Библейские сюжеты фресок сикстинской капеллы. Сикстинская капелла в Ватикане: описание, история, архитектурные особенности

Август 9, 2019

Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок.

Возможно Вас заинтересует:


Сикстинская капелла названа так в честь папы Сикста IV делла Ровере (1471-1484). Он решил построить новое здание на месте, где раньше находилась часовня папы Николая V постройки 1368 года, и известная как капелла Магна. В то время старая часовня использовалась для общественных собраний членов папского двора и уже с трудом вмещала в своих стенах более 200 человек – кардиналов, представителей религиозных орденов и важных семей, большого числа мирян и служащих.

Папа Сикст IV


Кроме того, из-за напряженных отношений между Папой и семейством Медичи – в те времена правителями Флоренции – новое здание задумывалось еще как небольшая крепость в качестве оборонительной структуры.

Здание Сикстинской капеллы


Проект, разработанный архитектором Baccio Pontelli, предусматривал использование фундамента предыдущего здания и трети высоты существующих средневековых стен. По мнению некоторых исследователей, размеры зала Сикстинской капеллы (40,23 метра в длину, 13,4 метра в ширину и 20,7 м в высоту) были скопированы с большого храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 г.н.э.

Храм Соломона в Иерусалиме. Реконструкция


Строительство капеллы, начатое в 1475 году, провозглашенного Сикстом IV Юбилейным, было практически завершено к весне 1481 года. Потолок часовни оформил итальянский художник Пирматтео Лауро ди Амелио (1445 – 1503), украсив его золотыми звездами на синем фоне.

Потолок часовни художника Пирматтео Лауро ди Амелио. Гравюра XIX в.


Для росписи стен помещения Папа вызывал из Флоренции самых знаменитых художников – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Синьорелли, а также мастеров из Умбрии – Пьетро Перуджино и Пинтуриккио. Живописцы украсили боковые стены Сикстинской капеллы фресками, сюжеты которых были взяты из библейской истории и освещали некоторые эпизоды из жизни Моисея и Иисуса Христа.





Изготовленные скульпторами Mino da Fiesoli, Andrea Brego и Giovanni Dalmata изысканные мраморные балюстрады, увенчанные канделябрами, первоначально разделяли всю площадь часовни на две равные части. Пространство в пределах святилища возле алтаря было предназначено для членов папского двора, а остальная часть помещения отводилась для паломников и верующих мирян. В конце XVI века балюстрада была несколько отодвинута назад, чтобы расширить площадку для священнослужителей.

Балюстрада Сикстинской капеллы


15 августа 1483 года, в праздник Успения Святой Богородицы, Сикстинская капелла была освящена Папой. В ней, как и в прежней часовне, проводились литургии и самые торжественные церемонии. И по сей день здесь, в особых случаях, собирается высшее духовенство.

Заседание Высшего Совета Кардиналов


Весной 1504 года, в результате проседания южной стены часовни, на ее своде образовалась большая открытая трещина, повредившая роспись потолка Сикстинской капеллы. Племянник Сикста IV папа Юлий II, возглавивший папский престол (1503 – 1513), обратился к (1475 – 1564), чтобы тот смог как-то исправить разрушенную роспись свода. Письмо, направленное мастеру, было своего рода актом примирения в возникших разногласиях с Микеланджело, в результате которых скульптор покинул Рим.

Приняв предложение Папы, он приступил к выполнению нового заказа в 1508 году. После четырех лет работы, 31 октября 1512 года новая роспись свода Сикстинской капеллы была обнародована для прихожан. На 512 квадратных метрах потолка художник воспроизвел сцены из Книги Бытия, затрагивающие темы истории человечества в период, предшествующий приходу Иисуса Христа.



Фрагмент свода Сикстинской капеллы, украшенный фресками Микеланджело


В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Считается, что он выполнил все работы самостоятельно, без помощи других художников и помощников. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Представленная мастером тема росписи раскрывает неизбежную судьбу каждого человека в этом мире, над которым Бог является абсолютным судьей и арбитром.

Фреска Микеланджело «Страшный суд» над алтарем Сикстинской капеллы (1508-1512)


Это интересно!

Фреска стала предметом острого конфликта между Микеланджело и кардиналом Карафом, обвинившим художника в безнравственности из-за обнаженной натуры многих изображенных на ней фигур. Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена говорил, что «в таком священном месте, как папская капелла не должно быть подобного позора, а эта работа более всего подходит для общественной бани или таверны».


Фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд»


В 1564г, вскоре после смерти Микеланджело, Совет Трента осудил наготу в религиозном искусстве. Было принято решение удалить фрески, воспринимавшиеся как аморальные. Однако этому помешала смерть папы Пия IV в конце 1565г, так как Сикстинскую капеллу необходимо было максимально быстро подготовить для избрания нового понтифика. Гениталии решили закрасить, поручив эту работу художнику Даниэле да Вольтерра, за что он получил уничижительное прозвище «il Braghettone», то есть «художник штанов».

Фрагмент фрески «Страшный суд»


С течением времени копоть свечей и накопившаяся за многие столетия грязь настолько ухудшили состояние фресок, что с 1980 года Сикстинская капелла была полностью закрыта на реставрацию, которая продолжалась до 1994 года. Удаленный слой грязи высветил неожиданно яркие цвета, возродив краски, нанесенные художниками в эпоху Ренессанса.

Фреска «Пророк Даниил» до и после реставрации


Официальное открытие всей восстановленной часовни состоялось 11 декабря 1999 г, став всемирно известным событием в канун Юбилейного года, провозглашенного папой Иоанном Павлом II.

Сикстинская капелла – жемчужина Ватикана


В живописном цикле, выполненном Микеланджело на своде Сикстинской капеллы в Ватикане, художник создал грандиозную, торжественную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека, как гимн физической и духовной красоте. В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно.
Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. Даже в образе Бога — величественного могучего старца, подчеркнут прежде всего созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку. Огромный вклад в художественную сокровищницу Рима внес Микеланджело Буонаротти — один из титанов итальянского Возрождения. Если бы за всю свою долгую жизнь он создал лишь фрески Сикстинской капеллы , то и тогда эту жизнь по праву можно было бы назвать подвигом. Но несравненный скульптор, живописец, архитектор и поэт оставил после себя созвездие изумительный творений! И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» — статуей на гробнице папы Юлия II.

Внешний вид капеллы

Вид на алтарную стену

Вид от алтарной стены

Подняв головы вверх, надолго застывают люди перед творениями Микеланджело, и не в силах порой сдержаться вполголоса обмениваются восторженными впечатлениями. Микеланджело было 33 года, когда папа Юлий II поручил ему расписать в 1508 году свод Сикстинской капеллы.

Фрески потолка, 1511-1512
Чтобы узнать, кто изображен на фресках, наведи курсор на фигуру (можно приблизить!!!)

Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Первая месса состоялась в ней 9 августа 1483 года.
Капелла служит часовней при Папском дворце и играет особую роль в деятельности папского престола. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника. Специально назначенные, 120 епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Когда кто-либо из присутствующих получает большинство в две трети плюс один голос, он провозглашается папой. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования.
В настоящее время, капелла открыта для посещения, как музей.

Капелла имеет прямоугольную форму (40,93 м в длину и 13,41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. Высота капеллы — 20,7 метров, ее завершает цилиндрический свод.
В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо ... На одной стене изображены сцены из жизни Христа , на другой — из жизни Моисея . Однако свод был покрыт живописью, изображающей звездное небо.


Чтобы увидеть фрески знаменитых художников, нажми здесь:

Всемирную славу Сикстинской капелле принесли фрески работы Микеланджело на своде потолка и над алтарем. Из-за многовековой копоти от свечей и слоя пыли эти фрески сильно пострадали; кроме того, в XVIII веке росписи неумело реставрировали на основе животного клея. С 1980 года началась гигантская работа по отделке и реставрации росписей. Глубокая чистка с растворением поверхностного слоя проявила сверх ожиданий очень яркие цвета живописи Микеланджело. В 1990 году реставрационные работы были закончены.
Как это ни парадоксально, но почетный заказ Микеланджело получил благодаря проискам своего недруга Донато Браманте , главного архитектора собора Святого Петра. Микеланджело был настроен критически ко всему, что его окружало. Он не питал симпатии ни к кому из великих мастеров того времени, а с Браманте у него сложились напряженные отношения. И тот задумался избавиться от соперника.
Зная силу Микеланджело-скульптора, Браманте решил отстранить его от скульптур и заставить заниматься живописью. Расчет был прост. Художник, не имевший дел с фресками, потерпит неудачу и впадет в отчаяние. И Браманте настоятельно рекомендует папе: не доверять никому роспись капеллы, кроме Микеланджело.
Скульптор, конечно же, понимал этот замысел Браманте и был страшно зол. Кисти он предпочитал резец скульптора, мечтая воздвигнуть грандиозное сооружение со множеством статуй, в которое задумал превратить давно заказанную ему Юлием II гробницу, а его заставляли переключаться на живопись. Напрасно он отказывался, говорил, что «живопись — не его дело», что с техникой фрески он не знаком. Папа был неумолим и Микеланджело пришлось все же согласиться выполнить ответственнейший заказ, как бы бросив тем самым вызов врагам и завистникам, и в первую очередь самому себе. Заметка самого Микеланджело 10 мая 1508 года «сегодня я начал работать» указывает дату начала этого грандиозного труда.
Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей.
Для Микеланджело строят в капелле леса высотой 20 метров, обтягивают их тканью, чтобы скрыть от посторонних глаз секрет рождения шедевра, и художник начинает свой титанический труд, длившийся 4 года . Лежа, запрокинув голову и изогнув дугой поясницу, он расписывает свод площадью в 600 квадратных метров (343 гигантские фигуры) . Каторжная работа на лесах очень быстро превратила молодого человека в сгорбленного старика.
В это время он написал стихотворный автопортрет — трагикомический сонет «К Джованни, что из Пистойи». Вот отрывок из этого сонета:

Я нажил зоб усердьем и трудом
(Такою хворью от воды стоячей
В Ломбардии страдает род кошачий);
Мой подбородок сросся с животом.
Лежу я на лесах под потолком.
От краски брызжущей почти незрячий;
Как гарпия, на жердочке висячей —
Макушка вниз, а борода торчком.

Бока сдавили брюхо с потрохами.
Пошевелить ногами не могу —
Противовесом зад на шатком ложе,
И не сподручно мне водить кистями.
Я согнут, как сирийский лук, в дугу:
С натуги вздулись волдыри на коже.

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Юлию II не терпелось поскорее увидеть фрески на своде капеллы, и его очень раздражало нежелание художника показать свою работу. Однажды, как вспоминали ученики Микеланджело, папа спросил мастера, когда же он закончит роспись. И в ответ услышал: «Когда смогу». Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку».
31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен, и капелла открыта. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Эти две работы — свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля — стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения.
Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Блестяще владея знаниями анатомии и достигнув в скульптуре необычайной выразительности в изображении нагого тела, мастер продолжал оставаться верным себе и в живописи. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Эти слова убедительно подтверждаются работой великого художника над росписью свода Сикстинской капеллы.
В своей росписи Микеланджело учел архитектурные особенности капеллы. По своим размерам над всем доминируют трехметровые фигуры семи библейских пророков и пяти античных сивилл, сидящих на мраморных тронах.
Несколько меньше них — группы фигур в распалубках* нал окнами и люнетах** . В них художник изобразил многочисленных предков Христа.


*распалубка — треугольный свод, образованный двумя криволинейными ребрами;
**люнет — арочный проем в стене, ограниченный снизу горизонталью;
в люнетах помещаются окна; глухие люнеты украшают росписью.

При помощи иллюзорно переданных живописью архитектурных деталей Микеланджело разделил центральную часть свода на девять прямоугольных композиций, изображающих основные библейские события . Композиции расположены так, что зритель может последовательно рассматривать их, идя от алтарной стены к выходу.
Вот некоторые из этих фресок:


Сотворение солнца и луны и
сотворение животных и растений, 1511

Грехопадение и изгнание
Адама и Евы из рая, 1510

Сотворение Адама, 1510

Всемирный потоп, 1509

Чтобы увидеть все фрески на библейские сюжеты, нажми здесь:

В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей , сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant"Angelo в 1797 году.
Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Как и во всей росписи Сикстинской капеллы, мастер стремился при помощи человеческого тела показать сложную внутреннюю жизнь человека, охватившие его страсти. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности; прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни.
Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Большинство же из них дано в сильном движении, их фигуры и лица выражают напряженное внимание и беспокойство. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.

Чтобы увидеть все фрески, изображающие юношей, нажми здесь:

В изображении семи библейских пророков и пяти античных сивилл , сидящих на одинаковых мраморных тронах, художнику удалось избежать монотонности благодаря приданию персонажам ярких индивидуальных черт. Здесь, как и всюду, основной темой является человек, человек в действии, в напряжении, которое чувствуется в каждом движении тела. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Мастер стремился подчеркнуть в их образах сверхчеловеческую мощь и нравственное совершенство. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год.


Пророк Иезекиил

Ливийская сивилла

Дельфийская сивилла

Пророк Захария

Чтобы увидеть все фрески, изображающие пророков, нажми здесь:

Группы фигур в распалубках и люнетах изображают многочисленных предков Христа .
Перед вами несколько фресок в распалубках (небольшие треугольные своды, образованные двумя криволинейными ребрами):

А вот фрески, расположенные в люнетах (арочные проемы в своде или стене над окнами, ограниченныу снизу горизонталью):

Чтобы увидеть все фрески, изображающие предков, нажми здесь:

Четыре угловых распалубки вдвое больше остальных и заполнены изображением четырех драматических эпизодов из жизни древних евреев :

Юдифь и Олоферн, 1509, распалубка свода

Давид и Голиаф, 1509, распалубка свода

Медный змий, 1511, распалубка свода

Падение Амана, 1511, распалубка свода

Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв.м) совсем один, без помощников. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование.
Четыреста фигур (высотой до 2,5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых. Мастера обвинили в кощунстве: в святом месте он изобразил обнаженные тела! В начале 1564 года (через 20 лет) одному из учеников Микеланджело было поручено «одеть» 25 фигур фрески! Так появились на них стыдливые драпировки. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.

Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе.
Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», — решил он. Всю ночь, просматривая книги и картины, Баррето обнаружил еще шесть анатомических изображений. На следующий день он рассказал об этом своему другу Марчело де Оливейра, и оба они на протяжении еще трех месяцев вместе проводили исследования. Итогом этих исследований стала книга «Тайное искусство Микеланджело», опубликованная в прошлом году в Бразилии.

В ходе своей работы бразильские врачи выяснили, что еще один американский врач, некто Гарабед Экноян, нашел изображение почки в «Отделении земли от воды». В конце концов, Баррето и Оливейра пришли к выводу, что в каждом фреске Микеланджело оставил подсказки, чтобы помочь найти скрытую часть тела.
Некоторые их них тематические. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.

Теория Баррето и Оливейры имеет право на существование, хотя некоторые моменты требуют наличия воображения. Некоторые считают, что слишком много воображения. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что, и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». (Я согласна с этим высказыванием, а вы?)
В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле? Баррето и Оливейра не могут дать точного ответа на этот вопрос, однако указывают на то, что доподлинно известно, что Микеланджело и другие деятели искусства эпохи Возрождения были буквально помешаны на человеческой анатомии и человеческом теле.

Микеланджело (1475-1564) был скульптором, художником и архитектором. Он считается одним из величайших художников периода итальянского Возрождения и, возможно, всех времен. Его работы продемонстрировали, никогда не виданное ранее, сочетание психологической проницательности, физического реализма и интенсивности. Его современники признавали его необыкновенный талант, и Микеланджело получал заказы от некоторых из самых богатых и могущественных людей своего времени, в том числе пап и других, связанных с католической церковью. Его картины, в частности и те, что украшают Сикстинскую капеллу, тщательно оберегаются, для того, чтобы будущие поколения имели возможность их просмотреть и оценить талант Микеланджело.

Сикстинская капелла (бывшая церковь) была построена в самой священной части Италии, в Ватикане, в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло ее название. В ее стенах всегда избирались и избираются новые папы римские. На сегодняшний день Капелла это музей и знаменитый памятник Возрождения.


В 1508 году, папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, для работы над достаточно дорогим и амбициозным проектом живописи: изобразить 12 апостолов на потолке Сикстинской капеллы. Вместо этого, в течение четырех - летнего проекта, Микеланджело нарисовал, вокруг центральной части потолка, 12 фигур: семь пророков и пять сивилл, а центр заполнил 9-ю сценами из Книги Бытия.

Спустя 25 лет после окончания росписи потолка, в 1537 - 1541 гг. Микеланджело продолжил роспись Сикстинской капеллы и написал масштабную фреску «Страшный суд». Она занимает всю стену за алтарем. Фреску заказал папа Климент VII, умерший во время подготовки к росписи. Ему на смену пришел Павел III, который пожелал, чтобы картина, все же, была завершена.

Самая известная из картин Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы – «Сотворение Адама». На ней Бог и Адам протягивают руки друг к другу. Этот жест выглядит очень эмоциональным, и не может оставить равнодушным буквально никого из ценителей живописи.

СОТВОРЕНИЕ:


«Отделение света от тьмы»

Данная фреска изображает Саваофа. Он одним лишь мощным движением рук разгоняет облака, борясь с хаосом, стремится разделить свет и тьму.


«Создание солнца и планет»

Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Ее размер составляет 570 см. х 280 см. Фреска отображает события описанные в библейском сюжете, Бытие, глава 1-ая, стихи с 14 по 19 включительно.



«Отделение суши от вод»

На фреске изображены события описанные в Библии, в Ветхом Завете, книге Бытия, 1-ой главе, стихи 1 – 5.

АДАМ И ЕВА:


«Сотворение Адама»

Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. На фреске изображен момент, когда Бог движением руки, как бы, дает Адаму жизненную энергию, оживляет уже созданное тело. Размер фрески: 280 см. х 570 см.



«Сотворение Евы»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти в 1508 – 1512 г. Из ребра спящего Адама, Бог создает Еву.


«Грехопадение и изгнание из рая»

Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Древо познания, располагающееся по центру, как бы, разделяет жизнь Адама и Евы на до, и после вкушения запретного плода.

ИСТОРИЯ НОЯ:


«Жертвоприношение Ноя».

Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. На ней изображен сюжет о том как, после Великого потопа, благодарный за свое спасение и спасение его семьи, Ной приносит Богу жертву.


«Всемирный потоп»

Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг. Ее размер 570 см. х на 280 см. Она повествует нам о том, как люди пытались спастись от Всемирного потопа, как они реагировали на происходящее и какими методами пытались избежать гибели.



«Опьянение Ноя»

Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году. Ее размер составляет 260 см. х 170 см. Фреска изображает события из Книги Бытия, глава 9, стихи 20 – 23.

СИВИЛЛЫ:


«Ливийская сивилла»

Сивиллами в античной культуре называли прорицательниц, пророчиц, предсказывающих будущее, грядущие беды. Согласно Варрону (римскому писателю и учёному-энциклопедисту 1-го века до нашей эры), слово Сивилла переводится как «божья воля».


«Персидская сивилла»

Персидская сивилла изображена на фреске в образе пожилой женщины, по всей видимости, уже с не очень хорошим зрением, так как она поднесла книгу слишком близко к глазам. На ее преклонный возраст также указывает ее очень закрытая одежда. Сивилла, кажется, полностью сосредоточена на чтении и не обращает никакого внимания на происходящее вокруг.


«Кумская сивилла»

Пророчица изображена на фреске в образе старой, но крепкой женщины с хорошо развитой мускулатурой. Кумская сивилла часто упоминается в древней литературе: в «Сатириконе» Петрония, в «Анналах» Тацита, «Метаморфозах» Овидия и «Энеиде» Вергилия. Многие художники изображали ее на своих картинах. Кроме Микеланджело, ее также нарисовал Тициан, Рафаэль, Джованни Черрини, Андреа дель Кастаньо, Ян ван Эйк и другие.


«Эритрейская сивилла»

На этой фреске сивилла изображена молодой достаточно привлекательной и развитой женщиной, читающей, судя по всему, в позднее время. Маленький путти при помощи факела поджигает для нее светильник.


«Дельфийская сивилла»

Дельфийская сивилла - мифическая женщина, существовавшая до Троянской войны (приблизительно 11-ый век до н.э.). Ее упоминает в своей рукописи, в рассказах которые он слышал от местных, Павсаний (греческий географ-путешественник, живший во 2-ом веке н.э.).

ПРОРОКИ:


«Пророк Иеремия»

Иеремия – 2-ой из четырех пророков Ветхого Завета, живший около 655 года до н. э, автор 2-ух книг: «Плач Иеремии» и «Книга пророка Иеремии». На фреске опечаленный пророк погружен в тяжелые мысли о судьбе народа.


«Пророк Даниил»

Даниил – библейский пророк, живший в VII веке до нашей эры. Он обладал даром от Бога растолковывать сны.


«Пророк Иезекииль»

Иезекииль - великий ветхозаветный пророк, живший в Иерусалиме около 622-го года до н. э. Согласно Библии, Книги Иезекииля, он делал пророчества направленные против язычников и иудеев, свидетельствовал о видении славы Господней и пр.


«Пророк Исайя»

Для христиан особо ценны пророчества Исайи о будущем рождении и пришествии Мессии (Ис. 7:14, Ис. 9:6), а так же о служении (Ис. 61:1). Еще он пророчествовал о судьбе Египта и Израиля.


«Пророк Иоиль»

На фреске изображен один из 12-ти малых пророков - пророк Иоиль, сын Вафуила, по преданию, живший в городе Вефаре и написавший книгу пророчеств.


«Пророк Иона»

На этой немного необычной фреске, изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. За ним - большая рыба. Это ссылка на тот факт, что в книге Ионы, его проглатывает кит.


«Пророк Захария»

Захария был одним из двенадцати "меньших" пророков. В церковной традиции он молод, но Микеланджело нарисовал его как человека седого, в возрасте, с длинной бородой.



«Страшный суд»

Тема фрески: второе пришествие Иисуса Христа и апокалипсис. Ее размер: 1200 см. х 1370 см.

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.

Цитата сообщения

Сикстинская капелла - полный обзор росписей на потолке

Самая известная капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино (Джорджио) де Дольчи (Giovannino de Dolci) по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV (по имени которого и получила своё название).

Сейчас Сикстинская капелла - это обширный прямоугольный зал справа от нефа Собора Святого Петра, с овальным сводом, разделенный на две неравные части мраморной оградой, выполненной Мино да Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо . Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело , которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.

Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино , Пинтуриккио , Лукой Синьорелли , Козимо Росселли , Доменико Гирландайо и Боттичелли . Но славу, не сравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело. Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному, монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл. Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе . Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников.

Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджио в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».

В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса.
Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени. С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а так же его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.

Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий. И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью.

В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади римляне узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный - о продолжении Конклава.



1. Бог создал Адама. Картина в Сикстинской капелле.


2. Потолок Сикстинской капеллы.



3. Схема росписей потолка в Сикстинской капелле.



4. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху: Разделение света и тьмы.
Внизу: Иона.
Вверху слева: Ермия.
Вверху справа: Ливийская Сибилла.
В правом нижнем углу: Моисей поднимает Бронзовый серпант.
В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. - Эта часть потолка была закончена где-то в 1511 году, когда Микеланджело Буонаротти было 59 лет.



5. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Разделение Земли и Воды.
Внизу: Сотворение Солнца, Луны, и Планеты. Оба были закончены в 1511 году.



6. Потолок Сикстинской капеллы. Вверху картины: Сотворение Евы, 1509 год,
когда Микеланджело было 57 лет.
Внизу: Сотворение Адама — центральная часть потолка.



7. Вверху картины: Ной и его семья приносят жертву Богу, после их спасения от великого потопа.
Внизу: Падение и Изгнание из Райского Сада, 1509 год.



8. Вверху картины: Ной пьян и опозорен.
Внизу: Великий потоп.



9. Потолок Сикстинской капеллы - по центру: Заэрья.
Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.
Вверху справа: Давид убивает Голиафа.
Внизу справа: Иаков и Иосиф.
Внизу слева: Элиза и Матан.



10. Сикстинская капелла, задняя стена — Страшный Суд (Микеланджело Буонаротти - 1539 год, когда ему было 87 лет).
Ангелы, по середине, уносят свои рожки, чтобы воскреснуть из мертвых. Один из них держит Книгу, в которой все записано, и на которой, Иисус будет основывать свои суждения.



1
1. Сикстинская капелла — Центр Страшного Суда. Главная фигура - Иисус Христос, решающий судьбу человеческого рода. Жестом руки, он проклинает большую часть человечества, отправляя их в ад, но некоторые из них — спасены, и отправляются на небеса. Такое ощущение, что даже Мадонна, что около него, присела в страхе от такой сцены.


12. Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Ливийская Предсказательница, Даниил, Предсказательница из Кумы, Исаия и Дельфийская Предсказательница.



13. Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Предсказательниц. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Предсказательница, Изакель, Персидская Предсказательница, Еремия.



14. Сикстинская капелла, Северная Стена — Крещение Иисуса (Пьетро Перуджино, 1482 год)
По середине: Крещение Иисуса.
Справа: Проповедующий Иоан Баптист.
В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея.



15. Сикстинская капелла, Северная Стена — искушение Иисуса (Ботичелли (Сандро Филипепи) 1481-1482 гг.) После своего крещения Иисус проходит 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, таким образом, доказывая, что он — сын Бога. Иисус отказался: Но он сказал в ответ: ‘Человек не хлебом единым жив, но и всяким словом, исходящим из уст Божих’.



16. Сикстинская капелла, Северная Стена - Призвание первых учеников (Доменико Джирландайо, 1481-1482 гг.)
Призвание Петра и Андрея, первых последователей Иисуса, показано в двух сценах.



17. Сикстинская капелла, Северная Стена - Нагорная проповедь (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
В Нагорной проповеди, Иисус раздал правила, которые станут христианскими принципами.



18. Сикстинская капелла, Северная Стена - Вручение ключей (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного.
Другие последователи за этим наблюдают. К ним присоединились несколько небиблейских персонажей.



19. Сикстинская капелла, Северная Стена - Тайная Вечеря (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Иисус только что поделил хлеб и вино. Он говорит своим последователям, что скоро умрет. Апостолы кажутся потрясенными.
Один из апостолов не удивлен. Это Иуда, который сидит спиной, с сумкой на плече. В ней серебряные монеты, которые он получил за то, что предал Иисуса.



20. Сикстинская капелла, Южная Стена - Путешествие Моисея через Египет. (Пьетро Перуджино, 1482 год)
Справа, сын Моисея — Элиэзер со своей матерью Сепфорой.
В центре Моисей остановлен ангелом, изображенным в виде Бога.



21. Сикстинская капелла, Южная Стена — Несколько сцен из жизни Моисея. (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1481-1482 гг.)
В правом нижнем углу: Моисей убивает египтянина, который напал на еврея.
Когда Фараон услышал об убийстве, Моисей сбежал в землю Мидиан.
Там он отгонял пастухов, беспокоивших дочерей местного священника, Йетро. В последствии, тот разрешил ему жениться на одной из своих дочерей — Сепфоре.



22. Сикстинская капелла, Южная Стена — Пересечение Красного моря (Косимо Розелли 1481-1482 гг.)
Моисей ведет свой народ через Море Рид. Он преследуется египетскими воинами.



23. Сикстинская капелла, Южная Стена — Моисей с Таблицами Закона (Косимо Розелли, 1481-1482 гг.)
Моисей получает таблицы от Бога, на горе Синай. Спящий молодой человек - это Джошуа.
Слева, на переднем плане: Моисей и Джошуа вернулись и показывают таблицы людям.



24. Сикстинская капелла, Южная Стена — Наказание Корея, Дафана и Авирона (Ботичелли (Сандро Филипепи), 1482 год)
Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых закидать камнями Моисея.
В центре: Арон (с митрой) подвергается нападению людьми, которые оспаривают его духовенство.
Слева: Моисей обращается к Богу с просьбой наказать мятежников.



25. Сикстинская капелла, Южная Стена — Последний вздох Моисея и его смерть (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)
Справа: Моисей обращается к толпе слушателей.
Слева: Он передает лидерство своему преемнику — Джошуа.
В центре: Ангел показывает Моисею Землю Обетованную, которой он никогда не достигнет.
Слева: Люди оплакивают его смерть.



26. Сикстинская капелла, лицом к алтарю.



27. Перед входом в Сикстинскую капеллу.



28. Сикстинская капелла, вид снаружи.



29. Сикстинская капелла. Встреча Папы Бенедикта XVI и художников со всего мира.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх