Парфенон древней греции. Где находится Парфенон? Фотографии парфенона

На знаменитом афинском Акрополе находится известный древнегреческий храм Парфенон. Этот главный храм в Древних Афинах является великолепнейшим памятником античной архитектуры. Сооружен он был в честь покровительницы Афин и всей Аттики - богини Афины.

Датой начала строительства Парфенона считается 447 год до н.э. Её установили благодаря найденным фрагментам мраморных дощечек, на них городская власть представляла постановления и финансовые отчёты. Строительство длилось 10 лет. Храм был освящён в 438 году до н.э. на празднике Панафиней (что в переводе с греческого означает «для всех афинян»), хотя работы по украшению и отделке храма велись до 431 года до н.э.

Инициатором сооружения был Перикл – афинский государственный деятель, знаменитый полководец и реформатор. Проект и строительство Парфенона осуществили известные древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Художественное оформление храма было выполнено величайшим скульптором тех времён - Фидием. Для постройки использовали пентелийский мрамор высокого качества.

Здание построено в виде периптера (прямоугольное сооружение окруженное колоннами). Общее количество колонн 50 (по 8 колонн на фасадах и по 17 колонн по бокам). Древние греки учли, что прямые линии на расстоянии искажаются, поэтому прибегли к некоторым оптическим приёмам. Например, колонны имеют не одинаковый диаметр по всей длине, они несколько сужаются к верху, а угловые колонны ещё и наклонены к центру. Благодаря этому, сооружение кажется идеальным.

Ранее в центре храма стояла статуя Афины Парфенос. Монумент был около 12 м в высоту и сделан из золота и слоновой кости на деревянной основе. В одной руке богиня держала статую Ники, а другой опиралась на щит, возле которого свернулся змей Эрихтоний. На голове Афины размещался шлем с тремя большими гребнями (средний с изображением сфинкса, боковые - с грифонами). На постаменте статуи было вырезана сцена рождения Пандоры. К сожалению, статуя не сохранилась до наших дней и известна по описаниям, изображениям на монетах и немногочисленным копиям.

За много веков храм не раз подвергался нападениям, значительная часть храма была разрушена, а исторические реликвии разграблены. Сегодня некоторые части шедевров античного скульптурного искусства можно увидеть в знаменитых музеях мира. Основная же часть великолепных работ Фидия была уничтожена людьми и временем.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в планах реконструкции максимальное воссоздание храма в его первозданном виде в античные времена.

Парфенон в составе Афинского Акрополя включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великолепный храм в Афинах Акрополя, известный как Парфенон, был построен между 447 и 432 гг. до н.э., в эпоху Перикла, и был посвящен божеству и покровителю города — Афине. Храм был построен для размещения новой культовой статуи и провозглашения миру успеха Афин.

Храм оставался в эксплуатации более тысячи лет и, несмотря на разрушения времени, взрывы, грабежи и ущерб от загрязнения, он по-прежнему доминирует в современном городе Афины, великолепном свидетельстве о славе, которой город пользовался на протяжении всей древности.

Проект по строительству нового храма, для замены поврежденных зданий акрополя, после персидского нападения на город в 480 г. до н.э., и возобновления разрушенного храмового проекта, начатого в 490 г. до н.э., был составлен Периклом. А финансирован был из излишков военной казны Делиана Лига, которые сплотились воедино, чтобы .

Со временем конфедерация превратилась в Афинскую империю, и Перикл поэтому не испытывал никаких сомнений в использовании средств Лиги, чтобы начать масштабный проект строительства для прославления Афин.

Сам Акрополь занимает площадь около 300 на 150 метров и в высоту максимум достигает 70 метров. Храм, который стоит на самой высокой части акрополя, был спроектирован архитекторами Калликратом и Иктином.

Пантелийский мрамор с близлежащей горы Пентеликон использовался для строительства, и никогда ранее в греческом храме не было так много мрамора.

Пантелийский мрамор был известен своим чистым белым видом и мелким зерном. Он также содержит следы железа, которое со временем окисляется, придавая мрамору мягкий медовый цвет, сияние которого особенно заметно на рассвете и закате.

Название Парфенон происходит от одного из многих эпитетов Афины (Афины Парфенос), то есть Девы. Парфенон означает «дом Парфеноса», который так был назван в 5 веке до н.э., представляющий собой камеру, в которой размещалась культовая статуя. Сам храм был известен как мега неос или «большой храм», который относился к длине внутренней клетки: 100 древних ног.

С 4-го века до нашей эры все здание приобрело имя Парфенон.

Проектирование и размеры Парфенона

Никакие предыдущие греческие храмы не были так щедро украшены скульптурами. Парфенон станет крупнейшим дорическим греческим храмом, хотя он был новаторским в том, что смешивал два архитектурных стиля Дорика и более нового — Иона.

Храм имел площадь 30,88 м на 69,5 м и был построен с использованием соотношения 4:9 в нескольких аспектах. Диаметр столбцов по отношению к пространству между колоннами, высота здания по отношению к его ширине и ширина внутренней ячейки по отношению к ее длине — все 4:9.

Чтобы придать иллюзию истинных прямых линий, колонны слегка прижаты внутрь, что также дает эффект подъема здания, иллюзорно делая его светлее, чем сам строительный материал, из которого возводился храм.

Кроме того, стилобат или пол храма не совсем ровный, он слегка поднимается в центре. У столбов также есть небольшое отклонение в середине, и четыре угловых столба заметно толще, чем другие столбы.

Сочетание этих усовершенствований позволяет храму казаться совершенно прямым, симметричным в гармонии и придает всему виду здания определенную динамичность.

Архитектурные элементы Парфенона

Внешние колонны храма были дорическими, восемь из которых были видны спереди и сзади и 17 видны с боков. Это было не свойственно обычному дорическому стилю 6×13, и они были также более стройными и более тесно, чем обычно, стояли друг от друга.

Внутренняя часть была отделена шестью колоннами сзади и спереди. Она была видна через большие деревянные двери, украшенные украшениями из бронзы, слоновой кости и золота.

Кледа состояла из двух разделенных комнат. Меньшая комната содержала четыре колонны с ионной колонной для поддержки секции крыши и использовалась в качестве казначейства города.

В большей комнате разместилась культовая статуя, которая была окружена дорической колоннадой с трех сторон. Крыша была построена с использованием кедровых балок и мраморной плитки и была бы украшена акротерапией (из ладоней или фигур) по углам и центральным вершинам. В углах крыши также были выложены львиные пасти, чтобы сливать воду.

Парфенонская декоративная скульптура

Храм был беспрецедентным как по количеству, так и по качеству архитектурной скульптуры, украшавшей его. Ни один греческий храм не был так богато украшен.

Субъекты скульптуры отражали бурные времена, в которых Афины все еще участвовали в столкновениях. После побед над персами в марафоне в 490 г. до н.э., в Саламине в 480 г. до н.э., и в Платее в 479 г. до н.э., Парфенон стал символом превосходства греческой культуры против «варварских» иностранных сил.

Этот конфликт между порядком и хаосом был символизирован, в частности, скульптурами на метах, идущих по внешней стороне храма, 32 по длинным сторонам и 14 на каждом из коротких.

В них изображены олимпийские боги, сражающиеся с гигантами (восточные метрополии — самые важные, так как это была та сторона, где был главный вход в храм), греки, вероятно, включая Тесея, сражающиеся с амазонками (западные метеоры), Падение Трои (Северные метеоры), и греки, сражающиеся с кентаврами.

Фрезы проходили по всем четырем сторонам здания (иона). Начиная с юго-западного угла, повествования из фрез следует по обеим сторонам, встречаясь в дальнем конце. Храм представляет в общей сложности 160 м скульптуры с 380 фигурами и 220 животными, главным образом лошадьми.

Это было более обычным скорее для здания сокровищницы и, возможно, отражало двойную функцию Парфенона — как религиозного храма и как, одновременно, сокровищницы.

Фриз отличался от всех предыдущих храмов тем, что на всех сторонах изображен один предмет, в данном случае, панафинейская процессия, которая проходила в Афинах, и которая доставила новый, специально сплетенный халат к древней деревянной культовой статуе из Афины, расположенной в Эрехтейоне.

Сам предмет был уникальным выбором, поскольку, как правило, сцены из греческой мифологии были выбраны для украшения зданий. В процессии изображены сановники, музыканты, всадники, колесницы и олимпийские боги в центре Афин.

Чтобы смягчить трудности при просмотре фриза, под таким крутым углом, от узкого пространства между Кледой и внешними колоннами, фон был окрашен в синий цвет, а рельеф варьировался так, что резьба всегда была глубже наверху.

Кроме того, все скульптуры были ярко окрашены, в основном с использованием синего, красного и золотого. В бронзе были добавлены такие детали, как оружие и лошади, а для глаз использовалось цветное стекло.

Самая важная скульптура, находящаяся в храме

Переходы храма были 28,55 м в длину с максимальной высотой 3,45 м в центре. Они были заполнены приблизительно 50 фигурами, это было беспрецедентным количеством скульптур вообще в каком-либо храме.

Только одиннадцать из них сохранились, и их состояние настолько плохое, что многие трудно идентифицировать с уверенностью. С помощью описаний Павсания II века н.э., однако, можно идентифицировать общие предметы. Восточный фронтон в целом изображает рождение Афины, а с западной стороны — соревнования между и , за покровительство великого города.

Одной из проблем фронтонов для скульптора является уменьшение пространства в углах треугольника. Парфенон представил уникальное решение, растворяя фигуры в воображаемом море или скульптура перекрывает нижний край фронтона.

Статуя Афины

Самая важная скульптура Парфенона, находится не снаружи, а внутри — Хриселефантиновая статуя Афины от Фейдиаса.

Это гигантская статуя высотой более 12 футов и сделанная из резной слоновой кости для частей тела и золота (1140 килограммов или 44 таланта) для всего остального, обернутого вокруг деревянного сердечника.

Поэтому золотые детали могут быть удалены, если необходимо, в периоды финансовой необходимости. Статуя стояла на пьедестале размером 4,09 на 8,04 метра.

Афина, стоящая величественная, полностью вооруженная, в проходе с головой знаменитой медузы, держащая Нике.

Статуя была потеряна (и, возможно, в V веке н.э. была доставлена в Константинополь), но сохранились меньшие римские копии. В своей правой руке она держит щит, изображающий сцены из битв амазонок и гигантов. За щитом была большая спиральная змея. На ее шлеме были сфинкс и два грифона. Перед статуей находится большой бассейн с водой, который не только добавляет необходимую влагу для сохранения слоновой кости, но также действует как отражатель света, проходящего через дверной проем.

Восхищение и богатство этого храма, художественно и буквально — должно быть посылом и создавать четкое представление о силе города, который мог отдать дань уважения их покровителю.

Парфенон, безоговорочно, выполнял свою функцию религиозного центра Афин более тысячи лет. Однако в 5 веке н.э. языческий храм был превращен в церковь ранними христианами.

К восточному концу была добавлена апсида, которая требовала удаления части восточного фриза. Многие из метеопов на других сторонах здания были намеренно повреждены, а фигуры в центральной части восточного фронтона были удалены.

Окна были установлены в стены, были уничтожены больше частей фриза, а колокольня была добавлена к западу.

В 1816 году британское правительство купило коллекцию, теперь известную как «Эльгинские мраморы», которая теперь находится в Британском лондонском музее.

Эльгин отнял 14 метопов (в основном с южной стороны), большое количество лучших сохранившихся плит из фриза и некоторые фигуры из фронтонов (в частности, туловища Афины, Посейдона и , достаточно хорошо сохранившегося и лошади).

Остальные кусочки скульптуры, оставленные на этом участке, страдали от суровой погоды, особенно в конце 20-го века н.э., разрушительных последствий хронического загрязнения воздуха.

Самые важные части теперь находятся в Музее Акрополя, специально построенном современном выставочном пространстве, которое открылось в 2011.

Поздняя история

В новой форме здание сохранилось еще тысячу лет. Затем, в 1458 году, оккупирующие турки превратили здание в мечеть и добавили минарет в юго-западном углу.

В 1674 г. н.э. посещение фламандского художника (возможно, одного Жака Кэри) занималось рисунками большей части скульптуры, чрезвычайно случайным действием, учитывая катастрофу, которая вот-вот должна была нанести удар.

В 1687 году венецианская армия под руководством генерала Франческо Моросини осадила акрополь, который оккупировался турками, которые использовали Парфенон в качестве пороховой бочки.

26 сентября прямое попадание из венецианской пушки поджёг его, и массивный взрыв разорвал Парфенон. Все внутренние стены, за исключением восточной стороны, были вздуты, колонны рухнули на север и юг, и вместе с ними половина метеопов.

Этого было недостаточно, Морозини еще больше повредил центральные фигуры западного фронтона в неудачной попытке разграбить их, и разгромил лошадей с западного фронтона, когда понял, что они для него не поднимаемы.

Из обломков храма турки очистили пространство и построили меньшую мечеть, но не было предпринято никаких попыток собрать вместе из погибших руин артефакты, или защитить от случайного грабителя. Зачастую, в XVIII веке, иностранные туристы забирали себе сувенир со знаменитых руин Парфенона.

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию сооружения.

Особенность восприятия объектов человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней (с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.

Культура Древней Греции славится своими бессмертными архитектурными и скульптурными шедеврами. Величественный античный стиль строительства по праву считается одним из лучших примеров древнего искусства. Самым знаменитым образцом этого стиля является Парфенон.

Великий храм: значение слова «Парфенон»

Парфенон начали строить в Афинах в 447 году до н.э., а закончили строительство в 432 году до н.э. Храм был назван в честь богини Афины Парфенос, которая была его покровительницей. Само слово «Парфенос» в переводе с древнегреческого языка означает «девственный».
Храм был спроектирован Каликратом и Иктином при правлении Перикла, а возводился он на фундаменте старого . Правитель Афин задумывал сделать из Парфенона символ величия своего государства. Для его строительства использовали большей частью мрамор, только крыша была деревянной. На сегодняшний день ученые выяснили, что все части комплекса храмовых строений с Акрополем имеют соотношение «золотой пропорции».

Где находится Парфенон?

Известный афинский храм, посвященный Афине Деве, располагается в центре города, на самой высокой точке Акрополя. Поэтому можно наблюдать практически отовсюду. В ночное время суток он выглядит особенно привлекательно, поскольку его специально подсвечивают.
Парфенон пережил множество событий за свой век. Он подвергался разграблению завоевателей, пережил сильный пожар, после чего был восстановлен. В 426 году н.э. храм превратили в христианскую церковь, а после завоевания

Название : Παρθενών (el), Parthenon (en)

Местонахождение : Афины (Греция)

Создание : 447–438 гг. до н.э.

Архитектор(ы) : Калликрат, Иктин

Заказчик / Основатель : Полис Афины в правление Перикла
















Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент . Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия - антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав . Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз . Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза - торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.
  4. Дорический ордер . Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера . Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки - каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна . Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания - иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени . Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины . Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи - 12,8 м.

Символическая трактовка структуры Парфенона

  • В Парфеноне максимальное количество колонн, воспринимаемое с одной точки, например от Пропилеи, составляет 24 (8 +17-1 угловая, общая для двух фасадов), что прямо соотносится с количеством часов, составляющих сутки.
  • Количество барабанов в колонне 12, что прямо соотносится с количеством месяцев в году.
  • Каждый триглиф состоит из трех выступающих частей, что соответствует принятому в Античной Греции членению месяца на три декады по десять дней. Общее количество триглифов-месяцев по всему периметру храма составляет 96, что соответствует широко распространенному в античности восьмилетнему календарному циклу. В триглифы как бы помещалось время, реальное время: набранный из декад и месяцев восьмилетний цикл.
  • В промежутках триглифами, в метопах помещалось время мифологическое — история борьбы греческого племени лапифов с кентаврами. За фризом дорическим, содержащим восьмилетний цикл, в глубине периптера на стене целлы, ближе к Афине, к главному божеству храма размещен рельефный фриз с изображением панафинейского шествия, совершавшегося раз в четыре года. За внешним общекалендарным восьмилетним циклом скрыт частный четырехлетний цикл времени, важнейший именно для храма Афины.
  • Под каждым триглифом находится доска с 6 капельками: 6 капелек над колонной и 6 капелек над интерколумнием. Можно предположить, что в каждый шаг колонн помещался год, состоящий из 12 капель-месяцев. Общее число капель по периметру храма: 96 досок по 6 капель составляло 48 лет — период, кратный восьмилетнему циклу, и возможно соотносилось со средней продолжительностью человеческой жизни того времени.
  • Под полкой карниза с досок-мутул также свисали каменные капельки: 6 рядов по три в каждом ряду. Если предположить, что каждая из них соответсвовала декаде, то получается шесть месяцев по три декады. В этом случае на каждый шаг колонн (две доски — 3×12 капелек) опять приходится год, состоящий из 12 месяцев по три декады в каждом. Латинское название этих капель — «регула» (от «regulo» — направлять, упорядочивать) указывает на преемственность традиции в понимании времени как всеобщего регулятора жизни.

Это далеко не полный анализ развития дорической традиции в Парфеноне, но уже он раскрывает этот храм как сложную, гармонично сбалансированную пространственно-веременную систему, содержащую как архаические, так и более поздние, современные для его строителей, представления о мироустройстве.

В Парфеноне человек, взойдя на ступени стилобата, попадал не только в сакральное пространство, но и в сакральное время, утвержденное ритмом колонн и потоком каннелюр, струящихся до самого пола.

О Парфеноне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.


    1. Парфенон был хранилищем казны, государственным банком.
      В казну богини Афины на акрополе стекались различные поступления: драгоценные металлические сосуды, доходы с земель, принадлежавших богине, части военной добычи, десятая доля из добычи серебряных рудников. В совокупности это составляло очень крупную сумму, которая и представляла собой государственный фонд. Казна Афины фактически находилась в распоряжении государства. Богиня была банкиром…

  1. Основной строительный материал Парфенона – пентелийский мрамор, каменоломни которого находятся вблизи Афин в горном кряже Пентеликон. Очень существенны изменения, которые претерпевает этот мрамор под действием солнечных лучей. В каменоломне он белый, по цвету похож на сахар. Поверхность камня – кристаллическая, малозернистая, прозрачная, так что глаз немного проникает вглубь, что придаёт камню своеобразную прозрачную фактуру. Благодаря тому, что внутри мрамора имеются микроскопические кусочки металла, а под действием солнечных лучей в нём развиваются микроскопические мхи, камень окрашивается на воздухе в золотисто-желтоватый цвет, очень красивый и придающий ему тёплый оттенок…
  2. Архитектурно-художественная композиция Парфенона

    • Расчленение архитектурного массива Парфенона представляет собой плод аналитического архитектурного мышления. Наиболее существенно для архитектуры Парфенона, что этот анализ сочетается с целостным эмоциональным восприятием архитектурной композиции. В этом сходство архитектуры Парфенона с зодчеством восточных деспотий, и в этом ее отличие от многих произведений зодчества последующих эпох…

    • В Парфеноне с особой убедительностью выражено наблюдаемое и в других классических храмах взаимоотношение колонны и фигуры человека. В этом отношении греческая колонна продолжает традицию, восходящую к отдаленному прошлому. в конечном счете к первобытному вертикально поставленному камню в качестве погребального памятника или монумента, сооруженного в память какого-либо события…

    • Пентелийский мрамор в каменоломне, в природе, или даже кусок его, подверженный воздействия солнечных лучей, существенно отличается от того, что с ним сделали архитекторы в самом здании. Они, конечно, глубок учитывали естественные свойства пентелийского мрамора и те изменения. Которые в дальнейшем вызывает в нем действие солнечных лучей. Однако в зависимости от включения пентелийского мрамора в архитектурно-художественную композицию его образное качество претерпело существенные изменения. В соответствии с трехчастной диалектической структурой Парфенона необходимо в отдельности рассмотреть трактовку строительного материала в крепиде, колоннах и антаблементе…

    • Характерную особенность архаических и классических периптеров, осо­бенно отчетливо выраженную в Парфеноне благодаря его системе восьми колонн на торцовых сторонах, составляет компактность наружного объема, к основной части которого не примыкает никаких дополнитель­ных объемов. В древности эта черта должна была выступать особенно наглядно, так как в жилых городских домах господствовала сложная асимметрическая композиция…

    • Новым в Парфеноне по сравнению с геометризмом в архитектуре Египта является синтетическое соединение геометричности и органичности. В классической греческой архитектуре очень сильно выражено живое чувство материи…

    • Периптеральная форма здания создает взаимопроникновение массы и окружающего пространства. Последнее внедряется в архитектурный объем, образуя наружные портики. Их не-возможно оторвать от окружающего пространства и от ландшафта, на который из портиков открываются прекрасные виды во все стороны. Правда, как при созерцании Парфенона снаружи, так и при точках зрения из портиков на природу массивные стволы колонн преобладают над пространствами между ними, колонны выступают на первый план и зажимают своим объемом интерколумнии. Однако колонны скомпонованы во взаимоотношении с пространством, окружающим храм, и с открывающимися ландшафтами, которые служат необходимым фоном для восприятия самих колонн…

    • В Парфеноне завершился процесс кристаллизации единства наружного объема периптера, начавшийся в эпоху архаики… Единство объема Парфенона очень усиливается благодаря наклону колонн в сторону наоса, придающему всему объему несколько сужаю­щуюся кверху форму. Это сужение нарастает в более отвесной форме от земли к трем ступенькам крепиды, продолжается и заканчивается более пологими скатами кровли. В результате образуется изгибающаяся кри­вая очертания силуэта здания…
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх