Делает стюарт. Стюард - это не профессия, а призвание

Стюард - это в первую очередь красивый и ухоженный молодой человек. Их часто называют «небесными ангелами», ведь такова специфика профессиональной деятельности. Стюарды - бортпроводники, воздушного средства передвижения. Их главная задача - обеспечить комфорт пассажиров на борту самолета.

Специфика отбора в бортпроводники

Эту профессию в мире считают самой романтической. Но какие трудности существуют у представителей «небесной канцелярии»? Сложно ли оказаться на борту самолета? По каким критериям осуществляется набор? Не секрет, что работа стюардом требует особой ответственности. Поэтому существует несколько этапов отбора кандидатов.

Для начала потенциальные бортпроводники приглашаются на собеседование с начальством. От его успешного результата напрямую зависит возможность перехода на следующий этап. Он заключается в сдаче теста по английскому языку. Затем будущим бортпроводникам предстоит пройти серьезную медицинскую комиссию, в ходе которой устанавливает пригодность к работе в воздухе. Если медики не обнаружат никаких отклонений в физическом состоянии, начинается обучение кандидата.

Обучение стюардов

Школа стюардов в основном функционирует при крупных авиаперевозчиках, чтобы ее ученики сразу же получили ту информацию, которая пригодится им в непосредственной трудовой деятельности. Длительность обучения зависит от разных факторов. Но она не должна быть меньше двух календарных месяцев. Что изучают слушатели таких школ? В первую очередь преподаватели объясняют своим воспитанникам, что стюард - это не только красивая форма, но и тяжелый труд.

В ходе учебных занятий изучают основы оказания медицинской помощи пассажирам во время полета. Кроме того, рассматриваются теоретические и практические ситуации, связанные с действием персонала во время захвата воздушного лайнера террористами. Не остаются без внимания и вопросы, касающиеся таких аварийных ситуаций, как пожар на борту самолета, незапланированная посадка на сушу либо в воду из-за проблем с двигателями либо сложных погодных условий. Такие занятия направлены на то, чтобы слушатели понимали: стюард - это человек, которому придется отвечать за жизни и здоровье пассажиров.

Особое значение в процессе обучения бортпроводников их преподаватели отводят практическим занятиям. Слушатели школы бортпроводников учатся эвакуироваться по аварийному трапу, держа руки на груди, чтобы не получить ожог от соприкосновения с поручнями. Понимая, что стюард - это человек, который постоянно самосовершенствуется, программа построена по принципу В случае успешной сдачи всех экзаменов можно рассчитывать на трудоустройство в авиакомпании. Сначала идут стажерские полеты. При успешном прохождении испытательного срока стюарда допускают к настоящей работе.

Особенности профессии

«Небесные ангелы» должны в совершенстве овладеть всеми правилами поведения на борту самолета, действовать четко и слаженно. Для этого старший бортпроводник перед каждым новым полетом обязательно проводит для своих подчиненных мини-экзамен, в ходе которого команда отвечает на вопросы. В случае неправильного ответа, старший бортпроводник имеет право отстранить стюарда от полета.

Заключение

Романтика и приключения, безусловно, характерны для такой профессии, как стюард. Но это лишь то, что видят обычные пассажиры. Попадая на борт самолета, они замечают красивых молодых юношей и девушек, готовых прийти на помощь. На самом деле представителям данной профессии приходится сталкиваться с существенными физическими и психологическими нагрузками во время многочисленных полетов. Постоянные посадки и взлеты негативно отражаются на физическом здоровье. Особенно от этого страдают представительницы прекрасного пола. Поэтому стюардов достаточно рано «списывают» на землю.

На вопрос, когда появилась новая женская профессия "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин‑медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан‑Франциско ‑ Чикаго первой из них ‑ 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls ‑ "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую помощь или, мило улыбаясь, подавать кофе, но выполнять ряд других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были убрать в салоне и пилотской кабине, проверить ‑ надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, убирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда самолет прибывал в конечный пункт, должны были помочь наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст ‑ не старше 25 лет, вес ‑ не более 52 кг, рост ‑ не выше 160 сантиметров.

Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек ‑ от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиковхорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно‑летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника‑стажера и направляется в учебно‑тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия ‑ платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка ‑ они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания "Аэрофлот", например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

На курсах юношей и девушек учат создавать доброжелательную атмосферу в салоне самолета, предугадывать вопросы и желания пассажиров, демонстрировать неподдельный интерес к душевному состоянию своих подопечных. По многим пунктам обучение стажера зависит от типа воздушных судов авиакомпании, где в перспективе он собирается работать. Нужно знать конструкцию самолета, чтобы в случае каких‑то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию. Преподаватели доводят до автоматизма умение будущих бортпроводников пользоваться аварийно‑спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

В "школе стюардесс" молодых девушек учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес‑класса. Их обучают на настоящих атрибутах (тележки, посуда, напитки, еда, салфетки) и на тренажерах, макетах и муляжах. Помогают в работе знания по практической психологии. Уже при встрече и размещении пассажиров бортпроводники должны отметить настрой пассажиров, чтобы к каждому найти специальный подход (кто‑то спокоен и доволен, кто‑то раздражен, возбужден).

Помимо технических знаний и умений будущие хозяйки судна проходят воздушно‑правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно‑тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже "хорошо" стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3‑го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Известно, что труд авиационных специалистов предъявляет повышенные требования к здоровью, это относится и к состоянию здоровья стюардесс, тем более что по некоторым параметрам неблагоприятные факторы полета оказывают на них несколько большее влияние, чем на других членов летных экипажей. Неблагоприятными являются такие условия труда: физическое напряжение в полете; работа стоя и на ходу; перепады температуры; нарушение режима труда, отдыха и питания; постоянная смена климатических зон и часовых поясов; утомляемость. Помимо перечисленных факторов профессиональные обязанности и социальные условия вызывают нервно‑эмоциональное напряжение в связи с высокой требовательностью к исполнению служебных обязанностей, строгой дисциплиной, обслуживанием привередливых и грубых пассажиров. Карьера женщин заканчивается где‑то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы ‑ лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке. Два раза в год на основе заполненных пассажирами анкет, непосредственно в процессе оказания услуг на борту авиакомпаний‑участников проводятся исследования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA Survey of Flights in Europe, SoFiE). Анкетирование проводится на основных европейских языках: русский, английский, французский, немецкий. Исследование охватывает европейский регион, полеты короткой и средней продолжительности. Пассажирами оценивается обслуживание на борту воздушного судна как бизнес‑класса, так и экономического, процесс посадки на борт и время отправления, комфортабельность салона, питание и напитки. В 2006 году экспертами ведущей международной консалтинговой компанией мира SkyTrax, специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии и контролирующей уровень сервиса на бортах во всем мире, авиакомпания "Аэрофлот" была признана лучшей авиакомпанией мира в категории "Улучшение бортового сервиса" (Onboard Service Improvement Excellence). По итогам маркетингового исследования "Обзор континентальных рейсов: Европа (SoFiE)", проводившегося в первой половине 2008 года, компания "Аэрофлот - российские авиалинии" вошла в пятерку европейских авиакомпаний по рейтингу потребительской удовлетворенности качеством сервиса на европейских маршрутах.

Стюард, стюардесса (бортпроводник, бортпроводница, англ. flight attendant) — специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров: приборка жилых помещений, сервировка стола, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии — помощь пассажирам, и т. п.).

На особо крупных пассажирских судах в обязанности стюарда может входить также обслуживание капитана и старших офицеров.

С усложнением самолетов, появлением регулярных международных рейсов начинают предъявляться все более высокие требования к данным специалистам (общее представление об устройстве самолета, иностранные языки и др.). На сегодняшний день эта профессия не только очень сложна, но и опасна.

Функциональные обязанности

Предполетная подготовка;

Осмотр воздушного судна на предмет отсутствия посторонних предметов, в случае обнаружения извещение об этом супервизора;

Контроль санитарного состояния самолета;

Проверка комплектности бортового оборудования и его исправности;

Проверка комплектности аварийно-спасательных средств и их исправности;

Проверка работы внутренней связи;

Прием и размещение бортового имущества (салфетки, подушки, одеяла и т.д.);

Прием и размещение буфетно-кухонного инвентаря;

Встреча и размещение пассажиров;

Контроль за пассажирами при посадке;

Обслуживание пассажиров на земле до взлета самолета (раздача газет, журналов, напитков - в зависимости от класса);

Обслуживание пассажиров в полете;
- информационная работа (сообщение о температуре воздуха за бортом, о высоте полета, о пересекаемой местности и т.д.);

Работа с маршрутной картой (показ маршрута на экранах компьютеров в салонах);

Раздача напитков, еды;

Обслуживание больных пассажиров (предоставление питья, помощь в принятии лекарств, психологическая поддержка и т.д.);

Обслуживание детей (предоставление еды, питья, игрушек, помощь в самообслуживании и т.д.);

Организация работы в ночном полете (выключение освещения);

Контроль за температурой воздуха, давлением, влажностью в салоне;

Торговля;

Оказание индивидуальных услуг;

Оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;

Психологическая поддержка пассажиров;

Поддержка чистоты в салоне;

Проведение развлекательных программ (показ фильмов);

Контроль за курящими и спящими пассажирами;

Контроль за поведением пассажиров во время полета (запрещение стоять в салоне и т.д.);

Контроль за самочувствием пассажиров во время и после посадки;

Контроль за высадкой пассажиров после полной остановки самолета;

Осмотр салона на предмет отсутствия посторонних предметов после ухода пассажиров.

Личные качества

Коммуникабельность;

Аккуратность;

Внимательность;

Аккуратность;

Способность принимать самостоятельные решения в критических ситуациях;

Ответственность;

Терпимость;

Эмоциональная устойчивость.

Образование

После собеседования в авиакомпании и успешного прохождения медкомиссии необходимо пройти подготовительные курсы. Чаще всего они длятся около трёх месяцев и включают в себя теоретическую и практическую части. По прохождении курсов будущей стюардессе необходимо сдать экзамены. Для получения международного свидетельства предусматривается обучение за границей, в период которого учащимся выплачивают стипендию. После сдачи «выпускного» экзамена необходимо получить 30 часов учебного налёта. Успешно пройдя этот этап, вы получаете сертификат бортпроводника третьего класса, последующее повышение зависит от налёта часов.

Профессиональные заболевания

Здоровье стюардессы подвергается в полёте воздействию вибрации и излучения; шум, смена часовых поясов и перепады давления — вот факторы, приводящие к ранней профнепригодности. Работа также связана с постоянным самоконтролем — некорректное поведение в отношении пассажиров недопустимо. Сложности с лихвой компенсируются открывающимися возможностями, ведь самая романтичная профессия XX века остаётся таковой и в веке XXI.

Зарплата высокая.

Сколько зарабатывают бортпроводники? Какие обязанности у людей с профессией бортпроводник. Узнайте из статьи, где выучиться на бортпроводника и какой график работы у бортпроводников.


Одна из самых романтичных и интересных профессий – работа стюардом на воздушном судне. Помимо возможности бесплатно путешествовать, иметь скидки на авиабилеты и проживание в гостиницах, приятным бонусом является солидная зарплата бортпроводника. К примеру, даже минимальные суммы вознаграждения за труд в этой профессии начинаются с порога в 30 тыс. рублей.

В чем заключается профессия бортпроводника. Должностные обязанности

Основной обязанностью бортпроводника является обеспечение комфортных и безопасных условий для пассажиров авиалайнера. Несмотря на то, что стюард является младшим членом экипажа воздушного судна, на его плечи ложится колоссальный объем ответственности. Он является лицом борта, лицом авиакомпании. Именно стюардесса встречает пассажиров перед рейсом, находится с ними в тесном контакте на протяжении всего полета, играет роль врача, психолога, конфликтолога, официанта, бармена, спасателя и просто хорошего собеседника.
Какие функции выполняет бортпроводник:
  • Оказывает информационную поддержку пассажиров в вопросах правил поведения на судне, безопасности, плана действий при аварийной ситуации
  • Выполняет уборку салона, поддерживает чистоту, сохраняет порядок во вверенной ему зоне
  • Предоставляет питание и напитки для пассажиров
  • Организовывает комплекс развлекательных услуг: пресса, просмотр телевизора, радио и т.д
  • Выдает по необходимости предметы для комфортного перелета: пледы, подушки, санитарно-гигиенические наборы
  • Встречает пассажиров на борту, провожает до места, помогает разместить ручную кладь
  • По окончании полета провожает пассажиров, проверяет салон на предмет оставленных вещей. Сдает таковые в отдел находок
  • Принимает бортовое питание, предметы для обслуживания воздушных путешественников: салфетки, туалетная бумага, полотенца и др
  • Оказывает первую медицинскую помощь, психологическую поддержку
  • Предупреждает и улаживает конфликтные ситуации среди пассажиров на борту
Важно! Бортпроводник – ответственная профессия. Именно эти члены экипажа отвечают за жизнь людей в салоне в случае чрезвычайной ситуации. Перед полетом стюард обязан проверить состояние аварийно-спасательного оборудования, научить пассажиров им пользоваться, проконтролировать правильное применение в случае ЧП. Он должен следить, нет ли в салоне подозрительных предметов, бесхозных сумок, людей со странным поведением и сообщить командиру судна при первом же подозрении.

Образование бортпроводника. Где выучиться и какие экзамены необходимо сдать



Чтобы выучиться на бортпроводника чаще всего не обязательно иметь высшее образование, достаточно средне-специального. Авиакомпании и аэровокзалы организовывают курсы по обучению этой профессии. Они могут быть платными и бесплатными, с трудоустройством и обязательным контрактом на определенный период времени. В конце будущие бортпроводники сдают экзамены и начинают набирать инструкторские часы в небе. По правилам нужно отлетать с инструктором 30 часов, чтобы получить допуск к работе.
Интересно! К желающим летать на международных рейсах предъявляются более строгие требования при отборе. Роль сыграет и высшее медицинское или психологическое образование, и знание нескольких иностранных языков, и стаж работы в авиакомпании.
Какие требования предъявляются к желающим обучиться этой профессии?
  • Знание иностранных языков, английский обязательно
  • Навыки работы в сфере обслуживания, способность быстро реагировать в конфликтных ситуациях, находить контакт с разными пассажирами
  • Абсолютное здоровье
  • Презентабельный внешний вид, не допускаются татуировки и шрамы. Рост и вес должны быть в пределах допустимых параметров
  • Наличие военного билета для лиц мужского пола
  • Хорошая физическая форма, умение плавать
Образование бортпроводника можно получить всего за три месяца.
Столько длятся специальные курсы, которые включают следующие блоки:
  • Аварийно-спасательные мероприятия
  • Внешний вид бортпроводника
  • Авиационный английский язык
  • Основы первой медицинской помощи
  • Водная подготовка
  • Основы сервиса
  • Основы психологии и конфликтологии
В процессе обучения студенты выполняют практические задания, изучают теоретическую базу. На практике проходят занятия по медицинской помощи, симуляция аварийных происшествий, основы визажа, обслуживания пассажиров. В теоретической части студенты изучают, как устроен самолет, психологию, языки.

Сколько можно заработать в должности бортпроводника



Заработная плата бортпроводника зависит от его стажа, количества часов в небе, авиакомпании. Минимальный порог стартует с 30 тысяч рублей в месяц. Сколько зарабатывают бортпроводники с большим стажем из ведущих авиакомпаний на международных рейсах? Иногда сумма ежемесячного вознаграждения достигает 100 тысяч рублей. Средняя зарплата, таким образом, составляет 65 тысяч, что относит профессию к высокооплачиваемым, особенно если учесть, что стюард является младшим членом экипажа.
Приятным бонусом считается обязательная медицинская страховка в хороших клиниках, скидочные карты в международных гостиничных сетях, регулярные премии, отличный социальный пакет, в который иногда входит даже оплата детского сада для детей.

Рабочий график бортпроводника

Вся жизнь стюардессы подчинена плану полетов, который может меняться по разным причинам – от погодных условий до переноса рейса. Поэтому четкого графика у бортпроводника нет.
Работа сменная, выходные выпадают между рейсами, в любой день недели, не обязательно в субботу или воскресенье. Нормой считается практика, когда стюарда вызывают на рейс в выходной день, поэтому люди этой профессии всегда на связи с начальством. Зато отпуск у бортпроводника составляет 72 дня, они отдыхают дважды в год по целому месяцу.

Подводные камни. Есть ли ограничения по здоровью и возрасту для бортпроводников

Рассмотрим минусы работы стюардом на воздушном транспорте:
  • Ненормированный график труда
  • Маленькая возможность вырасти по карьерной лестнице
  • Регулярное изменение климатических условий ведет к проблемам со здоровьем
Претендент на заветную вакансию должен обладать отменным здоровьем. Не должен состоять на учете у специалистов, иметь стабильную нервную систему, уравновешенный характер.
Возраст бортпроводников не имеет ограничений. Профессия относится к работам с вредными и опасными условиями труда, поэтому на пенсию стюард выходит в 45 лет (женщины) и в 50 лет (мужчины). Если внешний вид и здоровье бортпроводника позволяют, он вполне может работать на судне до самой пенсии.

Нужные языки для бортпроводника: видео

Предлагаем вашему вниманию видео, посвященное теме лингвистического образования стюардессы. Какие иностранные языки важны для бортпроводников и достаточно ли одного английского.

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или актрисой. Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы. Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Если верить глянцевым журналам, то каждая девочка хочет стать моделью, певицей или . Однако практика показывает, что это не совсем так. Многих девушек манит совсем не блеск софитов, модные показы и мировые подиумы, а романтика неба, частные путешествия и стильная красивая форма стюардессы . Не последнюю роль при этом играет не только престиж данной профессии, но и достаточно высокие зарплаты бортпроводниц.

Но так ли прекрасна профессия стюардессы, как это кажется с первого взгляда? Действительно ли работа бортпроводницы – это сплошной праздник и феерия незабываемых впечатлений? На самом деле профессиональная деятельность "небесных ангелов" (именно так иногда называют стюардесс) имеет целый ряд особенностей, из-за которых эту профессию можно назвать не только интересной, но и невероятно тяжелой. А вот что это за особенности вы узнаете в рамках данной статьи.

Кто такая стюардесса?


бортпроводница ) – специалист рядового состава воздушных судов и член кабинного экипажа, обслуживающий пассажиров и отвечающий за их безопасность. Поскольку стюардессы (и стюарды) являются своего рода "лицом" авиакомпании в ним предъявляются повышенные требования с точки зрения внешних и физических данных: для девушек – 42-48 размер одежды, рост 160-175 см; для юношей – 46-54 размер одежды, рост 170-185; привлекательная внешность, приятный голос, возраст до 30 лет.

Название профессии произошло от английского steward (управляющий), из чего можно сделать вывод, что стюардессы выступают в качестве управляющего салоном самолета. В какой-то мере так и есть, поскольку на время полета именно бортпроводницы являются "хозяйками" салона, принимающих гостей – пассажиров. Официальной датой появления профессии стюардессы считается 1930 год, когда авиакомпания "Боинг" впервые наняла девушек-бортпроводниц (до этого ). Отметим, что первые стюардессы не только обслуживали пассажиров, но и взвешивали багаж и пассажиров, убирали в салоне после окончания полета, помогали заправлять самолет и закатывать его на стоянку.

Современным бортпроводницам, к счастью, ничего подобного делать не нужно. Перечень их обязанностей ограничивается исключительно обслуживанием экипажа самолета и пассажиров. Стюардессы встречают и размещают пассажиров на борту, разъясняют правила поведения на воздушном судне и осуществляют контроль за их выполнением, рассказывают о том, как нужно себя вести в случае непредвиденных ситуациях и при необходимости оказывают первую медицинскую помощь, разносят обеды и прохладительные напитки, проверяют комплектность аварийно-спасательных средств, контролируют санитарное состояние самолета.

Какими личностными качествами должна обладать стюардесса?

Как можно догадаться, работа стюардессы напрямую связана с общением с самыми разными людьми, поэтому "небесные ангелы", прежде всего, должны быть вежливыми, коммуникабельными и уравновешенными. Кроме того, перечень личностных качеств, которыми должна обладать стюардесса, включает в себя:


Также стюардесса должна владеть как минимум одним иностранным языком, знать основы социальной психологии, иметь навыки обращения с аварийно-спасательным оборудованием и сервисного обслуживания экипажа и пассажиров.

Преимущества профессии стюардессы

Не сложно догадаться, что основное преимущество профессии стюардессы заключается в особой атмосфере романтики, которая окружает не только место работы бортпроводницы, но и всю ее профессиональную деятельность. Яркие эмоции, незабываемые впечатления, новые встречи и жизнь среди облаков – все это является неотъемлемой частью работы стюардессы.

Немаловажен также и тот факт, что "небесные ангелы" имеют возможность не только (и, заметьте, получать за это вполне высокую заработную плату), но и покупать себе и своим родственникам модные и качественные вещи по европейским ценам. Согласитесь, что для молодых девушек это преимущество данной профессии может стать решающим.

Стоит сказать и о том, что профессиональные обязанности стюардесс накладывают определенный отпечаток на отношение бортпроводниц к себе. Представительницы этой профессии настолько привыкают всегда поддерживать безупречный внешний вид и сохранять невозмутимость даже в самых сложных ситуациях, что и в повседневной жизни непроизвольно придерживаются этих привычек. А это очень сильно помогает им как в личной жизни, так и в построении карьеры в будущем, когда профессия бортпроводницы станет для них недоступной.

Недостатки профессии стюардессы


Несмотря на то, что с первого взгляда работа стюардессы кажется пределом мечтаний, состоящим из одних преимуществ, имеются в ней и недостатки. И основным недостатком профессии стюардессы можно назвать жесткие возрастные ограничения. Очень редко "небесным ангелом" становится женщина старше 30 лет. Мало того, даже опытные стюардессы, обладающие превосходным послужным списком, после 30 лет вынуждены выходить на "пенсию", поскольку руководство практически всех авиакомпаний уверено, что только молодые девушки могут оказывать нужное воздействие на пассажиров.

Теперь поговорим о путешествиях по всему миру. Да, стюардессы имеют возможность посещать самые разные уголки нашей планеты. Но посещать, это не означает осматривать достопримечательности и знакомиться с культурой других народов. Как правило, рейсы авиакомпании в одну и другую сторону выполняются с интервалом в 2-3 часа, поэтому стюардессы элементарно не успевают не то что осмотреть достопримечательности, но и просто прогуляться по окрестностям отеля, в котором они отдыхают между вылетами.

Нельзя не сказать и о достаточно непростых условиях труда:

  • во-первых, в каждом полете могут встретиться неприятные пассажиры, которые хамят, скандалят и относятся к стюардессам, как к обслуживающему персоналу. Но как бы неприятен не был пассажир, бортпроводницы должны всегда улыбаться, и спокойно реагировать на агрессию;
  • во-вторых, отправляясь в очередной рейс, члены экипажа самолета, в том числе и стюардессы, переживают не только за безопасность пассажиров, но и за собственную жизнь. Ведь самолет относится к транспорту повышенной опасности, технические неполадки которого могут привести к необратимым последствиям;
  • в-третьих, частые смены часовых поясов, перепады давления, шум, вибрации и излучения оказывают негативное влияние на здоровье бортпроводниц, из-за чего возникают такие проблемы, как варикозное расширение вен, гинекологические заболевания, невроз, синдром хронической усталости, бессонница и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Где можно получить профессию стюардессы?

Чтобы получить профессию стюардессы совсем необязательно поступать в профильное высшее учебное заведение. Достаточно пройти собеседование в авиакомпании, медицинскую комиссию и подготовительные курсы, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую части. Однако нужно понимать, что работа стюардессы требует огромных знаний: начиная от оказания медицинской помощи, до психологических основ ведения переговоров с террористами. Поэтому претендентке на должность стюардессы нужно, как минимум, иметь способность к самообразованию. А еще лучше, если бортпроводница будет совмещать свою работу с заочным обучением в одном из лучших авиационных ВУЗов России , к которым можно отнести.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх