Как выглядят тела после крушения самолета. Самый загадочный блогер россии

31.10.2015 - 19:59

Новости Египта. Трагедия, унесшая 224 жизни. На борту самолета находились 200 взрослых, 17 детей и 7 членов экипажа. Тела погибших в катастрофе в субботу вечером начали доставлять в морг Зенхом в Каире.

На месте крушения российского авиалайнера в Египте продолжается поисково-спасательная операция.

Напомним, пассажирский самолет, следовавший из курортного города Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, . Авиалайнер пропал с экранов радаров менее чем через полчаса после вылета. Перед этим машина резко начала терять высоту.

По последним данным, в катастрофе погибли 220 россиян, три украинца и .

Уже известно, что большинство пассажиров злополучного рейса были родом из Петербурга. За каждой строчкой в списке погибших – своя история. Кто-то проводил в Египте отпуск, кто-то – годовщину свадьбы, кто-то праздновал день рождения. По большому счету, многие приехали в жаркую страну в качестве туристов.

Буквально за полчаса до трагедии на странице жительницы Петербурга появилось это фото.

Любимый муж держит на руках любимую дочурку. Их семье 27 октября исполнилось четыре года. Ольга и Юрий, по словам друзей, были невероятно счастливой парой, ценили друг друга и уважали. В любви родились трое славных ребятишек (все трое отдыхали с мамой и папой в Египте). Они обожали путешествовать, предпочитали пляжный активный отдых.


Ольга Шеина с дочерью

В июле отдыхали на Кипре, на октябрь давно запланировали поездку в Египет.


Татьяна и Алексей Громовы

Как написала Татьяна на своей странице в социальной сети, «полетели греться ». Это было их первое путешествие всей семьей. Перед вылетом из Санкт-Петербурга счастливая мама сделала вот эту фотографию.

Дарина ручками упирается в стекло и внимательно рассматривает самолет.

Бабушка «главного пассажира» не хотела отпускать внучку в Египет, мол, совсем еще малютка, пусть подрастет немножко. Родители Дарины настаивали: «мама, ничего не случится. Ножки в море помочим и вернемся ».


Дарина Громова

Накануне Алексей звонил домой, рассказывал, что этот отпуск самый лучший и знаменательный, потому что первое путешествие «полным составом ».

Его отец был военным летчиком. Алексей хотел пойти по стопам папы, но передумал. В итоге строил карьеру в IT-компании.


Татьяна и Алексей Громовы

«Они казались самыми счастливыми на свете. Глаза у обоих сияли от счастья », – так отзываются коллеги

о 62-летнем Александре Копылове, заместителе главы Пскова, и его супруге Елене.

27 октября женщина отпраздновала 53-й день рождения. Путевки в Египет стали подарком мужа в честь дня рождения жены.

Дочь Елены, как и десятки дочерей и сыновей, чьи жизни навсегда унес злополучный рейс из курортного Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, отказывается верить в случившееся.

Среди пассажиров самолета Airbus A321 оказалась участница популярного телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя.


Коллега Елены Домашней по проекту «Топ-модель по-русски». Запись в соцсети

После телешоу Лена не забросила модельный бизнес, продолжала принимать участие в фотопроектах, получила диплом журналиста.


Елена Домашняя

Через две недели красавице исполнилось бы 25 лет. Девушка планировала устроить большой праздник.

В Египет Елена полетела в отпуск. Компанию ей составила подруга и коллега Ксения Огородова.


Ксения Огородова

Ксения называла осень, проведенную в райском уголке, «идеальной». Пальмы, море и солнце. Несколько дней назад девушка хвасталась тем, что впервые в Египте застала дождь.

На одной из египетских фотографий Ксении Огородовой запечатлено, как четверо молодых парней сбрасывают девушку, вероятно, саму Ксению, в бассейн, а двое падают за ней. «Спасение утопающего. Очень весёлые польские семьи, не дающие обгореть », – так девушка подписала это фото.

Этот кадр стал последним.

32-летняя Катя Мурашова была участницей конкурса красоты среди замужних женщин – «Миссис Псков-2014».


Екатерина Мурашова

Как рассказывают друзья Екатерины, путешествия были в прямом смысле смыслом ее жизни. Она работала в госуправлении социальной защиты Псковской области, а свободное время посвящала поездкам с семьей в разные страны и города. «Очень коммуникабельный, открытый и добрый человечек », – так характеризуют Катю сослуживцы.

Николай Королёв, организатор конкурса красоты (Псковскому агентству информации):
Она была любящей матерью и оптимистичным человеком. Екатерина всегда делала всё хорошо. Она была упорной, трудолюбивой, доброй и отзывчивой женщиной. Даже не победив в конкурсе, она не расстроилась, потому что для неё важен был сам процесс роста, саморазвития. Я запомнил её любящей матерью – у них с дочкой были очень тёплые отношения. Это была оптимистичная, жизнерадостная женщина, любящая жизнь.

По иронии судьбы, одна из последних записей, оставленных Екатериной Мурашовой на странице в социальной сети, значок самолета и песня с грустным, и, как оказалось, пророческим названием «Я знаю, что я уже не вернусь».

На 27-ом году оборвалась жизнь Алины Гайдамак из Петербурга.


Алина Гайдамак

Финляндия, Эстония, Кипр, Таиланд. Девушка посетила десяток стран и мечтала посетить еще столько же, точно не меньше. Поездка в Египет появилась в ее планах спонтанно.

Алина поехала в путешествие в Израиль. На обратном пути приняла решение лететь через Египет.


Елена и Александр

В Египте отмечали годовщину. Домой семья планировала вернуться 31 октября, чтобы успеть закончить приготовления к еще одной знаменательной дате. 1 ноября, Елене исполнилось бы 35 лет.

Отчаянной надеждой «а вдруг ошибка?» живут родственники и друзья белоруса Романа Серединского.

Путевкой в Египет 28-летнего молодого человека наградили за хорошую работу. То, что отдых закончится такой трагедией, никто и подумать не мог.


Роман Серединский

С Ромой Наталья Мельниченко знакома со школьной скамьи. Учились вместе с первого класса. Вспоминает, как ездили на экскурсии по памятным местам Беларуси, ходили в походы и на речку. Лет 10 назад друг детства уехал в Санкт-Петербург. Всё это время .

Наталья Мельниченок, одноклассница Романа Серединского:
Рома был и навсегда останется для нас хорошим, веселым человеком.

Сын декана Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента отдыхал на курорте со своей возлюбленной Александрой.

На своей странице в Instagram Саша Илларионова делилась впечатлениями и размещала фотографии подводного мира. Лёня и Саша в последнее время всерьез увлеклись дайвингом.

Неделю назад Ольга Кириллова с воодушевлением рассказывала друзьям, что нет ничего лучше на свете, чем проведенный отпуск на море.


Ольга Кириллова

Она спокойно переносила жару и не раз отмечала, как ее обожает солнце. Домой девушка всегда приезжала с роскошным загаром.

На многочисленных фото она улыбается. Ольга любила, когда и люди вокруг улыбаются, тогда и работа в удовольствие. Она делала великолепные букеты из цветов, покупатели оставляли на страницах в социальных сетях восторженные комментарии.


Одна из последних работ Ольги

В Египте Ольга Кириллова отдыхала с лучшей подругой, 25-летней Женей Сологубовой.

О них говорили, «не разлей вода». И вправду, дружба между девчонками была самая, что ни на есть, крепкая. «В любом отдыхе самое главное – хорошая компания », – утверждали подружки.


Евгения Сологубова

В последний день, проведенный на курорте, Евгения на своей странице в сети оставила запись со словами «вне зоны доступа » и несколько графических смайликов. Девушка, конечно же, говорила о том, что вне зоны она на время полета.

21-летний тренер по настольному теннису Евгений Явсин в Египте отдыхал со своей девушкой Александрой Черновой.


Евгений Явсин и Александра Чернова


Евгений Явсин

Для подопечных, друзей и близких новость о том, что жизнерадостных и целеустремленных Жени и Саши больше нет, стала настоящим потрясением.

Как информируют российские издания, ссылаясь на друзей пары, Евгений позвал Александру отдохнуть в Египте, чтобы сделать ей предложение.

«Прекрасная дружная семья », – такой запомнили семью Голенковых из Санкт-Петербурга.

Владимир и Виктория Голенковы с собой на теплое море взяли внучку Диану. В сентябре малютке исполнилось четыре годика.

Олеся Косорукова из Новгорода уверена, что время не сможет примирить с болью. На борту Airbus A321 находилась ее мама Наталья Ростенко.

В августе женщина вышла на пенсию и обещала родным, что передохнет немного, и по возвращении будет помогать с внуками. Их у Натальи пятеро.


Наталья Ростенко во время одной из поездок

В Шарм-эш-Шейхе она отдыхала семь раз, была в восторге от курорта и планировала вернуться сюда в январе – праздновать день рождения.

«Никогда не думала, что Египет вызовет у меня столько положительных эмоций. Хочу ли я тут жить? Нет. Вернусь ли я сюда? Обязательно », – написала в четверг вечером

24-летняя жительница Петербурга на своей странице в соцсети.

Виктория Севрюкова делилась со своими виртуальными друзьями фотографиями с поездки. Девушка радовалась жизни и буквально каждый снимок сопровождала хэштегами «счастье тут» и «не хочу уезжать».

Друзья вспоминают: Вика всегда путешествовала со своим любимым розовым чемоданчиком.


Виктория Севрюкова

Эта вещь словно подтверждала: у хозяйки никогда не бывает плохого настроения.

Алексей и Оксана Семаковы – еще одна супружеская пара, которая прошла регистрацию на борт.


Супруги Семаковы

Оба при погонах: он – инспектор пожарного надзора МЧС, она – дознаватель отдела полиции. Из холодного Беломорска в теплые края они вырвались всего-то на семь дней. Счастливые и отдохнувшие, Оксана и Алексей планировали с новыми силами вот уже на днях заступить на службу.

Их ждали домой с массой новых впечатлений и подарков. Но никого из пассажиров рейса 9268 родным и близким не суждено было встретить в аэропорту «Пулково».

  • Читать еще

В день общенационального траура по жертвам авиакатастрофы 25 декабря мы собрали фотографии погибших и информацию о них. Запомним их такими. И помолимся о них.

Состав экипажа Ту-154 85572

1. Майор Волков Роман

Командир разбившегося Ту-154. Летчик первого класса. Вырос в Ленинградской области, сын военного летчика. На момент катастрофы налетал более трех тысяч часов. У Романа Волкова остались жена и двое маленьких детей.

2. Капитан Ровенский Александр

Второй пилот потерпевшего крушение самолета. 26 декабря должен был сыграть Деда Мороза на утреннике в детском саду у своих дочерей.

3. Подполковник Петухов Юрий

Штурман. В 2011 году был награжден за посадку Ту-154 Минобороны, у которого отказала система управления. После появления видео той посадки в соцсетях интернет-пользователи прозвали его «танцующим Ту-154».

4. Капитан Мамонов Андрей

Старший штурман. Уроженец Калининградской области. 34 года.

5. Старший лейтенант Парикмахеров Валерий

Бортинженер. 29 лет. Родом из Красноярского края, в Москву переехал после окончания авиационного инженерного училища в Иркутске. В Москве у него осталась жена и два маленьких сына.

6. Майор Трегубов Андрей

Бортовой инженер по авиационному оборудованию.

7. Старший лейтенант Сушков Bиктор

Старший бортовой механик. Уже не первый раз летел в Сирию . Уроженец Воронежской области. После армии работал во внутренних органах. Около года назад перешел в авиацию. В планах у бортинженера была свадьба и дети.

8. Старший лейтенант Суханов Алексей

Старший воздушный радист – бортовой переводчик. 31 год.

Пассажиры

Военнослужащие:

1. Генерал-лейтенант Халилов Валерий

Начальник ансамбля – художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Родился в семье военного дирижера. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижером оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведен в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации – главный военный дирижер.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей, как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России.

2. Полковник Хасанов Амир

Полковник Амир Хасанов служил в Забайкалье, семья его проживала в Москве, но вырос он в Башкирии. Родные приняли решение похоронить полковника на малой родине.

3. Полковник Ваганов Александр

46 лет. Сотрудник управления кадров Восточного военного округа.

4. Полковник Иванов Андрей

5. Подполковник Колосовский Андрей

Андрей Колосовский

55 лет. За день до полета получил звание «Заслуженный военный летчик» из рук президента России Владимира Путина, а осенью – медаль «Боевое содружество» от Министерства обороны Сирии.

6. Майор Долинский Александр

43 года. Заместитель начальника авиационной службы авиационной эскадрильи

7. Полковник Негруб Александр

Уроженец города Волжского Волгоградской области, начальник штаба – заместитель командира авиационной эскадрильи. В Подмосковье у Александра остались жена и маленький ребенок.

8. Капитан Абросимов Сергей

26 лет. Сотрудник Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

Федеральные государственные гражданские служащие:

1. Губанков Антон

Директор департамента культуры Минобороны.

Пришел в Минобороны в 2013 году, присоединившись к команде Сергея Шойгу. За плечами у Антона Николаевича – огромный опыт работы в журналистике. Начинал еще в 1985 году как корреспондент газеты «Ленинградский университет». В конце 1980-х он три года работал в Сирии, затем стал комментатором и ведущим программ «Радио России» на РТР.

В 1993 году Губанков возглавил информационную службу радио ГТРК «5 канал», затем был руководителем программы «Вести-Петербург».

В 2008 году Губанков стал председателем Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

Придя в Минобороны, Антон Николаевич стал использовать нестандартные методы работы. В июле 2013 года он исполнил рэп о службе в армии, ролик которого записан с целью «повышения авторитета российской армии и престижа военной службы» и опубликован на YouTube. Автором текста являлся сам Губанков, идея записать песню родилась у него на коллегии Минобороны, посвященной престижу воинской службы. Губанков заявил, что каждый патриотично настроенный сотрудник ведомства должен не только честно служить, но и привносить в общее дело «хорошую дозу творчества и креатива», и утверждал, что «дамы млеют от солдатского взгляда» и что армии нужен солдат с «Бэтменом внутри и Рэмбо снаружи».

2. Бадрутдинова Оксана

Оксана Бадрутдинова

Помощница Антона Губанкова. Ушла из жизни на следующий день после своего дня рождения. 24 декабря ей исполнилось 34 года. Последнее фото на ее странице – с благодарностями за поздравления – сделано накануне поздно вечером на аэродроме «Чкаловский», откуда изначально вылетел разбившийся самолет.

Международная общественная организация «Справедливая помощь»

1. Глинка Елизавета

Исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Доктор Лиза стояла у истоков паллиативной медицины в России и на постсоветском пространстве, она работала в Первом Московском хосписе, стала основательницей первого хосписа в Киеве.

В 2010 году Елизавета Глинка осуществляла от своего имени сбор материальной помощи в пользу пострадавших от лесных пожаров. В 2012 году Глинкой и ее фондом был организован сбор вещей для пострадавших от наводнения в Крымске. С началом конфликта в Донбассе Доктор Лиза много раз приезжала туда, привозя медикаменты и вывозя на лечение в Россию раненых детей.

С 2015 года Елизавета Глинка работала в Сирии, занималась доставкой и распределением лекарств, организацией оказания медицинской помощи гражданскому населению.

Средства массовой информации

Первый канал:

1. Рунков Дмитрий

Корреспондент Первого канала. Родом из Архангельска. После окончания университета работал корреспондентом «Вестей Поморья», после переехал в Петербург, а год назад пришел на Первый канал.

2. Денисов Вадим

Оператор Первого канала. Ранее уже был в Сирии. Во время боев в Алеппо он выжил, несмотря на то, что единственную дорогу в город перекрыли боевики.

3. Сойдов Александр

Звукооператор Первого канала.

Телеканал НТВ:

4. Лужецкий Михаил

Корреспондент-продюсер телеканала НТВ. Родился и вырос в Моршанске. Окончил Саратовскую государственную юридическую академию. По специфике работы посетил несколько горячих точек, не единожды снимал материалы о деятельности Министерства обороны.

5. Пестов Олег

Оператор телеканала НТВ.

6. Толстов Евгений

Звукооператор телеканала НТВ.

Телеканал «Звезда»:

7. Обухов Павел

Корреспондент телеканала «Звезда».

8. Ржевский Валерий

Помощник оператора телеканала «Звезда». 21 год. Родом из подмосковной Андреевки. Только начал свою карьеру в СМИ в качестве помощника оператора федерального канала.

9. Суранов Александр

Оператор телеканала «Звезда».

ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»

1. Сонников Андрей

Заместитель начальника ансамбля.

2. Гужова Любовь

Костюмер.

3. Ивашко Алина

Костюмер.

4. Бродский Владимир

Концертмейстер.

5. Булочников Евгений

29 лет. Родом из Волгограда, выступал в воронежском хоре имени Массалитинова, а затем вошел в состав хора им. Александрова.

6. Голиков Владислав

Певец из Казани, тенор. Ведущий солист оперы Детского музыкального театра имени Наталии Сац, лауреат всероссийских конкурсов.
Исполнитель партий Принца в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», Подколесина в опере А. Гречанинова «Женитьба», Тамино в «Волшебной флейте» В.А. Моцарта, Ленского в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского, Марка в опере М. Броннера «Съедобные сказки», Царевича Гвидона в «Золотом петушке» и многих других. Был женат, двое детей.

7. Осипов Григорий

Родился в Баку . После окончания консерватории стажировался в Вене . Последние семь лет солировал в Большом театре, а также работал в московской филармонии, выступал с ансамблем имени Александрова . Гастролировал по России , а также в Великобритании , Германии , Франции , Бельгии , Италии , Испании – объездил буквально весь мир.

8. Санин Виктор

Солист ансамбля, заслуженный артист России. Родился и вырос в Тульской области. 28 декабря ему бы исполнилось 56 лет. Работал в ансамбле с 1995 года. Выпускник «Гнесинки», работал в «Союзконцерте», творческом центре Сергея Беликова, ансамбле песни и пляски МВО.

9. Майоров Константин

Дирижер. Главный хормейстер Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, Заслуженный артист РФ. Певчий столичного храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

10. Буряченко Борис

Выпускник Московской консерватории Борис Буряченко был не только хормейстером Академического ансамбля им. А.В. Александрова, но и хористом хора Высоко-Петровской обители на Петровке. Он не рассказал, что летит в Сирию, просто предупредил коллег о новой командировке.

Регент хора Высоко-Петровского монастыря Алексей Любимов рассказал, что Борис всегда был интеллигентным, скромным, прекрасно вписывался в коллектив, был на своем месте. Был «универсальным певчим – мог спеть и баритоном, и вторым тенором, если нужно». Борис работал в хоре около двух лет – в основном по выходным из-за напряженного графика в ансамбле. «В прошлые выходные он пел у нас на подворье монастыря и говорил, что в следующие выходные будет занят. Про Сирию не упоминал», – рассказал регент.

11. Бабовников Дмитрий

Дмитрий Бабовников – финалист всероссийского конкурса «Новая звезда» и участник костромской группы «КАЛИНА folk». Коллектив стал одним из сильнейших участников проекта. Во время концерта на одном из этапов проекта на телеканале «Звезда» Дмитрий Бабовников в составе группы успешно выступил перед министром обороны России Сергеем Шойгу с песней «Старый клен». В ансамбле Александрова 37-летний Дмитрий Бабовников состоял последние 15 лет.

Дмитрий старался как можно чаще видеться с 5-летней дочерью, с женой они были в разводе. За несколько часов до вылета он пришел поздравить дочку с наступающим Новым годом, нарядившись в костюм Дела Мороза. В соцсетях Дмитрий выложил фото с подписью: «Поздравил любимую дочу с Новым Годом! Сказала – у него папин голос и папин нос!» Друзья говорят, что папа пообещал вернуться к празднику с подарками.

12. Баздырев Андрей

32 года. Женился всего месяц назад. Последние фото на странице – с собственной свадьбы. Андрей трогательно держит супругу Марию за руку и нежно смотрит на свою избранницу. Пара не только расписалась в ЗАГСе, но еще и обвенчалась.

13. Белоножко Дмитрий

14. Бесчастнов Дмитрий

36 лет. Уроженец Владикавказа , выпускник колледжа искусств им. Гергиева , не раз выступал в составе хора на крупных концертах – его «коронкой» было исполнение знаменитой «Смуглянки» из фильма «В бой идут одни старики».

15. Васин Михаил

25-летний Михаил Васин – талантливый вокалист Ансамбля имени Александрова – разбился на потерпевшем крушение самолете Ту-154 вместе с невестой, 22-летней Ралиной Гильмановой, накануне свадьбы. Ребята собирались пожениться в начале следующего года, о чем Михаил уже сообщил своей маме и старшему брату в родной кубанский город Лабинск.

Михаил Васин был родом из Краснодарского края, Ралина – из Казани. Познакомились молодые люди в ансамбле, а на прошлый Новый год Михаил сделал Ралине предложение. Девушка ответила согласием.

По словам друзей погибшей, Ралина танцевала в ансамбле сольные партии, была очень талантливой балериной, буквально «летала по сцене».

У Михаила, по словам заведующей Лабинским городским отделом культуры Иветты Велохиной, был редчайший тембр голоса – бас-профундо. Поэтому он начал работать в ансамбле, еще будучи студентом консерватории.

Поездка в Сирию была плановой, и хотя Ралина признавалась, что ехать «немного страшно», она добавляла: «Ничего, мы же артисты!»

16. Гильманова Pалина

17. Давиденко Кирилл

Родом из подмосковного Протвино. Выпускник детской школы искусств «Камертон», а затем – музыкальной Академии имени Гнесиных и Московского государственного университета культуры и искусств. Был певчим храма Покрова в Красном селе г. Москвы.

18. Денискин Сергей

Заслуженный артист Мордовии. Все, кто знал Сергея, говорят, что он был добрейшей души человек. Рос в обычной, небогатой семье. После 8-го класса поступил в культпросветучилище, по окончании которого некоторое время трудился в районном ДК, а потом следом за сестрами перебрался в Подмосковье.

19. Журавлев Павел

20. Закиров Pадик

Выпускник детской школы искусств №2 Ижевска. По воспоминаниям одноклассников, он был музыкальный и спортивный парень. Любил английский и немецкий языки.

21. Иванов Максим

Максим был солистом ансамбля. Учился на вокальном отделении Уфимского училища искусств. Затем перешел в Чувашский институт культуры и искусств, а после окончил ГИТИС по специальности «режиссер музыкального театра». Коллеги вспоминают Максима как неугомонного, но ответственного человека, любящего жизнь и музыку. Он жил в Одинцове вместе с женой и дочкой и работал над созданием оперного театра в регионе.

«Мы уже собрали труппу и симфонический оркестр, всего около 250 артистов. Оставалось только найти помещение. В Подмосковье пока нет оперного театра, и Максим искал варианты в каком-нибудь из городов Московской области. Он хотел Химки или Одинцово», — рассказала однокурсница погибшего Евгения Морозова.

Максим должен был стать главным режиссером нового театра. Артисты надеются, что в память о погибшем подмосковные власти смогут помочь создать оперный театр в области.

22. Иванов Андрей

Выпускник Пушкинского музыкального колледжа им. С. С. Прокофьева. У Андрея остался маленький ребенок.

23. Котляр Сергей

24. Кочемасов Андрей

Выпускник Пермского музыкального колледжа. Учился сначала на отделении народных инструментов по классу баяна, а потом занялся вокалом, поскольку у него очень красивый тенор и абсолютный слух. По словам его преподавателей, Андрей после окончания учебы сначала уехал в Екатеринбург к жене. Но потом карьерная лестница привела его в Москву, в ансамбль имени Александрова.

25. Кривцов Алексей

После окончания Пермского музыкального колледжа пел в Пермском оперном театре, затем уехал в Москву, пел в хоре Большого театра. А затем перешел в ансамбль им. Александрова, где у него было больше возможностей проявить себя.

26. Литвяков Дмитрий

Уроженец Брянской области, выпускник Орловского государственного института культуры. Работать в прославленном ансамбле начал в 2009 году. Последнюю запись в соцсетях сделал за несколько часов до рокового вылета. У Дмитрия осталась жена и грудной ребенок.

27. Мокриков Алексей

Уроженец Тульской области. В 2015 году окончил Тульский колледж искусств им. Даргомыжского, а позднее был принят в Ансамбль.

28 . Моргунов Алексей

29 лет, певец хора (тенор), выпускник Минусинского колледжа культуры и искусств и Красноярской академии музыки и театра (2016 года) пел в красноярском хоре «Тебе поемъ».

29 . Насибулин Евгений (Жафьяр).

Бывший участник группы «Любэ». Работал в группе продюсера Игоря Матвиенко в начале 1990-х годов и перешел в ансамбль песни и пляски имени Александрова.

30 . Новокшанов Юрий

55-летний уроженец Новокузнецка. Окончил музыкальное училище, затем уехал в Новосибирск, где работал в оперном театре, после выступал в драматическом театре в Омске. Часто навещал родных в Новокузнецке, отдыхал на даче в Ашмарино, катался на лодке. Очень хорошо играл на аккордеоне для друзей и соседей – многие сбегались послушать его игру и пение. В ансамбль имени Александрова поступил относительно недавно, в марте этого года. Очень гордился этим.

31. Поляков Владимир

32-летний солист ансамбля песни и пляски имени Александрова. Родился и вырос в Магнитогорске, окончил городское музыкальное училище, некоторое время работал в Магнитогорской хоровой капелле, затем поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных и переехал жить в Москву. В ансамбле имени Александрова выступал около пяти лет.

32. Савельев Андрей

Солист Нижегородского камерного музыкального театра имени Степанова.

33. Соколовский Анатолий

Жил в подмосковной Лобне.

34. Тарасенко Артем

Из Красноярского края. Закончил колледж искусств имени Иванова-Радкевича. Успешно прошел прослушивание и стал участником прославленного коллектива в 2012 году, через год после окончания учебы.

35. Трофимов Алексей

Уроженец Коломны, 29 лет. Закончил филологический факультет (музыкально-литературное отделение) Коломенского государственного педагогического института; магистратуру при Московском государственном институте музыки им. А.Г. Шнитке. Лауреат известных студенческих музыкальных конкурсов, имеющих международный статус, – «Musica Classica» и «Открытая Европа». Четырежды становился лауреатом Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» среди студентов профильных вузов. С сентября 2015 года работал в Академическом ансамбле песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова.

36. Узловский Аркадий

37. Халимон Bладимир

Солист ансамбля имени Александрова. Владимиру Халимону было всего 32 года. В 2011-м женился, в 2016 году у них в семье родилась дочка, за день до катастрофы ей исполнилось 10 месяцев.

38. Штуко Александр

30 лет. Представитель известной тверской творческой династии. У Александра остались мама и сестра.

39. Крючков Иван

33 года. Выпускник знаменитой академии имени Гнесиных, помимо музыки Иван горячо любил фотографию. Со своей камерой он не расставался даже во время многочисленных гастролей. Символично, но большинство своих фотографий Крючков посвящал небу, аэропортам и самолетам. Последним статусом в соцсети Ивана стала шутливая запись: слишком стар, чтобы умереть молодым.

40. Ермолин Вячеслав.

62-летний балетмейстер-постановщик, народный артист России. З анимался подготовкой к всероссийскому фестивалю-конкурсу «Служу родному отечеству», участвовал в Фестивале детского и молодежного творчества «Круг друзей» и уже долгие годы был предан ансамблю.

41. Быков Cергей

42. Колобродов Кирилл

Заслуженный артист России, один из ведущих танцоров балетной труппы.

43. Корзанов Олег

Олег и Екатерина Корзановы, служащие в балете при ансамбле имени Александрова, вместе объехали практически весь мир. Русские народные танцы молодые люди в паре исполняли везде – от Польши до Марокко, и в каждом городе срывали овации. Около трех лет назад у Корзановых родился долгожданный первенец.

44 . Корзанова Екатерина

45. Ляшенко Кирилл

46. Михалин Виктор

47. Старший лейтенант Попов Владислав

48. Разумов Александр

Выпускника Красноярского хореографического колледжа включили в состав ансамбля сразу после получения диплома в 2006 году.

49 . Серов Александр

Уроженец Сурского Александр Серов в 2012 году окончил ульяновское училище культуры, танцевал в ансамбле «Волга» и в училище культуры в Волжском. После учебы работал в «Гжели», затем перешел в ансамбль имени Александрова. Александру было 24 года, он опаздывал на рейс из-за работы в шоу, но все же успел и сел в самолет на аэродроме «Чкаловский». У Александра Серова осталась супруга Варвара, которая также занимается танцами – работает в театре «Сац». Молодые люди поженились год назад. Друзья рассказывают, что Александр понимал, что лететь в Сирию, чтобы поздравить российских военных с наступающим Новым годом, опасно, но считал, что это его долг.

50 . Шахов Иван

Волгоградец. Сын артистов балета волгоградского ансамбля «Казачий курень». Выступал с 14 лет, в составе Казачьего театра и ансамбля «Казачья воля». Парень проявлял значительные успехи как танцовщик, был очень талантливым. В конце 2010 года, проработав в казачьем ансамбле 3,5 года, он ушел в армию. Там попал в ансамбль песни и пляски имени Александрова. После армии стал работать и жить в Москве. Был женат.

51. Арчукова Анастасия

52. Георгиян Оганес

Уроженец Луганска. Был студентом Донецкой Государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева, потом окончил еще и вокальное отделение Национальной академии музыки Украины имени П.И. Чайковского в Киеве, где обучался вокальному мастерству у замечательного педагога, народного артиста Украины, профессора Константина Дмитриевича Огневого.

В 1998-1999 годах работал в составе коллектива Московского театра «Новая опера» имени Евгения Колобова, а в 1999 году стал солистом Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Артист занят в постановках: «Богема», «Вертер», «Любовный напиток», «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных», «Лючия ди Ламмермур», «Сказки Гофмана», «Демон». Певец также играет в спектаклях Государственного академического Большого театра России, например, публике он запомнился по блестящему исполнению партии Собинина в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин» и Принца в опере С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Также Оганес Георгиян сотрудничал с московским театром «Арбат-опера».

Был постоянным участником проектов Фонда «Таланты мира». Дипломант Международного конкурса теноров имени Давида Ясоновича Андгуладзе в Батуми и лауреат Международного конкурса молодых вокалистов в чешском Брно.

53. Игнатьева Надежда

Танцовщица. Родом из Донецкой области. Закончила Орловский институт культуры в 2004 году. Одногруппники помнят ее по девичьей фамилии Марченкова . Блестяще исполняла самые сложные народные танцы. В годы учебы выступала в ансамбле «Радуга». Была лауреатом множества конкурсов, в том числе и международных. Недавно после декретного отпуска вернулась на работу в ансамбль Александрова. У Надежды осталась двухлетняя дочка.

54. Клокотова Мария

Артисты Мария Клокотова и Дмитрий Папкин – супружеская пара, оба должны были вылететь в Сирию для участия в новогоднем концерте для авиагруппы ВКС РФ на базе «Хмеймим». Но муж вылетел в Сирию на 2 часа раньше, потому что руководил погрузкой багажа, а Мария оказалась в Ту-154…

Мария работала в ансамбле имени Александрова 18 лет. Пара растила двоих детей, 11 и 4 лет. Накануне поездки в Сирию их старший ребенок заболел, и Мария хотела взять больничный лист, но все-таки полетела.

55 . Ларионов Иван

56. Пырьева Лилия

Входила в состав балетной труппы ансамбля имени Александрова. Балерине Лилии Пырьевой было всего 19 лет. По мнению ее педагога, художественного руководителя Воронежского хореографического училища Татьяны Фроловой, Лилия могла стать звездой. Она получила диплом в июне этого года, девушка была лучшей в выпуске, и предложений у нее было много, но она выбрала ансамбль песни и пляски им. Александрова, потому что работать там было ее мечтой.

57. Сатарова Виктория

Артистка балета. Из Подмосковья. Свой творческий путь начала в красногорском ансамбле народного танца «Россия».

58. Трофимова Дарья

Входила в состав балетной труппы ансамбля имени Александрова. Дарье было 25 лет. Она планировала вернуться домой к Новому году – Дарья знала, что выступление перед российскими солдатами займет всего час, они поздравят бойцов с наступающим Новым годом и полетят обратно. Сестра Дарьи рассказывает, что она была настолько увлечена танцами, что не вникала в реальную обстановку в Сирии. Она не интересовалась политикой и впервые полетела выступать в место, где идет настоящая война. Но супруг Дарьи был против ее поездки в Сирию. У них остался маленький сын – 3 года.

59. Хорошова Любовь

60. Цвиринько Анна

61. Шагун Ольга

Вспоминает Катерина Ковтун: «Мы вместе учились с ней в ДШИ №2 на хореографическом отделении. Оля всегда очень хотела танцевать и преодолевала на своем пути к мечте все трудности. Для меня она пример того, что желание танцевать, тяжелый труд и цель могут свернуть горы, и тут неважны возраст, отсутствие каких-то данных, чужое мнение и т п. Она очень хотела танцевать в Ансамбле Александрова. Помню, попав туда, она рассказывала, как тяжело ей не только физически, но и морально — первое время из-за нерусской внешности ее не ставили в первую линию, не давали сольных партий. Но ее упрямство и воля всё равно победили».

62. Гурар Людмила

Заведующая Выставочным залом Центрального дома Российской Армии имени М.В. Фрунзе. В 1990 году окончила факультет прикладного искусства Московского технологического института легкой промышленности им. А.Н. Косыгина (ныне – Московский государственный университет дизайна и технологии им. А.Н. Косыгина). Жила и работала в Москве.

Современный живописец, член Союза художников-маринистов и Международного художественного фонда, академик Европейской академии естественных наук (Ганновер, Германия). Награждена почетным знаком «За труды в военной культуре», медалью «За укрепление боевого содружества». Лауреат и дипломант ряда российских и международных конкурсов.

Ездила в Сирию уже не первый раз. Проводила на блок-постах и среди сирийских детей мастер-классы. Перед Новым годом она отправилась в командировку, чтобы вручить призы сирийским детям, которые стали победителями в конкурсе на лучший плакат. Были отмечены 9 детских работ. Людмила везла ребятишкам подарки.

63. Сулейманов Борис

Выпускник кафедры хорового дирижирования Орловского государственного института культуры 2016 года.

64. Столяр Иван

Вокальный педагог, солист. 39 лет, уроженец Костромы. Окончил Костромскую художественную школу имени Шлеина и Костромское духовное училище, по окончании которого получил звание псаломщика-певца. Поступил в Костромское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, затем перевелся в Московский музыкальный колледж имени Шнитке, по окончании которого, в 2002 году, стал студентом вокального отделения Московского государственного института музыки имени А.Шнитке. В 2003 году принят в Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского. Иван Столяр – солист мужского камерного ансамбля «Пересвет» Московского Патриархата. Выступал в Народном клубе любителей русских басов.

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.

Авиакатастрофа в Египте унесла жизни 224 человек. Среди них - жители разных регионов страны. Большинство - из Санкт-Петербурга. На борту были целые семьи - кто-то отправился в путешествие с ребенком, кто-то просто ехал в Египет, чтобы впервые побывать на море.

Юрий и Ольга Шеины с дочерью Настей

Ирина Завгородняя и Александр Семенов

Любили путешествовать. У моря в Египте устраивали романтические ужины при свечах. Последнее сообщение Ирины во "ВКонтакте" - "Домой... В холод".

У Ирины в Питере осталась дочь Наташа. Сейчас девочку поддерживают пользователи соцсетей. Ребенок не может поверить в смерть родителей.

Татьяна и Алексей Громовы и их дочь Дарина

Маленькая Дарина - стала символом ужасной трагедии с самолетом "Когалымавиа" на Синайском полуострове. Ее мама Татьяна перед полетом в Египет оставила фото во "ВКонтакте" с записью #главныйпассажир. Девочке 26 октября исполнилось 10 месяцев. Это самый маленький пассажир рейса 9268.

Александр Копылов и Елена Мельникова

Интернет уже облетела трогательная история заместителя главы Пскова Александра Копылова и его возлюбленной Елены Мельниковой. Путевка в Шарм-Эль-Шейх была заветным подарком Александра для Елены. Она так давно мечтала съездить на море...

Виктория Севрюкова

Становится не по себе, когда читаешь последние записи "ВКонтакте" 24-летней Виктории Севрюковой.

"Не думала, что Египет вызовет у меня столько положительных эмоций! Хочу ли я здесь жить? Нет. Вернусь ли я сюда? Обязательно"

Елена Томина

Елена по прописке - тюменка. Но последнее время жила с дочерью в Санкт-Петербурге. Работала SOS-мамой - помогала детям сиротам. Погибла в возрасте 46 лет. В Питере у нее осталась дочь, которая не поехала с мамой в Египет из-за учебы.

Роберт Дженсен (Robert Jensen) построил карьеру, наводя порядок после крупных несчастий: идентифицируя останки, заботясь о семьях погибших и восстанавливая их личные вещи. Вот как он стал лучшим специалистом по худшей в мире работе.

Команда, спотыкаясь, прорывалась сквозь джунгли. У группы было слабое представление о том, куда они направляются, и что там обнаружат. Несколько дней назад поисковые самолеты, летавшие высоко над предгорьями Анд, засекли обломки упавшего вертолета, усеявшие крутой, скалистый склон. Добраться до этого хаоса с воздуха было невозможно, так что команде пришлось спешиться.

Группу, продирающуюся сквозь заросли, вел Роберт Дженсен, высокий, сильный мужчина в белом шлеме с буквами «BOB», нацарапанными маркером на передней части. Им пришлось два дня бороться с кустами, чтобы добраться до места. Шесть дней спустя Дженсен будет последним, кто его покинет. Именно с Дженсеном горнодобывающая группа Rio Tinto, которая нанимала упавший вертолет, чтобы доставить сотрудников с Перуанского медного рудника до города Чиклайо, связалась прежде всего. Именно Дженсен разработал стратегию, как добраться до места крушения, когда стало ясно, что все десять человек, бывшие на борту, погибли, а обломки разбросаны по извилистым горным кряжам тропического Йосемити. Дженсен собрал команду: два перуанских полицейских, два следователя, несколько судебных антропологов и группа рейнджеров национального парка, привыкших лазить по горам во время поисково-спасательных экспедиций. Все они знали, что эта экспедиция будет не спасательной.

Дженсен — это человек, которому компании звонят, когда случается самое худшее. Под худшим подразумеваются все те события, что внушают такой ужас и панику, что большинство людей предпочитают о них не думать, — например, авиакатастрофы, теракты и стихийные бедствия. У Дженсена нет никакого особенного дара собирать тела, идентифицировать личные вещи или разговаривать с членами семей погибших. Что у него есть, так это опыт. За свою долгую карьеру, Дженсен десятилетиями заслуживал репутацию лучшего в этом необычном деле. Будучи владельцем компании «Международная аварийная служба Kenyon» (Kenyon International Emergency Services), Дженсен принимает от 6 до 20 заявок в год по всему миру (в 2016 году — 9, не считая тех, что продолжались с 2015 года). Из-за своей работы он постоянно оказывается причастным к событиям, рождающим печальнейшие заголовки современной истории. Он занимался погребальными делами после теракта в Оклахоме, он вылетел прямо в Пентагон после событий 11 сентября и участвовал в поиске тел, когда прошел ураган Катрина.

Крушение вертолета в Перу в 2008 году в международные новости не попало, но эта миссия стала памятной для Дженсена из-за своей сложности. Все было липким от жары, повсюду подстерегали опасности джунглей. Дженсен решил, что команда будет передвигаться парами, опасаясь пум и змей. Перед выходом он провел оценку рисков и узнал, что на этой территории живет 23 вида ядовитых змей. Противоядие у него было только от трех, поэтому он призвал членов своей команды постараться до потери сознания успеть хорошенько рассмотреть, кто именно их укусил, в случае если это произойдет.

Они были там, чтобы собрать все, что можно, — личные вещи, фрагменты скелетов и любые свидетельства, которые помогли бы семьям погибших понять, как их родные окончили свои дни. Прежде, чем все это сделать, им нужно было добраться до места. Дженсен работает максимально эффективно: все возможные трудности были уже учтены и разрешены по-военному хладнокровно. Дженсен дал своей команде задание начать расчищать место для посадки вертолета, а скалолазам — протягивать веревки вверх по склону, чтобы они могли лазить вверх и вниз. Каждый обломок они собирали в контейнеры, чтобы потом передать археологу, который просеивал их в поисках фрагментов костей. Неопытному взгляду могло показаться, что ничего ценного найти было нельзя: регистратор полетных данных уже извлекли, и ясно было, что выживших нет. И все-таки Дженсен искал.

В общей сложности он и его команда собрали на горе 110 фрагментов скелетов, а также некоторые личные вещи и записывающее устройство из кабины пилота. Останки, найденные фирмой Kenyon, позволили идентифицировать практически всех, кто был на борту, что при работе с высокоскоростными катастрофами — большая редкость и признак мастерства. Каждую ночь команда хоронила то, что находила, устраивая минуты молчания. Наутро все останки эксгумировались, и их увозили на вертолете, а команда вновь начинала работу.

После многих дней, проведенных за очисткой склона, когда они собрали все, что только могли, Дженсен вдруг увидел что-то высоко на дереве вверх по склону — большой кусок человеческих тканей, зацепившийся за ветку. Добираться туда было невероятно рискованно, даже при помощи тросов, но Дженсен не мог оставить находку. Он взобрался наверх, собрал найденное и поместил в пластиковый пакет. Его работа была сделана. Все, что он нашел, будет передано семьям погибших. «Чтобы они точно знали, что тела их любимых не были просто оставлены джунглям, — вспоминает Дженсен, — Ни кусочка».

Контекст

Самолет Ту-154, пропавший в районе Сочи, упал в Черном море

РИА Новости 25.12.2016

Ежи Бар о Смоленской катастрофе

Wirtualna Polska 12.04.2016

Более 60 человек погибли в катастрофе

Reuters 20.03.2016

Почему у EgyptAir столько проблем?

Expressen 20.05.2016
У Дженсена нет в запасе душераздирающих историй спасения. У того, что он разыскивает, более отвлеченная ценность — это часть человека, в прямом или переносном смысле, которую он может вернуть семье погибшего со словами: «Мы старались». Он по опыту знает, что когда чья-то жизнь разрушена, даже малейшие осколки могут принести успокоение.

Многие из найденных Дженсеном и его командой вещей отправились в офис Kenyon в Брэкнелле, городке в часе езды от Лондона, где каруселей — не меньше, чем людей. Снаружи и не скажешь, что это здание построено под службу, которая имеет дело с последствиями массовой гибели людей. Фасад здания — совершенно обыкновенный: грубая бетонная коробка, неотличимая от окружающих ее других офисов. Небольшой диско-шар поблескивает сквозь жалюзи одного из офисных окон. Но за фасадом офисного здания скрывается огромный ангароподобный склад, где собранные личные вещи фотографируются, идентифицируются и восстанавливаются.

В идеальном порядке на металлических полках, расположенных по всему складу, лежат инструменты, необходимые для миллиона задач, которые Kenyon выполняет по долгу службы. Один шкаф содержит всю одежду и подобное, что Дженсен должен обработать быстро, каждая вещь в подписанном пакете на застежке. Здесь есть все, что нужно для оказания первой помощи любого типа на месте происшествия, и бронежилеты на случаи, когда Kenyon вызывают в горячие точки. Здесь есть корзина с молитвенными ковриками для мусульманских семей и коробка с медвежатами в футболках с логотипом Kenyon для детей в Центрах семейной помощи. Грузовик с рефрижератором, мобильный морг, расположился в углу, его дверь приоткрыта. У одной стены виднеется гроб, укутанный в лиловую ткань, — Дженсен объясняет, что это «тренажер» для обучения членов команды, но выглядит это все равно зловеще. За письменным столом работает студент, в фотошопе помещая фото найденных личных вещей на белый фон, чтобы семьям было их легче потом опознать. По крыше барабанит дождь, но в остальном здесь царит могильная тишина.

Kenyon лишь недавно въехал в это помещение, выбранное из-за близости к аэропорту Хитроу, но у самой фирмы Kenyon — богатая история. В 1906 году Гарольда и Герберта Кеньонов, сыновей директора английского похоронного бюро, попросили помочь с идентификацией и доставкой домой 28 тел погибших в результате железнодорожной катастрофы, когда поезд сошел с рельс у Солсбери. Кеньоны, как себя и до сих пор называют сотрудники фирмы, принимались за дело сразу же, как только слышали ужасные новости о крупной катастрофе. Тогда они еще не могли опознавать людей по ДНК. Жертвы идентифицировались по отпечаткам пальцев и записям зубной формулы, если они у них были, или по личным вещам, если нет. В то время, как технологии все усложнялись, катастрофы с массовой гибелью людей становились все масштабнее. Путешествия по воздуху становились все быстрее и доступнее, а крушения самолетов уносили больше жизней. Оружие становилось все мощнее. Нужда в специалистах росла и Kenyon превратилась в международную компанию.

Сегодня большинство людей полагают, что это правительства работают с последствиями масштабных несчастий. Часто так и есть: большой опыт, который у Дженсена был еще до того, как он стал работать в Kenyon в 1998 году, он получил в американской Армии по погребальным делам (Army handling mortuary affairs). Но этим занимаются не только военные, дел с головой хватает и для компаний типа Kenyon, не только из-за их высокой компетенции, но и из-за того, что бывает полезно иметь под рукой команду без политической принадлежности. В 2004 году после цунами в Таиланде больше 40 стран потеряли своих туристов, и каждая работала над тем, чтобы вернуть тела погибших их семьям. После цунами тела не так легко опознать, а этническая принадлежность дает слабое представление о национальности: «Встану я в Пхукете и скажу подняться всем шведам. А никто не ответит», — говорит Дженсен. — «Мы все вынуждены работать вместе». Kenyon предоставила экипировку и работала как честный брокер, не давая привилегий ни одной из национальностей перед другой.

Наряду с терроризмом, часто работа Дженсена связана с авиакатастрофами. Многие пассажиры полагают, что в случае крушения самолета, авиакомпания берет на себя множество связанных с этим обязанностей. Чаще всего нет, они этого не делают. Авиакомпании и правительства держат компании вроде Kenyon под рукой, потому что они не могут себе позволить допустить ошибку при такой ответственности. Помимо этических побуждений правильно поступить по отношению к семьям жертв, на кону стоят огромные финансовые потери в случае некачественной работы. Годы судебных разбирательства и волны давящего негатива и претензий со стороны недовольных семей могут стать критическими. Malaysia Airlines, например, еле справилась с масштабной критикой по поводу ее ответственности за трагедии с самолетами MH370 и MH17 (Malaysia Airlines, несколько раз напомнил мне Дженсен, не клиент Kenyon). Авиакомпании могут перепоручить Kenyon все; их услуги включают организацию колл-центров, идентификацию и доставку тел домой, массовые захоронения и восстановление личных вещей погибших.

Кое-что из того, что ожидается от авиакомпании в случае катастрофы, зафиксировано в федеральном законе 20 лет назад. До этого перевозчикам сходило с рук довольно беспорядочное выполнение своих обязанностей. Семьи, которым удалось добиться ужесточения федерального регулирования по этому вопросу, потеряли близких после несчастья с рейсом 427 авиакомпании U.S. Air, когда в 1994 самолет упал рядом с Питтсбургом. Согласно душераздирающим письмам от семей погибших в авиакомпанию, реакция U.S. Air на крушение была мягко говоря неудовлетворительной.

«Когда выяснилось, что личные вещи оказались в мусорных контейнерах, — пишет один из родственников погибшего, — уже этого было достаточно, чтобы вывести из себя любого неравнодушного человека. Кто решает, какие личные вещи важны, а какие отправятся в мусор? Ведь речь идет о человеческих жизнях!! Иногда бирка с багажа — это единственное, что остается у человека!»

Некоторые страны все еще запаздывают с урегулированием таких ситуаций. Мэри Скьяво (Mary Schiavo), авиационный адвокат и бывший главный инспектор Департамента транспорта, рассказала мне, что после одной катастрофы в Венесуэле власти провели небрежный поиск останков, а затем перекопали все, что осталось с помощью экскаватора с ближайшей фермы. «Я не имею в виду, что кто-то недостаточно добр или чуток, потому что, без сомнения, люди, с которыми я все эти годы работала, старались быть и добрыми, и чуткими, обращаясь с останками, — добавила Мэри Скьяво. — Но иногда у них не было достаточно опыта, чтобы уделить нужное внимание деталям, как это сделали бы Национальный совет по безопасности на транспорте или профессиональные группы вроде Kenyon. Точнее, я имею в виду именно группу Kenyon». Kenyon и составляет разницу между идеальным реагированием и десятилетними судебными процессами.

Когда коммерческий рейс терпит крушение, клиент тут же ставит в известность Дженсена. Обычно клиент — это авиакомпания, хотя в некоторых случаях это может быть и компания вроде Rio Tinto или даже страна, где упал самолет. Он собирает всю информацию, какую возможно. Сначала он пытается выяснить, кто за что ответственен. Kenyon — частная компания, поэтому если правительство решает заняться администрированием деятельности по ликвидации последствий, Дженсен уступает место им, оставаясь при этом под рукой для консультаций. За несколько минут телефонного разговора Дженсен узнает достаточно информации по инциденту, чтобы понять, каковы самые насущные потребности авиакомпании. За несколько часов штат Kenyon может распухнуть с 27 штатных сотрудников до 900 независимых подрядчиков, нанятых по контракту, в зависимости от серьезности катастрофы. Члены команды Kenyon не работают в рамках одной отрасли, хотя многие из них имеют опыт работы в правоохранительной области. У всех есть одна общая черта: они очень эмпатичны, хотя и сохранили способность эмоционально дистанцироваться от жертв катастрофы. «Вы не должны вовлекаться», — напоминает им Дженсен. Дженсен предпочитает не поддерживать связи с семьями жертв, считая себя своеобразным активатором их горя.

У каждого сотрудника и члена команды есть свои обязанности, и они их выполняют по мере необходимости. В длинной прихожей здания в Брэкнелле висит график, отображающий порядок действий в ходе критической ситуации. На нем теснится бесчисленное количество кружочков с цветной маркировкой, и каждый обозначает работу, которая должна быть сделана. На самом верху расположен красный шар, представляющий старшего координатора инцидентов — Дженсен.

По всему миру члены команды кризисной коммуникации держат свои телефоны поблизости, готовые ответить на вопросы СМИ. В это время группа связи взаимодействия по отелям едет в отель, расположенный недалеко от места крушения. Семьи жертв со всего мира летят в зону катастрофы, так что отель должен быть достаточно большой, чтобы разместить их всех. Как только семьи и сотрудники Kenyon добрались до места, выбранный отель по почте или факсу получает мануал, посвященный тому, как подбирать комнаты и готовить их для скорбящих гостей. На ближайшие несколько дней отель превращается в Центр помощи семьям, где члены семей жертв будут ждать, горевать вместе и проводить время между брифингами настолько хорошо, насколько это возможно.

Пока его план по организации Центра помощи семьям приводится в исполнение, Дженсен уже на пути к месту происшествия. Как только Дженсен получит представление о состоянии тел, он начнет давать указания насчет морга. Для этого важно не столько количество жертв, сколько состояние тел. Крушение маленького самолета, упавшего в Мозамбике в 2013 году, например, потребовало больше усилий по организации сбора и хранения тел, чем несчастья с большими коммерческими рейсами. Хотя погибло всего 33 пассажира, найдено было 900 фрагментов тел.

Часто Дженсену приходится выступать в качестве связующего звена между семьями, оставшимися в отеле, и специалистами на месте крушения. Все несчастья с большим числом погибших разные, но сотрудники Kenyon редко работают на месте катастрофы в одиночестве — даже в случае с крушением Rio Tinto в Перу правительство потребовало, чтобы два перуанских полицейских присоединилось к команде. Kenyon работают вместе с местными правоохранительными органами, судмедэкспертами, пожарными и военными. Каждый из них работает быстро, чтобы погодные условия не нанесли еще больше вреда незащищённым останкам и личным вещам.

Как только Дженсен узнает больше деталей о катастрофе, он устраивает собрание для семей погибших. Такие брифинги проходят очень тяжело. «Вы не можете отменить произошедшего, так что все, что в ваших силах, — это не ухудшить ситуацию, — говорит Дженсен мрачно. — У вас очень тяжелая задача». Дженсену отчаянно хочется дать семьям хоть маленький проблеск надежды, но вместо этого он должен рассказывать безжалостные факты. Сначала он предупреждает семьи, что им предстоит услышать очень конкретную информацию. Родители выводят детей из комнаты. «Вы должны осознать, что произошел удар на большой скорости, а значит, ваши близкие сейчас выглядят не так, как мы, — говорит он что-то вроде этого. — Это значит, что мы скорее всего найдем несколько тысяч фрагментов человеческих останков». В этот момент начинается удушье. Дженсен выкачал из помещения всю надежду. Теперь его работа заключается в том, чтобы помочь людям пройти трансформацию.

Когда останки и личные вещи собраны с места крушения, кеньоны собирают стоматологические и другие медицинские записи и проводят длинные беседы с семьями, пытаясь выяснить любые подробности, которые могли бы помочь опознать жертв. Каждая семья должна выбрать одного человека, который получит найденные останки и личные вещи. Некоторые споры заканчиваются в суде. Сотрудники Kenyon объясняют, какие процедуры проводят с личными вещами и задают семьям необходимые вопросы: хотят ли те, чтобы найденные вещи были почищены? Хотят ли они получить их из рук в руки или по почте? Дженсен оставляет каждую мелочь на усмотрение членов семей погибших. Они почти не могут повлиять на обстоятельства, в которые попали, и решения в связи с личными вещами возвращает им ощущение какого-то контроля.

Так же семьи могут принять решение не участвовать в процессе. Для некоторых личные вещи не имеют значения. Для кого-то не важны и останки. Но почти все хотят принимать участие. Хэйли Шэнкс (Hailey Shanks) исполнилось всего четыре, когда ее мать, стюардесса, погибла во время крушения борта Alaska 261 в 2000 году. Ее бабушка получила найденные вещи матери — кнопку с формы и колечко из пупка — и ей никогда не пришло бы в голову не забирать их. «Я думаю, мысль о том, чтобы выбросить хоть какую-то память о произошедшем, просто не могла ее посетить», — говорит Шэнкс. Бабушка Шэнкс держит их в маленькой коробочке в своей спальне. Иногда Шэнкс берет их себе, но травма, связанная с ними, слишком мучает ее. Тем не менее, она рада, бабушка хранит их. «Я думаю, она очень переживает, что не могла быть там — не в смысле, что она хотела бы там оказаться — но что ее дочь оказалась в той ситуации. Я думаю, любая память о ней, и о том, что случилось, очень важна сама по себе. Любой кусочек».

На месте крушения Дженсен и его команда удаляют любые опасные вещества, которые могут вызвать дальнейшее повреждение вещей, но предметы попадают в Брэкнелл в разном состоянии. Они мокрые из-за погоды и из-за воды, который тушили огонь, они пахнут авиационным топливом и разложением. Когда контейнер доставлен, члены команды бережно распаковывают каждую коробку и раскладывают предметы на длинных столах в середине комнаты. Предметы изучаются и делятся на две группы: «соотнесенные» — вещи с именами пассажиров на них или вещи, найденные рядом с телом или на нем, и «несоотнесенные» — к которым причисляют все, от часов, найденных в груде обломков, до чемодана, помеченного именем, которого нет в списке пассажиров. Соотнесенные предметы возвращают в первую очередь, а несоотнесенные фотографируют и помещают в интернет-каталог, который могут изучить семьи погибших, в надежде узнать какую-то из вещей.

До того, как каталоги фотографий стало возможным выкладывать в интернете, их делали в бумажном варианте, с шестью или более предметами на каждой странице. Я трачу час на то, чтобы пролистать один из таких каталогов, оставшихся после авиакатастрофы, случившейся с десятилетие назад. Безотносительно цели создания, каталог дает прекрасное представление о стиле и массовой культуре тех времен. Здесь есть музыкальный диск Джессики Симпсон «Irresistible» и подпорченная водой книга Иэна Рэнкина. Некоторые вещи сильно повреждены. Почерневший конструктор «Лего» и несколько страниц очков без стекол и со страшно покорёженными дужками, как с картин Дали. Вот несколько черных коробок с Шефом из «Южного парка» на крышке. Вот страница с обручальными кольцами с гравировкой — Патриция, Мариза, Мариетта, Лаура, Джованни — и маленьким значком в виде самолета. Рядом с каждым предметом — графа, где описано его состояние, и везде есть пометка «поврежден».

Когда семьи жертв катастрофы идентифицируют все, что смогут, из каталога, Дженсен продолжает работать над соотнесением оставшихся вещей с погибшими. Он работает неустанно. Он и его команда используют все возможные улики, включая фото с камер и восстановленные номера сотовых телефонов. Дженсен даже привозит автомобильные ключи дилерам, чтобы попытаться получить идентификационный номер транспортного средства. Обычно дилеры могут сообщить лишь страну, в который была продана машина, но даже это может стать важной уликой. Например, Дженсен узнал, что набор автомобильных ключей, найденный после крушения самолета Germanwing, был от машины, проданной в Испании, что значительно сократило круг жертв, которым они могли принадлежать.

Идентификация личных вещей может быть гораздо более тяжелой, чем идентификация тел. «Когда вы обследуете человеческие останки, вы проводите физический осмотр, — объясняет Дженсен, — Вы разговариваете с семьей и задаете им вопросы, чтобы собрать информацию и идентифицировать личность — это не персонализация. Но когда вы разбираетесь с личными вещами, вы можете узнать о человеке все. Например, что у него в плейлисте? Конечно, ваша цель не узнать, что у них в плейлисте, вы просто изучаете, что есть на компьютере, чтобы попытаться понять, кто это». Тело есть тело, но личные вещи — это жизнь. Невозможно отгородиться от погибшего, когда вы просматриваете его или ее свадебные фотографии, снятые всего несколько недель назад.

Дженсен сталкивался с вещами, которые при других обстоятельствах показались бы ему лично возмутительными. «Вы только подумайте, что весь этот багаж прошел контроль в аэропорту. Представьте все эти разные общества, религии и группы, которые представляют люди, бывшие в самолете. Обо все этом рассказывают их личные жизни. Вы берете вещь и думаете: "О боже. Кому это могло понадобиться? Зачем тебе была нужна эта картинка или эта книга? Зачем ты поддерживал эту организацию?"» Обо всех этих вещах он заботится не меньше, чем о других — «Вовлекаться нельзя».

Каждый этап возвращения вещей — это решение, которое должна принять семья погибшего. Нельзя просто предположить, что родственники захотят получить почищенные вещи. Дженсен рассказывает историю одной женщины, которая потеряла дочь в катастрофе с рейсом Pan Am 103, когда самолет взорвался над Локерби в 1988 году. Сначала, когда женщина получила вещи своей дочери, она была расстроена, что от них исходил запах топлива. Он пропитал весь дом. Но через некоторое время женщина стала ценить его как последнее напоминание о дочери. «Вы никого не должны лишать выбора, потому что вы можете, например, встретить мать, которая скажет: "Я стирала вещи моего сына 15 лет, и я хочу, чтобы тем человеком, кто постирает его рубашку в последний раз, была я, а не вы"».

Многие вещи, которые нашел Дженсен, никогда не будут возвращены. После двух лет или сколько бы ни занял процесс завершения процедуры поиска, потерянные вещи, собранные Дженсеном, будут уничтожены. Но впечатления и опыт, которые он получил, останутся в памяти и будут часто возвращаться к нему и помогать.

Дженсен, например, знает, почему вы не должны надувать спасательный жилет до того, как покинете тонущий самолет: он бывал на местах крушения, где видел ужасную картину с плавающими внутри самолета телами людей, попавшими в ловушку из-за своих жилетов, в то время как остальные выжили. Он знает, что бесполезно провести всю жизнь, боясь умереть во время какой-то катастрофы. Он думает о женщине, чье тело нашел в обломках после теракта в Оклахоме. На одной ноге у нее была туфля на высоком каблуке, а на другой — уличная обувь. Он понял, что эта женщина только пришла в офис и переобувалась. Если бы она опоздала в этот день на пять минут на работу, она осталась бы в живых.

Как и другие, Дженсен задумывается, как он бы себя чувствовал и вел в самом конце. «Я знаю, какие вещи, принадлежащие членам моей семьи, я хотел бы, чтоб мне вернули. Я знаю что, я бы хотел, чтобы получил Брэндон», — кивает он в сторону своего супруга, исполнительного директора Kenyon, Брэндона Джонса. «Обручальное кольцо, браслеты (Джонс и Дженсен носят плетеные браслеты, которые подарили друг другу) — особые вещи. Он, может, захочет их продать», — шутит он.

Джонс на секунду задумывается. «Странно, — говорит он, — Я не боюсь летать. Я не стал смотреть на жизнь иначе, чем делал это до Kenyon. Но я стал по-другому оценивать важность вещей. Например, есть вещи, которые я всегда ношу с собой, они всегда в моей сумке. Сувениры, которые он привез мне с мест, где побывал, и которые всегда при мне. Вещи, которые я, может, и не вижу ежедневно, но уж точно всегда вижу, когда складываю паспорт. И раскладывая свои вещи в самолете, я думаю, что они значили бы что-то для него, что он их сохранил бы, если бы их ему вернули».

Работа научила Дженсена, что страх перед катастрофами не помогает, но он все равно всегда считает двери до выхода перед тем, как войти в номер отеля, а во время путешествия на самолете, ни он, ни Джонс никогда не снимают обувь до того, как выключится знак «пристегните ремни» (большинство катастроф случается во время взлета и посадки, и не хочется оказаться босым на взлетной полосе, если придется срочно выбегать наружу). Я поинтересовался, нет ли у Дженсена какого-нибудь секрета, как сохранять спокойствие, живя в век терроризма, и вот он какой: позвольте себе тревожиться по поводу повседневных забот и не тратьте время на ужасы.

Большинство семей предпочитают получить личные вещи по почте, тогда их заворачивают в белую оберточную бумагу, если они крупные, или раскладывают по маленьким коробочкам. Некоторые семьи хотят, чтобы вещи были им доставлены лично. И вот тогда бывает очень тяжело.

Однажды Дженсену нужно было вернуть личные вещи одного молодого человека, погибшего в авиакатастрофе. Рано утром того дня, когда случилась катастрофа, он позвонил своей матери и сообщил, что садится на самолет. Она узнала все позже в тот же день, когда включила телевизор и увидела, что самолет упал в океан.

Но после этого, вспоминает Дженсен, она все же не была уверена. Не мог ли ее сын доплыть до ближайшего острова? Может быть, береговая охрана проверит? Они, конечно, проверили. Несколько дней спустя после катастрофы почти все пассажиры были идентифицированы по пробам ДНК, но ни один из кусков тканей не принадлежал ее сыну.

Когда личные вещи пассажиров прибило к берегу, рыбаки и шерифы доставили их. Они нашли несколько вещей ее сына, в том числе два пропитанных водой паспорта (в одном была виза) и чемодан, который, по-видимому, принадлежал ему. Компания позвонила его матери и спросила, хочет ли она, чтобы вещи были доставлены или отосланы почтой. Она попросила, чтобы их кто-то привез, и Дженсен вызвался сделать это.

Дженсен помнит, как приехал в дом этой женщины и увидел, что грузовик ее сына все еще стоит у дома. Его комнату не трогали с того момента, как он отправился в свое путешествие. Женщина оставила работу и жила в анабиозе. «Она не справлялась, — вспоминает Дженсен. — Не было доказательств. Не было тела». Дженсен и один из его сотрудников расчистили стол и застелили его белой тканью. Они попросили мать выйти и начали раскладывать вещи ее сына. Прикрыли их, чтобы вид всех вещей разом чересчур не поразил ее. Попросили ее войти.

Они показали матери два паспорта. Та уронила голову на руки и раскачивалась взад и вперед. Следующий предмет изумил Дженсена. Открыв чемодан, они обнаружили набор оранжевых бигуди, вроде тех, что мать Дженсена использовала в 70-х. У молодого человека были короткие волосы — это было очень странно. Дженсен предположил, что рыбак нашел чемодан наполовину открытым и положил в него вещь другого пассажира. «Пожалуйста, не обижайтесь», — сказал он, достав бигуди.

Женщина посмотрела на бигуди. Она сказала, что они принадлежали ее сыну. Он взял попользоваться чемодан ее матери, в котором та хранила свои бигуди. Он знал, как они много значат для его бабушки, рассказала женщина Дженсену. Он не стал никуда их девать, а просто оставил на своем месте. Дженсен помнит, как она посмотрела на него после этого: «Так значит, Роберт, ты хочешь мне сказать, что мой сын не вернется домой».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх