Большой строгинский затон как доехать. Как доехать до зоны отдыха «Строгинская пойма

Строгинскому затону я посвящу два поста. Здесь покажу фотографии с сегодняшней прогулки по его западной части... А прогулка по восточной состоится как-нибудь попозже.
Сам затон, если я правильно понимаю, является искусственным объектом. Причём, появившимся на карте Москвы довольно быстро.
Давайте посмотрим снимки и карты окрестностей затона, начиная с 1964 года.

Затона пока нет. Вы сами прекрасно видите, что Москва-река имеет равномерную тёмную окраску, а то, что на месте будущего затона - белое. Тоже равномерное. Болото, наверное. Зато есть Чистый залив. Стало быть, он старше затона.
А к западу-северо-западу от этого места видно село Строгино. Что же касается Строгинского шоссе и одноимённого моста... Сами видите.

Ничего за три года не изменилось. Затона нету. Чистый залив, конечно, есть, только он в полосу не попал.

Схематический план 1968 года. Ни-че-го. Чистый залив, наверное, генерализация съела.

Спутниковый снимок 1971 года. Всего три года прошло, а затон уже есть! В современных очертаниях! Сами видите, имеет ту же окраску, что река. Правда, чуть светлее, ну да ладно.
Село Строгино никуда не делось, и отсутствие Строгинского шоссе и моста тоже никуда не делось.

Ещё один снимок. 1979 год. Окрестности Строгина застраиваются, затон есть, есть зайчатки Строгинского шоссе, а моста пока нет.

Наконец, вот схема Москвы 1989 года. Всё уже есть. И затон, и городская застройка, и шоссе, и мост. И село Строгино пока на месте. Но потом оно исчезнет, правда. Вы это сами видите на OSM-карте слева.

И вот, сегодня я погулял по западному побережью затона. Вот так:

Народ загорает, велосипедисты катаются, дети визжат, хохочут и играют в прятки... А я хожу и снимаю.

На трибунах написано «Строгино», но стадион называется «Янтарь». А ещё видны жилые комплексы, расположенные в окрестностях метро «Сокол» и «Октябрьское Поле». «Триумф-палас», например.

Храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. Как видим, реставрируется.

Хотите прогуляться до Живописного моста?

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Там же, в Троице-Лыкове.

Это, конечно, лопух. Но репьи при нём-м, при нём-м.

«Алые паруса». За ними - жилой комплекс «Два капитана». Ориентир: рядом метро «Щукинская». Через дорогу.

Башни-двойняшки. Чем-то похожи, но не близнецы. Это жилой комплекс «Олимпия», расположенный по другую сторону шоссе от затона.

На берегу затона - остатки леса.

Жилой комплекс «Янтарный город».

Кафка Сэлинджер на пляже. Девушку не сфотографировал, ибо не люблю фотографировать людей, а книжку - пожалуйста. «Чувак всё время ноет, какой он отстойный», - так метко передали содержание книжки персонажи «South Park». И они правы. По-своему.

Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, что те три башни на заднем плане находятся на берегу Сходненского деривационного канала, недалеко от Химкинского водохранилища.
Ну да, точно. Приглядитесь к снимку: там ещё видно торговый комплекс, который у станции «Тушино» расположен. Всё там, рядышком.

Как называется это растение?..

Строгинскому затону я посвящу два поста. Здесь покажу фотографии с сегодняшней прогулки по его западной части... А прогулка по восточной состоится как-нибудь попозже.
Сам затон, если я правильно понимаю, является искусственным объектом. Причём, появившимся на карте Москвы довольно быстро.
Давайте посмотрим снимки и карты окрестностей затона, начиная с 1964 года.

Затона пока нет. Вы сами прекрасно видите, что Москва-река имеет равномерную тёмную окраску, а то, что на месте будущего затона - белое. Тоже равномерное. Болото, наверное. Зато есть Чистый залив. Стало быть, он старше затона.
А к западу-северо-западу от этого места видно село Строгино. Что же касается Строгинского шоссе и одноимённого моста... Сами видите.

Ничего за три года не изменилось. Затона нету. Чистый залив, конечно, есть, только он в полосу не попал.

Схематический план 1968 года. Ни-че-го. Чистый залив, наверное, генерализация съела.

Спутниковый снимок 1971 года. Всего три года прошло, а затон уже есть! В современных очертаниях! Сами видите, имеет ту же окраску, что река. Правда, чуть светлее, ну да ладно.
Село Строгино никуда не делось, и отсутствие Строгинского шоссе и моста тоже никуда не делось.

Ещё один снимок. 1979 год. Окрестности Строгина застраиваются, затон есть, есть зайчатки Строгинского шоссе, а моста пока нет.

Наконец, вот схема Москвы 1989 года. Всё уже есть. И затон, и городская застройка, и шоссе, и мост. И село Строгино пока на месте. Но потом оно исчезнет, правда. Вы это сами видите на OSM-карте слева.

И вот, сегодня я погулял по западному побережью затона. Вот так:

Народ загорает, велосипедисты катаются, дети визжат, хохочут и играют в прятки... А я хожу и снимаю.

На трибунах написано «Строгино», но стадион называется «Янтарь». А ещё видны жилые комплексы, расположенные в окрестностях метро «Сокол» и «Октябрьское Поле». «Триумф-палас», например.

Храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове. Как видим, реставрируется.

Хотите прогуляться до Живописного моста?

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Там же, в Троице-Лыкове.

Это, конечно, лопух. Но репьи при нём-м, при нём-м.

«Алые паруса». За ними - жилой комплекс «Два капитана». Ориентир: рядом метро «Щукинская». Через дорогу.

Башни-двойняшки. Чем-то похожи, но не близнецы. Это жилой комплекс «Олимпия», расположенный по другую сторону шоссе от затона.

На берегу затона - остатки леса.

Жилой комплекс «Янтарный город».

Кафка Сэлинджер на пляже. Девушку не сфотографировал, ибо не люблю фотографировать людей, а книжку - пожалуйста. «Чувак всё время ноет, какой он отстойный», - так метко передали содержание книжки персонажи «South Park». И они правы. По-своему.

Я, конечно, могу ошибаться, но мне кажется, что те три башни на заднем плане находятся на берегу Сходненского деривационного канала, недалеко от Химкинского водохранилища.
Ну да, точно. Приглядитесь к снимку: там ещё видно торговый комплекс, который у станции «Тушино» расположен. Всё там, рядышком.

Как называется это растение?..

Основные карьеры строительства определялись размерами извлекаемой гравийной массы и процентным содержанием полезного ископаемого, объемами вскрыши (грунта закрывающего нерудные материалы), а также расположением вблизи основных объектов строительства. Для соблюдения намеченного графика потребления нерудных материалов необходимо было по возможности полнее механизировать карьерное хозяйство и вести работы круглый год. Несмотря на идентичность большинства месторождений, разработанных типовых проектов для карьеров не было.
 Не стали исключением из общих правил и Строгинские карьеры. Расположенные на правом берегу реки, в аллювиальной долине, они находились в непосредственной близости от строительства 7 и 8 шлюзов. С учётом того, что эти шлюзы двухкамерные, а высота перепада составляет 36 метров, то объемы бетонирования были весьма велики и требовали большого количества высокачественного гравия и песка.

Южный участок. Химкинский и Сходненские узлы с нумерацией строительных объектов (каналов, шлюзов, строений и сооружений).

Для строительства канала разрабатывалось 30-35 основных месторождений. Основным видом добычи стал гравий, как материал требующийся в первую очередь. Баланс песка на строительстве был мало напряженным, так как помимо специально разведанных песков для бетона и для устройства фильтров, при добыче основного вида нерудных материалов - гравия, из содержащей его гравийной массы добывалось попутно песков для бетона не менее 24% от общего объема гравийной массы.
 Строгинские карьеры имели один из наиболее высоких показателей разведанной массы: 774 тыс. м. куб. Толща вскрыши здесь была очень мала. Фактически необходимо было снять верхний плодородный слой, после которого начинались залежи разнозернистого песка и гравия средних фракций, наиболее подходящих для приготовления товарных бетонов. При этом выход гравия из добываемого слоя составлял 30%, что является высоким показателем.

Основные характеристики нерудных месторождений, разрабатывавшихся Строительством канала Москва-Волга :

Стоимость горных разработок была на строительстве канала Москва-Волга в общем весьма высокой. По отдельным карьерам средняя стоимость колебалась довольно значительно.
 Столь высокая (по тем временам) стоимость экскавации грунтов и слабая эффективность экскаваторного парка на карьерах строительства канала объясняются тем, что типы применяемых экскаваторов не вполне соответствовали условиям работ, качество кадров горнотехнического персонала на карьерах было невысокое, имела место неправильная организация работ.
 По Строгинскому карьеру стоимость ручных работ по вскрыше были самой высокой по всем карьерам, при добыче стоимость ручного труда заметно снизилась, за счет механизации. Стоимость экскаваторных работ, наоборот, при вскрыше была сравнима со средними показателями в целом по карьерам, а при добыче увеличилась, что говорит о значительных тратах на амортизацию техники.

Средняя стоимость горных работ (в руб.)


 Наиболее трудоёмкий процесс - вскрыша, являлся наиболее отстающим по механизации работ. Даже в 1935 году немеханизированные работы по вскрыше достигали почти 100%. Но постепенно, с ростом технической оснащенности карьеров, возрастала и механизация этого участка работ.
 Работа по вскрытию месторождения начиналась рядом подготовительных мероприятий:
а) Расчисткой поверхности, валка леса, рубка кустарника и корчёвка пней. При этом лес использовался для строительных нужд, а кустарник на топливо.
б) Организацией водоотводных работ, которые тоже осуществлялись вручную.
в) Подготовка пионерных траншей. Производилось спрямление и упорядоченение вскрышных и эксплуатационных забоев, выравнивались эксплуатационные площадки карьеров.

Схема горных работ карьера по замкнутой системе движения грунтов в выработанном пространстве.


 Откатка грунтов вскрыши производилось на большинстве карьеров в отвал, а гравийной массы и гальки на обогатительную или дробильную установку.
 Ручная разработка вскрыши осуществлялась отвозкой тачками или коппелевскими вагонетками на расстояния 200-450 м.
Работа производилась переодически: сначала вскрыша в одном направлении простирания залежи, затем в обратном - выемка продуктивной толщи. Следующая полоса вскрыши производилась также "на вымет", но уже в выработанное пространство после выемки гравийной массы.

Совмещённая карта 41 года с границами Строгинской поймы 2004 года:

На немецкой аэрофотосъемке 1942 года карьеры видны практически в том состоянии, в котором они были в заключительный период строительства. С момента строительства канала прошло чуть более шести лет. Видны два крупных карьера, площадью 4,5 и 6,7 га. Причём южный карьер частично засыпан отвалом вскрыши. Вокруг есть ещё четыре карьера средних размеров и большое количество маленьких. Общая площадь всех раскопанных карьеров составляет около 14,5 - 15 га. Эта оценка весьма приблизительна, но она близка к истинной.
 Из наложения современного контура поймы видно, что северный карьер стал основой Малого Строгинского залива. Еще два небольших карьера стали оврагами, которые до сих пор видны по правую руку, когда едешь по Строгинскому шоссе в сторону Щукина. Остальные карьеры ушли под воду Большого Строгинского залива.

Совмещённая карта 52 года с границами Строгинской поймы 2004 года:

А на этой карте 1952 года можно оценить объёмы разработанного грунта. Дневная поверхность располагается на отметке 127-128 м над уровнем моря. Отметка уровня воды в реке составляла 125,9 м. Глубина воды в озерках на месте карьеров указана 2-2,5 м. Кстати интересно, что именно на эту величину поднялся уровень реки после того, как её перекрыли Карамышевской плотиной. Карьеры разрабатывались до уровня грунтовой воды. Т.е. поверхность зеркала грунтовых вод в этих местах всегда коррелировала с уровнем реки. Получается, что среднем глубина карьеров составляла 4-4,5 м, а объем изъятого за всё время грунта составляет 580-650 тыс. куб. м. Из них 75-100 тыс. куб. м составляла вскрыша.
 Из 450-550 тыс. куб. м. добытого полезного ископаемого гравий составлял 1/3 массы (~ 150-180 тыс. куб. м.). Разведанные запасы гравия составляли 770 тыс. куб. м. Так, что если бы для строительства канала существовала необходимость в дальнейшем развитии карьерного хозяйства, то размер Строгинского карьера мог стать в пять раз больше и составить до 75 га, что по площади было бы близко к современному значению.

***
«Википедия» насчет затона молчит, как партизан. Нет даже ссылок со страницы «Строгино». Где искать исторические сведения об этом интересном водоеме, который находится во внутримкадной Москве и имеет более километра в поперечнике?
А что, если прибегнуть к картографическим источникам?
Пять минут кликанья мышкой на сайте retromap.ru - и кое-что удалось выяснить. В частности, то, что в конце пятидесятых годов прошлого века (тогда еще и МКАД не было!) на месте затона было болото. И еще, если я правильно понимаю схему Москвы от 1957 года, были там и какие-то ручейки.
В общем, ясно одно. Водоем молодой, ему исполнилось чуть больше «полтинника». И появился он не сразу - об этом говорит изучение местности на картах разных лет. Где-то мы видим два залива на Москве-реке (очевидно, возникших на месте тех ручейков). А где-то - единый объект, но еще не такой большой. И только в конце семидесятых затон приобретает современный вид.
Где-то промелькнула информация о песчаных карьерах. Но на картах четко указано, что местность там была заболоченной. Или на болотах с луговой растительностью тоже добывают песок?..
И откуда взялась вода, заполнившая будущее ложе затона? Та же карта конца пятидесятых доверительно сообщила мне, что в то время уже были и канал имени Москвы, и Хорошевское спрямление... А затона еще не было.
В любом случае, история затона поддается прослеживанию. И это хорошо.

***
- Поезд следует до станции «Строгино». Осторожно, двери закрываются...
Станция «Строгино»... Может, туда доехать? Таким образом, я попаду на западный берег затона. Да, так и сделаю.
От метро до затона идти совсем недалеко: сначала по Строгинскому бульвару, потом - по зеленой парковой зоне, лавируя между спортивными сооружениями стадиона «Янтарь».
И вот он, затон. На противоположном берегу - какие-то жилые комплексы, промзоны да вышка Октябрьского радиоцентра. Я стою на берегу, вдоль которого идет тропинка. Между моим и противоположным берегами - полтора километра воды. Говорю же - уникальное место. Другого такого в Москве нет. Или почти нет...
И вот иду я вдоль берега. Иногда заходя вглубь берега, иногда выходя к кромке воды. Берег меняется: где-то - песчаные пляжи, где-то берег высокий. И именно на высоких берегах стоят таблички «Купаться запрещено!».

***
Места обитаемые. То тут, то там - палатки. Видел даже целый палаточный лагерь со штанами, которые сушились на веревке. Где-то - «группа выходного дня», решившая провести на берегу выходной день. Несколько взрослых, выводок детей, бутылки, шашлыки - всё как полагается.
- Слушай! Сфотографируй меня, а! - останавливает меня один из отдыхающих. - Смотри-ка, какой яркий кадр: рыжий мужик на фоне золотой листвы!
Вяло отбрехиваюсь и иду дальше. Согласен я, мужик, согласен: неплохой кадр мог бы получиться. Только вот не портретист я ни разу, не хочется тебя обижать.

***
Встречались и мусорные кучи. Особенно, если забраться в труднодоступные места.
А вот - мангал. Пустой мангал, готовый к эксплуатации. Подходи, разводи огонь, клади шампура. Вокруг - ни души.

***
Иду вдоль берега, любуясь объектами на противоположных берегах. Вот «Алые паруса», вот вышеупомянутая радиовышка. Вон храмы Троицы Живоначальной и Успения Пресвятой Богородицы. А вот мужик, который почему-то пристально и выжидающе смотрит на меня. Оказывается, я шел прямехонько на удочку, которую он установил на берегу. Шаг, второй - и я споткнусь об удочку и запутаюсь в леске. Меняю курс и ухожу вглубь леса.

***
Минут десять-пятнадцать стою на карачках, пытаясь сфотографировать красный листочек, лежащий на земле среди желтых и бурых. Сделав более-менее пристойный снимок, замечаю еще и цветочек. Вокруг осень, слякоть, холодно, мокро, а он знай себе цветет. Ишь ты...

***
...М-м-м-ма-а-а-ать моя грабли взяла... Я стою в болоте. Ну или не в болоте - просто вода дождевая натекла в низинку. Но хрен редьки не слаще: кругом вода, а я в городских туфлях. Захотите повторить мой путь - обувайтесь в берцы, ага?
Так, ладно. Шаг за шагом, потихоньку-полегоньку. Чем дальше от воды, тем выше. Чем выше, тем суше. Потихоньку, стараясь не угодить в воду, отступаю от берега. Через пять минут выползаю на асфальтовую дорожку, по которой ходят пенсионерки с собачками и молодежь с колясками.
Уфффф... Прогулка удалась.
А насколько она удалась - предоставляю судить вам. По рассказу и фоткам, которые я вот-вот начну вам показывать.

***
Па-а-а-аказываю фотографии!!!

Вот. Если интересно,

Персонализируйте свой бейдж

Выберите тему

Оранжевый фон Белый фон

Скопируйте расположенный ниже код и вставьте его на свой сайт

(function(d, s, id) { var js, fjs = d.getElementsByTagName(s); js = d.createElement(s); js.id = id; js.src = "https://widgets.moovit.com/bs/ru"; fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs); }(document, "script", "moovit-jsw"));

Скопировать в буфер обмена

Не знаете, как доехать до Строгинская пойма в Москве, Россия? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Строгинская пойма от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Строгинская пойма с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Строгинская пойма? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения: Улица Исаковского 33; Исаковского Д.33; Строгино; Метро Строгино (Ул. Таллинская); Маршала Катукова.

Вы можете доехать до Строгинская пойма на автобусе, метро, трамвае или маршрутке. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости: (Трамвай) Трамвай - 15, Трамвай - 30; (Метро) Метро - 3; (Автобус) Автобус - 277К, Автобус - 626, Автобус - 736.

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Строгинская пойма с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Строгинская пойма проще простого, именно поэтому более 360 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Москвы! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit - ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх