Православное сооружение на Караульной горе — часовня Параскевы Пятницы в Красноярске. История строительства часовни параскевы пятницы Сообщение о часовне параскевы пятницы

Основные этапы строительной истории памятника таковы. По некоторым сведениям в начале XVIII века (после 1703 года) в память о погибших при штурмах Красноярска в 1667 и 1679 годах на холме Кум-Тигей (Караульной сопке) на месте бывшей сторожевой вышки горожанами был воздвигнут деревянный крест с высеченными на нем памятными датами основания города и всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога с 1628 по 1705 год.

Дважды в год, в мае и сентябре, в дни чудесного спасения Красноярска жители устраивали на сопку крестные ходы и служили здесь молебен. В конце мая 1767 года в красноярское духовное правление от сибирского дворянина Матвея Тимофеевича Толщина поступило обращение «о построении на отстоящей от Красноярска в одной версте называемой горе сопке вместо обветшалой часовни вновь деревянной церкви во имя Воздвижения честнаго креста». (1)

Упоминание в этом обращении о ветхой часовне позволяет высказать предположение, что эта мемориальная церковная постройка существовала на холме Кум-Тигей уже длительное время. Обращение дворянина Толщина долго оставалось без рассмотрения тобольскими духовными властями. Вследствие этого Толщин повторно обращался в красноярское духовное правление, в котором писал: «естли тоей церкви строить не повелено будет, отдать приготовленной лес на строение церковное…». Одновременно он просил «приказать хотя таким же образом как прежде было крышку над крестом возобновить» у стоявшей здесь часовни.(2)

Из указа тобольской духовной консистории, датированного 17 июля 1768 года, следует, что разрешение ни на строительство деревянной Крестовоздвиженской церкви ни на ремонт часовни получено не было. Из текста обращения Толщина можно сделать заключение, что красноярская часовня первоначально относилась к широко распространенному типу крестов-часовен с предельно простыми формами и конструкциями. Для предохранения памятного креста от осадков над ним была устроена двух- или четырехскатная крыша, опиравшаяся по краям на столбы, врытые в землю.

В 1769 году жители Красноярска, проявляя настойчивость, вознамерились не просто осуществить ремонт существующей ветхой часовни, но возвести взамен нее новую также деревянную часовню. Однако на их обращение о дозволении соорудить на городской сопке часовню с крестом тобольская духовная консистория вновь ответила решительным отказом. В указе консистории, направленном в красноярское духовное правление, было повелено: « на оной горе, сопке, часовню не строить, и крестного хождения туда не иметь, а иметь оное хождение от соборной Преображенской церкви, впервые — августа 30 как в протчих местах бысть на реку хождение для водосвящения; во-вторых, — октября 30 от оной же соборной Преображенской к приходской Покровской церкви. А впредь о построении на оной горе, сопке, часовни прозбами не утруждать, и Красноярскому духовному правлению чинить посему Ея Императорскаго Величества указу».(3)

Причины таких ответов тобольской консистории были обусловлены особым отношением в этот период времени светских и духовных властей к деятельности приходских общин. Известно, что XVIII век был отмечен последовательной правительственной политикой по ограничению церковного строительства, особенно в отношении часовен. Этот период ограничительных мер вошел в отечественную историю под названием «часовенного разбора». Именным указом Петра 1 от 25 ноября 1707 года в целях уменьшения финансовых и трудовых затрат населения и сохранения материальных ресурсов возведение часовен было повсеместно запрещено. В марте 1722 года Синодом было принято еще более радикальное решение «о разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых».

Одним из ревностных сторонников этой правительственной политики был тобольский митрополит Антоний Стаховский, который уже в январе 1723 года сообщал в Синод о разборке всех существовавших в Сибири старых часовен. Последующее время вновь было отмечено энергичным стремлением духовных владык полностью исключить из церковной жизни практику часовенного строительства. В июне 1734 года последовало определение Синода: старые часовни оставить в «прежнем состоянии», а новых не строить. Запрет касался также восстановления ветхих или сгоревших часовен. Несмотря на существовавшие запреты в 1772 году Матвей Трофимович Толщин вновь обратился к тобольскому митрополиту Варлааму за разрешением обновить существовавший на сопке крест и обнести его оградой. В своем обращении Толщин писал: «в память всех тех бедственных произшествий по принесении Всевышнему Богу благодарственного молебствия на той горе поставили крест Христа Спасителя, и в каждый год по два раза в самыя дни избавления, то есть после святыя Пасхи в девятую неделю и сентября 14 числа в день воздвижения честного креста господня по церковному чиноположению имели крестное хождение. А ныне тот поставленный на горе крест пришел во обветшание...». (4)

И в этот раз тобольский духовный владыка, следуя инструкции Синода о жесткой регламентации крестных ходов, поклонения крестам и местным святыням, ответил отказом. Во время одного из сильнейших наводнений, разрушивших мост через Качу, и затруднивших сообщение посада с холмом Кум-Тигей, памятный крест из часовни был перенесен в кладбищенскую Всехсвятскую церковь, где, по сообщению городских властей сгорел вместе с церковью в 1797 году. (5) В последующий период времени из-за отсутствия памятного креста на холм Кум-Тигей даже были прекращены крестные хождения. Из письма красноярского городского главы Ивана Новикова, датированного 31 марта 1806 года, в адрес сибирского митрополита Антония следует, что в конце февраля этого же года красноярским городским обществом было постановлено «о возобновлении древняго благочестивого обыкновения за речькою Качею на месте достойном и незабвенном памяти, при начале бывшей на нем стражи…соорудить святый крест с подобающим изображением распятого на нем с надлежащим ограждением и крышею…». (6)

Указ из тобольской духовной консистории о разрешении этой постройки в Красноярске был получен шестого мая 1806 года. (7) Вероятнее всего строительство креста-часовни было завершено летом 1806 года. Архитектурный облик этого сооружения запечатлен на известной акварели ссыльного француза Алибера, выполненной в 1842 году. (8). Судя по изображению, крест-часовня была возобновлена в формах, очень близких первоначально существовавшей часовне. Над памятным крестом, установленным в середине ступенчатой деревянной площадки, была возведена четырехскатная крыша, опиравшаяся на четыре столба. Вершину крыши венчал невысокий металлический крест. К началу 1850-х годов крест-часовня значительно обветшала. Красноярский городской голова Токарев в феврале 1852 года отмечал в своем выступлении в городской думе: «Эта примечательная, сколько в религиозном, столько же и в историческом отношении, деревянная часовня, при всевозможном поддержании поправками, в настоящее время приходит в совершенную ветхость» (9) По этой причине по инициативе ряда состоятельных горожан было принято решение «на месте теперешней деревянной ветхой часовни соорудить новую каменную по составленным на сей предмет плану и фасаду…». (10)

Этот проект неустановленного архитектора был передан городским главой Токаревым в городскую думу для рассмотрения и последующей отсылки в Енисейскую губернскую строительную комиссию. В ходе рассмотрения этого проекта строительная комиссия нашла его полностью «неблаговидным памятнику события». По мнению членов комиссии «проект составлен без окон и дверей с одними пролетами, в виде беседки, через кои можно проходить во всякое время, что также в религиозном отношении неприлично». (11) Даже столь скупое в заключении строительной комиссии описание архитектуры предполагаемой к постройке каменной часовни-беседки позволяет высказать предположение, что новая часовня должна была в общих чертах повторить свою деревянную предшественницу.

В итоге комиссией был вынесен вердикт: «проект для предполагающейся постройки переделать, дав фасаду более благовидности и цель, соответствующую своему назначению» (12) Из дел Енисейской Строительной комиссии следует, что новый проект каменной часовни был составлен енисейским губернским архитектором Яковом Ивановичем Алфеевым и «найден во всех частях соответствующим правилам строительного искусства в отношении правильности и устойчивости здания». (13) Предписанием от 28 февраля 1852 года этот проект был направлен строительной комиссией в городскую думу (14) В начале марта 1852 года городским головой Токаревым проект был представлен енисейскому губернатору на утверждение. 14 марта 1852 года утвержденный енисейским губернатором В.К.Падалкой проект часовни был направлен в Томскую духовную консисторию для рассмотрения и получения разрешения на возведение постройки.

В соответствии с действующим порядком томская консистория учинила «следствие» о состоянии существовавшей в Красноярске деревянной часовне. В рапорте священника Александра Иноземцева, датированном 23 мая 1852 года, содержится описание обследованной часовни. «Помянутая часовня… ныне состоит лишь из четырех столбов, покрытых крышею с железным на оном крестом и деревянным помостом. Вместо боковых стен под крышею стояли иконы большого размера с изображением Святителей, а в средине между оными водружен был образный животворящий крест с изображением Распятого», - сообщал Иноземцев. (15) По определению Томской духовной консистории от двадцать четвертого июня, утвержденному томским епископом Афонасием второго июля 1852 года, было «разрешено построить новую каменную часовню на месте ветхой в Красноярске за речкою Качею по проекту, утвержденному Енисейской строительной комиссией». В своем ответном послании енисейскому губернатору томский епископ Афонасий писал: «…прошу Вас…о командировании кого следует для наблюдения за постройкою означенной часовни учинить зависящее от Вашей стороны распоряжение…».

Согласно ряду статей Строительного устава для надзора над правильностью церковных построек закреплялся знающий архитектуру чиновник. В этой связи «наблюдение за правильным и прочным производством работ по постройке часовни» первоначально было поручено прапорщику строительного отряда Лапину. (16) Из переписки Енисейской губернской строительной комиссии и Красноярского духовного правления следует, что в апреле 1853 года вместо прапорщика Лапина надзор за строительством часовни на Караульной горе был поручен губернскому архитектору А.В.Илышеву. (17) Строительство новой каменной часовни на холме «Кум-Тигей было завершено в 1855 году. Проект архитектора Алфеева Я.И. не сохранился, поэтому первоначальный архитектурный замысел постройки не известен.

Представляется, что архитектура часовни была обусловлена особенностями проектирования культовых зданий в России в 40-50-х годах Х1Х века. Главнейшей из этих особенностей являлось обязательное следование проектам «православных церквей», собранным в альбоме, который был издан крупнейшим российским архитектором Константином Андреевичем Тоном в 1838 году. Распоряжение об этом было официально распространено в 1841 году. По императорскому повелению при составлении проектов православных церквей требовалось, что бы «преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского Зодчества». Следуя «национальному вкусу» в столице Енисейской губернии в 1840-1850-х годах по проекту К.А.Тона разворачивается сооружение грандиозного для масштабов местного зодчества Богородице-Рождественского собора с ведущей в его архитектуре темой величественного шатра.

Именно влияниям шатровых форм завершений храмового объема и колокольни строящегося в Красноярске нового кафедрального собора следует объяснять формы рассматриваемого памятника. Из-за отсутствия документальных источников сегодня невозможно сделать однозначный вывод о том насколько точно был реализован проект архитектора Алфеева Я.И., и какие изменения происходили в первоначальном архитектурном облике красноярской часовни во второй половине Х1Х века. Из наиболее ранних известных нам графических изображений часовни является ее фотоснимок, сделанный А.Поповым в 1887 году в период научных наблюдений за полным солнечным затмением (Рис.1). Несмотря на неполное изображение часовни, снимок дает возможность составить некоторое представление о ее отдельных деталях. Завершавший в это время часовню довольно высокий восьмигранный шатер, основание которого было прикрыто килевидными кокошниками (по одному над каждой гранью объема) визуально был разбит на два яруса профилированным карнизом. Металлическое покрытие шатра различалось по ярусам. В верхнем ярусе оно было гладким, а в нижнем ярусе примерно на две трети его высоты оформлено метрическим рядом вертикальных полос, объединенных вверху декоративным пояском, своим рисунком напоминающим мотив «бегунца». Ребра шатра на всю его высоту были профилированы. В верхней части шатра на его гранях (по странам света) располагались небольшие оконца-«слухи».

Наши знания об архитектурном облике часовни в 80-х годах Х1Х в. дополняет изображение памятника на рисунке В.И.Сурикова «Вид Красноярска» (Рис. 2), выполненном в 1887 году. Судя по этому рисунку, видимые оконные проемы часовни имели большую высоту (от арочных перемычек до пояса горизонтально уложенных прямоугольных филенок). Предположительно такую высоту могли иметь все оконные проемы часовни. В 1908 году властями Красноярска было принято решение о ремонте здания часовни. Согласно смете, составленной в сентябре этого года городским архитектором Дриженко С.Г., предусматривалась частичная замена металлической кровли шатра, исправление сливов между кокошниками. Поверхность шатра предполагалось выкрасить в зеленый цвет краской «медянкой».

Внутренние и наружные поверхности стен часовни белились, пол в часовне должен был стать бетонным. (18) Упоминание в смете краски «медянки» позволяет высказать предположение, что после ремонта шатер часовни и покрытия кокошников получили зеленый цвет, как известно весьма характерный для колористического решения большинства церковных построек Енисейской губернии этого и более раннего времени. Нельзя исключить, что и до ремонта 1908 года цвет шатра был также зеленым. Судя по фотоснимкам, выполненным в начале 1910-х годов, в этот период времени большая часть граней объема часовни была прорезана оконными проемами с арочными перемычками, из-за своего небольшого размера приобретшими «бойничный» характер.

Восточная грань часовни имела высокую арочную нишу, а на южной грани часовни располагался арочный дверной проем с металлическими распашными полотнами. В окнах-«бойницах» отсутствовали рамы и традиционные для церковных построек металлические решетки. Возможной причиной частичной закладки оконных проемов была необходимость ограничения доступа внутрь здания и попадания в него осадков. Вопрос о времени происхождения «бойничного» характера проемов не представляется окончательно решенным. Предположительно высокие оконные проемы часовни могли быть частично заложены кирпичом во время ремонта 1908года. В упомянутой выше смете на ремонт часовни за 1908 год указаны довольно значительные по объему работы по кирпичной кладке.

Шатер часовни по-прежнему сохранял свой вид, изображенный на фотоснимке 1887 года. Тело шатра завершалось небольшой луковичной главкой с металлическим крестом, установленной на восьмигранную шею. Судя по фотоснимкам, главка и ее шея имели одинаковый с шатром характер металлического покрытия. Судя по имеющемуся в нашем распоряжении фотоснимку, относящемуся вероятнее всего к рубежу 20-30-х годов (на часовне виден крест), при сохранении числа проемов в их характере произошли изменения. Бывший «бойничный» проем на северо-восточной грани часовни был расширен книзу до уровня пояса горизонтально уложенных прямоугольных филенок.

В таком виде здание часовни просуществовало до середины 30-х годов, когда в силу известных исторических причин ее крест был сломан, а само здание оказалось заброшенным (Рис. 6). К числу последующих причин, повлекших существенное изменение архитектурного облика часовни, следует отнести ее ремонт, проведенный по некоторым сведениям после пожара, случившегося в 1943 году.(19) Как видно на фотоснимках начала 1960-х годов, наиболее сильному изменению подверглась форма шатра. После ремонта при сохранении ярусности тела шатра его металлическое покрытие лишилось декоративных элементов. Изменилась форма венчающей главки и пропорции ее шеи. Часовню увенчал новый по форме крест.

Появление нового креста над часовней видимо следует объяснять кратким периодом потепления в отношениях советского государства и церкви в период Великой отечественной войны. Бывший «бойничный» проем на северо-восточной грани часовни был значительно расширен книзу (Рис. 7). Еще один фотоснимок часовни, легший в основу изданной в 1960-х годах почтовой открытки, почти повторяет вид здания, запечатленный на указанных выше фотоснимках 1960-х годов. Главным отличием этих фотоснимков является отсутствие на часовне креста. Вероятнее всего в какой-то момент крест был убран по идеологическим причинам (Рис. 8).

В начале 1970-х годов по проекту архитектора Брусянина А.С. был осуществлен капитальный ремонт здания часовни с фрагментарной реставрацией (воссозданием) формы и декоративной отделки шатра и его завершения. В ходе проведенного ремонта три оконных проема часовни, по примеру существовавшего на северо-восточной грани проема, были расширены книзу до уровня пояса горизонтально уложенных прямоугольных филенок. В окна были вставлены металлические решетки кубоватого рисунка. На южной грани часовни был сохранен прежний дверной проем. Два новых дверных проема, переделанных из прежних «бойничных» проемов, появились на западной и северной грани часовни.

Все дверные проемы получили металлические створки и крыльца с лестничными маршами. На восточной грани часовни проектом была сохранена ниша. Новая венчающая шатер главка часовни получила металлическое мелкочешуйчатое покрытие и тонкий невысокий шпиль на небольшом яблоке, совершенно не вяжущиеся с художественно-стилевыми качествами памятника (Рис. 9). Оценивая результаты проведенного в начале 1970-х годов капитального ремонта здания часовни, следует заключить, что этот ремонт был осуществлен без каких-либо специальных научных исследований и не предполагал возвращение часовне ее первоначального архитектурного облика. Изменение характера проемов часовни привело к существенному искажению исторически присущего ей архитектурного облика, даже при наличии нового шатра, довольно близко копирующего прежние формы.

В таком далеком от первоначального виде здание часовни в 1986 году было поставлено на государственную охрану, а все позднейшие изменения первоначального архитектурного облика постройки приобрели статус элементов охраняемого памятника. В середине 1990-х годов, после возвращения памятника Русской православной церкви в результате несанкционированного государственными органами охраны памятников очередного ремонта и приспособления под сакральные функции, здание часовни вновь получило искаженный архитектурный облик. Пожалуй, самым существенным новшеством, абсолютно не соответствующим первоначальному виду стала форма крупной с позолоченным покрытием главы часовни и ее креста. Покрытие шатра часовни вновь, как после пожара 1943 года приобрело гладкий лишенный декоративной отделки характер. Частично восстановленная «бойничная» форма оконных проемов, прикрытых высокими кубоватыми решетками, неоправданно контрастирует с сохраненными дверными проемами на западной и северной грани часовни. Таким образом, мы проследили основные этапы изменения известного нам по графическим изображениям и фотоснимкам Х1Х-ХХ в. архитектурного облика часовни.

Очевидно, что современный вид часовни, сформировавшийся в 70-х и дополненный в 90-х годах ХХ века, значительно отличается от облика часовни, привычного для жителей Красноярска второй половины Х1Х - начала ХХ в., и требует проведения комплекса реставрационных мероприятий. В качестве рекомендаций можно предложить следующее. Шатер часовни (его форма и декоративная отделка), а также главка шатра с крестом могут быть восстановлены по выявленным фотографическим материалам по состоянию на 1910-е годы. Взамен существующих сегодня западного и северного дверных проемов должны быть восстановлены оконные проемы. Существующие при этих входах крыльца необходимо разобрать. Остальные оконные проемы могут быть выполнены в двух вариантах. По первому варианту (по состоянию на 1880-е годы) оконные проемы должны быть раскрыты на всю их высоту.

Однако в этом варианте, учитывая необходимость современного сакрального использования памятника, возникает проблема изготовления и установки оконных заполнений, данных о которых в ходе историко-архивных изысканий не выявлено. В этой связи представляется возможным привлечение аналогов. По второму варианту (по состоянию на 1910-е годы) оконные проемы могут быть выполнены с восстановлением их «бойничного» характера, наблюдаемого на фотоснимках этого времени. При этом, также как в первом варианте возникает проблема с изготовлением оконных заполнений, к тому же никогда не существовавших. Как и в первом варианте, вопрос о характере заполнений должен быть решен с привлечением аналогов.

Существующие сегодня металлические решетки, имеющие значительную высоту, и прикрывающие оконные проемы, могут быть или сохранены полностью (с целью безопасности), или выполнены только по размеру восстановленных «бойничных» оконных проемов. Кубоватый рисунок решеток может быть сохранен. Характер дверных металлических полотен на южном входном проеме может быть восстановлен по фотоснимку 1910-х годов. Выявленный по документам зеленый (медянка) цвет металлического покрытия шатра (по состоянию на 1910-е годы) может быть восстановлен с использованием современных красок. Предпочтительнее, на наш взгляд, выглядит вариант с сохранением существующего цвета покрытия шатра, «устоявшегося» как неотъемлемый элемент архитектурно-художественного образа часовни за длительный период времени.

П Р И М Е Ч А Н И Я

1.ГАКК,ф.592,оп.1,д.23,л.160;

2.Там же, л.160;

3.ТФ ГАТО, ф. 156, оп. 1,1772 г. д. 23, лл. 3-4;

4.ТФ ГАТО, ф. 156, оп. 1, д. 23, лл. 3-4;

5.ГАКК,ф.812,оп.1,д.143,л.3;

6.ГАКК,ф.812,оп.1,д.143,л.2;

7.Там же, л.6; Краткое описание приходов Енисейской епархии неверно называет датой строительства этой часовни 1805 год - Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск,1917,С.11;

8. ГИМ, ИЗО, сектор архитектурной графики, № 86892;

9. ГАКК,ф.173,оп.1,д.1251,лл.1-1об.;

10. ГАКК,ф.173,оп.1,д.1251,л.2.;

11.ГАТО, ф.170,оп.11,д.649,л.3об.; Царев В.И., Крушлинский В.И. Красноярск. История и развитие градостроительства. Красноярск,2001, С.162;

12. ГАКК,ф.173,оп.1,д.1251,л.4.;

13. Яков Иванович Алфеев с 1847 года занимал должность члена Енисейской губернской строительной комиссии, а с1850 года должность енисейского губернского архитектора. Он имел значительный опыт работы на строительных объектах Экспедиции кремлевского строения в Москве, благодаря которому в 1830 году получил звание архитектора и в последствие служил губернским архитектором в Оренбурге.;

14. ГАКК,ф.595,оп.19,д.5,л.2об.;

15.ГАКК ф.592,оп.1, д.1050,л.4об.; Город у Красного яра. Краснояр.книжн.изд-во.1986, С.263;

16. ГАКК,ф.595,оп.19,д.5,л.10;

17. ГАКК,ф.592,оп.1,д.1056,л.27об.;

18. ГАКК,ф.161,оп.2,д.2511;

19. Гринберг Ю.И. Паспорт на памятник истории и культуры. Архив Министерства культуры Красноярского края;

С П И С О К С О К Р А Щ Е Н И Й ГАКК- Государственный архив Красноярского края ТФ ГАТО - Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области ГАТО - Государственный архив Томской области

Часовня Параскевы (Пятницы) Великомученицы в Верее была построена между 1875 и 1900 годами. Небольшая кубическая кирпичная часовня, является местом хранения древней резной иконы XVI века - великомученицы Параскевы Пятницы.

Эта икона до революции была в Успенском храме, в селе Набережная слобода. После закрытия Успенского храма икона была передана в верейскую церковь Ильи Пророка. После того как восстановили часовню святой Параскевы икона была перенесена крестным ходом на новое место.

Святая Параскева Пятница родилась в III веке н. э. в Римской империи в городе Иконий (территория современной Турции). В то время правителем государства был Диоклетиан, который совершал гонения на тех, кто проповедует христианство. Родители девушки свято верили в Единую Троицу, живя по Закону Божьему. Они всегда держали пост, чтили среду и пятницу, вспоминая в эти дни страдания Иисуса Христа, понесшего мучения в качестве искупления человеческих грехов.

За страх перед Богом и непоколебимую веру в Него Всевышний даровал родителям дочь. Нарекли они ее Параскевой, что в переводе значит «Пятница», так как девочка родилась именно в этот день. К сожалению, праведные очень скоро отошли в мир иной, оставив юную девушку одну на грешной земле. Святая Параскева Пятница продолжала дело своих родителей, соблюдая заповеди Божии и оставаясь целомудренной. Уже тогда она выбрала для себя небесного Жениха - Иисуса Христа, помышляя только о том, чтобы оказаться рядом с ним.

Девушка была прекрасна и телом, и душой. К ней сватались многие богатые мужи, но она оставалась непреклонной. Родители Параскевы оставили дочери хорошее наследство. Полученные деньги великомученица Параскева Пятница тратила не на себя, а на одежду и еду для нищих. Все прелести жизни: дорогое облачение, украшения и развлечения - девушка считала временным и бренным. Вместо земных удовольствий Параскева молилась и проповедовала веру в Иисуса Христа.

Несмотря на то, что христиане тех времен подвергались страшным гонениям, Параскева продолжала проповедовать веру Христову. Многие юноши, увидев непорочную красоту святой, предлагали ей выйти замуж и поклониться идолу, дабы сохранить свою жизнь и не подвергнуться жестоким мучениям. Но великомученица Параскева Пятница всегда отвечала, что единый Бог – Иисус Христос и Он ее единственный Жених. Некоторые горожане благодаря святой обратились в веру, другие же упрекали ее за подобные проповеди.

Однажды Диоклетиан повелел своим подданным отправиться по городам Римской империи на поиски христиан, отвращающих остальных от идолопоклонничества. Эпарху Аэтию был дан указ посетить город Иконий и найти тайных верующих в единого Господа.

Народ встретил подданного государя с великими почестями. Горожане, не скрывая, рассказали, что есть одна девушка по имени Параскева, которая исповедует Иисуса Христа и не ходит в храм для поклонения идолам. Услышав это, Аэтий потребовал немедленно разыскать ее и представить пред судом. Воины быстро нашли девушку и отправили ее к эпарху. Аэтий, увидев прекрасную Параскеву, был очарован ее красотой. Святая не была печальна, а наоборот, светилась от радости. Аэтий пожелал узнать, не клевещут ли люди на прекрасную девушку. Параскева без страха и сомнений отвечала, что она есть истинная христианка и исповедница Господа. Аэтий предложил ей поклониться богам в храме идолов. За это он обещал ей сохранить жизнь. Подданный императора не скрывал, что Параскева очень ему понравилась, и он предложил святой выйти за него замуж.

Но дева была непреклонна. «Единственный Жених мой - Иисус», - отвечала она. Аэтий пригрозил Параскеве мучительными страданиями, которые палачи подготовили для нее. Но девушка не боялась этого, ведь она знала, что после всех пыток Господь примет ее к себе. Разъяренный Аэтий приказал палачам снять с нее одежды и избивать юное тело воловьими жилами. Параскева во время страшных мучений не проронила ни слова пощады, а лишь про себя славословила Господа. Аэтий, не в силах наблюдать за тем, как уничтожают красоту девушки, приказал палачам остановиться и еще раз повелел святой пойти поклониться идолам. Параскева, стиснув зубы, молчала. За это Аэтий оскорбил весь христианский род, после чего девушка плюнула ему в лицо. Для эпарха это было последней каплей. Вне себя от гнева он приказал палачам подвесить Параскеву вниз головой и терзать ее железными когтями.

Когда палач увидел, что девушка уже при смерти, он сообщил об этом Аэтию. Тот приказал бросить Параскеву в темницу, чтобы погибель земная была для нее более мучительной.

Израненная и без сил, Параскева Пятница лежала на полу тюремной камеры, будто мертвая. Но Господь, видя ее всеобъемлющую любовь к Святой Троице, направил к девушке Ангела. Тот явился к Параскеве с крестом, терновым венцом, копьем, тростью и губкой. Ангел утешил измученную девушку, растерев ее раны. Христос исцелил Параскеву – тело вновь стало здоровым, а ее лицо озарилось лучезарной красотой. Девушка сияла, будто ангел. Параскева в благодарность за исцеление начала славословить Господа.

Утром стража, появившись в тюремной камере Параскевы, обнаружила, что девушка совершенно здорова. Исполненная радостью, она пела молитвы и славословила Господа. Испугавшись, стражники ринулись к Аэтию и сообщили о небывалом чуде. Эпарх вызвал к себе Параскеву и сказал, что ее исцеление - заслуга идолов, которым поклоняются римляне. Аэтий, взяв девушку за руку, повел ее в один из храмов. Параскева, не сопротивляясь, вошла в капище. Обращаясь к небесам, она произнесла молитву к Господу, после чего случилось страшное землетрясение. Все статуи богов разрушились и превратились в прах. Многие, кто видел это, обратились в христианство. И лишь Аэтий расценил это как ритуал сильной магии, приказав подвесить святую к столбу и жечь ее бока светильниками.

Вновь обратилась Параскева ко Господу. По ее молитвам Всевышний отвратил жаркий огонь от девы, направив его на истязателей. Народ, видевший чудеса, которые совершались Господом через Параскеву, уверовал в Иисуса Христа, отвергнув язычество. Аэтий испугался, что он потеряет свою власть, которая и зиждилась на веровании в идолов. Поэтому он приказал отрубить Параскеве голову. Наконец Господь забирает душу измученной, хрупкой девушки в Царство Небесное, где ее ожидало вечное блаженство.

Покончив с многострадальной Параскевой, Аэтий как ни в чем не бывало решил отправиться на охоту. По дороге в лес его конь, встав на дыбы, сбросил правителя на землю. Тот умер на месте, отправив свою душу на вечную погибель в преисподнюю. После этого христиане, многие из которых уверовали в Господа благодаря Параскеве, забрали тело девы и смогли похоронить ее в домовой церкви. Мощи святой исцеляли душевные и физические болезни людей по ее молитвам перед Господом.


Параскева Пятница , на иконах изображается русоволосой девушкой с терновым венцом на голове. Она облачена в красный мафорий и синий покров. В левой руке великомученица держит свиток с текстом Символа веры, а в правой - крест, символизирующий веру во Христа и те страдания, которые понесла Параскева Пятница. Икона святой вплоть до XX века была почти в каждом крестьянском доме. Земледельцы особенно чтили ее образ, украшая его нарядными лентами, цветами или ризой. В день памяти великомученицы (10 ноября по новому стилю) крестьяне обязательно приходили на церковную службу и освящали плоды, которые хранились в доме до следующего года. Также в русских деревнях на праздник Параскевы Пятницы было принято освящать кусок льняной ткани, которой завешивали образ святой. Именно поэтому в православии можно встретить и другое имя великомученицы - Параскева Льняница. Крестьяне молились святой о сохранении скота, особенно коров.

Прежде всего, к ее помощи прибегают люди , занимающиеся сельским хозяйством и домашним бытом, а также те, у кого есть поголовье скота. Параскева Пятница, давшая обет девства, молится перед Господом за тех, кто ожидает достойного жениха. Те, кто долгое время не могут зачать ребенка, также могут обратиться к великомученице в надежде на чудо деторождения. Помогает наладить мир в семье также Параскева Пятница, о чем молятся все православные христиане. Святая исцеляет духовные и физические недуги верующих, особенно в случаях невыносимой боли, а также во время дьявольских искушений.

Как ни странно, в делах торговли также помогает Параскева Пятница, о чем молятся те, кто связан с этой деятельностью. Отсюда и пошла традиция организовывать ярмарки в пятничный день. Образ Параскевы нередко ставят при источниках и колодцах для того, чтобы вода обрела целительную силу. На Руси было также принято привязывать цветы к ее образу, а затем делать из них отвар, которым лечили не только физические, но и душевные болезни. Молитва Параскеве Пятнице обладала настолько великой силой, что ее текст люди прятали в кусочек ткани, которую прикладывали к больному месту и исцелялись.

На Руси люди почитали Параскеву Пятницу как заступницу девушек, желающих выйти замуж. Именно поэтому ей молились даже на Покров, прося помощи в делах любви. Параскева Пятница, о замужестве никогда не помышляющая и давшая обет девства, помогает целомудренным девушкам сделать достойный выбор в стремлении создать семью. Хранительница Пятницы Святая Параскева представлялась нашим предкам строгой женщиной, которая заповедовала им строго блюсти пост в среду и пятницу, а именно не заниматься домашними делами и не нести раздор в народ. Также она запрещала им употреблять в эти дни скоромную пищу. Святая приходила ко многим крестьянам в видениях, поэтому никто не сомневался, что это была сама великомученица. Именно поэтому в отдельных уголках нашей страны до сих пор сохранился обычай откладывать шитье, стирку белья и другие дела в день Параскевы Пятницы. Наши предки также рассказывали, что по селам Малороссии ходила святая великомученица, тело которой было исколото иголками из-за грехов женщин, не соблюдающих строгого поста в отведенные для нее дни. В честь Параскевы на Руси было установлено 12 пятничных дней, которые были приурочены к какому–либо великому празднику, например Благовещению, Пасхе, началу Великого Поста и т. д.


Часовня в Верее была закрыта в 1930-х годах , и использовалась в хозяйственных целях. Передана верующим в 1999 году и отремонтирована. Приписана к Рождественскому собору.

Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, Верея, Советская площадь. Координаты: 55.343899, 36.185462

Часовня Параскевы Пятницы является своеобразным олицетворением Красноярска.

Эта известная всей России часовня расположилась на самой красивой смотровой площадке Красноярска - Караульной горе, с который открывается прекрасный вид практически на весь город.

Саму гору неспроста назвали Караульной. Именно на этой горе когда - то давно первыми казаками была установлена башня для охраны города. Благодаря этому удавалось вовремя информировать жителей города о надвигающейся опасности.

В 1805 году на этом самом месте купец И. Л. Новиков выделил средства на строительство деревянной часовни. А причина такой щедрости в том, что Новикову удалось спастись из водоворота.

Существует ещё одна версия возникновения на горе деревянной часовни. Если верить ей, то часовня была воздвигнута жителями города как память о том, что их предкам удалось справиться с врагами. К сожалению, как обстояло дело на самом деле мы уже не узнаем.

Как все знают, дерево не долговечно, поэтому часовня довольно быстро обветшала. Старую часовню решили снести, а на её месте построить каменную.

В 1852—1855 годах на том месте, где стояла обветшалая деревянная часовня, построили новую каменную часовню, которая сохранилась до нашего времени. Спроектировали её Я. Алфеев и Я. Набалов. Средства на строительство выделил состоятельный красноярец Петр Кузнецов.

Много интересного повидала Часовня Параскевы Пятницы. На караульной горе рядом с часовней, рисовал свои знаменитые пейзажи , который родился в Красноярске и проживший в этом городе довольно долгое время.

Ну а в августе 1887 года со смотровой площадки рядом с часовней стал свидетелем солнечного затмения российский учёный, придумавший радио, Александр Попов. В память об этом знаменитом событии на часовне установлена мемориальная доска.

В 70 - х гг. XX века часовню отреставрировали, но до начала девяностых годов она была в заброшенном состоянии.

В 1996 году Часовню Параскевой Пятницы передали в пользование православной церкви. После этого события часовня была несколько видоизменёна. Изменилось как внешнее, так и внутренне оформление: стены расписали фресками, было проведено отопление.

Часовня Параскевой Пятницы изображена на купюре достоинством 10 рублей.

Часовня является объектом культурного наследия, архитектурным памятником и охраняется государством.

Как добраться

Часовня Параскевы Пятницы располагается на вершине Караульной горы, по ул. С. Разина, д. 51 Центрального района г. Красноярска (сквер Покровский). Добраться до объекта можно на автобусе (№ 32) до остановки «Герцена», затем пешком до Часовни.

Посмотрите какая чудесная панорама вечернего Красноярска открывается с часовни Параскевы Пятницы: .
Для обзора зажать левую клавишу мыши и тянуть. Для увеличения = левая клавиша + скролинг.

Фотографии внутри Часовни





Помните, когда-то были популярными плакаты, разделы в журналах и газетах, даже вкладыши от каких-то конфет, на которых было написано «знаете ли вы…», а затем следовал какой-то невероятно полезный факт? Так вот, знаете ли вы, что на купюре достоинством в 10 рублей изображен ? А если точнее, то на лицевой стороне можно увидеть Красноярскую ГЭС, а на обратной - Коммунальный мост и ту самую часовню Параскевы Пятницы, о которой я и хочу вам рассказать. И, да, если к нам заходят совсем уж юные читатели: была, БЫЛА «бумажная десятка»! Её до сих пор дают на сдачу, правда, очень редко.

У каждого города есть свои символы: где-то их больше, где-то меньше, в одних местах они уникальны, в других похожи на многие подобные в стране. Так вот, часовня Параскевы Пятницы - символ Красноярска. И хоть в каких-то городах тоже встречаются храмы и церкви как «лицо города», аналогичной данной часовенке я ещё нигде не видела.

Интересным мне кажется тот факт, что место для православной часовни выбрали на вершине Караульной горы, территории древнего капища некогда обитавших здесь татар. Также в простонародье гору называют сопкой, что на тюркском звучит как «кум-тэгей».

Немного истории

Помимо того, что этот пригорок имел религиозную значимость, он ещё был удобной стратегической точкой. Именно поэтому первой возведённой русскими поселенцами постройкой оказалась деревянная сторожевая вышка. Здесь несли караул енисейские казаки. Вы уже догадались, как «кум-тэгей» превратилось в «караульная гора»? Действительно, когда я в первый раз поднялась сюда, открылась отличная панорама Красноярска.

Первая деревянная часовня была построена на месте башни в начале XIX века. По одной из версий, ее общими силами отстроили красноярцы в честь избавления предков от врагов, некогда посягавших на территории столь богатого ресурсами края. По другой же, культовое сооружение воздвиг местный купец во имя Параскевы Пятницы после своего чудесного спасения из водоворота на речных порогах

Вообще Параскева Пятница - мифологизированный образ славян, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе обобщённого лика святой Параскевы. То есть не какой-то конкретной личности, насколько мне удалось понять, а всех мучениц с этим именем. На данный собирательный образ (Параскевы Пятницы) были перенесены некоторые признаки главного женского божества восточных славян - Мокоши. Мне кажется, что заинтересовавшимся темой читателям стоит копнуть поглубже, освежить или пополнить знания славянской мифологии: исследований и идей в Интернете тьма.

За полвека часовня обветшала, и на её месте на средства местного золотопромышленника возвели каменную, сохранившуюся до наших дней. В дореволюционном Красноярске самым крупным храмом был кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, так что экстерьер часовни во многом был предопределён этим собором.

Архитектура и внешний облик

Восьмигранную остроконечную форму украшают три дверных и четыре оконных проёма. Я раньше думала, что пилястры характерны для каких-то внушительных по размеру сооружений, но не тут-то было, они очень гармонично вписались по рёбрам этого миниатюрного сооружения.


Крыша выполнена в виде металлического шатра, увенчанного небольшой луковичной позолоченной главой, что напоминает нам о принадлежности часовни к определённой конфессии. Под шатром можно разглядеть кокошники - эдакие декоративные элементы, отсылающие нас к славянскому прошлому. Наличники окон повторяют очертания кокошников. Казалось бы, никакой хитрости и вычурности, мелких деталей и витиеватостей, но именно на то и был расчёт: издали часовня Параскевы Пятницы выглядит весьма гармонично, в ней угадываются древнерусские мотивы. Я читала, что подобное архитектурное решение было намеренным. Ещё бы, не каждый найдёт в себе силы и желание подобраться к зданию поближе, а полюбоваться издали могут многие.

Как добраться

Часовня имеет адрес: улица Степана Разина, 51.

Конечно, сюда удобнее всего доехать на личном автомобиле, так как остановка общественного транспорта поблизости всего одна: «Каховская». Да и маршрут, следующий через неё, тоже единственный (№ 32). Для наглядности на скриншоте я показала путь следования автобуса, так что из исторического центра города вы сможете добраться до часовни. Но и прождать транспорт придётся минут 10–15, а то и больше. Кстати, в Красноярске на некоторых остановках есть расписание, по которому можно определить примерное время прихода нужного маршрута. Почему примерное? Пробки, аварии и прочие форс-мажоры в большом городе часто вносят корректировки в графики следования общественного транспорта.

Я также слышала и истории, когда на ночь глядя люди решались прогуляться из центра Красноярска до обзорной площадки возле часовни. Не спорю, вид красивый и стоит того, чтобы прийти сюда полюбоваться панорамой сверкающего тысячами огней города. Но оправданно ли ради этого лезть по земляному склону вверх? Вот уж не думаю. Коли решитесь на пеший маршрут, воспользуйтесь дорогами или специально сделанными для белых людей тротуарами. Никаких расистских шуточек: после карабканья по склону вы рискуете быть перепачканными от слова «совсем».

Расстояние от центра города до часовни около 4.5 километров (за отправную точку я беру Театральную площадь), так что пешочком вы дойдёте примерно за 1–1.5 часа. Учтите, что топать в какой-то момент придётся в гору, а это, как правило, медленнее, чем прогулка по прямой.

Что посмотреть

Не только одной часовенкой может удивить нас сопка. Так что, коли оказались в Красноярске, я бы советовала вам съездить или сходить на Караульную гору дважды: в светлое время суток и после (во время заката). Сейчас объясню, почему.

Часовня Параскевы Пятницы

Конечно, время посещения самой часовни должно проходить в какие-то разумные часы, а именно с 08:00 до 18:00 ежедневно. Кстати, полное название этого религиозного сооружения звучит как часовня Святой Великомученицы Параскевы Пятницы.


Раньше, когда я бывала здесь ещё со школьной экскурсией, я заходила внутрь: помещение размером с кухоньку в крохотной однушке. Но, согласитесь, странно было бы ожидать с небольшого на вид здания каких-то потаённых измерений и пространств внутри? Впечатлений от интерьера и декора я сильных, насколько помню, не получила. Но вот осознание того, что это символ города, к тому же удостоившийся попасть на национальную валюту, подогревает чувство гордости за малую родину.

Пушка

Буквально в 50 метрах от часовни стоит гаубица, в простонародье окрещённая пушкой. Стреляет она каждый день ровно в 12 дня, так что по возможности я бы советовала для дневного посещения именно это время. Из выстрела устраивают целый ритуал, хоть и небольшого масштаба.


Помню, именно залп гаубицы впечатлил меня больше всего в наш первый визит на это место.

Обзорная площадка

А вот обзорку я предлагаю посещать именно по темноте: на улицах и вдоль мостов зажигаются фонари, город видно как на ладони. Панорама великолепна в это время суток! Да и сама часовня очень красиво подсвечивается. Замечали, как кардинально игра света и теней может преобразить даже самое лаконичное и строгое здание?


Как-то раз мне довелось застать то время, когда зажигаются фонари. Казалось бы, это происходит каждый день. Но, нет, одно дело, когда ты видишь процесс в рамках улицы, другое же, когда смотришь на тысячи домов и сотни улиц сверху. И этот вспыхивающий поток огней похож на накрывающую город волну.


Ну а что касается дневного света, на мой взгляд, не так красиво: в Красноярске нет ярких цветных крыш, как это бывает в европейских городах, нет и зелёных массивов среди домов. И если летом картину как-то дополняет эпизодически проглядывающая листва, то осенью, зимой и ранней весной всё тускло и серо. Ночной же вид прекрасен вне зависимости от сезона.

Поклонный крест

Также рядом с часовней есть памятник Поклонный крест. Современный крест был установлен ко дню города, если я не ошибаюсь, в 2012 году.

Предшественник, я читала, тоже был сделан из гранита и стоял здесь в начале XVIII века.

Место, где располагается часовня, считается одной из лучших обзорных площадок города. А знаете ли вы… что Суриков тоже родился в Красноярске? Так вот, он даже рисовал этюды с Караульной горы. Вообще, в городе есть музей Сурикова и даже улица Сурикова в историческом центре. Я вам советую посетить и то и другое: в музее будет интересно поклонникам живописи, улица богата красивыми зданиями.

А русский учёный изобретатель радио Попов (давайте не начинать этот вечный спор о том, кто на самом деле изобрёл радио) наблюдал отсюда солнечное затмение, о чём свидетельствует мемориальная доска на фасаде часовни.

Также на горе летом 1927 года было обнаружено захоронение XIII–XIV веков. Судя по богатству найдённых вещей, покоились здесь члены знатного княжеского рода.

Мне кажется, в каждом городе есть набор мест, где непременно надо оказаться по приезде, и в этом плане не исключение. Ну а не посмотреть символ, увековеченный на одной из самых когда-то ходовых купюр в стране, просто нельзя. Да-да, именно увековеченный: далеко не все бумажные десятки изъяты банком, я думаю, многие «осели» на руках не только у бонистов, но и у людей, не склонных к коллекционированию. Я настоятельно рекомендую вам потратить пару часов своего времени не на моллы и всевозможные развлечения, доступные во многих городах, а на что-то действительно культовое и уникальное.

Часовня Параскевы Пятницы в Красноярске .

До прихода русских на вершине горы за рекой Качей располагалось древнее языческое капище татар-качинцев. Ещё раньше, как уверяют историки, здесь были палеолитические объекты вроде кромлехов или дольменов. На местных наречиях эту возвышенность называли Кум-Тигей (в переводе с тюрк. - "песчаная вершина/сопка"), дошедшее до нас название – Караульная гора.

История часовни Красноярска начинается с первой постройки, возведенной русскими переселенцами на этой сопке, на месте современной часовни. В те времена здесь была сооружена деревянная сторожевая вышка. Она служила для дежуривших на ней казаков дозорным пунктом: с вершины горы отлично было видно приближающихся к границам города неприятелей.

Во второй половине XVII века Красноярск подвергался набегам со стороны джунгар, кыргызов, тубинцев. Город не раз оказывался на волосок от гибели, но выстоял. В самом начале 1700-х годов, наконец, стало ясно, что на берегах Енисея устанавливается мирная жизнь.

В память о погибших в сражениях местные жители стали два раза в год, в мае и сентябре, устраивать крестные ходы и служить молебен на вершине Караульной горы. На этом месте установили крест. Позднее над ним поставили крышу на четырех столбах. Это можно считать первым в истории города мемориальным памятником.

Согласно одной из версий, в 1805г. купец И. Л. Новиков на этом самом месте построил деревянную часовню в память о своём счастливом спасении на бурном речном пороге. Иная версия говорит о том, что деревянную часовню воздвигли красноярцы в честь освобождения предков от врагов.

В 1852-1855 гг. по проекту архитекторов Я. Алфеева и Я. Набалова на месте старой часовни была построена новая каменная, сохранившаяся и сейчас. Строительство осуществлялось на средства известного красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова.

Нынешняя часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе представляет собой небольшую восьмигранную кирпичную постройку в древнерусском стиле. В ней имеются три окна, прикрытых коваными решетками, и один ложный оконный проём. Обрамление проёмов повторяет форму кокошников, которыми оформлен переход от стен к шатру часовни.

Высота часовни - 15 метров, диаметр - 7 метров, высота стен - 7 метров, длина каждой грани - 2,4 метра. Караульная гора, на которой находится часовня, - одно из лучших мест Красноярска, откуда открывается панорама исторической части города и прилегающих к ней районов.

В 1973-1975 гг. часовня была отреставрирована. Автор проекта - архитектор Бруснянин. Печально, но факт: несмотря на то, что в 1980г. часовне Параскевы Пятницы в Красноярске присвоен статус памятника архитектуры местного значения и она входит в список памятников, рекомендованных на федеральную охрану, до начала 1990-х годов часовня была в плачевном, заброшенном состоянии. К счастью, справедливость и разум восторжествовали, и сейчас это действующий храм.

Часовня Параскевы Пятницы (в состоянии до переделки 1996 года) изображена на лицевой стороне 10-рублевой купюры образца 1997 года. На этой же банкноте имеется водяной знак в виде силуэта красноярской часовни.

Интересные факты

  • В августе 1887 года с площадки рядом с часовней наблюдал солнечное затмение известный русский ученый Александр Попов.
  • С этого места рисовал эскизы знаменитый художник В. И. Суриков.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх