта Капитолийской крепости о галлах, окруживших ночью холм.

Как выглядел храм Юноны остается только гадать - от него осталась лишь часть фундамента. Зато теперь здесь располагается церковь Санта-Мария-ин-Арачели, в которой есть на что посмотреть: во-первых, великолепные фрески, статуи и мозаики мастеров Средневековья, а во-вторых, надгробия работы Микеланджело. Паломники же посещают эту церковь не столько ради произведений искусства, сколько ради древних христианских святынь: мощей святой Елены и чудотворной иконы Мадонны, которая, по легенде, в XIV столетии защитила Рим от чумы.

Капитолийская площадь и ее дворцы

Справа от церкви находится Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio). Чтобы попасть на нее, нужно спуститься с лестницы и вновь подняться уже по другой - той, что сделал Микеланджело. Интересно, что этот архитектор не построил ни одного из зданий на этой площади, но именно благодаря ему она выглядит так, как выглядит. Дело в том, что папе Павлу III не нравился вид Капитолийской площади, больно уж несолидно она смотрелась. Реконструкцию он доверил Микеланджело. Тот пристроил Дворцу Сенаторов (Palazzo Senatorio) монументальную лестницу, отчего здание стало выглядеть более достойно и стало центром архитектурного ансамбля всей площади.

В рамках проекта реконструкции именитый архитектор также украсил пилястрами фасад другого здания - Дворца Консерваторов (Palazzo dei Conservatori). Сейчас в нем располагается Капитолийский музей, но во времена Микеланджело заседали судьи. Напротив суда было решено построить первый в Риме общественный музей. Архитектор настоял, чтобы он был с таким же фасадом, как и у дворца судей, тогда они выглядели бы симметрично. «Двойник» построили, но уже после смерти мастера. Его назвали Новым Дворцом (Palazzo Nuovo). Как и было запланировано, в этом здании работает музей. В него, как и в Капитолийский музей, непременно стоит зайти, они оба весьма увлекательные.

Статуи Капитолийской площади

Посредине Капитолийской площади возвышается памятник Марку Аврелию. Его создал не Микеланджело, но решил его здесь установить именно он. Хотя по идее не должен был этого делать - Павел III точно не одобрил бы установку статуи языческого императора вблизи христианской церкви. Но случился конфуз: все с чего-то решили, что всадник на коне - это император Константин Великий, которого католики очень уважают, потому что именно он утвердил христианство То, что монумент посвящен не тому императору узнали позже, но решили уже ничего не менять.

Любопытная деталь: та статуя Марка Аврелия, что стоит в центре площади - не оригинальная. Ей заменили настоящую, медную, которая от дождей и голубиного помёта сильно портилась. Оригинал решили сохранить, ведь это единственная конная статуя из бронзы, сохранившаяся с античных времен (изготовлена во II веке н. э.). Хранится она теперь в Капитолийском музее. Аналогичная история у другого памятника - статуи волчицы, выкормившей Ромула и Рема.

Когда-то она украшала собой фасад Дворца Консерваторов, но после реконструкции Микеланджело ее для сохранности перенесли в музей, а на площади поставили клетку с живой волчицей. В наши дни вместо нее - современная копия оригинальной статуи.

Самая древняя часть Капитолия

Вправо и влево от Дворца Сенаторов на Капитолийской площади отходят две улочки. Если пойти направо, по via del Campidoglio, можно выйти к руинам Табулария (Tabularium) - городского архива, построенного в I веке до н.э. Осталось от него немного - часть фасада да подземные галереи. Остальное было сначала разрушено, а потом застроено. Если же от Дворца Сенаторов пойти налево, по via di San Pietro in Carcere, то сначала встретится смотровая площадка с видом на Форум, а затем - Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino).

Это самое древнее из сохранившихся зданий на Капитолийском холме, построено оно еще в IV до н.э. Считается, что в этой темнице перед казнью держали в узах апостолов Петра и Павла. В память об этом в подземелье установлен алтарь. Мамертинская тюрьма - это край Капитолия, за ней уже Форум.

Полезное для туристов

Обойти Капитолий, не вникая в историю его зданий, можно за полчаса. Экскурсия с компетентным гидом пройдет дольше, но будет куда насыщенней - любопытного в этом месте много, каждый камень имеет свою легенду. Гуляют по Капитолийскому холму бесплатно, платить нужно только за посещение музеев. Работают они с 9:30 до 19:30, единый дневной билет в них стоит 15€, а за 16€ можно купить билет на неделю. Это удобно, т.к. охватить всё за один раз трудно. За осмотр Мамертинской тюрьмы просят пожертвование в размере «сколько не жалко», а в базилику Санта-Мария-ин-Арачели вход бесплатный. Открыта она с 8:00 до 19:00, но по утрам в ней идут службы, так что посещать ее лучше после обеда.


Если планируется совместить осмотр Капитолия с Форумом, то лучше начать с последнего - он расположен по пути от станции метро Colosseo. Можно иначе: сначала Капитолий, а затем спуститься к Форуму. Тогда нужно двигаться от площади Арачели (Piazza D"Aracoeli).

Этот холм не отличается впечатляющими размерами. На самом деле, он – самый невысокий из семи холмов. Но его значение для города и для всей Италии не исчисляется метрами высоты. Еще на заре рождения Капитолийский холм (Campidoglio ) был обустроен его родителями – Ремом и Ромулом. Здесь возвели храмы многим богам и значительным историческим личностям. Храм Юпитера – один из самых старых памятников холма – подвергался разрушениям и реконструкции несколько сотен раз. Пока римское общество не смирилось, наконец, с его уходом, и на его месте не выросла церковь Санта Марии ин Арчели.

Достопримечательности на Капитолийской площади

Памятников, исторических и культурных ценностей, а также загадочных, и ныне не раскрытых таинственных артефактов на Капитолийском холме не перечесть. И каждый из них имеет свою уникальную историю. Среди которых одна увлекательнее другой. Например, старая бронзовая статуя Марка Аврелия, величественно сидящего на коне, выполненная еще на заре новой эпохи неизвестным скульптором, когда-то не была уничтожена только потому, что новоиспеченные христиане приняли ее за изваяние Константина. До сих пор неизвестно, где эта статуя стояла изначально. Предполагают, что на площади Римского Форума или Колонны. Но на Капитолийский холм она попала только в 1538 году по распоряжению Папы третьего. Причем перенесли ее сюда из Латерано, где бронзовый Марк Аврелий и обитал с 8 века.

Еще одна любопытная достопримечательность площади – останки монетного двора и храма Юноны Монеты. Поражает история героини старинного памятника. Согласно легенде, священные гуси богини утра когда-то предупредили римский народ о грядущем наступлении галлов. Тогда-то Юнону и стали называть Монетой, что в переводе означало «предупредившая». Позже и чеканные деньги на дворе близ храма в ее честь стали звать монетами. Так и распространилось сие название по всему миру.

На заре своего обустройства Капитолийский холм представлял собой огромный величественный форт, к которому десятками лет не могли подступиться захватчики. Но уже к 13 веку он кардинально преобразился. В очередной раз был дотла сожжен храм Юпитера. Уничтожены все древние молитвенники и алтари – в честь вступления в силу новой веры. А сам холм настолько зарос причудливыми узорами растений и разрушился, что был привлекательным только для местного рогатого скота. За что его даже прозвали «Козьей Горой».

Но на том не закончилось величие старинного памятника. Сам Микеланджело взялся за его перестройку в 1532 году. И, будучи мастером непревзойденного таланта, буквально преобразил заброшенную местность в произведение архитектурного искусства. Теперь к холму ведут три лестницы. Боковые – узкие и длинные. И великолепная центральная лестница авторства самого Микеланджело. Впрочем, и ее изящество меркнет, когда взору гостя открываются просторы современного Капитолийского холма, разукрашенного всеми красками его долгой и увлекательной истории жизни.

Капитолийский холм в Риме – наименьший по площади и высоте из семи холмов Рима (46 метров над уровнем моря). Капитолий – это самый главный холм Рима, где в античные времена были построены храмы Минервы и Юпитера.

Подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам. Центральная лестница с бордюром (Кордоната) работы Микеланджело Буонаротти – более широкая и пологая. Ее основание охраняют две скульптуры древнеегипетских львов из мрамора. Центральная лестница украшена Трофеями Марио, статуями Константина и Константина II, двумя вестовыми столбами с Апиевой Дороги. Вершину лестницы венчают две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора) в окружении лошадей, привезенные из театра Помпея при раскопках 16 века. Слева находится лестница, которая взвивается на 122 ступени к собору Санта-Мария-ин-Арачеле. Справа от проезжей дороги на холм ведет неприметная лестница.

Базилика Санта-Мария-Ин-Арачеле на вершине Капитолийского холма – самый почитаемый храм в Риме. Раньше на этом месте располагался «Алтарь Первенца Господнего» и античный храм Юноны Монеты, в котором печатали денарии (римские деньги). С тех пор в обиход вошло название «монета» (мелкие деньги из сплава). Императору Августу здесь было видение «рождение Сына Божьего».


Волчица — символ Рима. Напротив стела с копией Волчицы из бронзы.

Главная площадь Капитолия , ограниченная дворцом Сенаторов, дворцом Хранителей и Новым дворцом, свой вид обрела к 1536 году благодаря проекту Микеланджело Буонаротти. Этот проект был выполнен по распоряжению Папы Павла III и приурочен к визиту короля Карла V (от эскизов и чертежей до дизайна и расположения фасадов зданий, а также рисунка на мостовой площади). Работы по уникальному звездообразному мощению Капитолийской площади были осуществлены только в 1940 году. Сегодня архитектурный ансамбль Капитолия – это место Римского муниципалитета. Стела с копией бронзового памятника легендарной «Волчице» (символ Рима), перенесенного сюда из Латерана, и фонтан украшают Капитолийскую площадь у дворца Сенаторов. Здесь находится самая шикарная смотровая площадка на красоты Рима и Форум . Бронзовая статуя императора Марка Аврелия, занимающая центр площади (копия) – это единственная конная статуя Рима, дошедшая до потомков с античных времен (II век н.э.).

Центральное место на площади занимает Дворец Сенаторов с двух маршевой лестницей. Статуя «Ликующий Рим» с шаром в руке (символ господства Рима) находится в нише под лестницей, спроектированной также Микеланджело, а две статуи по бокам – это олицетворение рек Тибра и Нила.


Достопримечательности дворца Сенаторов:

  • Зал Городской Управы;
  • Зал Советов;
  • Зал Флагов;
  • Капитолийская коллекция бюстов знаменитостей – протомотека (1950 год).

Новый Дворец – это Капитолийский музей, в котором хранятся оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия и памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

Дворец Хранителей – это музей. Главная жемчужина музея — бронзовая скульптура «римской Волчицы», вскормившей Рема и Ромула (подлинник, V век до н.э.). Картинная галерея дворца Хранителей восхищает посетителей шедеврами Веласкеса, Караваджо, Тициана, Рубенса.

Улица Сан-Пьетро-Ин-Карчеле – улица античностей Рима, ведущая к Форуму Цезаря. Форум Цезаря – первый из пяти Императорских форумов Рима (54-46 гг.н.э.). Форум Цезаря сегодня – это прямоугольный участок, который с трех сторон окружен арочной галереей. Развалины храма Венеры – Прародительницы (3 колонны с балкой) – главная достопримечательность Форума Цезаря.

Рим - город, посетив который, человек сможет соприкоснуться со временем. Он был построен очень давно, а на его территории сохранились места, созданные более двух тысячелетий назад. Одно из них - Капитолий. Архитектурный ансамбль, находящийся на этом холме, - наиболее популярная достопримечательность. Об истории Капитолия, о том, как туда добраться, а также о его значении читайте в статье.

Что это?

Считается, чтоназванием холм обязан одноименному храму, расположенному на нем. Еще не установлено точное лексическое значение слова Капитолий. Ряд искусствоведов считает, что оно несет такой смысл: голова, что-то важное, главное, жизнь или человек.

Капитолий в Риме называют Капитолийским холмом. Эта возвышенность - самая невысокая в городе. При этом она является центром культуры и политики Рима, а также ежегодно посещается тысячами туристов. Здесь сосредоточено большое количество памятников архитектуры, сохранившихся со времен античности.

Холм

Ансамбль Капитолия в Риме находится на одном из холмов, которых в городе насчитывается семь. Каждый из них носит свое название: Целий, Палатин, Квиринал, Авентин, Виминал, Эсквилин и Капитолий.

На последнем холме издревле возвышались всевозможные храмы, посвященные богам. Гуси, обитавшие в храме Юноны Монеты, предупредили римлян о том, что готовится нападение на них галлов. Здесь же был построен первый двор, на котором чеканили деньги. Их стали называть монетами в честь жены Юпитера. Семь холмов известны на весь мир. Капитолий славится тем, что здесь происходило большое количество знамений. Кроме того, это место считается сакральным. Здесь до сих пор расположены всевозможные церкви и базилики.

Нет на свете путешественника, который не знал бы, что в основании Рима лежат семь холмов. Однако мало кто понимает, что именно Капитолий стал возвышенностью, где зародился город. Начиная с древности, на этом холме находился политический центр Рима. Раньше здесь правили императоры, а в настоящее время здесь работает мэр города и муниципалитет.

Капитолий - невысокий холм. Он возвышается над Римским форумом. Его высота измеряется сорока шестью метрами.

Храм

Капитолий в Риме - не только холм. Один из важнейших храмов города носит такое же название. Он является первым религиозным сооружением, построенным на этом холме. Он посвящен так называемой Капитолийской триаде, в состав которой входят Минерва, Юпитер и Юнона Монета. Издревле он состоял из трех частей, посвященных определенному богу или богине. Центр был посвящен Юпитеру, правая сторона - Минерве, а левая сторона - Юноне. В каждой из частей находился алтарь.

Здесь не только поклонялись божествам, но и чеканили монеты, проводили советы. В храме располагался архив. Этот архитектурный памятник навсегда остался символом власти, силы, бессмертия Рима.

Это здание обладает многовековой историей. Когда-то в нем был сосредоточен центр города, но затем он утратил свое значение. В пятом веке он был разграблен во время захвата Рима. Считается, что тогда ансамбль лишился не только ряда предметов культа, но и нескольких слитков золота, которые, по преданию, хранились под троном Юпитера, в специально созданной нише. Капитолийский храм, или же был разрушен временем в шестом веке нашей эры. Археологи приложили все усилия для того, чтобы восстановить его. Благодаря их стараниям была реконструирована часть фундамента и небольшой фрагмент стены. Их можно увидеть в одном из залов Палаццо Консерватори.

История

Капитолий в Риме стал религиозным, политическим центром этого города сразу после того, как он был основан. Дело в том, что защищать Рим было легче на возвышенности, чем в низменности. Он служил римлянам долгое время, вершина холма никогда не пустовала. После того как был разрушен одноименный храм, рядом появилась базилика Санта-Мария ин Арачели. Она располагалась в центре возвышенности. Она не только служила церковью, в ней проходили собрания народа.

Неподалеку от подножья Арачели располагаются развалины. Они принадлежат античному строению - инсуле, которая служила чем-то вроде современной гостиницы. С первого века Рим был массово застроен подобными зданиями. При этом на верхних этажах жили те люди, у которых не было много денег, а зажиточные граждане, сумевшие оплатить жилье, селились на первых этажах и получали в свое распоряжение некоторые удобства. Например, канализацию и водоснабжение.

До шестнадцатого века сооружения Капитолийского ансамбля не реставрировались, поэтому многие из них находились в плачевном состоянии. Однако когда римский император Габсбург решил посетить город, Павел Третий озаботился видом Рима. Работа над реставрацией площади, вокруг которой и были выстроены все сооружения, была доверена Микеланджело в 1536 году. К сожалению, он не успел закончить работы, и большинство из них велись по его задумкам под руководством итальянского архитектора, скульптора Джакомо Делла Порта, а также других учеников Буонарроти. Капитолийсохранился таким, каким его сделали труды этих людей к концу 1654 года.

Достопримечательности

Капитолий в Риме притягивает путешественников своими достопримечательностями, среди которых:

  • Лестница Кардоната. Это одна из трех лестниц, по которым можно подняться на возвышенность.
  • Капитолийская площадь. Она располагается на вершине холма, являясь его центром. По ее периметру построены другие
  • Конная статуя императора в свою очередь, возвышается посередине площади.
  • Символ города - Волчица, символизирующая правосудие. Раньше она находилась на улице, неподалеку от входа в Палаццо Консерватори, однако, была перенесена внутрь сооружения. До того как эта статуя была найдена, в Капитолии стояла клетка с живой волчицей.

  • Дворец Сенаторов. Какое-то время этот архитектурный памятник служил хранилищем, однако, сейчас в его стенах находится мэрия Рима. Именно из-за этого попасть можно не во все помещения.
  • Дворец Консерваторов получил свое название из-за того, что в нем когда-то проходили заседания сенаторов и судей. Их как раз звали корсерваторами. Сейчас здание служит музеем, в котором можно найти бюсты, фрески. Известна и Пинакотека, где выставляются полотна величайших художников.
  • Палаццо Нуово - самый молодой архитектурный памятник ансамбля. Он точь-в-точь воспроизводит Дворец Консерваторов. Здесь хранятся античные скульптуры.
  • Базилика Санта-Мария ин Арачели построена на том месте, где когда-то возвышался храм Юноны Монеты. Здесь хранится чудодейственная скульптура Иисуса в младенчестве.

Культурное богатство

Капитолий в Риме является не только религиозным, политическим, но и культурным центром древнего города. В нем располагается ряд музеев, каждый из которых достоин внимания.

В стенах Дворца Сенаторов, построенного в первом веке до нашей эры, располагается музей-хранилище каменных плит, надписи на которых рассказывают о Древнем Риме. Из них можно узнать, как здесь велась жизнь и какой была политика правителей.

Во Дворце Консерваторов располагается музей бюстов из мрамора, созданных в Древнем Риме. Кроме того, здесь можно рассмотреть фрески и посетить Пинакотеку. В этой галерее выставлены полотна таких выдающихся художников, как Рубенс, Веласкес и Караваджо. Всевозможные артефакты можно найти в зале Кастеллани, а богатые коллекции монет и украшений - в монет.

Палаццо Нуово был построен для того, чтобы стать музеем. Так и получилось: здесь находятся скульптуры не только римские, но и греческие.

Экскурсии

Рим - вечный город, всегда открытый для посещения всеми желающими. Поэтому здесь проводится большое количество различных экскурсий. Наиболее популярным туристическим местом, по совместительству - сердцем города является Капитолий в Риме. Как добраться до этого места? Легко. Это можно сделать как самостоятельно, так и с группой. Однако важно понимать, что Рим - достаточно крупный город, и в нем можно заблудиться, засмотревшись на шедевры архитектуры.

Почти все туристы, побывавшие в вечном городе, посещают ансамбль Капитолия. Многие музеи, входящие в его состав, работают по одинаковому расписанию. Например, попасть в такие места, как Палаццо Нуово, Дворец Консерваторов и Дворец Сенаторов можно в любой день, кроме понедельника, с девяти часов утра до восьми часов вечера.

Как добраться?

Попасть в Капитолий можно разными способами. Доехать до холма можно, сев на поезд линии B метро. Кроме того, в Риме действует разветвленная система автобусов, маршруты которых пролегают и через возвышенности. Также можно вызвать такси и добраться до Капитолия на машине.

Пешие прогулки доступны для всех желающих. Подняться на холм Капитолий в Риме можно по трем лестницам. Левая ведет к базилике Санта-Мария ин Арачели. Центральная была спроектирована Микеланджело, она считается главной лестницей всего ансамбля. Правая же достаточно неприметная, ею, как правило, пользуются горожане. Поэтому если туристы желают подняться на холм в тени и при этом не попасть в толпу, они могут воспользоваться именно ею.

Капитолийская площадь — это архитектурный ансамбль, который в течение нескольких веков создавался на вершине одного из семи легендарных холмов Рима. Сейчас в ее зданиях расположены важнейшие археологические и художественные экспозиции Рима.

Современный ее облик складывался по большей части в эпоху Высокого Возрождения по проекту , хотя общее строительство продвигалось крайне медленно и к концу жизни архитектора, в 1564 году, не было возведено даже половины из задуманных зданий. После 1564 года работы возглавил ученик Микеланджело — Джакомо делла Порта, а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди (ему помогал сын, Карл Райнальди). Окончательно Капитолийская площадь считалась завершенной в 1654 году, но отдельные части проекта были осуществлены лишь в первой половине XX века.

Капитолий известен как место, где казнили за предательство весталку Тарпею, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости. Согласно легенде, во время войны с сабинянами она открыла врагам ворота, за что была либо сброшена с Капитолия, либо закидана щитами самими сабинянами. Впоследствии холм заселили сабиняне. В VIII веке до н. э. здесь находилось святилище бога Вулкана. На вершине стоял храм Капитолийской троицы, который считался самым грандиозным в городе, и еще несколько важных сакральных построек. Также на Капитолии размещался государственный архив Рима — Табуларий, где хранились народные постановления. Кроме этого, к XVI веку здесь находились еще Дворец сенаторов X века и Дворец консерваторов XV века. Все эти здания или их остатки не составляли единого ансамбля. Одно время Капитолийский холм был в таком упадке, что его даже называли Козьим, так как здесь пасли коз.

По некоторым источникам известно, что поводом к масштабной перестройке Капитолия послужил визит Карла V, короля , императора Священной Римской империи, в Рим в 1536 году. Торжественное шествие возглавлял папа римский Павел III (Алессандро Фарнезе). Процессия не смогла подняться на холм, так как он был покрыт зарослями и развалинами. В этом же году Павел III поручил создание проекта новой площади и реставрацию старых зданий Микеланджело, который вскоре подготовил подробный план Капитолийской площади. По другой версии, римский папа готовил Рим к визиту короля Испании в 1538 году. Представление о планировке, составленной Микеланджело, дает гравюра 1568 года Э. Дюперака. На ней показана площадь с высоты птичьего полета.

В общей сложности архитектор участвовал в работе в течение 10 лет — с 1536 по 1546 год. Его проект оказался невероятно масштабным. Прежде всего Микеланджело развернул площадь в сторону нового, христианского, центра Рима и просто в сторону основной городской застройки. Главная ось выходила на базилику Святого Петра, которая раньше находилась на окраине города. Позади Капитолийской площади оказался древний центр города — римский форум. На него открывается прекрасный вид, если обойти Дворец сенаторов. В центр всего ансамбля Микеланджело поместил на спроектированный им же пьедестал конную статую римского императора Марка Аврелия (161-180 годы). (Она сохранилась только благодаря тому, что в византийское время была принята за статую Константина Великого (306-337 годы), первого христианского императора. Сейчас вместо этой скульптуры установлена бронзовая копия, оригинал же помещен в один из археологических музеев Капитолия.) Таким образом была определена композиционная ось ансамбля. Микеланджело пришлось иметь дело с полуразрушенными средневековыми зданиями, которые стояли относитеяьно друг друга под неправильным углом, то есть, по сути, вне градостроительной системы.

К комплексу вел торжественный подход — широкая и пологая лестница, ее Микеланджело устроил, учитывая рельеф. У основания лестничного пандуса установлены два древнеегипетских мраморных льва. В конце подъема, на краю площади, в 1583 году поставили статуи Диоскуров, Кастора и Полиевкта, обнаруженные при раскопках в театре Помпея. Рядом, вдоль балюстрады, разместили Трофеи Марио, статуи Константина и Константина II и два верстовых столба с Аппиевой дороги.

Неправильное расположение старых зданий на площади — Дворца сенаторов (по центру) и Дворца консерваторов (с правой стороны) — заставило Микеланджело прибегнуть к приемам оптических искажений и ввести в структуру площади правила обратной перспективы. Иллюзорными эффектами пользовались еще зодчие эллинистической и римской эпох. Это архитектурное решение гения оказалось настолько остроумным, что было воспринято и развито в архитектуре барокко. Напротив Дворца консерваторов Микеланджело возвел симметричный ему Новый дворец, расположив его по отношению к центральному Дворцу сенаторов под таким же углом. Таким образом, все три здания вместе с площадью образовали правильную трапецию: у входа на площадь оказалась короткая ее сторона (40 метров), а перед Дворцом сенаторов — длинная (54 метра). Поэтому Дворец сенаторов кажется больше, чем он есть на самом деле, а фасады боковых палаццо — длиннее. При общей глубине площади 68 метров достигнут впечатляющий монументальный эффект. Трапеция обыгрывается особенным узором, который выложен травертином в мощении площади: в форму эллипса вписана сложная двенадцатиконечная звезда. Передняя сторона эллипса была более узкой, чем дальняя, из-за чего вся фигура стала яйцевидной. В перспективе при сокращении она создает впечатление окружности. По красивому замечанию одного из исследователей творчества Микеланджело, Чарли де Толная, звезда своим тонким строением вызывает в памяти знаменитое латинское выражение «Caput Mund» (центр мира), которое принято относить к Риму. Интересно понять, почему Микеланджело использовал в узоре звезду. Дело в том, что в римские времена на вершине Капитолия гадали, наблюдая за явлениями на небе, авгуры. Отсюда название храма слева от современной Капитолийской площади — Санта-Мария ин Арачели, что значит храм Марии на Алтаре Неба. Видимо, Микеланджело, проектируя облицовку площади в виде двенадцатиконечной звезды, с явной аллюзией на зодиакальный круг небесной тверди, ориентировался на эти знания о Капитолии.

Узорное мощение площади не было осуществлено в эпоху Возрождения. Иногда это объясняют его языческими реминисценциями, что очень сомнительно, так как весь замысел кажется основанным на античном вдохновении. Это подчеркивает и обилие античных скульптур, и архитектурная стилистка зданий, и расположенные в зданиях экспозиции. Площадь замостили в соответствии с рисунками Микеланджело только в 1940 году по приказу Бенито Муссолини, известного, кроме своей политической роли в истории, и археологическими интересами. Идея Микеланджело отличается особенной геометрической ясностью: выявлен иерархический центр ансамбля (Дворец сенаторов), главенство которого подчеркивает сравнительная скромность боковых сооружений (Новый дворец и Дворец консерваторов). Все здания, в том числе центральное, объединены ритмически и масштабно: повторяются пропорции членений фасадов, элементы их декора, основа в виде ордерной системы. Для каждого палаццо Микеланджело спроектировал новый фасад.

Фасад Дворца сенаторов, на котором сохранились остатки фасада древнего Табулария, особенно выделен за счет использования большого ордера и крупных членений. По обе стороны фасада расположены лестничные подъемы, по трактовке Вазари символизировавшие великие реки Нил и Тибр. Цокольный этаж оформлен рустовкой, то есть имитацией открытой каменной кладки, в то время как второй этаж оштукатурен, а его ровную поверхность разделяют крупные пилястры. Между ними располагаются пары окон с рельефными фигурными наличниками. В здании подчеркивается главная ось. Над крышей возвышается колокольня, ставшая главной вертикальной осью Капитолийской площади. В 1579 году Мартини Лонги, преемник Микеланджело, увеличил запланированную высоту, а перед фасадом устроил водоем с фигурами морских божеств. Башню венчает фигура Минервы, богини мудрости. У подножия лестницы находится еще одна скульптура — «Ликующий Рим», которая изображает Минерву, держащую земной шар. Ее имперскую символику понять несложно.

Симметричные, практически зеркальные фасады Дворца консерваторов и Нового дворца играют роль архитектурных «кулис» площади. Они, как и Дворец сенаторов, двухъярусные, но их первый этаж представляет собой открытые галереи в семь пролетов, а не сплошной массивный цоколь. Пилястры объединяют оба этажа. Каждый проем фланкируется также двумя малыми колонками, приставленными близко к главным опорам. На втором ярусе между пилястрами расположены крупные окна с наличниками. Центральные оси выделены очень скромно, лишь за счет укрупнения верхних оконных проемов. Вдоль периметра крыш всех трех зданий установлены балюстрады с копиями античных мраморных статуй.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх