Новочеркасск. Патриарший кафедральный собор Вознесения Господня

Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона». Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же - как символ вечной встречи человека с Богом - находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.

Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году. Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» - по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго.

Храм в послереволюционное время

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.

Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м - федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.

Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Одной из самых ярких достопримечательностей является главный храм донских казаков — кафедральный Вознесенский собор. Он был заложен во время основания города, в 1805 году, в праздник Вознесения Христова.

Построенный с третьего раза

Основатель города, легендарный атаман Матвей Платов, задумал, чтобы главный храм донских казаков был самым большим в России.

Строительство Вознесенского собора шло долго и трудно. Началось оно в октябре 1811 года по проекту петербургского архитектора, приехавшего из Италии, Алоизия Руска. Руководил строительством храма родной брат этого архитектора, Иероним Руска. Итальянский проект храма пришёлся не по вкусу донским казакам, уж очень он был похож на римский собор Святого Петра. Но проект был всё же одобрен и возведение храма началось. Однако спустя семь лет братья Руска уехали из России, и строить собор до 1825 года продолжил архитектор Амвросимов.

Платовский проспект с видом на собор. Старинная открытка

В 1846 году недостроенный храм постигло несчастье. При сведении главного купола обрушилась часть храма. Собор начали строить заново. Уже по проекту архитектора Ивана Вальпреде. Но неожиданно та же трагическая участь постигла и второй вариант собора. Он снова рухнул. Казаки заговорили о том, что не стоит строить храм на этом месте. Но всё же его решено было строить заново.

В 1891 году приступили к возведению третьего варианта Вознесенского собора, по проекту другого архитектора – академика Александра Ященко.

«Второе солнце Дона»

В 1900 году было завершено основное строительство, остались отделочные работы. Собор должны были открыть к приезду императора Николая II, но его визит не состоялся. И в 1904 году открыта была только подземная Покровская церковь, находящаяся в верхнем подвале храма. Сам же собор в целом открылся для богослужений только 6 мая 1905 года. Его строили ровно сто лет!

Вознесенский кафедральный собор. 2008 год

Зато выстроили на славу. Дончане очень гордятся своим храмом. И к этому собору часто применяют превосходные степени – самый большой храм на Дону, самый красивый, самый главный храм казаков…

Высота собора — 74,6 метра, и он является третьим по величине православным храмом России (после московского храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского Собора). Подвальное помещение храма уходит в глубину на 15 метров! И, говорят, из него есть подземный ход, ведущий в бывший Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров).

Золотые купола храма видны задолго до приближения к Новочеркасску. И не случайно Вознесенский собор называют «Вторым солнцем Дона».

Золотые купола Вознесенского собора

Храм невероятно красивый. Он выполнен в нововизантийском стиле, нетипичном для нашего края. Купола собора первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест инкрустирован богемским горным хрусталем. В свете яркого солнца храм был виден на многие километры.

Вознесенский собор одевается в золото. 2010 год

Во время советской власти золото с куполов было содрано, храм стоял в запустении. В прошлом году соборные купола вновь одели в золото, а крест снова украсили хрусталём. «Второе солнца Дона» засияло вновь.

Храм рассказывает историю Дона

Внутреннее убранство собора величественно и красиво. Фрески, старинные росписи. Туристы просто ахают от всей этой красоты.

Вознесенский собор. Внутреннее убранство. Старинный снимок

В храме есть уникальные фрески и иконостасы – более 200 живописных композиций, которые дошли до наших дней в первозданном виде.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Мраморные плиты для пола привезены из Италии и Франции.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Ангел Вознесенского собора

Этот собор неспроста называют главным храмом донских казаков – он был возведён как соборная церковь Всевеликого Войска Донского. Воины Христовы, донские казаки, молились здесь, уходя в походы, а потом поминали павших и благодарили Господа за дарованные им победы.

Хоры собора украшены картинами, изображающими значимые эпизоды из истории донских казаков. Где, в каком храме ещё можно увидеть такое?

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Среди наиболее ярких произведений русского храмового зодчества особое место занимает Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске. Это величественное сооружение по своим размерам уступает только Храму Христа Спасителя в Москве и Санкт-Петербургскому Исаакиевскому собору. За годы своего существования он стал истинным памятником Донскому казачеству с его нелёгкой и полной драматизма историей.

Основание первого собора

В 1805 году, когда был основан город, сразу же был заложен и Вознесенский собор Новочеркасска. Однако по ряду причин его строительство началось лишь через шесть лет, в 1811 году. Работы велись под руководством автора проекта, убеждённого приверженца классицизма, итальянского архитектора Алоизия Руска. В 1818 году, когда работы ещё не были закончены, архитектор покинул Россию, и его дело продолжил наш соотечественник Амвросимов.

Первое обрушение храма

Но строительству не суждено было благополучно завершиться. В 1846 году, во время работ по возведению главного купола, произошло несчастье ― обрушилась значительная часть В мгновение ока великолепная постройка превратилась в груду развалин. К счастью, обошлось без жертв, так как день был праздничным, никого внутри здания не было.

О случившемся доложили лично царю, и в Новочеркасск прибыла специальная следственная комиссия, которая выявила как ошибки архитектурного проекта, так и грубейшие нарушения норм строительства, повлёкшие за собой обрушение здания. Кроме того, и строительные материалы оказались недопустимо низкого качества. Очевидно кто-то «нагрел руки», а сорокалетний труд пропал даром.

Вторая неудача

По прошествии времени работы были возобновлены под руководством другого архитектора ― И. О. Вальпреде. Им был составлен заново проект, к реализации которого применялись самые жёсткие меры технического контроля. Однако злой рок был неумолим. В 1863 году на том же самом этапе работ, то есть при возведении главного купола, точно так же произошло обрушение здания, как и семнадцать лет назад. Ещё не достроенный Вознесенский собор Новочеркасска вновь лежал в руинах.

На этот раз очередная прибывшая из столицы комиссия усмотрела причиной аварии излишнюю поспешность при выполнении работ. Однако в вину Вальпреде это поставлено не было, так как он был категорически против неоправданно быстрых темпов, о чём не раз заявлял письменно, но был вынужден подчиниться давлению местного городского начальства и казачьих атаманов.

Начало строительства третьего варианта собора

Но без храма Божьего жить город не может, и в 1891 году большую часть которого составляли казаки, приняли решение начать строительство нового, уже третьего по счёту варианта собора. В связи с этим долгое время шли дебаты по поводу того, восстанавливать ли обрушившееся здание или полностью его демонтировать и на его месте возвести новое. Победили сторонники демонтажа, и к 1882 году место строительства было полностью очищено от остатков прежней конструкции.

Проект нового собора был утверждён ещё двумя годами раньше императором Александром II. Автором этого (уже третьего по счёту) проекта был донской войсковой архитектор А. А. Ященко, незадолго до этого удостоенный звания академика. Однако увидеть своё детище ему не удалось. В 1893 году, когда работы находились на стадии сооружения фундамента, архитектор скоропостижно скончался.

Новый руководитель работ И. П. Злобин производил кладку подвальной части здания, когда неожиданно вновь обнаружились серьёзнейшие нарушения в производстве работ. Снова остановка строительства, и снова разбирательства и дознания. Горький опыт предыдущих неудач заставил высшие инстанции, курировавшие работы, быть особенно взыскательными. Трудно представить, какими последствиями могла обернуться очередная безответственность исполнителей.

Завершение строительных работ

Но наконец в 1901 году Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске был завершён. Он явился третьим по величине собором России. Высота его составила 75 метров, а стороны - 62 и 70 метров. Одновременно на богослужении в нём могли присутствовать 5000 человек. Для возведения этого колосса был специально построен кирпичный завод, протянут водопровод и сооружена электростанция. Кроме того, все поступавшие на строительство материалы испытывались на прочность в специально оборудованной для этой цели лаборатории. Когда подсчитали общую сумму затрат на произведённые работы, то она оказалась рекордной по тем временам ― 2 000 000 рублей.

Особенности нового храма

Особенно следует отметить необыкновенной красоты купола, венчавшие Вознесенский собор Новочеркасска. Все они были покрыты а главный крест, изготовленный по специальному заказу мастерами Богемии, украшала инкрустация, выполненная из Остались воспоминания старожилов города, свидетельствующие, что в ясную погоду сияние куполов и креста были видны на многие километры, как своего рода маяк, указывающий путь к Богу.

Передовой по тем временам технической разработкой были специально спроектированные для храма и ныне утерянные системы отопления и вентиляции. Действовали они таким образом, что кроме создания комфортных условий для молящихся, они обеспечивали сохранность в первозданном виде иконостаса и фресок. Пол в помещении храма был сделан из мраморных плит, выписанных из Италии и Франции. Любопытной подробностью конструкции собора является ведущий в покои архиерейского дома. Ныне здесь действует Дом офицеров.

Судьба храма в период богоборчества

Когда наша страна вступила в период атеистического безумия, то не обошли стороной беды и Вознесенский собор Новочеркасска. В тридцатые годы он был закрыт. Прекратились богослужения. С его куполов сняли кресты и медные листы, покрытые золотом. В соборе, поражавшем всех неземной красотой своего убранства, новые власти устроили склад горюче-смазочных материалов.

Вновь открыт он был немцами в августе 1942 года, когда Новочеркасск находился в оккупации. После освобождения города советскими войсками храм не закрывали, и службы в нём совершались, но все его обширные подвалы использовались в качестве складских помещений. Разумеется, о проведении в то время восстановительных и реставрационных работ не могло быть и речи.

Восстановление храма

К счастью, всё изменилось с наступлением Перестройки и связанных с ней демократических реформ. По всей стране верующим возвращалось то, что было отнято у них в период богоборчества. Тысячи храмов вновь перешли в собственность Русской Православной Церкви. В их числе и Вознесенский войсковой кафедральный собор. Город Новочеркасск выделил средства на проведение широкомасштабных к которым были привлечены многие ведущие специалисты страны.

В 2005 году Новочеркасск праздновал свой двухсотлетний юбилей. С этой датой совпало и столетие со дня закладки храма. Подарком городу от строителей и реставраторов собора явилось окончание работ по восстановлению фасада здания. В целом ему был возвращён первоначальный облик. В ближайшее время планируется вновь покрыть купола золотом и воссоздать уникальный крест, инкрустированный горным хрусталём.

Оригинальным новшеством наших дней является система, проектирующая в вечернее время на стены собора сцены из Библии. Кроме того, особого внимания заслуживает подсветка всего здания, придающая ему величественный и торжественный вид. В настоящее время продолжаются восстановительные работы во внутренних помещениях, и скоро храму будет в полной мере возвращён его первоначальный облик.

Святыни, хранящиеся в соборе

Но не только архитектурным совершенством и богатой внутренней росписью славится Вознесенский собор. Новочеркасск, история которого неразрывно связана с донским казачеством, всегда оставался истинно православным городом, в котором не пресекалось почитание чудотворных икон и мощей святых угодников. Вот и в кафедральном соборе города каждый пришедший сюда может поклониться святым образам, прославившимся явленными через них чудесами.

К этим святыням относятся иконы Божией Матери: «Донская, «Аксайская», «Живоносный источник» и «Взыскание погибших». Кроме того, в храме находится усыпальница с мощами святителя Иоанна (Доброзракова). Много чудесных исцелений произошло по молитвам, вознесённым перед этими святынями, прославившими на всю страну Вознесенский собор в Новочеркасске. Расписание служб, совершающихся в нём, не отличает его от прочих храмов России, но их торжественность и высочайшая одухотворённость ставят храм и его притч на одно из ведущих мест в России. Оно ему принадлежит по праву.

И в завершение сообщим для всех, кто желает посетить Вознесенский собор (Новочеркасск). Адрес г. Новочеркасск, пл. Ермака, д. 2.

Расписание служб в храме составлено таким образом, что утренние службы (Божественные литургии) начинаются в 7.00 часов, а вечерние - в 18.00 часов. На вечерних службах совершаются также всенощные бдения. Это общий порядок, но каждый месяц в него могут вноситься некоторые изменения в соответствии с церковным календарём.

С уходом И. И. Русско здание было освидетельствовано комиссией, которая признала постройку прочной и сделала прогноз, что с заменой мягкого приморского камня на твердый "грушевский" крепость собора только увеличится. Свой вклад в укрепление собора внес войсковой архитектор М. А. Амвросимов , заменивший Русско как производитель работ. По его предложениям мастера подрядчика урядника Шейкина в году заменили в окнах и дверях собора деревянные рамы на железные решетки. К году здание возвели на высоту в 7 сажень и работы вновь остановились.

Тем временем в действуйщем поблизости временном деревянном кафедральном храме-часовне в году была сооружена деревянная колокольня , на которую в году из Старочеркасского Воскресенского (бывшего войскового) собора перенесли башенные часы. Опорные столбы Вознесенского храма, ввиду ветхости, в году были заменены на новые, а деревянная крыша была перекрыта. В году при деревянном соборе была построена деревянная караулка. В том же году было решено произвести ремонт храма на 6.357 руб. 90 коп., что и было сделано.

Работы по второму проекту

Новый план собора, составленный К. А. Тоном , был Высочайше утвержден 4 января года. Стены предполагалось строить из хорошо обожженого и обработанного кирпича. По плану Тона войсковой архитектор И. О. Вальпреда составил смету более чем на миллион рублей. Государь потребовал спроектировать храм меньший по размерам и стоимости, который был бы “по средствам” Войску Донскому. Тогда Вальпреда спроектировал собор с пятью приделами, длиной в 38,5 сажен, высотой 33 сажен, с колокольней 39,3 сажен высоты. Стоимость оценивалась в 640 тысяч рублей. Новый проект предполагал трехчастный состав здания – храм, притвор и колокольню. Главный купол должен был иметь, как и в первом варианте, луковичную форму, а колокольня проектировалась шатровой . Проект Вальпреда был Высочайше утвержден 16 апреля года, а проект Тона был использован при строительстве Ростовского-на-Дону Александро-Невского собора .

В те же годы была произведена капитальная перестройка временного деревянного кафедрального собора. В году работы были начаты, а повторное освящение последовало в году. Новое здание временного собора обшелевали тесом и покрыли листовым железом, на соборе установили войсковые часы. В обновленном соборе, как и в прежнем, устроили два престола: главный в честь Вознесения Господня , освященный 11 мая года архиепископом Донским Иоанном и придельный в честь иконы Божией Матери Одигитрии , освященный 12 июня того же года протоиереем С. Салтыковым. При деревянном соборе в эти годы имелись две деревянные колокольни - одна рубленная из брусьев, на которой висело несколько небольших колоколов и другая на столбах, где висел один большой старинный колокол. В году на средства жены наказного атамана Екатерины Михайловны Хомутовой и других благотворителей к деревянному собору пристроили третий северный придел в честь Воскресения Христова , освященный архиепископом Донским Иоанном 16 августа того же года.

В повторной закладке каменного собора 2 ноября года принял участие цесаревич Александр Николаевич , чин освящения места строительства совершил архиепископ Донской Иоанн . В году была утверждена смета на строительство, работы начались в году. Поставлял кирпич по договору подполковник Николай Рубашкин, а работы, согласно контракта, производил отставной подпоручик Садомцев. В году возникли сомнения в прочности строящегося собора из-за недостаточного качества уложенного в фундамент и стены кирпича Рубашкина. В этой связи подряд на поставку кирпича и камня отдали тому же Садомцеву, который привозил камень из Белой Калитвы и с берега Азовского моря. Тревога о прочности заставила провести ряд обследований, после чего работы приостановились до года. Затем вновь пошло строительство. Работы уже практически оканчивались, когда в полночь с 10 на 11 июля года главный купол обрушился внутрь собора и увлек за собой часть одного из малых куполов и 5 боковых сводов.

Комиссия не нашла явных предварительных нарушений и повреждений, отметив что "работы выполнены тщательно, искусно и осмотрительно." Единственную причину обрушения усмотрели в поспешном устройстве барабана главного купола. Архитектору Вальпреда поручалось достроить собор с новым куполом за два года.

В соборе восстановили строительные леса, устроили временную деревянную крышу, и работы снова остановились. По разработке сметы, 15 января года объявили торги на достройку, но на них никто не явился. Только в году была выработана смета, которая устроила императора, и он подписал ее 1 августа того года. Работы по достройке начались в году, но за недостатком средств велись вяло, только на колокольне. В августе годе обе колокольни при временном деревянном соборе разобрали, а колокола перенесли на строящуюся постоянную колокольню. В те же годы по почину атамана, дорогостоящую комиссию по достройке собора упразднили, а архитектора Вальпреда отстранили от работ. В последующие годы собор вновь осматривали комиссии, а архитектор А. А. Ященко разработал свой проект достройки. 20 апреля года этот проект послали на утверждение в управление иррегулярных войск. Однако, инженерный комитет признал летом года возможным "оставить представленный проект без последствий и вместо предполагаемой достройки собора возвести в Новочеркасске новый собор по другому проекту на вновь избранном месте, а неоконченное здание приспособить для каких-либо надобностей города или же войска Донского " .

Несмотря на это решение, была сделана еще одна попытка достроить второй вариант собора. Ее предпринял почетный гражданин Новочеркасска, торговый казак Семен Николаевич Кошкин. Он подал 4 января года докладную записку атаману с предложением достроить собор за свой счет. Но архитектор Ященко раскритиковал его предложение устроить легкий временный деревянный купол над над зданием, на которое уже затратили около 3,5 млн. рублей. После запроса из Военного министерства архитектор Ященко подал туда новый проект собора, который оценивался в 624 тыс. рублей, а разборка старого – еще в 100 тыс. рублей. В этой связи Военный совет решил разобрать собор за счёт войскового капитала войска Донского, и император Александр III утвердил это решение 17 мая года. 27 августа году торги на разборку в Новочеркасске выиграл торговый казак Н. И. Лимарев, который к октябрю года разобрал старый собор за 70 тыс. рублей.

В годы неудачных попыток решить вопрос о достройке второго варианта каменного собора, оживились работы по поддержанию временного деревянного войскового собора неподалёку. В году возле деревянного собора устроили кирпичную колокольню, построенную из материала от разрушившегося 2-го варианта каменного Вознесенского собора. С по год деревянное соборное здание несколько раз перестраивалось. Главный алтарь, приделы и притворы были значительно расширены, а южный придел упразднен и обращен в ризницу. Однако, в году южный придел восстановили и 15 августа его освятил епископ Аксайский Иоанн . В эти годы деревянный кафедральный собор покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Храм имел шесть выходов. Над собором возвышалось семь глав с железными шестиконечными крестами. Кресты и главы были вызолочены. Стены собора выкрашены "бланжевою краской" (т.е. телесного цвета). Внутри Вознесенский храм, кроме восточной части, главного алтаря, притвора, приделов и ризницы был ошелеван тесом, обтянут парусиной, окрашен бело-голубой краской. Четыре дубовых столба поддерживали купол собора. Над западными вратами устроили хоры. Но деревянный собор быстро ветшал, был малопоместителен, не имел церковной ограды.

Работы по третьему проекту

Проект третьего варианта собора, составленный архитектуром А. А. Ященко , был Высочайше утвержден 24 марта года. В то же время учредили и строительную комиссию, а Военный совет положил финансировать постройку собора из общаго войсковаго капитала сверхсметные кредиты. В августе того же года под наблюдением первого строителя архитектора Ященко начались работы по устройству фундамента, для чего старый был разобран, а котлован углублён. На соборной площади в то же время возводили вспомогательные здания.

Во время Первой Мировой войны в соборе часто шли службы с просьбами к Богу о даровании победы русскому оружию и здравия воинам России; с соборной площади уходили на фронт после молебна многие казачьи части; в собор возвращались тела павших казаков; отсюда в гробах они направлялись на городские кладбища.

В ходе гражданской войны в соборе получали благословение на труды выборные атаманы Войска Донского - Алексей Максимович Каледин и Алексей Михайлович Назаров. В году купол собора из матросского поезда прострелили революционеры . Вскоре после захвата города красными в соборе появились красногвардейцы с требованием показать колокольню, на которой по их сведениям казаки, якобы, спрятали пулемет. Не найдя пулемет красногвардейцы "в шапках, с ружьями на перевес... вошли в храм, проникли в алтарь, штыками сорвали облачения с престолов главного и в первом приделе, приподняли и повредили мраморную доску главного престола: «искали казаков»... " . Летом года на площади у собора проходил смотр боевых подразделений молодой Донской армии, формируемой атаманом П. Н. Красновым для борьбы с большевиками. Здесь же 16 сентября того года после молебна в соборе Донской атаман Краснов принес клятву на верность службы Войску Донскому. В соборе в начале февраля года произносились благодарственные молитвы и в честь нового Донского атамана А. П. Богаевского. В феврале-марте и апреле того года в соборе отпевали множество погибших тогда от холеры; не раз возносились молитвы о даровании победы Донской армии над Красной армией.

В начале года Новочеркасск заняла Красная армия. В первые годы советской власти собор работал по прежнему, но новые городские власти объявили собор орудием враждебной белоказачьей пропаганды, средоточием "поповского мракобесия," балластом на пути социалистического строительства; велась активная пропаганда для очернения посещающих собор и отрыва народа от Церкви. Число посещающих собор стало резко падать, а проблемы по его содержанию - резко возрастать. Большим ударом для собора стало хищение из храма икон, церковной утвари и драгоценностей на сумму более 2 млн. руб. Похитителей не нашли, а собор найти средства на возмещение ущерба не мог. Вскоре большинство оставшихся после гражданской войны священно и церковнослужителей собора были арестованы и содержались в подвалах Окружного и городского ВЧК на Александровской ул.; большая группа - в том числе и бывший соборный протоиерей священномученик Захария Лобов - были высланы на Соловки , где многие закончили свою земную жизнь.

Когда начались процессы по сбору цветных и драгоценных металлов на нужды коллективизации и индустриализации, в году в местной газете появилась заметка о том, что "крыша б. городского собора снимается для использования меди и других цветных металлов, новая крыша будет сделана из железа " . Листы позолоченной меди сняли, а железные листы по различным причинам несколько лет не ставили. Собор закрыли. Длительное время он подвергался природной стихии - заливался дождями, заносился снегом, обжигался палящим солнцем и т.д. В подвалах собора стали хранить вначале керосин, а потом зерно для солодового (пивоваренного) завода. Вероятно в этот период, а возможно и ранее, саркофаги в усыпальнице собора были вскрыты и осквернены.

В первые дни оккупации Новочеркасска немецкими захватчиками летом года по просьбе городских казаков собор был открыт для богослужения. В послевоенные годы в подвалах собора хранилось то зерно, то сахар, то мука, то другие продукты и материалы, но наверху шли церковные службы. В году разобрали фонтан на соборной площади, в котором до этого освящали воду. В 1950-е годы с большим трудом удалось провести живописные восстановительные работы с помощью ленинградских художников. За неимением достаточных средств на место бывшего оформительского сусального золота легла бронзовая краска.

В 1960-е годы вновь нависла угроза закрытия собора в связи с усилением антирелигиозной пропаганды, но собор выстоял. В среде церковнослужителей собора в 1970-80-е годы не раз возникали различного рода жалобы на неправильные действия отдельных священников, дьяконов, старост - последних сменилось немало. В конце 1970-х годов были предприняты шаги к внешней реставрации, но средств не хватало и удалось подштукатурить и покрасить оранжево-желтоватой краской только "лицевую" часть западного фасада. Работы проводились подвернувшимися с улицы "мастерами," - "шабаями," - а не дорогостоящими реставрационными мастерскими, поэтому попытки хотя бы частично восстановить разрушающуюся внутреннюю роспись давали печальные результаты.

При советской власти была нарушена дренажная система, отводящая подпочвенные воды от собора в сторону ж/д вокзала по бывшему Крещенскому (затем Красному) спуску, поэтому южную часть подвала собора стала затапливать вода. Многие попытки ее откачки серьезных результатов не давали, и по мнению авторитетных ученых сложившийся водный баланс лучше было не трогать, а воду не откачивать, так как при ее отсутствии разрушительные процессы в нижней части собора могли стать необратимыми.

Возрождение в новейший период

С середины 1980-х годов стал обсуждаться вопрос о возможном покрытии куполов и крестов собора сусальным золотом. В связи с этим были предприняты серьезные шаги к обновлению покрытия, но т.к. средств на золочение не было, удалось позолотить только некоторые наружные кресты.

С процессом возрождения казачества , начавшегося на Дону в году, собор не раз становился средоточием различного рода войсковых церемоний. С осени года понемногу стали реставрировать нижний подвал собора, где находится усыпальница великих людей Дона. После вскрытия оскверненных останков 1 марта года, усыпальница была приведена в порядок, после чего 15 мая года последовало торжественное перезахоронение. На другой день 16 мая духовенство собора участвовало в торжествах по открытию воссозданного и установленного на прежнем пьедестале у собора памятника основателю города атаману Матвею Ивановичу Платову.

Кафедральный собор
Вознесенский войсковой кафедральный собор

Вид на Вознесенский собор с площади Ермака
47°24′51″ с. ш. 40°06′36″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Город Новочеркасск
Конфессия Православие
Епархия Ростовская и Новочеркасская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль русско-византийский
Автор проекта Александр Ященко
Первое упоминание
Дата основания
Строительство - 1904 годы .
Статус Объект культурного наследия № 6110049000 № 6110049000
Состояние действующий приход
Сайт solnzedona.ru
Вознесенский собор на Викискладе

Один из интерьеров собора

Здесь покоятся останки донских атаманов М. И. Платова , В. В. Орлова-Денисова , И. Е. Ефремова , Я. П. Бакланова .

История

До основания Новочеркасска главным храмом Донского войска служил Воскресенский войсковой собор в Черкасске .

Вознесенский собор был заложен и освящён при основании города Новочеркасска в 1805 году , в праздник Вознесения Господня . Фактически же строительство началось только 1 октября 1811 года . Автором проекта был архитектор Алоизий Руска . Перед строительством храма были проведены большие землеустроительные работы по выравниванию прилежащего к будущему храму проспекта (ныне Платовский проспект).

Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный семиглавый собор был построен в ново-византийском стиле. Он вознёсся на высоту 74,7 м, уступив по размерам только храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору , вмещает около 5000 прихожан. Размеры храма: длина внутри - 72,5 м, длина снаружи - 76,8 м, ширина внутри - 57,6 м, ширина снаружи 62 м, полная высота внутри храма - 51,2 м, с крестом - 74,7 м. На каждом портале предусматривалось разместить по шесть колонн высотой 13 м и диаметром 1,5 м.

Затраты на строительство составили около 2 млн рублей. На колокольне разместили девять колоколов общим весом около 33 т. Колокола поднимали вручную канатами.

Первоначально все купола собора были покрыты червонным золотом , а главный крест инкрустирован горным хрусталём. Работы по золочению куполов проводила фирма Семёна Абросимова из Санкт-Петербурга. Высота центрального купола с крестом достигает 74,7 м . На фасаде собора фирма «Альтшвагер» в 1902 году установила часы диаметром около 2 м. Часовой механизм был внутри собора.

В советское время с куполов было снято позолоченное медное покрытие, взамен храм должны были покрыть листами железа, но долго этого не делали, и здание постоянно подвергалось воздействиям среды - заливалось, засыпалось снегом. Была выведена из строя система отопления. В 1903-1923 годах ключарём собора был священномученик Захария (Лобов) . В 1934 году Вознесенский собор был закрыт, здание использовали как склад.

Собор был вновь открыт в 1942 году , во время немецкой оккупации. В послевоенные годы в подвальных помещениях находился продуктовый склад, а наверху шли церковные службы.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх