Авиационный маршрут. Онлайн-Радар воздушных судов находящихся в полёте

Многие замечали, что в полете самолет выполняет не один десяток поворотов, причем зачастую в разные стороны. Среди пассажиров популярно мнение, что изменения курса связаны с командами диспетчера и имеют целью не допустить столкновения самолетов, однако это не совсем так. При полете вне района аэродрома в абсолютном большинстве случаев данная задача выполняется путем задания различных высот и скоростей для того или иного рейса. Возникает закономерный вопрос, почему бы не лететь по прямой с минимальным маневрированием при взлете и посадке? Дело в том, что в небе, как и на земле есть дороги – воздушные трассы , главная задача которых упорядочить потоки самолетов и добиться максимально эффективного использования воздушного пространства. В этой статье мы расскажем, зачем нужны воздушные трассы, как формируется маршрут полета конкретного рейса, какова роль пилота и диспетчера в этом процессе, почему один и тот же рейс может выполняться по совершенно разным маршрутам в разные дни.

Полет по кратчайшему маршруту.

Очевидно, что самым выгодным маршрутом является так называемая ортодромия — кратчайшее расстояние между двумя точками на земной поверхности. На карте ортодромия выглядит как дугообразная линия, что связано с тем, что карта представляет собой проекцию сферической земли на плоскость.

Кратчайшее расстояние Москва — Петропавловск-Камчатский.

Конечно, выполнять полет по прямой линии из точки А в точку Б быстрее и экономичнее, нежели чем по «ломанной» воздушной трассе. Однако, до недавнего времени полет по такой траектории было практически невозможно выполнить, что было связано с возможностями навигационного оборудования. Кроме того, если бы все воздушные суда выполняли полет по беспорядочным траекториям, на сегодняшнем этапе развития систем управления воздушным движением это привело бы к невозможности «развести» в воздухе все эти самолеты. Также существует множество разнообразных запретных зон и зон ограничения полетов, полеты через которые выполнять нельзя.

Традиционная навигация.

Исторически маршрут полета состоит из последовательности так называемых промежуточных поворотных пунктов и «лэгов » (от англ. leg) – участков между ними.

Сеть воздушных трасс над Москвой.

На заре авиации необходимость выполнения полета по маршруту была связана исключительно с выполнением навигационных задач. Базовый метод навигации представляет собой полет от одного характерного наземного ориентира к другому, разумеется данный метод применим при условии видимости земли, т.е. в визуальных метеоусловиях. Кстати, визуальная навигация до сих пор активно применяется в «малой авиации».

C развитием авиации появилась необходимость выполнять полеты и в условиях отсутствия видимости земной поверхности, т.е. исключительно по приборам. Так появился метод навигации, называемый радионавигация . Суть этого метода состоит в том, что в определенных точках маршрута устанавливались радиостанции, экипаж на борту определял направление на радиостанцию и выполнял полет на нее. Со временем был разработан прибор, называемый автоматический радиокомпас (АРК) , который позволяет с высокой точностью определить направление на радиостанцию. Сами радиостанции стали называть «приводными» или по-английски NDB (non-directional beacon). Радиус действия таких передатчиков составляет около 250 километров, что обуславливало необходимость создания довольно обширной сети станций. Со временем появились более продвинутые и точные радиомаяки VOR , дальность действия которых составляет до 350 километров. Именно этими расстояниями обусловлена длина участка трассы, при этом надо понимать, что выдерживать направление можно не только выполняя полет на радиостанцию, но и от радиостанции.

Приводная радиостанция и воздушные трассы.

Методы навигации, основанные на наземных радиосредствах широко применяются в гражданской авиации, однако сегодня основным методом навигации является . Полет по-прежнему выполняется от точки к точке, но теперь они представляют собой лишь условное название и географические координаты, установка каких либо наземных средств уже не требуется.

Формирование маршрута.

Итак, каким же образом формируется маршрут полета конкретного рейса, по которому в итоге полетит самолет. Ниже мы расскажем, как это происходит в крупных авиакомпаниях.

У любого серьезного перевозчика существует отдел аэронавигационного обеспечения, который из имеющейся сети точек и трасс формирует несколько вариантов маршрутов для каждого рейса, как правило 5 – 10 маршрутов. Эти маршруты сохраняются в базе данных авиакомпании и загружаются в бортовые навигационные системы воздушных судов, их называют «company routes» .

Вариант маршрута Внуково — Санкт-Петербург.

Подготовкой конкретного рейса уже в день вылета занимается полетный диспетчер , именно этот специалист выбирает оптимальный маршрут, оценивая все ограничения по маршруту и метеорологические условия. Зачастую получается, так, что полет по более длинному маршруту значительно выгоднее за счет различных скорости и направления ветра в разных районах. Выбранный маршрут утверждается и передается в службу обслуживания воздушного движения, т.е. диспетчерам.

Таким образом, пилоты получают готовый маршрут полета, в соответствии с которым и будет выполняться рейс. В процессе выполнения полета в маршрут могу вноситься изменения, например при наличии возможности диспетчер может разрешить так называемое «спрямление», т.е. исключить из маршрута одну или несколько промежуточных точек. Кроме того, по решению командира может выполняться обход опасных метеоявлений, как правило гроз.

Фактическая линия пути. Шереметьево — Санкт-Петербург.

Как уже было сказано, маршрут полета самолета состоит из последовательности точек и трасс, ниже мы приведем реальный маршрут из аэропорта Внуково в Санкт-Петербург, именно в таком виде его видят пилот и диспетчер.

UUWW UM4D UM DCT AR DCT OBELU B239 AJ R369 DB B964 LUKIR LUKI1A ULLI

UUWW – международный код аэродрома Внуково
UM4D – обозначение маршрута вылета (SID)
UM – приводная радиостанция «Ивановское»
DCT – «прямо на»
AR — приводная радиостанция «Бужарово»
DCT — «прямо на»
OBELU – обозначение точки
B239 – обозначение трассы
AJ — приводная радиостанция «Старица»
R369 — обозначение трассы
DB — приводная радиостанция «Починок»
LUKIR — обозначение точки
LUKI1A – обозначение маршрута прибытия (STAR)
ULLI — международный код аэродрома Пулково

Обозначение трассы уже включает в себя последовательность точек, само название точки или приводной радиостанции указывается в маршруте при смене трассы. Сокращение DCT (direct to — «прямо на») применяется в тех случаях когда невозможно выполнить полет по трассе, либо органом обслуживания воздушного движения разрешено планирование полетов вне трасс.

Как видно, при формировании маршрута, как и 50 лет назад используются приводные радиостанции, однако наряду с ними применяются и немаркированные навигационные точки.

В процессе подготовки к вылету пилот вносит в бортовой навигационный компьютер маршрут в виде последовательности точек. Данные каждой точки (название, координаты, позывные) уже содержатся в бортовой базе данных. Если перевозчик применяет предварительно спланированные маршруты company routes , пилоту достаточно выбрать индекс маршрута, например «UUWWULLI01». Нетрудно догадаться, что UUWW – это аэропорт вылета (Внуково), а ULLI – аэропорт назначения (Пулково), 01 – порядковый номер варианта маршрута.

Пульт управления бортовым навигационным компьютером (FMS).

Будущее.

Уже сегодня ряд европейских государств вводят в своем воздушном пространстве концепцию Free Route Airspace , суть которой заключается в том, что вместо воздушных трасс публикуется только информация о навигационных точках. Планирование полета осуществляется по любому маршруту, проходящему через опубликованные точки, при этом достаточно выбрать только две точки – входа и выхода из зоны.

Другая перспективная разработка организации Eurocontrol – главного органа обслуживания воздушного движения в Европе – концепция Single European Sky , т.е. «единое европейское небо», ее суть заключается в упразднении границ между различными секторами управления воздушными движения в части планирования маршрутов, таким образом можно будет выполнить полет через весь европейский регион по прямой.

FlightRadar (Флайтрадар) | История и описание

В 2007 году шведская компания Travel Network разработала систему слежения за самолётами в воздухе в режиме реального времени Flightradar24 . Радар работает 24 часа в сутки. Данные, получаемые системой, выводятся на карту и позволяют видеть самолеты онлайн во всём мире – карта полетов самолетов.

При выборе какого-либо самолёта на карте система выдаёт список его данных, включая:

  • тип самолёта и его фотографию,
  • бортовой номер и принадлежность к авиакомпании,
  • место отправления и посадки,
  • высота и скорость в данный момент,
  • географическое положение в градусах,
  • пройдённый путь от аэропорта отправки и другие данные.

Система также поддерживает поиск самолёта по номеру рейса.

База данных обновляется каждые несколько секунд, при этом уточняются позиции всех самолётов на карте. Собранные данные хранятся в памяти системы 28 дней, позволяя отслеживать не только текущие полёты, но и уже завершившиеся. Такой Флайтрадар24 стал очень популярным в наше время. Люди используют его для определенных задач – отследить рейс, либо просто им интересно наблюдать на радаре самолеты онлайн.

Принцип работы Флайтрадара

Почти все самолёты последних поколений используют способ получения полётной информации от самолёта, использующий ответчик ADS-B. Это позволяет отслеживать движение грузовых и пассажирских самолётов в различных частях земного шара. Тем не менее, система не отслеживает борта, не укомплектованные данным передатчиком.

На текущий момент не более 60% самолётов в мире (менее 30% в США, но более 70% в Европе) оснащены этим устройством, однако их число постоянно увеличивается.

Какова зона охвата системы Fly Radar?
Карта самолетов – Система Флайтрадар использует более 500 приёмопередаточных станций, взаимодействующих с ответчиком ADS-B. Они собирают информацию от всех бортов в воздухе, укомплектованных ответчиками ADS-B, и передают её на центральный сервер системы, который после обработки данных отображает положение этих самолётов на карте в режиме реального времени.

Само собой, самолёты без ответчиков ADS-B, или находящиеся вне зоны покрытия сети станций, не отображаются на карте сервиса. Более 90% Европы покрыто сетью станций, также покрытие присутствует на территории Северной и Южной Америки, Австралии, в Японии и некоторых других регионах Земли.

Отображаемые типы самолётов на Флайрадар
Ниже перечислены все типы самолётов, отображаемые системой (имеющие ответчик ADS-B):

  • Все Airbus (Airbus A300 – A380)
  • BAe ATP
  • BAe Avro RJ70-85-100
  • Наиболее популярные модификации Боингов (Boeing 737, 747, 757, 767, 777, 787)
  • Новейшие Embraer E190
  • Fokker 70 – 100
  • Gulfstream V, Gulfstream G500/550
  • McDonnell Douglas MD10 – MD11
  • Sukhoi SuperJet 100
  • Новейшие модели Илов и Ту (Ил-96 и Ту-204)

Не отображаемые типы самолётов на Flightradar24 (не имеющие датчика ADS-B)

  • Ан-225 «Мрия»
  • ATR-42 – 72
  • Boeing 707, 717, 727, 737-200, 747-100, 747-200, 747SP
  • CASA всех моделей
  • Bombardier всех моделей
  • Dornier 328
  • Embraer устаревших моделей
  • Jetstream 32
  • Fokker 50
  • McDonnell Douglas DC-9, MD-8x, MD-9x
  • Saab 340 – 2000
  • Самолёты президентов («Air Force One»)
  • Устаревшие модели самолётов
  • Подавляющее большинство военных бортов всех стран

Существует и огромное количество исключений. Некоторые самолёты различных компаний или популярные частные самолёты Cessna видимы на Флайрадаре, в то время как некоторые борта самолётов Боинг и Airbus, не укомплектованные передатчиками ADS-B, не видимы на карте сервиса. Карта самолетов онлайн – одно из интереснейших изобретений, которое усовершенствуется каждый день – следите за изменениями.

Нажмите тут для полноэкранного режима отображения карты Авиарадара


Мы живем в эпоху осуществившейся вековой мечты всего человечества - летать как птицы! Многие люди и не задумываются, что в каждый момент времени в воздухе находятся тысячи воздушных судов - самолетов и вертолетов. Особенно эта программа будет интересна детишкам, мечтающим выбрать профессию, связанную с военной или гражданской авиацией. В программе, как следует уже из адреса сайта - можно круглосуточно, в меркаторовой проекции на карте всей Земли, посмотреть воздушные трассы над любой ее частью, увеличив или уменьшив масштаб. Узнать, какие самолеты летят в данный момент времени, но только конечно из числа тех, у которых включен транспондер. Просто нажав программе радар самолетов онлайн на пиктограмму любого из тысяч отображающихся самолетов, например того который летит над головой, пытливый человек может увидеть пункты вылета и назначения авиарейса, уже пройденную и предполагаемую трассу, время вылета и прибытия, скорость, высоту полета воздушного судна, его марку и бортовой номер. А также десятки фотографий именно этого самолета из базы данных сайта, сделанных плейнспоттерами. В программе отображаются все международные аэропорты Земли, при нажатии на которых становится видно его официальное название, местное время и погоду - осадки, температуру и скорость ветра. Кроме того отображается табло вылета и прилета этого аэропорта. Поэтому интересно наблюдать, когда кто-то из знакомых или родственников летит самолетом. Зная номер рейса, можно наблюдать их полет от момента взлета до посадки в режиме онлайн. И сразу после приземления, когда в самолете все судорожно включают мобильники (ранее выключенные при заходе на посадку), послать смс-ку с поздравлением с прибытием. Еще в программе отображается постоянно движущиеся по карте Земли линии навигационных (сразу после захода солнца) и астрономических сумерек (когда наступает полная ночь), что позволяет планировать свои мероприятия. Кроме того, можно включить смоделированный программой режим вида из кабины пилота в любом из четырех направлений. Особенно интересно наблюдать, когда впереди виден другой самолет. Чтобы пользоваться всеми сервисами этой программы, нужно ежемесячно заплатить небольшую сумму. Но основные и самые востребованные функции флайтрадара онлайн доступны бесплатно. Нужно только перезагружаться каждые полчаса, что особо не напрягает.

Полеты самолетов в реальном времени - online!

Карта онлайн полетов №1 от системы Флайтрадар 24

Это - уникальная страница. На карте-схеме ниже отображены рейсовые самолеты, находящиеся в данный момент в воздухе. В реальном времени! По всему миру! Вы можете сами, перемещаясь по карте и масштабируя ее фрагменты, увидеть ситуацию с воздушным движением в любом уголке нашей планеты.

Онлайн трекер позволяющий производить визуальное наблюдение за самолётами находящимися в воздушном пространстве. Мониторинг возможен благодаря технологии ADS-B.

ADS-B (англ. Automatic dependent surveillance-broadcast ), АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание ), - технология, внедряемая в настоящее время в США, России и других странах, позволяющая пилотам в кабине самолета и диспетчерам на наземном пункте, "видеть" трафик движения воздушных судов с большей точностью чем это было доступно ранее и получать аэронавигационную информацию.

Краткий алгоритм получения информации о местоположении воздушных судов, на базе системы ADS-B

  1. Самолет получает свое местоположение с помощью GPS-навигации.
  2. ADS-B транспондер установленный на борту самолета передает сигнал, содержащий информацию о текущем место положении и др.
  3. Полученная информация от ADS-B систем множества самолётов концентрируется на сетевом ресурсе Flightradar24.
  4. Обработка и визуализация полученной информации позволяет вести мониторинг за передвижением самолётов практически в режиме реального времени.

Сегодня примерно 60% всех пассажирских самолетов (70% в Европе, 30% в США) оборудованы ADS-B транспондерами. Этот процент неуклонно растет, как ADS-B устанавливается вместо радара в качестве основного метода наблюдения для управления самолетом.

Flightradar24 располагает сетью из около 2000 ADS-B приемников во всем мире, которые получают данные о воздушном судне и полетную информацию. Из-за высокой частоты, используемой (1090 МГц) покрытие из каждого приемника ограничен примерно зоной прямой видимости (около 250-400 км, в зависимости от метеоусловий и рельефа местности). Чем дальше от приемника находится самолет, тем выше он должен лететь, чтобы его сигнал могла принимать наземная станция. В связи с тем, что принимающие станции расположены на суше, наиболее затруднённо получение ADS-B данных от самолётов пролетающих вдалеке от побережья над поверхностью океана.

>>>Полет самолетов в реальном времени на Radarbox24.com
>>>Спутниковая карта мира высокого разрешения
>>>Подробная карта мира со спутника

Пояснения. Не все воздушные суда видны на карте схеме. Только те, которые оборудованы специальными радиоответчиками (транспондерами), и находятся в полетных зонах, где есть соответствующие принимающие станции. Например, территория Европы (стран ЕЭС) охвачена почти полностью. Отсюда поступает всеобъемлющая информация о пассажирских полетах.

Но, даже в тех регионах, где нет большой насыщенности наземных станций, главные авианаправления, в основном, охвачены. Это хорошо видно по многочисленным силуэтам самолетов на разных континентах. Но, напомним, что по причинам указанным в начале, не будут отображаться полеты старых модификаций судов, например, Боингов (727, 737-200, 747-100, 747-200, 747SP) и советских Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-42: (за исключением некоторых модификаций - "М") А вот новые российские лайнеры -- Sukhoi SuperJet 100, Ил-96, Ту-204 - отображаются без проблем.

При наведении курсора на силуэт самолета он меняет цвет. При нажатии на него открывается левая колонка с информацией, например, о названии авиакомпании (Airline), номере рейса (Flight nr), аэропортах вылета и прилета (From, To), типе самолета (Aircraft), высоте (Altitude) и скорости (Speed) полета. В это время на карте появляется линия (трек) предшествующего движения самолета, цвет которой меняется в зависимости от высоты самолета. Соответствие цветов показано ниже. Для удобного продолжения обзора карты полетов закройте левую колонку.

Карта полетов дает не только познавательную информацию, но и может стать реальным инструментом гражданского контроля за авиационным движением. Вы теперь можете сами проверять достоверность информации, которой снабжают пассажиров сотрудники авиакомпаний и аэропортов. Вы можете сами оценивать точность выполнения расписания авиаперевозчиками и планировать реальную встречу прилетающих пассажиров. А когда возникают проблемы с летной погодой, вы сами оцените ситуацию с: Предоставление данной информации правомерно и не является нарушением законодательства ни одной из стран, из которой поступают сведения о полетах.

Примечание. Информация о полетах вертолетов не отображается. Нет сведений и о нахождении в воздухе военных самолетов, за редчайшим исключением, которое допускают создатели этой программы из Flightradar.
Внимание! Из-за отсутствия наземных станций в некоторых регионах и возникающих проблемах с передачей сигнала, отображение силуэта самолета на карте-схеме может временно исчезать и не отражать реальную ситуацию. Силуэт также исчезает при нахождении самолета в нескольких десятках метрах от земли (непосредственно при взлете и посадке). Могут не полностью отражаться данные о полете и характеристиках самолета.

Широкое покрытие Флайтрадара обеспечивает сервису успешную работу на территории всей Европы и Соединенных Штатов Америки. Функционал трекера по достоинству оценили клиенты из Украины, России, Канады, Мексики, Латинской Америки, Южной Африки, а в странах Азии он вообще занимает лидирующие позиции среди аналогичных сервисов.

Флайтрадар24 покрывает практически все страны мира, отслеживая 960 авиакомпаний и 32505 самолетов. Также сервис предоставляет подробную информацию о работе 8675 аэропортов, находящихся в 190 странах. Флайтрадар мониторит их состояние, погодные условия в регионе, ведет учет количества вылетевших и прибывших самолетов. Те аэропорты, которые находятся под контролем радара, отмечены, синим цветом.

Качество покрытия обусловлено не только количеством установленных ADS-B-приемников, но их техническими характеристиками и расположением антенн. Одна наземная станция способна принимать сигнал воздушных суден в радиусе от 200 до 400 км.

Видимость воздушного транспорта зависит не только от возможностей станции приема, но и от других факторов, как то тип самолета и транспондера. Немаловажное значение имеют и такие показатели, как: высота полета и рельеф местности - очевидно, что на равнине техника будет показывать лучший результат.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх