Ту 204 что за самолет. Среднемагистральный пассажирский самолет

История создания

Выбор концепции

Ту-204 на авиасалоне в Ле-Бурже (1991 год)

Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в . В процессе работы над новым самолётом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Параллельно в КБ шла разработка проектов пассажирских самолётов Ту-164 , Ту-174, Ту-184, Ту-194. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолётов путём создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путём модификации всей необходимой гаммы. Одним из таких базовых самолётов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нём 2 двигателя НК-8-2У . Конструкция предполагала большую преемственность с серийными Ту-134 и Ту-154 . Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.

Перспективы

Самолету Ту-204 во многом не повезло. Он должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, плановую экономику сменила рыночная, и Ту-204 сначала проиграл конкуренцию подержанным машинам западного производства, а со временем попросту устарел по многим показателям [источник? ] (в частности, экипаж всех модификаций Ту-204 (кроме СМ) состоит из трех человек, в то время как на большинстве современных лайнеров - два человека; отсюда дополнительные затраты на пилотов).

В настоящее время производится до 10 лайнеров в год, большая часть которых - для СЛО «Россия» и ВВС. Из-за неспособности Казанского и Ульяновского авиазаводов наладить массовое производство (делающее эксплуатацию самолета рентабельной) и качественную систему послепродажного обслуживания, Ту-204 не пользуется особым спросом у коммерческих авиаперевозчиков, хотя его последняя модификация СМ вполне может составить реальную конкуренцию зарубежным бестселлерам А320 и Боинг-737. В то же время, некоторые авиакомпании (в том числе, весьма крупные Трансаэро и Red Wings) неоднократно выражали заинтересованность в покупке лайнеров семейства Ту-204. Президент ОАК Михаил Погосян считает Ту-204 «перевернутой страницей» и заявляет о необходимости реализации более инновационных проектов.

07.04.2011 в интервью агентству ИСНА, Глава Организации гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани заявил, что заявление Дмитрия Медведева о том, что российские самолёты имеют технические недостатки, стало дополнительным аргументом в пользу отказа от эксплуатации в авиапарке страны самолётов производства КБ «Туполев» .

По состоянию на первый квартал 2012 года ОАО «Туполев» имеет в своем портфеле заказов на 42 самолета (35 опцион) Ту-204СМ. Распределение заказов по авиакомпаниям: 15 (10) - Red Wings, 10 (12) - «Башкортостан» («ВИМ-авиа»), 5 (10) - «Авиастар-ТУ», 6 (-) «Аэрофлот» («Владивосток Авиа»), 3 (3) - «Космос» (РКК «Энергия»), 3 (-) «Мирнинское АП» (ОАО «Алроса») .

Конструкция

Самолеты семейства Ту-204/214 представляют собой свободнонесущие монопланы нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями, установленными на пилонах под крылом. Крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями, имеет отрицательную аэродинамическую крутку , положительный угол поперечного V (4°) и установлено под углом 3° 15’ к строительной горизонтали фюзеляжа. На концах крыла установлены специально спрофилированные вертикальные аэродинамические поверхности для снижения индуктивного сопротивления.

Система кондиционирования воздуха

Система кондиционирования воздуха (СКВ) состоит из:

  • системы отбора и предварительного охлаждения воздуха;
  • двух автономных магистралей с независимыми установками охлаждения воздуха (УОВ);
  • системы рециркуляции воздуха;
  • систем регулирования температуры, управления и контроля.

Воздух в систему кондиционирования отбирается от компрессоров двигателей или ВСУ . Предусмотрена возможность подключения наземного кондиционера.

Система отбора воздуха обеспечивает подачу воздуха на наддув, охлаждение или обогрев гермокабины, на обогрев ВСУ , на аварийный наддув гидробаков, а также подачу воздуха на стартер воздушного запуска двигателя.

Регулирование температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах производится автоматически в соответствии с установкой задатчиков температуры.

Система управления

В состав цифрового комплекса пилотажно-навигационного оборудования входят:

  • вычислительная система самолетовождения
  • инерциальная бортовая лазерная навигационная система
  • средства измерения высотно-скоростных параметров и углов атаки
  • система воздушных сигналов
  • радиотехнические системы навигации и посадки
  • система предупреждения критических режимов (СПКР)
  • система предупреждения приближения земли (СППЗ)
  • метеорадиолокационная станция.

Все параметры полета, навигационная и метеорологическая обстановка выдаются на экраны системы электронной индикации. Информация на экранах может выдаваться как в метрической , так и в британской системе единиц .

Резервные пилотажные приборы - указатель скорости, вариометр , барометрический высотомер , авиагоризонт , радиомагнитный индикатор, магнитный компас.

Автоматическое управление самолетом осуществляется вычислительной системой управления полетом (ВСУП) и вычислительной системой управления тягой (ВСУТ).

ВСУП формирует сигналы автоматического управления самолетом и командных индексов электронных индикаторов для директорного управления, а также другую информацию в смежные системы. ВСУТ формирует сигналы для управления тягой и перемещения рычагов управления двигателями в зависимости от конфигурации самолета и заданных экипажем или ВСУП параметров полета.

Бортовые системы сопрягаются между собой с помощью широко распространенного интерфейса ARINC 429 , что упрощает модернизацию оборудования, в том числе путем применения комплектующих зарубежного производства.

Топливная система

Топливо на самолете размещено в кессон-баках, образованных загерметизированной силовой конструкцией планера самолета.

Расположение баков:

  • 2 бака по 7000 кг в корневой части крыла (левый и правый);
  • расходные отсеки по 1800 кг (левый и правый);
  • 2 бака по 3375 кг в консольной части крыла (левый и правый);
  • бак емкостью 2360 кг в кессоне киля;
  • бак емкостью 8800 кг в центроплане.

Суммарная масса топлива составляет 35710 кг. На некоторых специальных модификациях самолетов Ту-204/214 устанавливаются дополнительные топливные баки в фюзеляже.

Для уменьшения сопротивления в крейсерском режиме полета применена автоматическая перекачка топлива после взлета в хвостовой бак, размещенный в киле самолета. Это позволяет смещать центр масс самолета на 10% средней аэродинамической хорды, тем самым уменьшая потери на балансировочное сопротивление.

Гидравлическая система

Гидравлическая система выполнена в виде трех независимых подсистем.

Основными источниками гидравлической мощности в гидросистемах являются насосы переменной производительности с приводом от двигателей самолета.

Резервными источниками гидравлической мощности являются электрические насосные станции – по одной в каждой гидросистеме.

Аварийным источником гидравлической мощности является турбонасосная установка , которая выпускается в поток воздуха автоматически при отказе двух двигателей и после отключения двух генераторов, а также в ручном режиме.

Рабочая жидкость – НГЖ-5У, Skydrol LD-4 или Skydrol 500 B4. Рабочее давление в гидросистеме – 210 кгс/см 2 .

Противообледенительная система (ПОС)

От обледенения защищены носки воздухозаборников двигателей, обтекатели вентилятора, лобовые стекла кабины экипажа, приемники полного давления, датчики аэродинамических углов.

Крыло и оперение мало подвержены нарастанию льда и противообледенительной системой не оснащены. В ходе испытаний была подтверждена безопасность полетов без противообледенительной системы на несущих поверхностях.

Кооперация поставщиков

Разработчик Производитель Поставляемые комплектующие
ОАО «Авиадвигатель» ОАО «Пермский моторный завод» двигатели ПС-90А
Rolls-Royce Rolls-Royce двигатели RB211-535E4
ОАО НПП «Аэросила» ОАО НПП «Аэросила» вспомогательная силовая установка ТА-12-60
ОАО «Техприбор» ОАО «Техприбор» комплекс топливоизмерения и центровки КТЦ-2-1, бортовая система контроля двигателя БСКД-90М
ОАО ОКБ «Кристалл» аварийная турбонасосная установка, насосы топливной системы
ЗАО «Абрис» ЗАО «Абрис» блок контроля и диагностики двигателя GEMU-122-5, резервный индикатор параметров двигателя
ОАО «Авиаагрегат» шасси
АК «Рубин» тормозные диски, колеса
ОАО «Ярославский шинный завод» шины
Michelin шины
ОАО «Гидроагрегат» система дистанционного управления, рулевые агрегаты
ОАО ММЗ «Знамя» рулевые приводы
ОАО ММЗ «Рассвет» рулевые приводы
ОАО НПО «Родина» ОАО НПО «Родина» рулевые приводы
ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» системы ВСУП-85-3, ВСУТ-85-3, АСШУ-204М
вычислительная система самолетовождения ВСС-95, комплексный пульт радиотехнических средств КПРТС-95М-1
ОАО «Ульяновское Конструкторское Бюро Приборостроения» комплексная информационная система индикации КИСС-1-9А, жидкокристаллические индикаторы ИМ-8, система предупреждения критических режимов СПКР
ОАО «Чебоксарское научно-производственное приборостроительное предприятие «ЭЛАРА» блоки системы электронной индикации СЭИ-85, датчики системы АСШУ-204М
ОАО ДНИИ «Волна» ОАО ДНИИ «Волна» система развлечения и обслуживания пассажиров, аппаратура видеонаблюдения
ЗАО «ЛАЗЕКС» ЗАО «ЛАЗЕКС» интегрированная лазерно-спутниковая навигационная система НСИ-2000МТ
Honeywell Honeywell инерциальная навигационная система HG2030AE21
ОАО «Киевский завод «Радар» метеонавигационная радиолокационная станция МНРЛС-85
Honeywell Honeywell метеорадиолокационная станция RDR-4B
ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» ЗАО «ВНИИРА-Навигатор» система раннего предупреждения близости земли (CРПБЗ), радионавигационное оборудование
Honeywell Honeywell система раннего предупреждения близости земли EGPWS
ЗАО «Опытный завод НИИХИТ» аккумуляторные батареи
VARTA аккумуляторные батареи
ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» компоненты электросистемы, приводы стеклоочистителей
ОАО «Аэроэлектромаш» ОАО «Аэроэлектромаш» компоненты электросистемы
ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» генераторы, выпрямительные устройства, блоки регулирования электросистем
ОАО «Конструкторское бюро электроизделий XXI века» внешняя светотехника, коммутационная аппаратура
ОАО «Электроавтомат» коммутационная аппаратура
ОАО «Уральский завод электрических соединителей» электросоединители
ЗАО НПЦ «НИИ Микроприборов» светодиодное освещение
ОАО НПО «Наука» ОАО НПО «Наука» система кондиционирования воздуха, система автоматического регулирования давления
ОАО «НПП «Респиратор» ОАО «НПП «Респиратор» кислородное оборудование
ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций»
Air Cruisers Air Cruisers аварийно-спасательное оборудование
ОАО «Корпорация „Тактическое Ракетное Вооружение“» водовакуумная система удаления отбросов (унитаз УВ-1)
ОАО «Агрегат» пассажирские кресла
ООО «Фирма АККО» ООО «Фирма АККО» пассажирские кресла

Лётно-технические характеристики

Схема Ту-204

Характеристика Ту-204-100 Ту-204С Ту-204-120 Ту-214 Ту-204-300 Ту-204СМ
Первый полёт 2 января 1989 23 марта 2000 октябрь 1998 21 марта 1996 18 августа 2003 29 декабря 2010
Начало эксплуатации 1995 2003 1998 2001 2005 2012
Размах крыла 41,83 м
Длина 46,13 м 40 м 46,13 м
Высота в хвосте 13,88 м
Площадь крыла 184,17 м²
21 000 кг 30 000 кг 21 000 кг 25 200 кг 18 000 кг 23 000 кг
Макс. заправка топливом 32 800 кг 35 700 кг 35 700 кг
Макс. взлётная масса 103 000 кг 103 000 кг 103 000 кг 110 750 кг 107 500 кг 108 000 кг
Макс. посадочная масса 88 000 кг 91 500 кг 88 000 кг 93 000 кг 88 000 кг 89 500 кг
Макс. пассажировместимость 210 - 210 210 164 215
Экипаж 3 2
Крейсерская скорость 830-850 км/ч
Максимальная скорость 850 км/ч
Служебный потолок 12 100 м
Макс. дальность полёта 6 500 км 6 500 км 6 500 км 6 670 км 7 500 км
Дальность полёта
4 300 км 4 100 км 4 100 км 4 340 км 5 800 км 4800 км
Двигатели 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × RB211 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A 2 × ПС-90A2
Средний расход топлива
(при макс. коммерч. нагрузке)
3200 кг/час
Требуемая длина ВПП 2 500 м 1800 м

Эксплуатанты

Страны, где используется Ту-204.

С начала серийного производства (1990) было изготовлено 73 самолёта Ту-204 различных модификаций. На август 2012 года в эксплуатации находилось 46 самолётов семейства Ту-204 .

Эксплуатант Модификация В эксплуатации Заказаны Опцион
ОАО «Туполев» 2 × 204СМ
1 × 204
1 × 204-300
2 × 204C
2 (4 на хран.)
Авиастар-СП 204 0 (2 на хран.)
Авиастар-ТУ 204С 2 5 (204СМ) 10 (204СМ)
ВВС России 0 4 (2 × 214ОН, 2 × 214Р)
Владивосток Авиа 204-300 6 6 (204СМ)
Внуковские авиалинии 204 0 (1 на хран.)
Дальавиа 214 0 (4 на хран.)
Кавминводыавиа 204-100 0 (2 на хран.)
КАПО имени С.П. Горбунова 214 0 (1 на хран.)
КЛИИ - Китайский лётно-исследовательский институт Ту-204-120СЕ 1
Специальный лётный отряд «Россия» 3 × 214
2 × 214СР
2 × 214ПУ
2 × 214СУС
2 × Ту-204-300
11 3 (214СР)
Трансаэро 214 3 2 (204-100С)
Air China Cargo 0 2 (204-120CE)
Air Koryo 2 × 204-300
1 × 204-100
3
China Eastern Cargo 0 2 (204-120CE)
Cairo Aviation 2 × 204-120
1 × 204-120C
3 (2 на хран.)
Cubana 2 × 204-100E
2 × 204СЕ
4 0 2 (204-300)
DHL 204C 1
Red Wings 4 × 204-100
5 × 204-100В
9 15 (204СМ) 10 (204СМ)
Бизнес Аэро 204-300А 1

Ту-204 – российский среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980 – начале 1990 в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолета . Первый полет совершен 2 января 1989 года, в эксплуатации с 1994 года. Производится с 1990 года на заводе Авиастар-СП в Ульяновске, а также с 1996 года и на КАПО имени С.П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214). Зарубежные аналоги: и .

К 2015 году планировалось снять Ту-204 с производства, заменив их самолетами МС-21. Однако, имеется вероятность продолжения выпуска этих лайнеров и после 2015 года. В частности, Минпромторг в 2010 году заявлял о своих планах на поставку авиакомпании Red Wings до 2016 года 44 самолетов Ту-204СМ.

Разработка среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204 началась в ОКБ имени Туполева в 1973 году. В процессе работы над новым самолетом было рассмотрено множество различных схем и компоновок. Дальнейшим развитием поисковых исследований стала выработка концепции развития магистральных самолетов путем создания 2-3 базовых типов с дальнейшим получением на их основе путем модификации всей необходимой гаммы.

Одним из таких базовых самолетов стал Ту-204. Работы по его проектированию возглавил главный конструктор Леонид Леонидович Селяков. Первоначально предполагалось установить на нем 2 двигателя НК-8-2У. Конструкция предполагала большую преемственность с серийными и . Многие конструктивные решения были взяты от проектов Ту-134Д и Ту-136, разработка которых велась в это время в КБ.

К середине 1970 годов проект Ту-204 трансформировался в аэробус, близкий по компоновочным решениям к американскому самолету DC-10. Его отличал фюзеляж длиной 48 метров, крыло умеренной стреловидности (28 градусов) с мощной механизацией вдоль всей задней кромки. В качестве силовой установки рассматривались двигатели Д-30А, Д-30КУ, перспективные ТРДД и ТВВД. В семейство должны были войти ближнемагистральные Ту-204-100 и Ту-204-150, среднемагистральные Ту-204-200 и Ту-204-250. Позже, в 1977-1978 годах рассматривались 2 основных направления: двухдвигательный Ту-204-200 и трехдвигательный Ту-204-300.

В конце 1970 вышло постановление Совета Министров СССР о создании новых пассажирских магистральных самолетов. ОКБ Туполева на основании постановления поручили разработку среднемагистрального самолета для замены Ту-154. В 1979 году ведущим конструктором по Ту-204 официально утвержден Леонид Селяков. При проектировании широко применялась вычислительная техника. При выборе силовой установки выбор пал на перспективный двигатель Д-90 ОКБ Соловьева.

С появлением самолетов Боинг 757, и A300 требования к самолету изменились – он стал двухдвигательным (к этому времени тяга Д-90А была доведена до 16 000 кгс). Новое техническое задание было утверждено 15 декабря 1983.

В конструкции самолета были применены новые алюминиевые и титановые сплавы, а также композитные материалы. Для сокращения числа стыков были использованы длинномерные панели. Применена усовершенствованная схема шумоизоляции и новые лакокрасочные материалы. Все системы спроектированы на основе новых принципов и с широким применением цифровой техники. Много сил и внимания уделено эргономике кабины экипажа.

В 1987 году Ульяновский авиазавод приступил к подготовке серийного производства. В 1988 году на опытном производстве АНТК изготовлен первый прототип Ту-204 . 2 января 1989 он впервые поднялся в небо. Основной объем заводских испытаний завершен к декабрю 1993 года. Не дожидаясь окончания испытаний завод Авиастар начал серийное производство.

17 августа 1990 года был выпущен первый серийный Ту-204. Эксплуатационные испытания самолета прошли с марта по декабрь 1993 года в авиакомпании Внуковские авиалинии. 12 января 1995 года Госавиарегистр РФ выдал на Ту-204 сертификат летной годности. 23 февраля 1996 года Ту-204 совершил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва – Минеральные Воды.

Ту-204 должен был стать таким же массовым как и его предшественник Ту-154. В силу ряда причин (высокая стоимость, в сравнении с подержанной импортной авиатехникой) этого не произошло. В настоящее время производится до 10 лайнеров в год (вместе с казанскими Ту-214). Всего же с начала серийного производства было изготовлено 62 самолема Ту-204 всех модификаций. На 1 мая 2009 года в эксплуатации находилось 52 самолета семейства Ту-204.

Самолет Ту-214

Ту-214 является модификацией Ту-204 с увеличенной до 110,75 тонн максимальной взлетной массой (103,0 тонн у Ту-204). Максимальная коммерческая нагрузка увеличена до 25,2 тонн (21,0 тонн у Ту-204). Самолет имеет грузовую модификацию и сертифицирован по российским нормам АП-25. Серийно производится Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова. Первый полет на Ту-214 был осуществлен в 1989 году. Запущен в коммерческую эксплуатацию в 1997 году.

Также разработаны специальные модификации Ту-214 : Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолет-ретранслятор), Ту-214СУС (самолет – узел связи) – самолеты для администрации Президента РФ, оборудованные специальными средствами связи, а также Ту-214ОН (Открытое небо) – самолет с оборудованием для аэрофотосъемки, предназначен для выполнения наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу.

Ту-204 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Стреловидное крыло большого удлинения образовано сверхкритическими профилями. Для уменьшения индуктивного сопротивления крылу придана отрицательная аэродинамическая крутка и установлены вертикальные законцовки.

Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и предкрылков вдоль всей передней кромки. Шасси – убирающееся, трехопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД ПС-90А. Кабина экипажа оснащена цветными дисплеями и центральными Y-образными ручками с малыми ходами.

Система управления самолетом и двигателями – электродистанционная. По словам председателя Совета директоров ЗАО Двигатели Владимир Климов – Мотор Сич генерал-полковника А. П. Ситнова – единственный самолет такого класса в мире, который можно посадить без двигателей.











Туполев Ту-204 это пассажирский лайнер разработанный конструкторским бюро Туполева в конце восьмидесятых годов. Лайнер предназначен для осуществления пассажирских рейсов средней протяженности. Ту-204 был выпущен в качестве замены устаревшего самолета средней дальности Ту-154. По своим основным характеристикам Ту-204 подобен Airbus A320 , Boeing 737 и Boeing 757 .

По изначальному проекту самолет планировалось оснастить тремя реактивными двигателями Д90. Но в дальнейшем проект был переработан и прототип самолета получил два двигателя подвешенных на пилонах под крыльями самолета. Для конструкторского бюро Туполева такая схема компоновки двигателей использовалась впервые. При проектировании самолета широко использовалось применение композитных материалов на основе стеклоуглепластиков.

Итак, самолет Ту-204 представляет собой пассажирский самолет, который производит среднемагистральные полеты. Разработка данной модели началась в 1973 году. Было разработано и пересмотрено множество возможных моделей и вариантов новой воздушной машины. Расчеты велись в конструкторском бюро Туполева, где параллельно шла разработка и других моделей самолета.

История создания среднемагистрального самолета Ту-204

Главным конструктором, который занимался разработкой нового пассажирского лайнера, был назначен Л.Л. Селяков. По первоначальной версии планировалось создать самолет, который будет иметь 2 двигателя, и в основном новая модель очень сильно должна была быть очень похожей на Ту-134. Также много конструкторских решений было позаимствовано с уже проектируемого Ту-136.

Уже в средине 70-х самолет становился все более похожим на американские аналоги, такие как MD-10 и L-1011. В проектной модели продумывались большие багажные отделения, в которых можно было бы перевозить контейнеры. Из-за этого агрегат становился двухпалубным, и пришлось менять планировку фюзеляжа. Это новшество дало возможность менять соотношение заполнения самолета грузом и пассажирами.


В августе 81-го года правительство поставило задачу создания трехмоторного самолета, в котором должны использоваться двигатели Д-90, которые на то время были самыми прогрессивными и экономичными. Но после создания проектного макета самолета применения ему не нашлось, именно поэтому было принято решение к возврату к двухдвигательной модели. Двигатели планировалось подвешивать на пилонах крыльев. Этот проект пассажирского самолета был полностью пересмотрен и был положен в основу создания Ту-204.

В 1987 году на Ульяновском заводе началась подготовка к выпуску Ту-204. Первый прототип этой модели был изготовлен в 88 году, а в воздух первый Ту-204 был поднят в начале 89 года. Полный комплекс испытаний был завершен в конце 1993 года. Компания «Авиастар» не стала дожидаться окончания испытаний и приступила к изготовлению этого самолета еще в 90 году. В январе 1995 года Ту-204 получил сертификат Российской Федерации о лётной пригодности. Первый полет данная машина совершила между Москвой и Минеральными Водами.

Описание пассажирского авиалайнера Ту-204

При разработке этой модели самолета проводилось тесное сотрудничество между многими научными центрами РФ. Благодаря этому данный аппарат имеет множество преимуществ над аналогичными моделями мира. На самолете Ту-204 установлены высокоэффективные крылья, которые имели сверхкритические профили, а также вертикальные поверхности, которые повышали аэродинамику на концах консолей. Весь фюзеляж изготовлен из новых высокопрочных алюминиевых сплавов, а соединение деталей корпуса производится путем клепки.


При конструировании используются также композиционные материалы, доля которых составляет около 18%. Для лучшей балансировки самолета в его оперении встроен топливный бак, в который входит 2,8 тонн топлива.

Данная модель пассажирского самолета является первой в РФ, в которой установлена система электродистанционного управления. Она может выполнять автоматическую посадку машины даже в очень сложных погодных условиях. Для более комфортной работы пилотов выполнена система под названием «темная кабина», она способствует снижению нагрузки на пилотов.

В самолете установлена отечественная система авионики, для которой используется 6 дисплеев. С их помощью выводится информация для пилотов о состоянии полета и всех функциональных деталях самолета. Эта система автоматически проводит диагностику всего оборудования, а также поддерживает спутниковую связь. Инновации коснулись и конструкции крыла. В нем появились закрылки, которые являются двухщелевыми, а также предкрылки, что идут вдоль передней кромки крыла. Что касается шасси, то оно изготовлено по новым технологиям.

Конструкторами была отлично продумана система снабжения воздухом всего салона аппарата. Ее основной задачей является отбор и охлаждение воздуха, который проходит через две независимые магистрали. Эта система способна автоматически поддерживать оптимальную температуру внутри самолета. Особенностью является то, что воздух, который поступает в средину самолета, отбирается непосредственно от компрессоров двигателя.


Говоря об электропитании, нужно отметить, что самолет снабжается от генераторов, которые установлены на двигателях машины, а также от штатных аккумуляторов. В сети самолета напряжение тока составляет 115 вольт, а в некоторых моделях − 200 вольт с частотой 400 герц.

Вся гидравлическая система приводится в действие с помощью насосов, которые работают от двигателей. На случай непредвиденных ситуаций каждая гидравлическая система оборудована дополнительными электрическими насосами.

На Ту-204, как и на многих других самолетах, существует проблема обледенения внешних агрегатов аппарата. Поэтому установлен целый комплекс систем, которые предотвращают данную проблему. В основной защите нуждаются воздухозаборники двигателей, приемники давления, обтекатели вентиляторов, а также лобовые стекла на кабине пилотов. Крылья и фюзеляж, как правило, не страдают от обледенения, поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Следует отметить тот факт, что во многих других моделях самолетов обледенение корпуса возможно. Такая особенность Ту-204 отмечена специальными комиссиями международных организаций.


Пассажирский авиалайнер Ту-204 был качественно новым поколением отечественного авиастроения. При создании этой машины были учтены все требования современного авиастроения и требования международных стандартов. Конструкторы качественно нового агрегата учитывали то, что бы он был экономичным и не создавал при этом большого шума, а также соответствовал международным экологическим требованиям. По первоначальным планам конструкторов и заказчиков самолет Ту-204 должен быть таким же успешным, как и Ту-154, и заменить его. Но в 90-е годы авиаперевозки значительно сократились, что привело к малому заказу новых самолетов. Проблемы 90-х не позволили осуществить всех планов, которые касаются самолета Ту-204.

Положение Ту-204 на сегодняшний день

До нашего времени было всего изготовлено 40 моделей Ту-204 разнообразных модификаций. Большинство их служит на благо родины, но некоторые были проданы за границу, а именно в КНР и Египет. В сентябре 2009 года конструкторам и разработчикам пассажирского самолета Ту-204 была присвоена Государственная премия Российской Федерации. Несмотря на несомненные достоинства, эта модель большого коммерческого ажиотажа не достигла.

Кроме того, что в 90-е годы гражданская авиация, можно сказать, развалилась, большую роль в этом также сыграло отношение авиакомпаний к отечественному производителю. Именно из-за этого большинство компаний по перевозке пассажиров считают, что в России еще не научились производить качественные пассажирские самолеты. Авиаперевозчики готовы потратить свои средства на приобретение списанного старого «Боинга», чем купить новый Ту-204, который мало в чем уступает заграничному аналогу.

Конструкторское бюро имени Туполева на базе пассажирского самолета Ту-204 создало целую линейку различных модификаций, а именно было создано 16 специальных разновидностей данной марки. Некоторые из них были даже грузовыми самолетами, а один Ту-234 был дальнемагистральным, который мог пролететь 9 тысяч километров. Аппараты, которые производятся на заказ, а это, как правило, за кордон, идут с англоязычной кабиной. Но все же главным заказчиком является наше государство.

По мнению экспертов, наиболее удачной и конкурентоспособной моделью является модель Ту-204СМ. Именно она может поспорить за лидерство с такими иностранными аналогами, как «Боинг-737» и А320.

Ту-204 фото

Тестовый полет первого летного образца Ту-204 состоялся 2 января 1989 года. В ходе всех испытаний в конструкцию самолета вносились доработки и усовершенствования. Самолет был оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ). В кабине пилотов установлено шесть цветных дисплея, для отображения полетных данных. На лайнер были установлены реактивные двигатели ПС90-А. Во время воздушных испытаний самолет налетал свыше тысячи часов.

В 1992 был представлен новый самолет который получил обозначение Ту-204-120.

На данной модели были использованы турбореактивные двигатели RB-211-535E4 английской фирмы "Rolls Royce" и западная авионика компании "Honeywell".

Салон ТУ-204 фото салона

Первый сертификат о пригодности к полету самолет получил 29 декабря 1994 года.

Авиалайнер отвечает всем современным европейским требованиям ИКАО.

Самолет Ту-204 является одним из тех авиалайнеров, которые могут безопасно совершать посадку со всеми отключенными двигателями.

Ту-204-300 был выпущен самолет VIP-класса – Ту-204-300А, пассажирский салон которого выполнен в классе «летающие апартаменты»

Помимо пассажирского варианта был спроектирован и грузовой самолет.

Грузовой экспортный вариант Ту-204-200С успешно эксплуатируется несколькими авиакомпаниями в Европе и в Египте.

В 2005 году начал эксплуатировался укороченный, на шесть метров - Ту-204-300. Который также известен как Ту-234. На эту версию установлены турбовентиляторные моторы ПС90-A2. Самолет имеет максимальный взлетный вес 107,6 тонн с дальностью полета до 9300 километров. Эта версия способна перевозить 166 пассажиров.

На сегодняшний день произведено немного больше чем семьдесят самолетов Ту-204 различных модификаций.

Характеристики Ту-204-100 (базовая версия):

    Годы производства: 1990 год - наше время.

    Длина: 46,14 м.

    Высота: 13,88 м.

    Размах крыльев: 41,8 м.

Ту-204СМ - глубокая модернизация самолёта , имеющая ряд значительных преимуществ перед базовой моделью и способная конкурировать с современными лайнерами конкурентов.

История Ту-204СМ

Опытный самолет (заводской No.64150) впервые поднялся в воздух в 29 декабря 2010 года в Ульяновске в аэропорту «Ульяновск Восточный». Командовал воздушным судном летчик-испытатель Виктор Минашкин.

В данный момент Правительство РФ и Объединенная Авиастроительная Корпорация проводят анализ перспектив производства и эксплуатации лайнеров в правительственных службах, а так же авиакомпаниях до ввода в строй лайнера нового поколения .

Завод-изготовитель Авиастар-СП реализует инициативную программу по выводу на рынок десятка Ту-204-100/300. Речь идет о самолетах с салоном повышенной комфортности для корпоративной и деловой авиации. В течение двух ближайших лет будет выпущена партия самолетов Ту-204 с интерьерами повышенной комфортности. В соответствии с отчётом ОАК за 2015 год, в части производства лайнеров планируется рассмотрение возможностей субсидирования части себестоимости самолёта.

Конструкция Ту-204СМ

По сравнению с конструкцией базовых самолётов семейства Ту-204/214 на новом самолете проведены следующие основные изменения:

  • модернизированные ТРДД ПС-90А2 с пониженной стоимостью жизненного цикла и увеличенными межремонтным и назначенным ресурсами основных деталей и агрегатов (для холодной части - до 20000 циклов и для горячей части - 10000 циклов);
  • новая ВСУ ТА-18-200М с увеличенной высотностью запуска и работы; внедряется новое оборудование, выполняющее функции в соответствии с современными и перспективными требованиями ИКАО и Евроконтроля;
  • модернизированное шасси, конструкция которого обеспечивает ресурс соответствующий ресурсу планера самолёта;
  • улучшается интерьер пассажирского салона;
  • разрабатывается и устанавливается система управления общесамолётным оборудованием (СУОСО) и система технического обслуживания и диагностики;
  • кабина экипажа, обеспечивающая управление самолётом 2-мя летчиками;
  • доработанные системы энергоснабжения, управления, топливная и гидравлическая система, новая система кондиционирования воздуха, вводится цифровая система СКВ и электроприводы в системе механизации крыла.

Видео Ту-204СМ: Показательный полет самолета на авиасалоне МАКС 2013

Ключевые показатели Ту-204СМ

  • Состав экипажа: 2 человека.
  • Дальность при максимальной нагрузке: 3500 км.
  • Класс аэродрома: B.
  • Длина ВПП (пробег): 1800 м.
  • Категория посадки: IIIA.
  • Шум на местности: удовлетворяет требованиям Главы 4 Приложения 16 ИКАО.
  • Проектный ресурс: 60000 час., 30000 полётов 25 календарных лет.
  • Наработка на отказ: не менее 12000 час., 6000 полётов при налёте 300-350 лётн. час. в месяц.

Схема салона Ту-204СМ

Ту-204 - это советский/российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, созданный специалистами ОКБ Туполева. Самолет изначально разрабатывался для замены на авиалиниях своего предшественника - Ту-154. Производство самолета было развернуто в 1990 году на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, начиная с 1996 года, модификация Ту-214 также производилась на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани. На основе базового варианта Ту-204 в нашей стране было создано примерно 20 различных модификаций самолета, которые отличаются друг от друга летно-техническими характеристиками, назначением, составом оборудования и типом двигателей. В семейство самолетов Ту-204/214 сегодня входят пассажирские, грузовые, специализированные и VIP-модификации.

Самолет, который должен был стать не менее массовым, чем старичок Ту-154, не смог повторить его судьбу. Всего в нашей стране было произведено 1026 самолетов Ту-154 различных модификаций. Ту-204, который должен был сменить его на тех же авиалиниях, выпустили всего 77 единиц (с начала серийного производства в 1990 году). При этом на 1 января 2015 года эксплуатировалось только 42 самолета данного семейства, что даже меньше количества до сих пор эксплуатируемых Ту-154 (60 единиц), большая часть из которых принадлежит ВВС России - 19 самолетов. Столь печальное положение дел во многом связано с моментом появления самолета, который совпал с развалом СССР. Вместе с исчезнувшей страной в упадок пришла и гражданская авиапромышленность. Доходы населения рухнули, как результат катастрофические падение объемов авиаперевозок пассажиров внутри страны.


Стоит отметить, что пассажирский авиалайнер Ту-204 являлся качественно новым поколением отечественного авиастроения. При разработке данного самолета конструкторы старались учесть все возможные требования современного авиастроения, а также международных стандартов. Конструкторы изначально позаботились о том, чтобы их самолет получился экономичным и не шумным, соответствуя при этом всем международным экологическим требованиям. Изначально разработчики самолета из ОКБ Туполева считали, что машина будет такой же успешной, как и Ту-154 и заменит его в авиапарке перевозчиков. Однако в 1990-е годы авиаперевозки в России сократились очень значительно, что в свою очередь привело к малому заказу новых российских пассажирских самолетов. Проблемы 90-х годов прошлого века помешали осуществить все задуманные планы, которые касались данной машины, и продолжают сказываться до сих пор уже в XXI веке.

В настоящее время главным заказчиком данных самолетов является летный отряд «Россия» Администрации президента. В парке отряда находится 12 самолетов этого типа, еще 3 машины (Ту-214СР) заказаны. Всего же различными государственными структурами и авиакомпаниями, в том числе и иностранными, заказано около полусотни самолетов данного типа. Среди наиболее крупных коммерческих компаний, заказчиков данных машин Туполева можно выделить компанию Red Wings, которая уже имеет парк из 10 самолетов данного класса (2 на хранении) и сделала заказ еще на 10 самолетов в самой современной модификации Ту-204СМ. Среди иностранных эксплуатантов самолета - Египет, Куба и КНДР.

создания и конструктивные особенности

Еще в первой половине 1970-х годов в КБ Туполева решили разработать комплексную программу дальнейшего развития в стране пассажирской авиации. Предполагалось создать открытую унифицированную базовую конструкцию магистральной машины, на основе которой в будущем можно было бы обрести всю гамму магистральных самолетов, начиная от ближнемагистральных и заканчивая дальнемагистральными самолетами, от самолетов малой пассажировместимости до огромных аэробусов, предназначенных для транспортировки по воздуху сотен пассажиров. Исследования в этом направлении велись несколько лет, после чего в КБ решили сосредоточиться на создании базовой конструкции современного среднемагистрального пассажирского самолета Ту-204, который бы отвечал всем требованиям, которые предъявлялись самолетам конца XX и начала XXI века.

К середине 1980-х годов в КБ окончательно сложился облик нового авиалайнера, самолет решено было делать в двухдвигательном варианте. Первоначально машина должна была получить три двигателя, как и Ту-154, но от этой схемы было решено отказаться, остановившись на варианте с двумя двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями лайнера. Для КБ Туполева такая схема компоновки двигателей была применена на тот момент времени впервые. Самолет должен был перевозить 212-214 пассажиров на трассах протяженностью примерно 3500 км. Изначально в КБ Туполева были заданы очень высокие требования к данному проекту как по эксплуатационным и по летным, так и по экономическим характеристикам.

Создаваемый самолет должен был отвечать всем мировым стандартам и успешно конкурировать с иностранными аналогами. Высокого технического уровня при создании нового пассажирского самолета удалось добиться за счет тщательной отработки аэродинамического совершенства машины, особенно крыла лайнера, использования высокоэкономичных ТРДД с большой степенью двухконтурности, получения за счет новейших технологий и материалов высокого весового совершенства конструкции авиалайнера и отдельных его узлов и агрегатов. Все это в совокупности позволяло конструкторам достичь в 1,5-2 раза лучшей топливной эффективности Ту-204, по сравнению с его предшественником - пассажирским лайнером Ту-154.

В 1987 году в Ульяновске на местном авиазаводе началась подготовка к выпуску первого Ту-204. Первый прототип данной модели был готов в 1988 году, а в 1989 году самолет впервые поднялся в небо. Полный комплекс испытаний самолета был завершен уже после развала СССР в 1993 году. При этом ульяновская компания «Авиастар» не стала дожидаться конца испытаний и приступила к производству Ту-204 еще в 1990 году. В январе 1995 года новый пассажирский самолет получил сертификат Российской Федерации о летной годности. Первый полет авиалайнера состоялся по маршруту Москва - Минеральные Воды.

При создании самолета Ту-204 было организовано тесное сотрудничество между многими отечественными научными центрами. Благодаря такому сотрудничеству, самолет получил большое количество преимуществ над своими аналогами того периода времени. Одной из главных особенностей самолета стали высокоэффективные крылья, обладавшие сверхкритическими профилями, а также вертикальные поверхности, которые позволяли повысить аэродинамику на концах консолей. В то же время весь фюзеляж пассажирского самолета был изготовлен с использованием новых высокопрочных сплавов алюминия, а соединение деталей корпуса самолета осуществлялось при помощи клепки.

При конструировании самолета были широко использованы современные композиционные материалы, их доля составила примерно 18%. Помимо этого данная модель пассажирского самолета стала первой в России, в которой была реализована система электродистанционного управления. Данная система в состоянии произвести автоматическую посадку самолета даже в самых сложных метеоусловиях. А для более комфортной работы экипажа воздушного судна была применена система, получившая название «темная кабина». Данная система позволяет уменьшить нагрузку на летчиков.

В самолете Ту-204 был использована отечественная система авионики, применено 6 дисплеев. На экраны этих дисплеев выводится вся необходимая для пилотов информация: о состоянии полета и всех функциональных деталях лайнера. Данная система может в автоматическом режиме проводить диагностику всего оборудования на борту, а также обеспечивает самолету спутниковую связь. Коснулись инновации и конструкции крыла авиалайнера. В крыле появились двухщелевые закрылки, а также предкрылки, которые идут вдоль передней кромки крыла самолета. По новым технологиям было изготовлено и шасси лайнера.

Позаботились конструкторы и о системе снабжения воздухом всего салона летательного аппарата, она получилась отлично продуманной. Основной задачей данной системы является отбор и последующее охлаждение воздуха, который проходит через две независимые магистрали. Данная система в состоянии автоматически поддерживать на борту самолета оптимальную температуру воздуха. Особенностью системы является то, что воздух, который поступает в среднюю часть самолета, отбирается непосредственно от компрессоров двигателя.

На данный момент времени наиболее совершенной модификацией самолета является Ту-204СМ. Пассажирский самолет Ту-204СМ превосходит своих предшественников из семейства Ту-204 по летно-техническим и навигационным характеристикам, при этом он полностью соответствует мировым требованиям по экономичности, эксплуатационной технологичности и комфортабельности, включая требования четвертой Главы норм ИКАО по уровню шума самолета на местности. Кроме того на авиалайнере Ту-204СМ была реализована концепция под названием «электронный борт», которая подразумевает существенную степень автоматизации процессов управления летательным аппаратом на всех этапах полета, что позволило уменьшить экипаж с трех до двух человек (убрали бортмеханика), как на других современных самолетах аналогичного класса. По сравнению с базовыми вариантами самолета, в Ту-204СМ на 10-12% удалось улучшить топливную экономичность и эксплуатационную технологичность. Воздушное судно в состоянии находится в воздухе до 9 часов без дозаправки, перевозя 194 пассажира на дальность до 4,8 тысяч километров.

Пассажирам авиалайнера Ту-204СМ был обеспечен отличный уровень индивидуального комфорта: в салоне используются шумопоглощающие конструкции, которые обеспечивают низкий уровень шума в полете, имеются просторные багажные полки. На самолете имеются видео- и аудиосистемы, предназначенные для развлечения пассажиров в полете, светотехническое и осветительное оборудование с применением светодиодов. По мнению экспертов, именно Ту-204СМ является наиболее конкурентоспособной и удачной моделью в линейке данных машин. При этом он вполне может поспорить со своими иностранными аналогами - Аэрбас A320/321 и Боинг 737.

Возможный контракт с Ираном

Интерес к самолету Ту-204СМ в свое время проявлял Иран. В апреле 2014 года появилась информация о том, что ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) может продолжить свои переговоры с Тегераном по поводу поставок пассажирских лайнеров Ту-204СМ. Об этом в частности говорил президент ОАК Юрий Слюсарь в рамках II Съезде авиапроизводителей, который прошел в Ульяновске. Юрий Слюсарь пояснил, что с того момента, когда стороны обсуждали данный проект прошло уже достаточно времени. Сейчас нам необходимо его актуализировать, расставить новые акценты. Мы надеемся, что имеющиеся преимущества, в том числе, технологической кооперации, которые мы в свое время предлагали Ирану, а также возможность импортонезависимости оставят этот проект привлекательным для наших иранских партнеров. Президент Объединенной авиастроительной корпорации уточнил, что речь идет о поставках российских пассажирских лайнеров с возможностью сборки, кастомизации и производства отдельных узлов и деталей на иранском авиазаводе в городе Исфахан. При этом в планах поставка в Иран до 5 самолетов Ту-204СМ ежегодно, ведутся переговоры о поставке данных пассажирских лайнеров и с Кубой.

Стоит отметить, что контракт на поставку пассажирских авиалайнеров, собираемых на ульяновском авиазаводе, был заключен между лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» и авиакомпанией Iran Air Tour в 2009 году. Однако планы сторон были нарушены после того, как Госдеп США ввел санкции в отношении Ирана. Американский производитель авиационных двигателей компания Pratt & Whitney, которая является одним из акционеров Пермского моторного завода, производящего двигатели ПС-90А2 для самолета Ту-204СМ, заявила, что продажа самолетов Ту-204СМ с совместно созданными двигателями ПС-90А2 Ирану невозможна. В феврале 2014 года Юрий Слюсарь, который тогда еще занимал пост заместителя министра промышленности страны, отметил, что интеллектуальные права на двигатели ПС-90А2 были выкуплены у американской компании.

Интересные факты

Пассажирский самолет Ту-204 является одним из немногих самолетов, которому на практике пришлось подтвердить возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204-100, принадлежавший авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Франкфурт-Новосибирск, в сложных метеорологических условиях выработал весь запас топлива за 17 километров до аэропорта Омска, где он сумел совершить успешную посадку с двумя неработающими на тот момент двигателями. При этом никто из пассажиров воздушного судна не пострадал, а сам самолет вскоре снова был возвращен в эксплуатацию.

Крыло и оперение самолета Ту-204/214 мало подвержены нарастанию льда и не оснащены противообледенительной системой. Среди всех современных магистральных самолетов Ту-204 является единственной машиной, крыло которого не требует наличия противообледенительной системы. В результате проведения испытаний была подтверждена абсолютная безопасность совершения полетов на Ту-204 без подобной системы на несущих поверхностях, были получены европейские и российские сертификаты.

Летно-технические характеристики (Ту-204СМ - Airbus А321 - Boing 737-900):

Количество пассажиров: 176-194 - 185-220 - 177-189.
Длина самолета: 46,1 м - 44,51 м - 42,11 м.
Ширина фюзеляжа: 3,8 м - 3,95 м - 3,76 м.
Размах крыла: 41,8 м - 34,1 м - 35,8 м.
Площадь крыла: 182,4 м2 - 122,6 м2 - 124,6 м2.
Дальность полета с максимальной загрузкой: 4200 км - 4000 км - 4996 км
Максимальная взлетная масса: 105 т - 85 т - 85,1 т.
Крейсерская скорость: 850 км/ч - 840 км/ч - 925 км/ч.
Потолок: 12 200 м - 12 000 - 12 500 м.
Длина ВПП: 1950 м - 2090 м - 2400 м.
Топливная эффективность: 19,25 г/пасс.км - 18,5 г/пасс.км - 22,4 г/пасс.км (галлонов на пассажиро-километр).
Экипаж - 2 человека.

Источники информации:
http://avia.pro/blog/tu-204
http://svpressa.ru/post/article/109040/?rintr=1
http://www.airwar.ru
http://www.tupolev.ru
http://www.boeing.com

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх