Кафедральный собор святого вита. Почему главный собор праги назван в честь святого вита Собор святого вита время работы

Первым архитектором был Матиас из Арраса, которому к началу строительства было уже 55 лет. В 1352 году Матиас умер, строить собор продолжил Петр Парлерж – талантливый скульптор и архитектор, которому на тот момент было всего 23 года.

В отличии от Матиаса, который был классическим архитектором-геометром, Петр Парлерж был художником-скульптором. Неповторяющиеся узоры на окнах, необычные колонны, купола часовен и другие красивейшие элементы Собора Святого Вита – это его идеи и работа.

Парлерж (на фото ниже, кликните на фото для увеличения) был “на расхват”, новый король Карл IV поручил ему множество проектов: строительство , в Кутна Горе и других храмов. Работа над Храмом Святого Вита шла медленно.

Самой важной часовней в соборе стала часовня Святого Вацлава, построенная над его могилой. Часовню построили и освятили уже к 1367 году. За дверью с семью замками находится сокровищница, где с 1791 года хранятся королевские регалии, до этого момента они находились в замке . Корона, меч, скипетр, держава и крест всё еще там, а на выставке в часовне Святого Креста показаны копии.

Петр Парлерж умер в 1399 году богатым человеком, его тело поместили в им же еще недостроенный Собор Святого Вита. Возведение собора продолжили его сыновья Венцель, Йоханнес и некий “мастер Петрилк”.

Но и они не успели закончить работу. В 1419 году начались Гуситские войны, весь Пражский град попал под контроль гуситов. Убранство собора сильно пострадало в результате их иконоборческой деятельности, а строительство приостановилось более чем на 100 лет.

Король Владислав II Ягеллон пытался продолжить строительство и даже привлек к работе известного архитектора Бенедикта Рейда, но работы прекратились из-за нехватки денег, так и не успев толком начаться. Вдобавок, в 1541 году в Пражском граде случился большой пожар, еще больше повредивший собор.

Правители Чехии эпизодически продолжали строительные работы. В изначально готический собор вносились элементы стилей ренессанса и барокко.

В 1844 году на собрании архитекторов в Праге “лед тронулся”. Архитекторы Йозеф Краннер и Вацлав Пешина выдвинули план завершения Собора Святого Вита. Была сформирована общественная организация “Союз завершения Собора Святого Вита”, целью которой была организация строительных работ и избавление здания от стилистических излишков.

С 1862 года работами руководил Йозеф Краннер. Строители под его руководством ремонтировали части здания и удаляли декор в стиле барокко как ненужный. В 1870 году уже началась достройка здания – рабочие возвели основание нового нефа. В 1873 году Краннер умер, работы возглавил архитектор Йозеф Мокер. Он возвел западный фасад и башни в традиционном готическом стиле. В том же стиле работал и третий архитектор реконструкции – Камиль Хиберт.

В создании интерьера Собора Святого Вита приняли участие знаменитые чешские деятели искусства. Роспись окон кисти Альфонса Мухи (на фото рядом, кликните на фото для увеличения), над декором фасада работал Войтек Сушарда, большое круглое окно расписывал библейскими сюжетами Франтишек Кисела.

Торжественное открытие Собора Святого Вита состоялось в 1929 году, в 1000-летнюю годовщину убийства Святого Вацлава. Строительство длилось 585 лет!

С 23 апреля 1997 года, в честь 1000-летней годовщины со дня смерти Святого Войтеха, собор переименовали в “Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха” указом кардинала Влка.

В декабре 2011 года в стенах собора состоялись похороны Вацлава Гавела.

16 декабря 2011 года для посетителей открылась экспозиция “Сокровищница Собора Святого Вита”, где выставлены королевские регалии Чехии. Всего здесь представлено 139 предметов.

Что смотреть, чем восхищаться, а чем нет

Вход для посетителей находится с западной стороны, напротив ворот между вторым и третьим дворами Пражского града. Но вначале советуем посмотреть внешнюю красоту здания.

Он заслуженно считается одним из красивейших европейских соборов. История его возведения насчитывает свыше шестисот лет, и готика средних веков удивительно гармонично переплетается в его величественном облике с деталями в стиле барокко. Грандиозные шпили и ажурные каменные кружева на фасаде, пронизанные солнечным светом, делают сооружение подлинным украшением столицы. Собор Святого Вита в Праге – мистически прекрасный храм, истинное сердце Чешского государства.

История возведения собора

Кафедральный Собор Святого Вита был заложен в середине XIV века. За четыреста лет до его основания на этом месте была возведена небольшая ротонда, перестроенная затем в трехнефную базилику, где короновали правителей первой династии Пржемысловичей. Указом короля Карла IV и под его покровительством было решено выстроить грандиозный собор в готическом стиле, которому предназначалось стать не только храмом для коронаций и усыпальницей монархов, но и основной государственной сокровищницей.

Замысел оказался настолько масштабен, что работа над собором продолжалась не одним поколением зодчих. Начал ее легендарный архитектор из Франции Матье, после его внезапной кончины строительство возглавил мало кому тогда известный Петр Парлерж, посвятивший этому труду всю свою жизнь. Затем эстафету приняли его сыновья, однако в эпоху гуситских войн XV века работа была приостановлена на несколько десятков лет, по различным причинам прерывалась она и в дальнейшем. Но и будучи недостроенным, собор не пустовал – в нем проводились богослужения.

Несколько раз собор страдал от пожаров, восстаний, обстрелов, а однажды в него ударила молния, расколов один из куполов. В итоге возведение храма растянулось на шесть столетий, и каждый архитектор за эти годы вкладывал в его облик что-то свое. Окончательно завершено строительство было лишь в 1929 году.

Происхождение названия собора

Полностью название храма звучит как Собор св. Вита, св. Вацлава и св. Войтеха. Древняя легенда гласит, что первую ротонду основал князь и христианский проповедник святой Вацлав. Монарх Генрих I преподнес в дар для церкви святого Вацлава части мощей высоко почитаемого среди европейцев мученика Вита, который славился талантом целительства. Под именем святого Войтеха, считающегося духовным наставником и покровителем страны, в Чехии известен епископ Адальберт. Память его увековечили в названии собора в 1997 году, в годовщину тысячелетия со дня смерти легендарного епископа Пражского.

Внешний облик собора

Пронзающие небо величественные шпили храма можно увидеть практически из любого пражского района. Высочайшая его башня достигает почти ста метров, основной неф имеет высоту 34 м. Возвышаются 82-метровые башни-близнецы и с западной стороны. Однако в противовес многим архитектурным шедеврам Средневековья собор Святого Вита не подавляет своей грандиозностью. Кажется, будто он увлекает человека за собой, к небесным просторам, являясь связующим звеном между ним и высшими сферами.

Южный фасад собора

Здесь расположена стометровая колокольная башня и парадный вход для церковных сановников высшего ранга – «Золотые ворота». Именно через эту тройную арку проходили процессии во время проведения коронации. Украшением этого портала является удивительная мозаика более чем из миллиона деталей, изображающая Страшный Суд.

На решетках перед ним изображены представители зодиакальных знаков, занятые различными средневековыми ремеслами. Их появление на воротах христианского собора – своего рода загадка, ведь религия никогда не признавала астрологического учения. Вторая тайна – это выполненное по православным канонам распятие из мозаики. Каким образом оно могло оказаться в истинном оплоте католицизма? Никто не нашел еще ответа на этот вопрос.

Колокольня

Колокольню украшают уникальные часы с двумя циферблатами – для часов и минут. Тут же находится смотровая площадка. Подъем на нее состоит почти из трехсот ступеней винтовой лестницы. С площадки открывается потрясающий вид на Прагу, в том числе на президентскую резиденцию. Здесь можно сделать незабываемые фото. Великолепные колокола собора скрыты резными позолоченными решетками. Самый крупный носит имя «Зигмунд» и весит свыше восемнадцати тонн.

Западный фасад собора

Здесь находятся три портала, через которые можно попасть в собор. Бронзовые ворота украшены фрагментами из истории возведения храма и легенд о святом Вацлаве и епископе Пражском. Потрясающей красоты витраж изображает картину сотворения мира. Водостоки венчают легендарные существа – химеры и горгульи, призванные отпугивать духов зла. Две одинаковые башни в неоготическом стиле поднимаются к самому небу.

Как выглядит собор внутри

Внутреннее убранство Собора Святого Вита отличается изысканностью и величием. Храм украшают поражающие воображение витражи, на которых изображены жития святых и моменты из священной истории. Проходя через витражные окна, солнечный свет преломляется и переливается множеством оттенков, образуя удивительное сияние. Свод собора поддерживают великолепные могучие колонны. Галерея, называемая трифориумом, условно разделяет храм на сферы неба и земли. Бюсты создателей и основателей собора и монархов из правивших Чехией в разные века династий венчают эту галерею. В храме находятся и усыпальницы королей, украшенные скульптурами, изображающими самих правителей и членов королевских семей.

Крипта и ротонда

Из часовни Святого Креста можно попасть в королевскую крипту, где сохранились остатки древней ротонды и базилики, ставших прародительницами собора. Там же расположен склеп, где покоятся прежние легендарные монархи.

Капеллы

В храме имеется свыше двадцати капелл, которые в былые годы являлись собственностью аристократических богатых семей. Здесь находятся величественные надгробия, в том числе и зодчих, благодаря многолетнему труду которых создавался собор. Капеллы словно соперничают друг с другом элегантностью и роскошью отделки. Привлекает взор капелла святого Яна из Непомук с саркофагом из 2 тонн серебра, украшенная платиной и золотом. Изображающие святых и ангелов искусные скульптуры, созданные благодаря талантливому мастеру фон Эрлаху, можно разглядывать бесконечно – настолько тонко переданы их черты и характеры.

Наиболее известные своей красотой капеллы:

  • Владиславская;
  • Девы Марии;
  • святой Анежки Чешской;
  • Яна Непомуцкого;
  • Гильберта;
  • новая архиепископская;
  • св. Сигизмунда и св. Анны.

Капелла святого Вацлава

Самой примечательной является капелла святого Вацлава, чьи стены покрыты чудесной росписью и фресками и инкрустированы самоцветами. Над часовней расположена Коронная палата – сокровищница, хранящая в себе ценные артефакты средневековой истории страны.

Корона святого Вацлава овеяна мифами и легендами, в которых утверждается, что тот, кто рискнет увенчать ею свою голову не по законному праву, вскоре головы и лишится. Согласно одной из легенд во время Второй мировой войны ставленник Гитлера надел на себя эту корону, и не миновало и года, как он был убит в результате покушения.

Орган и библиотека

В храме имеется собственная библиотека, в которой можно найти уникальные средневековые рукописи, в том числе и редчайшее Евангелие, датированное XI веком. Невозможно пройти мимо потрясающего органа в стиле рококо, который смело можно назвать одним из лучших в Европе. В соборе регулярно устраиваются концерты прекрасной органной музыки, завораживающей своим звучанием.

Как добраться до собора

Собор Святого Вита находится в старинном историческом районе столицы Чехии – Градчанах. Костел расположился в Пражском Граде, представляющем собой древнейший замок-крепость. Пражский Град высится на холме над рекой Влтавой. Это самый большой замок и самая обширная президентская резиденция во всем мире. Адрес собора знает любой житель Праги – Pražský hrad - III. Nádvoří Praha 1, Hradčany 119 01.

Если вы отправляетесь к храму самостоятельно, можете воспользоваться метро, а затем трамваями, которые идут до Пражского Града. Храм открыт для посещений во все дни, за исключением воскресенья, с 9 до 17 часов. Сам вход бесплатный, но если желаете побывать на смотровой площадке и во внутренних помещениях и капеллах, нужно будет приобрести билет. Выгодно брать абонемент, который даст возможность осмотреть все примечательные места удивительной крепости.

Побывав в Соборе Святого Вита, вы прикоснетесь к настоящей сокровищнице чешской культуры и духовности и проникнетесь духом древней истории. Этот храм подлинное сердце страны, не увидев которого, вы не познаете Чехии.

Привет, друзья! История европейской архитектуры богата на удивительные факты. Знаете ли вы, что строительство некоторых знаковых европейских зданий длилось не годы, не десятилетия, а целые века?

За 600 лет строительства появлялись, становились модными и устаревали архитектурные направления, проходили войны, менялись территории государств. Собор Святого Вита в Праге (Katedrála svatého Víta) строили 30 поколений жителей.

И вот грандиозный храм, в котором гармонично соединились готика, барокко и ренессанс, занял своё место в крепости .

Особенность собора в том, что он не похож ни на один знаменитый собор Европы, но приглядевшись внимательно, можно уловить мотивы каждого из них.

История возведения кафедрального собора началась в XIV веке, а закончилась лишь в начале ХХ столетия.

Этапы строительства

Первая церковь на том месте, где сейчас находится храм, была построена, чешским князем святым Вацлавом еще в 925 году.

Позже она была разрушена, а ее место занял коронационный костел Пржемысловичей.

Тогдашний король Чехии Карл Люксембургским хотел, чтобы величественное сооружение служило одновременно усыпальницей, сокровищницей и залом для коронаций.

Первым архитектором, к которому попал план столь масштабного и серьёзного дела, стал француз Маттиас. По его задумке стиль французской готики должен был стать ключевым в архитектурном решении здания. Но затянувшееся строительство и ранняя кончина мастера изменили планы.

В окнах башен и розетке собора отражается небо. Западный портал

После смерти Маттиаса дело строительства храма перешло к Петеру Парлержу — молодому, теперь уже, немецкому архитектору.

Сначала он работал в том же направлении, что его предшественник. Но постепенно перешел к реализации собственных задумок. А так как Петер был и прекрасным скульптором, он украсил здание многочисленными бюстами и карнизами.

Гаргулья

Закончить свою работу он также не успел. Это сделали сыновья Петера – Вензель и Ян. Их сменил архитектор Петрилк, автор огромной башни собора и его южного крыла.

Как и положено, стены готического собора украшают вот такие мифические существа — гаргульи. Кроме того, что они — неотъемлемая часть декора, гаргульи служат для отведения воды от стен собора во время дождей. По водоотводным карнизам вода стекает к химере и сливается через пасть. При сильном дожде она извергается и хлещет широкой струёй.

В 1419 году строительство здания было приостановлено по причине войны. Тогда же сильно пострадали скульптуры и картины, украшавшие собор.

В XV веке были попытки закончить строительство, но они ни к чему не привели из-за нехватки средств.

Проект окончания строительства был представлен в 1844 году.

За его воплощение взялся Йозеф Кранер, заслугой которого стало восстановление интерьера храма.

Закончил реконструкцию уже другой специалист — Йосеф Моцкер. Ему удалось добиться самого главного – гармонии сложной композиции, где органически сплеталось множество стилей.

Золотые ворота. Южный портал

Это масштабное строительство было полностью завершено в 1929 году, после шести столетий кропотливых работ множества первоклассных мастеров.

Собор снаружи и внутри

Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.

Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.

На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.

Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.

Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.

Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.

Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.

Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.

На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.

В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.

Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.

Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.

Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов. Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.

В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.

Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.

Смотровая площадка собора

Так сверху выглядит часть собора и площадь

Строения поражают

Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков

Карлов мост

Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.

Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:

  • (сейчас там Военно-исторический музей)
  • , где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
  • А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.

Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита

Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.

В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.

Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь .

Как добраться до собора

Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.

Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града

Собор Святого Вита на карте Праги

Сколько стоит билет

Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.

  • Цена билета
  • Обычный – 350 крон
  • Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.

Часы работы

С ноября по март кафедральный собор открыт

  • с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
  • в воскресенье: с 12.00 до 16.00

С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.

Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.

Официальный сайт собора: www.katedralasvatehovita.cz

Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.

Адрес: Pražský hrad III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1.
Тел: 724-933-441.
Время работы: с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
в зимнее время с 09:00 до 16:00;
воскресенье с 12:00 до 16:00.
Как добраться: на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91. Остановка "Pražský hrad", далее - пешком.
Входная плата отсутствует.

Медленно, неспешно несет свои воды Влтава. Размывает песчаные броды, поднимается пенной волной, цепляясь за камни у отвесной скалы утеса. Отражаясь в зеркальной глади, моют свои ветви-косы ивы Оленьего рва. Встрепенулся петушок на шпиле, хочет напиться, да не отпускает хозяин - самый значимый памятник Чехии, собор Святого Вита . Поднимаясь на 96 м ввысь, он весь - стремление в небеса, желание приблизиться к Отцу Небесному, запечатл енная руками смертных, извечная мечта о бессмертии.

История создания собора Святого Вита

Тысячелетие минуло с того момента, когда Генрих I преподнес Вацлаву в качестве подарка часть правой руки Св. Вита . Реликвия была слишком ценной, чтобы просто держать ее в раке. Князь принял решение построить достойное хранилище для мощей. В 926 - 929 годах поднялась ротонда, превратившаяся в придворный храм . Спустя почти 200 лет ее перестроили в базилику, имевшую 3 нефа, где нашли вечное пристанище нетленные останки Вита, Вацлава, Войтеха.
Когда повысили статус епископства Праги до архиепископства, император Рима Карл IV взялся за переделку постройки. Для воплощения великого замысла пригласили лучшего архитектора, вызвав из Авиньона. Гениальный Маттиас сделал проект, получив одобрение заказчиков, приступил к работе. Не покладая рук, трудился 7 лет, возводя стены, аркады, молельни. Его математический ум требовал четкости расчетов, правильности форм, не позволяя отклонений. К сожалению, человек не властен над нитью судьбы: Мойры прядут ее, обрезая, когда сочтут нужным. Пришло время прервать жизнь первого архитектора. На его место пришел другой, молодой мечтатель, видевший в кладке не голый расчет, а искусство - своеобразную скульптуру. Петр Парлерж, продолжая труд, начатый предшественником, внедрил в проект новые дерзкие идеи. В результате вознесется к поднебесью главная башня с необыкновенными по красоте Золотыми воротами, колоссальный свод, венчающий основное помещение. После его смерти дело продолжали сыновья, но недолго.
Дома, как люди, болеют, стареют, ветшают. Не обошла подобная участь и это сооружение: войны, нехватка финансов, испытание огнем, восстания, грабежи, удар молнии, расколовший купол. Словно снежная лавина, сметающая все на своем пути, неслись трагические события, оставляя святыню долгостроем. Но Чехия так любила свое многострадальное дитя, что постоянно пыталась возродить, помочь, поставить на ноги.

В 1873 - 1929 гг. провели завершающие работы - к 1000-летию основания. Страна позвала талантливейших мастеров декора, художников, реставраторов для внутреннего и внешнего оформления. Неотразимым совершенством творений Альфонса Мухи, Франишка Киселы можем сегодня любоваться, восхищаясь, радуясь, удивляясь.

Архитектура собора

Из отдаленных уголков столицы видны его шпили. Ветер путается между колоколами, силясь хотя бы на чуть-чуть сдвинуть их, но это не удается. Солнечные лучи разбиваются на мириады бликов о драгоценный металл, время изумленно застывает, цепляясь за единственную стрелку часов. Грандиозность постройки притягивает некой таинственной силой, берет в плен, надолго удерживает возле себя. Глаза разбегаются от обилия элементов, имеющих свой тайный смысл.
Южный портал - это центральный парадный вход - "Золотые ворота", представляющий восхитительную тройную арку в готическом стиле. Над ней - мозаика, изображающая страшный суд: ангелы поддерживают Иисуса, совершающего правосудие. Покровители чешских земель просят о прощении и милости. Молитвенно сложив руки, обратив к Царю Небесному взор, стоят Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцеслав, Адальберт, Прокопиус. Ниже - фигурки Карла IV с женой. По правую руку от Христа - спасенные души, а по левую - грешники, осужденные на геенну огненную. Художники использовали позолоченное стекло для фона мозаики, тысячи разноцветных кусочков, до 40 оттенков. Это изящная, тонкая работа, требующая терпения и выдержки. Завершает тему витраж вверху.
Башня-колокольня украшена позолоченной решеткой, за которой висят колокола. Самый тяжелый - "Зикмунд". Понадобилось 16 пар коней, чтобы доставить его, но не могли придумать, как поднять на колокольню эту махину. К королю подошла его старшая дочь с необычной просьбой: разрешить поднять чудо-звон. Все поразились дерзости, но отец позволил. Принцесса соорудила странный механизм, соткала шелковый канат. В назначенный день, на виду у тысячной толпы, девушка сделала невозможное - колокол занял свое место, где расположен и ныне. Ученые мужи, придворные пытались разузнать тайну двигателя, юная дева лишь улыбалась, уничтожив свое детище. Чуть повыше - стилизованная буква "Р", напоминающая потомкам, как много отдал сил и финансов Рудольф II, а еще выше - часы, имеющие одну стрелку и 2 циферблата. Один ведет часовой отсчет времени, другой - минутный и четвертной.
Поднявшись на смотровую площадку, увидите столицу, как на ладони, но для этого нужно преодолеть 287 ступенек без остановок! Зато почувствуете себя совсем рядом с облаками, хотя высота всего 56 м. (башня - 96м.).
На барельефах порталов с западной стороны - сцены из жизни строителей, архитекторов. О сотворении мира напомнит великолепная розетка. Водостоки сделаны в виде мистических существ, отпугивающих демонов. Причудливых горгулий, злобно разинувших пасти, можно хорошо рассмотреть, стоя под ними. Невольно охватывает трепет, колени подгибаются, появляется желание присесть в полупоклоне, отдать должное мастерам, сумевшим через тьму веков донести в рукотворном чуде силу человеческой мысли и духа, воспеть торжество веры и таланта.

Внутреннее убранство

С сильно бьющимся сердцем входим под сень собора, оглядываемся по сторонам, вспоминаем создателей. Огромное прямоугольное пространство (128х60 м) святого места окутывает преломленный в цветных стеклах свет, разделяющий мир светский и потусторонний. На 37-ми витражах - различные сцены жизни Кирилла и Мефодия. Тут же и малютка Вацлав со своей бабушкой Св. Людмилой - покровители Чехии. Вьющиеся женские волосы, струящиеся ниспадающие одежды в сочетании с лилиями, тонированными овалами, кругами - великолепный образец в стиле модерн.
Колонны (28) по периметру поддерживают кружевной свод, поднимающийся на 33, 5 м. На балконе (трифориуме) на высоте 14 м замерли скульптурные изображения тех, кто внес свою лепту в эпохальное строительство: короли, члены их семей, епископы, зодчие. Поразительное сходство изваяний с оригиналами кажется нереальным. Разное выражение глаз, улыбок. Угадываются строгость, сосредоточенность, пульсирующая мысль. Воистину нет предела дару божьему - таланту.

Капеллы святыни

Их насчитывается в этих стенах 21. Перечислять убранство всех нет нужды - необходимо смотреть. Но об отдельных, более запомнившихся, хочется рассказать.
В капелле, носящей имя Богородицы, стоит красивейший Тревирский реликварий, выполненный из серебра, - хранитель бренных останков 43 святых. Ювелиры украсили его драгоценностями, на стенах - фрески из жизни Св. Анны, под полом - могилы рода Ностицких.
На алтаре часовни Св. Троицы - жизнь Марии. На золоченых панелях справа от Богородицы - Христос, проповедующий народу, Умиление; с левой стороны - эпизоды Сретенья и Благовещения. Под ними - одно из чудес: превращение в вино воды на свадьбе в Галлии.
Алтарь молельни Яна Непомуцкого украшен серебряными бюстами святых. Это Вит, Войтех, Вацлав, Кирилл. Надгробье весит 2 тонны, представляя шедевр литья из серебра. Платина и золото дополняют роскошь шедевра, созданного на народные деньги. Его автор Фишер Фон Эрлах. Статуя самого мученика, ангелы, поддерживающие гроб, крылатый путти, держащий катуш, на котором виден язык как напоминание о том, что он остался нетленным, хотя ученые сей факт отрицают.

Часовня Вацлава

Мощи святого никогда не переносились - захоронение всегда было именно здесь, над ротондой, ставшей основой сооружения. Облаченный в латы, с копьем и щитом замер он на фоне фрески, инкрустированной полудрагоценными камнями, самоцветами. В позолоченных обрамлениях роспись стен рассказывает о жизни князя. Каменные с позолотой плиты пола подчеркивают общее впечатление - все уникально, направлено на почитание, бесконечную благодарность, память.

Коронная палата

В ней за семью замками находятся символы власти: скипетр, держава, корона, мантия. Только семеро высокопоставленных мужей во главе с президентом, собравшись вместе, могут ее открыть - у каждого свой ключ. Все из чистого золота: корона весит 2, 5 кг, скипетр - более 1 кг, держава - 780 г. В благородный металл вкраплены сапфиры, изумруды, шпинели, жемчуг. Высокохудожественная гравировка сцен коронации, увитая виноградными листьями, усиками, цветами растекается загадочной вязью по предметам. В библиотеке хранится раритетная коллекция рукописей, внешняя стена - образец надгробий эпохи Возрождения.

Хранилище старины

Здесь нашли свою прописку многие сокровища древности: вершина творений ювелира - Тревирская шкатулка-рака, алтарь из дерева с вырезанным распятием, волшебные рожки Роланда, любимца Карла IV. Легенда гласит: монарх отыскал реликвию, положил для сохранности в тайник. Во время сильного пожара Фердинанд, думая, что звучание рога сможет заглушить звук плавящихся колоколов, затрубил в него. Жителей близлежащих домов охватила паника. Думая, что пришел конец света, они выпрыгивали из окон, крепостного вала, ибо земля тряслась, а гул был страшен. С тех пор не объявлялись смельчаки, пожелавшие прикоснуться к магическому артефакту.
Концерт органной музыки - истинное наслаждение для гурманов, инструмент - один из лучших в Европе.
Выйдя их храма, оглянувшись еще раз на изумительный, неповторимый памятник готики, обязательно отметьте на шпиле петуха. Сказания доносят, что изначально на вершине утеса стоял идол Святовита. К жертвеннику главного славянского божества несли хлеб, калачи, приносили в жертву черных петухов. Так и соединилось идолопоклонство и христианство: Святовит - Святой Ви т.

Уходящий шпилями в пражское небо, грандиозный и мистически-прекрасный, загадочный и геометрически совершенный, собор святого Вита словно легендарный магнит алхимиков притягивает миллионы туристов, напоминая о вечном стремлении духа и разума к божественной гармонии.

Этот молчаливый свидетель и сопричастник истории Чешского государства, строившийся почти шесть веков, обладает впечатляющей энергетикой и хранит тайны погребенных здесь чешских королей и архиепископов.

Являясь архитектурным символом и оплотом духовности Чехии, ее национально-исторической и религиозной святыней, он по праву входит в тройку красивейших соборов Европы.

История строительства собора

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь.

От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.

Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.

В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.

После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.

И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

Подготовивший проект и начавший строительство французский архитектор Матиас, приверженец точных геометрических пропорций и математических расчетов, неожиданно скончался на восьмом году строительства, и «эстафету» принял его молодой и более творческий швабский «коллега» Петр Парлерж, внесший в создаваемый строгий готический образ свои художественные инновации.

Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.

В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.

Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все - статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.

В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.

И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.

Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.

Внешний вид храма

Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.

Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.

С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi , или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.

Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.

В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.

На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.

С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.

Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.

А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.

Интерьеры и внутреннее убранство собора

Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.

Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист ), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.

Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.

Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.

Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.

Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.

Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.

Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.

Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.

А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.

За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.

Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.

Где находится собор св. Вита и как до него добраться

Башенные шпили собора в Праге заметны отовсюду. Он находится в самом «сердце» города – в Пражском граде, а точнее – в третьем дворе этого городского комплекса (Hrad III. Nádvoří ).

Трамваи 22 и 23 маршрутов доставят туда от станции метро «Malostranska ». Открыт собор ежедневно, кроме воскресенья, с 9.00 до 17.00 .

Входить в него можно бесплатно, однако для осмотра башен, часовен и внутренних помещений потребуется наличие билета. Очень удобно при этом приобрести билет, позволяющий в комплексе осмотреть достопримечательности Пражского града. Его стоимость зависит от количества предлагаемых к осмотру зданий и составляет 100-350 крон.

Адрес собора Святого Вита на карте Праги:

Посмотрите интерьер собора в этом видеоролике:

Посещение собора св. Вита безусловно станет незабываемым. Олицетворяемая им многовековая история, пронизанная религиозным духом и потрясающей энергетикой, воплощенная в грандиозных произведениях искусства и драгоценных материалах позволит в полной мере ощутить непосредственное приобщение к высочайшим ценностям мировой духовной культуры.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх