Алтарь в риме. Алтарь Мира: все о древнем артефакте

Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу Сонькин Виктор Валентинович

Алтарь мира

Алтарь мира

В 13 году до н. э. Август вернулся в Рим из долгой поездки по западным провинциям, в которых он успешно восстановил римскую администрацию и общую стабильность (именно к этому событию, как мы помним, Бальб пытался приурочить открытие своего театра). Чтобы отметить это выдающееся достижение, Сенат постановил воздвигнуть на окраине Марсова поля алтарь. Алтарь был посвящен богине мира (по-латыни «мир» - pax , слово женского рода), причем не просто мира - а именно того, который принес государству Август: Ara Pacis Augustae , «Алтарь Августова мира». Позже его, как правило, называли просто Ara Pacis .

Мир, установившийся на подвластной Риму территории в правление Августа, был столь важной частью августовской идеологии, что постепенно словосочетание «римский мир» (Pax Romana) стало обозначать не только отсутствие войны, но и тот круг земель, который входил в орбиту римской государственности. На русский это перевести легче, чем на другие языки, потому что в русском слове «мир» издавна объединились оба значения. До орфографической реформы 1918 года эти слова писали по-разному: отсутствие войны - «миръ», весь свет - «мiръ».

Существует устойчивая легенда, согласно которой роман Толстого назывался в дореволюционных изданиях «Война и мiръ», то есть «война и люди». Это злостная ошибка, порожденная одним из давних выпусков программы «Что? Где? Когда?». Между тем поэма Маяковского 1915 года и правда называется «Война и мiръ».

Начиная с XVI века под дворцом, стоящим на пересечении нынешних Корсо и Виа ин Лучина, стали находить обломки античной скульптуры. Только в конце XIX века археологи связали эти находки с Алтарем мира. К тому времени рельефы успели разойтись по разным музеям и коллекциям. Большую их часть еще в XVI веке распилили на несколько кусков (мраморные панели были так велики, что транспортировать их целиком не представлялось возможным) и отправили во Флоренцию, в коллекцию семейства Медичи, которым тогда принадлежало палаццо. Другая плита оказалась в музеях Ватикана, еще одна - на Вилле Медичи во владении Французской академии, еще одна - в Лувре. Рельефная панель алтаря, перевернутая скульптурной частью вниз, служила крышкой саркофага одного из священников, похороненных в иезуитской церкви Иисуса в нескольких кварталах к югу от дворца.

Сам дворец неоднократно перестраивался и носил разные имена. Сейчас его обычно называют Палаццо Фиано, по имени родственника папы Александра VIII, когда-то владевшего дворцом.

Другой папа, Александр VII, снес примыкавшую к зданию арку, служившую своего рода внутренними воротами на Корсо, чтобы расширить улицу. До сих пор неясно, была ли эта арка античной или ее собрали из римских камней и рельефов в средние века. Снятые с нее скульптурные украшения времен императоров династии Антонинов выставлены в Капитолийских музеях. В XVII веке, когда арку снесли, ее называли «Арко ди Портогалло» - то ли оттого, что в соседнем дворце находилась резиденция португальского посла, то ли по фамилии кардинала, когда-то построившего над аркой переход с одной стороны Корсо на другую.

В сентябре 1938 года исполнялось 2000 лет со дня рождения Августа (на этот раз подсчет через границу нашей эры произвели правильно). Муссолини, который примерял на себя тогу нового Августа, основателя великой империи, страстно хотел отметить эту дату чем-нибудь археологически грандиозным. Восстановление в исконном величии Алтаря Августова мира как нельзя лучше подходило для этой цели.

Но для спасения уникального памятника из подземелий Палаццо Фиано одной лишь политической воли (пусть и подкрепленной серьезным финансированием) было недостаточно. В этих местах римские здания стоят на деревянных сваях, которые вогнаны в насквозь мокрую, болотистую почву. Некоторые из свай покоились на алтаре, погрузившемся на несколько метров под землю. Даже если бы уровень воды не мешал раскопкам, извлечение алтаря обрушило бы стены дворца.

Руководитель раскопок, археолог Джузеппе Моретти, придумал хитрый способ обойти эту проблему. Самая тяжелая часть дворца располагалась непосредственно над алтарем. Стены уже давно пошли трещинами, и только невероятная прочность строительного раствора не давала им рассыпаться. Команда Моретти по кусочкам разобрала и собрала стены, укрепляя их, а затем просверлила дыры в земле и залила их жидким цементом, подведя под угол Палаццо Фиано своего рода козлы (по-итальянски такая конструкция называется cavalletto , «лошадка»). Напряжение в разных точках «лошадки» контролировалось сложной системой гидравлических домкратов.

Теперь можно было не беспокоиться, что дворец немедленно рухнет. Но главную проблему - извлечения алтаря - это не решало. Выкачивать воду из-под дворца было бесполезно: ни один насос не справился бы с мощностью подземных вод. Нужна была дамба, перекрывающая приток воды. Однако построить огромную цементную дамбу под мостовой жилого квартала, на пересечении водопроводных и канализационных труб, электрических кабелей и строительных наслоений двух с лишним тысячелетий не представлялось возможным. Что делать? Моретти и его инженеры придумали гениальное решение.

Вокруг места, где находился алтарь, была прокопана траншея. По периметру траншеи проложили трубу, от которой в почву на глубину семи метров отходило 55 стальных трубок. По трубкам под давлением в 80 атмосфер подали холодный углекислый газ. В результате насквозь влажная почва по периметру траншеи замерзла, создав непроницаемую плотину для поступающей извне воды. Теперь можно было извлечь куски алтаря - что и было сделано к сроку.

Алтарь мира. Реконструкция Гульельмо Гатти из книги Джузеппе Моретти «Алтарь мира», 1948 год.

Поскольку первоначальное место алтаря было занято одним из самых оживленных современных кварталов, для него пришлось искать новый дом. Алтарь был восстановлен на берегу Тибра, возле Мавзолея Августа. Архитекторы Муссолини полностью перепланировали этот участок, «освободив» мавзолей от средневековых и ренессансных наслоений и построив вокруг довольно неприглядные многоэтажные дома. В этом же духе, характерном для фашистской архитектуры, архитектор Витторио Морпурго соорудил из стекла и травертина оболочку-музей, внутри которого поместили алтарь.

На рубеже прошлого и нынешнего тысячелетия оболочку алтаря решили заменить, соорудив для музея новое здание. Проект заказали американцу Ричарду Мейеру, одному из самых модных архитекторов современности. Мейер создал проект в своем излюбленном стиле: ярко-белая прямоугольная конструкция, много стекла и открытого пространства, геометрический минимализм. Итальянцы были в ярости: первый масштабный проект в историческом центре города с муссолиниевских времен отдали иностранцу, а тот сотворил черт знает что! Сменяющиеся итальянские правительства то отменяли проект, то реанимировали его. В конце концов, в 2006 году новый музей по проекту Мейера все-таки был открыт, к вящему ужасу общественности. Споры об уместности нового музея идут до сих пор. Пока что договорились (с согласия Мейера) частично демонтировать стену, которая закрывает вид на соседнюю церковь Сан-Рокко со стороны реки.

Алтарь Августова мира претерпел резкую перемену участи спустя почти две тысячи лет после того, как был создан. В начале xx века о нем слышали лишь немногие специалисты; в конце того же века он был одним из самых известных античных памятников Рима.

По указанию Сената на Алтаре мира высшие государственные чиновники (магистраты), жрецы и весталки должны были ежегодно совершать торжественное жертвоприношение. Видимо, именно процессия, идущая совершить жертвоприношение к алтарю, изображена на его самых знаменитых рельефах - тех, которые помещены на боковых стенах внешней загородки алтаря.

Рельеф с боковой панели Алтаря мира. Рисунок из коллекции итальянского ученого и мецената Кассиано дель Поццо.

Эта процессия, конечно, идеализирована. Чиновники степенны и высоки ростом, матроны благообразны и величавы. Те из участников, кто выполняет еще и жреческие функции, опознаются по накинутой на голову тоге, и первый среди равных, как и положено, - сам Август, немного выше окружающих. Его фигура, правда, сохранилась не целиком, по ней проходит разлом - именно на это место алтаря давило всем своим весом Палаццо Фиано.

Среди других участников процессии можно опознать людей из ближайшего окружения Августа. Так, мужчина с суровым лицом, с накинутой на голову тогой - на той же панели, что и Август, - это, скорее всего, друг, соратник и зять императора Марк Випсаний Агриппа, строитель первого (несохранившегося) Пантеона. Женщина, призывающая всех к молчанию (она прижала палец к губам), - сестра Августа Октавия. Историки разглядели на рельефах еще множество персонажей - и жену Августа Ливию, и дочь Юлию, и Мецената, и консулов, и жрецов-фламинов, и будущего отца императора Нерона, и юных заложников из римских провинций… Конечно, никакая из этих атрибуций не может быть стопроцентной: фигуры не подписаны, античных описаний рельефа не сохранилось. Очевидно одно: скульпторы изобразили сливки августовского общества в том виде, в каком это польстило бы самому Августу.

Тем не менее характерная для римского искусства правда жизни проявляется и здесь. Октавия не зря прижимает палец к губам - видимо, дети (а может, и взрослые) шумят, нарушая торжественность момента. Эта непосредственность еще яснее видна на противоположной стороне памятника, где ребенок лет пяти просится на ручки к отцу.

Короткие, торцевые стороны внешней оболочки алтаря украшены рельефами на мифологические темы и богатым орнаментом. Тот рельеф, который сохранился лучше всего (впрочем, его отреставрировали еще в эпоху Возрождения) - на задней, восточной стороне, - изображает аллегорическую фигуру полногрудой женщины. На руках у нее - упитанные младенцы, по бокам - еще две аллегории: воздуха (на лебеде) и воды (на морском чудище). У ее ног - корова и овца неожиданно микроскопических размеров (особенно поражает корова). Что изображает эта фигура - с точностью сказать невозможно. Ясно, что в ней воплощена идея августовского изобилия, но как конкретно называлась эта идея в данном случае - Земля (Tellus) , Рим (Roma) , Мир (Pax) , - мы сказать не можем.

С другой стороны, у главного входа в алтарь, солидный бородатый мужчина приносит в жертву свинью. Возможно, это Эней, которому именно дикая свинья указала место для закладки города в Италии. По другой версии, это римский царь Нума Помпилий, основатель почти всех религиозных институтов государства.

Два других рельефа на торцах сохранились очень плохо, и сопровождающие их прорисовки - гипотетические. Слева от входа - бог Марс и, возможно, близнецы Ромул и Рем с вскормившей их волчицей. Сзади - какая-то богиня (олицетворение Рима?) восседает на груде трофейного оружия.

Орнамент, которым украшены стены вокруг алтаря, изобретателен и полон неожиданных деталей. Это особенно заметно на панели под аллегорией изобилия. Помимо листьев и лебедей (лебедь - священная птица Аполлона, который считался покровителем Августа), если приглядеться, среди растительности можно заметить живность помельче: лягушек, ящериц, червяков, скорпиона. На других орнаментальных панелях тоже немало всякой живности.

По сравнению с роскошным оформлением внешней загородки сам алтарь кажется аскетически строгим. Это был, как мы помним, рабочий алтарь: на нем совершались жертвоприношения, и, значит, нужно было обеспечить сток для крови и воды. На маленьком декоративном рельефе в боковой части алтаря видно, как крепкие молодые люди ведут на заклание быков и баранов - кто тащит за рога, кто подталкивает сзади, взявшись за хвост.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Алтарь Алтарь (лат. alta ага – зн. высокий жертвенник) – называется жертвенное место, или жертвенный очаг. Первоначально А. были из земли или дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали более искусно из камня, или металлов. Они стояли на восточной стороне

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

65. Алтарь России Местом древнейшего поселения Москвы был Боровицкий мыс - высокая круча при впадении речки Неглинной в Москву-реку, теперь совсем утратившая свой первобытный вид, потому что еще в древности эта гора была снесена для более удобного выезда из Боровицких

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

*АЛТАРЬ МИРА ИМПЕРАТОРА АВГУСТА *Площадь императора Августа (Piazza Augusto Imperatore) (66) расположена на улице Рипетта между церковью Сан-Карло аль Корсо (S. Carlo al Corso) и берегом Тибра. Эта большая прямоугольная площадь ограничена с трех сторон пышными мраморными зданиями эпохи

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Ось мира Тет ОзирисаВ эзотерической традиции символами оси мира, Мирового Древа, являются копье, меч, ключ и скипетр.Египтяне в качестве символа мировой оси и Северного полюса используют Тат (или Тет) – позвоночник Озириса, который, кроме того, олицетворяет стабильность,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Пергамский алтарь Зевса (II век до н. э.) Алтарь Зевса в Пергаме - одно из самых замечательных творений эллинистического периода.Пергамское государство достигло своего наивысшего расцвета к середине III века до нашей эры, когда там правили цари из династии Атталидов. На

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Алтарь церкви Марии в Кракове (1489 г.) Автор главного алтаря церкви Марии в Кракове Фейт Штосе был чрезвычайно своеобразным и своевольным художником. Его мощный талант вызывал к жизни многочисленные подражания.Сколько споров вызвало происхождение скульптора! Немцы

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Алтарь «Экстаз Святой Терезы» (1652 г.) В 1645 году Бернини начинает работу над мраморной группой «Экстаз св. Терезы», заказанной ему венецианским кардиналом Федериго Корнаро, переехавшим в Рим. Использовав левый трансепт церкви Санта Мария делла Витториа под свою семейную

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

2.1. Клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов – основа единства органического мира, доказательства родства

Из книги 100 возражений. окружение автора Францев Евгений

Компитальный алтарь На другой стороне площади, там, где она уже переходит в одноименную улицу, есть неприметная дверь жилого дома под номером 8 (номер эффектно смотрится на замковом камне, венчающем декоративную кирпичную арку). В конце XIX века, когда квартал

Из книги 100 возражений. вредные автора Францев Евгений

Из книги 100 возражений. бизнес и продажи автора Францев Евгений

Из книги автора

Из книги автора

Модель мира Смещение фокуса внимания на оценку данного убеждения с точки зрения другой модели мира.Вопросы: Чья точка зрения подразумевает другой взгляд? Утверждение: Для… С точки

Контакты

Адрес: Lungotevere in Augusta, 00186 Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Часы работы: Вт — Вс с 09:00 до 19:00, Пн — выходной

Стоимость: 10.50€, льготный — 8.5€

Официальный сайт: www.arapacis.it

Как добраться

Метро: станция Spagna (линия А)

Автобусы: остановка Augusto Imperatore/Ara Pacis (№№ 81, 628, N25)

Италия — страна, которая сегодня ассоциируется с сытной пастой, пиццей, загорелыми барышнями и настоящими мачо. А когда-то на ее просторах располагалась часть огромной Римской империи и все дороги вели в город, который является современной столицей.

Рим переполнен достопримечательностями, значительная часть которых, появилась около двух тысячелетий тому назад. Римский форум, и , наверное, знают все, но это далеко не все, что можно посмотреть в итальянской столице.

Любителям старины и просто туристам, жаждущим увидеть что-нибудь необычное, придутся по душе развалины , первые христианские храмы и языческие жертвенники. В этой статье речь пойдет об Алтаре Мира, памятнике архитектуры эпохи Октавиана Августа.

Алтарь Мира в Риме — немного истории

Решение о строительстве Алтаря мира (Ara Pacis) было принято римским сенатом 4 июля 13 г. до н.э. В то время консулом Рима был Ти

Берий Нерон. Монумент возвели в честь возвращения императора Августа после победоносных боев в Испании и Галлии. Его открытие произошло 30 января 9 г. до н.э. Магистраты, жрецы и весталки должны были совершать на алтаре ежегодные жертвоприношения.

Жертвенник находился на Марсовом поле , на севере от построек Агриппы. В старину там проходили маневры пехоты и кавалерии. Сегодня это место, где расположен Палаццо Фиано-Перетти-Альмаджа (угол Корсо и виа ин Лучина), западная сторона виа Фламиниа.

В XVI веке Ara Pacis Augustae находилась в пойме реки Тибр, где она была погребена под четырьмя метрами ила. Первые останки алтаря были обнаружены рядом с Палаццо Фиано в 1568 г. Следующие фрагменты были найдены в 1859 г. Со второй половины 1800-х гг. раскопки начали проводить регулярно. С 1903 г. целенаправленно начали искать остатки Алтаря Мира.

В 1938 г. Бенито Муссолини построил защитные здание для алтаря возле Мавзолея Августа.

Исследования, сделанные в 90-х гг. XX века показали, что алтарь плохо защищен. Городская администрация решила провести серьезную реконструкцию и заменить здание, которое появилось в 1938 г. Современный комплекс строили в 1996 – 2006 гг. С 21 апреля 2006 года музей Алтарь Мира открыт для посетителей.

Алтарь Мира в Риме — описание

Когда мы впервые слышим о Ara Pacis, то сразу не можем понять, что это старинный монумент или выставочный зал. Благодаря стараниям современных архитекторов удалось сделать невероятное. Кроме того, что в комплексе хранится алтарь эпохи императора Августа, там проходят лучшие выставки Рима.

Музей Алтарь Мира — корпус прямоугольной формы, выполненный из стекла и бетона. Наиболее ценный памятник эпохи Августа сейчас надежно защищен от пыли, выхлопных газов, вибрации, изменений температуры и влажности. При строительстве музейного комплекса использовались инновационные технологии, которые позволяют уберечь Алтарь Мира от разрушения. Помещение было спроектировано архитектурной студией американца Ричарда Мейера.

Чтобы добраться до центрального павильона, посетители проходят через затемненную зону. Естественный свет, который освещает Ara Pacis, фильтруется через 500 квадратных метров кристаллических панелей. Это дает возможность ощутить единство пространства музея с внешним миром, а также помогает создать тишину, необходимую, для того, чтобы насладиться памятником в полном объеме.

Алтарь — общепризнанный шедевр, самый известный из сохранившихся примеров скульптуры, существовавшей в Древнем Риме. От греческих образцов его отличает наличие неидеализированных фигур , вып

Олненных в натуральную величину, и узнаваемых портретов людей . Он должен был показать военное превосходство Римской империи и визуально напоминать о славной династии Юлиев-Клавдиев.

Основная часть Алтаря Мира – это стол, на котором происходили жертвоприношения . К нему ведут ступени. Вокруг алтаря есть специальные проходы. Они, вероятно, использовались для стока крови и воды, которой мыли жертвенник. Центральная часть древнеримского алтаря окружена стенами.

Материал, из которого построен Алтарь Мира – отточенный белый мрамор – в старину делал его более заметным среди других построек Рима. На нем изображены эпизоды жертвоприношения богам. Среди фигур на стенах можно увидеть мужчин, женщин, детей, священнослужителей, обслуживающий персонал, гостей города или рабов.

Узнаются образы императора Августа в лавровом венке (символ мира), его зятя Марка Випсания Агриппы, жену Ливию, пасынка Тиберия, дочери Юлии, Гая Юлия Цезаря Випсаниана, Луция Домиция Агенобарбы, Секста Аппулея, Домиция, Германика, Гнея Домиция Агенобу, Антония Младшего, Антония Старшего и др. Средняя часть стен монумента занята изображениями фигур, которые упоминаются в мифах Древнего Рима, ниже – скульптуры природы (растительные орнаменты).

На восточной стене Алтаря Мира находится плохо сохранившийся рельеф с женщиной-воином . Искусствоведы думают, что это Рома. Она сидит на куче оружия, отнятого у противника. Изображение восстановлено, поэтому многие ученые считают его неверным. Трудности связаны еще и с тем, что Алтарь есть на монетах Нерона и Домициана, но о его изображениях нет никаких упоминаний в документальных источниках.

Другие панели уцелели больше. На них — богиня плодородия и процветания с близнецами на коленях, момент, когда пастух Фаустул нашел Ромула и Рема, приношение свиньи в жертву. Северная стена имеет около 46 сохранившихся или частично сохранившихся фигур. Там – священники, члены императорской семьи со спутниками.

Ученые склонны к тому, что первоначальное месторасположение Алтаря Мира позволяло, чтобы в день рождения Августа, на сооружение падала тень от солнечных часов, находящихся поблизости.

Где находится музей Алтарь Мира и как до него добраться

Алтарь Мира расположен на берегу , на углу Lungotevere in Augusta и via Tomacelli. Это район Кампо-Марцио.

Как доехать до Алтаря:

  • Чтобы добраться до памятника архитектуры можно доехать на до станции Flaminio и пройти около 500 метров.
  • Если вы хотите сократить время, на пьяцца Flaminio сядьте на автобусы №№ 628-926 и выходите на остановке «Augusto Imperatore/Ara Pacis». От метро Spagna можно дойти по via Condotti и via Tomacelli. Двигаться надо в сторону главной реки Рима. К достопримечательности можно также добраться автобусами №№ 224, 590.

На набережной Тибра есть автомобильная стоянка.

Часы работы музея:

  • вторник-воскресенье с 9.00 до 19.00 .
  • 24 и 31 декабря в Алтаре Мира можно побывать с 9.00 до 14.00 .

Стоимость билетов:

  • взрослый — 10,50 € ,
  • льготный — 8,50 € .
  • Для римских граждан — 8,50 € и 6,50 € соответственно.
  • В зависимости от временных выставок, которые проходят в музее, цена меняется. Так с 12 марта 2015 года вход в музей и на выставки «Эспозиционе Универсале Рим. Уна читта нуова даль Фашизмо альи анни ’60» и «Беверли Пеппер алль’Ара Пачис» будет стоить 14,00 € (12,00 €) и 12,00 € (10,00 €) для римлян.
  • Аудиогид обойдется в 4,00 € .
  • Бесплатный вход предоставляется всем детям до 6 лет, жителям Рима до 18 лет, старше 65 лет, с доходом меньше 15 000 €, гидам, переводчикам и т.д.

Есть возможность приобрести билеты онлайн. В таком случает достаточно распечатать электронный чек и предъявить его у турникета. Ara Pacis также включен в туристическую карту .

Алтарь Мира на карте Рима:

Сентябрь 25, 2018

В античные времена любые государственные религиозные празднования проводились с соблюдением определенных традиций и наделялись ритуальной символикой. Священные жертвы, преподносимые богам, ритуальные обряды предсказателей и священников, а также устраиваемые роскошные общинные пиры – все эти действа были направлены на поддержание социальной сплоченности общества, на его воспитание и развитие в необходимом направлении власть имущими. Доказательством этому служит найденный в Риме величественный Алтарь Мира, воздвигнутый при императоре Августе в 9г. до н.э.

Ara Pacis Augustae, то есть Алтарь Мира Августа, символизировал собой мир, воцарившийся в средиземноморье после многолетних распрей и войн, который был достигнут Императором Августом в результате его победоносных походов в Испанию и южную Галлию (современная Франция). Воздвигнутый по решению Сената памятник отобразил всю мощь, силу и легитимность первого римского императора, став одним из самых значимых свидетельств величия и процветания Рима в эпоху его правления.

Алтарь Мира Августа

По оценкам историков Алтарь Мира являлся одной из частей целого комплекса монументальных архитектурных сооружений, располагавшихся в районе Кампо Марцио (Марсово Поле) вдоль древней виа Лата (ныне Виа дель Корсо) – в частности, здесь же находились Мавзолей Августа и колоссальные солнечные часы, так называемый Horologium Augusti.

Это интересно!

В 10 г. до н.э. Август привез в Рим первые два обелиска где, как указывают нанесенные на них надписи, они были воздвигнуты как памятные свидетельства завоевания Египта и посвящены богу Солнца. Один из них, первоначально помещенный на арене Цирка Максимус, сейчас находится на площади Пьяцца дель Пополо. Другой, немного меньший, был задействован в качестве гномона (указателя) для Horologium Augusti и сейчас находится перед Палаццо Монтекарио.


В день осеннего равноденствия, 23 сентября – даты, названной самим Августом днем его рождения, отбрасываемая на поверхность земли гномоном тень дотягивалась до Алтаря, указывая тем самым, что Октавиан Август был тем, кто родился для восстановления мира в государстве после длительного периода внутренних и внешних потрясений.


Место для строительства Ара Пачис было определено не случайно – Марсово поле еще со времен эпохи древнеримских царей было посвящено Богу войны Марсу и использовалось для обучения воинов. 4 июля 13г. до н.э., после возвращения Августа из миротворческих миссий в римских провинциях Испании и Галлии, Сенат декретировал возведение Алтаря Мира, утвердив роль императора как миротворца и защитника государства. Церемония торжественного освящения состоялась 30 января 9 года до н.э., в день рождения Ливии, жены Августа. Мраморное сооружение под открытым небом предназначалось для проведения умиротворяющих богов религиозных обрядов и ритуальных жертвоприношений.


Будучи построенным всего лишь в нескольких сотнях метров от берегов Тибра, Алтарь Мира Августа неоднократно подвергался затоплению водами разливавшейся реки. По свидетельствам летописцев, уже во II веке нашей эры он был значительно поврежден – многие части сооружения были сломаны и разобщены. Из года в год выносимый рекой ил и песок поднимали уровень поверхности вокруг Ара Пачис, сокрыв, в конечном итоге на несколько сотен лет монументальный памятник, со временем подвергшийся забвению.

Чудесное открытие древнего артефакта

О древнем монументе не было известно вплоть до середины XVI века – первые фрагменты Алтаря Мира были обнаружены в 1536 году при расчистке грунта под основание Палаццо Фиано, находящемуся и поныне на пересечении via Lucina и via del Corso. Из-под земли было извлечено девять больших, украшенных барельефами, мраморных блоков. Часть из них приобрел кардинал Джованни Риччи (1498-1574) из Монтепульчано, впоследствии перевезший их в Тоскану, а часть попали в коллекции семьи Медичи во Флоренции, Ватикана и Лувра во Франции.

В 1859 году, при проведении работ по укреплению фундамента и расширению Палаццо Фиано, были обнаружены новые фрагменты античного артефакта, в частности – рельеф Энея и глава бога Марса с рельефа Луперкаля. Немецкий историк-искусствовед Фридрих фон Дюн из Гейдельбергского университета впервые сделал предположение, что найденные предметы соответствуют Алтарю Мира, упоминавшемуся Октавианом Августом в «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния божественного Августа) – автобиографическом документе, написанном им собственноручно. Но подобный вывод был сделан лишь двадцать лет спустя, в 1881 году, после чего работы по извлечению фрагментов Алтаря были возобновлены и продолжались до 1903 года – к этому времени из земли уже было извлечено порядка 53 фрагментов древнего жертвенника. Однако раскопки все же пришлось прекратить из-за сложных геологических условий и возможного обрушения близлежащих зданий.

Фрагменты Алтаря Мира, извлеченные при раскопках в начале 1900-х годов


Предложение собрать найденные части Алтаря Мира воедино, впервые прозвучало от президента Пьемонтского общества археологии и изящных искусств, профессора Ореста Маттироло, который на протяжение 1918-21гг., тщательно изучал фрагменты. Однако идея восстановления имперского памятника вызвало ожесточенные споры и получило политическую окраску, так как после основания в 1921 году в Италии фашистской партии, получивший пост Председателя Совета Бенито Муссолини объявил себя Дуче – преемником древних римских императоров. 10 мая 1936 года он провозгласил Итальянскую империю.

Алтарь Мира Муссолини

Возрождение славы древнего Рима занимало центральное место в мощной пропаганде фашистского режима в Италии в 1930-х годах. Сам Бенито Муссолини отождествлял себя с Императором Августом и утверждал, что все его действия направлены на продолжение преемственности Римской империи. Ключевую роль в этом пропагандистском возрождении играли искусство, архитектура и иконография.
В феврале 1937 года приказом итальянского правительства Бенито Муссолини раскопки возобновили с применением новейших в то время технологий замораживания грунта для сохранения его прочности, что позволило извлечь из земли прочие фрагменты Алтаря. Это было связано с запланированным на 1938 год празднованием юбилея 2000-летия со дня рождения Августа, первого римского императора.

Показ властям фрагмента с рельефом «Сатурния теллус». Деталь Ара Пачис, возвращенная в Рим из галереи Уффицы во Флоренции


К началу 1938 года раскопки вокруг Палаццо Фиано были завершены, и все найденные фрагменты Алтаря предстояло сложить в единое целое. Однако отсутствие каких-либо сохранившихся рисунков или чертежей, которые могли бы дать наглядное представление о величественном монументе, стало настоящим камнем преткновения.

Единственная информация об оригинальной форме памятника была почерпнута из двух древнеримских монет эпох Нерона и Домициана, на которых Алтарь Мира был изображен с двух противоположных сторон. Чтобы облегчить работу по восстановлению, в феврале 1938 года король Италии Витторио Эммануэле III издал специальный указ, предписав министерству образования создать при Национальном университете отдельный факультет по изучению наследия императора Августа. Таким образом, предусматривалось собрать в одном месте все части и фрагменты Алтаря, находившиеся в разных городах Королевства и за рубежом, предложив иностранным владельцам обмен художественной собственностью. Тем не менее, некоторые оригинальные фрагменты, которые по тем или иным причинам невозможно было вернуть, до сих пор остаются в Музеях Ватикана, Музее Лувра и в Галерее Уффици.

Место для воздвижения монумента, символизировавшего наступление новой имперской эпохи, было выбрано у Тибра, недалеко от остатков полуразрушенного мавзолея Августа. Для этого, наряду с поиском фрагментов Алтаря, производился масштабный снос прилегающих к мавзолею зданий, при котором нередко присутствовал сам Муссолини. Работы по реконструкции района, проектированию и созданию ключевого комплекса фашистской пропаганды были возложены на архитектора Витторио Баллио Морпурго. Построенные в это время величественные Палаццо с высеченной на фасадах зданий пропагандистской символикой, и сегодня обрамляют Площадь императора Августа (Piazza Augusto Imperatore), в центре которой воздвигнут Алтарь Мира.


В намеченный срок, 23 сентября 1938 года – к 2000-летию со Дня рождения императора Августа, Алтарь Мира был торжественно открыт. Он был помещен в спроектированный архитектором Морпурго просторный реликварий, возведенный из красного порфира с белым основанием из травертина.

Вид павильона Витторио Марпурго


На стене крытого павильона были помещены высеченные в мраморе эпиграфические тексты «Res Gestae Divi Augusti» (Деяния Божественного Августа), изложенные в обработке филолога Энрики Мальковати, которые должны были заставить посетителей реликвария ассоциировать достижения Муссолини с достижениями самого римского императора.

По свидетельствам историков, в эпоху Августа Алтарь Мира был великолепно украшен – его барельефы, как и все прочие древнеримские статуи, были цветными. Чтобы оживить полностью белый жертвенник, 22 декабря 2009 года стороны памятника впервые осветили цифровыми проекторами, наложив цветные изображения на фризы. Эта экспериментальная технология, впервые примененная в истории археологии, открыла для общественности памятник в новом видении, и была использована в дальнейшем для представления прочих археологических объектов Древнего Рима.



С 14 октября 2016 года был запущен новый, расширенный проект визуализации «L’Ara com’era»(«Ара, как это было»), предоставляющий посетителям музея не только увидеть его в цвете, но и погрузится в древний мир при помощи очков виртуальной реальности.

Новая технология, воссоздавая трехмерное виртуальное изображение с привязкой его к реальным объектам, позволяет воспроизвести Алтарь Мира и его окрестности такими, какими они были 2000 лет назад и исследовать виртуальную среду по своему усмотрению.

Алтарь Мира: информация для туристов


Алтарь Мира(ит. Museo dell"Ara Pacis) был построен во времена древнеримского императора Августа. Так великий правитель запечатлел в алтаре свое триумфальное возвращение из Испании и Галлии(современная Франция) в 13 г.н.э. Жертвенник воздвигли по приказу Сената в честь богини победы, он символизировал начало мирного периода в развитии империи и увековечивал боевые подвиги Августа.

"Когда я вернулся в Рим из Галлии и Испании, в консульство Тиберия Нерона и Публия Квинтилия(Quintilius), в честь успешного завершения дела в этих провинциях Сенат постановил, что должен быть освящен алтарь Августа мира и приказал построить его на Марсовом поле. В нем судьи, священники и весталки-девственницы должны праздновать каждый год и приносить жертву", - такими словами Август приветствовал открытие грандиозного архитектурного панно в свою честь.

Алтарь Мира Августа строился целых четыре года, для сооружения отвели огромное плато на Марсовом поле, рядом с дорогой Via Flaminia, возле русла реки Тибр. 30 января, в 9 г. до н.э. в нем состоялась инаугурация Августа.

Сегодня Алтарь мира считается одним из лучших представителей древнеримской архитектуры и скульптуры. Геометрическая форма мраморного жертвенника выглядит довольно просто - такой огромный, на первый взгляд, очень аскетичный белый куб... Но украшения четырех беломраморных стен великолепны: резные фризы, скульптуры императора и его семьи, символы благочестия, мира и процветания империи, которая наконец нашла умиротворение.

Изначально алтарь находился на некотором расстоянии от того места, где его можно увидеть сегодня. Но надо сказать, что археологи совершили титанические усилия, собрав остатки древнеримского архитектурного чуда и бережно восстановив его в начале 20-го века из разбросанных фрагментов. История восстановления Ара Pacis началась в шестнадцатом веке, однако не была закончена. Случайные раскопки затянулись на четыре столетия. Только четыре столетия спустя памятник наконец был восстановлен - в 1903 году грандиозные раскопки были продолжены, а 1938 году закончилось восстановление и об этом событии появилось первое известие в газетах всего мира. 23 сентября, в день рождения Октавиана Августа итальянский диктатор Муссолини открыл памятник.

Новая реставрация и сооружение защитной капсулы были произведены в начале 2000 г.г. В современных условиях Алтарь мира расположили в гипер-современной(но многим - ненавистной) капсуле из стекла и бетона, проект которой разработал архитектор Ричард Мейер(США). Обновленный музей вновь поприветствовал посетителей в 2006 году...

Итак, спустя целых две тысячи лет у вас снова есть возможность увидеть настоящий престол императора Октавиана Августа(он занимает почти все внутренне пространство алтаря), в жилах которого бурлила кровь великого Цезаря...

Адрес Museo dell"Ara Pacis : Lungotevere in Augusta (angolo via Tomacelli), 00186 Рим, тел. 00 39 06 0608.

Как добраться : на автобусе до Lungotevere Marzio(набережная аллея вдоль реки Тибр) или Via Tomacelli; на метро (линия В), остановка Flaminio.

Время работы : вторник-воскресенье 9.30-19.30. 24 декабря - 9.30-14.00. Закрыто 1 января, 25 декабря, 1 мая.

Цена билета : для взрослых - €10.50; для детей и юношей 6-25 лет - €8,50; дети до 6 лет - бесплатно.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх