Капитолийская площадь в Риме и её архитектурные особенности. Римский Капитолий для туриста — от хижины Ромула и Рема до творений Микеланджело Овальная площадь капитолия в риме

Площадь Капитолия в прошлом — центр политической жизни Древнего Рима. Сегодня она является одной из самых целостных и гармоничных римских площадей. Спроектировал ее гениальный Микеланджело Буонаротти.

Вглубь веков

Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio) находится на вершине холма . Во времена Древнего Рима здесь стоял Капитолийский храм. В нем заседал сенат и находился архив, а рядом на площади проходили народные собрания. В XII веке на руинах древнеримского государственного архива – Табулария, семья Корси построила замок, который позже стал дворцом, где заседали сенаторы. В XV веке рядом был построен дворец Консерваторов.

Палаццо Сенатори находится в глубине площади. Его реконструкция была закончена в 1605 г. учениками Микеланджело — Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди. Нижний ярус дворца выполнен из рустикального камня; верхний — разделён пилястрами с классическими коринфскими капителями. Венчает здание ренессансная Капитолийская башня с фигурой Минервы. Она была построена в 1579 году — автором проекта стал Мартино Лонги-старший. В звоннице башни находится колокол, созданный в XVIII веке.

Во дворце Сенаторов сейчас помещается мэрия города. К этому зданию поднимаются по широкой монументальной лестнице, в центральной нише которой обустроен фонтан «Ликующий Рим». Возле ступеней можно увидеть древнеримские статуи, обозначающие реки Тибр и Нил.

Дворец консерваторов

Напротив дворца Консерватории, по другую сторону площади, стоитНовый дворец (Palazzo Nuovo). Дворец строился по проекту Микеланджело с 1571 по 1654 гг. Он изначально предназначался для художественного музея. Экспозиция постепенно так разрослась, что заняла все окрестные здания.

Статуя Марка Аврелия

В центре площади высится мощный монумент Марка Аврелия – работа неизвестного скульптора, которую относят ко II веку н.э. По указанию Папы эту конную статую установили XVI веке вопреки воле Микеланджело, который не предусматривал её в своём архитектурном ансамбле.

Кордоната

На площадь Капитолия ведёт широкая пологая лестница — Кордоната (Cordonata). Вход на ступени охраняют фигуры двух египетских львов из храма Изиды. Посредине подъёма с левой стороны стоит статуя римского политического деятеля — Кола ди Риенцо, изображённого в плаще и с мечом в руке.

На самой верхней площадке лестницы установлены статуи братьев Диоскуров – Кастора и Поллукса. Скульптуры античных героев были найдены в театре Помпея, при раскопках XVI века.

Ещё одна античная статуя была приспособлена архитектором делла Порта под фонтан – это статуя Марфорио (I в. н.э.). Сначала фонтан был установлен перед дворцом Консерватори, но в XVIII веке перенесён во двор Палаццо Нуово.

Как добраться

Капитолийская площадь находятся в пешей доступности от Колизея, Римского Форума и Венецианской площади.
Доехать можно на метро линии В до станции Colosseo;
на автобусе: 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 - до Ara Coeli-Piazza Venezia;
на трамвае 8 до конечной остановки Venezia.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В свою первую поездку по Италии, мы старательно посещали все музеи и достопримечательности по путеводителю. Отметились и в музее Капитолия. В целом, я не очень люблю античные скульптуры, но всё равно было интересно, особенно хотелось увидеть оригинал капитолийской волчицы. В музее также есть отдельная пинакотека с картинами Рубенса, Тициана, Караваджо.

К площади Капитолия ведут две лестницы. Крутые мраморные ступени - их сто двадцать четыре, ведущие к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, были построены в XIV веке как попытка задобрить Деву Марию во времена эпидемии Черной смерти. Они были доставлены с Квиринальского холма и когда-то вели к храму Солнца. До эпохи Возрождения это были единственные ступени, ведущие на Капитолий. Если подниматься по ним, то сразу понятно, что они были устроены для крепких римских икр. Вскарабкаться по лестнице, ведущей к церкви Санта-Мария-ин-Арачели, тяжелее, чем преодолеть сотни мелких ступенек времен Возрождения. Когда архитекторы создавали площадь на Капитолии, они столкнулись с проблемой - сделать подъем, который был бы достоин уже существовавшего древнего пролета и в то же время не соперничал бы с ним. Итак, они сделали не лестничный марш, а что-то вроде пологого пандуса, он начинается рядом с более древни¬ми ступенями, имеет небольшой уклон и легко и изящно ведет к вершине. Что-то в этом есть от вежливости молодого человека, пропускающего старших вперед.





Первое, что вы увидите на площади, - восседающий на коне Марк Аврелий, за ним стоит Дворец сенаторов. Слева от императора - Капитолийский музей, а справа - Дворец консерваторов; оба здания хранят прекраснейшие сокровища Древнего Рима.

Пара цитат Марка Аврелия:
«Вот путь к совершенству - проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».
«Если кто причиняет тебе зло, сразу же постарайся посмотреть на все с его точки зрения, независимо от того, плоха она или хороша. Как только ты поймешь его, тебе станет жаль его, ты не будешь больше удивляться его поступку, ни сердиться на него».
«Что бы кто ни говорил и ни делал, мой долг - быть добрым».
По иронии судьбы, он обязан сохранением своей бронзовой конной статуи на улице Рима великолепной ошибке раннего христианского мира: его перепутали с Константином Великим.





Эта совершенная пьяцца была задумана Микеланджело, хотя и завершена его последователями. Это он перенес Марка Аврелия с Латерана, где тот стоял пятьсот лет, и поставил его на постамент, сделанный из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.

Полюбовавшись на площадь, идём в музей. Музеи размещаются в трёх дворцах Начнём с Нового Дворца.

Венера Капитолийская (слева) . Кто-то, желая спасти «Венеру» от христиан и боясь, что ее отправят в огонь, как языческую богиню, тщательно замуровал ее в тайнике, где она и провела все Возрождение, выйдя на свет совершенно неповрежденной в XVIII веке. Это одна из самых красивых статуй Венеры, хотя и очевидно, что в Древнем Риме не ценили тонкую талию - это достижение Средних веков с их корсетами.





Изготовление мраморных и бронзовых императоров, ве¬роятно, было прибыльным бизнесом в Риме. Лики императоров рассылались государством по городам и весям Империи, подобно тому как фотографии царствующего монарха рассылаются сейчас в британские посольства. Вероятно, ожидали верности, даже от жителей отдалённых мест.


Капитолийская волчица- бронзоваяскульптура, датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает волчицу, вскармливающую молоком двоихмладенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. В 2006 году Анна Мария Карруба, специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла, опубликованные в итальянской газете La Repubblica, указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.
При этом документально зафиксировано было авторство скульптур младенцев Ромула и Рема, очевидно выполненных в другой манере. Их добавил к скульптуре Антонио дель Поллайоло в XV веке.

Статуя Марка Аврелия


Медуза Бернини





Кентавры Фуриетти

Потолки музея





В целом, музей не очень большой, около 2-3 часов там провести достаточно





При написании отчёта использована информация в том числе из книги Генри Мортона "Прогулки по Риму".

Более полная версия рассказа

30-ые гг. XVI в. по поручению папы Павла IIIМикеланджело приступает к проектированию площади Капитолия (на вершине капитолийского холма) в Риме.

Проектирование и строительство площади началось с установки в ее центре конной статуи Марка Аврелия.

Площадь как своеобразная «творческая лаборатория» Микеланджело при строительстве собора Св. Петра.

Новшества от Микеланджело:

1. Четкая симметрия городской площади,

2. Не сплошная, а разомкнутая застройка по периметру,

3. Новая трактовка монумента как самостоятельного элемента площади.

4. Монумент как модуль ордерной системы окружающих зданий.

Вход осуществляется по лестнице-пандусу, врезанной в холм. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Капитолийского музея и дворца Консерватори, образующих симметричный трапециевидный план. В центре - дворец Сенаторов. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.

При малом масштабе (глубина 80 м. ширина от 40 до 60 м.) площадь выглядит монументально.

С точки зрения истории архитектуры на смену Ренессансу приходит Барокко.

Барочные черты в планировке площади:

– аллегорическое значение скульптур, особое мощение (Капитолий как центр античного Рима и Римской Империи);

– Восприятие площади не осевое, а по мере движения по кругу (эллипсу);

– Оптические эффекты (кажущаяся параллельность корпусов; эллипс мощения, сокращающийся в круг; появление статуи Марка Аврелия при подъеме по лестнице и т.п.).

1 – дворец Сенаторов; 2 – Капитолийский музей; 3 – дворец Консерватори (музей редкостей); в центре площади расположен конный монумент Марка Аврелия.

14. Площадь дель Пополо и ее архитектурно-планировочная композиция.

Площадь примыкала к северным воротам города, т.е. к главному въезду в город со стороны Европы.

До XVвека была слабо застроена, была своеобразным «перевалочным пунктом» при въезде в город.

XVIв. Доменико Фонтана в ходе планировочных работ ставит в центре трапецевидной площади обелиск. С площади начинается прокладка трехлучевой системы магистралей.

Вторая половина XVIIв. на противоположной въезду стороне площади строятся две церкви – Санта Мария ди Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи (К. Райнальди и К. Фонтана). Замкнули пространство площади.

В начале XIXв. площадь приобрела Овальное очертание.

Раскрытие улиц небольшое ок. 23 град. (в сумме около 45), что, однако, позволяет видеть все три перспективы в одной картинной плоскости.

(в Версале – раскрытие больше – на пределе восприятия, в Санкт-Петербурге еще больше – невозможно увидеть все три улицы одновременно).

1 – ворота дель Пополо;

2 – обелиск;

3 – церковь Санта Мария ди Монте Санто;

4 – церковь Санта Мария ди Мираколи.

15. Площадь св. Петра в Риме.

Строительство площади началось в XVIIв. под руководством Лоренцо Бернини, длилось ок. 10 лет (1657-1667 гг). (Последняя масштабная постройка периода ренессанса и барокко в Риме).

Размеры осей овала 200 и 130 м. Глубина примыкающей к собору трапеции 125 м.

В начальных эскизах Бернини есть варианты квадратной и круглой (более замкнутой, не барочной) площади.

В свое время место площади было обозначено египетским обелиском (был поставлен Доменико Фонтана за 70 лет до проектирования площади).

Особенности площади (можно отнести к типу «барочной площади»)

1. разомкнутый контур,

2. восприятие не фронтальное, а при движении по кругу,

3. аллегоричность (масштабный овал как символ Колизея)

4. оптические эффекты (изменение пропорций фонтанов, фланкирующих центральный обелиск, иллюзия «обнимающего» пространства галерей).

p.s. (не обязательно)

Некоторые современники Бернини считали площадь не законченной.

Так, в конце 17 в. Карло Фонтана (не путать с Доменико) критиковал проект Бернини, предлагая добавить к площади трапецевидную галерею, завершающуюся колокольней. За колокольней добавлялась аванплощадь в сторону Тибра, с углом раскрытия, соответствующая углу зрения под которым виден собор.

В этом случае, по мнению Фонтана, к площади добавлялась глубина необходимая для целостного восприятия собора.

Если бы проект был осуществлен в Риме бы появилась мощная осевая композиция.

Капитолийский холм (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Согласно легенде, Капитолийский холм - один из семи холмов, на которых возник Вечный город Рим. Мало кто знает, что этот самый важный и значимый холм, оказывается, ещё и самый невысокий и небольшой по площади.

Сегодня Капитолий - центр Рима. И хоть здесь уже давно нет ни храма Юпитера, ни храма Минервы, поток туристов не иссякает ни на один день. Практически всё, что видит современник, создал величайший художник и архитектор Микеланджело Буонарроти. Следуя своему гениальному замыслу, мастер создал Капитолийскую площадь, перестроил фасад Дворца сенаторов, спроектировал знаменитую лестницу Кордоната (Cordonata) из белого мрамора, подняться по которой мечтают все путешественники, оказавшиеся в Риме.

Побывать на Капитолийском холме каждый желающий может совершенно бесплатно. Правда, за посещение музеев и храмов, расположенных здесь, придётся платить. Время посещения холма не ограничено. Но желательно попасть сюда в светлое время суток, чтобы лучше разглядеть всё великолепие Капитолия: воочию увидеть копию конной статуи Марка Аврелия, египетских львов, стоящих у подножия лестницы, базилику Санта-Мария-ин-Арачели.

Как найти: Piazza Aracoeli, близ южного берега Тибра, к северо-западу от Палатинского холма, над расположенном в долине

Капитолийский холм — историческое и значимое место. Две знаменитые лестницы, Капитолийская площадь с дворцами, фонтаном и памятниками, почитаемая базилика Санта-Мария-ин-Арачели – все это находится здесь. Ну и, конечно, отличные виды на Форум и окрестности.

В античные времена (IV в. до н.э.), здесь стоял Капитолийский храм, в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, Юноны и Минервы. Его еще называли просто — Капитолий. В нем заседал сенат и проходили народные собрания. Падение Римской империи привело к разорению и упадку Капитолийского храма. Многие сооружения на холме были разграблены или сожжены, другие - перестраивались. В V веке тут даже пасли коз.

Благодаря визиту испанского короля Карла V, Капитолийский холм в 1536 году был перестроен по указу Папы Павла III. Разработать новый проект поручили Микеланджело Буонарроти. До конца осуществить задуманное мастер не успел. Дело продолжили его ученики. В 1654 году площадь приобрела окончательный вид, который сохранился до наших дней.

Достопримечательности Капитолийского холма

Лестницы

Сегодня подняться на холм можно по 3 лестницам. Широкая Кордоната (Cordonata) располагается в центре и ведет к Капитолийской площади. Снизу ее «охраняют» мраморные египетские львы, а вверху — 2-е большие статуи сыновей Зевса, Поллукса и Кастора. На середине маршрута сбоку от балюстрады стоит бронзовая фигура на кирпичном постаменте в плаще с капюшоном, закрывающим лицо, с посохом. Это статуя народного трибуна Кола ди Риенцо. Вдоль балюстрады установлены статуи императора Константина и его сына, скульптуры с фонтана «Трофеи Марио» и верстовые столбы с Аппиевой дороги.

Крутая лестница слева (если смотреть снизу) от центральной из 124 ступенек была создана по проекту Лоренцо Симоне ди Андреоццо в XIV веке. Она ведёт к храму Санта-Мария ин Арачели. С этим маршрутом связано удивительное поверье – считается, что если пройти его полностью на коленях и подняться таким образом до самой церкви – непременно выиграешь в лотерею.

А если отойти немного правее от Кордонаты, то увидите неприметную пологую лестницу. Ей пользуются местные жители.

Наверху простирается В центре высится мощный монумент Марка Аврелия – работа неизвестного скульптора, которую относят ко II веку н.э. В XVI веке по указанию Папы эту конную статую установили на площади, вопреки воле Микеланджело, который не предусматривал её в своём архитектурном ансамбле.

Возле дворца установлена легендарная Lupa Capitolina – Капитолийская волчица (копия скульптуры, оригинал помещен в ). Во дворце Сенаторов располагается мэрия Рима.

По двум сторонам площади мы видим одинаковые величественные фасады. Это дворцы и , в которых размещаются Капитолийские музеи.

Дворец Кафарелли

Дворец Кафарелли (Palazzo Caffarelli) (XVI века) занимает самое высокое место на Капитолии. Сегодня он относится к Капитолийским музеям, и в нем размещены экспозиция монет, старинные фрески и коллекция Сантарелли. Построен дворец на месте храма Юпитера Капитолийского. Когда-то здесь хранились все ценности мира, добытые римскими легионерами. Военные трофеи приносили в дар Юпитеру Величайшему. Сюда на золотой колеснице приезжали полководцы. К культовой статуе Юпитера они возлагали золотые венки. Во внутреннем дворе нынешнего здания, в павильоне за стеклом, видна кирпичная кладка – это всё, что осталось от великого строения. Внизу, на площадке (вход туристам туда, к сожалению, запрещён), видны фрагменты колонн, несколько скульптур и остатки рельефов, некогда украшавших Капитолийский храм.

Базилика Девы Марии

Инсула Арачели, фото Lalupa

На Капитолии от античных строений осталась Инсула (II в. н.э.) – древнеримская многоэтажка, где квартиры сдавались в наем. Ее руины находятся рядом с лестницей, ведущей к базилике, у подножия холма.

Мамертинская тюрьма

Помещение тюрьмы и алтарь в честь апостолов, фото Chris 73

Мамертинская тюрьма (Carcere Mamertino) (VI-IV вв. до н.э.) — тюрьма древнего Рима, 2-этажное подземное сооружение в северной части холма, где ждали казни преступники. По легенде именно здесь провели свои последние дни апостол Павел и Петр. В подземелье был установлен небольшой алтарь с фресками святых. В IV веке тюрьму закрыли, и сюда потянулись паломники поклониться святым. А в XVI веке над этим местом построили церковь св. Иосифа Плотника. Сегодня вход в подземелья бывшей тюрьмы свободный и бесплатный.

Как добраться

До Капитолийского холма можно дойти пешком минут за 10-20 от Колизея, Римского Форума или Венецианской площади;
доехать на метро линии В — станция Colosseo;
на автобусе 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 130F, 160, 170, 628, С3, №9 — до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia;
на трамвае 8 до остановки Venezia.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх