New! как бороться с захватом берега. Если ваш участок у озера


Посетители юридической консультации задали 25 вопросов по теме «». В среднем ответ на вопрос появляется через 15 минут, а на -вопрос мы даём гарантию минимум двух ответов, которые начнут поступать уже в течение 5 минут!

Река взята в аренду. хозяин запустил рыбу но акт зарыбления и остальные документы не показывает и запрещает лов рыбы законно это или нет в ст. Ленинградской 30.05.2014

Скажите пожалуйста можно ли взять в аренду участок реки, который расположен на территории пруда, заключен договор водопользования.

Аренда части реки.

какую форму организации лучше выбрать, так как пруд я хочу использовать для выращивания рыбы, а это дело от части рискованно, могу ли я быть просто физ лицом, если я прибыль не буду извлекать, а буду использовать пруд просто для рыбалки?

1 ответ. Москва Просмотрен 442 раза. Задан 2011-06-22 19:15:07 +0400 в тематике «Земельное право, ресурсы» Аренда земли под кафе на берегу реки. - Аренда земли под кафе на берегу реки.

Как взять в аренду землю у государства?

Договор аренды – соглашение, в силу которого одна сторона (гражданин или организация) владеет и пользуется землей другой стороны (государство или муниципалитет) и выплачивает за пользование участком ежемесячную арендную плату. Сумма, подлежащая к оплате, устанавливается местными органами власти и зависит от:

Земельный кодекс РФ обращает наше внимание на ряд особенностей, касающихся заключения соглашения об аренде земли, находящейся в собственности государства:

Отдельно стоит поговорить об аренде земель сельхоз назначения.

Как взять в аренду землю у реки

Прошлой осенью я обратился в сельскую администрацию с просьбой передать участок 7 соток в собственность Однако мне отказали. Сослались они на то, что в 40 метрах от участка протекает речка и якобы поэтому мне нельзя приватизировать землю. Предложили взять ее в долгосрочную аренду. Хочу узнать, законно ли мне отказали?

По-видимому, отказ администрации незаконен. На практике действительно встречаются случаи, когда в соответствии с законом участок у реки или водоема не может быть предоставлен в собственность.

Как получить в собственность землю у воды или в лесу?

Киевлянин Олег Сомов после продажи доставшейся по наследству квартиры задумался о покупке участка для строительства загородного дома. При этом он стал подыскивать землю в Вышгородском районе Киевской области, где, по сравнению с престижным обуховским направлением, цены на землю поскромнее. Проехав 15 км от киевского КПП, на берегу канала реки Десна г-н Сомов обнаружил частные коттеджи, а на другом берегу — участки под застройку по 12 соток с выходом к воде.

Как получить в собственность землю у воды или в лесу

Мечтаете отдыхать летом на собственном пляже? Тогда приготовьтесь к рискам и расходам: покупка участка с выходом к водоему потребует денег не только на приобретение земли, но и на ее легализацию.

Киевлянин Олег Сомов после продажи доставшейся по наследству квартиры задумался о покупке участка для строительства загородного дома. При этом он стал подыскивать землю в Вышгородском районе Киевской области, где, по сравнению с престижным обуховским направлением, цены на землю поскромнее.

Кают-Компания Катера и Яхты

Речь пойдет о р.Волга в Черноярском районе.Двое местных комерсов каким-то образом заключили договор аренды на 20лет на участки реки с впадающими в неё на этом протяжении ериками и прочим.Натыкали табличек что теперь это рыбопромысловые участки и пытаются обилечивать приезжих на 100/день местных по 10 рублей.

И также в этом году рыбаков и туристов начали обувать за нарушение водоохранной зоны реки (для физ.

Консультация юриста: можно ли взять в аренду участок реки

Природные ресурсы многообразны. Порой хочется взять в пользование не только приглянувшийся земельный участок, но кусочек реки, который будет использоваться в индивидуальных целях арендатора. Такое желание есть у многих граждан, поэтому они интересуются: можно ли взять в аренду участок реки? Детальный ответ дан в этой статье.

При ответе на данный вопрос следует проанализировать положения сразу двух кодексов: Земельного и Водного.

Хочу взять участок береговой линии реки Дон в аренду или выкупить у государства. Этот вопрос к Вам? Если нет то к кому?

Основания и условия приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, Предоставление земельных участков в собственность граждан осуществляется за плату.

ВК РФ Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

Каким образом оформить аренду речки в населенном пункте, наверняка этим вопросам не раз озадачивались владельцы домов на берегу реки, предприниматели, организующие прокат лодок, базы отдыха, расположившиеся на берегу водоема и предлагающие разнообразный отдых с использованием плавательных средств.

Что нужно чтобы взять реку в аренду?

Можно ли взять в аренду участок реки? Арендовать речку, а выражаясь языком закона, оформить водопользование реки можно, но достаточно сложно, если не иметь практического опыта хождения по различным инстанциям. Аренда участка реки займет у Вас около 4 месяцев, при условии корректной подготовки документов. Для начала Вам потребуется выяснить занесена ли река в государственный водный реестр. Для выяснения этой информации нужно обратиться в бассейновое управление вашего региона. Если водного объекта в реестре нет, то взять речку в аренду вряд ли получится законным путем.

Если же бассейновый орган подтверждает наличие реки в реестре, то можно начинать готовить пакет документов для оформления Первым в составе таких документов рекомендуется подготовить кадастровый план акватории. Такой план готовится земельным специалистом — кадастровым инженером. На плане обязательно должны быть отражены координаты поворотных точек границ участка реки.

Следующим документом, который необходимо подготовить будет план водоохранных мероприятий, в котором Вы должны предусмотреть все действия по поддержанию эксплуатируемого участка реки в надлежащем экологическом состоянии на весь срок водопользования. План должен быть утвержден руководителем предприятия. Далее необходимо подготовить схему, отображающую параметры водопользования, если это будет причал у частного дома, то достаточно графически отобразить место, где будет парковаться Ваша лодка. К плану необходимо подготовить пояснительную записку с подробным описанием того, как будет использоваться водный объект. Ну и на завершающем этапе необходимо подготовить и утвердить в бассейновом управлении программу регулярных наблюдений за водным объектом, в которой будет отражаться, как и кто будет вести наблюдения за экологическим состоянием водного объекта.

Весь этот комплект документов подается в орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение водными объектами, после чего назначается аукцион на право использования реки. После победы на аукционе, вы становитесь полноправным пользователем испрашиваемого участка реки, на основании заключенного договора водопользования.

Сколько стоит арендовать речку?

Аренда реки со всеми водоохранными мероприятиями обойдется около 150 000 рублей в год, примерно в эту же сумму обойдется подготовка документов если Вы обратитесь к юристу в области водопользования. Стоит отметить, что сама арендная плата составляет совсем незначительную часть от стоимости обязательных экологических мероприятий.

Аренда берега реки

Для того чтобы арендовать участок берега реки, нужно обратиться в органы местного самоуправления. Берег реки не подлежит передаче в частную собственность. В силу требований ст.27 Земельного кодекса РФ, 20 метровая полоса земли вдоль берега реки (береговая полоса общего пользования) не подлежит приватизации. Соответственно на нее можно оформить только аренду. Перед тем, как обращаться в администрацию необходимо вызвать кадастрового инженера, который выполнит необходимые замеры и составит схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Эту схему необходимо утвердить в районном земельном отделе, после чего комитет по управлению муниципальным имуществом проведет торги, и Вы как победитель аукциона сможете оформить земельный участок в аренду.

О том, что проблема незаконного захвата берегов и лесов существует и разрастается, говорить, полагаем, уже не надо. А также о том, что шансы решить эту проблему и в целом, и в каждом конкретном случае очень малы. Тем не менее, опыт успешных кампаний по недопущению захватов (и даже по возвращению уже захваченного) существует. Активисты движений «Открытый берег» и «Против захвата озер» предлагают вам обобщенную стратегию действий, применение которой (при условии упорства и готовности потратить много времени и сил) дает шанс на победу.

Разрабатывая планы по борьбе с врагом, нужно представлять себе, что он такое. Как мы уже не раз писали , базовая причина безнаказанного захвата территорий – к сожалению, не столько коррупция, сколько анархия и полная импотенция власти. Если бы берега можно было захватить, лишь заплатив взятку чиновникам или встроившись в «вертикаль власти», то мы, по крайней мере, знали бы конкретное место, где локализован враг (где-то в районе Кремля). Но он, к сожалению, рассеян повсюду. Беда в том, что захватить берег или кусок леса у нас может любой, кому вздумается (лишь инерция советского законопослушания мешает это сделать каждому второму). У власти и надзорных органов просто нет силовых ресурсов, чтобы помешать даже самому слабому из захватчиков. За редким исключением, когда чей-то земельный беспредел затронул интересы более влиятельных лиц (которые в этом случае просто наймут госструктуру в качестве банды «решальщиков»), чиновники не в состоянии довести до сноса ни один незаконный объект. Это, в общем-то, объяснимо: власть опасается, что в ответ на жесткие силовые действия в отношении даже незаконной собственности, она ненароком вскроет «блокиратор» на аналогичные действия со стороны общества. Причем – в любой сфере, необязательно земельной. Впрочем, нас сейчас интересует одно: как заставить власть пересилить свой страх и начать жестко действовать в отношении захватчиков. Способ тут один – поселить в ней страх еще больший. Точнее, дать понять, что в результате бездействия она может получить более опасный «очаг общественной нестабильности», нежели в ответ на свои действия. Символом возможной социальной напряженности для власти служат, разумеется, массовые протестные акции. Однако не подумайте, что мы предлагаем народные выступления в качестве универсального рецепта разрешения земельных конфликтов. Акции протеста обязательно должны быть подкреплены параллельными победами на «бумажном поле»: необходимо добиться фиксации нарушений органами исполнительной власти, прокуратуры и\или суда. Однако без символики «социальной напряженности», без страха власти за свою стабильность эти победы так и останутся на бумаге. В свою очередь, воевать совсем без «мирной», бумажной составляющей, тоже нежелательно. Ведь мы добиваемся торжества законности, а не грубой силы, не правда ли? Да и власти приятнее уступить не агрессивному натиску, показав свою слабость, но, сделав хорошую мину при плохой игре, «согласиться» с правовыми аргументами. Поэтому «бумажная» и «полевая» работа должны идти в одной упряжке. Но начинается все, как правило, с банального – отправки писем.

Инструкция

Итак, вы стали свидетелем осуществляемого\осуществленного\планируемого захвата\застройки берега\леса. Сигналом этого могут быть:

1) Построенный\строящийся забор, огораживающий берег или лесной участок,

2) Строительные или земляные работы на берегу или на территории леса, завоз строительных материалов, появление бытовок для рабочих,

3) Информация о продаже участка\участков на берегу\на лесной территории в интернете или на наружных баннерах.

4) Подготовка градостроительной документации для легализации застройки берега или леса: проведение общественных слушаний по проекту изменений в генплан или правила землепользования и застройки поселения, в результате которого берег из рекреационной переводится в «застроечную» зону, участок леса включается в границы поселения и т.д.,

5) Информация о передаче в аренду под рекреацию лесного\берегового участка, а также о процессе согласования на нем проекта «базы отдыха»,

И т.д.

Любой из этих признаков сигнализирует чуткой душе активиста, что берег\лес либо уже захвачен, либо скоро будет захвачен. Здесь важно действовать очень быстро и одновременно – грамотно, то есть пытаться получить максимум информации о нарушении. Как это совместить? Очень просто: мы оперативно сигнализируем надзорным органам о тех нарушениях, которые уже сейчас «налицо», а параллельно отправляем запросы для получения информации, важной нам для продолжения борьбы. По возможности обе эти задачи нужно совмещать в одном письме. Нужно быть морально готовым к тому, что одно письмо, увы, делу не поможет и заранее настраивать себя на длительную переписку.


Земляные работы вплотную к воде, лето 2016, Северное Приладожье, Республика Карелия

Если нарушения уже наличествуют (20-ти метровая береговая полоса или лесной участок огорожены забором, либо начаты какие-то строительные\земляные работы), то

1) первым делом мы должны отправить заявление в природоохранную прокуратуру региона с требованием обеспечения доступа граждан к водному объекту\лесному участку. Напоминаем, что права доступа на береговую полосу водных объектов общего пользования нам гарантировано ст.6 Водного кодекса, а право доступа на участки лесного фонда – ст.11 Лесного кодекса.

Это заявление нужно, чтобы спугнуть неопытного захватчика в случае, если его нарушение не подкреплено вообще никакими, даже фиговыми, бумажками (и если он пока не в курсе, что реально прокуратура не в силах серьезно его наказать). А также – чтобы с помощью прокурорской проверки побыстрее получить необходимую нам информацию о нарушении.

2) Кроме заявления в прокуратуру, очень полезно направить аналогичные обращения в компетентные органы по надзору в сфере природопользования. В зависимости от ситуации, это будет либо соответствующий региональный орган (в Ленинградской области – комитет госэконадзора ), либо департамент федерального Росприроднадзора . Все водные объекты, находящиеся в границах региона, поднадзорны региональному органу. Все водные объекты, расположенные в пределах одновременно двух или более регионов, поднадзорны Росприроднадзору. Лесные участки, будучи в федеральной собственности, управляются региональными властями, поэтому также поднадзорны региональному органу.

Если захват только планируется и есть время серьезно изучить нарушение, то первым делом нужно

3) Выяснить, каков статус земельного участка (и в действительности, и с точки зрения захватчика), какие правоустанавливающие и разрешительные документы в отношении его имеются. Для этого:

А) Если есть основания считать участок лесным фондом – направляем обращение в орган исполнительной власти региона, управляющим на его территории лесным фондом РФ (например, в Ленинградской области это – комитет по природным ресурсам Правительства Ленинградской области ). В этом письме мы обрисовываем проблему и запрашиваем информацию о том, не относится ли осваиваемый участок к лесному фонду, находится ли он в аренде (главного пользования, то есть для заготовки древесины, под «рекреацию», под охотхозяйство и т.д.), кто арендатор, какие разрешительные документы на рубку\стройку у него имеются. Просим в случае наличия нарушения принять меры против нарушителя.

Б) Если участок (берегозахват или захват территории, для застройки не предназначенной) явно не относится к лесному фонду, то необходимо обратиться с запросом в администрацию района , на территории которого обнаружено нарушение. Вы запрашиваете, каков статус участка, в какой категории земель он относится и какой вид разрешенного использования для него определен. А самое главное, какие правоустанавливающие документы в отношении него имеются: находится ли он в собственности или аренде, и (это очень важно!) каковы его границы? По урез воды или нет? Кем, когда и на основании какого нормативного акта он передан правообладателю? Что он собирается там строить – частный дом или «базу отдыха»? Для получения информации по статусу участка также нелишне обратиться в территориальное управление Росреестра .


Участок президента «Башнефти» Андрея Шишкина, оформленный по урез воды

оз. Лассылампи, Ленинградская область

(Если захват уже осуществлен и ситуация не терпит промедления, то первыми выполняются пункты 1) и 2))

4) Не надейтесь, что вам на первую же порции писем дадут исчерпывающие ответы. Некоторые органы (особенно этим славятся районные администрации и Росреестр) могут вообще не прислать ответ, и тогда вам придется жаловаться на их молчание в прокуратуру. Однако благодаря сетевым информационным системам вы и сами, не дожидаясь ответов, сможете получить много полезных сведений. На Публичной кадастровой карте Росреестра http://pkk5.rosreestr.ru можно самостоятельно найти интересующий земельный участок и узнать некоторую информацию о нем. Еще больше подробностей можно получить в онлайн-справочной Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request и его подразделении ЕГРН https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_1 . Арендаторов лесных участков можно найти в базе данных Рослесхоза http://lesegais.ru/open-area/rent

5) Когда массив информации будет собран, в повторных письмах в надзорные органы вы сможете точно и подробно указать, какие законы в данном случае нарушены, и даже «проконсультировать» чиновников на предмет того, что им следует сделать для исправления нарушения (перечень статей Административного кодекса, которые можно применить, или формулировку для иска в суд). Да-да, не удивляйтесь: часто госорганы не только ленивы и коррумпированы, но и попросту некомпетентны. Для достижения лучшего эффекта расследование правонарушения нужно проводить за них, а чиновникам предоставлять результаты и рекомендации.

Так как конкретные ситуации могут быть очень разными, мы решили взять несколько типических (и при этом реальных) случаев и показать на них стратегию и тактику борьбы.

1) Пос. Рощино, река Рощинка . Владелец прилегающего к береговой полосе участка решил ее (береговую полосу) захватить. Договорившись с районными властями, он заказал продажному кадастровому инженеру межевание, согласно которому ширина суши «удлинилась», и формально береговая полоса оказалась под водой. А настоящая, сухопутная береговая полоса таким образом освободилась от накладываемых законом обременений. Помимо ст.6 Водного кодекса, это ст. 27 ч.8 Земельного кодекса, запрещающая ее приватизацию. В итоге администрация Выборгского района ЛО продала вышеупомянутому гражданину красивый мыс на реке прямо по урез воды. Соседка нарушителя, активист движения «Против захвата озер» Наталья Павлова, с помощью полученных кадастровых документов и межевого дела установила факт подлога. Посредством упорных действий (длительная переписка с прокуратурой и органами исполнительной власти, пикетирование органов власти, резонанс в СМИ) удалось понудить Выборгского прокурора подать судебный иск о признании сделки недействительной. Но и это не обеспечило бы победу, если бы Наталья не останавливала работы по строительству забора с помощью вызовов полиции. Ибо добиться сноса уже построенного крайне трудно. Прокурор также не выиграл бы дело без Натальи: она сама написала для него исковое заявление и прямо в зале суда передавала ему написанные на бумажке «его» доводы. В результате в 2011 году сделка была аннулирована, берег возвращен муниципалитету и ныне свободен.


Этот полуостров на Рощинке удалось спасти

2) Пос. им. Морозова, река Нева . Глава администрации Морозовского МО подделала схему правил землепользования и застройки поселения на сайте администрации, «перекрасив» рекреационную зону на берегу в участок под дачную застройку. Следом из бывших и действующих сотрудников администрации и депутатского корпуса было создано СНТ «Орешек», члены которого бесплатно получили участки на берегу. Некоторые из них – по 2, 5 и 6 штук сразу. В 2015 году была оформлена собственность СНТ на береговой участок 15 Га, началось формирование частных участков, а также рубка деревьев и земляные работы. Жители поселка и соседних садоводств объединились и начали очень активную борьбу. Пока одни вставали на пути у строительной техники, другие сообщали об этих акциях в СМИ и обеспечивали приезд тележурналистов. Параллельно бомбардировались письмами все контрольные и надзорные ведомства. Удалось заручиться поддержкой депутатов областного парламента. Резонанс достиг такой точки, что властям и прокуратуре неудобно было не отреагировать. Всеволожская прокуратура подала в суд иск об аннулировании всех операций с участком. Но и тут не удалось бы победить без консолидации большого количества жителей: они группой ходили на заседания суда, в результате чего судья (изначально настроенная против общественности) вынесла решение вернуть участок муниципалитету.

3) Озеро Нахимовское, пос. Цвелодубово . В течении 2010-2013 годов жителям и активистам движения «Против захвата озер» удалось добиться сноса нескольких секций заборов, огораживающих проход вдоль озера перед незаконным коттеджным скоплением (народное название – Прокурорский берег»). Помимо стандартных методов (тщательной и очень грамотной переписки с чиновниками, работы со СМИ), ключевыми моментами кампании были две (на момент 2013 года) акции прямого действия – проходы большой группой по берегу «сквозь» заборы с их демонтажом. В результате хозяева заборов сочли за лучшее выполнить прокурорское предписание, довершили начатый снос и теперь проход вдоль воды у хотя бы части участков открыт.

4) Озеро Чайное, пос. Токсово . Всего год простоял длинный кованый забор длиной 40м, которым хозяин дома по адресу ул. Чайное озеро, 14 отгородил не только пляж перед своим участком, но и часть озера, идущую вдоль улицы. По просьбе граждан комитет госэконадзора ЛО выдал предписание о его сносе, но токсовская администрация не торопилась его выполнять. И тогда группе из активистов «Против захвата озер», «Открытого берега» и жителей Токсово пришлось в июле 2011 года спилить забор. Как ни странно, больше его не восстанавливали.

Успешных кампаний было много. К сожалению, объем публикации не позволяет привести их все. Но сейчас главное …

…Вывод: что является залогом успеха?

1) Большое количество вовлеченных в кампанию людей, каждый из которых выполняет какую-то свою часть работы. Либо, что бывает значительно реже – невероятная активность одного человека,

2) Комбинация разножанровых действий: работа с документами, переписка с чиновниками и депутатами, суды, а также публичные действия – резонанс в СМИ, акции протеста (в том числе, если требуется, акции прямого действия),

3) Начало борьбы на раннем этапе захвата, когда забор еще не поставлен, фундамент не залит, деньги не вложены и захватчик не чувствует себя уверенным на 100%.

Это не значит, что в случае «готового» нарушения – капитальный забор, залитый фундамент дома – ничего сделать нельзя. Просто это намного сложнее, и требует вовлечения в протестную кампанию большего числа участников.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Гребенщиковой В.А., Новиковой С.Н.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013

по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края

Дело рассматривали: в апелляционном суде судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н., Еремеева О.Ю.

По иску общества с ограниченной ответственностью "Вудлэнд"

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока

заинтересованное лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края

об оспаривании решения

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.02.2014 до 15 часов 40 минут 25.02.2014.

Общество с ограниченной ответственностью "Вудлэнд" (ОГРН 1022501901366, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Союзная, 19-11; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Западная, 15; далее -управление), выраженного в письме от 25.02.2013 N 3140/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации здания - лодочный гараж (лит.12) и о возложении на управление обязанности в течение месяца со дня принятия решения утвердить и выдать обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (место нахождения: 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22; далее - департамент).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - лодочный гараж (лит.12), о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.09.2007.

04.02.2013 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, ориентировочной площадью 1 119 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе мыса Вилкова (бухта Якорная), для дальнейшей эксплуатации указанного здания, в целях дальнейшего оформления земельного участка в аренду, приложив пакет необходимых документов.

Письмом от 25.02.2013 N 3140/20у орган местного самоуправления отказал в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с нахождением части площади участка (881 кв.м) в береговой полосе моря.

Считая, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (абзац 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы моря и относится к территориям общего пользования, в связи с чем заявитель не претерпевает негативных последствий от отсутствия договора аренды такого участка.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ управления в утверждении обществу схемы расположения испрашиваемого земельного участка по мотиву нахождения его в береговой полосе противоречит требованиям действующего законодательства.

В силу пунктов 11, 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

Пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В рассматриваемом случае общество испрашивает земельный участок в аренду.

Между тем, запрет либо ограничения на передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает.

В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной двадцать метров), предназначенная для общего пользования; каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, положениями Водного и Земельного кодексов Российской Федерации не исключены из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе, при этом их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы действующим законодательством, в том числе пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно признал незаконным оспариваемый отказ управления, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, и обязал управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок относится к территориям общего пользования и может повлечь нарушение интересов неограниченного круга лиц на использование береговой полосы водного объекта является несостоятельным, поскольку вопросы использования арендатором земельного участка по назначению с учетом требований и ограничений, установленных действующим законодательством относятся к мероприятиям земельного контроля, а не к порядку рассмотрения обращения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Ссылка управления на то, что департамент не является уполномоченным органом на распоряжение данным земельным участком, поскольку собственность на него разграничена в силу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку предметом настоящего спора является вопрос об утверждении схемы земельного участка, что положениями пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочию органа местного самоуправления.

Иных доводов, препятствующих предоставлению земельного участка обществу для целей, не связанных со строительством (для установки и эксплуатации временной постройки для эксплуатации здания лодочного гаража), управлением не приведено.

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и не противоречат им, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по делу N А51-7802/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судьи В.А. Гребенщикова
С.Н. Новикова

Обзор документа

Собственник лодочного гаража просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации данного объекта и оформления земли в аренду. Ему отказали на том основании, что часть участка находится в береговой полосе моря.

Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, признавшей такой отказ незаконным.

В силу Земельного кодекса (ЗК) РФ земельные участки могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральным законом, когда земельные участки изъяты из оборота.

ЗК РФ запрещает приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом (ВК) РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территории общего пользования.

В спорном же случае земельный участок испрашивался в аренду. А ЗК РФ не запрещает и не ограничивает передачу земельных участков в пределах береговой полосы в аренду.

В соответствии с ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (шириной 20 м), предназначенная для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в т. ч. для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Таким образом, ВК РФ и ЗК РФ не исключают из оборота земельные участки, находящиеся в прибрежной береговой полосе. Их использование предполагает лишь соблюдение определенных законодателем ограничений. Других ограничений в отношении береговой полосы не установлено.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх