Пересечение турецкой границы на автомобиле. Правила въезда в Турцию — важно знать

Наступила поздняя осень. В деревне Докша, что в Предуралье, с деревьев уже давно облетела листва, за ночь на лужах образуется тонкий ледок, а днем тает.

По времени уже должен лежать снег, но в этом году зима задержалась, и нам повезло – поедем на своей машине в Турцию без гололеда на дорогах. Можно было бы выехать и на месяц пораньше, но проблемы с долгосрочной визой () , и ограничение в полгода пребывания одного автомобиля в Турции, вносят свои коррективы в дату отъезда.
Позвонили в Сочи, узнать насчет парома – оказалось, что причал закрыт, и грузовой паром не ходит.http:// Другой паром Новороссийск – Самсун ходит два раза в неделю. Для нас он более интересен, так как исключается 560 км из общего маршрута, в том числе и противный серпантин Туапсе – Сочи. Но на этот паром в первую очередь ставят турецкие фуры, и нет, ни какой гарантии, что для нашей машины найдется место. Как всегда в деловой России: есть спрос на услугу, но нет предложения. Нет спроса – зато весь телефон занят СМСками про банковские дорогущие кредиты под 15-30%.
Мы едем на машине из-за нашей любимой собаки – немецкого дратхаара. Если бы на самолете разрешали собаку провозить в салоне, мы бы так и сделали. Но посадить любимицу в клетку и в багажный отсек самолета – такой стресс не для собаки и не для нас. Это к теме о спросе и предложении услуг в России.
Остался вариант переезда на машине в Турцию через Грузию. Великое дело – Интернет. Можно найти любую информацию. Спасибо сайту autotraveler.ru Пересечение границы Грузии Документы Для пересечения государственной границы Грузии на автомобиле, кроме загранпаспорта, вам потребуются следующие документы:
Водительское удостоверение
Свидетельство о регистрации на транспортное средство
В том случае, если владелец транспортного средства остался дома, то у вас должна быть нотариально заверенная доверенность на английском языке. На грузинский язык её переводить не требуется. Виза Если на вас не распространяется безвизовый режим (из стран бывшего СССР это только Туркменистан), то вам следует получить визу.
Гражданам РФ, въезжающим на территорию Грузии на срок до 90 дней, виза не требуется. Дополнительные сборы В Грузии отсутствует требование об обязательном страховании автомобиля и гражданской ответственности.
При пересечении границы Грузии автомобилисты не облагаются никакими дополнительными сборами и налогами. Пограничные КПП На автомобиле в Грузию на законном основании можно попасть через следующие пограничные контрольно-пропускные пункты:
Пограничный участок Грузия - Турция:
КПП «Сарпи» - трасса Е70 Батуми-Хопа
КПП «Вале» - трасса Е691 Вале-Пософ Пограничный участок Грузия - Россия: КПП «Казбеги» (Грузия) - «Верхний Ларс» (Россия) - трасса Владикавказ-Тбилиси
С 1 июня по 1 окт2013 года КПП "Верхний Ларс" работает круглосуточно.
Данное решение было принято в связи с тем, что на границе скапливались большие очереди, особенно в летнее время.
В этом режиме КПП "Верхний Ларс" будет работать до конца сентября. По итогам эксперимента будет принято решение - оставлять ли такой режим работы круглый год.
Ранее часы его работы были ограничены интервалом:
с 1 марта до 1 ноября - с 6.00 до 22.00 часов
с 1 ноября до 1 марта - с 7.00 до 19.00 часов Пересечение границы Порядок прохождения границы со стороны России следующий:
Подъезжаете к шлагбауму при въезде на КПП и получаете в будке контрольный талон.
Проезжаете шлагбаум и направляетесь на пограничный контроль, включая осмотр ТС с применением зеркал.
После осмотра все должны пройти паспортный контроль и получить штамп о пересечении границы.
После паспортного осмотра необходимо пройти таможенный контроль. При этом необходимо выгрузить из машины все вещи. Не исключён осмотр ТС с применением рентгеновской установки.
Данный порядок применяется как при въезде, так и при выезде из России и может занять 2-3 часа.
Порядок прохождения границы со стороны Грузии значительно проще и занимает не больше 10-15 минут. В большинстве случаев не требуется даже выходить из машины. Данный порядок действует одинаково со всеми граничащими странами.
Все документы подаются в одно окошко. Туристы фотографируются через открытое окно машины. Никаких виз в паспорт не проставляется.

Маршрут проложил навигатор: Докша – Набережные Челны - Самара – Саратов- Волгоград- Элиста- Владикавказ - Верхний Ларс. Через Абхазию или Южную Осетию по грузинским законам заезжать нельзя – чревато крупным штрафом или даже вплоть до тюремного заключения.

Поехали Из происшествий - в Татарии попали на участок строящейся дороги, покрытый жидкой глинистой грязью, и скользкий как масло. Одна легковушка в кювете, автобус и фура проскальзывают, не могут тронуться с места. Пока добрались до трассы Уфа – Москва, машина покрылась слоем засохшей грязи и «заглючил» навигатор. Вынужденно пришлось удлинить на 80 км маршрут, купить новый навигатор в Бугульме, и два часа потерять на автомойке.
Нужно отметить, что из года в год дороги становятся лучше. Уже нет ям на трассе, хотя до качества турецких дорог, как до Луны.
В Калмыкии, на окраине Элисты, новый навигатор проложил путь в Моздок через пустырь. Хорошо, что у нас «Ленд Круизер», а на пузотерке не проехали бы. В Калмыкии мы первый раз, поэтому было интересно смотреть на степи, на табуны лошадей и стада баранов на этой травянистой пустыне.


В Моздоке начались проверки машины и запись в журнал проезда на КПП. За 100 км дороги проверяли раз 7-8. На каждом КПП (как в прочем, в любом отделении полиции России) – ориентировки на пропавших, т.е. фотография и описание «…ушел из дома и не вернулся…», только здесь их больше. В Интернете советуют проехать российский Северный Кавказ в светлое время суток, наверное, из-за ям на дороге – мы так и сделали.
До КПП на границе доехали без происшествий. Удивила вереница фур, стоящих в очередь на таможню, длиной 3-4 км. Перед въездом в зону контроля стояло десятка два легковушек, поэтому границу пересекли за час.
На выезде с российской стороны дорогу заблокировали автохамы – в три – четыре ряда, без очереди, по встречной полосе пытались прорваться в зону таможни. На грузинской таможне все осмотрели и оформили за 5 минут и мы без проблем въехали в Грузию. До границы с Грузией по России проехали 2230 км. Если бы не было навигатора, при отсутствии табличек по российским городам можно плутать очень долго. Кавказ Жаль, что темнело и мы не насладись величием Кавказа. На ночлег остановились за Крестовым перевалом.
Хозяйка гостиницы и кафе, молодая женщина, свободно разговаривает на русском. Доброжелательно ответила на наши вопросы. Меня интересовал уровень преступности, есть ли в грузинских горах хулиганы, в какой мере опасно русским появляться в Грузии после известных событий 2008 года? Из разговора, я пришел к выводу, что вполне безопасно. Мы покушали харчо, хачапури с сыром, сказали «гмадлобт» (большое спасибо) и пошли спать. Рано утром градусник показывал -5. Машина покрылась инеем. Поехали по вполне достойной горной дороге – кавказскому серпантину. Нужно отметить, что мы не увидели по грузинской горной дороге шикарных или больших домов, как в Северной Осетии. Все строения довольно бедно выглядят.
На равнине, между Тбилиси и Батуми километров 100 ехали по замечательной автостраде с тремя полосами в одном направлении и разграничительным бруствером и дорожными развязками. Разрешенная скорость 110 км/час, без ненужных отвлекающих дорожных знаков и с достаточным количеством дорожных указателей. Вот так нужно строить дороги и в России, а не как трасса Уфа – Самара в две полосы и максимальной скоростью 90, которую никто не соблюдает.
До Батуми трасса проходит через поселки, поэтому средняя скорость по Грузии получилась не высокой, 450 км мы преодолели за 8 часов. Турция Границу с Турцией прошли за 5 минут, цивилизованно и красиво. Пошел дождь, но на идеальных турецких дорогах он не помеха. По побережью Черного моря мы доехали до Самсуна, а потом повернули на Анкару.
По Турции заблудиться очень сложно, четкие дорожные указатели, в достаточном количестве присутствуют в каждом населенном пункте и на каждом шоссе. К вечеру следующего дня мы прибыли в Аланью – жемчужину турецкого Средиземноморья, где и пробудем до весны 2014 г. (материал опубликован на сайте

Отчет путешественника о поездке на собственном автомобиле по курортам Турции - Анталия, Каппадокия, Конья, Памуккале, Олюдениз, Кызылот, Манавгат. Полезные советы туристам, особенности длительной поездки на своей машине, местные отели и сопутствующие фотографии.

Подготовка

Давно знал, что Анталия — одно из самых любимых мест зарубежного пляжного отдыха россиян. Никогда не планировал там побывать, так как каждый год, начиная с 2011, летом или в первый месяц осени с семьей на своем автомобиле ездили отдыхать на Черноморское побережье Краснодарского края. Обычно это были Джубга, Лазаревское, Лермонтово, Адлер и Геленджик. На 2017 год планировали поехать по уже привычному для нас маршруту.

Еще перед поездкой в Геленджик, бороздя огромные просторы интернета, я узнал, что наши автолюбители медленно, но уверенно завоевывают места под солнцем в солнечной Аджарии в Грузии. Батуми, Кобулети, Гонио, Уреки и многие другие курорты ждут нас с распростертыми объятиями…

К концу 2017 года стал рассматривать Грузию как возможность побывать на Черноморском побережье ближнего зарубежья. Благо никаких страховок ни на семью, ни на автомобиль не нужно — требуется только загранпаспорт. Правда, сын сразу отказался, да и жена особого желания не проявляла, но все же отели Кобулети просматривала.

Наконец, когда я душой и телом был готов поехать на отдых в солнечную Грузию, появились крамольные мысли — а ведь Турция тоже рядом. Информации в интернете на эту тему достаточно — и форумы, и видео, и отчеты. Я начал заглядываться на Черноморское побережье Турции, предполагая отдых на один-два дня. Тем не менее, ничего стоящего сначала не нашел. Тогда все мое внимание было направлено в сторону солнечной Анталии. Она же почти как Эльдорадо. Жена сразу отрезала, сказав твердое "нет". Ладно, мечтать ведь мне никто не запретит.

Энгельс (Саратовская область) - Кызылот, Манавгат (Анталия) — это длиной в 3000 километров. Дорога неблизкая. Если взять карту Турции, то город Конья — как наш Краснодар. Кызылагач — это Джубга, а Кызылот — Лермонтово. Слева будет Алания, а справа — Анталия. Все, конечно, достаточно условно. Мне сразу понравился мини-отель Grun в Кызылоте. Подробнее расскажу о нем позже. Сейчас стоит лишь упомянуть, что он мне очень понравился.

Чем ближе подходило время отпуска, тем сильнее становилось желание отдохнуть на побережье Средиземного моря, а именно — в Анталии. К лету, видя мое упорство в выборе места для пляжного отдыха, жена начала строить свой маршрут. В ее планы входило посещение Каппадокии и Памуккале, а также остановка в Олюдениз, неподалеку от Фетхе. К этому маршруту я также добавил Кызылот. Оттуда дорога к дому была короче.

Тем временем осень все приближалась. Отпуск пришелся на вторую половину сентября. Вместе с выходными получалось 17 свободных дней, и нужно было уложиться в эти сроки.

Пора заниматься сборами в дорогу. Загранпаспорта есть. В Грузию и Турцию для краткосрочного пребывания визы не нужны. В компании за полчаса оформил полюса страхования жизни и здоровья на себя и жену, а также зеленую карту на автомобиль сроком на две недели для поездок в Турции. На пластиковой карте Visa Electron Сбербанка подключил дополнительную опцию для проведения операций на территории Грузии и Турции. На СТО проверил техническое состояние своего авто. Еще летом вместо штатной аудиосистемы сделал мультимедиа, купленное на большом китайском сайте. В дороге аппарат работал хорошо. Еще раз убедился в наличии в багажном отделении и исправности запаски, домкрата, электронасоса для подкачки шин, аптечки, двух знаков аварийной остановки, светоотражающей накидки, буксировочного троса и различных жидкостей для доливки… Наконец, все готово.

Энгельс - Владикавказ

На календаре — 14 сентября 2017 года, на часах — 03:30. Стартуем из города Энгельс, Саратовская область. Едем вдвоем — я и моя жена Марина. Автомобиль для поездки — Лада Калина Кросс люкс 1,6 (106 л. с.), 2016-го года выпуска, пробег — 30 000 километров, бак — 50 литров.

Каждый год выезжаем рано утром примерно в одно и то же время. Только в 2016-ом году двинулись в 13:00, о чем потом сильно пожалели, потеряв за два дня в пробках около восьми часов. Правда, в этот раз что-то не выспался. Обычно выезжаю бодрым и полным сил в предвкушении будущего отдыха.

В Волгограде были уже к 08:00. Кто едет транзитом через этот город в Астрахань или Элисту, тот знает, что днем в будни тут огромные пробки. Проехать Волгоград за полтора часа — большая удача. Нам в этом году повезло и туда, и обратно. Впереди Калмыкия, протяжные степи, Элиста. Примерно на середине пути между Волгоградом и Элистой есть кафе, больше похожее на полевой стан. Все блюда здесь сделаны из баранины. Очень вкусно. На обратном пути попробовали их фирменное блюдо "Чингисхан". Рекомендую.

Скажу сразу. Вся наша поездка — это не осмотр достопримечательностей, а простой пляжный отдых. Дорога дальняя, время ограничено в рамках короткого отпуска, да и бюджет не резиновый. Тем не менее, кое-где мы успели побывать, о чем расскажу чуть позже.

Навигатор вел нас самыми короткими, но не самыми быстрыми путями. Этой дорогой ехал впервые. Заехали в Элисту. На нее ушел час. На обратном пути, по объездной, проехали всего 20 минут.

Я не люблю автострады. За шесть поездок к морю на выезжал лишь однажды. Есть менее значимые трассы с неплохим покрытием, их нужно лишь знать и не бояться на них сворачивать. После Элисты двинулись в сторону Минеральных Вод через Благодарный и Александровское, а не через Ставрополь и Буденновск. Перед Благодарным есть шесть километров щебенки. Нормальная дорога, мы катались. Вполне реально преодолеть.

Дорога через Благодарный и Александровское

Минеральные Воды — город, который видно издалека. Подъехали к нему еще засветло. Была пройдена первая 1000 километров. Выезжаем на трассу Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ. После домашних пирожков и калмыцкой баранины силы еще есть. Едем дальше. Попадаем в поток, движущийся в сторону Кабардино-Балкарии. Скорость падает. По сравнению с Калмыкией, здесь мы ползем.

На обеих границах КБР стоят блокпосты. Проводят досмотр автомобиля. У водителей и пассажиров проверяют документы по ИЦ. Около 20:30 мы прибываем во Владикавказ. Заправляем полный бак бензина — в Грузии топливо стоит дороже. Решаем не оставаться на ночлег, а сразу пройти российско-грузинскую границу. До пограничного перехода Верхний Ларс — около 30 километров.

Все лето через сайт "Край Земли" я мониторил этот погранпереход. Высокий сезон прошел, поток автомобилей спал. Был уверен, что за час оба пройдем КПП. Так и получилось. У нас проверили загранпаспорта, поставили штампы, СТС, ВУ. Наконец, видим ночную Грузию. Через 10 километров уже будет Степанцминда. Там и останавливаемся на ночлег. В поселке есть много гостиниц. Мы не бронировали номер заранее.

Позади осталось 1250 километров. Это был наш самый длинный переход за один день.

Степанцминда, Грузия - Эрзинджан, Турция

На календаре — 15 сентября 2017 года. Проснулись в 07:00. Вдыхаем прекрасный горный воздух. На улице — 11 градусов тепла. Настроение и самочувствие у нас отличное. В 08:00 выезжаем в сторону Казбега. Впереди нас ждет Военно-Грузинская дорога.Гудаури

Преодолеваем перевал Казбеги. К сожалению, у панорамы Дружбы народов мы не стали останавливаться — там шла реконструкция подъезда и стоянки. Думаю, в 2018 году она будет еще красивее. Решили не терять времени зря. Нам еще предстояло преодолеть самый сложный участок пути. Больше половины дороги — это серпантины и перевалы различной сложности. Конечно, это не Гималаи, но усталость за день все же накапливается.

Горы и реки Грузии и все открывающиеся виды прекрасны. Впереди расположился город Мцхета. Мы не доехали до него, а свернули направо — в сторону Кутаиси. Здесь начинается почти 100 километров автострады. Проходим этот участок пути на одном дыхании. Затем сворачиваем в сторону Боржоми. Уже полдень, и мы решили пообедать в каком-нибудь придорожном кафе. Все приготовленные блюда были очень вкусными. С собой в дорогу взяли свежеиспеченные хачапури. Погода солнечная, настроение отличное. Впереди нас ждут Боржоми, Ахалцихе и пограничный переход Вале.

Началась горная дорога. Она была в хорошем состоянии, ехать по ней было не очень сложно. В Боржоми остановились только для того, чтобы размяться и уточнить дорогу у местных жителей. Навигатор начал немного мудрить.

Еще час езды, и мы прибываем в Ахалцихе, который встретил нас большим ремонтом дороги. Здесь заправили полный бак бензина. В Турции литр топлива стоил примерно 90-95 рублей.

В Грузии очень много исторических памятников. Одной из них является средневековая крепость Рабат Ахалцихе. Да простят меня гостеприимные и очень любящие свою страну грузины, но в этот раз я не смог уделить достаточно внимания их богатой истории и памятникам. В Грузию для этого нужно приезжать специально и целенаправленно…

Приезжаем к пограничному переходу грузинско-турецкой границы Вале - Пософ. Чувствую сильное желание заснуть. Движения почти нет, если не считать большегрузов. Проходим уже знакомую процедуру: осмотр салона автомобиля и проверку документов. Только на турецкой стороне для оформления нужно пройти в стоящее справа здание и там отметиться в двух местах. Думая, что успешно завершили все процедуры, мы попытались выехать с территории КПП. Как бы ни так — нас не выпустили. Машину досмотрели, а отметку в паспорт не поставили. Пришлось вернуться к зданию и буквально на пальцах объяснять ситуацию. Хорошо, что таможенник быстро все исправил. Оказалось, во всех пограничных пунктах ставят по одному штампу в загранпаспорт, а в Вале, на турецкой стороне, — два.

Вот и она, долгожданная Турция. Что там ждет нас здесь…. Лишь одну вещь видно невооруженным глазом - горы.

Как тут не вспомнить эти строки:

Перевалы - перевалы,
Горы слева, горы справа.
Песнь протяжна, жизнь чужа.
Кому берег с галькой малой, кому — горная гряда.
Мы не знаем эти нравы,
Ни людей, ни языка…

До Эрзурума — больше 300 километров вдоль гор. Стоит 30-градусная жара. Покидая дом, я думал, что поедем по прохладе… Однако уже в Калмыкии было + 28. И это середина сентября. Здесь солнце жарило от души. Хорошо, что в машине есть кондиционер. Невольно вспоминаю поездку в Геленджик в 2016-ом году и пробку перед Дефановкой на четыре с лишним часа. Тогда мы с грудными детьми выходили из машин и буквально прятались в тени придорожных кустов. Жара была под 40 градусов.

Первый турецкий город на пути — Ардахан. Немного не доехали до него — на небольшом равнинном участке нас останавливает полиция. Офицер проверяет документы. Пароль и отзыв один и тот же — Анталия. Нас с улыбкой пропускают дальше. Ардахан остается в стороне.

Интересные ощущения получили в дороге. Иногда не понимали, поднимались мы вы гору или уже спускались с нее. Только работающий двигатель подсказывал нам верный ответ.

Мы едем в Отлу, чтобы перекусить. Время близится к вечеру. Заказали люля-кебаб. Мясо, как и ожидалось, — баранина. К блюду прилагалось много хлеба и в придачу каждому дают по маленькой бутылке воды. Конечно, пили мы кофе. Вода пригодилась в дороге. Что интересно, на выходе посетителям льют на руки какую-то жидкость, которая сразу испаряется, удаляя посторонние запахи.

Нас ждет та же горная дорога. Темнеет довольно быстро. К Эрзуруму подъезжаем уже вечером. Он остается в стороне. Проехали всего 600 километров. Решаем добраться до Эрзинджана. Движемся по автостраде. Это уже не горы, но поворотов со спусками и подъемами там достаточно. Усталость начинает ощущаться все явственней. Два раза останавливались в маленьких городках около гостиниц, но в одну из них не пускают женщин, а в другой нам предложили мрачный номер без окон.

Добираемся до Эрзинджана и спускаемся с автострады в город к ближайшей АЗС. В Турции трассы, проходящие через крупные селения, расположены выше горизонтали города. Вот почему въезд проходит через развязки. На АЗС спрашиваем про забронированный отель. Местный житель лишь разводит руками. Видно, что он знает, где расположены гостиницы, но объяснить не может. Вернее, мы его не понимаем. Видя такую ситуацию, он берет меня за рукав и подводит к багажной двери моего авто. На пыльном стекле пальцем рисует схему проезда до ближайшей гостиницы. Такая помощь была очень кстати.

Через 10 минут мы уже на месте. Отличная гостиница в центре города. Вселяемся, и я сразу падаю без сил на кровать. В этот день, как говорят лыжники, я "наелся дороги". Наконец, самый тяжелый путь преодолен. Что касается навигации, то я так и не разобрался с турецкими адресами. Координат, по которым можно было найти гостиницы, на сайте не было. Больше мы не бронировали номера.

Эрзинджан - Ылгын (Конья)

На календаре — 16 сентября. Как и вчера, проснулись в 07:00. Тяжелый переход еще сказывался, но нам пора собираться в дорогу. В 08:00 выехали. Колесили по великолепной равнинной дороге. Только изредка были небольшие подъемы со спусками. Нам предстояло проехать несколько больших городов, таких как Сивас, Кайсери, Конья. Горы то подступают к дороге, то исчезают за горизонтом.

Турция

Турция — сельскохозяйственная страна. В этом я убедился лично, когда увидел, как жители обрабатывали совсем маленький участок, более или менее пригодный для земледелия. Меня очень поразила одна вещь: на огромном равнинном участке был снят каменистый грунт на глубину около пяти метров. И только после этого земля стала пригодной для сельскохозяйственных работ.

И еще одна не очень приятная деталь. Целые провинции Турции пахнут конским навозом. Здесь его сразу вывозят на поля.

В этот день мы должны были посетить Каппадокию, чтобы увидеть причудливые горы из песчаника. За миллионы лет под воздействием ветров они превратились в нечто, внешне похожее на грибы. Каждое утро здесь запускаются пилотируемые воздушные шары. Говорят, это очень красивое зрелище, и есть много желающих полетать на них. К сожалению, мы приехали во второй половине дня. Конечно, шаров уже не было, да и на улице стояла 40-градусная жара. Мы только сделали несколько фото недалеко от дороги. Мне кажется, что время для экскурсий по Турции — это не позже середины мая и не раньше октября. В жару у меня нет особого желания на что-то смотреть.

Гереме

Оставив Гереме позади, мы направились в Конью. В 17:30 были уже там. До Анталии оставалось 250 километров. Однако у моей жены был другой маршрут… Забыв перестроить навигатор, мы заявились в город, на который потеряли больше часа. Решили проехать еще, но надолго желания не хватило. Мы остановились у первой же гостиницы, но запах конского навоза по всей округе заставил нас двигаться дальше. Очевидно, турок понял мою мимику и нисколько не обиделся.

В маленьком городке Ылгын решили, наконец, остановиться на ночевку. Было уже темно. Остановились около автовокзала. Увидев двух подростков, я поскорее подошел к ним и произнес заветное слово "хотэл". Ребята улыбнулись, а один из них согласился показать, где находится гостиница. Тогда я подумал, насколько же разнятся два объекта, расположенные рядом. В городке с грязными от сточных вод улочках находится чистая гостиница. По соседству располагаются такие же приятные магазинчики. Мы заселились и решили прогуляться. В ресторан, в котором были одни мужчины, мы не пошли. Зашли в соседний магазинчик, где и сделали первые покупки на турецкой земле. Для себя же открыл, что после долгой дороги перед сном лучше прогуляться.

Ылгын - Памуккале - Фетхие - Олюдениз

Не нарушая традиции, поднялись в 07:00. Выехали в 08:00. Берем курс на Памуккале — бассейны древней египетской царицы Клеопатры. В полдень мы уже на месте. Перед этим обедаем в придорожном кафе "Сумела".

Кафе "Сумела"

Стоит жара + 35 градусов. Стоянка забита машинами. Повсюду много людей, к тому же говорящих на родном русском.

Здесь неописуемо красиво, но в бассейн Клеопатры я не полез. Турецкие женщины плавали в купальниках, которые ничем особо не отличались от их повседневной одежды. Открыты были только лицо и кисти рук. Извините, но я пас. Жена, глядя на меня, тоже не решилась. В итоге мы пошли гулять и фотографироваться к травертинам. Оттуда нам открылся потрясающий вид. После двух часов, проведенных в этой сказке, выдвинулись к морю. Осталось чуть больше 200 километров. Это уже была дорога к побережью через горы. Еще рывок, и мы на месте. Обедаем в кафе в горах. Нам подали мясное блюдо в металлических горшочках, внутри которых тлеют угли, благодаря чему еда остается горячей. Очень вкусно. Тем временем море уже совсем рядом. Через час-полтора мы оказываемся на месте.

Проезжаем Фетхие — это уже Средиземноморье. Весь центр города покрыт брусчаткой. Симпатично, но наша цель — бухта Олюдениз, до которой оставалось около 10 километров. Дорога идет круто вниз, слева и справа появляются отели. Задаюсь вопросом, как сюда взбираются туристы после купания в море, ведь здесь почти два километра?

Едем дальше — в поселок, который расположен на пологом склоне у самой воды. Вокруг растянулись отели и ресторанчики. Мы без предварительного бронирования идем искать место отдыха. В первом отеле остались только одноместные номера. Во втором, с кучей звезд под названием, охранник проводит к администратору. После трех произнесенных мною слов — "мен", "вумен" и "Раша" — от меня отворачиваются… Ухожу восвояси. Хочу пояснить, что это не Анталия. Нашего брата тут не очень жалуют. Больше смотрят в сторону Европы. Далее встречаю на улице русских, и они показывают на другой пятизвездочный муравейник. Там очень много наших туристов. Администратор на ресепшене пребывает в откровенном шоке — мест нет до 21-го сентября. Удаляюсь. Смеркается. Передо мной вырастает трехзвездочный Oludeniz. Места есть, но хозяин тоже не пребывал от меня в восторге. Его можно понять: все-таки вид мой после четырех дней за рулем был не самым лучшим. Заезжаем на территорию, размещаемся. Позади остались 3300 километров. Мы, наконец, добрались. Впереди только море, солнце и отдых.

Пять дней в Олюдениз

Отоспавшись после четырех дней дороги, начинаем осваиваться на месте отдыха. Трехзвездочный Oludeniz — небольшой, но очень ухоженный, чистый и буквально зеленый отель с бассейном в самом центре.

Отдыхающие здесь — это молодые турки и среднего возраста англичане. В проживание включен и завтрак, и шведский стол. После обеда начинает работать бар, который к вечеру трансформируется в спорт-бар с просмотром на огромном экране футбольных матчей английской Премьер-лиги. Хорошая кухня, классный повар, который в любое время дня и вечера с радостью готовил для нас любое блюдо. Турки — отличные кулинары, и блюда у них вкусные и сытные. В этом я неоднократно убеждался. Вот почему за все время отдыха мы ни разу не сходили на обед — нам хватало и завтрака.

Сам поселок Олюдениз совсем небольшой. Он весь состоит из отелей, кафе-ресторанчиков и магазинчиков с сувенирами. Набережная, галечный пляж, красивое и очень теплое море довершали райскую картину.

Море в поселке Олюдениз

Днем здесь очень жарко, поэтому на море ходим до завтрака. После него купаемся в бассейне и загораем. Сюда же к 11:00 подтягиваются и все остальные постояльцы. Ближе к вечеру снова отправляемся на море.

Поселок Олюдениз

Олюдениз — это центр парапланеризма. Сюда со всей Турции приезжают любители этого экстрима. На территории поселка расположено несколько маленьких фирм, которые организуют отдыхающим спуск с гор на параплане вместе с инструктором. Стоит это удовольствие 105 евро, включая фото и видео-селфи. Жена тоже загорелась этой идеей. Я сразу отказался — уже спускался с парашютом.

Парапланеризм

Время отдыха в поселке Олюдениз пролетело очень быстро. Желание поучаствовать в какой-нибудь экскурсии не было. Хотели съездить в Мармарис на Эгейское море, но потом отказались от этой затеи. Времени у нас было не так много. Пора собираться в дорогу — в Анталию, в Кызылот.

Олюдениз - Кызылот

Мечта жены сбылась. Она увидела Каппадокию, Памуккале, Олюдениз. Теперь пора ехать и осуществлять мою мечту. Утром еще раз сходили на море, позавтракали и покинули гостеприимный Олюдениз.

По дороге удовлетворили еще пару прихотей жены: заехали в две жемчужины Средиземноморья — пляжи Патара и Капуташ. Конечный пункт, приглянувшийся мне, — отель Grun в Кызылоте. Снова едем через Фетхе. Через час мы уже на пляже Патара. Он находится в семи километрах от трассы. Уже перед самим пляжем подсаживаем молодую семейную пару из Польши, которая путешествует автостопом. Настоящие романтики. Там же встречаем путешествующую на автомобиле пару из Астрахани. Они смеются: говорят, что не ожидали увидеть в Турции таких же весельчаков на собственной машине…

Наконец, видим бескрайний песчаный пляж Патара. Вокруг только ветер и волны. Вода мутная от поднятого со дна песка. Отдыхающих здесь немного. Люди купаются и фотографируются.

Вообще, Патара — это не только пляж, но и античный памятник. Здесь раньше находился древнегреческий город-порт, о котором напоминает древний амфитеатр.

Античный город

Искупавшись и осмотрев окрестности, выдвигаемся дальше. Впереди нас ждет пляж Капуташ. Дорога пошла вдоль побережья с большим количеством серпантинов. Плетемся в колонне. Очень редко выпадает возможность для обгона. Средиземное море прекрасно. Красивые бухты и острова невдалеке поражают воображение.

Подъезжаем к красивейшему пляжу Капуташ. Великолепное море, яркие краски Средиземноморья никого не оставят равнодушным. Оставляем машину на небольшом участке около обочины трассы. Там же есть спуск к морю. Волны разбиваются о прибрежные скалы и камни. Купаться здесь нужно очень осторожно. Отдыхающие буквально визжат от восторга… Купаемся, фотографируемся и уезжаем.

Капуташ

Дальше нас ждет Демре, Кемер, Анталия, Белек, Манавгат, Сиде и, наконец, маленький и тихий Кызылот. Съезжаем с трассы и сразу попадаем на развилку. Справа растянулся огромный пятизвездочный комплекс Sea Planet с бурьяном в полгектара перед входом. Слева — мини-отель Grun, куда мы и направились.

Пять дней в отеле Grun в Кызылоте

Если в Oludeniz мы попали по чистой случайности, то Grun был отобран после долгого просмотра мест предполагаемого отдыха в поселках Сиде, Кызылагач и Кызылот. Придирались ко всему. В первую очередь смотрели на цену. Бюджет ограничен, поэтому двухместные номера дороже 3000 рублей за сутки даже не обсуждали. О пяти звездах не стоит и говорить. Хотелось, чтобы в оплату был включен и завтрак. Расстояние до моря большой роли не играло. Если в отзывах оценка стояла меньше восьми, то этот отель тоже отпадал. Также обращали внимание на язык, на котором разговаривает персонал. Чуть позже решили, что не так уж и важно, понимают там русский или нет. Желательно, чтобы в отеле был бассейн, если до пляжа идти далеко. Вот по этим критериям и выбрали в итоге отель Grun в Кызылоте .

В него мы приехали около 17:00. Как и все предыдущие места ночевок и пляжного отдыха, номер мы заранее не бронировали. Нас никто не встречал хлебом и солью. Мы просто въехали на территорию и встали на стоянке для машин перед входом. Хозяин быстро нашелся в самом отеле, занятый многочисленными делами. Им был молодой и приветливый турок по имени Эркам. Это, как выяснилось, у них семейный бизнес. Весь персонал — его семья, включая повара, который очень вкусно готовил.

Сразу пошли смотреть номер. Он был небольшой, уютный и с балконом, словом, понравился нам. Обговорили цену. Она оказалась чуть выше, чем на Booking, но Эркам включил в стоимость еще и ужин. Представьте, в Oludeniz наше проживание с завтраком стоило 2500 рублей за двоих плюс ресторанный ужин — около 1500 рублей. В Grun проживание плюс завтрак с ужином по системе "шведский стол" обошлось нам в те же 2500 рублей. При этом надо заметить, что здесь много разнообразных и вкусных блюд. Скажите, кому нужен обед, если подают невероятно сытные завтрак с ужином? Я люблю поесть, но даже мне в обед хватало чашки чая или кофе с печеньем.

Отель Grun

Территория отеля небольшая, но вполне комфортная. На въезде стоит хозяйский домик с маленьким садом. Далее — сам отель, с обратной стороны которого находится застекленная веранда-столовая с баром и большим телевизором. Тут же растянулся бассейн, за которым сразу начинается пляж. Один минус — это вход в воду. Кто отдыхал в Геленджике и купался на тонком мысу, тот помнит, что заходить в море там не очень удобно. Здесь то же самое — сразу попадаешь на большие валуны или плиты. Тем не менее, вся территория утопает в потрясающей тропической зелени. Здесь царит тишина — идеальное место для тех, кто хочет отдохнуть от городской суеты. Отдыхающие в Grun, как и в Oludeniz, — это молодые турки. Их совсем немного. Как мне показалось, в основном это хорошие знакомые семьи хозяина. Основной контингент туристов — немцы в возрасте. Целый день мы купались, а вечером, после ужина, или играли в домино, или просто беседовали.

Я вдоволь отдохнул в этом раю. На пляже играл в волейбол с соседями из пятизвездочного отеля. По вечерам смотрел футбольные матчи турецкой лиги. Жена, общаясь с отдыхающими из Sea Planet, узнала, что стоимость их номеров начинается от 8000 рублей в сутки. Каждому свое.

Sea Planet Resort & Spa

Мы дважды покидали территорию нашего гостеприимного отеля. Однажды ходили на маленький рынок в поселке. В другой раз ездили в Манавгат и на пляж в Сиде. На рынке, как всегда, продается много сувениров. Почти все торговцы говорят на русском. Немного удивило, что в некоторых лавках цены указаны в рублях.

Манавгат — это относительно большой город. Мы покатались по нему с навигатором. В одном месте у турка спросили дорогу, и он, видя, что мы не понимаем друг друга, набрал кого-то по телефону. Женщина на том конце провода на чистом русском все нам объяснила. Тогда-то мы и поняли, что в Анталии невозможно потеряться. О Сиде тоже нельзя сказать ничего плохого: море, отдыхающие, набережная, стриженый газон, музыка, заполняющая всю пустоту. Словом, здесь есть все, что необходимо для отдыха. Тем не менее, мы выбрали другое место.

Быстро время пролетело,
На спине крутой загар.
Отдыхать не надоело,
Не кидает ночью в жар.

Харя стала чуть пошире
И лоснится на свету.
Может, где-то лучше в мире,
Отдыхать в чужом краю.

Но пора домой, в дорогу,
Нам четыре дня пути.
Да, скучаем понемногу,
Мы ведь русские, учти…

Действительно, нам уже пора собираться домой, ведь 1-го октября выходить на работу. Звоню шефу. Прошу, чтобы немного сдвинул график. На один день соглашается.

Дорога домой. Кызылот - Токат

Вечером 25-го сентября собираем вещи и, что возможно, сразу относим в машину. Еще во время отдыха я решил проложить маршрут домой новым путем. Во-первых, он должен был проходить вдоль Черноморского побережья Турции. Про подъемы через Трабзон и Оф я читал в интернете. Первый довольно комфортный, другой же навел ужас на автора статьи. Я решил поехать третьим путем, в итоге выбрал для себя маршрут Токат - Унье. Мы не знали, что представляет собой пограничный переход Сарпи. Хотели на один день задержаться в Кобулети и, возможно, посмотреть Батуми.

Утром 26-го сентября в 07:30 выезжаем в сторону Коньи. Направляемся на север Турции. К нам сразу же подступают горы. Мы, преодолевая большой перевал, выходим на равнину, а с нее — на трассу Конья - Кайсери - Сивас - Эрзинджан - Эрзурум. Нам она уже хорошо известна. Здесь три полосы в каждую сторону. Едешь и особо не напрягаешься. Хочу добавить, что радар-детекторы запрещены в Турции. За них грозит очень большой штраф. Превышение скорости допустимо не более чем на 10 %. На дорогах стоят предупреждения о том, что работает радар. Так вот, чтобы не притормаживать лишний раз в населенных пунктах, обращайте внимание на местных водителей или маршрутные автобусы. Они-то точно знают, где, что и кто стоит. Кроме того, с февраля 2017 года все радары Турции распознают иностранные номера и вносят в общую базу нарушителей ПДД. Вас не выпустят из страны, пока вы не оплатите штраф.

Не доезжая Сивас, мы снова уходим на север. Впереди видим уже привычные нам горы. В самом начале дороги идет большой ремонт. Едем по щебенке несколько километров с нарастающим желанием вернуться. Дорога сузилась, и мы все выше и выше поднимаемся в горы. Проезжаем несколько селений, и, наконец, перед нами вырастает город Токат. Время еще не позднее, но, вспоминая второй день нашей поездки, когда я "вдоволь наелся гор", решили дальше не ехать. Как в воду глядели.

Токат — древний город, основанный в седьмом веке нашей эры византийцами. Впоследствии он переходил во владение от византийцев к армянам, от армян — к туркменам, которые были зависимы от Османской империи. Токат имел большое торговое значение, но, с ростом и развитием Сиваса, пришел в упадок. Как и прежде, город живет торговлей, которая особенно кипит на центральных улочках. В Токате есть, на что посмотреть.

Выбранная гостиница мне не понравилась. Вернее, не приглянулся сам номер, хотя вид с балкона открывался красивый.

Было как-то неуютно и шумно из-за соседнего номера. Однако это единственная гостиница, которая нам совсем не понравилась. После заселения мы собрались и пошли гулять по городу. С огромным удовольствием и массой новых эмоций ходили по магазинам, в которых покупали в основном сладости. Сходили в кафе, где ели национальную выпечку — пиде. Как же много всего турки приносят к столу при заказе всего лишь одного блюда. Больше половины еды забрали с собой в контейнерах. Персонал к этому относится нормально, даже с пониманием. Нагулявшись вдоволь, вернулись в гостиницу. Первый день дороги домой закончился. Впереди еще три.

Токат - Батуми - Кобулети

Проехать нужно было не так много, но впереди растянулись горы, а потом — 450 километров побережья. После этого, наконец, появится турецко-грузинская граница.

По традиции просыпаемся в 07:00. Из номера делаем фото города и в 08:00 выезжаем.

Токат

Город проводил нас солнцем, а вот горы встретили хмуро. Низкая густая облачность с самого утра, переходящая в изморось и дождь. Узкая, ничем не огороженная горная дорога с глубокими ущельями. Туман. Тучи уже не над нами — мы были в них.

Вокруг много древних машин, которые еле тащатся. По всей Турции несколько раз встречал прародителей наших "Копеек" с ключом в багажнике. Вот и здесь приходилось на них смотреть, плестись за ними. Наконец, ближе к 12:00 все закончилось.

Мы въехали в маленький приморский Унье. Началось Черноморское побережье, нудные для меня 450 километров великолепной дороги с огромным количеством населенных пунктов и ограничением скорости. Езда по Турецкому побережью — занятие на любителя. Да, вокруг раскинулось много красивых мест: города, мечети, аэропорт с взлетающими над морем самолетами, много туннелей и т. д. Тем не менее, я все-таки уже ехал домой. Как и предполагал, пляжей по пути не было. Может, конечно, я все проглядел за рулем. Да и погода весь день была "не пляжной", с кратковременными прояснениями. Сделали несколько фото у самого Черного моря.

В кафе Park Pide вновь попробовали турецкую пиде, но теперь оригинальной формы. Она чем-то напомнила нам пиццу. Очень вкусно.

В баке оставалось совсем мало бензина. Не хотелось заправляться дорогим турецким топливом, поэтому мы кое-как дотянули до границы. Вот и Сарпи, а в нем — "муравейник". Мы этого не ожидали. Перед нами подъехало два больших автобуса, переполненных людьми. Все вышли и направились к КПП. Вот место, где мы точно застрянем… Посмотрев на все это, решили, что жена не будет выходить из машины. Если что, турецкий пограничник сам отправит ее на КПП. Мы-то всех тонкостей работы не знаем.

В итоге все обошлось. Довольно быстро прошли и турецкий, и грузинский КПП. После этого мы направились в сторону Батуми. Снова пошел дождь. Батуми встретил нас ливнем и темнотой. Такого я не ожидал. Может, попали не в удачное время. Было прохладно и сыро, из-за чего у нас пропало желание оставаться в городе.

Уехали искать ночлег в Кобулети. Стало понятно, что пляжный сезон окончен — солнце совсем спряталось. В Кобулети остались только на ночь. Стали искать отель. Вокруг снова темно, а мы находимся в неизвестном для нас месте. Частный сектор нам не понравился. У местных спросили про гостиницы. Оказалось, что рядом, у самого моря, находится отель "Панорама". Зашел, посмотрел, понравилось. Сразу заселились, легли спать. Завтра будет новый день, и мы еще сильнее приблизимся к дому.

Батуми - Кобулети - Минеральные Воды

Кобулети как встретил, так и проводил нас дождем и прохладой. На улице — всего 15-16 градусов тепла. Ехали с комфортом без знойной жары, но и без дождя. Снова сделали фото на память и двинулись в путь.

Из Кобулети в сторону Кутаиси есть две дороги. Одна, чуть длиннее, ведет через Поти. Другая дорога немного короче, но она с ущельями и перевалами проходит через горы. Навигатор повел нас вторым путем. И снова серпантины, узкие дороги, вереницы машин, а с утра — домашний скот в селах. Романтика. На дороге купили мед со вкусом карамели и две бутылки чачи. Я не пью, но товарищей с работы нужно угостить, иначе не поймут.

Пока ехали по горам и долам, погода прояснилась, но в Кутаиси снова пошел дождь. Заезжать в город было необязательно, но мы еще не купили грузинских вин и коньяка. Около одного из магазинов, который еще был закрыт, разговорились с общительным грузином, который долгое время жил и работал в России. Он на своем авто сопроводил нас по городу, где в одном из магазинов по его советам мы купили все необходимое и в достаточном количестве. "На закуску" взяли еще и хачапури, который приготовили прямо на наших глазах. Нам сказали, что настоящий грузинский хачапури делают только с сыром или творогом. Мы не спорим. У всех свои доводы.

Распрощавшись с грузином и Кутаиси, мы двинулись покорять перевал Казбеги. Еще вечером на сайте прочитал, что возможно похолодание, снег и гололед. Прогноз оправдался. Чем выше поднимались, тем холоднее становилось.

Вода в омывателе замерзла. На дороге — каша из воды, снега и льда. На обочине как-то неуклюже стоит паркетник. В общем, было весело. Забраться-то забрались, а теперь нужно как-то спуститься. Все верно, на летней резине. Представьте себе, буквально два дня назад в Анталии было + 30, а здесь уже - 2… Медленно ползем вниз. Впереди собралось около 20 машин, и я почти в хвосте. Тут я представил, что сейчас мы приедем на границу в таком же порядке и будем стоять там час. И это не считая российской части, которая была еще впереди. Недолго думая, я рванул и оказался первым на грузинском КПП. Как оказалось, зря торопился. Пока жена была на экскурсии в "Дьюти фри", меня все обошли и уехали.

Затем была российская граница. Нас немного подержали на нейтральной полосе. На самом пункте, спасибо таможенникам, был открыт дополнительный проход по встречному направлению.

Россия, Русь - ты Матушка Родная.
И сопли, слезы, слюни, брызги по щекам.
Как Ты прекрасна, милая, от края и до края,
Как тянет нас домой, слоняясь по морям.

Во Владикавказе останавливаться не стали — решили доехать до Минеральных Вод. Стемнело. Я рулил, жена подбирала подходящее место для ночевки. Нашла на каком-то сайте один вариант, созвонилась. Отель новый, расположен в дачном секторе. Хозяин назвал несколько улиц, но навигатор их не нашел. Впервые я ехал по координатам. Кое-как отыскали отель. По пути пришлось брать приступом какой-то огромный овраг. У хозяина, рыжего чеченца, глаза на лоб полезли, когда он понял, откуда мы подъехали. Отель новый, номер большой, кровать огромная. То ли я кофе напился во Владикавказе, то ли что-то еще, но уснуть не мог до 04:00. Было такое чувство, что сплю на горе Машук вниз головой. Только когда перевернулся на кровати, тогда смог заснуть. До дома оставалась последняя 1000 километров.

Минеральные Воды - Энгельс

Утром нас накормили завтраком. Я не выспался, но в дороге мне это не помешало. Заправились и поехали домой, но уже без приключений. Пообедали в Калмыцких степях. За полтора часа проехали Волгоград, около 16:30 выехали из города. В Камышине почувствовал усталость, еще 20 минут отдыхал, закрыв глаза. В 20:45 мы были в Саратове. Нам опять помогали дальнобойщики — рассказывали ситуацию на дороге. Стемнело, и у меня снова появилось ощущение, что еду по горному серпантину. То же самое снилось мне еще две недели после возвращения. В 21:30 мы были уже дома.

Подведение итогов и финансовый отчет

Мы путешествовали с 14 по 29 сентября 2017 года, то есть всего 16 дней. Преодолели 6900 километров. Восемь дней провели в пути, еще восемь дней отдыхали. Останавливались на шесть ночевок в гостиницах и на две — в местах пляжного отдыха. Получили огромное удовольствие от поездки. Я же испытал чувство гордости за себя самого, ведь у меня получилось реализовать задуманный план без каких-либо потерь. Многие удивлялись, что на Ладе реально осуществить такую поездку. Я читал, что кто-то так по Европе проехал 10 000 километров. Чем же я хуже?

Подсчитаем итоговые траты:

  1. Бензин — 32 000 рублей.
  2. Ночевки — 13 000 рублей.
  3. Проживание в отелях с питанием — 25 000 рублей.
  4. Все страховки — 6500 рублей.
  5. Питание в дороге — 3500 рублей.
  6. Мелкие расходы, развлечения — 10 000 рублей.

Всего за 16 дней потрачено 90 000 рублей.

Весной у мужа возникла идея съездить летом на машине в Грузию. Сначала эта идея мне не очень понравилась - ехать далеко, опять Черное море... Но потом я прошерстила интернет, и поняла, что я таки хочу в Грузию! Невероятной красоты природа, доброжелательные люди, практически полное отсутствие преступности, различные вина - вот неполный перечень причин, воодушевивших меня на поездку.

К сожалению, в мае в Дарьяльском ущелье произошел большой сход селя, и погранпереход Верхний Ларс под Владикавказом долгое время оставался закрытым. В новостях обещали вот-вот открыть его, и мы решаем ехать! Но перевал к нашему приезду, в июне, так и не открыли, нам пришлось объезжать Кавказский хребет через Азербайджан.

Вот карта, на которой отмечена дорога, по кторый мы ехали от Москвы до Тбилиси через Азербайджан:

День первый - дорога по России

Выезд из Москвы в 6.10, на трассе почти в 7 утра, солнышко, едем.

Возле станицы Павловская уходим с М4 на Е50 (Р217), т.е. с трассы "Дон" на трассу "Кавказ".

К 20.00 доезжаем до Армавира, на ее объездной находим мотель с кафе (название, кажется, "Встреча") и останавливаемся на ночевку.

Мотель находится на встречной стороне дороги. Минус мотеля - периодически какой-то странный технологический шум за окном всю ночь. Холодильника в номере нет, Wi-Fi также отсутствует.

День второй - дорога по Кавказу

Ранний подъем, в 6.00 выезжаем на трассу. Слева, а затем и справа вдали начинают виднеться горы, радуемся, фотографируем их из окна автомобиля.

Проезжаем Пятигорск, улыбаемся, вспоминая Жорика Вартанова и СевКавТВ))) - телевышка на горе сама наводит на эти мысли. В 11.00 въезжаем во Владикавказ. С помощью таксиста, а потом из интернета узнаем, что Верхний Ларс закрыт еще на неопределенное время, принимаем решение ехать через Азербайджан. Выезжаем из Владикавказа, и через некоторое время попадаем на полицейский пост республики Северная Осетия-Алания, где останавливают всех подряд, некоторые машины осматривают. Нас просят пройти зарегистрироваться. Данные из паспортов записывают, все спокойно. Выезжаем с поста и через пару минут - снова пост, снова останавливают и просят зарегистрироваться. Говорим, что мы уже сделали это, но не тут то было - это уже Ингушетия - следующая республика. Подходим к полицейской будочке, улыбаемся и спрашиваем - что нужно. А ничего, поговорили - и езжайте дальше.

Про дороги на этом участке можно сказать одно - их будут ремонтировать. Когда - неизвестно, асфальт снят, дорожной техники практически не видно, едем медленно. Где-то там, за горами - Грузия...

Джигитовость участников движения всё возрастает, отсутствие асфальта не останавливает лихачей. Блокпосты полиции встречаются довольно часто, но останавливают нас только на одном - в Чечне, скорее ради интереса. Полицейский в бронежилете, на наш вопрос «Как тут у вас?» - говорит, что на трассе спокойно, а вот в горах постреливают.

Из окна автомобиля видно, что в Чечне больше всего порядка, дорога и населенные пункты ухожены, чисто, есть мечети.

Въезд и выезд из республики оформлены вот такими воротами с портретами главных руководителей:

Вообще портретов по трассе на территории Чечни встречается довольно много.

Город Грозный остается в стороне, но красивый знак стоит на дороге, останавливаемся его запечатлеть - мы там были!

Чечня заканчивается и начинается Дагестан. На встречной замечен вот такой необычный автомобиль:

Появляется довольно много мусора на обочинах, автомобилисты лихачат на каждом метре дороги. Резко обгоняют, выскакивая на встречку, резко перестраиваются и тормозят на обочине - логики их поведения не видно, главное - быстрые решения и быстрое исполнение маневра. Видели последствия аварии - две машины вышли лоб в лоб, и еще одну задели. На этом месте моментально образовалась пробка, джигиты старательно объезжали стоящие в пробке машины по имеющемуся свободному дорожному пространству и выстроились в 6 (!) рядов, заняв и обочину, и встречку. С той стороны были такие же лихие джигиты, и они также заняли все 6 рядов, и машины встали намертво с обеих сторон. Джигиты такие джигиты)))). Благодаря усилиям полиции машины понемногу сдвинули в три ряда, и потихоньку началось движение, потеряли минут 40 в пробке.

Заправки по дороге все "местечковые", названия либо свои, либо подделка под известные бренды, типа "Росснефть", "Ликойл", и т.п. По трассе от Владикавказа и почти до Махачкалы слово WC вообще не существует...

Под Махачкалой встречается настоящий Лукойл, на котором мы, наконец-то, заправили свою машину. У них же есть схема, на которой отмечено, где еще в Дагестане есть настоящий Лукойл.

Приблизительно к 21 часу подъезжаем к погранпереходу Яраг-Казмаляр. Пересечь его можно только на транспортном средстве, пешком нельзя. Въезжаем, таможенники начинают осматривать машину и говорят - надо взять все вещи из машины и отнести их в руках на сканер, потом с ними пройти через таможенников и пограничников и снова в руках отнести их назад в машину. Вещей много, что-то несем, с чем-то "договариваемся", машину осматривают таможенники, затем водитель тоже должен пройти через здание с пограничниками и вернуться к машине, чтобы ее отогнать. В здании небольшая толпа народу - все едут на рынок в Баку. Примерно за час проходим российскую границу и подъезжаем к азербайджанской. Становимся в очередь, беседуем с другими водителями. Очередь движется медленно, наконец добираемся до таможенников. Тут тоже нужно все вещи из машины отнести на сканер, но присутствуют признаки цивилизации - тележка. Выгружаем на нее все сумки, везем к сканеру, там их типа просвечивают (у нас с собой свинцовые груза для подводного плавания - но они не привлекли никакого внимания, хм), забираем на тележку и отвозим снова к машине. С трудом узнаем, что же делать дальше. Нам ставят закорючку на листик и отправляют в другое здание, там типа продолжать оформление. Вот там и начинается все самое интересное. Постройки на погранпереходе новые, красивые, на этом цивилизация заканчивается. В помещении - окна для приема документов, толпа народу с паспортом и техпаспортом и несколько листков информации на азербайджанском языке. Азербайджанцы старательно работают - старенький дедушка за дальним столом одним пальцем тычет в компьютер, что-то распечатывается, молодой на подхвате - подсказывает, где находятся нужные буквы. Ждем...

День третий - дорога по Азербайджану

День начинается с ожидания на таможне. Наконец-то стопка документов напечатана, и началась ее раздача - это всё ещё для предыдущей партии ожидающих. После этого собирают документы у собравшейся толпы перед окошком, и у нас в том числе. Несут стопку на дальний стол, начинают ее тасовать (после мы уже узнаем, что очередность зависит от количества вложенных купюр). Опять медленно, но верно, одним пальцем старый служивый заполняет бланки. Через время начинают отдавать документы тем, кто знал, сколько нужно положить в паспорт для ускорения процесса. Потом очередь доходит до остальных. С нас требуют пару тысяч российских рублей, выдают две бумажки - страховка и дорожный налог. Потеряна куча времени и сил, да еще и время у них отличается от московского на час вперед.

Выезжаем с таможни почти в 4 утра, очень уставшие, едем в Баку. Спасибо навигатору, который знал, куда надо ехать, потому что отсутствие асфальта вызывало сомнения - а туда ли мы едем в темноте? Оказалось, что едем туда, куда надо, через время въезжаем в городок Quba, который очень напомнил мне Египет - похожие постройки и подсветка зданий. Почти на автопилоте уже на рассвете добираемся до Баку. Ищем отель, заранее посмотренный в интернете на .

Навигатор смело приводит на искомую улицу, на которой нет ни одной таблички с названием улицы и номером дома. Ничего похожего на отель нет, едем по улице и думаем, что же делать... И вдруг видим указатель на наш отель! Сворачиваем к нему, договариваемся о "ночевке" с 7 утра до 14 дня, менеджер высчитывает сумму - получается 90$. Номер большой, чистый, аккуратный - все как на картинке в объявлении, есть холодильник, Wi-Fi, единственный минус - окно закрывается неплотно, периодически свистит ветер. Падаем спать, глаза слипаются. Подъем в 13.00, выезд в 14.00.

Желания смотреть Баку не было совсем (спасибо таможенникам), поэтому сразу стартуем на Грузию. Видами столицы Азербайджана любуемся из окна автомобиля.

Проезжаем мечеть, кирпичные заборы (такое большое их количество, наверное, предполагает активное развитие заборостроительных институтов))))), видим Каспийское море и нефтевышку.

В последнее время путешествия на машине в Турцию обретают всё большую популярность. Основным достоинством является относительно невысокая протяжённость маршрута, а также возможность делать остановки, когда нужно, и наслаждаться местными пейзажами и достопримечательностями, которых встречается на пути движения множество. Рекомендуется ехать в кампании лиц с общими интересами, чтобы любая непредвиденная ситуация не смогла застать врасплох.

Что потребуется для поездки?

Путь не близкий, однако дорога на собственной машине не является проблемой, если позаботиться обо всём заблаговременно. Список необходимых базовых вещей можно представить следующим образом.


Время в пути

Поездка в Турцию через Грузию – смелый шаг. В пути придётся провести от 1 дня до нескольких суток, в зависимости от удалённости места проживания от границы. Наиболее удобен такой вариант путешествия для жителей Приволжского, Центрального, Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

Удалённость и схема движения

На границе Грузии с Турцией располагается пограничный контрольно-пропускной пункт «Сарпи». Именно через него проходит основной поток туристов, мечтающих хорошо отдохнуть и добраться самостоятельно.

Исходная точка Расстояние до КПП «Сарпи», в километрах Время в дороге без остановок
Москва 2 022 27 часов
Санкт-Петербург 2 747 34 часа
Краснодар 688 13 часов
Ставрополь 824 12,5 часов
Ростов-на-Дону 950 16 часов
Воронеж 1 510 23 часа
Самара 2 038 28 часов
Казань 2 263 31 час
Нижний Новгород 2 206 30 часов
Екатеринбург 2 984 41 час

Дорога из центра

При движении из столицы Российской Федерации путь проходит по трассе М-4 «Дон». Дорога идёт до г. Ростов-на-Дону через Воронеж. Данный отрезок пути имеет протяжённость около 1 000 километров. Проехать дистанцию можно за 1 день, а после остановиться на ночлег. Дорога просторная (4 полосы) с отличным дорожным покрытием. На пути встретится 2 участка платной дороги (по 35 и 60 рублей соответственно).

Трасса М-4 «Дон»

Затем необходимо проехать через Кущевскую и Октябрьск до момента пересечения с дорогой Р-217 «Кавказ» через Владикавказ. Дальнейший пусть проходит по трассе A-161 «Грузия-Владикавказ». Особенность данного участка – горная местность с всего лишь двумя транспортными полосами. Трасса имеет множество опасных спусков и подъёмов. Полностью путь займёт около 2 тысяч километров, затем остаётся проехать до Тбилиси ещё 150-170 км. С отечественной стороны дороги хорошие, есть всё необходимое для небольшого перекуса и ночёвки: множество кафе и заправок, гостиниц.

Путь из северной столицы

Самый оптимальный вариант – это движение по трассе М-10 «Санкт-Петербург – Москва» через такие города, как Валдай и Тверь. В Москве нужно по Московской кольцевой автомобильной дороге выехать на М-4 «Дон». Общая протяжённость отрезка – свыше 2 700 километров, поэтому придётся сделать 1-2 ночлега.

Екатеринбург

Практически такую же дистанцию следует преодолеть при движении из Екатеринбурга (около 2 900 километров). Путь начинается с трассы M-5 «Урал» через такие города, как Кыштым и Уфа. Спустя 1 500 километров от момента начала движения, в городе Тольятти, рекомендуется сделать остановку и передохнуть. Путешествие продолжится по трассе Р-228 «Сызрань-Волгоград» и по Р-221 «Волгоград-Элиста» В последний день путешествия путь пройдёт через Северную Осетию и Буденовск до Владикавказа, откуда нужно будет добираться в Грузию по трассе A-161.

Поездка из Самары

Путь не очень близкий – около 1 700 километров. Начало движения по трассе Р-228 «Сызрань-Волгоград», а затем через Владикавказ до Верхнего Ларса. В Волгограде следует остановиться, он славится множеством достопримечательностей и имеет развитый гостиничный бизнес.

Ростов

Данный вариант один из самых коротких. Проехать можно по описанному ранее маршруту «Из Москвы» без остановок. Путь будет пролегать через Армавир и Нальчик.

Заправки и питание

Самые низкие цена на бензин — по всем описанным участкам на пути из Москвы до Владикавказа с постепенным уменьшением стоимости в процессе движения.

Следует отдавать предпочтения известным брендам АЗС (например, Роснефть, Газпром и т. п.), чтобы избежать неприятных ситуаций в пути, так как расстояние до дома значительное и любая поломка повлечёт массу неприятных впечатлений.

На трассах M-4 «Дон», M-10 «Санкт-Петербург – Москва» и M-5 «Урал» множество ресторанов, кафе и мелких быстро обслуживаемых пунктов питания (шаурма, пирожки, чебуреки и т. п.), а также хостелов и гостиниц.

Пересечение российско-грузинской границы

Место въезда в Грузию только одно – это контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс». Работникам таможенной службы необходимо предъявить заграничные паспорта на всех членов поездки, а также технический паспорт и водительское удостоверение. После процедуры досмотра автотранспортного средства (не более 3-5 минут) и выяснения цели поездки возможно будет продолжить движение. При объяснении цели не рекомендуется говорить, что направляетесь в Турцию. Лучше отметить, что движение направлено в Грузию с целью туризма.

Время стояния перед КПП может может существенно различаться. В «жаркие» периоды оно достигает 10-15 часов, а в обычное время не более 50-100 минут. Нужно заблаговременно позаботиться о воде и продуктах питания.

Для въезда в Грузию нет необходимости приобретать международную страховку, а визовый режим отменён ещё в 2012 году.

Движение по Грузии

В данной стране широко развивается туризм. Поэтому на большинстве дорог (особенно по популярным туристическим направлениям) выполнен капитальный ремонт (давность не более 3-5 лет). Однако можно встретить множественные участки бездорожья, основная причина которых – сход селевых потоков. Они периодически разрушают трассы и способны остановить движение полностью. Местные органы власти обычно оперативно решают данные проблемы, но качество дороги заметно ухудшается, да и время в пути возрастает. Например, на трассе от Коби до Гудаури вообще нет асфальта, путь проходит по песочно-земляной полосе. Рекомендуется избегать данного направления, так как можно легко повредить дно автомобиля.

Движение в стране правостороннее. Ограничение скорости в населённых пунктах установлено на отметке 60 км/час, за пределами городов – 70 км/час. На высокоскоростных магистралях разрешено развивать скорость, не превышающую 90 км/час. Рекомендуется выбирать крупные дороги, которые отличаются не только высококачественным покрытием, но и множеством мелких кафе, где можно перекусить и временно остановиться.

Все надписи на околодорожных табличках выполнены на местном языке, а также продублированы на английском. Любые интересные объекты и достопримечательности отмечены коричневым цветом.

Особенность местного населения – особый, «дикий» стиль вождения. Нужно быть внимательным и постоянно следить за дорогой, особенно если автомобиль взят на прокат.

В столице государства самые хорошие дороги и с прекрасной разметкой. В ней рекомендуется задержаться, если нужно сделать остановку и хорошо отдохнуть. Самый маленький номер в гостинице обойдётся не дороже 25-30 долларов США. За эти средства предоставляют помещение с кроватью (если нужно – двуспальной), телевизор, доступ к Интернету, персональный туалет и душ.

Из Тбилиси путь пролегает по трассе «Тбилиси-Батуми». Дорога простирается через множество гор и ущелий. Местные патрульно-постовые службы тщательно следят за соблюдением порядка на дорогах, особенно за транспортными средствами иностранных граждан. Скорость лучше не превышать, штраф за превышение составит – 20 лари или 520 рублей. За общение по телефону за рулём придётся выложить 10 лари или 260 рублей. Данные штрафы – самые низкие в Европе, однако местное население так не считает.

1 литр бензина стоит около 50-60 рублей. Автомойка обойдётся всего в 200 рублей. Из наиболее надёжных и популярных АСЗ хорошо себя зарекомендовала «Лукойл».

Пересечение границы Турции

Есть 2 основных пути – это КПП «Сарпи», располагающийся на прибрежной территории с красивыми пейзажами, и КПП «Вале», который менее популярен и располагается в области Адигено.

Первый контрольно-пропускной пункт всегда забит очередями, простоять в период массового наплыва туристов можно до 5-6 часов. В ночное время очередей обычно не бывает. КПП «Вале» практически всегда свободен. Оба пограничных образования работают круглые сутки. Процедура проверки включает осмотр автомобиля и проверку документов.

Согласно местным принятым правилам таможни, с собой можно взять до 30 пачек сигаретных изделий, не более 1 литра крепкого алкоголя (более 22 градусов) или не более 2 литров менее крепкого напитка. Прочие продукты (чай, кофе, шоколад, конфеты и т. п.) не должны весить свыше 1 килограмма. При провозе таких устройств, как ноутбук, камера, предметы спортивного инвентаря в количестве, не превышающим 1 штуку, лишних вопросов не возникнет.

  • огнестрельное, холодное и прочее оружие;
  • поддельные денежные средства;
  • биологические, химические, ядерные и токсические вещества;
  • пиратскую и незаконную продукцию;
  • порнографию на различных носителях носителях (диски, книги, журналы);
  • наркотические и психотропные компоненты, а так же любые лекарственные вещества, оказывающие психотическое действие.

Если Вы планируете ввезти в Турцию личный автомобиль, то нужно приобрести таможенную лицензию, дающую право на провоз транспортного средства.

Вопросами получения лицензии занимается Министерство туризма и автотранспорта Турции. Документы недееспособны, если:

  • истёк срок действия таможенной лицензии;
  • свидетельство оформлено на другое лицо, отличное от указанного в доверенности.

Специфика движения в Турции

Согласно отзывам большинства туристов, турецкое дорожное покрытие имеет высокое качество. Местные службы отдают вопросам ремонта и возведения магистралей, тоннелей и транспортных развилок значительное внимание, так как хорошо развит туризм. В государстве множество горных дорог с резкими подъёмами, опасными поворотами и крутыми спусками, но они широкие: от 4 до 8 полос. Горные магистрали с серпантинами лучше подходят для транспортных средств с дизельными двигателями и механическими коробками передач, дополнительно такие машины позволят сэкономить до 13-15% топлива.

Дорожные правила Турции гласят, что максимально разрешённая скорость в любых населённых пунктах – 100 км/час, по пересечённой местности – не более 130 км/час. Любые поисковики радаров, разговоры по телефону воспрещены. В стране есть масса бесплатных и платных парковок. Они помечены меткой Park Yeri.

По данным на 2018 год стоимость 95-го бензина составляет около 6,3 лир (69 рублей) за литр, а 95 – 5,8 лир (64 рубля) за литр. Поэтому лучше заранее запастись топливом в Грузии, так как его цена на 10-20% ниже.

Основные плюсы и минусы поездки в Турцию на автомобиле

Столь долгое путешествие имеет массу положительных и отрицательных моментов. К достоинствам следует отнести следующие.

  1. Положительные эмоции. Данный вид поездок подойдёт для людей, которые любят достопримечательности и прочие культурные объекты, делая множество остановок. Поездка на поезде или полёт на самолёте на позволяют увидеть таких красивых мест.
  2. Точность маршрута . Общественный транспорт имеет определённый путь движения, выбор которого определяют исключительно временем в пути.
  3. Спидометр . Турция – высокоскоростная страна, скорость разрешённого движения значительно превышает установленные законом ограничения в России и Грузии.

Минусы также имеются.

  1. Высокие цены на топливо и значительная трата времени . Оплата бензина может отнять до 50-60% общего туристического бюджета. Дополнительным недостатком являются затраты на питание и временное проживание в мотелях. Общественный транспорт экономнее и быстрее.
  2. Трудности с выбором жилья . На месте не всегда удаётся выбрать наиболее дешёвые места для ночлега.
  3. Значительные очереди на границах государств и возможные проблемы с таможенными службами.

Таким образом, путешествие в Турцию через Грузию может стать отличным вариантом, который подарит массу приятных впечатлений, хотя не сэкономит время и денежные средства. Нужно запастись продуктами питания, расходными материалами и запасными деньгами, чтобы из любой неприятной ситуации выйти победителем!

Видео — В Турцию на автомобиле

Как доехать до Грузии на машине в 2019 году из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и других городов? Что нужно для прохождения границы? Нюансы путешествия, необходимые документы, а также отзывы и советы туристов, съездивших в Грузию в 2018 году.

Поездка в Грузию на машине - незабываемое путешествие по Военно-Грузинской дороге, которая не раз признавалась самой красивой горной трассой в мире. Если вы еще не ездили по ней, однозначно пора. Читайте статью и отправляйтесь в путь!

Обратите внимание: единственное законное пересечение российско-грузинской границы по суше - через КПП "Верхний Ларс".

Арендуйте авто - это лучший способ путешествовать! - надежный и удобный сервис проката авто в Грузии. Выбирайте машину на свой вкус и бюджет - выбор большой. Стоимость аренды авто от 23$ в сутки. Появились вопросы? Русскоязычная служба поддержки вам во всем поможет.

Ищите авторские интересные экскурсии на сайтах Sputnik и . Индивидуальные и групповые, без толп туристов и на русском языке.

Маршрут до Грузии из городов России

Как доехать до Грузии на машине

Дорога в Грузию из Москвы

Из Москвы в Грузию на машине путь пролегает по трассе М-4 "Дон" через Воронеж до Ростова-на-Дону. Этот отрезок пути около 1100 км мало чем запоминается. Трасса четырехполосная, с качественным покрытием и парой платных участков (30 и 55 рублей). Согласно отзывам туристов, выехав из Москвы утром, можно за день проехать этот отрезок и встать на ночлег.

Дальше путь пролегает через Кущевскую, Октябрьскую до пересечения с трассой P-217 "Кавказ" (бывшая М-29), через Кропоткин, Армавир, Невинномысск, Владикавказ. Оттуда по трассе А-161 "Владикавказ-Грузия" (бывшая P-301) до границы. Здесь начинается горная местность, всего две полосы для движения, кое-где четыре. Есть опасные участки, спуски и подъемы. Весь путь - около 2000 км. От границы до Тбилиси еще около 200 км по горной дороге. Инфраструктура на российской стороне развита хорошо, есть придорожные мотели, кафе и заправки.

Из Санкт-Петербурга

Оптимально выдвигаться по трассе М-10 "Санкт-Петербург-Москва" через Валдай, Тверь до Москвы. Затем по МКАД выехать на трассу М-4 "Дон" и ехать в республику по вышеописанному маршруту из Москвы. Скорее всего, придется сделать две остановки на ночлег - до границы ехать 2500 км, еще 200 км до Тбилиси, да и прохождение границы может занять время.

Из Екатеринбурга

Такой же длинный путь предстоит проделать на машине из Екатеринбурга - до границы 2600 км. Обычно путешественники начинают свой путь по федеральной трассе М-5 "Урал". Маршрут пролегает через Кыштым, Златоуст, Уфу, Октябрьский до Тольятти. Здесь можно сделать первый перерыв и остановиться на ночлег, затем продолжить свое путешествие по трассе P-228 "Сызрань-Саратов-Волгоград" до Волгограда, и по P-221 "Волгоград-Элиста" через Камышин в Элисту. Третий день путешествия пройдет через Ставропольский край (Буденновск, Новопавловск), Кабардино-Балкарию и Северную Осетию (Майский, Терек, Ардон) до Владикавказа, оттуда до границы по трассе А-161.

Из Самары

До границы ехать 1700 км. Сначала по трассе Р-228 "Сызрань-Саратов-Волгоград". Ночлег можно сделать в районе Волгограда. Далее путь лежит на Элисту, Владикавказ до Верхнего Ларса.

Из Ростова

Из Ростова до границы ехать около 700 км. Теоретически, если не стоять в пробках, то можно уложиться в два дня, с 1 остановкой на ночь. Из Ростова до Владикавказа и Грузии можно доехать по описанному "московскому" маршруту (вторая часть) через Кущевскую, Армавир, Минеральные Воды, Нальчик.

Из Перми

До границы ехать 2500 км, путешествие займет 3 дня. Из Перми нужно выехать на Краснокамскую объездную дорогу и держать путь в направлении Ижевска, далее маршрут проходит через Набережные Челны, Черемшан, Суходол, Тольятти. Тут можно остановиться на ночлег. Затем продолжить путь через Камышин, Садовое, Элисту, здесь можно остановиться второй раз. Третий день путешествия пройдет через Буденновск, Новопавловск, Майский, Терек, Ардон, Владикавказ и до границы.

Горный серпантин, Грузия (Фото © unsplash.com / @dominik_jirovsky)

Прохождение границы

В 2019 году для пересечения границы с Грузией на машине необходимо иметь при себе следующие документы: загранпаспорт (всем пассажирам), техпаспорт и водительское удостоверение (водителю). Международная страховка на машину для въезда в Грузию не требуется. Визы для россиян с 2012 года .

Процедура прохождения границы достаточно простая и обычно непродолжительная - в течение часа. Бывают задержки на российской стороне. Туристы пишут, что некоторые особо торопливые водители с номером региона 15 стремятся проехать без очереди, из-за чего неизбежно возникают стычки с другими водителями. Досмотр авто, как правило, быстрый и беспристрастный.

Дороги в Грузии

Страна развивает туризм, и это видно по дорогам. Практически везде они отремонтированы, по крайней мере, основные туристические направления. Встречаются участки откровенного бездорожья. Такие участки есть на Военно-Грузинской дороге из-за селевых потоков, которые полностью перекрывают транспортное движение. И хотя власти устраняют проблему оперативно, качество дороги страдает сильно.

Согласно отзывам об автомобильных поездках в Грузию за 2018 год, у некоторых путешественников участок пути через Крестовый перевал вызвал откровенный шок: асфальта от Коби до Гудаури практически нет. Это участок с высокой аварийностью, здесь легко пробить днище автомобиля с низким клиренсом, поэтому ехать приходится со скоростью черепахи, и желательно на авто с высокой посадкой. Впрочем, мастерство водителя еще никто не отменял.


Дорожный указатель после Аршы (Фото © med_fassih / flickr.com)

Маршрут путешествия по Грузии на машине

Начало путешествия по Грузии начинается с Военно-Грузинской дороги, где красота окружающих пейзажей просто восхищает. Казбек, Терек, ущелье Дарьяла, арка Дружбы народов, храмы.

Обычно все путешественники начинают осмотр достопримечательностей со столицы - . Дальше маршрут по Грузии на машине может быть следующим: из Тбилиси в Мцхету и Ананури, из Ананури в Телави, оттуда в Греми и Тушети или в Давид-Гареджи.

Можно из Тбилиси съездить в Гори с посещением Уплисцихе, оттуда в Кутаиси, затем в Местиа и Батуми. Некоторые ездят в Боржоми - 160 километров от столицы - попить минеральной воды и посетить рядом пещерный город Вадзиа, Кхервиси и крепость в Акхалтсикхе. Летом очень популярны черноморские курорты: Сарпи, Гонио, Квариати, .

Подборка популярных экскурсий в Грузии:

Отели и квартиры в Грузии

Посмотрите, сколько стоят отели в Грузии летом 2019 года:

Тип Цена в сутки (руб.) Пример
Бюджетный гостевой дом в Кутаиси от 600 ₽ White House Kutaisi
Бюджетный гестхаус в центре Тбилиси от 1200 ₽ Guest House Kato
Отель 3* с завтраками в Старом Тбилиси от 3000 ₽ 7 Baits Hotel
Отель 3* у моря в Батуми от 1700 ₽ Cozy Corner Hotel
Отель 5* у моря в Батуми от 9300 ₽ JRW Welmond Hotel & Casino

Цены на комнаты. квартиры и дома в Грузии летом 2019 года:

Тип Цена в сутки (руб.) Пример
Недорогая комната в центре Кутаиси от 800 ₽ Комната в Кутаиси
Квартира с двориком в центре Тбилиси (2 спальни) от 3000 ₽ Central Tbilisi - Patio Appartment
Квартира в Батуми у моря от 2600 ₽ IOANE HOME
Квартира в Телави (2 спальни) от 2200 ₽ Modern 2 Bedroom Apartment

Мы жили в Тбилиси в центре, у моста мира, в прекрасной квартире в национальном стиле. Высокие потолки, старинная мебель, светильник - очень уютная квартира. Стоила она зимой всего 1700 рублей!


Мы жили в этой теплой и уютной квартире в центре Тбилиси за 1700 рублей в сутки.

Во время поездки в Грузию на машине водителям понадобится немало терпения. По отзывам туристов, в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии многие столкнулись с неприкрытым вымогательством денег со стороны местных работников ДПС. Поэтому лучший способ не попадать в подобную ситуацию - не нарушать.

В горах серпантины, поэтому поезжайте осторожно. К тому же в Грузии отвратительная манера езды. Особенно наглядно это можно увидеть в Тбилиси. Перестроиться с крайнего левого, чтобы повернуть направо, не включить указатель поворота, подрезать другой автомобиль, проехать на красный свет - все это в порядке вещей.

Дороговат бензин - в среднем литр 95 стоит 2,20 лари (по текущему курсу 52 рубля). По отзывам туристов, ездивших в Грузию в 2018 году, с канистрами в страну не пустят, но можно залить полный бак в районе Владикавказа. Кстати, сразу за Верхним Ларсом на дороге нет заправок, обмена валют тоже нет. Первая заправка появится только в Гудаури.

Еда не самая дешевая, но очень вкусная и порции большие. Обедв кафе - 30 лари с человека. Очень хорошее грузинское вино стоит 25-30 лари за бутылку. Помните, что в Россию можно ввезти не более 3 литров алкогольных напитков на персону.

В целом в стране безопасно, можно спокойно ехать в поездку с детьми. Основные магистрали патрулируют полицейские, они же помогут в случае проблемы. Население доброжелательное, многие владеют русским языком, поэтому языкового барьера не ощущается.

(Фото © sergi2190 / flickr.com / Лицензия CC BY-NC 2.0)

Источник вступительного изображения: © vampa_ / flickr.com / Лицензия CC BY-SA 2.0.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх