Форт Амбер в Джайпуре. Форт Джайгар

Амбер форт
Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями. Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века. Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека.

При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы. Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку, изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешёченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились но достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвящённому Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и- кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индийской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангалдар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.
На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.

С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.

ДВОРЕЦ ВЕТРОВ

Дворец Ветров (Хава-и-Махал) — архитектурная жемчужина Джайпура, столицы индийского штата Раджастхан. Розовый город — так называют Джайпур за необыкновенный цвет зданий в старой, княжеской части. Розовый - цвет местного строительного камня-песчаника, из которого сооружён и Хава-и-Махал. Построил его махараджа Пратап Сингх в 1799 г. для своего гарема и женщин двора, чтобы они могли, не показываясь на публике, любоваться уличными процессиями и праздниками. Пятиэтажный фасад Воздушного дворца, глубиной всего в одну комнату, выходит на одну из главных улиц Джайпура. Трапециевидная форма фасада и оригинальные приёмы отделки создают впечатление лёгкости и устремлённости ввысь.

Во дворце небывалое количество окон и окон- фонариков, покрытых резными каменными решётками, - 953! Окна причудливо изогнуты в верхней части, а фонарики венчаются маленькими куполами. Всё это, а также множество переходов, балконов и лесенок наводит на сравнение дворца Ветров с кружевами.
Хава-и-Махал является составной частью дворцового княжеского комплекса Чандра Махал - здании и сооружений из красного песчаника в центре Джайпура. Дворец Ветров имеет и ещё одну уникальную особенность: даже в самые жаркие дни прохладный ветер продувает все его помещения. Этому способствуют необычное расположение зарешеченных окон (решётки усиливают вентиляцию) и толщина фасадной стены всего в 0,2 м. Говорят, именно это и подсказало название - дворец Ветров знаменитому на весь мир сооружению.
Воздушный дворец настолько своеобразен, что в последние годы распространилось мнение, будто на самом деле сооружение было декоративным, не предназначенным для жилья. Как бы то ни было, дворец Ветров и по сей день продолжает дарить людям возможность насладиться своей уникальной красотой.

Водный дворец (Джаг Нивас), летняя резиденция махараджей Удайпура (штат Раджастхан, Индия), возведён на островке озера Пичола примерное 250 мот берега.
Раджпутские архитекторы умели строить княжеские дворцы посреди озёр и прудов на естественных или насыпных островах, создавая полную иллюзию буквально вырастающего из воды сооружения. Такой приём позволял достигнуть двух целей: во-первых, водное пространство являлось дополнительным препятствием и обеспечивало оборонительные преимущества; во-вторых, вода создавала особый микроклимат в зданиях.

Издалека беломраморный комплекс смотрится как единое целое, но на самом деле это два дворца — Диларам и Бари Махал. Они связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами и беседками. Известный путешественник Дж. Тод, один из первых иностранцев увидевший это архитектурное чудо, писал: «Дворец на озере… построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — всё сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стёкла, расцвеченными всеми цветами радуги… Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи… Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу…».
В настоящее время Джаг Нивас является одним из самых романтических отелей в мире и дарит посетителям уникальную возможность любоваться водной гладью озера прямо из окон.

Сегодня расскажем о форте Амбер . Форт Амбер расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастанского форта, стоит на плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (крепость Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру.

Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

История и архитектура форта Амбер

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джай Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады.

Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Достопримечательности форта Амбер

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джай Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями, предназначенными, скорее, для всадников на конях, чем для пешеходов.

За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. После Ворот Солнца следуют Чандра Пол (Ворота Луны), которые ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к храму Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.


Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника.

Примечательно, что капители колонн сделаны в форме голов слонов, их воздетые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

Путь в личные апартаменты дворца проходит через изумительные по красоте отделки ворота - Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу).

На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир - его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом.

Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джай Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джай Нивасе расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), а также диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками.

При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастане во время правления раджпутов - княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

На самом верху Джай Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джай Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.


У меня, конечно, до сих пор слово «Амбер» ассоциируется с «Хрониками Амбера» Роджера Желязны, но теперь наверное придется немного скорректировать свои представления.

Амбер форт расположен в 11 километрах от Джайпура. Крепость-дворец, классический пример романтического раджастханского форта, стоит на террасированном плато у юго-западного подножия горы. На вершине расположена крепость Джайгарх (форт Победы), охраняющая подступы как к Амберу, так и к находящемуся по другую сторону горы Джайпуру. Амбер со всех сторон окружён холмами, по гребням и вершинам которых бесконечной змейкой вьётся на многие километры крепостная стена с валами и дозорными башнями.

Строительство форта начал в 1592 г. раджа Ман Сингх I - командующий раджпутскими частями в армии императора Акбара. Завершил возведение грандиозного сооружения потомок Ман Сингха - Джаи Сингх I. Форт был назван в честь богини Амба, более известной в индийской мифологии под именем Дурга, и построен по всем канонам раджпутского архитектурного стиля, получившего развитие в штате Раджастхан в Средние века.

Для сооружения использовался только местный материал, что позволило добиться необычного эффекта - природное и созданное человеком практически невозможно различить издалека. При часто случавшихся в те времена военных нападениях это имело особое оборонительное значение. Для раджпутского архитектурного стиля характерны безукоризненные пропорциональные линии, строгие, чёткие внешние формы.

Однако массивные крепостные стены скрывали богатую внутреннюю отделку изысканную обработку и украшения, недоступные случайному взгляду. Внутри форта здания дополнены множеством балконов, забранных каменными решётками, тонкими колоннами, соединёнными арками фестончатого контура, небольшими беседками по углам крыш и навесов, а также зарешеченными арочными окнами, проделанными в стенах для усиления вентиляции. Во дворце своё истинное воплощение нашла мечта о рае, дающем усладу душе и покой сердцу.

Раджпутские форты возводились по достаточно жёсткой схеме. Центральную часть занимало многоярусное жилое здание - прасада, рядом с ней - одно- или двухэтажные павильоны, изолированные или представляющие собой крылья прасады. Территория дворцового комплекса делилась на три части: первая - служебный двор со стойлами, складами, хранилищами оружия, дворцовой площадью и павильоном для официальных аудиенций. Вторая - один или два дворика с личными апартаментами, помещениями для казны и маленькой домашней часовенкой. В третьей части размещалась занана (женские апартаменты) с террасами и садиками для прогулок.

Путь в Амбер начинается на берегах искусственного озера Маота с маленьким островком в центре - Садом Даларамы (названным так в честь архитектора Джайпура). Во дворец ведёт широкая дорога, по которой до сих пор неторопливой поступью движутся слоны, доставляя посетителей к первым входным воротам - Джаи Пол. Есть и лестница с необычно большими ступенями для всадников и их коней, а не для пешеходов. За огромным внутренним двором следуют Сурадж Пол (Ворота Солнца), открывающие Джалеб Чоук, служебный двор с казармами и конюшнями. Чандра Пол (Ворота Луны) ведут к храму, посвященному Нарасингхе (человеку-льву, одному из воплощений бога Вишну), а также к Джагат Широмани (Сокровище Мира) - храму с огромным залом для молитв.

Миновав Сингх Пол (Ворота Льва), посетители выходят к павильону для официальных аудиенций (диван-и-ам). Его сводчатая крыша опирается на 40 колонн, центральные из которых выполнены из белого мрамора, а боковые - из красного песчаника. Примечательно, что верхние части колонн сделаны в форме голов слонов, их поднятые хоботы служат как бы естественной опорой для свода крыши. Диван-и-ам заканчивается обрамлённой декоративной решёткой террасой, с неё открывается грандиозная панорама окружающего ландшафта.

За воротами Ганеша Пол начинается внутренний дворик с уютным маленьким садиком и личными палатами правителей. С правой стороны виднеется изящный Сукх Нивас (Место Радости), чьи резные деревянные двери инкрустированы слоновой костью и сандалом. Помещение охлаждается водой, текущей по устроенному прямо в полу каналу, который заканчивается небольшим водопадом, стекающим в чар багх (традиционный исламский внутренний садик). Пол канала выложен чередующимися полосками из белого и чёрного мрамора. Напоминающий зигзагообразную волну, такой рисунок ещё более усиливает эффект струящейся воды.

Дворец Джаи Нивас выполнен из чистейшего белого мрамора и своими элегантными очертаниями напоминает знаменитые павильоны могольских императоров форта в Агре. В Джаи Нивас расположены Шиш Махал (Зеркальный дворец) и Яш Мандир (Комната Славы), диван-и-кхас, стены которого практически полностью покрыты различными рисунками. При этом нижние панели стен украшают цветочные рельефные узоры. По краям панели обрамлены каймой, выложенной полудрагоценными камнями. Верхние же участки стен либо расписаны (что характерно для индуистской традиции), либо инкрустированы цветной мозаикой, кусочками стекла или полудрагоценных камней (это исламское культурное влияние).

Шиш Махал, а также расположенный выше Яш Мандир производят наиболее сильное впечатление. Их стены и сводчатые потолки покрыты инкрустацией с использованием маленьких зеркал, стекла и позолоченных плиток, причём узор выложен таким образом, что свет даже от одной зажжённой спички создаёт потрясающий эффект звёздного неба.

На самом верху Джаи Нивас находится терраса Нат Махал. На ней с наступлением зимы проводились дарбары - заседания двора. Расположенная недалеко от Джаи Нивас занана - настоящий лабиринт из спален, кладовок, служебных помещений, ванных комнат, кухонь и закрытых террас. Попадая в эту часть дворца, незримо ощущаешь былое присутствие махарани (королев) и кумари (принцесс). Они вели уединённый образ жизни, обнаруживая себя только нежным звоном ножных браслетов, раздававшимся в глубине зананы.

С многочисленных открытых террас и плоских крыш дворца (они тоже использовались для прогулок) открывается захватывающая дух панорама уходящих за горизонт холмов, старинных цитаделей и фортификационных башен. А далеко внизу виднеется спокойная гладь озера Маота, в котором, как в огромном зеркале, отражаются неприступные суровые стены Амбера.

В форт обычно туристы добираются по так называемой «дороге слонов», по которой в свое время в форт доставлялись боеприпасы и провизия. Перед посадкой на слонов нас окружили многочисленные торговцы, предлагающие деревянные сувениры. У них можно по дешевке купить симпатичных деревянных слоников и верблюдов. Торговаться местные жители начинают с 3-х статуэток за 1000 рупий, но при особом упорстве можно снизить цену и до 10 статуэток за 1000 рупий. Эти фигурки сделаны несколько грубо, но как сувениры друзьям и знакомым они вполне подойдут.

Они сразу предупреждают, если купить что-нибудь еще до посадки на слона, то торговцы еще долго будут преследовать вас, путаясь под ногами слона и выкрикивая все более выгодные предложения. У одного из таких приставал мы все-таки купили нескольких слоников и забавные тряпичные куклы махараджи и махараши.

Лучше сувениры покупать уже на обратном пути. Там они будут дешевле и не придется все время таскать их с собой. Перед посадкой можно выбрать слона на любой вкус и цвет… Большого или маленького, грозного или добродушного, украшенного расписными узорами или богато украшенного яркими тканями и необычными украшениями.

Отдельная достопримечательность здесь - лестница со специальными широкими ступенями для удобства конных всадников. Через ворота Джаи Пол посетители форта попадают в огромный внутренний двор, за которым следуют следующие ворота - Сурадж Пол (Ворота Солнца). Они, в свою очередь, ведут в служебный двор Джалеб Чоук, где были расположены воинские казармы и конюшни.

После Ворот Солнца следуют Чандра Пол - Ворота Луны, которые приводят нас к храму Нарасингхе. В индийской религиозной мифологии это человек-лев, одно из воплощений бога Вишну. Тут же расположен и храм Джагат Широмани (Сокровище Мира), с просторным молитвенным залом.

Миновав Ворота Льва, гости форта попадают к павильону (диван-и-ам), в котором проводились официальные аудиенции. Сводчатая крыша павильона опирается на сорок колонн из красного песчаника и белого мрамора. Капители колонн выполнены в форме слоновьих голов, а воздетые вверх хоботы являются опорой для крыши. Павильон соседствует с террасой, окруженной декоративной решеткой. С террасы же открывается потрясающий вид на окружающий ландшафт.

Сквозь ворота Ганеша Пол экскурсанты проходят во внутренний дворик, где стоят жилые палаты властелинов и расположился небольшой уютный садик. Одно из помещений носит говорящее название - Место Радости (Сукх Нива). Деревянные резные входные двери инкрустированы благородным сандалом и слоновой костью. В помещении устроена система водяного охлаждения, с мраморным каналом и небольшим водопадом, который спадает во внутренний садик.

Отдельная достопримечательность форта Амбер - элегантный дворец Джаи Нивас, построенный из белоснежного мрамора. В нем стоят Зеркальный дворец Шиш Махал и Комната славы Яш Мандир. Также устроен диван-и-кхас, отдельное помещение, стены которого полностью покрыты живописными рисунками и узорами.

Нижние панели стен обрамлены по краям особой каймой, отделанной полудрагоценными камнями. Ну, а верхние участки стен расписаны и инкрустированы мозаикой, осколками полудрагоценных камней, позолоченных плиток, стекла, а также зеркал. Вечерами туристы получают удовольствие, зажигая огоньки свечей либо зажигалок и любуясь неожиданным эффектом звездного неба, создаваемым тысячами отражений.

Зеркальная мозаика была одним из приёмов декорирования стен, колонн и потолков во дворцах раджпутов. Раджпутский стиль (от «радж» -«князь», «пут» -«сын») сформировался в Раджастхане во время правления раджпутов — княжеских семей. Окна покрыты резными мраморными решётками (джали), которые усиливают вентиляцию в помещениях, а также создают приятный полумрак и защищают комнаты от прямых лучей солнца.

В помещениях амбер форт царила прохлада и полумрак по контрасту с залитыми лучами солнца открытыми дворами. Возможно, по европейским меркам покои производят несколько угрюмое впечатление. Но только так можно было спастись от безжалостного, палящего большую часть года солнца. Как в старые времена, к Джаи Пол (главным воротам Амбер Форт ) можно подъехать на слоне. Сад Даларамы расположен на маленьком острове озера Маота и назван так в честь первого архитектора города Джайпура. Путь в личные апартаменты дворца амбер форт проходит через изумительные по красоте отделки ворота — Ганеша Пол. Их фасад богато декорирован арками, украшенными джали (резными каменными решётками), и крышей типа бангал-дар (такая крыша имеет низкие купольные завершения с далеко вынесенными вперёд карнизами, что делает её похожей на шляпу). На верхнем этаже ворот находится Сохаг Мандир — его определённым образом спроектированные окна позволяли женщинам двора наблюдать за публичными аудиенциями, оставаясь незамеченными. На том же этаже расположена Бходжан Шала (комната для приёма пищи) с росписями, передающими сценки из индуистской мифологии и изображениями священных городов Индии.

Терраса Нат Махал, расположенная в верхней части Джаи Нивас, в прошлом служила местом, где проводились торжественные заседания двора. А занана - это жилая зона, представляющая собой лабиринт из спален, ванных комнат, кухонь, кладовок и закрытых террас. Здесь, в уединении, проживали королевы и их дочери, юные индийские принцессы.

Изящные балкончики, тонкие колонны и каменные решетки, многочисленные арки и беседки по углам крыш, многочисленные украшения форта Амбер производят впечатление настоящего восточного рая, созданного для тихих наслаждений красотой и покоем.

Изначально крепость, известная сейчас под названием «Форт Амбер», была лишь дворцовым комплексом, придатком военной крепости, известной сейчас как «Форт Джайгарх». Джайгарх и Амбер были (да и по сей день ) соединены защищенными стенами-переходами и подземными тоннелями… Между Амбером и Джайгархом лежит целый квартал древних домов и строений, лишь малая часть из которых обитаема. Остальные представляют собой живописные руины, разбросанные по склонам холма…

Если вы приехали в Джайпур не на один день, то смело можете посвятить пару дней на пешеходное обследование старых стен и башенок соседних скалистых гряд. Виды, которые вам откроются оттуда будут на 100% уникальными, которые не будут доступны ни одному «организованному» туристу. Кстати, о названии форта, да и вообще города — существует как минимум 2 версии происхождения названия, которыми вас будут пичкать гиды: (1) Вам покажут в сторону городка, что где-то там (палец гида делает круг, охватывающий площадь в 2 раза большую, чем несколькотысячно населенный Амбер ) стоял великий храм в котором была статуя (не помню кого, пардон ) из цельного куска янтаря (Amber по-английски янтарь, на всякий случай если кто не знает ); (2) Вам попадется совсем тупой гид, который скажет, что янтарь жёлтый и дворец из желтого песчаника, поэтому типа было названо как янтарь. Верить в эти версии можно только если верите в Деда Мороза…

Водный дворец (Джаг Нивас), летняя резиденция махараджей Удайпура (штат Раджастхан, Индия), возведён на островке озера Пичола примерно в 250 м от берега. Раджпутские архитекторы умели строить княжеские дворцы посреди озёр и прудов на естественных или насыпных островах, создавая полную иллюзию буквально вырастающего из воды сооружения.

Такой приём позволял достигнуть двух целей:

1. Водное пространство являлось дополнительным препятствием и обеспечивало оборонительные преимущества;

2. Вода создавала особый микроклимат в зданиях.

Издалека беломраморный комплекс смотрится как единое целое, но на самом деле это два дворца - Диларам и Бари Махал. Они связаны друг с другом садами и очаровательными внутренними двориками с фонтанами и беседками. Известный путешественник Дж. Тод, один из первых иностранцев увидевший это архитектурное чудо, писал: «Дворец на озере… построен полностью из мрамора: колонны, купальни, водные дорожки и фонтаны — всё сделано из этого материала, во многих местах выложенного мозаикой, и некоторое однообразие приятно рассеивается лучами солнца, проходящими сквозь стёкла, расцвеченными всеми цветами радуги… Стены обильно украшены резными каменными медальонами, на которых изображены главные исторические события семьи… Цветочные клумбы, апельсиновые и лимонные рощи, прерывающие монотонность зданий, обрамлены зарослями тамаринда и вечнозелёных деревьев. Специальные обеденные комнаты с колоннами и обширные купальни для раджпутских правителей устроены на самом берегу…». В настоящее время Джаг Нивас является одним из самых романтических отелей в мире и дарит посетителям уникальную возможность любоваться водной гладью озера прямо из окон.

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Индия, Amer, Jaipur, Rajasthan 302001, India

Показать на карте 300 рупий, фото- и видеосъемка оплачиваются дополнительно В Индии принимают только рупии. пн-вс 09:00-16:30

Общая информация

«Янтарный форт», «Великая индийская стена», как только не называют местные жители огромную цитадель, расположенную в 11 км от Розового города Джайпура. Крепость стоит на самой вершине скалистого холма. Это создает удивительный контраст между четкими линиями и строгими формами грозных стен Амбер форта в раджпутском архитектурном стиле и легкой водной гладью искусственного озера Маота.

С высоты крепостных стен открывается красивый вид на холмы, город, древние руины. В XII-XVIII веках форт был столицей Джайпура. Сейчас это популярная достопримечательность Индии, в которую по широкой каменной дороге на джипах, верхом на слонах или просто пешком ежегодно поднимается около полумиллиона туристов.

Как добраться до Форта Амбер

Авиаперелет из Дели до Джайпура займет около 30 минут или 6 часов на поезде, примерно столько же займет дорога пешком до массивных ворот крепости. К самым стенам Амбера автобус довезет за 5,5 часов, стоимость такого переезда из Дели составит минимум 500 рупий.

Достопримечательности Форта Амбер

Внутреннее убранство цитадели открывает перед гостем сложные узоры в смешенном стиле, характерном всей архитектуре Индии: тут и элементы традиционного монгольского зодчества, и следы индуистского и мусульманского влияния.

Внутри крепости строения обильно украшены тонкими колонами, каменными решетками, балконами, арками и беседками, множеством зеркал и картинами, вырезанными из цельного коралла.

Палата зеркал

Этот архитектурный комплекс, называемый еще Дворцом Шиш Махал (Sheesh Mahal), вне всякого сомнения, вызывает самые сильные эмоции у посетителей. Все помещения Палаты украшены зеркальной мозаикой от пола до потолка. В зале можно увидеть сложные рисунки с цветочными мотивами, с однотонным блеском, а также с вкраплением цветного стекла.

Форт Джайгар

Название цитадели переводится как «крепость победы». Она находится чуть выше форта Амбер, но в пределах его стен. Некогда это был защитный бункер при основном форте. Потому тут не встретишь особенной роскоши в оформлении.

В форте открыт музей, здесь можно увидеть одну из самых крупных колесных пушек в мире - 50-тонную пушку Джайвана.

Залы для аудиенций

Комплекс представлен двумя просторными павильонами: Диван-е-Ам (Diwan-e-Aam) или «Зал для публики» и Диван-е-Хас (Diwan-e-Khas) - «Зал для частной аудиенции». Оба помещения расположены под сводчатыми крышами, каждая опирается на 40 колон.

Общественный зал имеет пристройку в виде открытой террасы с панорамным видом на окрестности. Стены зала для частных аудиенций украшены витиеватой резьбой, а на потолке можно увидеть уникальную зеркальную мозаику в окружении традиционной индийской лепнины.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх