Качинский авиационный гарнизон черноморского флота. Военные аэродромы крыма Аэродром Гвардейское - Сарабуз

Кача по праву считается колыбелью русской авиации, именно здесь в на-чале 20-ого столетия находилась первая в России Авиационная школа летчи-ков. Создание школы имеет свою необыкновенную историю.

В 1905 году Россия потерпела поражение в русско-японской войне, ее флот был разбит, на его восстановление требовались средства. По ходатай-ству Великого князя Александра Михайловича, куратора флота, и с одобрения царя, начался сбор добровольных пожертвований Люди откликнулись и за короткий срок необходимая сумма была собрана. Так был восстановлен военно-морской флот России.

На оставшиеся деньги, а это-900000 золотых рублей, по приказу Николая 2 из Франции были выписаны первые, лучшие по тому времени, самолеты-моно и бипланы. Туда же, в школы Фармана, Блерио и Антуанет направили для обучения первых русских летчиков.

Так в начале XX века Севастополь, город у моря, стал взлетной полосой, уходящей в небо. Школа размещалась за городом на Куликовом поле, сейчас там проспект генерала Острякова, где находится мемориал "Мужеству, геро-изму авиаторов-черноморцев", открытый 28 марта 1981 года, где золотыми буквами написано: "За годы Великой Отечественной войны 16 летчиков Черноморья совершили 18 воздушных таранов, 61 летчику и штурману присвоено звание Героя Советского Союза"

24 ноября 1910 года в Севастополе на Куликовом поле состоялось откры-тие первой в России школы военных летчиков, в которой насчитывалось всего 10 самолетов: 4-"Фармана-4", 3-"Блерио", 2-"Антуанет", 1-"Соммер".

Впоследствии годовщину школы стали отмечать не по официальному дню ее открытия, а 21-ого ноября - по престольному празднику архистратига Михаила, объявленного Русской Православной церковью, покровителем авиации и российских летчиков.

Ефимов Михаил Никифорович - первый русский летчик (1881-1919). Из крестьян. В 1910 году окончил летную школу Фармана с дипломом № 31. С 1910 года - старший инструктор Севастопольской авиационной школы. Здесь впервые выполнил элементы высшего пилотажа - вираж, пикирование, спираль, планирование с выключенными моторами. В 1911 испытывал первый в мире ранцевый парашют. В годы Первой мировой войны - летчик истребитель. За героизм удостоен 4-х Георгиевских крестов и звание прапорщика.

Первыми начальниками Севастопольской авиационной школы были:

Кедрин В.Н. капитан 1 ранга с 1910г. по 1911г.

Одинцов С.И. полковник Генерального штаба с 1911г. по 1912г.

Князь Мурузи А.А. подполковник Генерального штаба с 1912г. по 1916г.

26 октября 1911 года в Ливадийском дворце Николай 2 принимает летчиков первого выпуска Севастопольской школы в количестве 24 человека и вручает им дипломы об окончании летной школы. Вместе с Великим князем Александ-ром Михайловичем царь поздравил каждого выпускника.


Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самоле-ты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севас-тополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). Выбор места был одобрен высшими чинами военного ведомства России.

В 1914 году на аэродроме Качинской школы приземлился самолет, ведо-мый русским пилотом, автором "мертвой петли" - Нестеровым П.Н. Во время Первой Мировой войны, летчики, развивая Нестеровскую школу фигурного летания, освоили так называемый "штопор".


В период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.

После Великой Октябрьской революции 1917 года, весь личный состав школы переходит на сторону Советской власти и успешно участвует в борьбе против контрреволюции в Крыму. В 1917 году при Военно-революционном комитете было создано бюро комиссариата авиации и воздухоплавания.

В 1921 году авиаотряды, из которых была создана авиация Черноморско-го флота, принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и ино-странных интервентов.

Из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ-25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова А.В. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Все человечество рукоплескало рекорду советских женщин - воспитанниц Качинской школы: П.Осипенко и В.Ломако, которые вместе со штурманом Н.Расковой совершили беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. Первая советская военная летчица Кокорина Зинаида Петровна окончила школу в 1924 году и работала летчиком-инструктором, была начальником летной школы в городе Хабаровске.

А в сентябре 1938 года Полина Денисовна Осипенко, Валентина Гризоду-бова и Мария Раскова совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете "Родина". П.Д.Осипенко окончила школу в 30-х годах, одна из первых женщин, которой было присвоено звание Героя Совет-ского Союза.

Авторитет школы в то время был настолько высок, что руководители стра-ны, начиная с И.В.Сталина, посылали своих сыновей для летного обучения в Качинскую авиашколу. Именно в Каче учились летать сын И.В.Сталина-Васи-лий, 3 сына А.А.Микояна, сыновья Н.В.Фрунзе и др. В 1935 году школу посетил Буденный С.М., который дал высокую оценку Качинской летной школе.

В период создания полярной авиации в ее состав из ВВС ЧФ были направ-лены летчики и штурманы, среди них: Леваневский, Ляпидевский, Молоков, Доронин. 20 апреля 1934 года им было присвоено звание Героя Советского Союза, как участникам спасения пассажиров и команды ледокола "Челюскин".

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов-ской области.

В 1945 году она переименовывается в училище с местом распо-ложения в городе Сталинграде (Волгограде).

256 выпускников училища стали Героями Советского Союза, 150 - генералами, 7 - маршалами и 2-е - главными маршалами авиации, 12 выпускников - дважды Герои Советского Союза, а Покрышкин А.И. трижды Герой Советского Союза. Окончил школу в 1939 году. Совер-шил 550 боевых вылетов, сбил 59 вражеских самолетов, маршал авиации.

Здесь получили путевку в небо летчики-космонавты СССР В.А.Шаталов и В.Ф.Быковский.

Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для совет-ского народа и его вооруженных сил. С первых дней войны на Каче базируется 8-ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именует-ся 6-ой гвардейский. В боях за Крым сражаются 2 прославленных авиацион-ных полка - 6-ой Гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский полк и 11 Гвардейский истребительный дважды Краснозна-менный Николаевский полк.

В период обороны Крыма и Севастополя авиаци-ей Черноморского флота командовал генерал-майор Остряков Николай Алек-сеевич. За период его командования было уничтожено свыше 400 самолетов противника. 24 апреля 1942 года, во время налета немецкой авиации, Н.А. Остряков погиб при исполнении служебных обязанностей. Ему посмертно при-своено звание Героя Советского Союза, его именем назван проспект в г. Севастополе.

От рядового до генерала прошел свой боевой путь Воронов Владимир Иванович - заслуженный военный летчик СССР, Командующий ВВС Черно-морского флота, летчик-истребитель 6-го Гвардейского дважды Краснозна-менного Севастопольского авиаполка, генерал-полковник авиации в отставке. Вся его жизнь и служба связаны с авиацией Черноморского флота. Здесь он прошел трудный путь от лейтенанта до генерал-полковника, от рядового лет-чика до Командующего авиацией Черноморского флота.

В начале войны 11-м Гвардейским Николаевским полком командовал май-ор Павлов Н.З., геройски погибший в бою 23.09.1942 года. Этот полк в начале войны с аэродрома Херсонес прикрывал главную базу - Севастополь. Летчи-ки истребительного 11-ого авиаполка успешно решали поставленные боевые задачи. 8 августа 1941 года принимали боевое участие в уничтожении Черноводского моста через реку Дунай - важного объекта противника. Многие из них за эту операцию награждены орденом Ленина.

Бесстрашно сражался с врагом Герой Советского Союза летчик-истреби-тель Любимов Иван Степанович (в последствии командир 11 авиаполка, а затем командир 4 ИАД) "Наш второй Маресьев",- так называли его товарищи. Он летал и бил врага с протезом вместо ступни левой ноги. Сбил 9 самолетов. Его именем назван военный гарнизон и поселок Любимовка.

Редкий документ времен Великой Отечественной войны подарил Комнате Воинской Славы гарнизона Кача бывший Командующий морской авиацией ВМФ генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич. Это Приказ Наркома Обороны СССР от 8 августа 1941 года за подписью Народного комиссара Обороны И.Сталина, в котором он поблагодарил экипажи самолетов, бомбивших Берлин в ночь с 6 на 7-ое августа.

Особое место в Комнате Воинской Славы принадлежит летчикам, совершившим воздушные тараны. 16 летчиков - Героев 6-го истребительного Севастопольского авиа-полка и 11 истребительного Николаевского авиаполка совершили воздушные тараны, а двое из них - Иванов Я.Н. и Борисов М.А. совершили по 2 воздуш-ных тарана. (Борисов М.А. совершил 2 воздушных тарана в одном вылете).

В парке на аллее Героев находится памятник Героям Советского Союза, совершившим воздушные тараны.

"Их имена и подвиги будут сиять в веках".

Золотыми буквами написаны имена Героев: Берешвили И.С., Борисов М.А., Воловодов Б.Н., Грек В.Ф.. Зиновьев И.К., Иванов Я.М., Калинин В.А., Карасев С.С., Катров А.И., Мухин С.С., Рыжов Е.М., Савва Н.И., Севрюков Л.И., Черевко Б.Г., Чернопащенко В.Е., Шапошников Ф.Д.

После окончания ВОВ полки расформировываются.

В начале 1947 года на Качу перебазируется 11 Гвардейский дважды Крас-нознаменный Николаевский истребительный полк. (до 31 мая 1943 г. бывший 32-ой авиаполк).

20 октября 1947 года при-казом Министра ВМФ была создана авиационно-техническая база в/ч 49311 с центром базирования на Каче.

Формирование в/ч 45646 (вертолетный полк) началось в 1958 году, но юбилейной датой считается 1 ноября 1954 года - день создания отдельной эскадрильи вертолетов МИ-4. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес -перебазируется вертолетный полк в/ч 45646.

С осени 1960 года на Каче базируется отдельный транспорт-ный полк в/ч 87381. А с 1996 года реорганизован в отдель-ный смешанный авиационный полк в/ч 49252.



В 1965 году в честь 20-летия Победы у Дома офицеров были торжествен-но открыты парк и аллея Героев, где установлены бюсты 26 Героев Совет-ского Союза летчиков-черноморцев. Изготовили бюсты шефы - студенты Киевского художественного института. В день Победы - 9 Мая возлагаются цветы Героям Советского Союза.

21 ноября 2012 года Качинский гарнизон отметит 100-летие со дня образования.

Качинский гарнизон гордится славными боевыми традициями первой авиационной школы летчиков, которая по праву считается- колыбелью русской авиации!

Отдыхали с 23 августа по 7 сентября.
Всем здравствуйте! Свои 15 черноморских дней я со своими дочками (1,3г и 3,5г) и мамой провела в пгт Кача , на 30 км севернее Севастополя, рядом с с. Орловка.
Впервые в Каче мы с мужем оказались в 2011 г., когда путешествовали на машине и случайно туда зарулили. Доехали до комплекса апартаментов и решили там остановиться. Тогда нам там понравилось, поэтому в эту поездку с двумя детьми я решила не экспериментровать и выбрала то, что уже было известно.

Кача - поселок городского типа, основанный в 1912 году, в связи с переездом в это место первой в России авиационной школы военных летчиков. Кача пропитана авиацией, жители гордятся своей историей, в 2012 году праздновалось ее 100-летие. То, что мне удалось узнать из истории этого места:

Севастопольская офицерская школа авиации была основана в 1910 году по инициативе великого князя Александра Романова на средства от добровольных пожертвований. Первый выпуск из 24 лётчиков состоялся 26 октября 1911 года в присутствии Николая II. Летом 1911 года её посетил председатель Государственной думы Гучков, после чего правительство выделило авиашколе 1,5 миллиона рублей на приобретение земли под аэродром. На эти средства были приобретен участок пригодной земли размером 658 десятин (7,1 квадратных километра) возле речки Качи, в 20 километрах от Севастополя. Летом 1912 года школа совершила свой первый переезд к новому аэродрому и прилегающему хутору Александро-Михайловка. Развитие инфраструктуры школы дало импульс развитию посёлка Кача, в который был переименован бывший хутор. До 1917 года школа подготовила 609 военных лётчиков, знания и навыки которых пригодились Российской армии в Первой мировой войне. После победы Красной Армии продолжило подготовку военных лётчиков как 1 авиационная школа Красной Армии.

В 1941 году она была эвакуирована в город Красный Кут Саратовской области. В 1945 году школу переименовали в Училище и перевели в г. Сталинград (Волгоград).
Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков в п. Кача было расформировано в ноябре 1998 года. Преемником Качинского училища является 783 учебный авиационный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки летного состава в г. Армавир, где хранится Боевое Знамя Качинского ВВАУЛ и ведется его Исторический формуляр.
Воспитанниками Качинского училища стали Покрышкин Александр Иванович, Кравченко Григорий Пантелеевич, Сталин Василий Иосифович и др.
После Великой Отечественной войны, с 1947 года по 1960 год, на Каче базируется 4-я истребительная авиационная дивизия. В мае 1960 года на Качу с аэрдрома Херсонес перебазируется 872 авиационный полк. А с осени 1960 года здесь же, на Каче, базируется отдельный транспортный полк. Эти две основные авиационные части, а также части обеспечения базируются на аэродроме Кача и в настоящее время.

Трансфер в Крыму

Из дома я заказала такси МегаКрым. 1400 р., в дороге 1ч. 20 мин. Водитель, молодой мужчина, нам очень понравился, и мы взяли его телефон, чтобы он нас отвез назад в аэропорт по окончании отдыха. Живет в Севастополе, работает по графику на машине, развозящей хлеб, а в свободные дни возит отдыхающих. Рассказал, что отдыхающих очень много, иногда даже не удается сразу найти свободные гостевые дома, если заранее не бронировали. Если кому нужен номер такси, пишите, скину.

Апартаменты в Крыму

Наш "Парус". Отдыхали мы в этом шестиэтажном комплексе апартаментов, укрепляющих берег, раположенных на набережной действующего гарнизона. Первый этаж - рестораны (два), спа, детский развлекательный центр, тренажерный зал, мини-маркет. Остальные пять этажей - квартиры-апартаменты. Мы жили на последнем, шестом, этаже с отдельным входом. Номер наш, который я нашла через интернет, представлял собой однокомнатную квартиру 40 кв. м, полностью укомплектованную всем необходимым. Во всех номерах этого комплекса окна с балконами выходят на море.
Очень красивая набережная. Вечером на набережной все неспешно гуляют, куча детей катается на машинках, веселятся в детском центре, в ресторанах музыка. На выходе из этого комплекса небольшой парк, в котром также есть детские развлечения: лабиринты, батуты, машинки и т. п. Стоимость апартаментов 3000 р. август, 2500 сентябрь. И вот как раз в наших апартаментах мы столкнулись с понятием крымского сервиса. Все в номере сделано здорово, хороший ремонт, дорогая мебель и снатехника. Но, например, полотенца, белье, мелочи типа сушилки, швабры и т. п. - девочки, хозяева, видимо, свезли все, что не нужно, из дома. Старое, а местами и сломанное! Было ощущение ирреальности - вокруг все так круто, и тут тебе на - утюг родом из 60-х годов, ну разве что не на углях. Или клеенка на кухонном столе, вся изломанная и склееная скотчем. Хозяев мы видели один раз при заселении - семейная пара под 60 лет, жители Севастополя. Поскольку уезжали мы в 6 утра, то ключ оставили охране.

Мне в "Парусе" очень понравилось, именно то, что нужно для отпуска. Очень удобно было бегать искупаться, пока дети спят - спускаешься на лифте, и сразу набережная.

Верхний этаж апартаментов с парковкой. Здесь входы в подъезды и отдельные входы для номеров этого этажа.

По различию в окружающей обстановке, «атмосфере», я разделила всю Качу на три места: поселок (частный сектор), гарнизон, в котором расположены двух- и пятиэтажные дома, и апартаменты "Наш Парус" со своей набережной, который находится как бы в конце Качи, за ним, за забором, уже действующий гарнизон.
Гарнизон. Раньше между поселком и гарнизоном был КПП, но после распада СССР забор перенесли вглубь територии - как обьяснили местные жители, чтобы меньше платить аренду Украине. Таким образом, часть гарнизона в Каче состоит из свободной территории, а часть - из закрытого собственно гарнизона авиационных войск Черноморского флота РФ. Атмосфера гарнизона нам ооочень понравилась, было ощущение, что мы снова попали в Советский Союз - неспешная жизнь, белье на веревках, во дворах посиделки соседей и игры в волейбол, открытые добрые люди. Здесь в бывшем здании школы авиации находится Дом Офицеров. Рядом парк героев Советского Союза с постаментами 26 летчиков-героев и памятник 16-ти летчикам, совершившим во время ВОВ воздушные тараны. Напротив дом со львами - бывший штаб летной школы, на втором этаже которой был зал для балов и личные апартаменты брата императора Александра Михайловича, но в них он ни разу не остановился (со слов жителя этого дома). Позже это здание было отдано под квартиры. В гарнизоне все пропитано авиацией, военными подвигами, есть мемориал качинцам, погибшим во время ВОВ. Здесь много места между домами, много небольших парковых зон. В гарнизоне расположены очистные сооружения, которые обслуживают всю Качу, что является несомненным плюсом для отдыха в этом месте.

Село Кача

Обстановка села не производит никакого особого впечатления - обычное село, на мой взгляд. Но мы не могли много гулять с детьми, поэтому обошли далеко не все. Там, где прогулялись, есть хорошая детская площадка родом из СССР, но все работает, покрашено. Есть интересный парк с фонтаном. Довольно грязно за домами вдоль берега, есть какие-то заброшенные заросшие замусоренные участки, из-за которых даже не рискнули подойти к берегу. В селе для отдыхающих сдается много жилья - и в самих домах по 300 р. в сутки с человека, и есть отдельные строения для туристов. В селе есть вся необходимая инфраструктура: аптеки, много магазинов, продуктовый и вещевой рынок, автовокзал, кафе, столовая.

Пляж в Каче

В Каче очень высокий берег (высота 5-ти этажного дома), а пляжная линия тянется вдоль всего берега. На набережной гарнизона берег укреплен конструкциями апартаментов с одной стороны от спуска и строениями морских дач с другой. Морские дачи, или элинги - это такие городушки один над другим рядом с морем, на высоту берега. Очень активно сдаются отдыхающим. Есть три ряда таких дач с табличкой «сдается вип жилье», которые застроены блоками в одном стиле под гостиницы. У элингов свои спуски к морю. Там, где заканчиваются морские дачи, берег местами нависает над пляжем, иногда случаются обвалы. На нашей набережной всегда были свободные места, мы там себя чувствовали комфортно. Шезлонги стоят 100 р. на день. Пляж неорганизованный. Нет кабинок, душа, спасателей, но зато очень чисто. Туалет есть в здании апартаментов, но мы его не сразу заприметили. Первые дни нашего отдыха пляж и дно были чисто песчаные, меленький песочек, а потом после шторма появилось много гальки! И на пляже, и на дне. Заход не сразу глубокий, детям есть где побегать и поплавать, но не так, чтобы сильно мелко. Во время нашего отдыха из-за штормов море «наступило», и пляж стал меньше, чем был раньше. В итоге и без того неширокий пляж стал узким! Настолько узким, что во время больших волн, когда купаться опасно, но сидеть на берегу очень даже здорово, нет места, чтобы присесть - весь песок мокрый. В такой день мы поехали на пляж в Орловку, это в 10 минутах от Качи.

Море в Каче

Море в Каче на солнце бирюзового цвета. Если нет шторма, то вода чистая и прозрачная, с балкона видны все подводные камни. По утрам море всегда было спокойное и прозрачное. К обеду начинались небольшие волны, а после обеда конкретно штормит. Так было почти весь отпуск. Если очень сильные волны, то вода перемешивается с песком у берега. Медуз нет.

Еда в Каче

На территории гарнизоновской части Качи, в нескольких минутах прогулочного шага от нас, обнаружилось великолепнейшее кафе-бар-столовая "Лотос" с красивой уличной территорией и обалденной детской площадкой. Я, когда увидела это все, не поверила своим галазам! У них огромный выбор готовых блюд: около 20 мясных, 10 гарниров, салаты, беляши, пирожки жареные и печеные, булочки, омлеты, запеканки, плов как из казана. Мы за все дни всего не успели перепробовать. Готовят очень вкусно. Можно брать с собой, есть контейнеры и пакеты. Тратили мы от 500 до 800 р., если брали еще с собой на ужин. По дороге к рынку в селе есть чебуречная, там вкуснейшие чебуреки (60-70 р). В павильоне на рынке свежие домашние молочные продукы, мясо, яйца, птица, домашние сыры разные - тоже вкуснейшие! В двух магазинах нашли пахлаву медовую в коробках, производство Севастополь - тает во рту. Овощи-фрукты и на рынке, и в гарнизоне можно купить. Виноград мы покупали по 100 р., дыни вначале по 40, потом в сентябре по 20-30 р., инжир 350 в августе и 200 р. в сентябре. На завтрак варили кашу в номере, обедали в столовой, брали на ужин там с собой, иногда обедали и ужинали в ресторанах на набережной. В обоих ресторанах готовят пиццу. Все, что там пробовали, было классным. Отдельно хочу отметить самосы, которые носили на пляже. Это божественно вкусно. Парень, который их разносит, рассказывает миллион стишков про них: «самосы делаеют в раю, я их только продаю», «если смущает вас цена, пусть воздастся вам сполна», «даже самый главный босс утром кушает самос» и т.д. и т.д. Стоят они здесь 150 р. Территория столовой с детской площадкой.

Наше здоровье

На третий день и четвертый день у дочек появились сопли, у старшей один день была температура до 38. У младшей насморк держался дней 5, у старшей прошел быстро. Дня три я их не купала, как раз в это время сильно штормило, и даже пару раз был дождь. Я списала это на акклиматизацию.

Подводя итог, скажу, что мы отдохнули великолепно, в Каче есть все, что нужно для спокойного размеренного отдыха с маленькими детками. Поэтому семей с детьми здесь уйма, кажется, что все с детьми))) Мы не ездили никуда, кроме соседней Орловки один раз. Я отключилась от всей рутины и просто жила, наслаждаясь необычной природой, новой обстановкой, морем и солнцем. Мы все время были рядом с морем, оно было с нами в нашем французском окне номера, сколько разных мотивов оно нам спело! А когда был шторм, казалось, волны сейчас смоют меня с дивана))) Мы засыпали и просыпались под шум моря, как же это классно!!! А сколько разных закатов мы увидели, сидя на нашем балконе или гуляя по набережной! Природа Качи мне тоже нравится, этот высокий оранжево-желтый берег! Когда стоишь наверху, а впереди бескрайнее синее море, и чайки пролетают на уровне глаз или даже ниже, ветер, выжженная трава всех оттенков желтого с примесью свежей зеленой... Такое сочетание красок, и ощущение полета и свободы. Качинцы замечательные люди, открытые и душевные. Нашим детям все от мала до велика улыбались, угощали конфетами, показывали домашних попугаев (в доме со львами). На многих автомобилях и даже детских колясках видели георгиевские ленточки. На одной морской даче - российский флаг! Потратили мы 41500 на проживание, 43000 на билеты, 40000 на все расходы там. Ни в чем себе не отказывали. Попробовали три вида шампанского производителя "Золотая балка", и особенно хочу отметить шампанское «Балаклава».

В Украине, в Крыму, недалеко от Севастополя, в поселке Кача (ударение на первое А) несут службу самолеты-амфибии Бе-12, военно-транспортные самолеты АН-26, поисково-спасательные вертолеты КА-27ПС и противолодочные КА-27ПЛ. Несмотря на то, что многим самолетам уже почти по 40 лет, они ежедневно готовы выполнить боевые задачи на Черном море.

Благодаря моему читателю valkad , мне удалось посидеть за штурвалами этих удивительных машин, полазить по салону, поразглядывать тумблеры и приборы, посетить комнату воинской славы. А еще мне разрешили все сфотографировать...

2.

Первым делом мы посетили Комнату воинской славы - небольшой музей в Доме Офицеров, рассказывающий об истории создания базы:

3.

Началось все еще в царской России. Обратите внимание на форму летчиков первого выпуска. У каждого она своя, так как летную форму тогда еще не придумали и первых летчиков набирали из разных родов войск:

4.

5.

6.

7.

Перед Домом Офицеров (ДОФ) разбит парк с бюстами героям нашей страны:

8.

9.

Осмотр летной техники мы начали с самолета-амфибии 71-го года постройки Бе-12 :

10.

Он предназначен для обнаружения подводных лодок и выполнения спасательных операций на море. Раньше он носил ядерные заряды оперативно-тактического назначения.

Управляют самолетом 4 человека: 2 летчика, штурман и радист. В самом носу самолета сидит штурман. У него самое просторное место:

11.

Для обнаружения подлодок у штурмана есть радиолокатор:

12.

13.

14.

15.

16.

Рядом со штурманским креслом к стенке пристегнут якорь. В самолете он смотрится инородным телом:

А это "взгляд" на штурманское кресло из носа самолета. Над дверью видны педали летчиков. Они сидят как-бы на втором этаже:

Залезть сюда сложно, и с первого раза с двумя фотоаппаратами в руках у меня это не вышло:

19.

20.

Все кресла оборудованы парашютом и катапультой. Потолок легко съезжает в сторону, и можно высунуться наружу:

21.

22.

Ходить по самолету в полете практически невозможно. По нему и на земле-то сложно передвигаться, не задевая постоянно острые углы:

23.

Ощущение такое, как будто находишься не в самолете, а в подводной лодке:

24.

Место радиста в хвосте самолета:

25.

Бе-12 может не только находить подлодки, но и спасать людей. Для "спасенного" в одном из отсеков предусмотрен гамак:

26.

То, что Бе-12 является амфибией, накладывало отпечаток на особенности взлета и посадки. Обычно они проводились с бетонной ВПП, т.к. самолеты базировались на берегу. Посадка на воду проводилась не менее одного раза в месяц. Эти полеты были связаны с определенной долей опасности. Летчики, постоянно работающие с суши, могли по привычке перед посадкой на воду выпустить шасси. Если бы представить себе такой случай, то результаты его были бы плачевны. Шасси бы вырвало при ударе о воду со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не знаю, был ли в ВМФ такой случай, но разговоров по этому поводу перед полетами на воду было очень много. После продолжительных посадок на воду (при ремонте полосы, например) возникала опасность посадки на бетонку с убранными шасси. Вот такой случай в 70-е годы в этой эскадрильи произошел. После касания самолет стесал первый редан и потом остановился, накренившись на бок. Можно представить, какие чувства при этом испытал штурман. Самолет после этого восстановили в ТЭЧ части, и он продолжал летать.

Рядом с Бе-12 стоят военно-транспортные самолеты АН-26 . Они используются для перевозки грузов и десанта:

27.

На пилоны самолета подвешены ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-25 Д и Н (день - ночь соответственно). Внутри них находится краска. В случае обнаружения людей, летательных аппаратов, терпящих бедствие судов, самолет сбрасывает их в воду, и на поверхности образуется зеленое пятно днем, а ночью факел, по которому наводятся летательные аппараты и спасательные суда:

28.

В хвостовой части самолета находится рампа, по ней при погрузке внутрь грузового салона может заехать даже УАЗик:

29.

Штурманское место:

34.

Кача - это не только самолеты, но и вертолеты. Правда, расскажу я о них уже в следующем посте. Stay Tuned!

История аэродромов Крыма

Первые аэродромы в Крыму появились ещё до первой мировой войны. А затем эти сооружения, преимущественно военного назначения, стали плодиться, как грибы. Этому способствовали благоприятные погодные условия Крыма и его географическое положение. К Великой Отечественной войне их было уже несколько десятков, Крым даже называли «непотопляемым авианосцем». После войны развитие авиации потребовало длинных бетонных взлётно-посадочных полос. Это вынудило сократить количество аэродромов, зато увеличить их размеры. Массовыми стали пассажирские авиаперевозки. В числе пассажиров были и руководители СССР, что благоприятно влияло на развитие аэродромного хозяйства. Более того, в Крыму построили запасную посадочную полосу для космического корабля многоразового использования «Буран». С переходом под юрисдикцию Украины крымское воздушное пространство в значительной мере опустело, соответственно оказались заброшенными и ряд «причалов».

Что же теперь осталось от былого великолепия?

1. Аэропорт Бельбек.
2. Аэродром Кача.
3. Аэродром «Южный» на Херсонесе.
4. Аэродром Нитка.
5. Аэродром Евпатория.
6. Аэродром Донузлав.
7. Аэропорт Симферополь.
8. Аэродром Гвардейское.
9. Аэродром Октябрьское.
10. Аэродром Веселое.
11. Аэродром Джанкой.
12. Аэродром Карагоз.
13. Аэродром «Северный» - Кировское.
14. Аэродром Багерово.
15. Аэропорт Керчь.
16. Аэродром «Заводское»
17. Вертодромы за Приморским.

Был ещё большой военный аэродром рядом с Крымом в Геническе. Сейчас его ВПП разобрали на бетонные плиты. Из них сделана, в частности, дорога от Геническа до Стрелкового на географически относящейся к Крыму територии.

Заметим, что Черноморскому Флоту России принадлежат только два аэродрома, в Каче и Гвардейском. А пассажирскими перевозками занимается главный Симферопольский и иногда Бельбек.

Когда-то был небольшой аэродром даже на Ай-Петри в районе «шаров», в с 50х до середины 70х годов. Но сейчас там точно ничего не летает.

Кстати, в советское время в Крыму были грунтовые гражданские аэродромы для местных перевозок и сельскохозяйственной авиации в Нижнегорском, Керчи, Ленино, Золотом Поле, Кировском, Советском, Раздольном, Межводном и даже в Судаке. Они громко именовались «аэропортами». В основном из них летали на АН-2 с пассажирами в Симферополь на аэродром «Заводское». Билет на АН-2 (вместимость 12 пассажиров) из Нижнегорского до Симферополя стоил в 80-х годах 3 рубля. А до пустынного пляжа на Арабатской стрелке - 2 рубля. Столько же, сколько 5 литров бензина АИ-93, обед в дешёвой столовой и меньше, чем четвертушка водки… Говорят, был даже аэродром на косе Тузла, откуда выполнялись пассажирские рейсы в Керчь. Недолгое время в 60-х существовало «вертолётное такси» из Симферополя в Ялту на вертолётную площадку. Эта площадка хорошо видна с Ялтинской объездной и цела и сейчас.

Аэродром Октябрьское

Название ж\д станции-Элеваторная;аэродром 1 категории, ВПП и РД были капитально отремонтированны в конце 70-х, после чего на этом аэродроме стало возможно принимать самолёты любых типов без ограничения по весу летательных аппаратов, вплоть до «Бурана».943 МРАП входил во 2-ю МРАД:3″братских»полка дивизии базировались на ас Гвардейское-там же управление дивизии, а.с. Весёлое, а.с. Октябрьское. 943 МРАП первым в Авиации ВМФ СССР переучился и начал эксплуатировать ТУ-22 М2,3. Последний военный лётчик в Советском Союзе, которому было присвоенно звание»Заслуженный военный лётчик СССР» был командир этого полка.Полк был расформирован в 1996 году.

Аэродром Гвардейское - Сарабуз

Сарабуз - это небольшая железнодорожная станция - развилка в 18 км от Симферополя. Одна ветка дороги ведёт прямо на север, на Джанкой и далее - на Перекоп, а вторая - на Саки и Евпаторию, крупнейший лечебный центр Крыма. Почти на самой развилке, на большом холме размещались два посёлка - Спат и Шунук. В одном жили немцы-менониты, переселившиеся сюда ещё при Екатерине, а в другом обитали в основном русские. На окраине, на скалистых склонах прилепились татарские домики. Совсем, рядом - большой аэродром, на котором ни днём, ни ночью не смолкал рёв моторов новейших тогда истребителей И-15, И-16 и скоростных двухмоторных бомбардировщиков СБ. Они с оглушительным рёвом проносились над домами, как будто старались прибить кипевшие в них националистические страсти. А они были нешуточными…….

К исходу 07.05.1942 г. советская авиаразведка обнаружила на аэродроме Сарабуз до ста самолетов противника. 103 шап (15 уаг) было приказано нанести по нему бомбардировочно-штурмовой удар. Задача предстояла сложная: со своего аэродрома Багерово надо лететь на предельный радиус действий «илов», что не допускало никакого отклонения от курса; большая часть пути проходила над территорией, занятой противником; половина маршрута - над морем, а это сильно затрудняло пилотирование и ведение ориентировки. Чтобы застать на аэродроме все , придется взлетать в темноте.

Командир полка П.И.Мироненко решил возглавить этот вылет. Перед рассветом 8 мая взлетели 10 тяжелогруженных Ил-2. Заместителем командира шел А.П.Буханов, вторую пятерку вел С.Попов. Весь маршрут командир шел на предельно малой высоте. Подлетая к цели, Мироненко «горкой» набрал высоту. Летчики увидели на старте около 80 бомбардировщиков, стоявших крыло в крыло с работающими моторами, готовых к взлету. Но ни одному не удалось подняться.

С задания не вернулся лейтенант Г.Д.Угольников, он был сбит прямо над аэродромом. Но за его смерть товарищи отплатили сполна: на следующий день партизанская разведка сообщила, что уничтожено 38 бомбардировщиков и 41 немецкий летчик.

Аэродром Южный

Аэродром Южный находиться на мысе Херсонес. Военный и видимо секретный объект, информации про него практически нет

Аэродром Бельбек

Международный аэропорт Бельбек обслуживает город Севастополь и другие города Крыма. Создан на основе одноимённого военного аэродрома. Назван аэропорт в честь реки Бельбек, протекающей на юго-западе Крыма. Находится на берегу моря, на Северной стороне Севастополя.

Аэродром возник в июне 1941-го года, после начала войны на нём размещался военный истребительный авиаполк. Изначально грунтовый, после войны получил бетонную взлётно-посадочную полосу, но оставался исключительно военно-истребительным аэродромом. Во второй половине 1980-х, после прихода к власти М. С. Горбачёва, полоса была значительно увеличена и улучшена, так как аэродром использовался им при следовании на президентскую дачу в Форос. Именно это впоследствии позволило использовать аэродром в гражданских целях.

В декабре 2002 года аэропорт получил лицензию и на международные авиаперевозки.

С 2002 по 2007 годы было осуществлено около 4 тыс. авиарейсов, перевезено около 50 тыс. пассажиров. В 2007 году полеты гражданских воздушных судов на аэродроме были временно приостановлены, в связи с отказом Министерства обороны Украины продлить договор о совместном использовании аэродрома.

Весной 2010 года Севастопольская городская администрация объявила о возобновлении работы аэропорта. 30 мая 2010 года состоялось торжественное открытие «Бельбека».

Военное использование аэродрома продолжается по сей день, на нём базируется истребительный авиаполк. В 1990-х гг. самолёты Су-15ТМ были заменены на Су-27, а в настоящее время используются преимущественно МИГ-29, также есть возможность арендовать частный самолет.

Аэропорт Бельбек имеет взлётно-посадочную полосу размерами 3007×48 м. класса Б, предназначена для приёма воздушных судов всех типов. Максимальный взлетный вес воздушного судна неограничен. Классификационное число покрытия - 34/R/A/X/T. Магнитный курс посадки составляет 065/245. Светосигнальное оборудование - «Луч-2МУ».

Аэропорт находится в 2.5 километрах от транспортной развязки «Симферополь - Севастополь/Ялта - аэропорт „Бельбек"», близ села Фруктовое, на территориальной громаде Нахимовского района. Расстояние до южной части Севастополя составляет 25 километров, до площади Захарова (главная площадь Северной стороны) - 9 километров, до Симферополя - 50 километров, до Ялты - 95 километров.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх