Семь особняков, которые можно посетить только с экскурсией. Семь особняков, которые можно посетить только с экскурсией шаг: забронировать билеты на экскурсию или тур

Особняк статского советника и предпринимателя Александра Кельха считается достоянием русской культуры, одной из архитектурных жемчужин Петербурга и прекрасным образцом поздней эклектики.

Здание представляет собой уникальную композицию, сочетающую стили готического замка, рококо, французского ренессанса, барокко и ар-деко. Это касается и внешнего облика, и интерьерных решений.

История особняка

Первоначальное строение меняло владельцев и несколько раз реконструировалось. В 1896 г. его приобретает Варвара Петровна Кельх (в девичестве Базанова) - наследница династии золотопромышленников, владевших Сибирским и Ленско-Витимским пароходством, и делает заказ на перестройку дома. Возведенная к 1897 г. архитекторами Василием Шене и Владимиром Чагином усадьба городского типа не понравилась хозяйке, и она поручает разработку нового проекта Карлу Шмидту, известному архитектору, благодаря которому к 1903 г. особняк Кельха получил свой неординарный внешний вид и внутреннее оформление, став образцом поздней эклектики.

В годы становления советского государства в особняке Кельха было учреждено первое в мире учебное заведение искусства кинематографии, которое в 1922 г. приобрело статус Института, в котором преподавали актерское мастерство и режиссуру. Одним из выпускников 1924 г. был Сергей Васильев – создатель прекрасной кинокартины «Чапаев».

В 1930 годы в здании был организован дом престарелых, затем здесь работал Комитет КППС Дзержинского района Ленинграда. В годы блокады фугасный снаряд разрушил часть здания и внутренние помещения в левом крыле, но уже к середине 1945 г. реставраторам удалось устранить основные повреждения, кроме эркера и некоторых элементов интерьера.

В 1991 г. в особняке Кельха разместился центр поддержки ЮНЕСКО и Комитет по организации банковского конгресса, которые вели долгие споры за владение прекрасным зданием.

В 1998 г. дом перешел в безвозмездное владение Государственного Университета, в здании разместился юридический факультет. С тех пор особняк Кельха стал официально именоваться Домом юриста.

Архитектура и интерьер

Высокая шатровая кровля, объемные пилоны, лицевой фасад из розового и бежевого песчаника придает зданию необычную и притягательную ауру. Дворовый фасад особняка удивляет сказочностью средневекового флигеля в стиле «пламенеющей готики», а внутреннее оформление дома просто ошеломляет сложностью, богатством и причудливой «фантазийностью» декора.

За старинными дубовыми дверями особняка взгляд гостя замирает от великолепия оформления, цвета и роскоши интерьеров: бело-розовый, золотистый, коричневый мрамор, сложнейшие резные орнаменты на камне и дереве, изысканный лепной декор, старая бронза, сияющие густыми красками витражи, уникальные скульптурные композиции, украшающие ниши, камины, старинная мебель. Каждый коридор, лестница, помещение уникальны и отличаются разнообразием стилей оформления.

Рельефы и узоры лестничных ограждений, колонн, оконных обрамлений невероятно сложны, причудливы и обильны. Стены оформлены живописными полотнами, фресками, тиснеными обоями из натуральной кожи. Поражает работа мастеров краснодеревщиков и резчиков, витражные кассетные потолки, карнизы с золочеными элементами, штофные панно.

На фоне цельности декорирования каждой комнаты внутреннее убранство отличается разнообразием материалов и «ювелирной» проработкой деталей. Потрясающей красоты многоярусные камины из мрамора и лабрадорита насыщены многофигурными скульптурными композициями и барельефами.

Декор филенчатых потолков богат выразительной резьбой по темному дереву в виде листвы, цветов, гирлянд, среди которых радуют глаз красивейшие панно с арабесковой росписью и пейзажами.

Особой красотой отличаются Белый зал в стиле рококо с огромными зеркалами между окнами, драгоценным паркетом из разных пород дерева и дивным камином, бильярдная в стиле французского ренессанса и потрясающая готическая столовая с огромным камином, украшенным фигурами рыцаря и геральдическими щитами. Здесь, под арочным потолком темного дерева, среди удлиненных оконных проемов с мелким переплетом и многоцветными витражами, царит атмосфера изысканного таинственного средневековья.

Особняк Кельха в XXI столетии

В 2010 г. здание закрыли на реставрацию, а через год его передали Министерству Юстиции. В 2017 г. частные экскурсионные компании организовывали «туры» по особняку Кельха. К сожалению, сегодня попасть в здание можно только с редкими групповыми экскурсиями по записи на определенные дни посещения в КГИОП Петербурга.

Добраться до чудесного дома №28 на улице Чайковского можно за 5 минут прогулки от станции метро Чернышевская.

В Санкт-Петербурге достопримечательности на каждом шагу. Одной из самых ярких жемчужин среди архитектурных сооружений 19 века является особняк Кельха. В один только двор можно влюбиться с первого взгляда. Здесь и чудаковатые гномы, и скульптуры, обвитые столетним плющом. К сожалению, сейчас во внутренний дворик попасть трудно, но, если вам когда-нибудь представится такая возможность, обязательно ею воспользуйтесь.

Исторические корни

С середины 18 века улица Чайковского была заселена мало. Здесь в основном были пустующие участки земли, которые раздавались выдающимся деятелям. Один из таких участков получил в дар купец Бротер, который на тот момент занимал пост бургомистра. Он передал землю своей дочери, но дом на этом месте так и не появился, и такое положение вещей сохранялось вплоть до конца 18 века. В конце 1790-х хозяева менялись постоянно, и имя первого человека, построившего каменное основание с деревянным вторым этажом, в истории не сохранилось.

В 1858 году дом с землей по улице Чайковского покупает Григорий Кондоянаки (консул Греции). По проекту А. Кольмана здесь возводится красивый особняк в

Семья Кельх

В конце 19 века в Петербург переезжает наследница сибирских промышленников Варвара Петровна Кельх. Она была очень богата благодаря состоянию, которое скопил для нее отец. В далекой Сибири Варваре Петровне принадлежали Ленские золотые прииски и часть пароходного хозяйства на реке Лене.

Обосновавшись в Петербурге, В. П. Кельх выкупает землю бывшего консула Греции за 300 тыс. рублей и приказывает снести дом. На его месте сначала планировалось возвести особняк в стиле французского ренессанса. Курировали проект архитекторы Шене и Чагин. Но результат не понравился Варваре Петровне, и по ее распоряжению к перепланировке приступает уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Он сохранил общую картину, не изменив фасад, но создав уникальный внутренний дворик в готическом стиле. За 2 года строительства был добавлен дворовый корпус и конюшни.

Не менее прекрасно выглядел и интерьер. Особняк барона Кельха посещала вся петербургская знать, не переставая удивляться убранству залов. Чего стояла одна белая комната, в которой находилась коллекция Известно, что госпожа Кельх была страстной любительницей творчества французов.

Развод и девичья фамилия

Но наслаждаться красотой вновь выстроенного дома семье Кельх пришлось недолго. Полное завершение строительства произошло в 1903 году, а уже в 1905-м Варвара Петровна разводится со своим мужем Александром Федоровичем и навсегда переезжает в Париж.

Александр Федорович, в отличие от своей бывшей жены, не обладал несметным богатством, поэтому нуждался в деньгах. В связи с этим он продает дом, впоследствии известный как особняк Кельха, и женится второй раз. Но его планам не суждено было сбыться. В он попадает в немилость, и его высылают в лагеря. Дальнейшая его судьба, увы, неизвестна.

С марта 1917 года особняк Кельха становится первой в Советском Союзе Школой экранного искусства. Здесь становились актерами и режиссерами. В 1922 году школа стала институтом. Негласно дом на улице Чайковского стали называть "ледяным дворцом". Центрального отопления здесь не было, и зимой, хоть и работали камины, было жутко холодно.

Во время Второй мировой войны особняк пострадал от фугасной бомбы. В результате взрыва была утеряна часть здания. Все внутреннее убранство было вывезено и утеряно.

Вплоть до конца существования в доме располагалось партийное руководство Дзержинского района города Ленинграда. В залах дворца проводились собрания, здесь же торжественно принимали новых членов.

Современная жизнь особняка Кельха

С 1991 по 1998 год дом пустовал. Его передавали в руки то одной, то другой организации, но никто не смог обосноваться тут. С 1998 года в здании бывшего особняка Кельха расположился юридический факультет Петербургского университета. Весь Питер стал именовать его просто "Домом юристов".

До 2010 года можно было посетить ресторан, который располагался на цокольном этаже. Его открыли специально для сбора средств на реставрацию дворца. Работы по восстановлению действительно начались в 2011 году.

Как посмотреть дом?

Экскурсия в особняк Кельха - это удивительное путешествие по залам дворца. Заказать тур можно у многих турагентств Питера. Например, узнать более детальную информацию можно на сайте "Прогулки по Петербургу". Сотрудничая с Петербургским университетом, организаторы предлагают совершить уникальный тур в историческое прошлое особняка. Гидом выступает заведующая экскурсионного отдела того самого университета.

Интерьер

К сожалению, о том, как выглядел дом изнутри во времена, когда там жила семья Кельх, нам мало что известно. Все убранство, предметы мебели и декора были утеряны: сначала после прихода советской власти, а после - во времена Второй мировой войны. Восстановить полную картину довольно сложно, можно лишь предполагать, что было в той или иной комнате.

Наибольшую ценность представляла собой коллекция яиц Фаберже. Известно, что муж Варвары Петровны Александр Федорович дарил своей супруге новое произведение французского художника на каждую годовщину их совместной жизни.

Давайте представим, каким был дворец в свои лучшие времена. Итак, сразу с улицы вас бы встретили в вестибюле с широкой, чуть изогнутой лестницей. Далее вас бы наверняка пригласили в столовую - отобедать или испить чаю. Все знаменательные события и балы проходили в белом зале с большими окнами и хрустальной люстрой под потолком. Уединиться с ухажерами можно было бы в комнате с альковом. Джентльмены наверняка бы оценили убранство бильярдной комнаты.

Второй этаж всегда предназначался для спален хозяев и гостей. Здесь также находился верхний кабинет и будуар. Еще один рабочий кабинет для деловых встреч располагался на первом этаже.

Можно только представлять, с какой роскошью были обставлены комнаты. Кельхи были безумно богаты и вряд ли экономили на убранстве.

Внутренний дворик

Где находится?

Даже многие из коренных жителей Петербурга не знают, где находится особняк Кельха. Как попасть туда, разберемся вместе. Сначала нужно доехать до станции метро "Чернышевская". От нее по одноименному проспекту пройти до пересечения с улицей Чайковского. Повернуть налево и найти дом под номером 28. Вы на месте.

Несколько лет, проходя мимо дома №28 по улице Чайковского, любовался интересными решениями оформления фасадов.

Но все мои попытки попасть вовнутрь были обречены на провал.

Я уже знал, чей это был дом, кто архитекторы, когда был построен и ковырял информационные поля в интернете. На каком-то сайте увидел, что, оказывается, есть люди, которые предлагают экскурсии за определенную сумму в определенное время. Даже однажды пытался дозвониться по указанным телефонам. Контакта не получилось, и я успокоился. И вот перед праздником «День КГИОП» вижу информацию о возможности свободно попасть на экскурсию в приглянувшийся мне домик «особняк барона А.Ф. Кельха». Для этого нужно в пятницу подойти к КГИОП с 10:00 до 16:00 и записаться, чтобы в субботу, а праздник именно в субботу, подойти в назначенное время и проникнуть с экскурсией в те самые облюбованные, желанные помещения.

Волей случая, мне по заданию моего руководства, необходимо было попасть на беседу к специалистам КГИОП и встреча была назначена на пятницу в 9:30. Поразмыслив о возможности опоздания и возможных длинных «советских» очередях (а люди туда пришли в основном очень преклонного возраста), я решил подойти пораньше. В 8:40 я завернул с улицы Росси за угол и увидел небольшую очередь у парадной. Занял очередь и обнаружил, что эти 30 человек – только частица очереди. Основная часть (бабушки) надавив на кнопки жалости охраны, проникли внутрь здания. Погода была очень ветреная и холодная. Очередь постепенно росла и ширилась, сетуя о забытых дома теплых свитерочках и кофточках. Появились люди, заходящие в двери минуя очередь. Бабушки насторожились и выставили свой пропускной пункт у дверей. Работникам КГИОП пришлось доказывать свою причастность к аппарату охраны памятников и только после этого дверь освобождали для входа на рабочее место. Время посещения специалиста я решил сдвинуть до момента получения записи на экскурсию. В 10:00 толпа постепенно переместилась на третий этаж, в огромный кабинет, где стояло 5 столов с работниками КГИОП. На каждом столе производили запись на конкретную экскурсию. Где куда записывали – неизвестно. Те кто первый попал к столам, начинал шуметь, что он хотел не сюда, но выбраться было ОЧЕНЬ сложно… Постепенно всё успокоилось и я попал именно к тому столу, где записывали «на Кельха». Выйдя на улицу покурить в 10:20 услышал за собой громкий голос сотрудника, информирующий толпу на улице, что «на Кельха» запись окончилась. Мест – нет! Шум толпы. Я покурил и пошел на прием внутрь под испепеляющими взглядами озябших любителей архитектуры, стоящих на улице.

Те, кто хорошо знает этот объект и его историю, думаю, не обидится, если я буду некоторые предложения заимствовать из интернетных повествований. Я не буду рассказывать историю самого участка застройки, хотя она тоже интересна, а сразу начну говорить о том, что молодая семья Кельхов в 1896 году решила заказать строительство нового дома у популярных архитекторов Санкт-Петербурга – В.И. Шене и В.И. Чагина. За два года ими был построен лицевой корпус в стиле французского ренессанса. Он облицован розовым и светло-желтым песчаником. Фасад акцентирован аттиком, увенчанным высоким шатром.

Наверное, нужно сказать о самой семье… Варвара Петровна Базанова происходила из очень богатой семьи московских купцов. Ее дед, Иван Базанов, основал несколько предприятий в Сибири, включая золотые прииски, компанию по строительству железных дорог и пароходство, в которых он был главным акционером вместе с партнерами Яковым Немчиновым и Михаилом Сибиряковым. После смерти отца Варвара и ее мать Юлия унаследовали семейные богатства и основали новую компанию совместно с Константином Сибиряковым. Варвара в 1892 году вышла замуж за Николая Фердинандовича Кельха, сына петербургского потомственного почетного гражданина. Двумя годами позже он скончался.

Как часто случается в России, брат Николая Александр в том же году женился на богатой молодой вдове, что, возможно, произошло из соображений пользы дела, так как, в соответствии с добрачным контрактом, практически все богатства оставались в руках Варвары. С 1900 года супруги стали жить под одной крышей, но их совместная жизнь не задалась и в 1905 году они оформляют раздельное проживание.

В 1912 году Варвара Петровна уехала в Париж. В 1915 году Кельхи официально развелись. А. Ф. Остался в России, пытался заново начать жизнь, второй раз женился. После 1917 года он работал рабочим на одном из своих заводов в Сибири, бедствовал. В двадцатые годы А. Ф. Кельх вернулся в Петербург, но не смог найти работу, нищенствовал, торговал на улице сигаретами. В. П. Отправляла ему деньги, звала уехать в Париж. В 1930 году А. Ф. Был арестован, был сослан в лагеря, дальнейшая его судьба неизвестна.

Суббота! Мы с женой открываем заветную дверь и входим в вестибюль. Всё ожидаемо и знакомо (виртуально) но всё равно празднично и красиво. По требованию охраны подошли к столику со списками и, предъявив паспорта, получили разрешение пройти в следующую дверь для ожидания времени экскурсии. Экскурсоводов было несколько. Восемь групп из 20 человек водили по особняку по 30 минут. Всего записано было 160 человек. Теперь историю о мытарствах я прекращаю и начну рассказывать о самом особняке.

Поражает, прежде всего, отделка итальянским мрамором разных цветов - белого, розового, серого, коричневого. Затем взгляд приковывает прихотливый, характерный для модерна изгиб беломраморной лестницы. Стены вестибюля оформляют четыре живописных полотна конца XIX века с романтическими пейзажами. Между ними - лепной декор.

Не получилось резкой фотографии, а так хочется показать причудливое чудовище у основания лестницы...

В верней части пилястр изображение мужской головы. Считается, что это изображение братьев Александра и Николая Кельхов.

Часть входной двери и часть потолка вестибюля. Уже при входе поражает работа резчиков по дереву.

Потолок оформлен живописными арабесками, в его средней части - лепнина, ее главный элемент - лавровый венок, обрамляющий живописное полотно.

За поворотом поднимаемся на верхнюю площадку. Второй этаж. В левой части снимка видно аркаду. Арки опираются на пилястры и колонны из мрамора.

В нишах расположены мраморные копии скульптур А. Кановы - "Пробуждение" и "Венера Италийская".

Третья ниша тоже предназначалась для скульптуры, но потом в ней установили зеркало. По сторонам зеркала бронзовые канделябры с фигуркой крылатой Ники стоящей на шаре.

Потолок со световым фонарем украшен полихромным витражом. Под потолком помещены десять живописных полотен. Огромная люстра золоченой бронзы довершает необычайно пышное оформление парадной лестницы.

Переходим в Малую гостинную.

В Малой гостиной сохранилась скульптура, живопись, карнизы красного дерева с золочеными деталями, паркет, подоконники белого мрамора. Выход на уцелевший эркер оформлен по сторонам скульптурой - кариатидами египетского облика с лепными факелами над ними. Над проемом, ведущим в эркер - десюдепорт с изображением жертвенника с головой ягненка на нем, опрокинутой корзиной роз, голубей. Над дверью в Белый зал - изображение Амфитриты в окружении морских обитателей. Над дверью, ведущей на лестницу - изображение полуобнаженной женщины с павлином и ягненком. Слева от нее - бюст мужчины. Стены оформлены продольными лепными барельефами. Пространства между ними были закрыты штофными панно в виде букетов цветов.

Огромный живописный плафон занимает весь потолок, рамой для него служит позолоченный карниз гостиной.

Первый и третий этаж занимали жилые помещения. Интерьеры отличало свойственное модерну разнообразие используемых материалов, тщательность их обработки, единство оформления каждого помещения.

Верхний кабинет.

Интерьер выполнен в стиле барокко, отделка из орехового дерева. В оформлении дверей и центрального окна использованы колонны коринфского ордера. Монументальный камин сделан из лабродорита по образцу камина, находящегося в одном из залов Ратуши в Брюгге, выполненный в XVI в. Ланселотом Блонделем. В первом ярусе обрамления камина использованы колонны, на которых находится второй ярус антаблемента и сложная многофигурная композиция третьего яруса. В центре композиции ниша, в глубине которой изображение ворот, перед которыми стоит рыцарь, держащий в руке поднятый меч. По сторонам ниши пилоны с изображением гениев в венках, с двух сторон центральной части - консоли, на которых размещены женские фигурки в средневековых одеждах. В центре навершия - щит с буквами «КА» - Александр Кельх. Освещено помещение двумя люстрами из шпиатра. Стены украшали гобелены.

В декоре потолка наряду с резными композициями из дерева в виде цветов, листьев, гирлянд в крестообразных филенках потолка помещены изображения грабель, молота, косы, лопаты, мастерка, композиции со щитом, перегороженным косой перевязью на две части, в правой части помещена шестиконечная звезда.

Дверь в столовую.

Дверь в бильярдную.

Рядом с Верхним кабинетом располагалась бильярдная, решенная в форме ренессанса. Для оформления использован дуб. Камин выполнен в виде арки из белого мрамора. По сторонам камина расположены два угловых дивана, приподнятых на ступень. Обивка выполнена из тисненой кожи. Из предметов мебели сохранился шкаф-подставка для киев. В филенках потолка помещены панно с арабесковой росписью. Сохранилась люстра темного металла.

Помещение не готовилось для экскурсии и было закрыто. Удалось сфотографировать только потолок.

Белый зал занимает среднюю часть корпуса с окнами на юг (ул. Чайковского). Белый мрамор использован для облицовки нижней части стен, обрамлений дверей и для стенных пилястр ионического ордера. Интерьер решен в стиле «второго рококо». Стены украшены лепными композициями в виде букетов цветов, листьев аканта, букетов с включением музыкальных инструментов, лука со стрелами. В полуциркульных композициях под потолком помещены скульптуры играющих путти. Между окнами помещены огромные зеркала. Беломраморные обрамления дверных проемов дополнены вставками из розового мрамора. Над дверьми скульптурные композиции с крылатыми грифонами и живописные десюдепорты с цветами. Паркет из разных пород дерева выполнен в виде ковра с букетами по углам и сетчатым декором по остальному полю. Освещается зал люстрой из золоченой бронзы, изготовленной на Санкт-Петербургской фабрике Штанге Лука в 1848 г.

Камин из светло-серого итальянского мрамора, с авторской подписью «M. Dillon, 1899». Камин состоит из трех частей: собственно камина, надкаминной полки со скульптурной группой и надкаминного панно с многофигурным барельефом. Топка камина выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе в виде скрученных листьев аканта закреплена раковина из полированной латуни. Нижний ярус камина оформлен волютами. На каминной полке - скульптура «Пробуждение весны». Рельеф надкаминного панно состоит из взлетающей вверх женской фигуры в развевающемся одеянии, играющей на лютне, увитой розами.

Ну и теперь самое интересное помещение. Готическая столовая.

Столовая выдержана в формах готики. Стенные панели, потолок, мебель , обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева. В окна, разделенных переплетами на узкие вытянутые части, помещены витражи. Потолок представляет собой композицию из пяти килевидных арок. Распор свода сдерживается горизонтальными аркбутанами, опирающимися на консоли восточной и западной стен. Консоли декорированы гирьками и фигурами химер, в основании консолей изображения пляшущих человечков. Стены украшены фризом, где помещены щиты с гербами.

В столовой находится огромный камин. Топка облицована желтым отделочным кирпичом. Обрамление трехъярусное резное, первый ярус оформлен колоннами, средний представляет собой сложный антаблемент с геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев под рыцарской маской. Щит поддерживают олень и конь. По сторонам средней части две консоли, оформленные резными гирьками, на которых установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах под резными балдахинами. Верхний шатровый ярус оформлен резьбой, в виде стилизованного орла.

На антресолях был установлен концертный орган.

Хорошо видны ниши для расположения клавиатуры ног и двух мануальных.

С северной стороны расположена винтовая лестница, ведущая на антресоли.

Освещается зал двумя люстрами, выполненными в виде ажурных ободов из сплава шпиатра, и небольшим светильником из того же материала, расположенным в эркере. Восемь витражей выполнены в 1898 г. в мастерской Эрнста Тоде в Риге.

Ну вот и всё, что удалось мне увидеть при этой экскурсии. Еще хочу добавить, что работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

Это вид из окна. Во двор, пока, не удалось попасть.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но так ничего на нём и не строит. На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко. В 1896 году Варвара Петровна Кельх – наследница зажиточных сибирских золотопромышленников, выкупает этот дом. Она приглашает архитекторов В. И. Шене и В. И. Чагина для создания нового проекта усадьбы: старый особняк снесли и за пару лет на руинах возвели дом в духе французского ренессанса.

Варвара Кельх была не вполне довольна результатом и обратилась к архитектору Карлу Шмидту. И к 1903 году во внутреннем дворике особняка он построил готический флигель. В итоге особняк Кельха приобрёл весьма оригинальный вид и стал образцом поздней эклектики.

Если заглянуть внутрь, то можно обнаружить интерьер с более сложной структурой, сочетающей в себе различные стили. Готику и ренессанс здесь разбавляет изящный стиль рококо. Достоянием семьи Кельх была коллекция Фаберже: драгоценности, столовые приборы и, конечно, знаменитые на весь мир пасхальные яйца. Во времена империи пасхальную коллекцию Фаберже могли позволить себе только Александр Кельх и нефтяной магнат Людвиг Нобель.

В 1905 году супруги Кельх расстались, и их великолепный особняк был продан. После революции в нём разместилась Школа экранного искусства. На тот момент в мире ещё не было ни одного учебного заведения, которое специализировалось бы на обучении искусству кинематографа. Создатель кинокартины «Чапаев» С. Д. Васильев – самый знаменитый выпускник этой школы. В последующие годы особняк Кельха был домом престарелых, местом собраний РК КПСС Дзержинского района и отделением ЮНЕСКО. Здесь заседал первый мэр Санкт-Петербурга – Анатолий Собчак.

Во время Великой отечественной войны часть здания была разрушена фугасной бомбой. Здание удалось восстановить, но некоторые элементы архитектуры и детали интерьера бесследно канули в лету.

В конце 90-х особняк стал Домом юриста – его передали СПБГУ под юридический факультет. Четыре года назад дом закрыли на реставрацию, а с 2011 года передали в ведение Министерства Юстиций. В своё время на цокольном этаже особняка даже открыли ресторан, в том числе ради возможности собрать нужную сумму для реставрации, которая до сих пор не закончена. Особняк Кельха по-прежнему реставрируют, но некоторые помещения уже открыты для проведения различных мероприятий.

Это уникальное сооружение на улице Чайковского – достояние петербургской культуры. Вы не встретите здесь сумасшедшего скопления туристов, это один из немногих домов с богатой историей, который остаётся в тени и ловит изумленные взгляды случайных прохожих.

Петербургские адреса: архитектурно-историческое наследие Санкт-Петербурга

Старинный особняк А.Ф. Кельха http://deluxedecor.ru/blog/osobnjak_kelkha_gotika_renessans_barokko.html#prettyPhoto

Старинный особняк барона А.Ф.Кельха
Относящийся к периоду архитектуры поздней эклектики, он сочетает в себе несколько стилей.
Это готика, модерн, барокко, рокко и, конечно же, стиль Ренессанса

Замок располагается на улице Чайковского, дом 28
в той части городского центра, где сконцентрировано много особняков,
построенных для аристократических и деловых кругов петербургской элиты.

Это фасады, радующие глаз изысканной отделкой, имеющей локальные признаки - флорентийского возрождения или французского рококо, - что оживило и обогатило облик Петербурга

В середине XIX века по проекту архитектора А.К. Кольмана здесь был построен особняк для И.Е. Кондоянаки. Его главный фасад был выполнен в формах необарокко. В конце XIX века это здание было перестроено под руководством архитекторов В.И. Шене и В.И. Чагина, и приобрело существующий вид. Нарядный двухэтажный фасад особняка, выходящий на улицу Чайковского, оформлен в традициях французского ренессанса.

Он облицован розовым и светло-желтым песчаником. Фасад акцентирован аттиком, увенчанным высоким шатром. Трехэтажные дворовые фасады выполнены уже в стиле неоготики. Служебный флигель замыкает перспективу внутреннего двора. В нем находится готический павильон, украшенный скульптурой. Строительство нового здания велось также при участии архитектора К.К. Шмидта, и было полностью закончено в 1903 году. Особняк А.Ф. Кельха является выдающимся памятником архитектуры поздней эклектики.

дворовый фасад

павильон во дворе особняка

Украшение дворового фасада особняка А. Ф. Кельха

служебный (конюшенный) флигель

Внутренние интерьеры особняка А.Ф. Кельха выполнены с особой сложностью и детальной проработкой. Здесь можно увидеть приемы различных исторических стилей: парадная лестница с аркадами решена в формах эпохи Возрождения, нарядная гостиная выполнена в стиле рококо, столовая с витражами представляет собой готическую композицию с великолепно выполненными деталями.
При оформлении интерьеров активно применялись лепнина, скульптура, резьба и т.п.

Владелец дома Александр Кельх был золотопромышленником и одним из богатейших людей в России.

готическая столовая. фото 1900-х гг

парадная лестница


плафон парадной летницы

Для украшения интерьеров своего особняка он приобретал множество изумительных декоративно-прикладных изделий.
Так, например, заказывать дорогие пасхальные яйца в мастерской Фаберже в России,
кроме царя, имели возможность только А.Ф. Кельх и нефтяной магнат Нобель.

дворец "Сан-Суси"

Особняк А.Ф. Кельха.
Лепнина, скульптура, резной декор, алфрейная живопись, витражи, камины.
Готика, Ренессанс, Барокко


верхнее фото слева: Белый зал
верхнее фото справа: готическая столовая
нижнее фото слева: Плафон парадной лестницы
нижнее фото справа: Белый зал, мраморный камин

Карл Фаберже лично отбирал для супруги Александра Кельха крупные и редкие драгоценные изделия. В доме на улице Чайковского было множество изделий того же Фаберже, и других дорогих и изысканных предметов. ист.http://deluxedecor.ru/blog/osobnjak_kelkha_gotika_renessans_barokko.html#

Весьма примечательна судьба самого Кельха.
Дело в том, что после революции он не уехал из России, а остался в Сибири, и работал на своем заводе простым рабочим. В двадцатые годы он возвратился в Петербург, но не смог найти работу, нищенствовал, торговал на улице сигаретами. В итоге, в 1930 году его арестовали и отправили в сталинские лагеря.

В наши дни многие драгоценные вещи из коллекции Кельха продаются на международных аукционах.

Во время блокады Ленинграда особняк А.Ф. Кельха сильно пострадал. Но в 1944 - 1945 годах его восстановили.
В 90-е годы здесь располагался Петербургский центр ЮНЕСКО.
В настоящее время в помещениях бывшего особняка золотопромышленника А.Ф. Кельха размещается Уставной суд Санкт-Петербурга.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх