Какая погода в Греции в августе: температура воздуха и температура воды. История древней греции Что было в древней греции

Древняя Греция являлась достаточно развитым государством, поэтому в свое время по данному параметру она опережала многие мировые страны, сформированные в ту эпоху. Исследователи доказали, что в Греции в период с VIII по VI до нашей эры (архаический период) активно развивалась архитектура, живопись, монументальная скульптура. Немало было греческих философов и поэтов данного времени, которые внесли неоценимый вклад в развитие культуры человечества. Кратко о Древней Греции мы и поведем речь в статье. Много информации дошло до нашего времени. Но сложно понять, что является выдумкой, а что было на самом деле. Но все же историки собрали и проанализировали всю информацию, на основании которой мы и составили краткий рассказ.

Легенды Древней Греции

О данном государстве сложено достаточно много различных рассказов, повествующих о чем-то невероятном из того исторического периода. Все мифы Древней Греции связаны либо с религией, либо с необычными поступками известных людей.

Перечислить все сказания в одном обзоре достаточно сложно. Список мифов и легенд Древней Греции довольно длинный. Они подробно описаны в древних трудах тогдашних писателей. Сейчас такие мифические герои, родившиеся благодаря данным повествованиям, как Гефест, Геракл, Дионис, Аполлон, Аид и многие другие, обрели популярность мирового масштаба. Про них создают мультики и художественные фильмы, описывают в современных книгах и журналах какие-либо интересные домыслы, пишут картины с изображениями.

Конечно, на данном этапе сложно отделить мифы Древней Греции от реальной истории, произошедшей в тот далекий временной промежуток. Очень много там было изложено информации, которая кажется какой-то фантастической и может современным человеком восприниматься как какой-либо вымысел, рожденный богатым воображением самого рассказчика.

Однако может быть и так, что некоторые события были взяты из реальности и пересказаны из уст в уста, а затем записаны в определенной книге. Ведь литература - главный источник информации для следующий поколений людей. Поэтому все то, что там записано, передается из поколения в поколение весьма успешно. Возможно, некоторые правдивые факты об истории развития Древней Греции как раз дошли и до нас.

Боги

Религия Древней Греции основывалась на собственном представлении о загробном мире. Люди, населявшие данную страну, свято верили в то, что каждое отдельное божество, которому они так искренне преклонялись и верили в его существование, отвечает лишь за определенную силу либо стихию.

Среди наиболее известных богов Древней Греции, которых прославлял тот народ, можно выделить следующих основных:

  1. Зевс - считался главенствующим божеством в религиозном мировоззрении жителей Древней Греции. Тогда люди считали, что именно Зевс руководил действиями всех остальных Богов и являлся для них главенствующей силой.
  2. Посейдон - занимал второе место по значимости и руководил морской и водной стихией. Во многом такие явления, как землетрясения и извержения вулканов также тесно связывали с именем этого Бога.
  3. Аид - заведовал подземным миром усопших, так называемым «царством мертвых». Вместе с Зевсом и Посейдоном занимал главенствующее значение в религиозной иерархии у древних греков.
  4. Аполлон - покровитель всех творческих людей и главный их вдохновитель для создания искусственных произведений.
  5. Артемида - сестра Аполлона, владычица всего растительного мира.
  6. Афина - считалась ответственной за развитие науки и за познание человеческой мудрости.
  7. Арес - Бог войны. К его помощи обращались перед масштабными сражениями и военными походами.
  8. Афродита - являлась покровительницей любви и красоты.

Помимо перечисленных божеств, люди поклонялись перед многими другими идолами, в которых так свято верили. Боги Древней Греции выполняли религиозную функцию весьма исправно. И та вера, которая присутствовала в этой стране, помогала людям и в быту, так как придавала им силы в преодолении жизненных трудностей и неиссякаемую веру в конечный успех!

Общественный строй

Органом власти в Древней Греции (кратко история развития изложена в статье) выступал специальный совет, в состав которого входили старейшины родов. Военными начальниками были здесь басилеи, на которых помимо основных военных функций возлагались и иные обязанности - ведение судебных и жреческих дел.

Для того чтобы разделить людей на классы, внутри древнегреческого государства практиковался процесс обучения определенных лиц многим наукам. Это давало свои плоды, так как позволяло данной категории людей стать более развитыми и занимать важные государственные посты.

Другие классы Древней Греции, которые являлись менее зажиточными, активно занимались земледелием. Еще к одному классу причисляли людей-ремесленников.

Аристократы со временем стали существенно ограничивать общественную власть племенных басилеев, сводя их функции к минимуму. Поэтому важная доселе должность басилевса частично утратила свою значимость. Во главе страны стали править представители благородных архонт.

В Афинах каждый год избирали 9 архонтов среди местных аристократов. Совет старшин (Ареопат) пополнялся исключительно из архонтов и принимал важные государственные значения.

Развлечения и быт

Игры в Древней Греции имели важное значение, так как олицетворяли культуру всего государства и передавали устоявшиеся традиции следующим поколениям.

Для того чтобы в тавернах было весело, в эти заведения привлекались музыканты, акробаты и танцоры. В качестве развлекательной программы использовались различные состязания. Это могли быть даже бои птиц, животных. Также весьма популярной в тот период была игра коттаб. Ее особенность заключалась в том, что участнику такого необычного соревнования нужно было суметь выплеснуть оставшееся вино в чаше таким образом, чтобы им же попасть по определенной мишени.

Также популярными играми у древнегреческого народа являлись состязания в кости, а также Олимпийские игры. В последних участвовали исключительно мужчины, а женщинам разрешалось лишь создавать развлекательные программы, основанные на песнях и танцах.

На Олимпийские игры съезжались массово люди и из других стран. В связи с тем, что туристов было всегда много, греки заранее продумывали развлекательную программу и места, где разместить приезжих гостей. Данные традиции присущи и в нашем современном мире, а свое начало они как раз и берут из Древней Греции.

Театральные представления также пользовались среди греков особенным успехом. Очень часто они устраивались в честь Бога Диониса, отвечавшего за такую отрасль, как виноделие. На саму организацию данных мероприятий жители Афин не скупились, так как считали театральные постановки государственной гордостью.

Широкое разнообразие искусства

Искусство Древней Греции весьма многогранно по своей сути. Здесь в свое время проживало огромное количество талантливых людей, внесших большую лепту в развитие той либо иной отрасли.

В искусстве греки пытались изобразить человека, совершенного во всем. Это и красивый внешний вид, а также чистота и благородство нравов. Тогда именно идеалистический образ был в основе многих творений, созданных в ту далекую эпоху.

Уникальность искусства Древней Греции состоит в том, что его история слагается сразу из нескольких основополагающих периодов, которые подразделяются на:

  1. Эгейскую эпоху (III - II до нашей эры) - отличалась особенной яркостью в росписи дворцов и стен. Именно в эти годы была воспроизведена в полной мере культура Крита, которую назвали минойской. Прекрасным памятником культуры стал Кнооский Дворец, занимавший площадь 16000 квадратных метров.
  2. Гомеровскую эпоху (XI - IX век до нашей эры) - наблюдается рассвет художественного ремесла, при этом происходит своеобразная переоценка прежних ценностей. Начинают особенно уважать ремесленника, способного хорошо изготовить те или иные вещи. При этом главенствующим трендом данного времени следует считать создание какого-либо нового изделия.
  3. Архаическая эпоха (VIII-VI век до нашей эры) - запомнилась историкам своим стремительным развитием поэзии и глобальным изменением мировоззрения. В данную эпоху греки активнее начинают смотреть на мифологию. Также весьма быстрыми темпами развивается и усовершенствуется музыкальное искусство.
  4. Классическая эпоха (V-IV до нашей эры) - у общества происходят бурные изменения в социальном, а также политическом взгляде на жизнь. Благодаря этому толчку в искусстве греки стали более тонко изображать художественные формы собственных произведений. Афины фактически превратились в центр античной культуры и здесь все активнее проводят спортивные состязания, осуществляются театральные представления и организовываются различные масштабные праздники.
  5. Эллинистическая эпоха (окончание IV - начало I века до нашей эры) - значительно расширяется кругозор творческих личностей, в результате чего их труды становятся более совершенными по содержанию. В эти годы обществу удалось достичь небывалого прогресса в науке и технике, что выразилось в обширных военных походах и проведении массовых научных путешествий.

Особенности архитектуры

При строительстве различных сооружений жители Древней Греции чаще всего использовали камень. Храмовая архитектура базировалась на применении мягкого камня либо известняка. Именно из него был возведен в Афинах Акрополь. Произошло это знаменательное событие в VI веке до нашей эры. Данный храмовый комплекс уникален тем, что он возвышается 156 метров над уровнем моря. При этом он вмещает в свой состав такие основные части:

  1. Храм Богини Победы.
  2. Парфенон.
  3. Эрехтейон.

А вот жилые дома Древней Греции в большей степени строились из обожженного кирпича. Причем все данные сооружения были достаточно невелики - все они строились в один либо максимум в 2 этажа. С наружной части все дома обычно покрывались специальными каменными плитами.

В качестве перекрытий выступали деревянные балки, однако чуть позже их успешно заменили на каменные. Саму каменную кладку укрепляли при помощи металлических скоб или шипов.

Среди архитектурных объектов Древней Греции можно также выделить различные стадионы, музеи и гимназии. Причем построены они достаточно качественно и с соблюдением тогдашних технологий. Поэтому фактически все достопримечательности Древней Греции и по сей день радуют глаз многих туристов, а также истинных ценителей красоты!

Знаменитые литературные произведения древнегреческой эпохи

Писатели древнегреческой эпохи явили миру ряд интересных литературных произведений, которые и поныне пользуются немалой популярностью среди читателей. Наиболее прославилась в этом плане поэзия благодаря фундаментальным трудам Гомера. Именно с помощью его в то время активно развивалась эпическая форма данного литературного стиля. Чего стоят только два известных произведения - «Одиссея» и «Илиада». Они воплотили в себе огромную мудрость и большие познания, а также мастерски воспевают подвиги главных героев.

Несколько позже в Древней Греции литература приобрела лирическую направленность. Изначально эта поэзия воспевалась под звуки лиры, однако до наших дней такая форма исполнение фактически не сохранилась.

А вот басни в древнегреческом государстве в свое время также были весьма популярны - было это примерно в VI веке до нашей эры. В основном они затрагивали тематику коротких анекдотов про различных животных и их отношения между собой. При этом описывались эти истории таким образом, что были понятны совершенно для всех. Читатель, ознакомившийся с ними, задумывался о морали и размышлял на данную тему.

Известные достопримечательности

Даже сегодня можно познакомиться со многими достопримечательностями Древней Греции. Все они остались с момента ее существования. Их достаточно много, поэтому судить о том, какие из них являются наиболее ценными в историческом или культурном аспекте - неблагодарное дело, так как у каждого человека на этот счет может быть свое индивидуальное мнение.

В 500 году до нашей эры на самой вершине скалы был оборудован Храм Посейдона. Этот объект расположен в 30 километрах южнее Афин - на мысе Сунион. В наши дни можно лишь рассмотреть несколько колон той великой достопримечательности. На одной из них весьма отчетливо высечено имя Лорда Байрона. Нанесено оно было в 1810 году во время пребывания этого знаменитого писателя в Афинах.

Древняя Олимпия расположилась в западной части полуострова Пелопонес. Согласно легендам, именно здесь состоялись самые первые в истории человечества Олимпийские игры. Тогда они якобы проводились в честь Бога, покровительствующего небесам. В свое время в Олимпии археологи смогли обнаружить огромную статуэтку с изображением Зевса. Создана она была из слоновой кости и золота.

Гробницы города Вергина располагаются относительно недалеко от Салоников - примерно в 50 милях. Здесь было обнаружено множество необычных усыпальниц. В одной из них находился золотой саркофаг - одна из наиболее ценных реликвий Греции.

Историческое развитие и значение

Какое же значение для современного народа имел древнегреческий период? История Древней Греции весьма многогранная по многим основным моментам. Если посудить о народах, населявших данную территорию в древности, то можно сказать, что они вносили свою «изюминку» в развитие этой давней цивилизации.

В конце IV века до нашей эра после распада Персидского государства был образован на территории Греции эллинистический строй. В те годы греческий мир был весьма обширен и охватывал огромную территорию - от Сициии до Северного Причерноморья.

Однако основным периодом развития Древней Греции считалась по праву Эгейская эпоха. Именно тогда и зарождались основы государственности и культурные ценности страны. Осуществлялось это благодаря ахейским племенам, которые густо населяли данный край. Однако под напором дорийских племен, которые шли из современной Македонии, во II тысячелетии до нашей эры ахейцы вынуждены были покинуть здешнюю местность и переселиться в горную местность.

В I тысячелетии до нашей эры потомки ахейцев успешно проживали в горах Аркадии, а также на Кипре. Встретить их еще можно было в малоазиатской области Памфилии.

Историческое значение Древней Греции для современного мира достаточно велико. Благодаря спортивным традициям, которые зарождались в тот период, в нашем мире до сих пор остаются актуальными масштабные олимпийские состязания. Причем престиж участия в них спортсменов достаточно велик, а за победу в тех или иных видах медалисты удостаиваются зачастую различных поощрений на государственном уровне.

Также литература Древней Греции сыграла большую роль в осмыслении человеческого бытия. Ведь греки верили в загробную жизнь и в существование Бога. Поэтому согласно их учениям тогда и развивалась религия, которая затем успешно трансформировалась в различные направления.

Современный взгляд на эти исторические события

Взгляд современных историков на эпоху Древней Греции весьма разнообразный. Некоторые считают, что тот культ божества, который активно пропагандировали греки, достаточно наивен. Иные, наоборот, относят данное необычное мировоззрение к залогу будущего успешного развития государства.

На искусство разных древнегреческих эпох также каждый может смотреть по-разному. Кому-то все те архитектурные творения, картины либо литературные произведения могут показаться не креативными и лишенными собственной «изюминки», а иным, наоборот, они представляются шедевром, высшим творческим проявлением тогдашних мастеров!

Но в любом случае без исторического периода, связанного с развитием Древней Греции, крайне сложно представить современное общество в том виде, в котором оно сейчас находится. Фактически такие крупные древние государства, как Греция и Рим стали главными «локомотивами» человеческого прогресса!

Зарождение греческого зодчества относится к концу 2-го и началу 1-го тысячелетия до н. э. Это была заключительная стадия греческого «варварства», конец героической эпохи, поэтически отраженной в гомеровском эпосе, окончательные формы которого сложились, однако, лишь на рубеже IX и в VIII вв. до н. э., когда в недрах первобытнообщинного строя складывались элементы рабовладельческого общества.

Характеризуя общественное устройство греков героической (или гомеровской) эпохи, Энгельс пишет: «В поэмах Гомера мы находим греческие племена в большинстве случаев уже объединенными в небольшие народности, внутри которых роды, фратрии и племена все еще вполне сохраняли свою самостоятельность. Они жили уже в городах, укрепленных стенами; численность населения возрастала вместе с ростом стад, расширением земледелия и появлением ремесла; вместе с тем росли имущественные различия, а с ними и аристократический элемент внутри древней первобытной демократии»* (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, с. 104).

Процесс разрушения явился следствием постепенного прогресса производительных сил, ремесел, а также торговли, с развитием которых увеличивается имущественное неравенство и растет рабство. Непрестанные войны и пиратство, ограничивавшее развитие торговли, сами по себе также способствовали накоплению богатств в руках общественной верхушки. Понемногу разрушалась и общинная собственность на землю, лучшие наделы которой стали переходить в частное владение родовой знати.

Уже в начале 1-го тысячелетия до н. э. примитивное экономическое и социальное равенство первобытнообщинного строя было безвозвратно утеряно. К концу рассматриваемого периода в греческом обществе явно наметились различные социальные группы, постепенно превращавшиеся в классы. Родовой строй не отвечал более изменившимся социально-экономическим отношениям, а с конца VIII и на протяжении VII в. до н. э. в наиболее развитых греческих общинах сложилось классовое рабовладельческое государство. Это характерный для античной Греции полис, или город-государство с республиканской формой правления. Господствующее положение в раннем полисе принадлежало старой родовой аристократии (евпатридам), в руках которых сосредоточивались большие богатства (земля, скот, рабы). Но основную массу населения городов составляли свободные ремесленники, земледельцы, торговцы, моряки (в приморских городах), составлявшие демос. Развитие греческого города в некоторых общинах было связано с так называемым синойкисмом, т. е. объединением жителей ряда тяготеющих друг к другу общин в поселения (например, в Афинах). Часто вновь избранным хозяйственным центром общины был древний укрепленный родовой поселок, превращавшийся в город.

Каждый, даже самый небольшой полис представлял собой суверенное государство, изредка вступавшее для ведения войн или осуществления хозяйственных и культурных задач в договорные союзы со своими соседями. Между крупными полисами нередко велась борьба за влияние в этих объединениях. Небольшие размеры государства делали очень тесной связь государственных и личных интересов граждан и способствовали их деятельному участию в государственных делах. Общественный быт явно доминировал над семейным. Благополучие родной общины было для эллина его личным благополучием, ее крушение - гибелью: побежденный город обычно разрушался, мужчины истреблялись, женщины и дети продавались в рабство.

Размеры древнегреческих государств были так невелики, что на одном Балканском полуострове они насчитывались десятками. Территория полиса нередко имела в длину и в ширину несколько десятков километров.

Одним из важнейших источников для изучения культуры древнейшей эпохи и, в частности, зодчества является гомеровский эпос.

Поэмы Гомера свидетельствуют о том, что уже к началу 1-го тысячелетия до н. э. в сознании народа сложились законченные антропоморфные образы греческой мифологии, служившей впоследствии почвой и основным источником для всего греческого искусства, в частности для развития храма как дома человекоподобного бога, и героона - святилища, посвященного богоподобному человеку-герою.

Гомеровские поэмы говорят о высоком развитии художественных ремесел, в особенности техники обработки металлов, по-видимому, развивавшей традиции микенской эпохи.

Греческое искусство того времени известно главным образом по вазовым росписям, в которых наряду с пережитками микенского орнамента появляются новые, чисто эллинские декоративные мотивы, составившие основу греческого орнамента. Наряду с древнейшими образцами строгого «геометрического» стиля появляются вазовые росписи так называемого ориентализирующего стиля, отражавшего многообразные восточные влияния, характерные для ионического искусства этой эпохи. Известны многочисленные центры их производства, возникавшие к концу рассматриваемого периода в Греции (Коринф) и на островах (Родос, Самос и др.).

Глава «Греция в конце 2-го и в начале 1-го тысячелетия до н.э» подраздела «Архитектура Греции древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона.

Которая, в свою очередь, донесла свою культуру почти до каждого европейского народа. Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного,Чёрного и Азовского морей.

География

Территориальное ядро - южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

Карта, показывающая основные регионы материковой Древней Греции и прилегающие «варварские» земли.

На северо-западе граничила с Иллирией , на северо-востоке - с Македонией , на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), а на востоке - Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона - Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес . Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания , Этолия , Локрида Озольская, Дорида , Фокида , Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия , Мегарида и Аттика . Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком .

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия , которая граничила на западе с Элидой , на юге с Мессенией и Лаконией , на севере с Ахайей , на востоке с Арголидой , Флиунтией и Сикионией ; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия . Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные - Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага - Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря. Балканская Греция в основном - гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные - Амбракийский , Коринфский , Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический , Малийский и Пагасейский).

Природные условия

Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа (Лакония, многие острова), а также серебра (Аттика, Фасос, Сифнос), меди (Эвбея), золота (Фессалия, Фасос, Сифнас), свинца (Кеос), белого мрамора (Аттика, Парос), темно-синей глины (Аттика)

Периодизация

В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

  1. Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит , где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
    1. Минойская цивилизация (Крит):
      1. Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
      2. Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
      3. Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса , широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
    2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):
      1. Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
      2. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
      3. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.
  2. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
    1. Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) . Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
    2. Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
    3. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
  3. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
    1. Первый эллинистический период (334-281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
    2. Второй эллинистический период (281-150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
    3. Третий эллинистический период (150-30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.

Крито-микенский период

Ранний этап истории Древней Греции носит название крито-микенский, или эгейский: цивилизации бронзового века (от 3.000 до 1.000 гг. до н.э.) на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получили общее название Эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на Крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя Минойскую и Микенскую цивилизации. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря - на острове Крит и полуострове Пелопоннес (города Микены , Пилос , Тиринф). Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.

Толчком к началу исследований английского археолога Артура Эванса на Крите послужили сюжеты древнегреческих мифов о мастере Дедале , что построил в Кноссе для царя Миноса дворец-лабиринт, и о герое Тесее , что победил жителя лабиринта Минотавра и нашел обратный путь с помощью «нити Ариадны ». Микены открыты Генрихом Шлиманом после раскопок в Малой Азии, где он отыскал легендарную Трою.

В конце III - начале II тысячелетия до н. э. самым могущественным было Критское царство - талассократия , которое занимало исключительно выгодное географическое положение и обладала сильным флотом. Критские мастера тонко обрабатывали бронзу, но не знали железа, изготавливали и расписывали керамическую посуду изображениями растений, животных, людей.

Красная колоннада Кносского дворца

По сей день поражают руины царского дворца в Кноссе. Он представлял собой многоэтажное сооружение, большинство помещений которого соединены сложной системой переходов, коридоров, которые никогда не имели внешних окон, а освещались через специальные световые шахты. Во дворце действовала система вентиляции и водоснабжения. Стены украшены фресками. Одна из самых знаменитых - «Парижанка » (в настоящее время в коллекции Археологического музея Ираклиона) - так Артур Эванс назвал изображение молодой женщины с темными вьющимися волосами.

Дворец был центром политической и религиозной жизни государства Миноса. Поклонялись критяне богине Деметра , ей служила верховная жрица - дочь Миноса, которую могут изображать большая и малая статуэтки Богиня со змеями . Другие артефакты указывают на то, что в религиозных представлениях центральным был культ быка как олицетворение Посейдона - бога-громовержца (Крит и прилегающие острова часто страдали от землетрясений): крышу дворца украшали монументальные изображения рогов, в виде головы быка изготовляли ритуальные сосуды, на одной из фресок изображена игра акробатов с быком - Таврокатапсия . Кносс был разрушен в результате извержения вулкана на острове Тира , и Крит потерял свое доминирующее положение.

Так с середины II тысячелетия до н. э. центром греческой цивилизации стали Микены , населенные греками-ахейцами . Его окружали мощные оборонительные стены, сложенные из огромных, грубо отесанных каменных блоков. Главные Львиные ворота украшала треугольная стела с рельефным изображением двух львиц. Генрих Шлиман нашел также золотую усыпальницу микенских царей - гробницу Атрея , которая представляет собой расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами. Микены возглавили ахейцев в Троянской войне , воспетой в «Илиаде », которая приписывается авторству Гомера .

Исчезновение микенской культуры в XII веке до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен , среди которых все еще господствовал родовой строй. Порабощение дорийцами коренных жителей привело к упадку греческих городов и их культуры, в частности к потере раннегреческой письменности (так называемое критское письмо).

Полисный период

Тёмные века

Уже в VI веке до н. э. разворачивается борьба демоса против аристократии, в руках которой была сосредоточена земля. В Афинах архонт Солон ввел ряд реформ, в том числе отменил долговое рабство, что заложило основы афинской демократии . Однако сопротивление аристократии был настолько упорным, что обуздать его могло только оружие. Так в греческих городах сформировалась особая форма тирании, которая имела целью защиту крестьян и ремесленников: в Коринфе - тирания Кипсела и Периандра ; в Афинах - тирания Писистрата и дальнейшие реформы Клисфена , на Самосе - тирания Поликрата , а также тирании городов Сикиона, Милета, Эфеса и т. д.

В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство , независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах . В то же время в олигархической Спарте , на Крите и в Аргосе сохранились определенные черты родового строя, а в общинах Этолии, Акарнании и Фокиде - натуральное хозяйство. На фоне такого многообразия и по политическим, и по экономическим показателям греческие города начинают соперничество, возникает Пелопоннесский союз , возглавляемый Спартой - военный союз городов Пелопоннеса для совместного ведения войн и подавления восстаний илотов.

Классический период

Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V-IV века до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины , которые стояли во главе Делосского союза среди полисов островов Эгейского моря, его западного, северного и восточного побережий. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель, полководец, сторонник демократической партии Перикл , который 15 раз избирался стратегом . Этот период известен в историографии как «Золотой век Перикла », хотя он был относительно недолгим.

Перенос казны Делосского союза из Делоса в Афины, взимание платы - фороса - с союзников, ограничение свободной торговли на море, карательные экспедиции, клерухии - все это вызвало у союзников возмущение и желание освободиться от обязательств. Параллельно назревали и конфликты вне союза: экономическая борьба между Афинами и Коринфом в сфере торговли, со Спартой - за главенство в Греции. В 431 до н. э. началась самая масштабная война в истории Древней Греции - Пелопоннесская война , что закончилась сокрушительным поражением Афин, потерей владений и привилегий, а Спарта установила свою гегемонию.

Нарастал «кризис полиса»: рос внутриполисный антагонизм между бедными и богатыми; прославлялись метэки (чужеземцы в полисе), распространение рабства не давало возможности найти наемный труд, единственным средством существования оставалось ведение войны (поэтому нередко греческие наемники воевали и в армии персов). Частые междоусобные войны еще более ослабляли полисы, они уже не были способны защитить своих граждан. В конце концов 395 до н. э. вспыхнула Коринфская война , в результате которой Персия навязала грекам унизительный Анталкидов мир , за выполнением которого должна была следить Спарта. Таким образом, она становилась главным врагом, для борьбы со Спартой был создан Второй афинский морской союз . Хотя Фивы побеждают Спарту при Левктрах, попытка Афин навязать свою волю приводит к новой Союзнической войне, и союз распадается.

В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония . Царь Филипп II Македонский последовательно завоевывает Фессалию, Фокиду, Халкиду и Фракию. Антимакедонская коалиция, идеологом которой выступал Демосфен , потерпела сокрушительное поражение в битве при Херонее 338 до н. э. К 337 до н. э. был создан Коринфский союз греческих государств во главе с Македонией, везде были введены македонские гарнизоны и установлены олигархические режимы.

Эллинистический период

См. также: Эллинистический период

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - этап эллинизма - начинается с походов Александра Македонского (IV век до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В свою очередь, покоренные народы были носителями собственной древней культуры и сами влияли на античную культуру.

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Империя Александра распалась сразу после его смерти в 323 до н. э. Долгая борьба диадохов и их преемников - эпигонов - привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (крупнейшими из них были монархии Селевкидов , Птолемеев и собственно Македония). Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз , Этолийский союз , некоторый период - Спарта), которые продолжали оспаривать господство в Греции.

В большинстве государств при власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267-261 годы до н. э., названа в честь афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став полностью зависимыми от Македонской монархии. Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против нее боролись два новых мощных союза - Ахейский (восстановлен около 280 до н. э.) и Этолийский (создан около 320 до н. э.).

Культура Древней Греции

Мифология

Объединяющую, формообразующую роль для всей древнегреческой культуры играла мифология. Она начала складываться еще в крито-микенский период. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи - земли и Урана - неба появились титаны , старшим был Океан , младшим - Кронос . По мифологии Кронос решил отомстить своему отцу за то, что он заточил его братьев циклопов в тартаре . Пока Уран спал, Кронос нанес ему тяжелый удар и стал царем всех богов. Дети Кроноса - боги во главе с Зевсом в жестокой схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

Человечные, проникнуты гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. Мифология древних греков осуществила решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии . В эпоху Возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес.

Наука

Основная статья: Древнегреческая наука

Уже в древнегреческой мифологии было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом уровне были продолжены учеными Древней Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.

Непреходящее значение имеет античная философия . В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов - о происхождении Вселенной, о природе человека.

Отличительной чертой философских произведений эллинистического времени, когда разорвался довольно замкнутый мир греческих полисов , является усиление внимания к отдельному человеку и его проблемам. Философия Эпикура своей задачей видела освобождение человека от страха перед смертью и судьбой, он отрицал вмешательство богов в жизнь природы и человека, доказывал материальность души. Жизненным идеалом философской школы стоицизма были невозмутимость и спокойствие, которые должен сохранять человек в противовес изменяющемуся миру. Основной добродетелью стоики считали понимание (то есть знание того, что есть добро и зло), мужество и справедливость.

Историческая наука Древней Греции прежде всего ассоциируется с именем Геродота . Он много путешествовал: посетил Малую Азию, Древний Египет, Финикию, разные города балканской Греции, побережье Черного моря, где собирал, в частности, сведения о скифах . Главный труд Геродота - «История », которая посвящена важнейшему политическому событию греческой истории - греко-персидским войнам . Несмотря на то, что «История» не всегда отличается целостностью и полной научностью, факты, которые приводятся в ней, преимущественно достоверные. Именно Геродот дает первое в античная античной литературе системное описание жизни и быта скифов .

Довольно рано стали обобщаться медицинские знания. Верховным покровителем медицины, богом-целителем считался один из олимпийских богов - Аполлон . Богом собственно медицины стал Асклепий , причем немало ученых сейчас считают, что у этого мифологического персонажа был исторический прообраз, реальный искусный врач. В Греции сложилось несколько научных медицинских школ, самые известные - Книдская (город Книд) и Косская (на острове Кос). Представителем последней был Гиппократ , живший в классическую эпоху. Его рассуждения о причинах болезней, о четырех темпераментах , о роли прогноза при лечении, о морально-этических требованиях к врачу осуществили большое влияние на дальнейшее развитие медицины. Клятва Гиппократа и сегодня является моральным кодексом врачей всего мира. Первый систематический учебник по анатомии животных составил Диокл . Крупными медицинскими центрами были города Великой Греции , наиболее ярким представителем которой был Филистион .

Эпохой успешного развития науки был эллинизм . Для этого этапа характерно успешное развитие многих новых научных центров, особенно в эллинистических государствах на Востоке. Синтезом накопленных к тому времени математических знаний можно считать труд Евклида , жившего в Александрии , «Элементы» (или «Начала »). Изложенные в нем постулаты и аксиомы , дедуктивный метод доказательств на протяжении веков служили основой геометрии . С именем Архимеда из Сиракуз на острове Сицилия связано открытие одного из основных законов гидростатики , начало исчисления бесконечно больших и малых величин, ряд важных технических изобретений. Пергам стал центром изучения греческой филологии, здесь Дионисий Фракийский создал первую грамматику.

На основе трудов вавилонских ученых получила дальнейшее развитие астрономия. Так, например, Селевк Вавилонский пытался обосновать положение, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам. Походы Александра Македонского значительно расширили географические представления. Дикеарх составил карту мира. Эратосфен из Кирены вычислил длину экватора Земли, получив результат, близкий к правильному (при этом ученый исходил из гипотезы о шарообразной форме Земли). Изучались вулканические и метеорологические явления, были открыты муссоны и их практическое значение. Заметно продвинулось изучение человека. Герофил обнаружил нервы и установил их связь с мозгом, он же высказал предположение, что с мозгом связаны умственные способности человека . Эрасистрат изучал анатомию сердца, получили развитие исследования ветеринарной медицины, крупный вклад в фармакологию сделали Зопир и Филон Тарсийский .

Крупнейшим научным центром эллинистического мира были Александрийский мусейон и библиотека Александрии , которая насчитывала более полумиллиона книг. Сюда приезжали работать выдающиеся ученые, поэты, художники со всего Средиземноморья.

Образование

Гимназия (палестра) в Олимпии

В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.

Существовали частные и государственные учебные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В признанном центре просвещения - Афинах - с их демократическим республиканским строем оформилась следующая система обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческим поэтом и государственным деятелем Солоном . В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить свое право учить других. Занятия в школах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавал сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения, которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводились соревнования в декламации и различных видах атлетики.

После домашнего воспитания мальчики с семи лет начинали учиться в низшей школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого «дидактикос» - обучающий). Здесь обучали грамоте, литературе, начиная с Гомера , музыке, арифметике, рисованию. Более углубленное изучение предметов с дополнением начал астрономии и философии продолжалось на втором уровне начальных училищ - грамматической школе (от 12 до 15 лет). Обучение физической культуре велось одновременно, в специальном комплексе - палестре . Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Но афиняне учили за государственные средства тех детей, родители которых погибли на поле боя, защищая Отечество.

Завершалась общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиями ведало государство, для них строились монументальные здания. Состоятельные граждане считали за честь занять выборную должность руководителя гимнасии, несмотря на то, что она была связана с большими личными расходами. Гимназии были центрами интеллектуального жизни полиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательно существовала библиотека. Наиболее прославилась Платоновская академия , где вел беседы со своими учениками Платон , и Ликей , основанный Аристотелем. После гимнасии можно было стать эфебом - учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых.

В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартанца от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки, но в Спарте ребенка отрывали от семьи. Ребят, начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы, разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным делом каждого спартанца.

Искусство Древней Греции

Основная статья: Древнегреческое искусство

Литература

Особое место в истории мировой цивилизации занимает древнегреческая художественная культура. Эллинское искусство достигло глубокой человечности образов, проникнуто ощущением гармонии мира и человека, что осознанно воплощает красоту природного бытия.

С мифологией, её сюжетами и образами связано очень раннее формирование древнегреческой литературной традиции. Развитие отдельных сфер культуры не всегда происходит равномерно. Так, в Древней Греции вершины поэтического творчества были достигнуты гораздо раньше, чем сложились классические наука, образование и искусство. Примерно в VIII веке до н. э. Гомер написал свои эпические поэмы - «Илиаду » и «Одиссею ». Большинство ученых считает, что Гомер жил в Малой Азии и был рапсодом - так называли поэтов, которые выступали с декламацией своих стихов. О времени письменного оформления поэм мнения расходятся: одни считают, что первые записи были сделаны при жизни Гомера, другие - что это случилось позже - в VI веке до н. э. Обе версии соотносятся с историей греческой письменности. Алфавит (фонетическое письмо) было заимствовано греками у финикийцев как раз в VIII веке до н. э. Греки писали, как и финикийцы, справа налево и без гласных, а в VI веке до н. э. письмо приобрело уже привычный для нас вид.

Поэмы Гомера тесно связаны с народным героическим эпосом, посвященным Троянской войне , в котором переплелись и реальные исторические события (военный поход греков-ахейцев на Трою, которую они называли Илион), и фантастические сюжеты («Яблоко раздора » как причина войны, участие богов в конфликте, «Троянский конь »). Однако Гомер не переводит мифы, а создает художественные образы, рисует внутренний мир героев, столкновение характеров. «Илиада» посвящена одному эпизоду последнего, десятого, года войны - гневу самого сильного и храбрейшего из греческих воинов Ахиллу , который обиделся на предводителя греков микенского царя Агамемнона . Ахилл отказывается принимать участие в битве, троянцы прорываются к кораблям, погибает лучший друг Ахилла - Патрокл . Ахилл меняет решение, вступает в поединок с главным защитником Трои сыном царя Приама Гектором и убивает его. Поражает сцена встречи Ахилла с Приамом, когда царь, целуя руки победителя, просит отдать ему тело сына для захоронения со всеми почестями.

«Одиссея» рассказывает о длинном, полном невероятных сказочных приключений возвращении домой одного из главных участников войны - царя острова Итака, хитроумного Одиссея . Греки не просто знали наизусть, много раз переписывали, любили гомеровские поэмы, а преклонялись перед ними. Их сделали основой воспитания и образования. Точную и образную оценку значения «Илиады» и «Одиссеи» дал средневековый византийский писатель Михаил Хониат в XIII веке писал: «Подобно тому, как, по словам Гомера, все реки и потоки берут свое начало в Океане, так всякое словесное искусство источник имеет в Гомере».

Гесиод продолжил эпическую традицию Гомера. В поэме «Теогония » он изложил мифологические представления о происхождении богов и устройстве мира. В «Трудах и днях» впервые ввел в эпическую поэму личные оценки, описание обстоятельств собственной жизни. В дальнейшем в Греции получила развитие лирическая поэзия. Известными стали имена поэтессы Сапфо (сапфическая строфа - особый стихотворный размер), Анакреонта (анакреонтика - лирика, воспевающая радость жизни и мирские наслаждения). Однако стихи этих и других древнегреческих авторов сохранились лишь фрагментарно.

Как самостоятельный жанр литературного творчества сложилась драматургия.

Драматургия и театр

Основная статья: Древнегреческий театр

Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса - дионисиями . Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого - «песнь козлов»). На историческое происхождение театра указывает обязательное участие в трагедиях хора, с которым сначала вступал в диалоги единственный актёр, позже количество актеров увеличилось до трех. Совместившись с литературной традицией, театр в классическую эпоху из религиозных, народных представлений превратился в самостоятельный вид искусства. Театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников - Дионисий и Леней. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (театр Диониса в Афинах, лучше других сохранился амфитеатр в Эпидавре).

Городские власти находили хорега (человека, который обеспечивал финансирование), отбирали постановки и на свое усмотрение определяли порядок показа комедий и трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актерами были исключительно мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектаклей, продолжавшихся несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших и вручали призы в виде денежной премии драматургу и хорегу, лавровой ветви и памятника в честь хорега.

Наиболее прославленными драматургами были трагики Эсхил , Софокл и Эврипид . Эсхил написал 90 пьес, 13 раз он побеждал в драматических соревнованиях. Его историческая пьеса «Персы » прославляет победу греков в войне с захватчиками. Сам Эсхил принимал участие в крупнейших сражениях. Большинство древнегреческих пьес используют мифологические сюжеты, которые авторы вольно интерпретировали, выражая собственные взгляды. Эсхил в «Прометее прикованном » восхищается мужеством и свободолюбием титана. У Софокла появляется психологическая мотивировка поступков героев. Например, в «Антигоне » главная героиня жертвует собой, но выполняет нравственное обязательство: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: «в мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений утрачены. Полностью сохранилось лишь семь пьес Эсхила, семь - Софокла (написано 123, из них 24 - победили на соревнованиях), чуть больше - 17 Эврипида. Эврипид жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, что нарастала со стороны Македонии . Все это и отразилось на его творчестве («Медея », «Ипполит »), Аристотель называл Эврипида «самым трагическим среди поэтов». Мастером комедии заслуженно считался Аристофан («Облака», «Осы», «Лягушки»). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.

Музыка

Важное место в жизни эллинов занимала музыка. Образы музыкантов представлены в древнегреческой мифологии (Орфей , Пан , Марсий), изображения музыкантов сохранились на греческих вазах и в виде скульптур. В Греции существовали специальные коллегии (объединения) певцов, музыкантов, танцоров; музыка звучала во время торжеств, ритуалов, игр, сопровождала театральные действия. Музыкальный инструментарий был представлен струнными щипковыми (кифара, лира) а также духовыми инструментами (авлос, флейта Пана).

Древнегреческими мыслителями были изучены важнейшие акустические закономерности (Пифагор , Аристоксен), разработана детальная ладовая система и система нотации, вместе с тем значительное место в трудах философов уделено и музыкально-эстетическим и музыкально-этическим проблемам (Платон , Аристотель). Музыкальная культура древних греков предшествовала культовой музыке христианской Европы следующих веков (византийская музыка , григорианские песнопения) и в значительной мере определила дальнейшее развитие европейской музыки, дав большинству европейских языков также и сам термин - «музыка» (от муз).

Архитектура

В условиях рабовладельческой демократии создается целостная среда городов-государств. Развивается система регулярного планирования города (Гипподамова система), с прямоугольной сеткой улиц, площадью - центром торговой и общественной жизни. Культовым и архитектурно-композиционным ядром города был храм, который строился на вершине акрополя - возвышенной и укрепленной части города. Эллины выработали совершенно другой, чем в древневосточной цивилизации, тип храма - открытый, светлый, который прославлял человека, а не внушал трепет. Характерно, что в архитектуре присутствует человеческое метрическое начало. Математический анализ пропорций древнегреческих храмов показал, что они соответствуют пропорциям человеческой фигуры. Классический греческий храм был прямоугольным в плане, со всех сторон окруженный колоннадой. Крыша была двускатной. Треугольные плоскости, образовавшиеся из фасадов - фронтоны - как правило, украшались скульптурными изображениями.

Греческую архитектуру отличает чистота и единство стиля. Было создано три основных архитектурных ордера («ордер» - в переводе с греческого «порядок») - они различаются типами колонн и перекрытий, пропорциями, декоративным убранством. Дорический и ионический стили возникли в полисный период. Коринфский ордер - появляется в эпоху эллинизма.

Наиболее совершенным архитектурным ансамблем классической Греции был Афинский акрополь . Он был сооружен во второй половине V века до н. э. в период наибольшего могущества Древних Афин . Холм Акрополис, что возвышается на 150 м над уровнем моря, издавна был крепостью, а затем местом главных культовых сооружений. Однако во время персидского нападения все они подверглись разрушению. Перикл , что добился переноса в Афины казны Афинского морского союза , в который входили многие древнегреческие полисы, стал инициатором грандиозной реконструкции Акрополя. Работами руководил личный друг Перикла - выдающийся скульптор Фидий . Отличительная черта этого комплекса - чрезвычайная гармоничность, которая объясняется единством замысла и короткими для таких масштабов сроками строительства (примерно 40 лет).

Парадный вход в Акрополь - Пропилеи - возведён архитектором Мнесиклом . Позже перед ними на искусственно увеличенном выступе скалы был построен небольшой Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) - символ того, что богиня победы никогда не покинет город. Главный храм Акрополя - беломраморный Парфенон - храм Афины Парфенос (Афины Девы). Его архитекторы - Иктин и Калликрат - задумали и спроектировали строение настолько пропорциональное, что оно, выделяясь как безусловно самое величественное сооружение комплекса, при этом своими размерами не тяготеет над другими. В старину в центре Акрополя на постаменте, в золотых доспехах, возвышалась грандиозная фигура Афины Паллады (Афины Воительницы) работы Фидия. Эрехтейон - храм, посвященный Посейдону , который в мифологии соперничал с Афиной за право покровительствовать городу. Знаменит в этом храме портик кариатид . Портиком называют открытую с одной стороны галерею, которая опирается на колонны, а в Эрехтейоне колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид. Римский историк Плутарх писал об сооружения Акрополя: « .. их вечная новизна спасла их от прикосновения времени».

Архитектура эллинистических полисов продолжала греческие традиции, но наравне с постройкой храмов больше внимания стало уделяться гражданскому строительству - архитектуре театров, гимназий, дворцов эллинистических правителей. Внутреннее и внешнее оформление зданий стало богаче и разнообразнее. К этому времени относится возведение таких прославленных «чудес света» , как гробница царя Мавзола в Галикарнасе и Фаросский маяк на входе в Александрийскую гавань, храм Диониса в Теосе - творение Гермогена.

Изобразительное искусство

Скульптура была любимым видом искусства эллинов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях, ставились победителям Олимпийских игр и крупным драматургам. Овладение, очень постепенное, совершенством в этом виде искусства восходит к архаическим временам. Археологами найдены десятки очень похожих друг на друга архаичных статуй двух типов: куросы - статуи обнаженных юношей и коры - драпированные женские статуи. Эти фигуры выглядят еще очень скованно, можно увидеть только попытки передать живое движение.

Шедевры скульптуры, которыми не устает восхищаться человечество, дала миру эпоха древнегреческой классики. Современниками были большие мастера Фидий , Мирон , Поликлет Старший . Фидия современники называли «творцом богов». Доныне его главные работы не дошли, судить о них можно только по восторженным описаниям и римским копиям. Статуя Зевса , облицованная золотом и слоновой костью, что находилась в главном храме Зевса в Олимпии , была справедливо причислена к современниками семи чудесам света . Он же создал выдающиеся барельефы и скульптуры Парфенона , в том числе главную статую - Афины Парфенос (Афина-девы).

Мирон достиг высот в стремлении передать в скульптурном изображении движение человека. В его знаменитом Дискоболе впервые в искусстве разрешена задача передачи момента перехода от одного движения к другому, преодолена статичность. В то же время в соответствии с общим эстетическим идеалом, лицо атлета скульптор изображает абсолютно спокойным. Поликлету принадлежит цикл статуй спортсменов - победителей Олимпийских игр. Самая известная фигура - Дорифор (молодой человек с копьем). Поликлет теоретически обобщил опыт своего мастерства в трактате «Канон». Известнейшим творцом женских скульптурных образов был Пракситель . Его Афродита Книдская вызвала множество подражаний. Пропорциональность классических скульптур стала образцом для мастеров многих эпох.

Эпоха завоевания Александра Македонского , последующего краха его империи, полная страстей, взлетов и падений человеческих судеб целых государств, принесла новую атмосферу в искусство. Если сравнивать скульптуры эпохи эллинизма с предыдущим, классическим периодом, то их вид потерял невозмутимость, спокойствие. Художников (Апеллеса , Протогена и др.) начали интересовать душевные порывы, метание людей, их состояние в трагические моменты (например, скульптурная группа Лаокоон). Появляются скульптурные портреты, которые передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (до нас сохранился скульптурный портрет Александра Македонского). Успехи науки расширили технические возможности искусства. Одно из «семи чудес света» - Колосс Родосский , что представлял собой бронзовую статую бога Солнца Гелиоса (высота колосса была около 35 м).

Живописные произведения (фрески, картины) время не сохранило, но об их уровне позволяет судить замечательная вазовая живопись . С совершенствованием керамической технологии рос её художественный уровень: для архаики характерен так называемый чёрнофигурний стиль изображения (рисовались темные фигуры на светлом фоне), который в классическую эпоху изменился краснофигурным , что сделал изображение более реалистичными.

История развития Древней Греции . Эпоха Древней Греции берёт начало своего существования в III тысячелетии до н.э. и продлившуюся до I века до н.э . на юге Балканского полуострова и островов на западе Малой Азии . К концу VII века до н.э. греческая культура стала максимально процветающей. Греки достигли огромных успехов в изящных искусствах, монументальном строительстве, разгадки тайн математики и медицины, в развитии социальных идей. Они создали систему управления,при которой все граждане имели право голоса в решении важнейших вопросов.

Но Древняя Греция не была единым государством. Материковая часть и острова делились на множество городов-государств, окружённых сельскими поселениями. Cамым могущественным городом-государством были Афины , ставшие в V веке до н.э . центром греческой цивилизации. Афины имели хорошо обученную армию и самый мощный древний флот в мире. Триеры , корабли с 3-мя рядами вёсел по каждому борту, составляли большую часть боевого флота греков.

Афины

Афины были самым процветающим городом Греции. Огромная бронзовая статуя Афины-Защитницы возвышалась на 9-метровой высоте, а в храме Эрехтейон стояла древняя деревянная статуя. Сбоку от храма находился огромный алтарь. Главный храм Афины назывался Парфенон . Он был построен в 447-438 гг. до н.э . из сверкающего белого мрамора. Крышу покрывали мраморные плитки. Фриз был украшен сценами боёв кентавров - мифических существ полулюдей-полулошадей. Великолепный город владел серебряными рудниками и вёл международную торговлю через порт в Пирее . На холме возвышался Акрополь (верхний город), священное место с храмами и святилищами богини Афины. Внизу лежал город с мощеными улицами, великолепными зданиями и рыночной площадью, называвшейся агора , где проходили народные собрания. Великие философы Сократ, Платон и Аристотель жили в Афинах.
В праздники по Афинам шли многолюдные религиозные процессии.На священную землю Акрополя они входили через мраморные ворота - Пропилеи .

Власть народа

Города-государства Греции назывались полисами (от чего и произошло слово политика ). Около 510 года до н. э. полисы избавились от царей и предпочли управление группы знатных людей (олигархии ) или одного влиятельного политика (тирана ). В 508 году до н.э. в Афинах возникла демократия , или власть народа . При новом устройстве граждане мужского пола решали различные вопросы, голосуя в ассамблее - народном собрании. В голосовании не могли принимать участие женщины, иностранцы и рабы.
В 443-429 гг до н.э . афинские жители избрали правителем крупного политика Перикла , который начал строительство храма на Акрополе .

Культура и ремесло

В Греции впервые зародились Олимпийские игры в 776 году до н.э . и в дальнейшем стали частью празднеств в честь бога Зевса. В демократическом обществе политик должен был владеть ораторским искусством. Появляется первый исторический мыслитель по имени Геродот ,в скором будущем его стали называть "отцом истории". Он правдоподобно и честно умел описывать все исторические события. Греки посещали Дельфийский оракул , который по легендам мог рассказать о будущем много полезной информации. Гора Олимп считалась обителью богов и являлась самым священным местом в греческой религии.
Фессалия славилась коневодством благодаря прекраcным и обширным пастбищам. Cвою великолепную расписную керамику греки делали из особой глины, преобретавшей при обжиге красный цвет. В Лидии ,а позднее в Афинах начали чеканить первые монеты с эмблемой совы одной из богинь. В Греции находились серебряные рудники Лаурии , которые славились месторождением драгоценных металлов.
Греческие женщины сами ткали большую часть материи для изготовления белья и одежды своему дому. Они носили одежду ионического и дорического стиля. Во время жатвы девушки веяли зерно,отделяя его от мякины.

Архитектура Греции

Греки строили грандиозные храмы которые строились на ступенчатой платформе. Их окружала колоннада. Внутри был главный зал со статуей бога или богини и хранилище для храмовых сокровищ.
Снаружи храм украшали барельефы и скульптуры, традиционно раскрашенные в красный и синий цвета. Cначала храмы были деревянными,но с VI веа ло н.э. их стали строить из камня или мрамора и покрывать черепицей.
Жилые дома греки строили простыми из кирпича и дерева, c земляными полами. Но на общественные здания, особенно храмы,не жалели ни денег,ни труда. Архитекторы стремились к гармонии пропорций. Здания обычно имели колонады. Сложилось два основных стиля - дорический, строгий, с приземистыми гладкими колоннами, и более изысканный ионический, cо стройными изящными колоннами. Общественные здания,как правило, украшались статуями и настенной росписью.

Наука и знания

Знания Древней Греции . В VI веке до н.э. греческие учёные начали стремиться к познанию устройства мироздания. Их называли философами, то есть "любителями мудростями". Они изучали строение тела человека, решали математические задачи и следили за движением планет. Наставник Александра Македонского Аристотель, например, описал сотни видов животных. Исследования греческих учёных заложили фундамент современной биологии, медицины, математики, астрономии и философии. Наука Древней Греции являлась одной из самой уникальной и своеобразной в древнем мире.

Олимпийские игры

Спортивные состязания были в Греции частью всех крупных религиозных празднеств. Главными считались Олимпийские игры в честь Зевса. Они проводились каждые 4 года и длились 5 дней. Многие из Олимпийских соревнований, например метание копья или борьба,были связаны с военной подготовкой,необходимой каждому мужчине. На время игр прерывались войны, чтобы участники со всех концов страны могли прибыть в Олимпию. Победители игр становились знаменитостями.
Женскому полу запрещалось смотреть и участвовать в олимпийских играх.

Театр

Первые великие драматические произведения создали греки. Поэты исполняли свои песни на дионисиях - праздниках в честь бога Диониса. Постепенно песни становились длиннее, росло число исполнителей, и песни превращались в театральные представления. Появилось 3 вида пьес - трагедии,комедии и сатиры. Лучшую пьесу в каждом жанре награждали. Для театров строили особые здания,без крыш. Актёры были в масках, и все роли, даже женские, исполняли мужчины.

Религия

Имена богов Древней Греции.
У греков было 12 главных богов
:
1) Зевс - царь богов, громовержец.Его культовой птицей считался орёл
2) Афина - дочь Зевса,была богиней мудрости и войны,покровительницей Афин.Сова была её культовой птицей
3) Артемида - охотница,была богиней Луны,покровительницей женщин и детей
4) Афродита - богиня любви и красоты
5) Деметра - богиня плодородия и земледелия.Во время сева греки устраивали в её честь праздники
6) Посейдон - бог моря,брат Зевса и Плутона.Своим трезубцем он мог вызвать бурю
7) Гера - богиня,супруга Зевса,покровительница женщин
8) Гестия - богиня домашнего очага, сестра Геры
9) Аполлон - бог солнца и музыки
10) Плутон - бог подземного мира
11) Арес - бог, сын Зевса и Геры
12) Гермес - бог, cын Зевса и одной из его возлюбленных,вестник богов

Cпарта

Спарта господствовала на юге Греции, на Пелопоннесе . После завоевания Мессении и Аркадии она стала самым могущественным государством Греции. Cпартанцы целиком посвятили себя войне. Все истинные спартанцы должны были быть воинами, их обучение, начинавшееся в 7 лет, было крайне суровым.
Мальчиков подвергали телесным наказаниям, чтобы приучить к боли и умению преодолеть страх в бою.
Девочек растили сильными, чтобы в будущем у них были здоровые дети. Всё это помогло Спарте выиграть Пелопоннеские войны с Афинами в 431-404 гг. до н.э .
Cпартанцам не проявившим достаточного мужества,приказывали сбривать половину бороды. Они подвергались всеобщим насмешкам и унижению.
Афины и Спарта были постоянными соперниками и вечно враждовали.

Греко-персидские войны

Войны Древней Греции . Персы вторгались в Грецию в 490 г. и 480 г. до н.э. Греки пережили разграбление Афин и гибель небольшой спартанской армии, защищавшей узкий проход в ущелье Фермопилы . Несмотря на потери они всё же победили, выиграв битвы при Марафоне , при Платеях и морской бой у Саламина . Афинский вождь убедил правительство создать собственные военные корабли. Греческий флот стал могучей силой, главным оружием которой был корабль-триера , таранивший вражеские суда ниже ватерлинии. Таран обычно делался из бронзы. Триеры разбивали строй судов противника, таранили их и скрывались из виду.
Решающее сражение произошло у острова Саламин и окончилось разгромом вторгшегося в Грецию персидского царя Ксеркса. Персов заманили в ловушку - узкий пролив между Саламином и материком - и разбили.
Буцефал . Во время походов Александр оставлял в покорённых землях своих людей. Это способствовало широкому распространению греческой культуры и языка, а в конечном итоге и освоению позднейшими цивилизациями достижений греческой науки и архитектуры.

Военные походы Александра

Завоевывая Малую Азию, Александр выиграл битвы с персами при Гранике и Иссе. Cвернув на юг, покорил Финикию, Иудею и Египет, где был принят как Фараон. Македонец посетил храм бога Амона в Сиве, где тот признал его своим сыном.Затем разгромил персов в сражении при Гавгамелах. Персидский царь Дарий III бежал после сокрушительного поражения,нанесённого ему Александром Македонским. Вскоре Дарий был убит. После пьяного разгула в Персеполе Александр приказал сжечь дворец,перед тем как двинуться на Индию. Дальше великий полководец отправился в Индию и вновь стал победителем в битве у реки Гидасп,вступив в схватку с боевыми слонами царя Пора. Он бы продолжал свои походы дальше, но войско было уже истощено.

Александр Македонский умер 323 году до н.э. в Вавилоне от лихорадки накануне похода в Аравию.
Был похоронен в Александрии. Ему было на тот момент всего 33 года.

Эллада и эллины. Страна, которую мы называем древней Грецией, находилась на юге Балканского полуострова. Хотя в древности она никогда не была единым государством, ее жители осознавали себя единым народом и называли свою страну Элладой, а себя эллинами. Всех иноземцев они именовали варварами, и поначалу это слово не имело презрительного оттенка, так греки обозначали всех тех, кто не говорил на их языке и бормотал что-то, с их точки зрения, непонятное (от звукоподражательного "бар-бар" и происходит греческое "барбарой", т.е. варвары).

Основные части древней Греции. Античная Греция делилась на три части: материковую, островную и малоазийскую. Материковая Эллада состояла из Северной, Средней и Южной Греции. Северная Греция состоит из двух областей: Фессалии на востоке и Эпира на западе. К северу от Фессалии находились Македония и Фракия (их население, хотя и родственное грекам по языку и культуре, не принадлежало к числу эллинов). На границе Македонии и Фессалии находится Олимп - высочайшая гора Греции, на вершине которой, как считали греки, находились дворцы их богов, которых возглавлял Зевс, "отец богов и людей". Севернее Эпира обитали племена иллирийцев.

Из Фессалии через узкое Фермопильское ущелье дорога вела в Среднюю Грецию, состоявшую тоже из нескольких областей, главными из которых были Аттика (ее центр - Афины) и Беотия, крупнейшим городом которой были Фивы. К западу от Беотии лежала Фокида, на территории которой, в Дельфах, находился храм Аполлона с оракулом этого бога. Без прорицаний, которые давала жрица Аполлона, Пифия, греки не начинали ни одно важное дело. Прислушивались к оракулу Аполлона и правители соседних с Элладой государств.

Узкий Коринфский перешеек (Истм) отделял Среднюю Грецию от Южной или Пелопоннеса (Пелопоннес - "остров Пелопса" - был назван в честь мифического героя, внука самого Зевса). Наиболее значительные области Пелопоннеса: Лаконика, центром которой была знаменитая Спарта, Арголида с Аргосом и Элида, где в Олимпии находился храм Зевса со статуей этого бога, которая считалась одним из чудес света, и раз в четыре года проводились Олимпийские игры в честь верховного бога эллинов.

Греческие острова и Малая Азия. Островная часть Греции состояла из множества больших и малых островов, почти все они находились в Эгейском море. Самым крупным из них является Крит, как бы замыкающий Эгейское море с юга. Своеобразным мостом, связывающим два материка, Европу и Азию, является архипелаг Киклады между югом Балкан и западом Малой Азии. Вдоль малоазийского побережья разбросаны острова другого архипелага, который назывался Спорады.

Западное побережье Малой Азии было колонизовано греками еще в конце II тысячелетия до н.э., и они жили там до 1922 г., когда после греко-турецкой войны были вынуждены выселиться оттуда. Греческая Малая Азия делилась на Ионию и находившуюся к северу от нее Эолию. Наиболее крупным из малоазийских греческих городов был Милет.

Периоды греческой истории. Историю древней Греции принято делить на пять периодов:

  • крито-микенский (эгейский) - конец III-конец II тысячелетия до н.э.;
  • гомеровский - XI-IX вв. до н.э.;
  • архаический - VIII-VI вв. до н.э.;
  • классический - 500-323 гг. до н.э.;
  • эллинистический - 323-30 гг. до н.э.

Ахейская цивилизация. В древний крито-микенский период возникли первые в Европе цивилизации, относящиеся к бронзовому веку: минойская на Крите и, под ее влиянием, несколько позднее на Пелопоннесе и в Средней Греции - ахейская или микенская (по названию наиболее известного ее центра, царства знаменитого Агамемнона). Ахейская цивилизация была первой, созданной греками, которых Гомер именует ахейцами или данайцами. Она погибла в конце XII-начале XI в. до н.э., и Греция оказалась отброшенной в своем развитии на целое тысячелетие назад.

Гомеровский период назван так потому, что долгое время основным источником для его изучения были поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Сейчас столь же важное значение приобрели результаты археологических раскопок, проводившихся со второй половины XIX в. В это время греческое общество медленно приходило в себя после катастрофы конца II тысячелетия до н.э. и накапливало силы для мощного рывка вперед - создания цивилизации совершенно иного типа, непохожей ни на критскую, ни на микенскую. В гомеровский период начинается железный век Эллады.

Города-государства Греции. В архаический период произошло становление полисной цивилизации в Греции. Появилась новая форма государства - полис, который обычно называют городом-государством. Всего в Элладе было несколько сотен таких государств, площадь некоторых из них измерялась десятками квадратных километров, но, несмотря на малые размеры, они являлись совершенно независимыми. Полис был рабовладельческим государством: как известно, древний мир был миром, лишенным машин и полным рабов, уделом большинства которых оказывался тяжелый физический труд. За счет рабов свободные граждане полиса имели свободное время для развития физической и духовной культуры, занятий военной подготовкой, для праздников и развлечений.

Свободное население полиса состояло из граждан и неграждан, переселенцев из других мест и их потомков. Граждане, в свою очередь, делились на аристократию (знать), которая возводила свое происхождение к богам и героям, и демос (земледельцев, ремесленников, торговцев).

Виды власти у греков. В зависимости от особенностей своего устройства греческие полисы делились на демократические, аристократические и олигархические. В демократических власть принадлежала демосу, в аристократических - всей знати, в олигархических - узкому кругу лиц из числа той же аристократии. В любом полисе существовали народное собрание, совет и выборные должностные лица, но в демократическом все важные вопросы решались народным собранием, в котором участвовали все граждане, тогда как в аристократическом или олигархическом оно существовало только для вида и собиралось редко, только для одобрения того, что уже было решено теми, кому принадлежала власть. Примером демократического полиса были Афины, аристократического, позднее переродившегося в олигархический - Спарта.

Греческие воины. Вооруженные силы полиса состояли из ополчения всех граждан. Вооружение они покупали на свои деньги, поэтому наиболее богатые служили в коннице (содержание коня стоило очень дорого), зажиточные - в тяжеловооруженной пехоте, бедняки составляли легкую пехоту и экипажи кораблей (сами корабли строились либо за счет государства, либо по его поручению богачами, которых назначали капитанами построенных ими судов).

Аристократы и олигархи не доверяли собственным согражданам, поэтому предпочитали полагаться не на них, а на воинов-наемников, которые предлагали свои услуги тому, кто больше заплатит. Но случалось и так, что один из аристократов, задумав захватить власть, подкупал наемников, с их помощью уничтожал или изгонял своих противников и становился тираном - так греки называли того, кто устанавливал единоличную власть незаконным путем. Было время, когда тираны правили во многих греческих городах, но к концу архаического периода тирания повсеместно уничтожается, чтобы возродиться уже в другой обстановке спустя много десятилетий.

Четвертый (классический) период начинается со столкновения греческих полисов с могущественной Персидской державой (греко-персидские войны), а заканчивается завоеваниями Александра Македонского, уничтожившего эту державу.

Персидское царство. В нем со времени возникновения до гибели правила династия Ахеменидов, а само государство простиралось от Индии до Эгейского моря. Царь Дарий разделил его на области - сатрапии, во главе каждой из которых стоял сатрап. Население каждой сатрапии должно было платить налоги и по приказу царя являться в войско. Таким образом, персидская армия представляла собой огромное число воинов с разным вооружением, разной манерой сражаться, говоривших на разных языках. Управлять таким войском было очень трудно. Своего флота у персов не было, корабли им поставляли финикийцы, египтяне и ионийские греки.

Элинистический период. Последний период истории древней Греции называют эллинистическим, он продолжался от смерти Александра Македонского до завоевания римлянами Египта. В это время как греческие полисы, так и бывшая держава Ахеменидов входят в состав новых государств, основанных полководцами Александра, которые много лет спустя после его смерти провозгласили себя царями. Одним из знаменитых эллинистических царей был Пирр, с которым пришлось встретиться на поле боя римлянам.

Откуда известно о войнах и битвах древних греков. О сражениях греко-персидских войн нам известно главным образом из труда Геродота "История". Сведения, сообщаемые Геродотом, дополняет и оживляет Плутарх, который жил много веков спустя. Его "Сравнительные жизнеописания" представляют собой несколько десятков биографий знаменитых греков и римлян и поэтому являются важным источником по истории не только древней Греции, но и Рима.

Битвы первой половины IV в. до н.э. описаны их современником, афинским писателем и историком Ксенофонтом и уже известным нам Плутархом. По истории походов Александра Великого, кроме биографий великого македонянина и его современников, древние историки, жившие уже в римское время, Арриан и Квинт Курций Руф, создали специальные труды, сохранившиеся до нашего времени и переведенные на русский язык. Много интересного для характеристики борьбы греков за свободу, против Македонии, содержится в речах Демосфена.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх