Сирия до войны: Замки крестоносцев. В сирии восстанавливают замок крестоносцев крак де шевалье Замки крестоносцев в сирии

Сирийские специалисты начали восстанавливать замок Крак де Шевалье XI века вблизи сирийского города Хомс, который был захвачен террористами во время боевых действий, как сообщил главный инженер по восстановлению крепости Хазан Ханаф, сейчас специалистам удалось восстановить крышу старинной часовни.

Инженер отметил, что работы у реставраторов еще много. По его словам, специалисты также занимаются восстановлением старинных фресок, и их восстановление - одна из главных задач.

Во время нахождения в районе Хомса боевиков замок стал штабом террористов, а полевые командиры организовали свой кабинет в камерах бывшей тюрьмы, так как это помещение с самыми толстыми стенами, которые гарантируют безопасность.

От рук боевиков пострадало множество памятников архитектуры в замке и, несмотря на то, что они входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО, реставрировать их приходится пока только своими силами.

"Мы неоднократно связывались с ЮНЕСКО, нам говорили составить список необходимых работ. Мы составили, однако работать они не приехали - говорят, что не могут в военное время, хотя этот район давно безопасен. Все это напоминает Пальмиру, восстановление которой у ЮНЕСКО пока только на бумаге", - рассказал археолог Жамиль Массух, который проводит работы в крепости.

Кроме местных специалистов, в замке также периодически работают и небольшие группы волонтеров со всего мира, в частности, недавно тут завершила раскопки группа студентов-археологов из Венгрии.

Крепость Крак де Шевалье была основана в 1031 году, и ее занимал гарнизон эмира города Алеппо. В 1099 году замок был захвачен крестоносцами во время похода в Иерусалим. Он был самым крупным оплотом крестоносцев на востоке вплоть до 1271 года.

В 2006 году замок был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как сообщалось ранее, сирийские власти также восстанавливают в стране еще ряд памятников, которые были разрушены во время войны. В этом Сирии неоднократно обещали помочь страны Запада и ЮНЕСКО, однако они так и не приняли участие в работах - восстановление ведут сирийские и российские специалисты.

После реставрации недавно возобновил работу древний христианский монастырь в Маалюле, разграбленный боевиками. Кроме того, при участии специалистов из РФ также идет восстановление памятников истории в Алеппо, где террористы уничтожили порядка 30% построек, представляющих культурную ценность, а также древней Пальмиры.

Текущая страница: 6 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Крепость Салхад

Крепость Салхад построена на горе вулканического происхождения в 29 км на юго-восток от Сувейды и в 21 км на восток от Босры вблизи границы с Иорданией. Есть предположение, что крепость возвели при фатимидском султана Мустансире в 1073–1074 г.г.

В настоящем виде крепость перестроили в первой половине XIII века при айюбидах, которые считали её важным опорным пунктом на подступах к Дамаску. Во второй половине XIII века султан Бейбарс перестроил крепость, значительно усилив её.

В 1920 г., когда Франция получила мандат на управление Сирией, местное население, большинство которого составляли друзы, вошло в старую крепость, сделав её оплотом своего восстания. Французы, пытаясь выбить повстанцев, несколько раз бомбили Салхад и значительно повредили его стены.

Сегодня на вершине холма размещён военный наблюдательный пункт, с которого хорошо контролируется окружающая местность. Под крепостью находится множество подземных ходов и коммуникаций, которые ещё не изучены.

Замок Крак де Шевалье

Крак де Шевалье – самая большая крепость госпитальеров в Сирии. Она расположена на высоком холме в 65 км от Хомса.

Из арабских источников известно, что в 1031 г. крепость занимал курдский гарнизон эмира Алеппо. В те времена она называлась Хосн аль-Акрад («Замок курдов»). По созвучию франки назвали крепость Крат (фр. – Le Krat), а затем по схожести с арабским термином «карак» (крепость) стали называть Краком (фр. – Le Krak).

В 1099 г. во время Первого крестового похода она была захвачена Раймугндом графом Тулузы и Сен Жиля. Однако вскоре крестоносцы оставили её, чтобы продолжить поход к Иерусалиму.

В 1110 г. крепость была повторно занята Танкредом, князем Галилеи, а в 1142 г. Раймунд II, граф Триполи, передал Крак де Шевалье ордену госпитальеров, чтобы они охраняли рубежи Триполийского графства от набегов атабека Алеппо и Мосула.

Госпитальеры восстановили крепость и построили множество дополнительных сооружений, превратив её в самый большой оплот крестоносцев на Святой Земле. Вокруг крепости была выстроена стена толщиной от 3-х до 9-и метров с дозорными башнями, одну из которых занимал Великий Магистр ордена.

За кольцом внешней стены был двор, в котором госпитальеры соорудили цитадель. В ней было всё необходимое для жизни: складские помещения, мельница, пекарня, резервуары воды и пр. Считалось, что запасов провианта хватило бы для гарнизона в 2 тысячи человек на 5 лет.

Крак де Шевалье был поистине неприступен. Его не раз осаждали, но всегда безуспешно. В 1188 г. у стен крепости стояла армия самого Салах ад-Дина. Во время осады арабам удалось пленить кастеляна крепости. Воины Салах ад-Дина подвели его к стенам крепости и потребовали, чтобы он приказал гарнизону открыть ворота. Кастелян сначала отдал приказ на арабском языке, но потом уже по-французски приказал сражаться до последнего человека.

Крак удалось захватить только через 83 года, и то в результате обмана. Султан Бейбарс в 1271 г. сумел прорваться сквозь наружную стену, но проникнуть в цитадель не смог. Тогда он приказал написать фиктивное письмо, якобы от Магистра ордена, и приказал защитникам сдаться.

Во время 9-го крестового похода замок видел английский король Эдуард I и так восхитился им, что использовал Крак как образец при строительстве своих замков в Англии и Уэльсе.

По мнению Лоуренса Аравийского, это самый прекрасный замок на земле, и с этим утверждением нельзя не согласиться.

C 2006 г. крепость находится в списке ЮНЕСКО как уникальное творение человеческих рук.

Белая крепость в Сафите (Кастель Блан)

В 10 км южнее города Дрейкиш и в 29 км восточнее Тартуса находится город Сафита, окружённый холмами, утопающими в зелени садов и оливковых рощ. Издалека на подъезде к городу видна огромная башня высотой около 28 метров – это часть знаменитого замка крестоносцев Кастель Бланш, что в переводе с французского означает «Белая крепость».

Она начала возводиться французскими рыцарями в эпоху крестовых походов около 1112 г. на месте византийской крепости Аргирокастро.

Если присмотреться к домам в центральной части Сафиты, можно увидеть, что стены большинства из них словно сложены из больших кубиков. Это обточенные камни, из которых состоял двойной пояс стен крепости, разрушенных землетрясением в 1202 г. В крепости находилась штаб-квартира ордена Храма, а Белая башня являла собой укреплённую церковь в виде донжона. Она и сегодня является главным православным храмом города, посвящённым Архангелу Михаилу.

К входу ведёт 12 ступенек, рядом с дверью – изображение креста. Свет в помещение высотой 17 метров поступает через окна-бойницы, проделанные в стенах трёхметровой толщины. Справа от входа – дверь, за которой находится крутая лестница, ведущая на второй этаж. Там расположен большой зал, использовавшийся рыцарями для совещаний и пиршеств. В стенах проделаны бойницы.

В углу – лестница, ведущая на крышу, где располагалась смотровая площадка. Здесь зажигался огонь для передачи светового сигнала в соседний замок Крак де Шевалье и в Тартус (бывш. Тортоза) через промежуточные крепости Ариму (Калаат Арайму) и Кастель Руж (Калаат Яхмур).

Во время военных действий против крестоносцев мусульманский полководец Нур ад-Дин дважды захватывал замок (в 1167 и 1171 г.г.) и, не имея возможности удержать, разрушал. В 1178 г. граф Раймунд III Тулузский передал крепость ордену тамплиеров с целью усилить оборону подхода к портам крестоносцев на Средиземном море.

В 1271 г. руководство ордена отдало приказ гарнизону крепости в 700 человек оставить её и перейти в Тортозу, куда к тому времени переместился штаб рыцарей-монахов. После чего султан Бейбарс занял Кастель Бланш.

Белая башня является главной достопримечательностью Сафиты. В городе много отелей и ресторанов. Чистый воздух, обилие фруктов и овощей, живописные окрестности привлекают сюда много туристов.

Лучше всего добираться в Сафиту рейсовыми автобусами и маршрутными такси из Хомса (80 км) и Тартуса (30 км).

Калаат Арийма

Эта крепость входила в сложную оборонительную систему, защищающую подходы к городам крестоносцев Триполи и Тортоза. Она занимала вершину холма в долине реки Наср аль-Абраш возле посёлка Ас Сафсафе недалеко от проходного пункта Банил Наем на ливано-сирийской границе, в двадцати километрах от Тартуса.

Начало строительства крепости относится к 20-м годам XII века. До наших дней сохранились руины двух башен центрального замка, часть каземата и развалины стен первого и второго пояса оборонительных сооружений.

Крепость много раз попадала в руки мусульман, но всегда отвоёвывалась крестоносцами. В 1177 г. Раймунд III Тулузский отдал её ордену тамплиеров, чтобы улучшить обороноспособность Триполийского графства. Рыцари-храмовники доблестно несли службу и только через 100 с лишним лет в 1291 г. уступили её султану Бейбарсу и последними из крестоносцев покинули Ближний Восток.

С вершины холма, на котором расположена крепость, открывается прекрасная панорама. На юге видны заснеженные горные вершины Ливана, на западе – Средиземное море, на северо-востоке в хорошую погоду можно увидеть силуэт грозного замка Крак де Шевалье, с которым во времена крестоносцев осуществлялась сигнальная связь через замок Кастель Бланш.

Добираться до крепости удобнее всего на такси из Тартуса и Сафиты. Можно использовать и рейсовые автобусы Хомс – Тартус. Правда, потом нужно пересаживаться на попутные машины или идти 3 км пешком до посёлка Ас Сафсафе.

Замок Кастель Руж

Замок Кастель Руж («Красная башня» – с франц.), арабское название – Калаат Ямхур, расположен в одиннадцати километрах к югу от Тартуса. Построен рыцарями семейства Монтолье из Прованса, вассалами графов Сен-Жиль и Тулузы, ориентировочно в 1118–1120 г.г.

Сохранилась часть стен и массивное прямоугольное здание – донжон (главная башня). В большом зале донжона мощный пилон в центре поддерживает сводчатый потолок. На крышу здания ведёт крутая лестница. Здесь за каменным зубчатым парапетом рыцари укрывались, когда основная часть крепости была занята противником.

Замок не являлся эффективным средством защиты, поскольку имел небольшие размеры и размещался на ровном месте. Поэтому он часто разорялся мусульманами. Например, в 1152 г. крепость была взята Нур ад-Дином.

Поскольку Кастель Руж обеспечивал сигнальную связь в оборонительной системе Хомского коридора, Раймунд III, граф Триполи, в целях усиления обороноспособности своих владений пообещал отдать Кастель Руж ордену госпитальеров, если монахи-рыцари вернут её в «лоно» Триполийского графства. Семейству Монпелье, владельцам замка, Раймунд выплатил компенсацию размером в 400 безантов.

В 1177 г. госпитальеры отбили Кастель Руж у арабов, но ненадолго, в 1188 г. крепость захватил Салладин. Только в начале XIII века госпитальеры вернули Кастель Руж в свою собственность и владели ею до 1289 г., когда крепость взял штурмом султан Калаун.

Благодаря застройке местными жителями, замок оказался в центре посёлка Яхмур.

Добраться туда можно на такси из Тартуса или из Сафиты.

Крепость Тортоза (Тартус)

Крепость в Тортозе построили византийцы. В 630 г. сюда пришли мусульмане и господствовали в крепости более трёхсот лет. В 968 г. византийский император Никифор Фока отбил Тортозу, и до конца столетия она принадлежала Византии, пока ею снова не овладели мусульмане. Крестоносцы впервые появились в Тортозе в 1099 г. во время первого крестового похода, они разграбили город и пошли дальше к Иерусалиму. Раймунд Тулузский и Сен-Жильский закрепился здесь в 1001 г., включив Тортозу в состав Триполийского графства. В 1823 г. недалеко от крепости на месте древней часовни начинается строительство собора Божьей Матери. В 1152 г. город захватил Нур ад-Дин. Через двадцать лет Тортозу отбили рыцари ордена Храма (тамплиеры), в 1183 г. они перенесли сюда свою штаб-квартиру. Тамплиеры построили укреплённый порт и обнесли город мощными крепостными стенами. В 1188 г. крепость пытался взять штурмом Салах ад-Дин. Не в силах обеспечить защиту огромной крепости, рыцари заперлись в донжоне и оказали такое мощное сопротивление, что непобедимый арабский полководец вынужден был отступить.

Всё же в конце эпохи крестоносцев остатки рыцарей были вынуждены бежать от ударов войск султана Калауна.

Крепость Арвад

Остров Арвад, на котором расположена крепость, находится в 3-х километрах от Тартуса. Первоначально он был заселён хананеями. К концу II тысячелетия остров становится процветающим торговым центром, арвадцы основывают свои поселения на побережье.

В финикийское время Арвад – крупный морской порт, торговые ворота для городов центральной Сирии Хомса и Хамы.

Трудно поверить, что маленький остров размером всего 800 на 500 метров мог играть сколько-нибудь важную роль в жизни целого региона. Однако, это так. Древние островитяне умело воспользовались географическим положением Арвада – единственного острова у побережья Сирии и единственного порта между Триполи и устьем Оронта. Мало того, они взяли под свой контроль ряд поселений на берегу, фактически создав целое государство.

Позже остров был занят ассирийцами, потом персидской династией Ахаменидов и, наконец, Римом. Несколько столетий Арвадом владели византийцы, превратившие остров в военно-морскую базу. В 640 г. его захватили арабы. Согласно легендам, святой апостол Павел останавливался здесь на пути в Европу.

При крестоносцах островом владели рыцари ордена храма. Они укрепили стены, идущие вдоль берега моря, и превратили Арвад в неприступную крепость. В центре острова построили ещё одну крепость, внутреннюю.

От наружных стен в некоторых местах острова сохранилась нижняя часть оснований стен. Обвеваемые ветрами и омываемые волнами, они срослись со скалами, составляя с ними как бы единое целое. Крепость в центре острова хорошо сохранилась, сейчас в ней открыт музей.

Крошечный остров стал последним пристанищем крестоносцев на сирийской земле. После сдачи последних крепостей, сюда были эвакуированы все их силы. В 1302 г. остров оставил последний крестоносец. Так закончилась эпоха крестовых походов.

Крепость Хаваби

Крепость Хаваби расположена в труднодоступной местности в 20 км к северу от Тартуса. История крепости до захвата её ассасинами мало изучена. Источники сообщают, что начали строительство местные жители, что византийцы реконструировали её в 1025 г., потом она была захвачена неким Мохаммедом Бин Али Бин Хамдом, а в 1112 г. перешла в руки крестоносцев. При каких обстоятельствах она попала к ассасинам не выяснено. Известно, что в 1162–1163 г.г. горный старец Рашид ад-Дин Синан восстановил её.

Цитадель была атакована антиохийским князем Боэмундом IV в 1213 г. после убийства его сына Раймунда во время службы в кафедральном соборе Тортозы. Ассасины обратились за помощью к правителям Дамаска и Алеппо, и Боэмунд был вынужден отступить перед объединёнными силами мусульман.

В крепости сохранилось довольно много объектов для осмотра, так как, согласно источникам, она практически не использовалась как военное оборонительное сооружение. Более того, с конца XIII века она была населена мирными жителями, потомки которых проживают в крепости и по сей день.

В период Оттоманского правления селение Хаваби сначала было одним из 13 районов Латакии и управлялось пашой Акки. В 1865 г., когда правительство Оттоманской империи изменило административное деление страны, Хаваби отошёл к ал-Маркабу, а позже был отнесён к Триполи. В правление шейха Салеха аль-Али в крепости был устроен арсенал. Часть жителей отселили в близлежащие деревни, часть ушла в исмаилитские города Соломию и Масьяф, большинство из них вернулось обратно после распада империи.

Местные жители часто использовали камни из крепостных стен для новых построек, особенно активно в 1990-е г.г., после чего министерство туризма взяло крепость под свой контроль как исторический памятник. С этого момента местные жители постепенно отселяются в деревню, расположенную у основания холма.

К крепости ведёт красивая, хорошо сохранившаяся лестница. Пройдя массивные ворота в башне, вы окажетесь во внутреннем дворе, вдоль которого проложена дорожка, единственная в крепости. Прямо внутри замка растут оливки, пасутся овцы, играют детишки. Среди новых домов с двориками едва различимы старые постройки. Лучше всего сохранились два сооружения: в верхней части – резиденция старца Рашида ад-Дин Синана, которую местные жители почему-то называют «Дом Аги», в нижней части – сооружение под названием Хараб ал-Саки.

Крепость Масьяф

Над городом Масьяф в сорока километрах от Хамы, словно корона, возвышается одноимённая крепость. Сначала на её месте возвышалась римская сторожевая башня, потом – византийский замок. Наконец, арабы возвели укрепление, в конце концов, превращённое в неприступную крепость членами секты ассасинов.

Масьяф расположен на невысоком утёсе и в плане представляет собой вытянутый с севера на восток овал.

Хорошо сохранились стены с многочисленными прямоугольными башнями. В них видны фрагменты колонн и других архитектурных деталей, напоминающие о своих предшественниках. В конце XII века ассасины возвели на подступах к крепости два укрепления – Кахер и Расафу. Их руины в окрестностях Масьяфа сохранились. В 1220 г. тогдашний глава сирийских ассасинов Камаль ад-Дин произвёл реконструкцию стен, значительно укрепив их.

Основные события, связанные с историческим прошлым, происходили в эпоху крестовых походов.

В 1103 г. крепость была захвачена отрядом крестоносцев под предводительством графа Раймунда Сен Жиль Тулузского. В 1110 г. по соглашению с атабеком (правителем) Дамаска она была возвращена мусульманам в обмен на ежегодную дань. В 1127 г. Масьяф купило семейство Мункызов, владевшее также крепостью Шейзар. В 1140 г. они перепродали Масьяф ассасинам. Здесь была устроена резиденция «горного старца» Рашида ад-Дина Синана аль-Басри, в 1169 г. присланного из Аламута (Иран) руководить ассасинами в Сирии. «Горный старец» путём подкупа и террора значительно усилил позиции ассасинов в Сирии. В их руках находилось более 10 крепостей, в основном, в Нусайритских горах. И мусульманские правители Сирии, и крестоносцы пытались разыграть ассасинскую карту. Деньги, украшения, золото рекой стекались в Масьяф. Подданные «горного старца» весьма преуспели в заказных убийствах. На их счету десятки покушений на лидеров воюющих сторон. В 1152 г. был убит Раймонд 11, граф Триполийский. В 1192 г. – Конрад де Монферат, король Иерусалимского королевства.

В 70-х г.г. ассасины дважды покушались на Салладина. В декабре 1174 г. ассасинские лазутчики проникли в лагерь Салладина, осадившего Алеппо. Они подобрались к его палатке и только благодаря счастливой случайности были опознаны и убиты.

В мае 1176 г. во время осады Азаза наёмные убийцы, переодетые воинами Салладина, опять напали на него. На защиту вождя бросились верные эмиры. Благодаря их самоотверженности и хорошим доспехам, Салладин отделался лёгкими ранениями. Последняя выходка «горного старца» не прошла даром. В августе того же года армия Салладина окружила Масьяф, но затем по неизвестным причинам осада была снята.

В 1260 г. Масьяф ненадолго взят монголами и разграблен. В 1270 г. крепость захватил султан Бейбарс, он разрешил ассасинам остаться в Масьяфе. В XV веке город и крепость перешли под управление губернатора Дамаска, разместившего здесь мамлюкский гарнизон. В XIX веке за крепость велась борьба между исмаилитскими общинами. Сейчас здесь расположился музей.

Добраться до Масьяфа можно маршрутками из Хамы и Кадмуса.

Калаат Кадмус

Развалины крепости находятся на вершине холма в центре одноимённого городка, расположенного рядом с шоссе Хама – Банияс.

Кадмус был первой крепостью, приобретённой асассинами в Сирии после изгнания их проповедников из Алеппо и Дамаска. До 1131 г. Кадмус принадлежал крестоносцам, но был отбит местным мусульманским правителем Сейфом аль-Мольк ибн Амруном, который, в свою очередь, в 1132 г. предложил её ассасинам. Крестоносцы ещё раз отвоевали крепость и снова потеряли. Только султан Бейбарс смог отобрать её у ассасинов в 1273 г.

Добираться до Кадмуса удобно из Хамы (61 км), но смотреть там практически нечего – местные жители ещё сто лет назад растащили крепость по кусочкам. Правда, фундаменты некоторых сооружений сохранились.

Калаат Кахф

Под боком у европейских рыцарей, всего в 30 километрах от Тортозы, почти в течение 150 лет находился один из самых грозных оплотов ассасинов – калаат Кахф. Крепость находится на скалистой возвышенности и окружена тремя глубокими долинами. Длина образуемого таким образом утёса 300 метров, а ширина 50–60 метров. Попасть в крепость можно только через пробитый в скалах вход, напоминающий пещеру. Отсюда и название Кахф, по-арабски «пещера». Тропинка, ведущая к входу, огибает крепость справа и проходит мимо остатков бань. В самой крепости лучше всего сохранились высеченные в скале цистерны, в которые собиралась дождевая вода. Вне крепости в 500 метрах от её северо-восточной оконечности рядом с дорогой находится мавзолей, в котором погребён Рашид ад-Дин Синан, глава сирийских ассасинов с 1163 по 1193 г.г.

Крепость построена около 1120 г. Саидом аль-Мулк ибн Амруном и продана ассасинам его сыном Мусой в 1138 г. Кахф был одним из главных их оплотов в Сирии, здесь находилась база и религиозные святыни секты. Рашид ад-Дин Синан лично уделял внимание усилению стен крепости и других оборонительных сооружений.

В 1195 г. король Иерусалимского королевства, граф Анри II Шампанский, посетил в Кахфе преемника Синана и попытался наладить с ассасинами связи. Он оставил рассказ о преданности федаев – воинов секты – своему господину.

На высоких башнях замка несли дозор закутанные в белые одежды воины. Желая произвести на гостя впечатление, старец подал сигнал и тотчас двое из стражей, ни секунды не раздумывая, бросились с башни вниз на острые камни. На прощание хозяин одарил графа подарками и предложил свои услуги по устранению «любого, кого он пожелает».

В 1250 г. горный старец Тадж ад-Дин отправил послов к находившемуся в Палестине французскому королю Людовику X, участнику 7 крестового похода, с просьбой отменить выплату ассасинами дани военным орденам тамплиеров и госпитальеров. На встрече ассасины устроили настоящее театрализованное представление с целью запугать короля: три посла пришли на встречу с обнажёнными кинжалами, четвёртый нёс белый саван. Потом состоялась вторая встреча, на которую были приглашены Великие магистры тамплиеров и госпитальеров Рене де Вишье и Гийом де Шатонф, которые ответили категорически отказом. Тем не менее, по возвращении послов старец отправил королю ценные подарки: свою рубашку, которую он носил на голое тело как символ дружбы, золотое кольцо со своими инициалами и очень ценный набор хрусталя с вкраплением янтаря. В свою очередь, король также направил к старцу делегацию с подарками и личного посланника монаха Ива де Бретона, владевшего арабским языком. Посланник вёл со старцем учёные беседы о Библии и обсуждал различные религиозные вопросы. Вернувшись, Ив Бретон рассказал королю, что старец показался ему дружелюбным, умным и образованным и что у изголовья он хранил какую-то христианскую книгу. Позднее Ив Бретон изложил учение ассасинов и одно из его положений, согласно которому, того, кто умрёт на службе своего господина, ожидает благоприятная реинкарнация.

Кахф была последней крепостью ассасинов, которой овладел султан Бейбарс (в 1273 г.), ведший с сектой непримиримую борьбу. Окончательно замок был разрушен в 1816 г. губернатором Триполи Мустафой Барбаром.

Добираться в Кахф лучше всего на такси из Тартуса. Ехать нужно в северном направлении по автостраде Тартус – Латакия. Через 19 км поворот на Ар Равду, потом вправо по узкой горной дороге до селения Хаммам Васел, оттуда на юг 3 км.

Достаточно даже сегодня посмотреть на Европу, как мы заметим укрепленные феодальные замки, находящиеся подчас в развалинах, а иногда и в полной сохранности или в состоянии реконструкции, проводимой группами энтузиастов и молодежи. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты замками. Во Франции насчитывается около 600 замков (а было их свыше б000!): одни из них – подобно замку Пьерфон (к северу от Парижа) или же замку О’Кенигсбург (в Эльзасе) – полностью восстановлены, от других же – таких, как замок Меен-сюр-Иевр около Буржа или башня Монлери – остались лишь руины. В свою очередь, Испания сохранила свыше 2000 замков, из которых 250 находятся в полной целости и сохранности.

Все эти замки (и доспехи средневековых рыцарей!) строго индивидуальны и непохожи один на другой: каждая страна породила свой собственный стиль, который свойствен только ее постройкам. Еще они отличаются друг от друга статусом их сеньоров: король, принц или простой мелкопоместный барон, вроде того пикардийского феодала по имени Робер де Клари, который владел феодом размером всего в шесть гектаров. Они различаются и выбором места постройки, стоят ли они в горах (замки Тарасп или Сион в Швейцарии), на берегу моря (например, замок Карнарвон в Уэльсе), по берегам рек (замок Мариенбург в Польше) или же на открытом поле (замок Сальс в провинции Руссийон). Даже то, находятся ли они во влажном или умеренном климате, благоприятствующем произрастанию лесов, как это имеет место в случае с Куси, или же на границе каменистой пустыни, подобно Крак де Шевалье в Сирии, влияло на их архитектуру и внешний вид.



Замок рыцарей-крестоносцев – легендарный Крак де Шевалье.

Однако в любом случае укрепленные феодальные замки восхищают нас своей поразительной мощью независимо от того, в хорошем ли они состоянии или сильно разрушены неумолимым временем за восемь или девять веков своего существования. И тот бесцеремонный землевладелец, которому захотелось убрать груду обломков, наваленных посреди его поля, хорошо знает, каких трудов ему это стоило, а ведь техника сейчас совсем не та, что была тогда, и… сколько же тогда труда стоило все эти камни на него доставить?!

Опять-таки хотя все замки и выглядят по-разному, реально разница между ними существовала, прежде всего, из-за их назначения. Одно дело замок – жилище для сеньора, и совсем другое – замок, принадлежащий какому-нибудь духовно-рыцарскому ордену или тому же королю, пожелавшему его строительством закрепить свою власть. Это и иные масштабы строительства, и подчас быстрота, с которой эти замки возводились, и – едва ли не самое важное для обороны замка от неприятеля кем бы он ни был – это содержащийся в нем гарнизон.

Ну, а для местных жителей, обитавших в селениях поблизости от замка, он был и убежищем, и гарантом безопасности, и источником доходов. К тому же именно замок являлся в тогдашней серой и обыденной жизни источником всех наиболее интересных новостей, а, значит, и сплетен, и пересудов. Хотя нам известно о многочисленных крестьянских восстаниях, имевших место в средние века, есть множество других примеров, из которых явствует, что во многих случаях и крестьяне, обитавшие вокруг замков, и их сеньоры, жившие внутри замковых стен, составляли как бы одно целое и даже, случалось, и действовали сообща!

Да, но как все-таки строились эти каменные твердыни, которые даже и сегодня восхищают нас своими размерами и прочностью стен? Неужели и здесь не обошлось без космических пришельцев, которым так упорно сегодня некоторые приписывают авторство египетских пирамид? Конечно, нет! Все было гораздо проще и сложнее. Например, феодал не мог привлечь к строительству замка своих крепостных. Даже если ему этого и очень хотелось. Барщина – то есть трудовая повинность в пользу владельца или владельцев замка была неизменная и ограничена местными обычаями: крестьян можно было, допустим, заставить вычистить замковый ров или перетащить на строительство бревна из леса, но и не более того.

Получается, что замки строили свободные люди, имевшие право свободного передвижения по стране и было их при этом немало. Да-да, это были люди свободные, ремесленники, которым за работу следовало регулярно платить, а сельская барщина оставалась лишь неким подспорьем для феодала, но и не более того. Ведь ясно, что работа с камнем требовала настоящих знатоков своего дела, и откуда им было взяться у крестьян? Ну, а если феодалу хотелось, чтобы работа шла быстро, то кроме каменщиков приходилось нанимать еще и разнорабочих, которых тоже требовалось немало! Например, известно, что возведение замка Бомарис Касл в Англии осуществилось очень быстро – с 1278 по 1280 год, однако при этом использовался труд 400 каменщиков и еще 1000 разнорабочих. Ну, а если сеньор больше не мог платить, для мастеров по камню всегда находилась работа: где-то неподалеку мог находиться какой-нибудь собор, церковь, строящийся город, так что их рабочие руки в то время требовались всегда!

Несмотря на римское наследие в области каменного дела, большинство крепостей, построенных с VI по X век, были сделаны из дерева. И только уже позже начинает использоваться камень – поначалу в виде небольших камней, но постепенно все более крупных и более правильной формы. Это так называемый бутовый камень, из которого строится большинство европейских замков, хотя, например, в той же Ливонии практически все замки были построены из кирпича. Вертикальные поверхности стен делались совершенно гладкими, чтобы помешать врагу найти какие-нибудь зацепки во время штурма. Начиная с XI века, будут все чаще обращаться к кирпичу: он менее дорог и обеспечивает большую прочность постройкам при обстреле. Однако очень часто строителям приходилось довольствоваться тем, что было поблизости от стройки, потому что упряжка волов с грузом весом в две с половиной тонны была не способна осилить за день свыше 15 километров пути.


Замок Куси во Франции.

Что ни говори, а некоторые из возведенных в то далекое время замков просто поражают воображение. Например, замок Куси во Франции был столь велик, что вход в него охраняла цилиндрическая башня (донжон) высотой 54 метра и шириной 31 метр. Кроме того, его защищали целых три крепостные стены, последняя из которых целиком опоясывала городок Куси. Когда в 1652 году замок решили взорвать, то применением пороха удалось всего лишь слегка покрыть трещинами стены! Сорок лет спустя землетрясение расширило эти трещины в кладке, однако башня устояла. В конце XIX века были предприняты кое-какие реставрационные работы. Но в 1917 году германской армии зачем-то понадобилось разрушить его до основания, и это потребовало 28 тонн самой современной взрывчатки! Вот насколько этот замок был велик и прочен, хотя семейство Куси отнюдь к высшей знати не принадлежало. «Ни король, ни принц, ни герцог и не граф – учти: я сир Куси» – таков был девиз этого заносчивого рода!


Хорошо сохранившаяся цитадель и донжон замка Шато-Гайяр словно нависают над речной долиной.

Всего год, с 1196 по 1197 потребовалось английскому королю Ричарду Львиное Сердце чтобы построить крепость Шато-Гайяр, чем он впоследствии очень гордился. Замок был построен по типично нормандскому проекту: насыпь, окруженная рвом, возвышалась на краю холма, на самом берегу реки Сены. Первый бастион охранял ворота, а две высокие крепостные стены защищали донжон. Замок должен был служить опорой английским владениям в Нормандии, и именно поэтому французский король Филипп-Август в 1203 году взялся ее осаждать. На первый взгляд он казался неприступным, однако король Франции начал с того, что принялся разорять окрестности и вынудил местных жителей (свыше тысячи человек) укрыться за его стенами. Вскоре там начался голод, и защитникам пришлось их прогнать.


Донжон замка Шато-Гайяр.

Тогда Филипп-Август приказал засыпать рвы, сделать подкопы и заминировать башни. Первый бастион пал, и осажденные укрылись в центральной части. Но однажды ночью французы проникли и туда, в самое сердце замка, а пробрались они туда через... отхожее место, у которого оказалось уж слишком широкое отверстие! Они опустили подъемный мост, началась паника, а в результате его гарнизон сдался, даже не успев спрятаться в донжоне.


Донжон замка Колосси на Кипре, построенный в 1210 г. королем Ги де Луизиньяном ()

Что же касается замков крестоносцев, то в Святой земле, которую в Европе называли еще также Аутремер или «Нижние земли» (а назывались они так, потому что изображались внизу тогдашних европейских карт, и, отправляясь на Восток, крестоносцы как бы перемещались «сверху вниз»), они появились практически сразу, как только рыцари туда добрались. Многие замки и крепости они захватили, а после перестроили, и среди них – замок Крак де-Шевалье или «Замок рыцарей», который настолько интересен во всех отношениях, что рассказать о нем нужно поподробнее.


Реконструкция внешнего вида замка Крак де Шевалье 1914 года.

Впервые крестоносцы захватили его еще в 1099 году, но быстро оставили, поскольку торопились в Иерусалим. Вновь крепость была отбита у мусульман уже в 1109 году, а в 1142-м передана госпитальерам. Те укрепили стены, заново отстроили казармы, часовню, кухню с мельницей и даже... многоместную и тоже каменную уборную. Мусульмане предприняли множество атак, пытаясь вернуть себе «крепость на холме», но всякий раз неудачно.


План замка Крак де Шевалье.

В результате землетрясения 1170 года замок получил повреждения, и манера строительства его значительно изменилась. На смену строгостям и простоте романского стиля пришла утонченная готика. Кроме того, в конце XII – начале XIII веков в Краке не только перестроили разрушенные землетрясением часовню и отдельные башни, но и огородили еще и мощной внешней стеной.


Беркиль.

Между наклонным контрфорсом в западной части крепости и ее внешней стеной был сделан беркиль – глубокий водоем, служивший не только и в качестве хранилища воды, но и дополнительной защитой от врагов. Размеры помещений замка потрясают воображение. Например, в нем есть галерея – 60-метровый зал, построенный мусульманами и использовавшийся ими всего лишь как конюшня.


Ворота в замок.

В кладовых замка хранили зерно, оливковое масло, вино и провиант для лошадей. Помимо того, рыцари имели многочисленные стада коров, овец и коз. Колодец внутри замка снабжал рыцарей водой, кроме того, вода в него поступала также по акведуку из природного источника.


Акведук.

Одна из самых ранних построек замка – часовня в романском стиле - была расписана по византийскому канону, хотя надписи на фресках и были на латыни. На стенах висели знамена и военные трофеи, погибших рыцарей... и даже сбруи их лошадей. После того как замок был взят мусульманами здесь была устроена мечеть.


Часовня.


Сохранившиеся росписи.


«И стих Корана зазвучал с минбара…» Когда мусульмане захватили Крак, они тут же переделали часовню в мечеть и построили в ней минбар.

К началу XIII века крепость Крак стала настолько мощным укреплением, что в ней в течение пяти лет могли пережить осаду две тысячи человек.

О ее защищенности говорит также и то, что она была последним прибежищем крестоносцев на Востоке. Сам Саладин, не раз обращавший свой взор на высокие стены Крака, долгое время не решался на его штурм, считая, что атака этой крепости будет равносильна отправке воинов на верную смерть. Поэтому он ограничился тем, что уничтожил у стен замка посевы и присвоил себе скот крестоносцев, пасшийся неподалеку, чем причинил им большие убытки. Египетский султан Бейбарс, отбивший у европейцев все их укрепления, как и Саладин, тоже отдавал себе отчет в том, что взять Крак штурмом или измором – дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым в нем мог обороняться гарнизон сравнительно небольшой численности, а также огромные запасы продовольствия создавали ему ну просто беспримерный «запас устойчивости». Однако султан все же решился на штурм восточной части его укреплений и, хотя и понес большие потери, все же сумел пробиться в пространство между внешними и внутренними стенами. Но завладеть цитаделью замка целиком оказалось очень сложно. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана попали в самое сердце «гнезда госпитальеров». Однако немногочисленный гарнизон не сдался и после этого, а укрылся от них в самом укрепленном месте – южном редуте, где хранились главные запасы продовольствия.


Вот в этих подземельях все и хранилось…


А еще в них просто страшно. Ведь эдакая толща камней у тебя над головой.

Теперь, чтобы выманить их из этого укрытия, нужна была хитрость. Было изготовлено письмо якобы от Великого магистра ордена с приказом о сдаче крепости. 8 апреля его доставили в гарнизон, и ее защитникам ничего не оставалось, как выполнить волю «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются иной версии. По их словам, арабы, якобы переодевшись христианскими священниками, пришли к стенам замка с мольбами защитить их от воинов-мусульман. А когда, мол, доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили спрятанное под одеждой оружие. Как бы там ни было, но Крак был все-таки взят. Однако всем уцелевшим рыцарям мусульмане сохранили жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а затем была и вовсе заброшена. Там, как и во многих других забытых крепостях, расположилось небольшое поселение.


Южная башня замка.


«Зал рыцарей». В 1927 году в замке начались восстановительные работы, так что сегодня Замок Рыцарей посетители видят практически во всем своем прежнем величии и великолепии.

Орденские замки, построенные в Европе, также отличались от всех прочих как своими размерами, так и тем, что в них вместо обычной часовни строили сравнительно крупную церковь, способную вместить всех братьев-рыцарей, которые проводили в ней время в молитвах. Под трапезную в орденских замках также отводили самое большое помещение, поскольку в ней одновременно должны были принимать пищу сразу несколько сотен человек (рыцарей и сержантов ордена), чего никогда не бывало в тех замках, которые принадлежали одному феодалу.

Боевые башни в орденских замках обычно старались располагать по его углам и строили их специально так, чтобы они возвышались над стенами на один этаж, что позволяло обстреливать из них не только местность вокруг, но еще и сами стены. Конструкция бойниц была такова, что обеспечивала стрелкам как значительный сектор обстрела, так и надежную защиту от выстрелов неприятеля. Высота стен замка была сравнима с высотой современного трех-четырехэтажного дома, а толщина могла быть четыре и более метров. В отдельных крупных замках было несколько рядов стен, а подходы к внешним стенам обычно защищали рвы с водой и частоколы. В склепе под церковным полом хоронили павших братьев-рыцарей, а надгробья украшали их скульптурные изображения из камня, выполненные в полный рост – эффигии. Вместительная церковь внутри замка служила рыцарям для совместных молитв и собраний. Донжон, «крепость в крепости», самая большая и высокая башня в замке – был самым последним и самым надежным оплотом для его защитников. Для винных погребов рыцари и, в особенности, тамплиеры места не жалели, поскольку употребляли вино не только во время застольных трапез, но и в как лекарство. Убранство трапезной орденских замков отличалось аскетизмом и состояло из деревянных столов и лавок при самом минимуме украшений, так как все связанное с телесными удовольствиями в духовно-рыцарских орденах считалось греховным и находилось под запретом. Жилые помещения братьев-рыцарей также не отличались большой роскошью, как, впрочем, и отдельные покои командующего замковым гарнизоном. Предполагалось, что все свободное от войны время рыцарям следует проводить в воинских упражнениях, а также поститься и молиться.


Юго-восточная башня замка Крак де Шевалье.

По всему верху стены обычно проходил крытый боевой ход с амбразурами для стрельбы по противнику. Очень часто его делали так, чтобы он немного выступал наружу, и тогда в полу у него также проделывали отверстия, чтобы через них бросать вниз камни и лить кипяток или горячую смолу. Винтовые лестницы в башнях замка тоже имели оборонительное значение. Их старались закручивать так, чтобы у нападающих стена находилась справа, что делало невозможным замах мечом.


Западная башня.


Западная башня и акведук.


Западная сторона внутренней стены.

Крестоносцы в Святой земле использовали в качестве укреплений самые различные объекты, включая древнеримские амфитеатры, базилики и даже – пещерные монастыри! Одним из них стал монастырь Айн-Хабис, представлявший собой несколько пещер, вырытых византийскими монахами прямо посреди отвесного обрыва в долине реки Ярмук. Долгое время никто и не знал, где эти монахи устроили свое уединенное убежище, пока в долину не пришли крестоносцы. У тех не было времени на то, чтобы строить здесь сильную крепость, и они превратили в нее пещерный монастырь, соединив все его залы деревянными лестницами и балюстрадами. Опираясь на него, они стали контролировать путь из Дамаска в Египет и Аравию, что, конечно же, не понравилось правителю Дамаска. В 1152 году мусульмане атаковали эту горную крепость, но не смогли ее взять и отступили, после чего король Иерусалима прислал сюда большой гарнизон.

В 1182 году Саладин решил любой ценой захватить Айн-Хабис, для чего отправил на его штурм отборный отряд воинов, с которыми были специалисты по подкопам, хорошо зарекомендовавшие себя во время осад других замков, построенных крестоносцами. Воины захватили нижнюю галерею монастыря, после чего из одного из его внутренних помещений был прорыт потайной ход наверх, через который они ворвались внутрь, причем там, где европейцы их совсем не ожидали. В результате крепость пала спустя лишь пять дней после начала осады!

Но крестоносцы решили вернуть себе монастырь и принялись осаждать его не только снизу, но и сверху. Чтобы лишить защитников воды, они принялись сбрасывать большие камни, которые разрушили водосборник, питавший монастырь водой, после чего мусульмане сдались.


План штурма пещерного монастыря Айн-Хабис.

То есть крестоносцы были не только хорошими воинами в плане навыков владения мечом и копьем, но и понимали толк в архитектуре и для строительства своих замков нанимали толковых инженеров. Одним словом, уповая на Христа, они отнюдь не чурались и достижений тогдашней военной науки и техники!

November 15th, 2013

«Самый красивый замок мира,
несомненно самый живописный,
из всех, которых я когда-либо видел,
просто настоящее чудо».
Т. Е. Лоуренс (Лоуренс Аравийский), 1909 г.

Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers или Сraс des Chevaliers - «крепость рыцарей» на смеси французского и арабского). Замок возвышается на высоте приблизительно 500 м. над долиной Эль-Букейя (El-Bukeia) в Сирии и занимает стратегическую позицию вдоль единственного пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю. На востоке от него находится Хомс, на западе Антиохия, на севере - Триполи и, наконец, на юге - Бейрут. Замок - один из наиболее красивых и наиболее сохранившихся замков крестоносцев.

Первые упоминания о Крак де Шевалье мы находим в мусульманских хрониках, где она называется «Крепость Курдов» (Hisn al-Akrad) . С 1031 г. по приказу эмира Алеппо в нем располагался курдский гарнизон. Во время Первого Крестового похода в 1099 г. крепость была захвачена Раймоном Сен-Жильским (фр. Raymond de Saint-Gilles) , но была оставлена, когда крестоносцы продолжили свой марш к Иерусалиму. Все были настолько охвачены идеей овладеть Священным городом, что замок в итоге остался «беспризорным».

Европейцы в средневековье совершали широко известные Крестовые походы в Палестину за Гробом господним, огнем и мечом насаждая по дороге свою культуру, совершенно чуждую мусульманам. 11-13 века ознаменовались массой кровопролитных сражений между христианами и арабскими народами. И одним из главных памятников о тех суровых временах стала крепость крестоносцев Крак де Шевалье , расположенная на территории современной Сирии, к востоку от ливанского города Триполи на вершине утеса высотой более 650 метров.

До прихода европейцев замок был довольно маленький, и назывался «Замок курдов». Его занимал курдский гарнизон эмира Алеппо, охранявший земли от вторжений. В 1099 году Раймунд IV, граф Тулузский с большим трудом захватил крепость во время Первого крестового похода – осаждающих подгоняла мысль о сокровищах, скрытых за стенами. Французы не могли долго оставаться в укреплении – им нужно было продолжать свой поход к Иерусалиму. Поэтому скоро крестоносцы оставили «Замок курдов».

В 1102 г. Раймон вернул себе крепость, однако только Танкред (фр. Tancrede) смог взять крепость полностью под свой контроль и оставить в ней франкский гарнизон под флагом графства Триполи в 1110 г.

В 1142 г. Раймон II, граф Триполи (фр. Raymond II)

(фр. Chastel Rouge) и Кастель Блан (фр. Chastel Blanc) . Во второй половине XII века (Nur ad-Din)

В 1157 (фр. Raymond du Puy) (фр. Boheme) .

В 1163 г. 1167 г. В 1170 г.

Мальтийские рыцари, или госпитальеры, приняли на себя нелегкое бремя защиты Святой земли и помощи тысячам пилигримов. Но мусульмане не без оснований считали эту землю своей, а потому 12 и 13 века в том регионе оказались обильно политы кровью обеих сторон. Становилось понятно, что крепость крестоносцев слишком слаба, чтобы выдерживать натиск нападающих, и в 1140-х годах госпитальеры начали масштабную стройку, увеличив крепость в несколько раз. По завершении колоссального самоотверженного труда, длившегося десятилетия, крепость стала самым большим оплотом крестоносцев в Святой земле. Ее назвали Крак де Шевалье (Керак по-арабски – «крепость», Шевалье по-французски – «рыцарь»).

В 1142 г. Раймон II, граф Триполи (фр. Raymond II) передал крепость Ордену Госпитальеров имени Святого Иоанна Иерусалимского. Благодаря этому приобретению Госпитальеры (еще их называли иоанниты) смогли расширить свое влияние вплоть до Озера Хомс на востоке.

Иоанниты перестроили замок, сделав его самой крупной крепостью Святой Земли, добавив внешнюю стену толщиной 30 м. и семь сторожевых башен с толщиной стены 8–10 м. Одну из таких башен занимал Великий Магистр Госпитальеров.

Работы по укреплению замка дали толчок для строительства таких замков как Кастель Руж (фр. Chastel Rouge) и Кастель Блан (фр. Chastel Blanc) . Во второй половине XII века , после падения Сельджуков, вслед за победой Зенги над крестоносцами (потерей Эдессы), неудачной осады Дамаска во время Второго Крестового похода и прихода к власти Нуреддина (Nur ad-Din) мусульмане объединили свои силы и увеличили давление на крестоносцев - а следовательно и на Крак де Шевалье.

В 1157 сильное землетрясение серьезно повредило замок, и Раймон дю Пюи(фр. Raymond du Puy) , Великий Магистр Госпитальеров, решает отстроить замок заново и обращается за финансовой помощью к королю Богемии (фр. Boheme) .

В 1163 г. Нуреддин атакует замок, однако его армию разбита наголову еще у подножия крепости неожиданной атакой франкской кавалерии. После победы Госпитальеры становятся самостоятельной независимой силой на границе Триполи. Повторное неудачное нападение Нуреддина на крепость пришлось на 1167 г. В 1170 г. очередное землетрясение сотрясает Крак де Шевалье и крепость вновь приходится перестраивать.

Даже Саладину не удалось взять Крак де Шевалье. Во время осады в 1188 г. у стен крепости арабам удалось пленить кастеляна, хранителя ключей от дверей замка. Воины Саладина подвели его к стенам крепости и потребовали, чтобы он приказал гарнизону открыть ворота. Кастелян сначала отдал по-арабски приказ сдать крепость, но потом, уже по-французски, приказал сражаться до последнего человека. Кстати, аналогичный случай произошел и при осаде замка Бофор неподалеку.

После смерти Саладина в 1193 г. мусульманский союз распался, что дало защитникам замка небольшую передышку. Наступил «золотой век» крепости. В то время Крак де Шевалье мог вмещать 50–60 Госпитальеров и до 2000 простых солдат с запасами провианта на 5 лет автономной жизни. Он занимал площадь около 2,5 га и был защищен двумя концентрическими стенами, независимыми друг от друга.

Скромный Замок курдов разросся до настоящего укрепленного комплекса, окруженного стеной толщиной от впечатляющих трех до чудовищных тридцати метров сплошной каменной кладки. Бойницы в этой стене выглядели как длинные коридоры. Возвели несколько дозорных башен, одну из которых занимал Великий Магистр ордена Рыцарей Мальты. Замок Крак де Шевалье включал в себя внутренние дворы, резервуар с запасом воды, многочисленные хранилища, скрытые внутри скалы, в том числе грандиозный 120-метровый зал для складирования награбленного богатства. Госпитальеры сделали все, чтобы замок мог выдерживать длительные осады и обосновались в нем на века. В результате он прославился как самая неприступная крепость в мире.

Много раз мусульмане приходили под его стены, чтоб изгнать чужеземцев. Много лет они пытались взять замок Крак де Шевалье приступом. При этом погибли тысячи человек. Безрезультатно: замок невозможно было успешно штурмовать, его нельзя было разрушить. Воистину, это была твердыня, неподвластная никаким усилиям. Благодаря замку в 1188 году госпитальеры отбили атаку самого Саладина, мусульманского воителя, освободителя Иерусалима, полководца, которого считали непобедимым. Но даже легендарный Саладин ничего не мог поделать с Крак де Шевалье, уйдя от его стен ни с чем.

Мусульманские войска нанесли крестоносцам длинный ряд тяжелых поражений в регионе. На протяжении 13 века христиане снова и снова пытались пробиться к Иерусалиму, но на сей раз мусульманские защитники стояли твердо. Крестовые походы закончились бесславно, принеся огромное количество страданий целым народам. Но замок Крак де Шевалье со своим гарнизоном из двух тысяч солдат по-прежнему стоял, и госпитальеры удерживали его все так же надежно, полностью доминируя на окрестной территории. 130 лет его не могли взять приступом! Все замки христиан в регионе пали, и только эта твердыня оставалась неприступной. Мусульмане приходили в отчаяние, теряя надежду на то, что им хоть когда-то удастся изгнать христиан из этих земель.

Мальтийские рыцари удерживали крепость крестоносцев до тех пор, пока общая обстановка не стала решительно способствовать изгнанию христиан из Святой земли. Сильный правитель, султан Бейбарс, объединивший в середине 13 века Египет и Сирию, наводнил своими войсками округу, отрезал снабжение, и мусульманские поселения перестали платить дань Крак де Шевалье. Это было начало конца. Но рыцари собирались биться до последнего человека, они отказывались сложить оружие. На помощь Бейбарсу пришли Мамлюк и Ибн Шаддад, и замок, окруженный полчищами врагов, принял последний бой в 1271 году.


Осадные машины и подкопы сделали свое дело – осаждающие путем чудовищных потерь смогли пробиться за пределы внешних стен. Гарнизон бился упорно: рыцари отступили в башни, и наотрез отказывались сдаваться. Взятие внутреннего двора означало новые жертвы, и Бейбарс приказал прекратить бой. Он пошел на хитрость: оставшимся в живых защитникам замка, укрывшимся в башнях, послали подложное письмо Магистра мальтийцев из Триполи, в котором он якобы давал разрешение сдать крепость. Лишь тогда, спустя 10 дней, остатки рыцарского воинства покинули свои убежища, и сдались на милость победителей. Так пал неприступный замок Крак де Шевалье.

Бейбарс проявил великодушие – он не казнил сдавшихся, а… отпустил их! Они отправились во Францию, подвергаясь по пути бесчисленным опасностям, но некоторым все же удалось добраться до родины невредимыми. Мусульмане сделали замок своей крепостью, восстановили разрушенные башни, достроили новые. Сегодня замок представляет из себя смесь христианских и мусульманских построек.

Крепость крестоносцев считается главнейшим образцом средневековой архитектуры, она включена в Список Всемирного Наследия Юнеско. Добраться до нее нелегко, но туристы продолжают посещать это удивительное место, овеянное дыханием веков.

Во время правления Мамлюков была укреплена южная стена и были добавлены несколько строений, в том числе турецкая баня и акведук. Нашествие монголов во главе с Тамерланом (1400 - 1401) и вторжение Оттоманской империи в 1516 г. обошли крепость стороной. В дальнейшем замок служил резиденцией губернатора, а в 1920 г. крепость перешла под контроль французского мандата

Крак де Шевалье является частью объекта Всемирного Культурного Наследию ЮНЕСКО «Крак де Шевалье и Крепость Саладина» (англ. Crac des Chevaliers and Qal’at Salah El-Din).

Архитектура замка

  1. Линии обороны. Система укреплений состояла из двух концентрических кругов толстых стен. Оборона внешних стен велась с территории нижнего двора, а защитники внутренних укреплений отбивались от врага из башен и из верхнего двора. Замок окружал ров с водой, а запасы питьевой воды на случай осады хранились в специальных емкостях в нижнем дворе. В 1271 году войсками египетского султана Бейбарса удалось прорвать внешнее укрепление и проникнуть в нижний двор, однако пройти дальше они не смогли. Осада длилась многие месяцы, прежде чем защитники крепости сдались.
  2. Опорные башни. массивные стены укреплены опорными башнями, которые служили надежным убежищем для дозорных.
  3. Внешняя стена. Скошенное утолщение у основания стены защищало ее от подкопа или подрыва.
  4. Бойницы. Узкие щели бойниц, почти неуязвимые для снарядов, обычно расширялись внутрь, образуя в стене нишу. Лучники наблюдали оттуда за врагом и, прицелившись, стреляли.
  5. Внутренняя коммуникация. Для связи между укреплениями, расположенными друг от друга на значительном расстоянии, крестоносцы использовали голубиную почту, которую заимствовали у арабов.
  6. Акведук. Вода поступала в замок по акведуку. На случай осады в замке имелись запасы воды, хранившиеся в закрытых емкостях в подземельях.
  7. Квадратная башня. Во время осады 1271 года квадратная башня сильно пострадала и была отстроена заново через 14 лет. Впрочем, круглые башни считались более надежными – с них удобнее вести круговую оборону.
  8. Сводчатые галереи. Вдоль стен трапезной тянется сводчатая галерея – в ней можно укрыться от палящего солнца. Во внутреннем дворе, расположены самые красивые и удобные помещения замка – покои рыцарей. Внутренний двор служит убежищем для жителей замка в случае нападения наемников, охранивших внешнюю стену крепости.
  9. Хозяйственные постройки. На башне была установлена ветряная мельница – запасы муки помогали выдерживать длительные осады. В подземельях верхнего двора располагались вместительные кладовые.
  10. Верхний ярус. Оборона верхнего яруса укреплений велась с высоких башен и из внутреннего двора, где размещались дормитории (спальни), трапезная, склады, капелла, а также покои рыцарей.
  11. Дополнительная страховка. Стены верхнего яруса укреплены мощным утолщением в виде ската, ширина которого в основании достигала 24,3 метра и почти равнялась высоте стены. Эта массивная конструкция, пристроенная в XIII веке, помимо своего оборонительного назначения, выполняла роль гигантского контрфорса, выдержав даже землетрясения.
  12. Хитрости обороны. Он восточной надвратной башни к донжону вели пандусы, заменяющие лестничные пролеты. Петляющий тесный проход мешал стрельбе из стенобитных орудий. Даже резкая смена света и тени сбивала с толку.

Хама
Находясь практически в центре страны, небольшой город Хама вполне может (и более чем достоин) попасть в зону внимания каждого путешественника. Наверное, сегодня Хама в первую очередь известна тем, что в 80-е годы сирийское правительство жестоко и кроваво подавило тут бунт радикальной мусульманской группировки (Сирия, напомню, светская страна, и на страже этой самой светскости тут стоит как раз армия, чьи танки обстреливали тогда город неделями - впрочем, по моему скромному мнению, это лучше разгула радикального ислама, ну да Аллах с ними).

А вот чем действительно интересна и привлекательна Хама, так это своими нориями - огромными деревянными колесами, расположенными по берегам протекающей через город реки. Основная функция данных колес - зачерпывать воду и доставлять ее по специальным акведукам на сельскохозяйственные поля. А самая фишка в том, что нориям этим несколько сотен лет. И вот, как и в средние века, эти колеса, мрачно и угрюмо поскрипывая, продолжают вертеться и на глазах изумленного путешественника, наблюдающего за ними либо в непосредственной близости, либо вечером, когда нории освещены таинственным оранжевым светом, либо с вершины холма, откуда, из местного парка, открывается вид на излучину реки с понатыканными в разных местах колесами - от небольших до весьма впечатляющих своими размерами.













Алеппо
Как ни банально для данного рассказа это бы ни звучало, нельзя не отметить, что Алеппо - это еще одно в Сирии место, где каждый камень дышит историей. Этот город известен еще с древних времен и всегда был важным политическим и торговым центром.
Как во всяком уважающем себя восточном городе, в самом центре Алеппо расположен Старый город, полный узких улочек, деревянных домов, торговых рядов, умопомрачительных балконов, дверей и окон, крохотных уютных мечетей, одна из которых выглядит словно копия знаменитой мечети Омейядов в Дамаске (что неудивительно - построена-то она была в то же самое время, вскоре после арабского завоевания Сирии) и спешащих куда-то по своим делам горожан. Над Старым же городом (да и, положа руку на сердце, и над всем Алеппо), возвышается построенная на искусственном холме цитадель, датируемая 13 веком. Чтобы попасть в этот город в городе, надо пройти по перекинутому через ров узкому мостику, потом пробраться сквозь крепостные стены, проходы через которые, кажется, до сих пор сторожат невидимые охранники, и подняться по узкой лестнице. И вы попадаете наверх, где сохранились развалины построек, среди которых можно даже ненадолго заблудиться, где расположены кофейни с вкуснейшим кофе и откуда открываются до восхищения прекрасные виды на лежащий под ногами древний и всегда современный Алеппо.
















Новая часть города интересна своим красивым крохотным вокзалом, а также домами, многие из которых неуловимо (особенно закругленными балконами) напоминают Париж и Барселону. Кроме того, в новой части Алеппо расположен христианский (преимущественно армянский квартал; к слову чисто визуально кажется, что христиан в Алеппо больше чем где бы то ни было в Сирии), в центре которого стоит желто-белая церковь, а вокруг - уютные кафе и увитые плющом каменные стены переулков.














Латакия

Латакия - это, кажется, никогда не спящий, вечно бурлящий приморский город, куда из Алеппо стоит доехать по железной дороге, живописно проложенной среди скалистого хребта. Рядом с Латакией расположен чуть ли единственный в Сирии пляж (признаться, весьма поганый), но главное не это, а то, что можно закрыть глаза и, стоя здесь, на крайнем восточном побережье Средиземного моря, почти явственно представить себе его врата - Гибралатарский пролив. И увидеть весь тот путь, который преодолевали величайшие мореплаватели древности - финикийцы - которые отплывали от этих берегов, ведя свои корабли в неизведанные земли, на запад.






Тартус

Тартус - это довольно безликий приморский портовый город, которому придают шарма лишь Средиземное море, поглощающее огромный оранжевый диск, христианская церковь, более похожая на форпост крепости, да кафе на набережной, где курят кальян местные жители, смахивающие на пиратов.




Но все меняется, когда лодка, прыгая по волнам моря и окутывая все вокруг брызгами, уносит тебя к самому прекрасному месту в окрестностях Тартуса - небольшому островку Арвад, последнему оплоту некогда обширных земель крестоносцев на Ближнем Востоке. Остров полностью застроен, и узкие, извилистые улочки насквозь пропахли рыбой, стены домов покрыты цветными рисунками на морскую тематику, а между балконами протянуты веревки, на которых сушится застиранное белье. Полное ощущение того, что ты действительно находишься на Средиземном море, но только не здесь, в крайней восточной его части, а гораздо западнее, где-то на юге Италии. К причалу пришвартованы мерно покачивающиеся на волнах белоснежные лодки, а чуть в глубине Арвада стоят просмоленные деревянные остовы - остров известен своими мастерами-кораблестроителями.










Замок Саладина

Любое посещение Сирии было бы неполноценным без визита в один из многочисленных замков, которыми застроены все окрестности морского побережья. Как известно, в средние века западные европейцы совершали крестовые походы на Ближний Восток, основывали здесь свои княжества и, конечно, строили тут свои крепости. Но не только крестоносцы занимались замкостроительством - это делали и арабы. Одной из известных фигур, воевавших с крестоносцами, был Саладин, который построил свой замок на холме, возвышающимся над тихими, зелеными и уютными долинами, поросшими соснами, в окрестностях современной Латакии. От мощной некогда крепости осталось не так много, но все равно достаточно, чтобы ощутить всю силу и могущество сооружения - достаточно лишь побродить по таинственным развалинам на вершине крутого холма и обязательно увидеть подвесной мост, переброшенный на солидной высоте на соседний холм - так высоко, что сердце уходит в пятки, когда ты стоишь на краю моста, ветер свистит в вершинах сосен и в твоих ушах, а туристические автобусы внизу кажутся игрушечными.















Замок Маркаб

А вот замок Маркаб был построен как раз крестоносцами. Он не так известен и популярен, как другие, что позволяет побродить по бело-серым развалинам чуть ли не в абсолютном одиночестве. Замок стоит на высоком холме, возвышающимся над Средиземным морем; склоны холма под твоими ногами сплошь покрыты сельскохозяйственными теплицами, а еще чуть дальше, совсем на берегу моря, видно широкую автостраду и построенный подле нее отвратительно чадящий химический завод - зрелище на самом деле впечатляющее и незабываемое.












Замок Крак-де-Шевалье

Крак-де-Шевалье - это прекрасно сохранившийся замок, построенный крестоносцами в 12-13 веках, являющийся своеобразным символом всех замков Сирии. Пожалуй, в этом утверждении мало преувеличения, и Крак-де-Шевалье по праву занимает свое место в маршруте многих путешественников. Замок, как водится, стоит на вершине холма. Внизу находится сирийское селение, чьи дома словно прилеплены к скалам, а внутри можно увидеть потрясающую красоту - истинный шедевр средневековой готики, любовно обустроенный крестоносцами. Здесь можно бродить чуть ли не бесконечно, открывая для себя все новые виды за каждым простенком и поворотом лабиринтов. Крак-де-Шевалье надо просто видеть - он знаменит, и знаменит по праву.














Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх