Генеральные штаты во франции в средние века. Генеральные штаты

Средневековая Франция укрепила свое положение среди европейских держав за счет активного участия в крестовых походах. Развивалась торговля и ремесла, росли города. Такое бурное развитие городской жизни и отрыв от сельскохозяйственной культуры обострил социальные противоречия и привел к усилению противостояния классов горожан и дворянства. В таких условиях возникала опасность для существования всего феодального уклада жизни.

В XIV век Франция входила под правлением короля Филиппа IV Красивого, внука Людовика IX Святого.

Собираемые со времен Людовика Святого ассамблеи провинциальных сословий и Королевского совета не могли придать легитимности королевской политике в отношении папского престола во время понтификата Бонифация VIII. Конфликт назрел из-за нежелания короля подчиниться папской власти в области назначения епископов. Король Филипп предвидел сопротивление со стороны Рима в его замысле распустить орден Тамплиеров и арестовать все его имущество.

Для придания веса своим решениям, король издал эдикт, согласно которому в 1302 г. собрались Генеральные штаты как совещательный орган, призванный помогать правительству в решении сложных и щекотливых вопросов.

Обычно, генеральные штаты собирались по вопросу квотирования налогов. Генеральные штаты, структурно, состояли из трех свободных сословий, низшим из которых было сословие зажиточных горожан. Оно заседало отдельно от влиятельных сеньоров и их вассалов.

Особенно часто созывались Генеральные Штаты во время Столетней войны (1337-1453 г.г.), после пресечения династии Капетингов. В это время короли династии Валуа особенно нуждались в деньгах.

В двадцатый год Столетней войны разразилось восстание в Париже и Жакерия 1358 г.г. Генеральные штаты добивались деятельного участия в управлении королевством, по аналогии с парламентом Англии. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г. потерпел неудачу. Роль Генеральных Штатов осталась номинальной из-за вражды между делегатами от сословий.

С 1484 по 1560 г.г. не зафиксировано ни одного заседания Генеральных Штатов. Это было вызвано развитием абсолютизма и нецелесообразностью, так как король довольствовался советом нотаблей. Ситуация изменилась с началом религиозных войн, которые требовали легализации новых налогов для войны. Генеральные Штаты собирались 4 раза в 1560, 1576, 1588 и 1593 г.г.

Следующий созыв Генеральных Штатов состоялся в 1614 г. После завершения их работы, снова начался длительный перерыв, который продлился 175 лет. Поводом для созыва новых Генеральных Штатов стала обстановка во Франции накануне Великой Французской Революции. Людовик XV созвал Генеральные Штаты 5 мая 1789 г. Перед завершением работы, третье сословие объявило себя новой структурой – Национальным Собранием 17 июня, а 9 июля произошло провозглашение Учредительного Собрания, которое возглавило революцию во Франции. Это было последнее заседание Генеральных Штатов в том формате, который был принят во времена Филиппа IV Красивого.

В ХХ веке предпринимались попытки возродить институт Генеральных Штатов. Некоторые собрания Четвертой и пятой Республик принимали это название, когда решались важные вопросы политики Франции, когда требовалось широкое участие общественности. Последние собрание под названием Генеральных Штатов заседало в мае 1963 г. Обсуждался вопрос о разоружении вооруженных сил Франции.

1) во Франции орган сословного представительства (духовенство, дворянство, третье сословие) при короле, созданы Филиппом IV Красивым в 1302 г. С XIV в. главной функцией становится утверждение новых налогов и денежных субсидий на государственные нужды; 2) в Нидерландах с 1463 г. высшее сословно-представительное учреждение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

франц. ?tats g?n?raux, голл. Staten-Generaal) - высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов) в феод. Франции и Нидерландах. Возникновение Г. ш. было связано с ростом городов и внутр. рынка, с усложнением социальных противоречий и обострением клас. борьбы, что потребовало укрепления феод. гос-ва - создания т. н. сословной монархии. Для организации взимания дополнит. поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей гор. верхов. Так постепенно оформились Г. ш. - совещат. орган, созываемый при чрезвычайных обстоятельствах для укрепления королевского (герцогского) авторитета и для решения финанс. вопросов. Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин "Г. ш." появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос. аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 - нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля - Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания). В последующем назв. Г. ш. принимают нек-рые представит. собрания, собирающиеся по актуальным вопросам современности и выражающие широкое обществ. мнение (Г. ш. франц. возрождения, июнь 1945, ассамблея Г. ш. за разоружение, май 1963). Источн.: Mayer Ch. J., Des ?tats g?n?raux et autres assembl?es nationales, P., 1788-89. Лит.: Picot G., Histoire des ?tats g?n?raux, 2 ?d., t. 1-5, P., 1888; Verlaque R.. Les ?tats g?n?raux et le droit d´imposer, Th?se, 1943; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, в его кн.: Избр. соч., М., 1937; Альзон К., Французские генеральные штаты 1614-1615 гг. и их значение, в сб.: Средние века, 1961, в. 19. А. А. Лозинский. Львов. В Нидерландах Г. ш. первый раз были созваны герцогом бургундским Филиппом Добрым в 1463 в Брюгге. Депутаты на Г. ш. избирались провинциальными штатами. В Нидерландах, где не было достигнуто такой степени централизации, как во Франции. Г. ш. продолжали выражать интересы отд. провинций; особенно велико было влияние Брабанта. Г. ш. Нидерландов на всем протяжении их существования прочно сохраняли за собой право вотировать налоги. Их влияние особенно возросло после гибели Карла Смелого (1477); очень широкие полномочия представила Г. ш. "Великая привилегия" (1477). Г. ш. продолжали играть крупную роль и при Габсбургах. В 16 в. они стали центром бурж.-дворянской оппозиции исп. абсолютизму. В ходе нидерл. бурж. революции 16 в. Г. ш. всей страны были созваны в 1576; однако господств. положение в них заняли консервативные дворянские элементы и оранжисты, вследствие чего Г. ш. проводили политику поисков соглашения с Испанией и подавления демократич. движения (заключение "Гентского умиротворения" 1576, "Вечный эдикт" и др.). С отделением сев. провинций и образованием респ. Соединенных провинций Г. ш. стали высшим постоянно действующим законодательным органом республики; местопребыванием Г. ш. стала Гаага. Каждая провинция имела в Г. ш. один голос ("генералитетские земли" представительства в Г. ш. не имели). В 1795, после завоевания республики французами, Г. ш. были ликвидированы. С 1814 Г. ш. называется парламент Королевства Нидерландов. Источн.: Resolution der Staten-Generaal van 1576 tot 1609, door N. Japikse, dl 1-10, s´Gravenhage, 1916-30; Actes des ?tats g?n?raux des anciens Pays-B?s, pt. 1, par J. Cuvelier, Brux., 1948; Gachard L. P., Actes des ?tats-g?n?raux des anciens Pays-B?s, Brux., 1866. Лит.: Gachard L. P., Des anciennes assembl?es nationales de la Belgique, Brux., 1838; Roullet Ed., Histoire politique nationale, t. 2, Louvain, 1892; Rirenne H., Histoire de Belgique, v. 2-5, Brux., 1948-49. A. H. Чистозвонов. Москва.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной.олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Генеральные штаты во Франции: оценка исторического значения

Введение

XIV-XV вв. в европейской истории ознаменовались началом перехода от феодальной раздробленности к крупным, преимущественно однонациональным государствам. Одновременно происходило становление сословного строя, складывалась система сословного представительства. Историческая прогрессивность возникновения крупных национальных государств была отнюдь не очевидна современникам. Тем не менее их формирование оказало огромное влияние на все сферы общественной жизни, заложило условия последующего прогресса в развитие торговли, производства, науки и техники.

Первые крупные национальные государства, объединенные властью единого монарха, сложились во Франции, Англии и Испании. Пути преодоления феодальной раздробленности в них различались. В то же время в каждой из этих стран проявились и некоторые сходные черты социально-экономического и общественно-политического развития.

В конце13- нач.14 вв.в политической истории Франции был ознаменован оформлением сословной монархии, или феодальной монархии с сословным представительством. Основанием становления сильного государства служил процесс централизации страны и дальнейшего усиления королевской власти. Остановимся на этом подробнее.

Целью данной работы является проследить процесс оформления феодальной монархии наряду с образованием сословно-представительного органа - Генеральных штатов и дать оценку его роли в истории Франции.

При подготовке работы были поставлены следующие задачи:

1. Выделить предпосылки усиления королевской власти и централизации земель во Франции.

2. Рассмотреть конфликт Филиппа 4 Красивого с папством.

3. Охарактеризовать процесс создания первых Генеральных штатов и описать их структуру.

4. Отметить историческое значение созыва Генеральных штатов.

Глава 1. Усиление королевской власти и централизация земель во Франции

Важнейшей предпосылкой усиления центральной власти было расширение доменов - земельных владений, принадлежащих лично королю. Это позволяло ему получать значительные доходы и содержать большую армию, что уменьшало степень зависимости королевского двора от крупнейших феодалов, обеспечивало возможность принуждения их к выполнению вассальных обязательств и повиновению.

Рост королевских владений происходил за счет династических браков, конфискации земель по обвинению их владельцев в ереси или нарушении вассальной присяги.

После борьбы с так называемой альбигойской ересью, по лучившей распространение на юге Франции, Людовик VIII присоединил в 1229 г. к своим владениям графство Тулуза. В 1312 I г. по настоянию короля Франции Филиппа IV был распущен орден тамплиеров, обвиненный в ереси. Его земли и имущество также перешли к короне.

Определенную роль в централизации земель сыграла «черная смерть» - эпидемия чумы, обрушившаяся на Европу в XIII - XIV вв. Численность ее населения сократилась на треть (в отдельных районах - даже наполовину). Многие земли лишились хозяев, опустели и перестали обрабатываться. Это также содействовало их перераспределению в пользу центральной власти. Во Франции королевский домен в начале XIV века составлял уже 3/4 территории страны.

Постепенно сложилась новая система управления расширявшимися королевскими землями. Прекратилась практика их передачи подданным королей «за службу». Был принят принцип неотчуждаемости домена, т. е. королевские владения не могли быть разделены между несколькими наследниками монарха. Началось формирование прослойки администраторов, чиновников, судей, состоящих на службе у короля (далеко не все они были выходцами из среды аристократии), получающих за выполнение своих обязанностей оплату. Впоследствии они составили костяк аппарата государственного управления, не связанного с феодальной знатью и преданного лично монарху.

Значительно усложнились социальные отношения в обществе. С ростом городов, ремесленного производства и торговли возникли купеческие гильдии и цеха, объединяющие ремесленников по профессиональному признаку. С развитием мастерства увеличивалось число цехов. В Париже с XIII по XIV в. их количество возросло со 100 до 350.

Основной целью создания цехов были взаимная поддержка, защита общих интересов, производственных секретов, борьба с конкурентами. Уставы цехов, например, разрешали заниматься соответствующими видами ремесла только их членам. Они определяли размеры оплаты труда подмастерьев, количество выпускаемой продукции, время работы. Порядок торговли также жестко регламентировался гильдиями. Внутри цехов и купеческих гильдий одного города конкуренция исключалась, они действовали согласованно. Верхушка купцов и цеховые мастера стали оказывать решающее влияние на управление городами.

Рост богатства городов, организованности горожан привели к обострению противостояния между ними и феодалами, которые пытались сохранить свою власть и, главное, возможность облагать горожан повышенными налогами. Короли в данной ситуации выступали арбитрами в возникавших конфликтах, увеличивая свое влияние. Однако нередко интересы горожан толкали их на противостояние королевской власти.

В 1302 г. жители города Брюгге (Фландрия) разгромили французский гарнизон. Городское ополчение в битве при Курт-ре нанесло поражение королевской армии. В 1306 г. восстали жители Парижа, возмущенные выпуском монет с пониженным содержанием драгоценных металлов. Королю Филиппу IV пришлось искать защиты у рыцарей ордена тамплиеров, впоследствии им разгромленного.

Налоговый гнет, губительная монетная политика, дающая лишь временные облегчения для казны, в обстановке продовольственных трудностей и военные неудачи во Фландрии серьезно ухудшили положение в стране. Но было бы глубоко неверным полагать, что все сословия в этой ситуации находились в одинаковом положении. Процесс государственной централизации, будучи в целом прогрессивным, сохранял свой феодальный классовый характер. Сопровождаемый неизбежными потерями части привилегий и доходов феодалов, он тем не менее вел к укреплению государства, как орудия их классового господства, осуществлялся главным образом за счет народных масс города и деревни.

Одной из многочисленных причин обострения классовой борьбы крестьян в это время был неуклонный рост государственных налогов, которым сопровождался процесс централизации страны. Ярко выраженный классовый характер носили акции королевской власти по освобождению крепостных крестьян своего домена. Стимуляция в известной мере процесс личного освобождения в общегосударственном масштабе, эти акции тем не менее являлись финансовой операцией, выгодной для короля и дорогостоящей для крепостных крестьян.1

Что касается обстановки в городах, то именно налоговая политика государства отчетливо выявила ту роль подчиненного, какую играли города в их союзе с королевской властью. Союз короля с городами никогда не был бескорыстным; ибо служил задачам усиления центральной власти. Кроме того, города служили для короля и источником финансовой помощи. Ухудшив налоговой политикой состояние финансовой и социальной обстановки в городах, королевская власть использовало эту обстановку для того, чтобы подчинить коммунальное управление своей власти и даже ликвидировать коммунальные вольности.

Волнения и недовольства крестьян и городского населения создавали тревожную обстановку в стране. Не случайно во всех ордонансах настойчиво повторялась мысль о том, что правительство стремится обеспечить мир и спокойствие в государстве, благо для всех подданных.

Недовольство сословий правительственной политикой приобрело общегосударственный масштаб в период борьбы с папством. Противоречия между королевской властью и духовенством Франции неизбежно перерастали рамки отношений чисто внутренних, поскольку церковь страны имело верховную «интернациональную» власть в лице Римского первосвященника. В течение трех веков Капетинги избегали борьбы с папством. Подобное поведение объяснялось слабостью королевской власти, которая в своем стремлении к усилению нуждалось в поддержке церкви, освящавшей ее авторитет.

Резкое усиление королевской власти и вызванное этим обострение противоречий ее сословиями, стали отчетливо прослеживаемые во внутренней жизни страны конца XIII - начала XIV в. красноречиво свидетельствует об исторической закономерности и неизбежности появления Генеральных штатов именно на данной стадии развития французского общества. Степень централизации страны характеризуемая определенной самостоятельностью сословий при феодализме, порождала препятствия королевской власти в ее стремлениях к высшему суверенитету. Беря на себя решения общегосударственных задач, связанных к тому же с нарушением привычных, феодальных норм взаимоотношений, королевская власть могла преодолеть эти барьеры только с согласия сословий, ибо она не располагала еще собственными силами, достаточными для реализации своей политики.

Политическая активность сословий убедительно проявилась в работе местных и провинциальных собраний, появившихся задолго до генеральных штатов, на этапе «провинциальной» централизации. Ассамблеи баронов, рыцарей и консулов в графствах Агкенэ, Керси, сеншенельствах Тулузы, Каркассона и Бонера уже известны с средины XIII в.

К концу XIII в. сформировались штаты Прованса и Фландрии. Нормальное функционирование ассамблей в таких областях как Дофине, Бигор, Бургундия, Бретань, Беарн, Аквитания, Арманьян, как и региональных штатов Лангедона, исследователи относят только к XIV–XV вв.1

Анализ социально-политического развития Франции в конце XIII–начале XIV в. не только обнаруживает закономерность появления общегосударственного органа сословного представительства, но и объясняет инициативу королевской власти в его созыве. Активность сословий в этом плане помешал сепаратизм провинций, нашедший яркое воплощение в провинциальных хартиях 1314-1315 г.

Не менее важной причиной являлось расстановка социальных сил в стране. Социальная рознь двух привилегированных сословий с горожанами, имевшая глубокие корни в особенностях социально-экономического развития французского феодального общества и усугубленная коммунальным движением, делала возможным лишь кратковременным союз между ними. Эту рознь уравновешивал традиционный, взаимовыгодный союз городов с королевской властью, не раз испытанный. В конечном счете именно этот союз восторжествовал в движении 1314-1315 гг., несмотря на чрезвычайно жестокую налоговую политику короля, союз победил именно потому, что отвечал объективным потребностям прогрессивного процесса централизации страны, мог обеспечить развитие городов и сословий горожан.

Все эти важные особенности социально-экономического и политического развития Франции во многом определяли и дальнейшую судьбу Генеральных штатов.1

Концентрация земли, богатства и власти в руках монархов нередко обеспечивалась методами насилия и принуждения. Однако все же они не были преобладающими. Центральная власть нуждалась в поддержке крупных землевладельцев, горожан и духовенства. Это способствовало возникновению органов сословного представительства (кортесов в Испании, парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции), влияющих на политику монархов.

Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.

Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. В это же время утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Канцлер, как и раньше, являлся главой королевской канцелярии, он составлял теперь многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Дальнейшее развитие централизации проявилось в том, что важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Большой совет (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер. По мере укрепления королевской власти его значение уменьшается, король чаще прибегает к созыву узкого, тайного совета, состоящего из лиц, приглашенных по его усмотрению.

Появляются и новые должности в центральном королевском аппарате, подбираемые из легистов и преданных королю незнатных дворян, - клерки, секретари, нотариусы и т.п. Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления.

Прево и бальи, которые ранее были основными органами местной администрации, в XIV в. теряют ряд своих функций, в частности военную. Это связано с падением значения феодального ополчения. Многие судебные дела, которые ранее рассматривали бальи, переходят к назначаемым ими лейтенантам. С конца XV в. короли непосредственно назначают в бальяжи лейтенантов, а бальи превращаются в промежуточное и слабое административное звено.

Стремясь к централизации местного управления, короли вводят новые должности губернаторов. В некоторых случаях губернаторы, получавшие звание королевского лейтенанта, имели чисто военные функции. В других случаях они назначались в бальяж, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частные войны и т.д.

В XIV в. появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Сначала эта должность учреждалась на короткий срок и с узкими полномочиями: освобождение от уплаты некоторых налогов, помилование и т.п. В XV в. число генерал-лейтенантов увеличилось и сроки их деятельности возросли. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией.

Централизация на местах затронула и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Королевская администрация начинает контролировать выборы городской администрации, подбирая угодных кандидатов. Над городами была установлена система административной опеки. Хотя в XV в. коммуны в некоторых городах были восстановлены, они полностью интегрировались в королевскую администрацию. Городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник.

Глава 2. Конфликт Филиппа 4 Красивого с папством

Усиление королевской власти при Филиппе IV Красивом (1285-1314 гг,) привело к конфликту с папством. Король существенно ограничил имуще твенные и судебные права церкви, потребовал уплаты налогов с церковные владений в королевскую казну.

В начале XIV века королевство Франция стало самым богатым и могущественным в средневековом мире, а его правитель Филипп IV пользовался огромным авторитетом: его покровительства искали европейские монархи, его призывали в третейские судьи в самых сложных политических ситуациях. Щупальцами своей дипломатии французский король опутал всю Западную Европу.

Филипп IV получил прозвище Красивый (современники сравнивали его с прекрасной статуей), но также и прозвища Железный и Фальшивомонетчик. Ибо он железной рукой сплотил французские земли в единое государство, создал новую королевскую администрацию, укрепил правосудие. Для этого ему пришлось увеличить налоги, начать продавать должности, уменьшить вес драгоценных металлов в монетах, что привело к их обесцениванию и резкому скачку цен ужесточить государственную дисциплину. Филипп IV жестоко расправлялся с сеньорами, проявлявшими своеволие, и привлекал на свою сторону города. Он опирался на все сословия французского общества, но особенно отличал третье, включавшее горожан, - нарождавшееся бюргерство. При нем" был создан орган сословного представительства- Генеральные штаты,

Железный король одержал победу и в борьбе с папством.

Папа Бонифаций VIII запретил светской власти взимать поборы с духовенства, а духовенству платить их без разрешения Рима. Филипп IV расценил это как вмешательство во внутренние пни Франции. Папа готовил торжественное отлучение монарха от церкви, но на кануне назначенного для анафемы дня в папский дворец на севере Италии ворвались люди французского короля. Они грубо заявили потрясенному Бонифацию VIII, что он арестован и во Франции предстанет перед судом. Легенда утверждает, что дело дошло до рукоприкладства - один из французскских рыцарей нанес папе пощечину. Местные крестьяне, благочестивые набожные, освободили Бонифация VIII. Но униженный римский первосвященник не перенес потрясения, он утратил рассудок и вскоре умер. После этой победы по настоянию Филиппа IV папой был избран француз, и он поселился не в Риме, а на юге Франции, в городе Авиньоне.

Желая закрепить победу, Филипп IV с помощью верных ему знатоков права организовал судебный процесс против Ордена тамплиеров с обвинением его в ереси. Духовно-рыцарский Орден тамплиеров, основанный в XII для поддержки крестоносного движения, находился под особым покровительством пап. В XIII в. он перенес центр своей деятельности в Европу, где 5ладал значительной земельной собственностью, занимался ростовщический операциями. Французский король, желая ликвидировать орден, преследовал политические и экономические цели. Он хотел избавиться от независимого противника внутри страны, к тому же действующего в тесном контакте с римским папой, а также прибрать к рукам землю и казну ордена. По Франции пошли слухи, что от долгого соседства с неверными на Востоке орден заразился ересями, что жадные тамплиеры бесчестным путем скопили неслыханные богатства и что Палестина пала только из-за нерадения погрязших в грехах и роскоши рыцарей-священников.

Всем этим слухам неожиданно "поверил" Филипп IV Красивый, холодный и рассудочный политик. Недаром про короля говорили, что его коварствo и жестокость не знают пределов, но их превосходит его жадность. Очевидно, слухи о сокровищах братьев-монахов послужили главной причиной щ ареста по всей Франции в одну из ночей 1307 г. В заключении оказался и глава Ордена - великий магистр. Отвергший все обвинения, он и около полусотни тамплиеров из его ближайшего окружения погибли на костре.

Через месяц после гибели великого магистра скончался папа, через десять - неожиданно умер во цвете лет Филипп IV. По стране поползли мрачные слухи о том, что перед смертью глава разгромленного ордена успел произнести страшное проклятие, которое свело в могилу папу-француза и что еще более тяжкие бедствия ждут преемников Филиппа IV и все королевство.

Глава 3. Возникновение и деятельность Генеральных штатов во Франции.

Еще при жизни Филипп IV Красивый, стремясь заручиться общественной поддержкой в борьбе с папством, созвал в 1302 г. Генеральные Штаты, когда папа Бонифаций 8 отлучил короля Филиппа от церкви за отказ отменить налогообложение духовенства. Генеральные штаты состояли из трех палат, представлявших духовенство, дворянство и горожан.

Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Ослабляя влияние крупных феодалов, усиливая власть государства, Генеральные штаты в то же время несколько ограничивали и власть короля. Но было бы ошибкой думать, будто органы сословного представительства выражали волю всего народа. Кто же в действительности заправлял этими учреждениями? В какой мере и в чьих интересах ограничивали они власть короля?

Посмотрим, кто же заседал в парламенте и Генеральных штатах, представляя «все общество». Там собирались главным образом церковные и светские феодалы, а небольшие группы горожан состояли из богатых купцов и мастеров, владельцев домов, земель и лавок, членов городского совета, адвокатов и юристов. Городскими депутатами в течение многих лет были одни и те же богачи. Например, в XVI в. в парламенте 14 раз заседал представитель Йорка Уильям Грасс и 12 раз его сын Томас. А бедный городской люд не участвовал даже в выборах. Кроме того, в органах сословного представительства горожане занимали худшее положение, чем привилегированные сословия. Ведь дворяне и духовенство налогов не платили. И когда они соглашались ввести новый налог, их заботило лишь то, чтобы это не нанесло заметного ущерба их собственным доходам.

Горожане были податным сословием, и их депутаты должны были подтверждать свои же тяжкие обязательства! Собранные с крестьян и горожан деньги частично переходили к тем же феодалам в виде огромных пенсий, платы за службу на высших должностях в армии или государственном аппарате.

Из числа тех, с кем советовались короли, было исключено и зависимое крестьянство - наиболее угнетенная часть населения страны. Об отношении к крестьянству красноречиво рассказывает дневник, который вел депутат Генеральных штатов Жан Масслёй. Вот как он описывает одно из заседаний, где речь шла о новом налоге, которого требовал король: «Многие депутаты были за то, чтобы хоть немного уменьшить гигантскую сумму нового налога. Тем более, что проверка счетов показала: королевские чиновники их беззастенчиво подделали. Тогда взял сло: во канцлер Гильом де Рошфор: «Я вижу,- заявил он,- что многим депутатам успех вскружил голову и они легкомысленно забыли, что являются только подданными короля. Ради кого вы стараетесь, стремясь уменьшить налог? Ради народа? Но если сейчас мы облегчим его участь, то очень скоро он пожелает отказаться от подчинения!»

Его поддержал герцог Бурбонский, уже глубокий старик, боявшийся, по словам Жана Масслена, потерять свою пенсию и поэтому забывающий о приличиях: «Я хорошо знаю нравы крестьян!- кричал он.- Если их не перегружать работой, они становятся наглыми. Налоги - вот лучшее ярмо для того, чтобы сдержать их! Крестьяне не должны знать свободы, им нужна только зависимость!»

В этих речах отразились презрение и страх. Но не только это: речи депутатов еще раз демонстрируют феодальную сущность средневековых сословно-представительных учреждений.

Документы 1302-1308 гг. отражают организационную неоформленность органа сословного представительства, непрерывные изменения в политике королевской власти по отношению к представительным собраниям, свидетельствуя о том, что правительство не выбрало еще определенных принципов организации ассамблей.

За короткий промежуток времени, с 1302-1308 г. только по церковным вопросам было созвано несколько собраний, которые не являлись однородными. Так, в апреле 1302 г. король пригласил представителей трех сословий.

В марте 1303 г. собрание было менее многочисленным, причем на нем присутствовали представители только первого и второго сословий. В июле 1303 г. король вновь пытался созвать ассамблею в Париже, затем отказался от этой мысли и прибегнул к иной тактике – посылает комиссаров на провинциальные собрания в ряде провинций. На собраниях в Монпелье, Каркас Соне опять представлены три сословия. Наконец, в 1308 г. (г. Тур) были созваны Генеральные штаты.

Помимо собраний на которых обсуждались вопросы взаимоотношений королевской власти и папы, в указанное время да и несколько позже, происходили совещания, созываемые по причинам другого рода. Оснований назвать их Генеральными штатами нет, поскольку некоторые из них не являлись общесословными собраниями; отсутствуют данные и о наличии выборного представительства. На этих совещаниях скорее напоминающих поздние собрания нотаблей, король все «сепаратные» переговоры с отдельными сословиям, вызывая для этого угодных ему людей, руководствуясь соображениями государственной необходимости.1

В 1308-1309 гг. король ведет переговоры с представителями сословий (в том числе и горожанами) некоторых провинций (Кейси, Сентонж, Нормандии) по вопросу о взимании налога эд в связи с браком ее дочери Изабеллы.

Ассамблеи представителей отдельных сословий по налоговым и монетным делам подготовили генеральную ассамблею 1314 г, на которой Генеральные штаты обрели свое основное назначение вотирование налогов.

Таким образом возникновение общесословного общегосударственного представительного учреждения не означало прекращение практики «расширенных» собраний Королевского совета, характерных для предшествующего периода. Документы ассамблей антипапской компании (1302-1308) свидетельствует также об отсутствии определенной формы созыва и четких условий представительства депутатов.

Как правило все три сословия созывались побальяжем. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты, приоры) и крупные светские феодалы должны были лично присутствовать на ассамблеях. Капитулы церквей и конвенты монастырей, как и общины городов посылали по 2-3 депутата обладавших всей полнотой власти. Правительство не располагало точным списком лиц, аббатов, городов и местерях, вызываемых на ассамблею, а в известной мере полагалось на инициативу местных чиновников.

Организация выборов в духовенство была относительно четкой, очевидно, по причине организованности самого сословия, порожденное церковной иерархией. Анализ грамот, исходящих от капитулов церквей и конвентов монастырей показывает, что в ряде случаев депутаты прямо назначались аббатом или приором монастыря. Часты однако случаи выборов депутатов на общем собрании монастыря, которое созывалось по звуку колокола. Очевидно, и в этом случае при выборах решающим бывало мнение настоятеля монастыря. Согласно форме созыва, на ассамблеях аббаты и приоры монастырей должны были присутствовать лично, аббатисы посылали депутатов. Однако аббаты и приоры, как правило ограничивались тем, что посылали депутата избранного на собрании монастыря в их присутствии.

Выборы и условия представительства депутатов от дворянства оставляют впечатления особой неопределенности. В письмах – вызовах направленных от имени короля, условия представительства дворянства вообще не оговариваются. Можно полагать, что второе сословие было представлено главным образом крупными феодалами, присутствующими на заседании Генеральных штатов по личному вызову. Не исключено, однако, что какая-то часть средних и мелких феодалов, с которыми король имел прямую связь, могла присутствовать на генеральных ассамблеях, но опять - таки по личному праву, а не на условиях выборности.

У горожан также отсутствовали четкие нормы представительства. Правительственные выборы ничего не говорят о том, как должны были проводится выборы в городах. В большой группе грамот выбор депутатов осуществляется должностными лицами города: мэром, эшевенами, консулами. Значительная группа источников отразила реальные выборы депутатов. Среди них прежде всего следует выделить те документы, где речь идет о выборе всей общины: сообщается, что в определенный день по звуку колоколу или призыву глашатая по городскому обычаю, в определенном месте собиралась вся община или большая ее часть которая и «устанавливала» депутатов. Однако процедура избрания при этом остается не ясной. В грамотах иногда подчеркивается, что выборы проходили единодушно или что в выборах принимало участие не только население города но и округи. Однако присутствие «всех» жителей города еще не означало всеобщего участия, во всяком случае равного для каждого из жителей. Более того, в некоторых грамотах прямо говорится об ограничениях избирательного права в пользу какой-то части населения. В документах можно найти разъяснения, что подразумевается под выражением «вся община или большая ее часть», - это лучшая и наиболее здравая часть общины.

Анализ грамот городов свидетельствует, во первых, об отсутствии правительственных норм по определению способов избрания депутатов от горожан и о полной самодеятельности городов в этом вопросе; во вторых, - о наличии в Генеральных штатах исследуемого периода определенной прослойки городских депутатов, уполномоченных на представительство не в результате выборов а только решением городских властей.

Особое место в организационной истории любого представительного учреждения занимает вопрос о характере полномочий депутатов, по сколько именно последний является ярким показателем степени самостоятельности этого учреждения и его влияние на государственные дела.

Грамоты называют депутатов различно: заместитель, поверенный, исполняющий обязанности. Если выдвигалось несколько кандидатур то выдвигалось условие представительства согласно которым каждый из них был полноправен, но обязан действовать за одно с другими представителями. В некоторых доверенностях подчеркивается идея «равноправности» депутатов или их личной ответственности. Действительность мандата подтверждало поручительство отдельного лица или группы делегировавшей представителя, своим имуществом.

Стандартная формула мандата представляет обладателю право действовать так как действовали бы сами избиратели, если бы присутствовали при этом лично. Эта формула, однако, не должна восприниматься как свидетельства предоставления депутату свободы действий, ибо ограничивается что он не должен делать того, на что его не уполномочивали. «Программа» его действий порой в связи с этим могла быть довольно четко определена уже в самом мандате. Иногда указывалось, что следует согласиться с тем, что скажет король – формулировка, наиболее желательная для правительств.1

Вернувшись, депутат должен был дать отчет о своей деятельности уполномочившим его. Примечательно, что в практике последующих ассамблей нередко применялись и санкции по отношению к депутатам, превысившим свои полномочия.

Духовенство, дворянство и города посылали депутатов, чтобы они предстали перед королем и его советом. Таким образом, сословия четко осознавали, что инициатива в созыве представительных ассамблей, которые становились нормой их политической жизни и деятельности, принадлежит королевской власти.

Рассмотренные особенности общефранцузского представительного учреждения дают основания говорить об отсутствии официозной стабильности и влиянии на него в исследуемый период практики ассамблей XIII в. Этими особенностями являлись не периодичность ассамблей и их не определенный характер, так как Генеральные штаты сменялись собранием одного и двух сословий или провинциальными штатами, отсутствии четких норм и слабое развитие принципов выборности.

Еще в начале XIV в. Генеральные штаты были всего лишь одним из звеньев системы сословного представительства во Франции, многозначность и многоступенчатость которой для королевской власти имела не только отрицательные, но и положительные последствия, так как позволяло, в частности, применять и варьировать тактику совета с сословиями.

С момента возникновения Генеральные штаты только сосуществовали с остальными звеньями сословно-представительной системы, но так и не составили с ним соподчиненное или единое целое.

Уже в этот период сложилась такая отличительная черта структуры социально-представительного органа, отразившая специфическую расстановку социальных сил во французском обществе, как делении их на три палаты, соответственно сословиям, каждое из которых решало дела самостоятельно. Орган объединяя в своем составе представителей духовенства, дворянства и верхушку горожан.

Причины организационной аморфности ранних Генеральных штатов, прослеживаемой к тому же и позднее было бы не правильно объяснить только не завершенностью процесса становления этого учреждения. Длительность данного процесса – общий момент в истории английского парламента, испанских кортесов, штатов Нидерландов.

Однако для Франции следует особо подчеркнуть влияние конкретно исторических условий возникновения представительного органа на его судьбу и роль королевской власти при этом. Последняя, из-за расстановки социальных сил и недостаточной консолидации сословий, сумела выступить инициатором их созыва и, поставив учреждения в довольно значительную зависимость от себя, стимулировать его неоформленность.1

Король использовал орган представительства в качестве орудия своей политики, прибегая к его созыву лишь тогда, когда была необходима военная, финансовая или моральная помощь. Он менял формы представительных собраний, руководствуясь соображениями политических выгод: созывал все сословия вместе или отдельно, только представители первого и второго сословий или только представителей городов, обращаясь за помощью к провинциальным штатам, менял условия представительства и т. д.

Организационные особенности изучаемого института стали, в свою очередь, подобно социальным, факторами ослабляющими политическое влияние и значимость Генеральных штатов.

Вызванные к жизни потребностями незавершенного еще процесса централизации, Генеральные штаты с момента своего возникновения в конечном итоге способствовали укреплению королевской власти и государственности, в чем оказалось прогрессивное значение этого учреждения.

Не располагая законодательной властью, Генеральные штаты тем не менее оказывали сильное, хотя и эпизодическое, влияние на законодательную деятельность сословной монархии, на работу судебных и финансовых органов страны. Не смотря на длительные периоды бездействия, и на то, что созыв Генеральных штатов был вызван особой, так называемой кризисной политической ситуацией (а может быть именно поэтому), история Генеральных штатов, подобно провинциальным штатам, свидетельствует о жизнеспособности сословного жительства во Франции.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357-1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

Заключение

Итак, нами была предпринята попытка системного исследования политической и социальной организации французского общества на этапе феодальной монархии с сословным представительством.

Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные политические моменты общественное согласие – деланное или реальное – для короны стало острой необходимостью. Вследствие этого и во Франции возникло учреждение с чертами сословного представительства, характерное для сословной монархии, – Генеральные штаты. Хотя оно изначально не смело столь самостоятельного статуса, как парламент в Англии.

Генеральные штаты исторически выросли из феодальных советов эпохи ленной монархии. Согласно феодальному обычаю, участие в совете вассалов было неотъемлемой обязанностью вассалитета. С середины XII в. в таких советах участвовали и представители привилегированных городов. Ассамблеи созывались королем, как правило, чтобы заручиться поддержкой трех сословий страны: светских и духовных вассалов, горожан – в политике против знати. Иногда сословия собирались по отдельности, иногда – вместе. Нередко собрания различались по географическому принципу: Лангедок (север-центр), Лангедойль (юг). В конце XII – первой половине XIII в. таких собраний было свыше 20. Во второй половине XIII в. эти ассамблеи спонтанно перерастают во Всеобщий совет, который время от времени созывает король.

В XIV – XV вв. созыв Генеральных штатов определялся индивидуальными приглашениями короля к духовным и светским магнатам, городам, привилегированным корпорациям, университетам и т. д. Дворянство приглашалось выбрать представителя от бальяжа. Депутат должен был исполнять строго то, на что его уполномочивали избравшие и данный ими мандат. В 1484 г. порядок созыва изменился: кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избрать депутатов; в XVI в. утвердился и порядок избрания по бальяжам и сенешалствам.

Единой организации работы Штатов долгое время не было. Каждое собрание носило свой характер: то сословия заседали вместе, то – по отдельности. Программа сессии определялась королем, и депутаты лишь могли выразить свое мнение по королевским предложениям. Со временем голосование по бальяжам сменилось голосованием по сословиям в целом.

Компетенция Генеральных штатов была неопределенной. В основном они высказывались по троякого.рода делам: а) вотированию налогов, ежегодных и новых субсидий; б) мирным соглашениям или переговорам, изредка – по политическим решениям внутренних конфликтов; в) предложениям и просьбам от сословий королю. Первое из полномочий практически отпало после 1439 г., когда Штаты утвердили постоянный государственный налог.

В конце XV и в XVI вв. нередки были случаи, когда сословия отказывались утвердить королевские предложения. Следствием этого бывали значительные перерывы в созыве представительства – по 20 или даже 70 лет. Созывать или не созывать сословия – это оставалось полностью на усмотрении короля. Совершенно не влияли Штаты и на законодательство. В силу таких особенностей своего положения Генеральные штаты лишь эпизодически противостояли королю, а в целом действовали с ним заодно и стали даже весомым орудием в политике государственной централизации страны.

В отличие от английского парламента, Генеральные Штаты не превратились в регулярно действующий орган, назначение места и сроков оставалось за королем. Король не был подотчете н Генеральным Штатам. Их основной функцией было решение вопроса о субсидиях. Они обсуждали и политические дела, но без формального права утверждать законы.

Литература.

Большая советская энциклопедия, под. редакцией Б. А. Введенского, т. 40, М. АНСССР, 1956

Всемирная история, т.4. М. АНСССР, 1964

Всемирная история, т.9. Минск, «Литература», 1997

История Европы. От средневековья к Новому времени (конец XV- первая половина XVII в.), М. «Наука», 1993

История средних веков, М. «Наука», 1970

История Франции в 3т., М. «Наука», 1972

Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. Материалы научного наследия, М., 1981

Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции, М., 1976

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв., М. «Высшая школа», 1989

Хрестоматия по истории средних веков, М. 1961

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права, М., 1973

Швонин Ю.Е. Имперская идея и проблема государственности в Западной Европы, М. 1993


До XIV столетия королевская власть во Франции была достаточно ослаблена, и фактически король правил только в своём домене. Первоначально глава государства выбирался среди сильнейших представителей феодалов, лишь в XII веке трон стал передаваться по наследству . Практически король не обладал всей полнотой власти. За ним признавалось право на командование войском, издание законов и вершение суда. Но все это было лишь в теории. На самом деле, страна была разделена на отдельные области, где правил тот или иной феодал.

Вконтакте

Предпосылки

В государстве было множество проблем:

  • централизованная власть находилась в упадке;
  • отсутствовало внутреннее единство;
  • территориальная раздробленность;
  • слабая позиция во внешней политике.

Однако само развитие общества создавало предпосылки для централизации королевской власти. В XII — XIII веках начинается усиленный рост городов. Товарно-денежные отношения также не стояли на месте. Все это требовало усиления королевской власти. С приходом к власти Людовика XI и после проведённых им реформ король постепенно стал истинным сюзереном для своих вассалов .

Основные сословия Франции

Нововведения Людовика XI создали условия для становления во Франции сословно-представительной монархии. Если до этого времени лидирующую позицию среди сословий занимали феодалы, власть которых была ничем не ограничена, то теперь укрепилось положение городского населения и крестьян. Это произошло после запрета королём феодальных войн, во время которых уничтожалось огромное количество мирного населения.

Три основных сословия, сложившихся во Франции к тому времени:

Впоследствии именно эти три категории вошли в состав Генеральных штатов.

Образование Генеральных штатов и их первый созыв

К началу XIV столетия во Франции сложилась довольно непростая ситуация:

  • неудача в войне с Фландрией;
  • конфликт короля Филиппа IV с римским папой;
  • трудности в экономике.

Все это потребовало от главы королевства принятия каких-то действий для её разрешения. И закономерным итогом стало возникновение Генеральных штатов во Франции и их первый созыв в 1302 году - политической совещательной структуры, в состав которой входили представители всех трёх основных сословий и состоявшей, соответственно, из такого же количества палат. Конкретной даты, когда должны были собираться штаты, не существовало. Это происходило по требованию короля в наиболее сложных ситуациях (военные действия, восстания среди населения). Но главная цель их создания - пополнение королевской казны и разрешение на введение очередного налога.

Состав и принцип работы

При решении поставленных вопросов все палаты не собирались для обсуждения вместе, а заседала каждая отдельно . Первоначально представителей первого и второго сословия (высшего духовенства и самых знатных дворян) приглашал лично король.

Далее, сложилась практика выборов тех, кто будет представлять сословие, - по 2–3 депутата от ведущих церквей, аббатств, монастырей, среднего и мелкого дворянства. Третье сословие представляли зажиточные горожане. Крестьяне хоть формально и относились к нему, но никакого участия в заседаниях не принимали. Это была самая зависимая часть населения и от их мнения ничего не зависело - вот почему крестьян не приглашали в Генеральные штаты. Считалось, что их мнение представляли феодалы, которым и принадлежали крестьяне. То есть, это было собрание только привилегированных слоёв населения.

1468 и 1484 годы стали исключением в работе собрания - обсуждение проходило одновременно всеми сословиями.

Избранные депутаты выражали волю своих избирателей, и после возвращения с заседания они должны были дать отчёт перед ними.

Необходимость созыва и длительность заседаний определялась королём. Он обращался к штатам, когда нужна была поддержка сословий по какому-то вопросу. Так, в 1308 году они созывались для борьбы с орденом тамплиеров, в 1359 году - для обсуждения мирного договора с Англией. Но чаще всего королю нужно было разрешение на введение и сбор дополнительного годового налога. И только в 1439 году Карл VII добился разрешение на взимание постоянного королевского налога .

У штатов было право обращаться к королю с жалобами, предъявлять претензии администрации, назначенной высшей властью, вносить предложения. В основном король удовлетворял всем требованиям штатов, чтобы не потерять поддержку сословий. Но если же депутаты выступали против короля и не голосовали за вынесенное им предложение, то они просто длительное время не созывались.

Полное прекращение деятельности

После завершения Столетней войны значение этого органа власти значительно уменьшилось. С 1484 до 1560 года заседаний практически не было. Далее, начались религиозные войны, и Генеральные штаты снова стали востребованы. Созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года - последнее заседание совета накануне Великой Французской революции, на котором третье сословие объявило себя Национальным собранием.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ во Франции ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ во Франции

ГЕНЕРА́ЛЬНЫЕ ШТА́ТЫ (франц. Etats Generaux) во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
Период Столетней войны
Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого (см. ФИЛИПП IV Красивый) с папой Бонифацием VIII (см. БОНИФАЦИЙ VIII) . Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога. В 1308, готовя расправу над тамплиерами (см. ТАМПЛИЕРЫ) , король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.
В годы угасания династии Капетингов (см. КАПЕТИНГИ) значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
При первых Валуа (см. ВАЛУА) и, особенно, в годы Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) 1337-1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром (см. ИОАНН II ХРАБРЫЙ) , Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
После битвы при Пуатье (см. БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ) (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево (см. ПРЕВО (чиновник)) Парижа Этьенном Марселем (см. ЭТЬЕНН МАРСЕЛЬ) и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый (см. КАРЛ V Мудрый) ), заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357-1358 (см. ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1357-58) ). Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии (см. ЖАКЕРИЯ) ). Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей (см. НОТАБЛИ) , оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа (см. КАРЛ VII) в деле укрепления королевской власти. В 1420-1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью (см. ТАЛЬЯ) на содержание постоянной армии короля.
Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.
В годы Гугенотских войн
Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа (см. ЛЮДОВИК XI) собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии (см. АБСОЛЮТИЗМ) , и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа (см. ЛЮДОВИК XII Валуа) собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа (см. ФРАНЦИСК I Валуа) - вообще ни разу, Генрих II Валуа (см. ГЕНРИХ II Валуа) - тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн (см. ГУГЕНОТСКИЕ ВОЙНЫ) . И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа (см. ГЕНРИХ III Валуа) был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу (см. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА во Франции) , которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу (см. ГИЗЫ) . Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон (см. ГЕНРИХ IV Бурбон) . В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.
Господство абсолютизма
Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия - пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты - провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.
В последующей истории Франции название Генеральных штатов принимали некоторые представительские собрания, которые рассматривали актуальные проблемы и выражали широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за всеобщее разоружение в мае 1963).


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • Википедия - (States General or Estates General), обычно собрание представителей трех сословий королевства: духовенства, дворян и простолюдинов (третьего сословия представителей город, корпораций). Они созывались сувереном для полит, консультаций. Г.ш.… … Всемирная история
  • Юридический словарь

    1) во Франции высшее сословно представительское учреждение в 1302 1789, состоявшее из депутатов духовенства, дворянства и 3 го сословия. Созывались королями главным образом для получения от них согласия на сбор налогов. Депутаты 3 го сословия… … Большой Энциклопедический словарь

    1) во Франции высшее сословно представительное учреждение в 1302 1789 гг., состоявшее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия. Созывались королями главным образом для получения от них согласия на сбор налогов. Депутаты третьего… … Исторический словарь

    ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ - 1) во Франции высшее сословно представительное учреждение в 1302 1789 гг., состоявшее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия. Созывались королями главным образом для получения от них согласия на сбор налогов. Депутаты третьего… … Юридическая энциклопедия

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх